Св. Полиевкт пострадал в Кесарии Каппадокийской, а Тимофей в Мавритании. Св. Вонифатий милостивый родился в Италии и был епископом Ферентийским. Жил в VI веке и прославился нестяжательностью и милосердием к бедным, почему назван милостивым. Прославился также и чудотворениями. Преподобный Григорий был Омиритским архиепископом. Сначала он был диаконом в своем родном городе Медиолане. Один отшельник, предсказав ему епископский сан, велел отправиться в Александрию. Это было в 550 г. Тогда эфиопский царь Елезвой, в наказание за преследование христиан, пошел войной против омиритского царя Дунаана, разбил его войско и самого казнил. Сделавшись царем и в омиритском царстве, Елезвой начал распространять здесь христианскую веру. Обратился к александрийскому патриарху, прося его прислать для омиритской церкви достойного епископа. Патриарху было откровение, чтобы поставить в епископы Григория. Так и сделал он. Св. Григорий крестил множество иудеев в омиритском царстве, устроил церковь и мирно скончался около 550 г. Преподобный Илия Муромский, чудотворец печерский, жил в XII веке. Происходил из Мурома. Подвизался в Киев. Там, в Антониевой пещере, открыто почивают и его мощи. Св. Илия скончался, сложив персты правой руки для молитвы. Персты сложены таким образом: три первые сложены вместе, а два последние – безымянный и мизинец – пригнуты к ладони. Это – сильное доказательство в пользу трехперстного сложения против раскольников. 20-е число О священномученике Игнатие Богоносце , патриархе Александрийском, читать под 29 янв. Св. Филогоний был епископом в Антиохии. Сначала он служил судьей в своем городе и был добрейшим и справедливейшим; гонимые и притесняемые имели в нем твердого защитника и покровителя. Он благотворил всем нищим. Сделавшись епископом, Филогоний стал твердым защитником православия против еретиков. При гонителях Максимиане и Максентии потерпел мучения за веру, но не был убит. Отпущенный к своей пастве, скончался в 324 г. Преставление Петра, митрополита Киевского. Родился он в земле Волынской от благочестивых родителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Все советники его, слуги и воины были или евреи, или язычники, покланявшиеся солнцу, луне и идолам. Он старался изгнать всех христиан из своей области и искоренить в стране Омиритской самую память о великом Христовом имени. Ревностно преследуя Церковь Божию, он мучил и убивал верных, не покорявшихся его велениям и не хотевших жить по иудейскому закону. Услышав о том, что Дунаан воздвиг в своей стране гонение на христиан, царь Ефиопии Елезвой сильно огорчился и, собрав свои войска, пошел на него войною [ 4 ]; после многих битв Елезвой победил его и, сделав его своим данником, возвратился в свою землю. Спустя немного времени, Дунаан опять восстал против Елезвоя, нарушил договор с ним и, собрав свои войска, уничтожил все отряды Елезвоя, оставленные им для охраны городов, после чего еще сильнее вооружился против христиан. Он повсеместно повелел, чтобы христиане — или принимали иудейскую веру, или были избиваемы без милосердия. В царстве его уже не оставалось никого, кто дерзнул бы исповедовать Христа, и только в одном обширном и многолюдном городе Награне [ 5 ] было прославляемо имя Христово. Святая вера воссияла в нем еще с того времени, когда Констанций, сын Константина Великого, посылал послов своих к Савеям, называемым ныне Омиритами [ 6 ] и ведущим свой род от Хеттуры, рабыни Авраамовой. Прибыв туда, богомудрые и благочестивые послы расположили царя этой страны к Констанцию, научили жителей ее вере в Иисуса Христа и построили церкви. С этого времени в Награне процветало благочестие, возрастало христианское учение, увеличилось число иночествующих, устроялись монастыри, во всех сословиях сохранялось целомудрие, а верные преуспевали и совершенствовались в добродетелях. Они не дозволяли жить среди себя ни одному иноверцу: ни Еллину [ 7 ], ни Иудею, ни еретику [ 8 ], а сами они, как дети единой матери, Соборной Апостольской Церкви, пребывали во всяком благочестии и чистоте. Завидуя столь великому благочестию этого города, диавол вооружил против него иудействующего Дунаана.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

