С о. Кефалонии Косма переправился на о. Закинф, в сопровождении более десяти судов, наполненных кефалонянами. Но проповедь Космы не имела здесь успеха, а потому он проповедовал здесь недолго. Возвратившись назад в Кефалонию, Косма пошел в Корифы, где был с честью принят всеми жителями, особенно же тамошним правителем. Но так как сюда собралось много народа и из других селений послушать проповедь святого, то начальники города, опасаясь возмущения и смятения в народе, просили Косму удалиться из Кориф. Он перешел оттуда в область Отереи или Арваиитии, где и стал учить христиан; он посещал преимущественно те места, где было более грубого невежества, где благочестие подвергалось опасности совершенно утратиться, где люди предавались множеству пороков: убийствам, воровству и т. п. В таких-то одичавших и огрубевших сердцах христианских св. Косма посевал семя слова Божия, так что многих закосневших во грехах привел к искреннему покаянию и исправлению. Благодаря ему, везде в больших и малых селениях заводимы были училища, в которых дети бесплатно обучались читать и писать. По убеждению же св. Космы, богатые купили более четырех тысяч больших медных купелей и роздали их по церквам для крещения в них христианских детей. Всех, кто имел средства, Косма убеждал покупать священные книги, христианские поучения, четки, маленькие крестики, головные покрывала, гребни. Книги он раздавал в подарок тем, которые умели читать или обещались учиться; покрывалами наделял женщин, чтобы они ходили с покрытыми головами; гребни давал тем, которые обещались не брить волос на голове, как делают турки; четками и крестиками оделял простой народ. Блаженного Косму сопровождали до сорока или пятидесяти священников. Когда он намеревался перейти из одной области в другую, то приказывал всем христианам поститься, исповедоваться и совершать бдение при множестве зажженных свеч. Для этого у Космы были устроены деревянные подсвечники, из которых на каждом можно было поставить до ста свеч; свечи всем раздавались даром; священники совершали освящение елея, все христиане были помазуемы, в заключение Косма говорил проповедь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Однажды случилось проходить там благочестивому царю Феодосию Младшему. Узнав о местопребывании инока, царь оставил свиту, и, как простой воин, пришел к кельи инока и постучался в двери. Инок отпер двери, и, не узнав царя, принял его, как простого воина. После молитвы они сели. Царь стал расспрашивать о жизни и подвигах египетских пустынников и отшельников. Инок отвечал: «все молят о спасении воинов!» Царь рассматривал келью и, не увидев ничего кроме корзины, висевшей на стене, и в ней немного сухого хлеба, сказал ему: «благослови меня, отче, вкусить немного пищи!» Инок налил в блюдо воды, всыпал соли и положил туда сухих кусков хлеба. Они оба стали есть. Потом инок принес сосуд с водою и дал царю пить. Тогда царь сказал иноку: «знаешь ли, кто я?» «He знаю, отвечал инок, Бог тебя знает!» «Я, сказал гость – царь Феодосий!» Тогда инок поклонился ему, а царь сказал: «блаженны вы, иноки, свободные от попечений мира сего, живя безмолвно и заботясь только о спасении души своей, как получить жизнь вечную! Истинно говорю тебе, что я рожден в царстве и ныне царь, a никогда не вкушал с такою сладостью хлеба и воды, как ныне!» «Так как мы, иноки, отвечал царю инок, вкушаем всегда с молитвою и благословением, поэтому и худая эта пища бывает сладкою; а в ваших домах трапеза бывает без молитвы, но с празднословием, поэтому и кушанья ваши не получают услаждающего благословения. Царь простился с иноком и с того времени начал почитать его». Св. Пимен поучал учеников своих и другим добродетелям, и учение его не пропадало даром, так как оно многим показало путь ко спасению. Поэтому к нему приходили не только новоначальные, неопытные в подвижнической жизни, но и опытные и состарившиеся в подвигах иноки; они, вопрошая о пользе душевной, получали богодухновенные ответы и записывали их в отеческие книги. Вот два из его изречений и наставлений: «брат, живущий с ближними, должен быть, как каменный истукан, досаждаемый – не сердиться, прославляемый – не превозноситься». «Злоба никогда не уничтожит злобы, – говорил он еще, но если кто сделает тебе зло, ты сделай ему добро, и это твое добро победит его злобу».