Это было в 1249 г. За несколько дней до грозного явления, Прокопий после воскресной утрени, когда священнослужители стали петь молебен Богоматери в присутствии множества народа обратился с такою речью к предстоящим: «покайтесь, братия, во грехах ваших; если же вы не отстанете от прежних злых дел, не очиститесь постом и не умолите за грехи Господа и Его Пречистую Матерь, то за беззакония ваши погибнете вместе с городом от огненного града». Народ ужаснулся под первым впечатлением от грозных слов Прокопия, но затем усомнился в них. «Это – юродивый, говорил каждый друг другу, он не в уме и сам не знает, что говорит». По окончании литургии Прокопий вышел на паперть, сел и начал плакать и рыдать, – плакал затем днем, не прекращались слезы праведника и ночью. Проходившие мимо плачущего спрашивали его: «что с тобою, Прокопий? Что за скорбь у тебя? Какая у тебя печаль на сердце?» Блаженный отвечал на это словами Евангелия: «бдите и молитесь, да не внидете в напасть». На третий день Прокопий пошел по городу и говорил со слезами всем встречавшимся: «плачьте, други, плачьте о грехах ваших; молитесь, чтобы Господь избавил вас от гнева Своей правды, чтобы не погубил вас, как Содом и Гоморру, за ваши беззакония». Но и теперь никто не принимал к сердцу проповедь блаженного; все ожесточились во грехах своих, не трогались их сердца словом покаяния и не просветлялся ум сознанием своей виновности перед Господом; над проповедником покаяния насмехались, как над безумцем, и только один он был молитвенником о грехах своих соотечественников. Прошла неделя после первой проповеди Прокопия, и в полдень на небосклоне явилось черное облако; приближаясь к городу, оно росло все более и более; наконец день превратился в темную ночь. Молнии бегали огненными полосами, и страшные грохоты грома раскатывались в воздухе, не прерываясь ни на минуту; от громовых ударов тряслись стены зданий, и от оглушительных звуков не слышно было человеческого голоса. Теперь все увидели, что городу грозит гибель; теперь все вспомнили о проповеди Прокопия и поняли, что не безумие блаженного проповедовало о гневе Божьем за нечестие.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Второе поучение также проникнуто чувством глубокой скорби о бедствиях и грехах народа. «He так скорбит мать, видя детей своих больными, как скорблю я, грешный отец ваш, видя вас болящих делами беззаконными. Многократно беседовал я с вами, но не вижу в вас никакой перемены... Всегда сею я на ниве сердец ваших семя Божественное, но никогда не вижу, чтобы оно прозябло принесло плод... Чего мы не навлекли на себя? Каких мы не понесли наказаний от Бога? He была ли пленена земля наша? He были ли взяты города наши? He в короткое ли время отцы и братья наши пали мертвы на земле? He отведены ли в плен жены и дети? А мы, оставшиеся, не порабощены ли были горьким рабством от иноплеменников? Вот уже сорок почти лет продолжается томление и мука, и тяжкие налоги не прекращаются, также голод и мор скота нашего. Мы и хлеба не можем есть в сладость. От воздыханий и печали сохнут кости наши, Что же довело нас до этого? Наши беззакония и наши грехи, наше непослушание, наша нераскаянность». И Серапион снова убеждает слушателей к покаянию и исправлению. В третьем поучении блаженного Серапиона содержится превосходная картина татарского нашествия. «Мы ни в чем, говорит он, не оказывались лучшими. Тогда Господь навел на нас народ немилостивый, народ лютый, народ, не щадящий ни юной красоты, ни немощи старцев, ни молодости детей; ибо мы подвигли на себя ярость Бога нашего. Разрушены Божии церкви, осквернены священные сосуды, попрана святыня, святители сделались добычею меча, тела преподобных иноков брошены в пищу птицам, кровь отцов и братьев наших, как вода, много напоила землю. Исчезла крепость наших князей, военачальников; храбрые наши бежали, исполненные страха; а еще более братьев и чад наших отведено в плен. Поля наши поросли травою, и величие наше смирилось, красота наша погибла, богатство наше досталось в удел другим, труды наши достались неверным. Земля наша стала достоянием иноплеменников, мы сделались предметом поношения для соседей наших, посмешищем для врагов наших. Ибо свели мы на себя гнев Господа, как дождь с небес, подвигли на себя ярость Его, отвратили от себя великую Его милость и довели себя до того, что на нас смотрят с сожалением. Нет наказания, которое бы не постигло нас».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