2. Св. Елезвой, царь Эфиопский . Воспламеняемый ревностью по вере Христовой, сей благочестивый царь поднял армию против князя Дунаана, злобного и вероломного мучителя христиан в земле Омиритской. Однако на первом этапе войны не имел он успеха, и немалая часть его войска погибла в безводной пустыне. Тогда горько зарыдал он пред Богом и дал обет принять монашество, если Бог поможет ему одолеть убийцу христиан. Победив Дунаана, Елезвой вернулся в Эфиопию и немедленно оставил царский двор и поступил в монастырь, в котором как истинный монах строго подвизался в течение пятнадцати лет. Бог даровал ему благодать чудотворения при жизни и по смерти. Упокоился он в 555 году. 3. «Всех скорбящих Радость» . Так называется чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Особое празднество сему образу установлено в связи с чудесным исцелением Евфимии, сестры патриарха Иоакима, в 1688 году в Москве. У Евфимии образовалась тяжелая язва на боку, и так как врачи лечили ее безуспешно, то она с плачем стала молиться Пресвятой Богородице. И услышала голос: «Евфимия, иди в храм Преображения Сына Моего. Есть там икона «Всех скорбящих Радость». Пусть священник помолится перед этим образом, и ты выздоровеешь». Евфимия так и поступила – и полностью избавилась от недуга. О Пресвятая Мати Божия, скорбящих Радосте, Удели и нам, грешным, от Твоей милости. На престоле Царства вечного Сын Твой восседает, Ты все наши скорби зришь и злосчастье знаешь. Ты всегда Христа Владыку за верных молила И премногие печали скорбным утолила. Не престань, Святая Дева, до времен скончания О спасении нас молиться и о назидании. Бог воздвиг Тебя преславно Серафимов выше, Ускори на помощь нас, скорбящих услыши. 4. Преп. Арефа Киево-Печерский . Преставился в 1190 году 157 . Рассуждение Когда священное лицо творит беззаконие, его постигает гораздо более суровая кара, нежели если бы такому беззаконию предавался обычный менее посвященный в тайны воли Божией. Преподобный Арефа был монахом в Киево-Печерской обители и чрезвычайно страдал сребролюбием. В его келье лежали груды накопленных богатств, из которых он никому не давал ни лепты. Но однажды заболел он весьма тяжело и наяву увидел, как бесы вырывают его душу из рук Ангелов с криком: «Наш он! Наш!» – указывая при этом на его страсть к деньгам и скупость. Выздоровев после болезни, Арефа исправил свою жизнь: с той поры почитал он земные стяжания за ничто. И человеколюбивый Бог простил ему грех, а впоследствии наделил его великой благодатью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Пророк, покорный воле Божией, нарушает обыкновение и в течении трех лет ходит «нагим и босым» (ср.ст.3). Не могло быть странным, что Господь дал такое повеление пророку: необычайный поступок пророка не оскорблял чувство стыда его современников. Вообще говоря, ходить в одной сорочке считалось неприличным, постыдным, но, по необходимости, в разных обстоятельствах, евреи иногда ходили без верхней одежды ( Исх.12:34 ). И пророк Исаия не был совершенно обнаженным, он снял только «вретище с чресл своих». Со времен Самуила, пророки имели обыкновение, вместо верхней одежды, покрывать себя еще «вретищем». Это был широкий плащ из жесткой, иногда власяной, ткани, так называемая милоть. В этой одежде пророки являлись к народу, но дома оставались и без неё. Так о царе Сауле говорится, что он пророчествовал «нагой», т.е. без царской мантии ( 1Цар.19:24 ). О царе и пророке Давиде также говорится, что он, при перенесении ковчега завета на Сион, скакал и играл «нагим», но не в полном значении этого слова: он «был одет в виссонную одежду, на нем был еще и льняной эфод» ( 2Цар.6:20 ; 1Пар.15:27 ) 44 . Так и относительно пророка Исаии надо понимать, что он, вопреки пророческому обыкновению, ходил только в одном нижнем платье – хитоне, без верхнего – без мантии или милоти. Притом пророк ходил и босым – без «сандалий» (обыкновенная кожаная обувь, состоящая из одних подошв, прикрепляемых ремнями к голени ноги). И этого было вполне достаточно для цели – предызобразить народу предстоящую судьбу Египтян и Эфиопов. 3–4. И сказал Господь: как раб Мой Исаия ходил нагой и босой три года, в указание и предзнаменование о Египте и Ефиопии, так поведет царь Ассирийский пленников из Египта и переселенцев из Ефиопии, молодых и старых, нагими и босыми и с обнаженными чреслами, в посрамление Египту. (И рече Господь: якоже ходил раб мой Исаиа наг и бос три лета, три лета будут знамения и чудеса Египтяном и ефиопляном: яко такожде отведет царь Ассирийск плен Египетск и ефиопск, юношы и старцы, наги и босы, откровены во стыдение Египту).