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В начале весны Олимпиаде приказано было оставить столицу. Долго скиталась она из одного места в другое, не зная, где преклонить голову. В средине осени 405 года, Олимпиаде приказано было возвратиться в столицу. Но тут опять обрушились на нее беды, разные наглые клеветы посыпались на нее. Много раз призывали ее к суду, бесстыдные слуги позорили ее, рвали на ней платье. Одни имения ее продавались с публичного торга, другие разорены были чернью, за третьи таскали ее по судам. Собственные слуги, которым она благотворила, как мать, восставали против своей госпожи, по наущению врагов. Сильно волновалась и страдала душа ее. Св. Златоуст в утешение писал ей: «перестань плакать, перестань мучить себя печалью; не смотри на эти несчастья, которые идут к тебе непрестанно, идут одно за другим без промежутка: помышляй о свободе, которая так тебе близка; помышляй о неизреченных наградах, которые принесут тебе твои несчастья... Что значит быть выброшенным из отечества, быть переводимым с места на место, быть пленником, быть везде гонимым, жить в ссылке, влачиться по судам, получать оскорбления от людей, получавших тысячи благодеяний, подвергаться мучениям и от рабов и от свободных, что все это значит, когда за все это награда целое небо». В последние годы свои блаженная Олимпиада была настоятельницею сестер монахинь. Но злость мира преследовала блаженную и в ее монастырском уединении: при Аттике сама Олимпиада вынуждена была навсегда оставить Константинополь и поселиться в Никомидии. Здесь она устроила свою жизнь так, чтобы умереть заживо в месте своего изгнания, где однако же огорчение, скорби и бури не переставали сокрушать ее. Все принимала она спокойно и равнодушно, как будто уже более не принадлежала миру. Друзья Златоуста посещали ее и оказывали ей великий почет, обращаясь с нею, уже как со святою. Один из них, Палладий, видевший ее в это время, оставил нам трогательное изображение ее личности: «та же простота в одежде, тоже измождение тела, та же благотворительность в пределах состояния, доведенного почти до бедности.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

18 октября, в воскресенье устроен был другой прием руссов в Золотой палате, при котором присутствовал сам император. А Русскую княгиню угощали в палате св. Павла, где присутствовала императрица с своими детьми и невесткою. На этот раз Ольге поднесли 200 миллиарезий, и несколько сот их опять роздали ее свите. Таковы торжественные приемы были устроены Византийским императором для княгини Ольги. Между этими приемами протекло более двух месяцев, и уже одно это обстоятельство дает право думать, что Ольга в Константинополе была довольно долго. Во все это время она, конечно, более и боле знакомилась с святынею Царьграда и изучала православную веру. «Ольга», говорит Кедрин, «жена князя русского, того, который приводил флот против греков, по смерти супруга, явилась в Константинополь и, когда доказала великую свою ревность к истинному благочестию, была крещена и, принятая с почестями, приличными ее сану, возвратилась в свой дом». Из этих слов видно, что княгиня, живя в Константинополе, много совершила богоугодных дел, чем и доказала свое великое усердие к исполненному благочестию. Кроме того, судя по вышеприведенному свидетельству греческого историка, крещение Ольги было совершено прежде ее приемов в императорском дворце; но можно думать, что русская княгиня просветилась св. крещением во время, протекшее между первым и вторым приемами. Самое крещение Ольги было необыкновенно торжественно. Сам Патриарх Полиевкт, славный и по святости жизни и по высокой образованности, совершал над княгинею великое таинство; и сам император Багрянородный воспринимал ее от купели, конечно, в присутствии всего своего блестящего двора и при стечении бесчисленного множества других жителей столицы. Наш летописец повествует, что когда новопросвещенная по выходе из св. купели, радовалась