Кроме соборного храма в Григориате есть несколько небольших храмов-параклисов: Успения Пресвятой Богородицы, святых Архангелов, святой Анастасии Римляныни, иконы Божией Матери «Живоносный Источник», великомученика Димитрия Солунского, Всех Святых, преподобного Григория, Всех преподобных отцов Афонских, святителя Спиридона. А также ряд храмов вне обители. В подчинении монастыря – три кафисмы и шесть келий. Среди святынь Григориатской обители – частица Животворящего Креста Господня, чудотворная икона Богоматери «Одигитрия Пантанасса» (Всецарица-Путеводительница), пожертвованная обители молдавской деспотиссой Марией Палеолог в 1497 году. На этой иконе есть подпись на греческом языке: «Молитва благочестивейшей Марии Палеологини, господарыни Молдавской». Образ Богоматери «Пантанасса» остался совершенно невредимым после двух страшных пожаров, почти полностью уничтожавших монастырь. Также почитается образ Богоматери «Галактотрофуса» (Млекопи-тательница). В монастыре имеется еще одна известная икона Божией Матери – «Одигитрия», которая изначально находилась в Ватопеде, но чудесным образом перешла в монастырь Ксенофонт. Решено было оставить ее здесь, из уважения к воле Самой Пресвятой Богородицы. Чтимой иконой Григориатской обители является и образ святителя Николая. В Григориатском монастыре пребывают частицы мощей многих святых: апостола Андрея Первозванного, великомученика Пантелеимона, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, святителя Николая; священномучеников Харалампия, Игнатия Богоносца; Григория, просветителя Армении, и епископа Иакова, в Персии пострадавшего; мученика Кирика, святителя Нектария Эгинского, преподобных Григория Ктитора и Силуана Афонского, великомученицы Варвары, мучениц Иулитты, Анастасии Римляныни, Фотинии Самарянки и Макрины; святого Дионисия Ареопагита, святителя Григория Назианзина, бессребреников Космы и Дамиана. В монастырской библиотеке хранятся около 297 древних рукописей, из которых 11 писаны на пергаменте. В том числе и одна из древнейших рукописей «Пастыря» Ерма. Кроме того, обитель имеет более 10000 печатных книг.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

304, память 22 декабря) и Анастасия Патрикия, известная как отшельница Александрийская († ок. 567/568, память 10 марта). Анастасия Патрикия происходила из знатного византийского семейства и славилась благочестием. Ее красоту заметил император Юстиниан I . Чтобы скрыться от любовных преследований и интриг императорского двора, Анастасия тайно покинула Константинополь. Она подвизалась сначала в Александрийском монастыре, а позже – в отдаленной пещере, где под именем евнуха Анастасия провела многие годы в молитве и умерщвлении плоти. После смерти «евнуха Анастасия» авва Даниил открыл его подлинное имя и поведал миру историю жизни святой Анастасии. Что же касается житий двух других святых Анастасий – Старшей и Младшей, то известно, что в ряде древних агиографических памятников сведения о жизни и подвигах Анастасии Римляныни (Старшей) и Анастасии Узорешительницы (Младшей) четко не разделяются, что приводит к трудностям с идентификацией их мощей, изображений на иконах и посвящением им храмов. Сохранились данные о том, что в 1200 году Антоний Новгородский видел в Константинополе мощи обеих святых Анастасий – Старшей и Младшей . Часто вместо жития Анастасии Римляныни приводится житие Анастасии Узорешительницы и, наоборот, мученичества Анастасии Старшей включаются в жития Анастасии Младшей. Наблюдается и сближение иконографий обеих святых мучениц. Обычно святая Анастасия Римляныня изображается в монашеском облачении, с крестом и пальмовой ветвью в руках, а Анастасия Узорешительница – в хитоне и мафории, с крестом в правой руке и с маленьким сосудом лечебного масла в левой. Но встречаются и иконы, на которых изображен только лик и подпись «святая Анастасия», без указаний, какая именно, и без характерных для образов каждой из мучениц деталей. Реликварий с частицей мощей Сейчас наиболее известно житие Анастасии Узорешительницы, подготовленное в конце Х века Симеоном Метафрастом. В нем повествуется, что Анастасия была дочерью знатных римских жителей Фавсты и Протекстата (Претекстата).

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/03/...