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Сам Варлаам сказал: «хорошо было бы остаться тебе здесь; но будут скорбеть родители твои, – иди, утешь отца и мать, я – твой помощник». Взяв за руку, повел он меня, а впереди шел тот ангел в диаконском одеянии. – Пройдя мимо цветущих дерев, ангел скрылся, а св. Варлаам, оградив меня крестным знамением и иконою св. Николая, сказал: «Григорий! ты молился великому чудотворцу Николаю и меня призывал на иомощь; молись ему и вперед, а я – помощник твой». Отойдя немного, оглянулся и сказал: «спустя 7 лет ты будешь у меня» – и стал невидим» 101 . Блаженный Герман, в крещении Григорий 103 , был из фамилии Полевых, происходившей от князей Смоленских. Полевы отличались и усердною службою гражданскою и ревностию к благочестию. Александр Борисович Полев был боярином великого князя Василия Дмитриевича. Внук его Феодор Дмитриевич служил у Волоколамского князя Бориса, духовного друга преп. Иосифу. Василий Феодорович старший служил в Угличе у князя Дмитрия Ивановича; а сын его Никифор постригся у преп. Иосифа с именем Нила 104 . Сын Афанасия Феодоровича, брата Василиева, Феодор был отцом блаженного Григория 105 . В Иосифовой обители подвизались еще Полевы Серапион и Симеон 106 . Это, как вероятно, были племянники Афанасия Феодоровича, Иван и Владимир Васильевичи 107 . Под влиянием благочестивых родственников и обители Иосифовой, блаж. Григорий еще в доме родителей соблюдал строгий пост и любил молитву, а потом удалился в Иосифов монастырь и здесь принял иночество с именем Германа. Сюда же поступил и родитель его, принял иночество с именем Филофея и пожертвовал обители свою деревню 108 . В Волоколамской обители Герман подвизался под руководством игумена Гурия Руготина, впоследствии первого святителя Казанского. По его благословению, «последний в иноках», так называл себя Герман, трудился над списыванием книг. Так известны списанные им Богородичник 109 и Евангелие; а кроме того в Иосифовой обители были «псалмы печатные в честь архиепископа Германа Казанского» 110 . Хотя Волоколамская обитель и была местом самого сурового заточения для блаженн. Максима Грека , но блаженн. Герман с любовию изучал наставления блаж. Максима, как мужа просвещения высокого и страдальца невинного 111 . Старицкая братия вызвала к себе Германа для управления обителию и он посвящен был (в нач. 1551 г.) в архимандрита Тверским епископом Акакием. Пробыв два года с половиною в Старице, возвратился он в Иосифов монастырь, чтобы быть под начальством других и обучать себя смирению. В 1553 г. архимандрит Герман был на соборе против Матвея Башкина и этот злой враг христианства отдан был ему на увещание в Волоколамский монастырь 112 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Византийская гимнография Гимнографические тексты В. п. представляют собой одно из главных достижений визант. поэзии. Один из древнейших поэтических текстов, прославляющих Страсти Христовы,- это произведение сщмч. Мелитона Сардского (III в.) «О Пасхе»; предполагается, что оно изначально имело богослужебное назначение. Параллели и прямые заимствования из него встречаются во мн. текстах В. п. Кроме обычных гимнографических жанров (тропаря, кондака, стихир и проч.) в В. п. употребляются и уникальные: 15 антифонов (единственный пример в году) и блаженны утрени (в отличие от литургийных блаженн утренние встречаются дважды в году - в В. п. и на Мариино стояние), 12 тропарей часов (аналоги - тропари на царских часах Рождества и Богоявления). Цикл антифонов сложился в X-XII вв., но отчасти восходит к древней иерусалимской традиции; в совр. Триоди антифоны насчитывают всего 40 тропарей и 15 богородичнов (изначально антифоны не имели богородичнов; в совр. Триоди крестобогородичном является только 15-й, а остальные богородичны прямо не связаны с темой В. п.; в нек-рых рукописях встречается большее число крестобогородичнов). В совр. литургических книгах антифоны представлены без стихов псалмов; оригинальные стихи сохранились в Типиконах Святогробском и прп. Георгия Мтацминдели, а также в нек-рых певч. рукописях (Sinait. gr. 734-735, X в.; Ath. Chil. slav. 307, XII в.). Антифоны сопровождаются 5 седальнами, последний из к-рых (            ) является одновременно и тропарем В. п. Седальны, как и тропари антифонов, предписывается петь по дважды (1-й поется аналогично тропарям пророчеств - с повторением окончания на «  » и всего тропаря на «    »), без богородичнов (в нек-рых рукописях указаны и богородичны к седальнам). Блаженны В. п. поются на 9; их ирмос (тропарь, выписанный первым: «    »), 6-й тропарь (не считая ирмоса), троичен и богородичен заимствованы из воскресных литургийных блаженн 4-го гласа. 12 тропарей часов восходят к древней иерусалимской традиции и, вероятно, древнее 15 антифонов утрени.