душою и телом, святейший патриарх обратился к ней с словом привета и сказал: «благословенна ты в женах русских за то, что возлюбила свет, и оставила тьму; сыны России не престанут благословлять тебя в роды родов, при самых поздних твоих потомках», – и вслед затем заповедал ей о церковном уставе, молитве, посте, милостыне, чистоте телесной; а блаженная княгиня, названная при крещении Еленою, стояла, преклонив голову, и, подобно губе напаяемой, принимала учение. Вместе с благоверной княгинею крестились и некоторые из ее спутников, особенно из числа родственниц ее и жен боярских, сопровождавших свою княгиню из России, и тем увеличили радость христианского торжества.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По рассказам духовных чад старца одевалась матушка своеобразно: на одной ноге галоша, на другой – валенок. Часто бывало, что зимой ходила в галошах и ботах, а летом в валенках. Платье всегда грязное, если наденет чистое, оно недолго продержится. На голове платок или тряпка, почти всегда растрепанная. Только перед причастием одевала все чистое. Бывало, поможет человеку в хозяйстве, и чтобы не хвалили, наденет чужие валенки и пойдет. Матушка обладала даром прозорливости и исцеления. Благодатных Даров Святого Духа матушка удостоилась за великое смирение, терпение и послушание. Приведём лишь одно свидетельство современников: «Однажды зимой послал ее старец Севастиан ночевать к Степаниде. Она пошла. Стучится: «Пустите переночевать!». Ей отвечают: «Нет у нас места». Легла матушка на пороге у двери, не посмела вернуться. Ночью снег шел, и матушку занесло. Утром хозяева встают, открывают дверь, а она не отворяется. Она вскочила, отряхивается: «Ой, простите, я помешала вам» Следует отметить, что митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов) с любовью относился к старцу Севастиану. А после его блаженной кончины (1966 г.) Владыка сказал: «Я, несомненно, уверен, что Батюшка в лике преподобных». (Старец был прославлен в лике местночтимых святых 12 октября 1997 года. День памяти преподобного Севастиана – 6/19 апреля. Обретение мощей 22 октября.) Митрополит Иосиф очень почитал и карагандинских стариц – схимонахиню Анастасию и монахиню Агнию. По дару пророчества, которым обладали обе матушки, Владыка называл их «карагандинские Сивиллы». В начале июня 1975 года владыка Иосиф в последний раз посетил Караганду, О том, что этот приезд в Караганду станет последним для владыки Иосифа было предсказано ему схимонахиней Анастасией. «Благословите, Владыка! Мы больше не увидимся», – сказала карагандинская старица старцу-митрополиту. Вскоре у него случился приступ, и 4 сентября 1975 года Владыка почил. Прозорливая старица Анастасия отошла ко Господу через два года 13 апреля 1977 года. Перед смертью в 1977 году была пострижена в схиму. Матушку Анастасию похоронили в г. Караганде на Михайловском кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Установлен дополнительный день памяти святой блаженной Матроны Московской 16 июля, 2013. Новостная служба Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 июля 2013 года установлен дополнительный день памяти святой блаженной Матроны Московской в память об обретении ее честных мощей — 8 марта (по н. ст.). 16 июля. ПРАВМИР. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 июля 2013 года ( Журнал ) установлен дополнительный день памяти святой блаженной Матроны Московской в память об обретении ее честных мощей — 8 марта (по н. ст.). Блаженная Матрона Московская канонизирована в 1999 году как местночтимая московская святая; в октябре 2004 того же года состоялась общецерковная канонизация. Её память празднуется 2 мая, а также 2 сентября в составе Собора Московских святых и 5 октября в составе Собора Тульских святых (все даты — по н.ст.). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 30 декабря, 2020 29 декабря, 2020 28 декабря, 2023 25 августа, 2022 7 июня, 2022 8 марта, 2022 17 июня, 2021 13 апреля, 2021 13 апреля, 2021 30 декабря, 2020 29 декабря, 2020 28 декабря, 2023 25 августа, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе 12

http://pravmir.ru/ustanovlen-dopolniteln...

