Тысячи и тысячи верующих людей Кавказа и всей Руси Великой стремятся к могилке и святым мощам преподобного, имея живую веру в то, что они получат просимое предстательством и молитвами старца Феодосия — нашего кавказского угодника Божия. Память и почитание в церковном сознании преподобного Феодосия как истинного угодника Божия и молитвенника за землю Кавказскую, находившие отражение в сердцах многих и многих православных христиан, как в пределах Ставропольской епархии, так и во всей России, привели к рассмотрению Епархиальным советом Ставропольской епархии вопроса о прославлении в лике местночтимых святых старца Феодосия как покровителя и молитвенника земли Кавказской, бескорыстного пастыря, исполненного глубокого смирения и ради преданной любви к Богу и людям подвиги молитвы, поста, воздержания, юродства, темничного заточения, стояние у Гроба Господня совершившего. По тщательному изучению данного вопроса комиссией по канонизации святых при Ставропольском епархиальном управлении, в начале 1995 года Епархиальный совет, воздав хвалу и благодарение Господу Спасителю и Промыслителю о всем мире, дающему неоскудевающую милость Своей Церкви, определил обратиться с прошением к Святейшему патриарху Московскому и всея Руси Алексию II благословить почитание в лике местночтимых святых исповедника Феодосия и совершать память ежегодно 8 августа — в день его блаженной кончины. 11 апреля 1995 года, во вторник шестой седмицы Великого поста, в городе Минеральные Воды совершилось торжественное обретение честных останков исповедника. 8 августа 1998 года, в пятидесятую годовщину блаженной кончины Старца совершилось перенесение останков старца Феодосия из Михаило-Архангельского храма в Покровский собор г. Минеральные Воды. В крестном ходе и богослужениях приняло участие более семидесяти тысяч жителей города и паломников, прибывших не только со всего Кавказа, но и из Москвы, Санкт-Петербурга, Сибири, ближнего и дальнего зарубежья. Источники: 1. РГИА. Ф. 796, оп. 204, 5 отд., 1 ст., д. 44 2. Архив Управления ФСБ РФ по Краснодарскому краю, п20857. Дело

http://pravoslavie.ru/81246.html

Утверждение состава Митрополичьего Совета по вопросам культуры оставить на усмотрение Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия. ЖУРНАЛ 86 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Полтавского и Миргородского Филиппа о чествовании останков святителя Илариона ( Юшенова), епископа Полтавского и Переяславского, как святых мощей. Справка: 16 сентября 2014 г. решением Священного Синода Украинской Православной Церкви (журнал 47) святитель Иларион ( Юшенов), епископ Полтавский и Переяславский, причислен к лику местночтимых святых Полтавской епархии с установлением памяти в день его прославления. ПОСТАНОВИЛИ: Останки святителя Илариона ( Юшенова), епископа Полтавского и Переяславского, считать святыми мощами. ЖУРНАЛ 87 СЛУШАЛИ: Рапорты Преосвященных архиепископа Херсонского и Таврического Иоанна и епископа Новокаховского и Генического Филарета об установлении дня празднования Собора Херсонских святых 23 августа/5 сентября (старый/новый стиль). ПОСТАНОВИЛИ: Благословить установления дня празднования Собора Херсонских святых 23 августа/5 сентября (старый/новый стиль). Утвердить иконописное изображение Собора Херсонских святых. В состав Собора Херсонских святых включить: 1) свт. Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического; 2) сщмч. Прокопия, архиепископа Херсонского; 3) сщмч. Иоанна Херсонского, пресвитера; 4) сщмч. Матфея, пресвитера; 5) прп. Варсонофия Херсонского; 6) прп. Евтропию Херсонскую; 7) прав. воина Феодора Ушакова; 8) блж. Домнику Олешковскую. ЖУРНАЛ 88 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Херсонского и Таврического Иоанна, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о причислении к лику местночтимых святых Запорожской епархии последнего кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского (+1803). Рассмотрев житие, труды, подвиги и учитывая народное почитание Петра Калнышевского - ПОСТАНОВИЛИ: Благословить местное прославление и почитание в пределах Запорожской епархии Петра Калнышевского. Утвердить иконописное изображение Святого.

http://patriarchia.ru/db/text/3890173.ht...