http://pravenc.ru/text/150067.html

Хор: «Отче наш» Священник: «Яко Твое есть Царство...» Хор: " Аминь». Священник: " Мир всем». Хор: «И духови твоему». Диакон: «Главы ваша Господеви приклоните». Хор (протяжно): «Тебе, Господи». В это время священник тайно читает главореклоненную молитву и возглашает: «Яко благословися имя Твое...» Хор: «Аминь. Буди имя Господне благословено отныне и до века» (трижды), 33-й псалом «Благословлю Господа на всякое время...» Священник: «Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков». Хор: " Аминь». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе». Хор: «Слава, и ныне», «Господи помилуй» (трижды). «Благослови». Священник творит дневной отпуст по Уставу. Хор поет: «Великаго Господина...» Особенности чинопоследования Божественной литургии, совершаемой в седмичный день Божественная литургия святого Иоанна Златоуста , совершаемая в седмичный день, в сравнении с воскресной Литургией может иметь только три существенные особенности: Антифоны могут быть трех видов: Изобразительные – поются, кроме воскресных дней, также в праздники Богородичные и Господские недвунадесятые, в праздники великих, бденных, полиелейных и славословных святых, а также в дни памяти почти всех шестеричных 315 и некоторых малых 316 святых, которым в Типиконе указано петь Блаженны. Кроме того, изобразительные антифоны поются по субботам в течение всего года (даже в дни памяти малых святых, не имеющих Блаженн), а также в периоды пред- или попразднства двунадесятых праздников и в период пения Цветной Триоди. Текст изобразительных антифонов приведен в 4-й главе 1-й части данной книги. Праздничные – поются в двунадесятые Господские праздники (в сам день праздника), а также на Пасху и во все дни Светлой седмицы. Текст праздничных антифонов для определенного праздника можно найти в последовании службы данного праздника в Минее (или Триоди), а также в Типиконе и в богослужебном Апостоле. Вседневные – поются в те седмичные дни (кроме субботы) периода Октоиха, когда не исполняются изобразительные антифоны (т.е. в том случае, когда совершается служба малому святому (двум малым святым) или шестеричному (очень редко), не имеющих Блаженн).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Нельзя не упомянуть и о мнении И.А. Карабинова , что Великий канон в своей первоначальной версии был, скорее всего, несколько пространнее того, что мы имеем сейчас. Так как многие каноны, составленные святым Андреем, в последующие века сокращались редакторами богослужебных книг, то и Великий канон вряд ли избежал сокращений. В частности, древние славянские рукописи в 9-й песни сохранили несколько тропарей, отсутствующих в современной версии печатной Триоди 392 . В заключение отметим, что и другие два комплекса песнопений в службе четверга 5-й седмицы – 14 тропарей «Блаженн» и 24 стихиры «по алфавиту» – тоже приписываются святому Андрею. «Блаженны», по всей видимости, были составлены преподобным Андреем одновременно с каноном и в тесной связи с ним. Скорее всего, «Блаженны» в Иерусалиме пелись на утрене перед Евангелием, а само Евангелие тогда читали как раз по 6-й песни канона 393 . Именно поэтому и святой Андрей поместил их между 6-й и 7-й песнью канона. Но особенно хорошо заметна идейная связь между «Блаженнами» и каноном: в них не только выдерживается тот же стиль, что и в тропарях канона, но и обнаруживается чёткая тематическая последовательность: в 6-й песни ряд ветхозаветных образов завершается на личности Иисуса Навина, в тексте тропарей «Блаженн» воспоминаются деятели эпохи Судей, а в 7-й песни канона уже называются представители ранне-монархического периода. 24 стихиры уже не имеют столь тесной связи с каноном, их роднит только общая покаянная направленность. Да и их принадлежность преподобному Андрею не является бесспорной: в отдельных памятниках они приписываются преподобным Иоанну Дамаскину или Симеону Метафрасту 394 , хотя современные литургисты всё же их автором считают святого Андрея. Сам по себе комплекс стихир представляет собой древний кондак: его строфы последовательно начинаются с букв греческого алфавита (как у акафиста), все они имеют одинаковое количество мелодических строк и общий рефрен «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя». История богослужения четверга 5-й седмицы Великого поста