132 12. Об этом свидетельствует также Гермес, который, как свидетельствует Цицерон, числится у египтян среди богов 133 и который за добродетель и за знание многих наук именуется Трижды Великим [Termaximus]; он жил гораздо раньше не только Платона, но и Пифагора, а также знаменитых семи мудрецов. 13. Сократ, рассуждая у Ксенофонта, 134 говорит, что не следует искать облик Бога, и Платон в книгах Законов утверждает, что Бог вообще не имеет никакого тела, Его не следует искать, так как Его нельзя ни обнаружить, ни описать. 135 14. Пифагор также не скрывает, что существует один Бог, говоря, что это бестелесный разум, который, будучи разлит по всей природе вещей, дает всем живущим жизненную силу. 136 Антисфен 137 также говорил в Физике, что существует один исконный Бог, сколько бы народы и города не имели своих местночтимых богов. 138 15. Аристотель почти то же самое утверждает со своими перипатетиками и Зенон – со своими стоиками. Но долго перечислять суждения отдельных философов, которые, хотя и используют разные имена, все же сходятся в том, что одна власть управляет миром. 16. Тем не менее, хотя и философы, и поэты, и даже те, кто почитают богов, часто признавали Высшего Бога, все же никто из них никогда не стремился узнать о Его культе и почестях, никто не рассуждал [об этом], ибо, считая Бога вечно блаженным и неподверженным умалению, они думали, что Он ни на кого не гневается и потому не нуждается ни в каком культе. Ведь не может быть религии там, где нет никакого страха. 12: 1. Теперь, поскольку мы ответили на нечестивое и гнусное учение некоторых [философов], а скорее – на их безумие, вернемся к нашей теме. 2. Мы сказали, 139 что, устранив религию, нельзя сохранить ни разумность, ни справедливость; Разумность, потому что одному только человеку присуще знание божественности, которым мы отличаемся от диких зверей. Справедливость, потому что если бы Бог, Который не может ошибаться, не сдерживал наших страстей, мы жили бы преступно и нечестиво. 3. То, что Бог следит за нашими поступками, не только полезно и служит сохранению общей жизни, но и разумно.

http://azbyka.ru/otechnik/Laktantsij/o-t...

Велика личная заслуга Сагайдачного в деле восстановления иерархии в Киевской митрополии, однако никто до сих пор не ведёт речи о канонизации самого иерусалимского патриарха Феофана, восстановившего иерархию. Благотворение монастырям и школам в той или иной мере были присущи практически всем гетманам. Эпитеты «блестящий полководец, стратег и воин» не являются синонимами святости и подвижничества. Народное почитание Про Сагайдачного сложены песни, бытуют легенды и предания, в которых он предстаёт как воин, рубака, находчивый политик и дипломат. Государственный и политический деятель Речи Посполитой, современник Сагайдачного, Яков Собеский, так вспоминал о нём: «Був це великого духу, що сам шукав небезпеки, легковажив життям, у був проворний, у сторожкий, мало спав не пиячив… на нарадах був обережний в усяких розмовах Однако ни в народной памяти, ни в литературе, за все четыре века, прошедшие со дня его смерти, Сагайдачный не назван ни святым, ни благоверным, ни блаженным, ни праведным. Народ помнит его только как воина и полководца, без какого–то ни было налёта святости. Даже искусственная, притянутая за уши т. н. «канонизация уапц» не добавила давно почившему гетману ни известности, ни популярности, а носит лишь политический и популистский характер, эксплуатируя патриотические чувства и любовь к истории. Наверное, сам Сагайдачный, рассмеялся бы, увидев нимб вокруг своей головы на портрете, написанном в стиле иконы. Сагайдачного «канонизировали» только в лике местночтимых около десяти лет тому назад, в маргинальной «уапц», тогда как «Киевский патриархат» на это деяние не отважился. За прошедшее время новосфабрикованный культ нового «святого» так и остался на местечковом уровне, и только сейчас новая «сцу», раздираемая противоречиями, находящаяся в поисках своей новой идентичности («аби не як у мockaлib»), грубо нарушая «справку о жизнеспособности» — «томос», без согласования со Стамбулом, решила автоматически перенести имя Сагайдачного из календаря «уапц» в свой календарь. Чудотворения

http://ruskline.ru/opp/2020/08/25/politi...