После окончания срока ссылки жил в Горьком , занимался литературным трудом, участвовал в организации Горьковской психотехнической лаборатории. С весны 1933 по август 1934 г. жил в Касимове , преподавал в индустриальном техникуме. В этот период Владимир Анатольевич составил жизнеописание касимовских местночтимых подвижников благочестия царевича Иакова (XVII в.) и Петра Отшельника (сер. XIX в.). Вместе с братом свящ. Николаем он составил подробное жизнеописание блж. Матроны Анемнясевской , для чего ездил к ней в дер. Анемнясево Бельковского района Московской обл. (ныне Касимовского района Рязанской обл.). С августа 1934 года работал преподавателем в техникуме и образцовой школе в Горьком. В начале лета следующего года приезжал в Москву для лечения, после которого уехал в Куйбышев , но устроиться там на работу не смог. С 1 сентября 1935 года преподавал в педагогическом техникуме в г. Сергаче Горьковского края. Мч. Владимир Правдолюбов 25 сентября 1935 года был арестован, проходил сначала по одному делу с касимовскими священнослужителями и блж. Матроной, потом его дело было выделено в отдельное. Владимир Анатольевич был обвинен в том, что " являлся активным участником контрреволюционной церковно-монархической группировки церковников... в контрреволюционных целях для создания авторитета и прославления «блаженной Матреши» и «царевича» Касимовского Иакова написал подробное их жизнеописание... организовывал массовое паломничество на его [царевича Иакова - прот. С.] могилу, где участники группы обрабатывали верующих в антисоветском духе " . 26 ноября 1935 года Владимир Анатольевич был приговорен к пяти годам ИТЛ, 2 декабря отправлен в Карагандинский ИТЛ , где работал помощником лекаря. В 1937 году был арестован в лагере по обвинению в том, что вместе с архим. Маврикием (Полетаевым) " создал контрреволюционную группу, которая под руководством Полетаева систематически собиралась, проводила богослужения, распространяла контрреволюционные и религиозные настроения среди лагерников " . Виновным в участии в " контрреволюционной группе " себя не признал, на допросах сказал, что имеет Библию. 28 сентября решением тройки УНКВД по Карагандинской обл. приговорен к высшей мере наказания.

http://drevo-info.ru/articles/13673128.h...

мучеников; блажен ты, свет очей моих, что страдаешь за Пострадавшего за тебя!» Говоря это, св. Наталия отирала его кровь. Свв. мученики радовались мужественному терпению св. Адриана и целовали его; св. Адриан отвечал им, что своим терпением он обязан их молитвам, и на будущее время просил их молиться за него. Вместе с св. Наталиею были и другие благочестивые женщины, которые служили узникам и перевязывали их раны. Когда слух об этом дошел до царя, он запретил пускать женщин в темницу. Но самоотверженная Наталия и тут нашла способ проникнуть в темницу: она остригла свои волосы и одевалась в мужскую одежду; под видом мужчины, она посещала темницу и служила своему мужу и другим узникам – мученикам. Окончив уход за страдальцами, она садилась у ног св. Адриана и говорила: «умоляю тебя, господин мой, помни наш союз и это мое сочувствие к твоим страданиям, и помолись Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Он и меня взял с тобою; как мы были вместе в этой исполненной грехов жизни, так чтобы нам быть неразлучными и в той блаженной жизни. Молю тебя, когда предстанешь Христу Господу, принеси Ему эту первую обо мне молитву, так как я знаю, что все, что ты попросишь у Него, даст тебе Господь! Ты знаешь нечестие граждан и царское безбожие, и я боюсь, что-бы меня не принудили выйти за другого мужа – язычника, и тогда расторгнется святой союз наш! Молю тебя, соблюди свою супругу, как учит апостол!» Благочестивые женщины, узнав, что св. Наталия в мужском одеянии служит святым, также остриглись и оделись в мужские одежды. Вследствие этого они по проежнему входили в темницу и служили святым. Царь, узнав о благочестии женщин и о том, что узники изнемогли от ран и едва живы, велел принести к ним в темницу наковальню и железный молот, чтобы отбить свв. узникам голени и руки: царь хотел, чтобы узники умерли насильственною смертью. Св. Наталия, увидев железные – наковальню и молот и узнав причину прихода царских слуг, встретила их с мольбою, чтобы они начали с Адриана. Мучители послушали