Особое внимание уделял святитель Макарий составлению житий и установлению памяти местночтимых святых. По его благословению племянник Иосифа Волоцкого инок Досифей Топорков работал над исправлением Синайского Патерика, составлял Волоколамский Патерик и Хронограф. В 1542 году архиепископ Макарий поставляется на престол первосвятителей Московских. Впервые в русской истории в 1547 году митрополит Макарий венчал на царство первого русского царя. Вскоре царь Иван Васильевич собрался в поход против Казани. Святителю Макарию было чудесным образом открыто о грядущей победе царя, благословляя которого, святитель предрек Ивану Грозному об успехе в брани. По возвращении из похода в Москве был построен и освящен святителем Макарием собор Покрова на Рву (собор Василия Блаженного). Он был воздвигнут как дар благодарения Богу от русского народа, одержавшего победу над нехристианским миром. Все годы пребывания святителя Макария на митрополии ознаменованы бурной деятельностью в устроении всех сфер русской церковной и культурной жизни. Вопросы церковной практики, дисциплины, литургики, каноники, агиографии, канонизации святых, иконографии, вопросы церковного пения и многие другие митрополит всегда представлял на всеобщее соборное обсуждение. Так, в 1547 и 1549 годах святитель Макарий созывает в Москве два Собора, на которых была проведена большая работа по канонизации русских святых. До святителя Макария почитание святых на Руси осуществлялось по благословению и властью местного архиерея. В результате было очень много местночтимых святых, память которых почиталась в одних, но не почиталась в других землях. Митрополит Макарий, созывая Соборы, положил перед собой труд канонизации угодников Божиих всей полнотой Русской Церкви. Прославление святых требовало написания им служб и житий, требовались также и литургические указания типиконного характера о порядке совершения им служб. Все это принял на себя первосвятитель Макарий ради славы Божией и святых угодников, вновь канонизированных на Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

С конца 1970-х годов Голосеевская Пустынь стала приходить в полное запустение. В 1979 году в полуразрушенном домике, расположенном недалеко от него, поселилась монахиня Алипия (Авдеева, †I988), Христа ради юродивая подвижница. На территории разрушенной Пустыни матушка прожила последние девять лет своей святой, подвижнической жизни. Наделенная от Бога многими дарами Духа Святого и, в том числе, и даром прозорливости, старица предсказывала, что в Голосеево еще будут службы и будет монастырь. Матушка Алипия видела Ангела-Хранителя взорванного храма в честь иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник», и сонм Преподобных Печерских над Пустынью. По воле Божией матушка Алипия не дожила до возрождения Голосеевской Пустыни: оно началось только спустя восемь лет после ее смерти... В 1993 году в Голосеево вновь был открыт скит Киево-Печерской Лавры. Скитоначальником назначили игумена Исаакия (Андроника), которому предстояло заново отстроить обитель почти на голом месте. Практически без средств, без денег, с малым числом людей. Первая Литургия была совершена 2/15 июня, в день памяти святого великомученика Иоанна Сочавского, а затем стали служить по воскресным и праздничным дням. 21 сентября (4 октября) 1993 года наместник Киево-Печерской Лавры игумен Ахилла и скитоначальник Голосеевской Пустыни игумен Исаакий с братиями обрели святые мощи прославленного в лике местночтимых святых преподобного Алексия Голосеевского. Это стало великой духовной поддержкой для братии и прихожан. В 1996 году, в год прославления в лике местночтимых святых святителя Петра (Могилы), Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, благословил открыть в Голосеевской Пустыни самостоятельный мужской монастырь в честь Покрова Божией Матери. Его наместником был утвержден скитоначальник Архимандрит Исаакий. В 1999 году Предстоятель Украинской Православной Церкви освятил в Голосеево закладку храма в честь иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник». И в этом же году в монастырской домовой церкви обновились две иконы. На одной из них до этого не было никакого изображения вообще, а после освящения закладки храма на ней как бы «проявились» Лики Спасителя, Богоматери с Богомладенцем, Архистратига Михаила и Великомученика Георгия Победоносца.