P., 2006. Vol. 53. N 209. P. 100-116; idem. Ignace de Loyola: Légende et réalité. Brux., 2013; Feld H. Ignatius von Loyola: Gründer des Jesuitenordens. Köln etc., 2006; Lewis H. St. Ignatius Loyola: Retrospective, Perspective, Reflective. Anand, 2006; Zur grösseren Ehre Gottes: Ignatius von Loyola neu entdeckt für die Theologie der Gegenwart. Freiburg i. Br., 2006; Diccionario de espiritualidad ignaciana. Bilbao, 20072. 2 vol.; The Cambridge Companion to the Jesuits. Camb.; N. Y., 2008; Coupeau J. C. Espiritualidad Ignaciana: Guía para investigadores//Ignaziana: Riv. di ricerca teologica. Napoli, 2009. Vol. 8. P. 73-129; Kiechle S. Ignatius von Loyola: Leben - Werk - Spiritualität. Würzburg, 2010; McManamon J. M. The Text and Contexts of Ignatius Loyola " s «Autobiography». N. Y., 2013; A Companion to Ignatius of Loyola: Life, Writings, Spirituality, Influence/Ed. R. A. Maryks. Leiden; Boston, 2014; Ginhoven Rey Ch., van. Instruments of the Divinity: Providence and Praxis in the Foundation of the Society of Jesus. Leiden; Boston, 2014. А. В. Русанов Почитание В 1569 г., вскоре после смерти Л., стали распространяться сообщения о чудесах, происходивших у его изображения в Сиене. В XVI в. среди иезуитов сложилось его почитание, получившее в Риме поддержку кардиналов Цезаря Барония и Роберта Беллармина и др. влиятельных церковных деятелей. В 1595 и 1605 гг. был проведен процесс беатификации Л.; в 1609 г. папа Римский Павел V причислил его к лику блаженных (местночтимых святых) католич. Церкви (27 июля кард. Д. Пинелли издал декрет, затем беатификация была провозглашена папской буллой «Sede principis» от 27 июля 1609). Письмо с прошением о канонизации Л. направил папе Григорию XV франц. кор. Людовик XIII , и в 1622 г. понтифик выполнил просьбу. Соответствующая булла «Rationi congruit» была издана уже папой Урбаном VIII 6 авг. 1623 г. Одновременно с Л. был канонизирован иезуит Франциск Ксаверий. Документы, относящиеся к канонизационному процессу Л., а также др. источники сведений о почитании Л.

http://pravenc.ru/text/2110661.html

Прожив недолго на святой горе, Косма удалился оттуда и, начав с селений в ее окрестностях, продолжал проповедовать в Фессалонике, в Веррии и во всей Македонии; он прошел области: Химору, Акарнанию, Этолию до Арты и Превезы, а оттуда отплыл на острова: Мавру и Кефалонию. Везде, где проходил блаженный Косма, к нему стекалось множество народа, который с умилением и благоговением внимал его проповеди. Проповедь его, подобно проповеди апостолов, была весьма проста, спокойна и кротка, вследствие чего она весьма сильно действовала на умы и сердца слушателей и сопровождалась духовною пользою и исправлением нравов. Проповедь Космы подобно тому, как и когда проповедь апостолов, сопровождалась различными знамениями и чудесами. Так на острове Кефалонии был один портной, у которого с давнего времени правая рука была суха и не действовала. Пришедши к блаженному Косме, он просил исцелить его сухую руку. Блаженный посоветовал ему с благоговением слушать проповедь, и тогда Бог умилосердится над ним. Сухорукий послушался его совета и едва выслушал проповедь святого, на другой же день совершенно исцелился. Другой расслабленный, услышав о таком чуде, велел приносить его на место проповеди блаж. Космы и через несколько дней стал совершенно здоров. Проходя в летнее время через селение Курули, святой ощущал жажду и попросил воды из находившегося там безводного колодезя. Ему сказали, что в колодезе воды нет, но, по слову святого, достали со дна несколько грязи с водою, которую и принесли. Косма выпил немного воды, и с того времени тот колодезь стал источать чистую воду и был зимою и летом всегда полон воды, даже сделался целебным от многих недугов. Местом проповеди Космы было по большей части открытое поле вне селения или города, так как ни один храм, ни одно здание не могли вместить того множества народа, которое слушало святого. Косма обыкновенно наперед объявлял, где хотел остановиться и говорить проповедь, – на этом месте ставили большой деревянный крест; святой, установив около креста свою кафедру, всходил на нее и учил; по окончании проповеди, кафедру он брал с собою, a крест оставался на месте в воспоминание его проповеди. Впоследствии, где были поставлены такие кресты, Бог являл многие чудеса. Так на о. Кефалонии, среди аргостольской площади, у одного из таких крестов открылся чудесный источник, никогда не оскудевающий водою.