св. Наталию и приступили к св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Благодаря ей, уверовала одна женщина знатного происхождения Зармандухт со всем своим домом; вместе с нею уверовали и были крещены апостолом еще до двух сот человек. Царь, узнав об этом, приказал отсечь голову одной только Зармандухт; в день ее кончины также уверовало много народа. Царь в гневе рычал подобно льву, более всех обвиняя свою дочь Сандухт: «больше всех она вводит народ в заблуждение», сказал он, и приказал убить ее мечем. Св. апостол, узнав о повелении беззаконного царя, всю ночь не переставал молиться Богу за Сандухт. С рассветом пришла сама Сандухт к св. Фаддею и, приветствуя его, говорила: «ныне ночью, когда я спала, меня осенил свет, и посреди света явился какой-то муж, одетый в лучезарную одежду; он назвал меня по имени, говоря: «Сандухт! встань и облекись Моим светом!» Я же отвечала со слезами: «Господи! я недостойна!» He смотря на это, он облек меня светом, как бы плащом, наложил мне на голову светлый венец и между тем, как я стояла в восхищении, сказал: «радуйся Сандухт! Я тебя не оставлю». После этого вдруг сделалось страшное колебание, и я проснулась, встала и начала молиться Богу». Слушая этот рассказ, ап. Фаддей понял, что Сандухт ныне же переселится из этого мира и примет на свою голову светлый венец мученичества, и со слезами сказал: «блаженна ты, Сандухт, явившийся тебе Муж есть Христос. Слова же: радуйся! Я не оставлю тебя, означают, что Он не разлучен с Своими возлюбленными и радует всех живущих Его божественною любовью». Сандухт, услышав объяснение дивного своего видения, благодарила апостола; он сказал ей: «скоро ты придешь к живому Свету, Которого жаждала». Сандухт просила его не покидать ее до самой последней минуты своей жизни. Потом они стали молиться, после чего ап. Фаддей благословил ее, говоря: «мужайся, Христос укрепит тебя!» В это время у дверей явились начальники в сопровождении воинов; апостол незаметно стал среди них. Сандухт взяли и повели на место казни. Она обратилась к ведшим ее и сказала: «потерпите немного, дайте мне помолиться Господу и Богу моему».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Жившие в Мцхете персы не знали об обращении Евстафия в христианство и считали его за человека, принадлежащего к их вере, и, однажды собравшись на праздник очищения, прислали к Евстафию спросить: почему он не участвует вместе с ними на празднике, пренебрегая тем самым их закон. Конечно, Евстафий мог бы найти ту или другую благовидную отговорку и чрез это оградить себя от ненависти нечестивых; но не таков был блаженный. Проникнутый чувством глубокой преданности к христианству, вполне убежденный в божественности этой религии, Евстафий неустрашимо сказал посланным к нему персам: «праздник ваш праздник тьмы, и вы, как исполнители этого праздника, так же темны и не понимаете ничего; я принял печать Господа нашего Иисуса Христа и исполняю теперь Его праздник, праздник, установленный Им. Я запечатлен печатью Христовою и избавлен уже от той темноты, в какую ввержены вы». Как ни не приятно было персам слышать такие слова от Евстафия, однако они пока оставили его в покое; но, когда кончился праздник, нечестивые так донесли начальнику Мцхета: «в этом городе живет человек нашей веры, который не почтил с нами нашего праздника и далее осмеливался и осмеливается поносить нашу веру и этим хочет устрашить нас, говоря, что он христианин. Просим тебя, призови его к себе и расспроси его обо всем и суди его по данной тебе одному власти над этим городом». В виду такого заявления начальник немедленно отправил к Евстафию посланного с приказанием явиться к нему. Это приказание первоначально смутило Евстафия, у него мелькнула было мысль скрыться, по вскоре он одумался и сказал: «прежние друзья мои сделались мне врагами. Убоюсь ли людей? дойду, стану пред лицом властелина и исповедую пред ним Христа, ибо знаю слова моего Господа, Который говорит в Евангелии: «всякого, кто исповедует Меня пред человеком, и Я исповедую пред Отцем Моим небесным, а кто отвергнется Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим небесным» ( Мф.10:32–33 ). Сказав это Евстафий бодро отправился к начальнику и неустрашимо объявил себя пред ним христианином.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010