http://sobory.ru/article/?object=02896

Канонизация преподобных жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены в лике местночтимых святых Нижегородской епархии состоялась в декабре 2000 года. Мощи подвижниц пребывают в Богородице-Рождественском приделе Казанской церкви Дивеевского монастыря, на поклонение которым ежедневно приходят сотни паломников. Почитание первоначальницы Дивеевской обители схимонахини Александры (Мельгуновой; +1789; память 13/26 июня), а также схимонахини Марфы (Милюковой; 1810-1829; память 21 августа/3 сентября) и монахини Елены (Мантуровой; 1805-1832; память 28 мая/10 июня) было начато еще при жизни преподобного старца Серафима и завещано всем его почитателям. Со дня своей праведной кончины преподобные жены Дивеевские пользуются непрекращающимся народным почитанием. Особую известность Серафимо-Дивеевский монастырь получил и благодаря сонму святых жен, подвизавшихся в подвиге юродства ради Христа: блаженных Пелагии (Серебренниковой; 1809-1884; память 30 января/12 февраля), схимонахини Параскевы (Паши Саровской; +1915; память 22 сентября/5 октября) и Марии (Фединой; +1931; память 26 августа/8 сентября). Из всех подвигов христианского жительства - подвиг юродства ради Христа один из самых трудных. Священномученик Серафим (Чичагов) в составленной им «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» о служении дивеевских блаженных сказал: «...Назначение блаженных в обители: спасать души монашествующих от натисков врага человечества, от искушений и страстей, им ведомым по прозорливости...» Смирение, с которым блаженные Пелагия, Параскева и Мария пронесли подвиг Христа ради юродства, обильные благодатные дары Духа Святого, явившиеся в них преизобильно, чудеса по их молитвенному предстательству при жизни и после кончины, - все это дало основание для их канонизации. Вопрос о прославлении дивеевских блаженных в лике местночтимых святых Нижегородской епархии рассматривался Комиссией 1 октября 2001 года. Дав положительное заключение, члены Комиссии тогда отметили, что «есть основания ставить вопрос об их и общецерковном прославлении на ближайшем Архиерейском или Поместном Соборе».

http://sedmitza.ru/lib/text/429622/

- от Самарской: протоиерея Александра Юнгерова (+1900), - от Уфимской: архимандрита Моисея (Чигвинцева; 1913-1982) и Варвары Архангельской (1890-1966), - от Хустской: схиархимандрита Алексия (Кабалюка; 1877-1947). II По благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода в Повестку дня настоящего Собора внесен вопрос об общецерковном прославлении четырнадцати подвижников, канонизированных ранее как местночтимых святых: преподобных Афанасия Высоцкого, Феодора Санаксарского, Василиска Сибирского, Зосимы Верховского и Пимена Угрешского, праведного воина Феодора (Ушакова), Христа ради юродивого блаженного Андрея Симбирского, преподобных жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены, Христа ради юродивых блаженных Пелагии, Параскевы и Марии и блаженной Матроны Московской. 2.1. Как Митрополит Крутицкий и Коломенский, представляю вопрос об общецерковном прославлении преподобного Афанасия Высоцкого, Серпуховского чудотворца (+1395, память 12/25 сентября). На мое имя поступили обращения пяти Преосвященных архиереев, поддерживающих эту инициативу: архиепископа Астраханского и Енотаевского Ионы, архиепископа Томского и Асиновского Ростислава, епископа Липецкого и Елецкого Никона, епископа Биробиджанского и Кульдурского Иосифа, епископа Шацкого Иосифа, викария Рязанской епархии. Множество чудес происходит при обращении к преподобному Афанасию. Серпуховский Высоцкий монастырь, где почивают мощи святого, ежедневно посещает большое количество богомольцев, со всех концов страны поступают в обитель прошения совершить молебен перед мощами святого. Почитание его как святого сомолитвенника преподобного Сергия Радонежского в Московской епархии началось еще в глубокой древности и теперь приобрело общецерковный характер. 2.2 Преосвященный Варсонофий, архиепископ Саранский и Мордовский, представил на имя Его Святейшества материалы о почитании в Русской Православной Церкви преподобного Феодора Санаксарского (Ушакова;1719-1791, память 19 февраля/4 марта и 21 апреля/4 мая) и праведного воина Феодора (Ушакова; 1745-1817, память 23 июля/5 августа и 2/15 октября), прославленных в лике местночтимых святых Саранской епархии соответственно в 1999 и 2001 году.