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Наступил уже вечер, и св. Адриан сказал ей: «иди домой и спи спокойно, а я, когда узнаю время, в которое поведут нас на мучение, извещу тебя, чтобы ты могла видеть кончину нашу». Св. Наталия обошла всех узников, целовала их вериги и просила их внушать ее супругу терпение в перенесении мучений. Потом, подошедши опять к супругу, сказала: «не щади своей молодости и красоты, бренное тело наше есть пища червям; не думай также и об имении, о золоте и серебре: они не принесут пользы в день страшного суда! Одни лишь добрые дела и вера принимаются Богом, как дары!» Через несколько дней св. Адриан, узнав о скором намерении царя предать его суду и мучению вместе с другими узниками, сказал свв. мученикам: «господа мои, можно ли мне пойти домой и сказать Наталии о времени наших мучений, так как я обещался призвать ее в час страданий?» Святые узники поручились за него, а темничные стражи, подкупленные деньгами, свободно выпустили его. Во время пути один из граждан увидел св. Адриана и предуведомил св. Наталию, что муж ее освобожден из темницы. Думая, что он отрекся от Христа, св. Наталия опечалилась и, увидя в окно своего супруга, бросила бывшую в руках ее работу, затворила пред ним двери и сказала: «уйди от меня, отступник Божий!» Св. Адриан удивился, слыша такие слова из уст своей юной супруги (со дня их брака прошло только лишь тринадцать месяцев). Видя ее печаль, он стучал в двери и говорил: «отвори мне, Наталия; я не бежал от мучения, как ты думаешь, но пришел звать тебя – посмотреть нашу кончину! За меня поручались св. мученики, и если я в назначенное время не возвращусь, то они вместе с своими муками примут муки и за меня!» Св. Наталия с радостью отворила двери, и супруги припали друг к другу. «Блаженна ты между женами, говорил св. Адриан Наталии, – ты познала Господа, чтобы спасти своего мужа; воистину ты любящая жена, блажен венец твой, так как ты общница мученикам, хотя и не терпишь мук!» Дорогою св. Адриан говорил Наталии: «как мы распорядимся с нашим имением?» «Оставь помыслы о земном, ответила ему на это Наталия, заботься лучше о том, как тебе совершить подвиг, чтобы получить вечныя блага на небесах!» Войдя в темницу, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Палач привел блаж. Афанасия в Пармак-капи и там усек ему голову. Это было в 1670 г. (Христианск. мучч., пострадавшие на востоке, св. П. Соловьева 1862 г. стр. 105–107). Мученика Феофила Св. Феофил, родом с острова Закинфа, был моряк и служил на одном купеческом корабле. Во время плавания он, неизвестно почему, поссорился с капитаном корабля, и потому, по прибытии в Хиос – родину капитана, тотчас же оставил своего хозяина. Один турок, встретив Феофила, пригласил его на судно, но Феофил не хотел принять этого предложения, потому что считал грехом даже быть вместе с мусульманином. Видя, что все убеждения остаются бесполезными, турок решился взять Феофила к себе на корабль силою; но встретил с его стороны такое сильное сопротивление, что должен был отказаться от своего намерения. Ожесточенный неудачею, злодей прибег к клевете и обвинил Феофила, что он носит мусульманскую чалму. Бывшие при этом турки бросились на Феофила и с побоями повлекли его к судье, перед которым засвидетельствовали о мнимом преступлении несчастного христианина. Судья предложил ему сделаться турком; но Феофил был истинный христианин. Турки с своей стороны старались всеми средствами склонить его в свою веру; они употребляли то обещания, то угрозы. Но ни в чем не успели; мученик говорил: «никогда не отрекусь от Христа моего; в Него я верую, Его исповедую». Наконец видя, что ничем не могут принудить его к исполнению своих желаний, враги насильно потурчили 9 Феофила. Новообращенного взял под свое покровительство один султанский чиновник, случивший тогда в