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Относительно структуры и жанрового состава синайских Миней IX–XII вв. можно сказать, что в расположении гимнографического материала их составители придерживались простейшего жанрового принципа: служба содержала седален, три стихиры и канон. На большие праздники объем гимнографии увеличивался: добавлялись тропарь, стихира стиховны, стихиры на «Хвалитех», в некоторых рукописях праздничные «блаженны», молебный канон. Около XII в. седален занял место после третьей песни канона, после шестой стали выписывать икос и кондак, после девятой – эксапостиларий. К древнему и уже в Византии исчезнувшему гимнографическому жанру относились праздничные «блаженны», тропари, припеваемые к стихам заповедей блаженств на праздничной (не воскресной) литургии 1013 . Структурно циклы праздничных блаженн следовали принципу построения песен гимнографического канона. Цикл насчитывал от трех до семи блаженн, чаще всего их было пять-шесть. Тропари–блаженны метрически и мелодически повторяли образец-самоподобен, в качестве которого использовали гласовую воскресную блаженну или авторский самоподобен. Эти циклы являлись не обязательными и известны лишь по отдельным Минеям. Так, в вышеупомянутом «энциклопедическом» комплекте Χ–XI вв., например, в декабрьской его Минее имеются блаженны песнописцев Андрея и Германа на память свт. Николая, на Предпразднство Рождества Христова, на Рождество Христово, на память первомч. Стефана, на Попразднство Рождества Христова 1014 . Другим особым жанром, свойственным немногим палестинским, а также южноитальянским Минеям ΧΙ-ΧΙΙ вв., оказался жанр «молебного канона». Эти «молебные каноны» были посвящены как широко известным, так и местночтимым святым византийского мира. Чаще всего под рубрикой «молебный канон» в Минее помещали обычный канон праздника. Так, в Sinait. Gr. 614 (Χ–XI вв.) на праздник вмч. Георгия после канона Космы под рубрикой «молебный канон» шел канон праздника Феофана, который в других кодексах помещен как основной. По всей видимости, эпитет «молебный» указывал не на особый жанр, но на функциональное предназначение – исполнить «молебное пение» на одной из служб в день особого торжества в местной традиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– если святой имеет Блаженны – 4 тропаря из 3-й песни канона предпразднества и 4 из 6-й песни канона святого. – если святой не имеет Блаженн – 4 тропаря из 3-й песни и 4 из 6-й песни канона предпразднства. В попразднство: – если святой имеет Блаженны – на 8: 4 тропаря из рядовой песни канона праздника и 4 из 6-й песни канона святого. – если святой не имеет Блаженн – тропари из рядовой песни канона праздника на 6 356 . Входной стих: В попразднство Господского праздника: «Приидите поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны Сыне Божий...» (после слов «Сыне Божий» добавляется припев 2-го антифона праздника). В попразднство Богородичного праздника: «Приидите поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны Сыне Божий, молитвами Богородицы поющия Ти: Аллилуйя» 357 . Тропари и кондаки по входе: Если служба совершается одному святому (малому или шестеричному), то порядок пения тропарей и кондаков такой же, как и в случае празднования памяти полиелейного святого в период пред- или попразднства (см. пункт «О бденном или полиелейном святом, если случится в период предпразднства или попразднства двунадесятого праздника в седмичный день»). Если случится память двух святых в период пред или попразднства, то порядок пения тропарей и кондаков будет следующий: В Господском храме: – в предпразднство или попразднство Господского праздника: тропарь праздника (предпразднства) и тропарь 1-го святого; тропарь 2-го святого; кондак 1-го святого; «Слава» – кондак 2-го святого; «И ныне» – кондак праздника (предпразднства). – в предпразднство или попразднство Богородичного праздника: тропарь храма, тропарь праздника (предпразднства), тропарь 1-го святого; тропарь 2-го святого; кондак храма; кондак 1-го святого; «Слава» – кондак 2-го святого; «И ныне» – кондак праздника (предпразднства). В Богородичном храме: – в предпразднство или попразднство Господского праздника: тропарь праздника (предпразднства) и тропарь храма, тропарь 1-го святого; тропарь 2-го святого; кондак храма; кондак 1-го святого; «Слава» – кондак 2-го святого; «И ныне» – кондак праздника (предпразднства) 358 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010