http://sedmitza.ru/lib/text/429622/

На сегодняшний день в Соборе новомучеников поименно прославлено 1588 святых. 1.2. Согласно канонической практике имена общецерковно прославляемыхсвятых сообщаются Предстоятелям Поместных Православных Церквей длявключения в их Святцы. Святые, прославленные в других Поместных Православных Церквях, включаются в Месяцеслов Русской Православной Церкви. В межсоборный период Священный Синод рассмотрел сообщения по этим вопросам Предстоятелей Константинопольской, Александрийской, Грузинской, Сербской и Польской Православных Церквей. В результате в Месяцеслов Русской Православной Церкви были включены имена 22 святых и установлены три соборные памяти мучеников, в различное время убиенных (сведения по этому вопросу представлены в приложении 3). 1.3. За это время Комиссия рассматривала материалы и к прославлению местночтимых святых. Святейшему Патриарху было доложено, что члены Комиссии не нашли препятствий для прославления в лике местночтимых святых подвижников, сведения о которых были представлены от следующих епархий: - от Астраханской: архиепископа Феодосия (+1607), первого святителя Астраханского, - от Воронежской: архиепископа Воронежского и Задонского Антония(Смирницкого; 1773-1846), - от Вятской: иеросхимонаха Стефана (Куртеева; 1830-1890), - от Екатеринбургской: монаха Василиска Сибирского (сер. XVIII в. -29 декабря 1824) и схимонаха Илии (Чеботарева; 1829-30 ноября 1900), - от Костромской: иеромонаха Тимона, старца Надеевского (1763-1840), - от Львовской: архидиакона Никифора (Кантакузена; +1599), - от Московской: иеромонаха Филарета (в схиме Феодора; Пуляшкина,1758-1842) и иеросхимонаха Аристоклия (Амвросиева; 1846-1918), - от Мурманской: 116-ти мучеников братии Печенгского монастыря, вместе с преподобномучеником Гурием Печенгским в 1589 году убиенных, - от Нижегородской: Христа ради юродивых блаженных Пелагии (Серебренниковой; 1809-1884), схимонахини Параскевы (Паши Саровской, + 1915) и Марии (Фединой, +1931), - от Псковской: иеросхимонаха Симеона (Желнина; 1869-1960),

http://sedmitza.ru/lib/text/429622/

Архив Пн Состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви 2 апреля 2015 г. 11:53 1 апреля 2015 года в Синодальном зале Успенской Киево-Печерской лавры под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия состоялось очередное заседание Синода Украинской Православной Церкви . Накануне заседания в храме Зачатия святой Анны Киево-Печерской лавры митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем была совершена Божественная литургия, за которой молились митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий и члены Священного Синода. После Литургии Предстоятель Украинской Православной Церкви отслужил литию на могиле своего предшественника по Киевской кафедре приснопамятного митрополита Владимира (Сабодана) . На заседании Священного Синода был определен состав организационного комитета празднования 1000-летия святого равноапостольного князя Владимира во главе с митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием, а также утверждены основные мероприятия церковных торжеств. Принято решение совершить заупокойные богослужения и провести памятные мероприятия 8-9 мая 2015 года по случаю 70-летия Дня Победы. Рассмотрев рапорт руководителя Синодального отдела по социально-гуманитарным вопросам, Священный Синод наметил ряд мер по усилению гуманитарной помощи пострадавшим и вынужденным переселенцам из зоны боевых действий на юго-востоке Украины. Члены Священного Синода положительно оценили визит делегации Всемирного Совета Церквей на Украину и ее стремление содействовать восстановлению мира и преодолению последствий вооруженного конфликта на востоке Украины. На должности судей церковного суда Украинской Православной Церкви, возглавляемого митрополитом Каменец-Подольским и Городокским Феодором , назначены митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий , архиепископ Сумской и Ахтырский Евлогий , епископ Новокаховский и Генический Филарет , епископ Ирпенский Климент . К лику местночтимых святых Украинской Православной Церкви причислены несколько подвижников благочестия, утверждено богослужебное почитание ряда местночтимых епархиальных святынь.

http://patriarchia.ru/db/text/4019743.ht...