Хиосе, и хотел везти его с собою в Константинополь, с намерением женить его там на какой-нибудь богатой турчанке, потому что Феофил был молод и очень красив собою. Время отъезда приближалось. Блаженный Феофил слезно молил Бога избавить его от рук врагов и указать путь ко спасению. Господь услышал молитву раба Своего и управил его бегство. В последний вечер мусульмане пошли по обычаю на молитву, а его оставили дома одного. Господь положил ему на сердце светлую мысль воспользоваться отсутствием притеснителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе Ингигерде (святой благоверной княгине Ирине). Княгиня стала матерью большой и замечательной семьи: у нее было семеро сыновей и пятеро дочерей. Все они получили отличное образование (включая знание нескольких языков) и являли пример нравственности и православного благочестия. Князь Ярослав оставил о себе память составлением свода законов Киевской Руси – «Русской правды», которая, дополненная его сыновьями и внуком Владимиром Мономахом, стала правовой основой жизни русского народа. Перед блаженной кончиной составил завещание сыновьям, которое начиналось словами: «Любите друг друга. Если будете жить в любви друг с другом, то Бог будет среди вас и покорит вам врагов ваших, и вы будете жить мирно. А если будете ненавидеть друг друга и ссориться, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов, которую достали они трудом великим». Почитание благоверного князя Ярослава Мудрого, как местночтимого подвижника благочестия, началось сразу после его преставления (20 февраля 1054 г.). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 18 декабря, 2021 7 декабря, 2021 29 мая, 2023 22 мая, 2023 6 июня, 2022 1 июня, 2022 6 мая, 2022 27 марта, 2022 1 января, 2021 18 декабря, 2021 7 декабря, 2021 29 мая, 2023 22 мая, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

На этом трудном и скользком пути ожидали подвижника: унижение всякого рода, бесславие, вольная нищета, страдания и тайные соблазны самообольщения и самодовольствия, которые могли породить в нем духовную гордость. Совершая свой подвиг не в пустынях и лесах, а на площадях и улицах многолюдного города, не под скромностью набожности и отчуждения от сует мира, но под видом буйства и самоунижения, он искал не уважения и похвалы людской, но предавал себя на осуждение, поругание и даже на оскорбления. Одни люди с высшими стремлениями не могли ничего видеть в нем, кроме внешнего юродства и соблазна, другие же, по преимуществу простой народ, питали к Василию какое-то сочувствие и доверие, так как юродивые, вышедши из среды народа, нередко бывали наставниками заблуждавшихся, обличителями нечестивых, утешителями и защитниками несчастных и невинно страдавших. He взирая на лице, смело говорили правду, – то прямо, то в намеках, иносказаниях и мановениях предвещали грядущую напасть, как наказание за грехи, или благополучие, как награду за благочестие и добродетель. Невольное уважение и страх, внушаемый такими подвижниками, отрекшимися от мира и самих себя, открывали им невозбранный доступ в боярские хоромы и в царские палаты. Внезапное их появление что-нибудь предвещало. Оставив в юности родительский дом, Василий не имел себе верного приюта до могилы, жил на улицах и площадях; ежедневно бывал в церквах при богослужениях, осенние и зимние ночи проводил на папертях в неусыпной молитве. Летом и зимою ходил без одежды и обуви, как первый человек в раю до падения, от чего и прозван нагоходцем, денег не принимал и даже не имел для них карманов. На себе носил он тяжелые вериги, которых часть до ныне лежит на его гробнице 13 . Василия заставали часто в толпе нищих и калек, которые собирались на мосту у Фроловских, ныне Спасских, ворот; он бегал людей, но народ любил и искал его, чтобы слушать его наставления, замечать в его словах, поступках и мановениях особые для себя знаменования. 1812 года еще между зданиями Воспитательного дома, в южной его части была пещерка, устроенная Василием, куда он иногда уединялся, и там, как гласит предание, блаженный имел борьбу с бесами, которых победил оружием молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010