13 октября 1996 года в 17.00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II впервые отслужил молебен в Покровской обители. В присутствии телевидения и множества журналистов Первосвятитель обратился к властям и народу. Вскоре после этого вышло постановление о передаче монастырю территории и храмов, и уже через месяц нам передали все здания, а в начале 1997 года — и землю. Однако арендаторы покинули здания только в 1998 году. Это было трудное, но счастливое время. Целыми днями я оформляла бумаги, ездила в метро, так как машины тогда не было, с утра уеду и только к вечеру возвращалась. С 1995 года ездила на Даниловское кладбище к блаженной Матронушке, просила о помощи в делах, возила все важные бумаги, прикладывала их к могилке. Мы с сестрами даже кормили там прихожан пирожками — только чтобы Матронушка нас услышала и помогла. Брали песочек и потихоньку от арендаторов сыпали его в помещениях монастыря. Читали акафисты Царице Небесной и святым, молились по ночам. Три года продолжалось противостояние. Не полагаясь на собственные силы, я рассказала Святейшему Патриарху Алексию II о блаженной старице Матроне, о ее чудесной помощи всем приходящим и попросила его благословения на обретение мощей Матронушки и перенесение их в наш Покровский монастырь. Святейший благословил, и 8 марта 1998 года, в Неделю Торжества Православия, мощи Матронушки были обретены на Даниловском кладбище, а вскоре и перенесены в Покровский монастырь. Незадолго до перенесения мощей, 4 апреля 1998 года, полным чином был освящен первый этаж Покровской церкви и подняты кресты на Воскресенском и Покровском храмах. А накануне перенесения мощей блаженной старицы Матроны Московской в нашу обитель произошло настоящее чудо: из зданий монастыря ушел последний арендатор. Помню, так тяжело было разбираться с ними, все силы потратила, и вот, наконец, они выехали. А уже на следующий день привезли мощи блаженной старицы Матроны. Это произошло 1 мая 1998 года в 12 ч. 30 мин. Народу в тот день пришло много, стояла большая очередь к мощам. Несмотря на то, что Матронушка еще не была прославлена, люди шли и шли. Почти год готовились материалы для канонизации блаженной старицы, и вот, 2 мая 1999 года, Святейший Патриарх Алексий II возглавил чин причисления к лику святых блаженной Матроны Московской (Матроны Дмитриевны Никоновой). Сначала она была прославлена как местночтимая святая Московской епархии, но позже, по многочисленным просьбам верующих, было установлено общецерковное почитание блаженной Матроны Московской. Это произошло на Архиерейском Соборе 2004 года. Всем присутствующим владыкам (их было 180) тогда же были розданы иконы святой Матроны, написанные в Покровском монастыре, с частичкой мощей. И теперь по благословению правящего архиерея каждая епархия в своих пределах может возить частичку мощей по всем маленьким городам и деревням.

http://pravmir.ru/igumeniya-feofaniya-mi...

1146 Упоминание об установлении памяти св. Георгия сразу после завершения в победных тонах истории о чуде вызывает некоторый диссонанс в повествовании. Противоречие легко снимается, если принять во внимание, что чудо Георгия о змие относится к циклу преданий о посмертных чудесах св. великомученика Георгия (см.: Великомученик Георгий Победоносец/Новая книга России. 5, 1999. С. 22–23). Между тем в нашем случае чудо представлено как едва ли не первое (и чуть ли не единственное) прижизненное деяние Георгия. Так что рассказ Палеи, весьма подробный в деталях, несколько непоследователен с точки зрения агиографии. 1147 Западная часть православного храма называется притвором; в древности эта часть отделялась от настоящего храма глухой стеной; это было место кающихся, оглашаемых, а также язычников и еретиков; здесь же стояла купель для крещения; на стенах притвора обычно изображались сцены из жизни прародителей, поучительные притчи, размещались иконы местночтимых святых; в некоторых монастырях в притворе ставились столы, за которыми обедали монахи, отчего эта часть храма называлась ещё, как и в Палее, трапезой. Щит св. Георгия, чудесным образом висящий в притворе, должен был быть для недавних язычников символом могущества Божия и истинности христианской веры. – А.М.К. 1148 Составителю Палеи было известно житие святого, и он, вероятно, осознавал недостаточность введения в состав Палеи лишь одного эпизода из обширного георгиевского цикла, поэтому он выражает намерение обратиться к рассказу о мучениях, но его план по каким-то причинам остался нереализованным. 1149 Из этого можно заключить, что Самсон был назореем, ибо отращивание волос являлось внешним признаком обета назорейства (о назорействе Самсона см.: Суд. 16:17 ). Назореи (т. е. отдельные) – лица, посвятившие себя Богу. 1152 Ср.: «И он открыл ей все сердце своё, и сказал ей: бритва не касалась головы моей, ибо я назорей Божий от чрева матери моей; если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду, как прочие люди» ( Суд. 16:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010