(Этот кондак читается трижды) Икос 1 Ангелом уподобилася еси разумом чистым, познавши Творца Всемогущаго, иже есть всего видимаго и невидимаго вечное начало и единый конец желаний всех боголюбивых, мы же восхваляем дивное воспитание твое от подвижницы игумении Софии, с благоговением великим вопием ти: Радуйся, от дней младенчества вместившая в свое сердце веру Христову; Радуйся, трехлетняя отроковице, избранная и преславная во иночестве. Радуйся, возраставшая в богопознании, при красоте телесней и душевней; Радуйся, в греховном Риме соблюдшая чистоту и благолепие взора и жизни. Радуйся, всегда невидимо охраняемая ангелы Божьими; Радуйся, святою правдою твоею к Жениху Христу приблизившаяся. Радуйся, Анастасие, многострадальная и избранная Невесто Христова! Кондак 1 Агнице и угоднице Христовой, долготерпеливей преподобномученице Анастасии, скорой помощнице и молитвеннице нашей, усердное пение и поклонение приносим, яко имущей премногое дерзновение ко Господу, еже от всяких напастей, скорбей и болезней освобождати нас, да с умилением и любовию зовем: Радуйся, Анастасие, многострадальная и избранная Невесто Христова! Молитва преподобномученице Анастасие Римляныне Девственниц похвало и мучениц славо, Анастасие преподобная! К тебе во умилении сердец наших припадаем и твоего заступления у Господа о нас молим. Аще бо чистоте твоей не поревновахом и безбоязненнаго исповедания твоего не приобщихомся, паче же многими прегрешеньми и лютыми паденьми и отступствы гнев Божий привлекохом, но не хощем во гресех наших умрети и, на твоя мужеския подвиги взирающе, паки на одоление страстей наших ополчаемся. Сие же ведуще, яко кроме благодатныя помощи ничто же благое сотворити возможем, тую нам от Господа подати тебе просим. Ты бо, преподобномученице преславная, велие ко Владыце дерзновение стяжала еси, яко прославившая Его в чистой душе твоея и в телеси твоем страдальчестем, зане вся прельщения и прещения мучителя презревши, искоренение же зубов и ногтей истерзание, и сосцев и рук и ног отсечение сладце претерпевши, дерзновенно вопияла еси: “Христос есть богатство мое и похвала”! Темже от того богатства и нашей нищете духовная подаждь дарования и от безмерных прегрешений живот наш соблюди, мир и безмятежие нам испроси, от нужды и уныния нас предстательством твоим огради, друг ко другу нас в послушании и братолюбии настави и ко Господу очи сердец наших всегда возводи, во еже присно славити нам Отца и Сына и Святаго Духа державу, и твое теплое предстательство во веки веков. Аминь. Рекомендуем молитвы

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Псков. Часовня Анастасии Римляныни у Ольгинского моста. Анастасьинская часовня Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Часовня Святой Анастасии (Анастасьинская) Часовня построена в 1911 году в стилизованных формах древнепсковской архитектуры. Четверик завершен барабаном с главкой, декорирован угловыми лопатками и бегунцом. В восточную стену заложена храмозданная керамида. Интерьер расписан фресками по эскизам Н.К. Рериха. Построена вместо более ранней часовни (1711 г.) по проекту архитектора А.В.Щусева при строительстве Ольгинского моста. Газета «Псковский набат» от 15 августа 1923 года сообщала: «На Рижском шоссе у самого входа на мост Красной Армии находится часовня. Пора бы закрыть ее и превратить в книжный киоск магазина «Новая жизнь», что принесет несомненную пользу». Часовня святой Анастасии была закрыта решением Псковского губисполкома от 19 июня 1924 года как «безприходная и не представляющая никакой ценности». 1 августа 1924 года «Псковский набат» писал: «Губисполком очистил часовню с моста Красной Армии. Предметы культа передаются в Пароменскую церковь, а в киоске будет продаваться литература и газеты». Скорее всего, инициатива не прижилась, ибо тот же «Псковский набат» 19 июня 1925 года опубликовал заметку «Используйте часовню», где говорилось: «На мосту Красной Армии стоит часовня, которая в прошлом году была использована под киоск издательства «Псковский набат». Почему бы и теперь не использовать ее под киоск для распространения газет среди приезжающих или под ларек рабочего кооператива?!». В 1971 году часовня перенесена на берег реки Великой. Реставрирована по проекту Н.С.Рахманиной. Часовня органично входит в архитектурный ансамбль набережной. Литература: Псков через века. Памятники Пскова сегодня. СПб, 1994; Псковские хроники. 1999. 7. При подготовке статьи использованы материалы сайта www.pskovcity.ru Анастасиевская часовня. 1911 г. у моста Советской Армии Построена на месте более ранней (1711 г.), по заказу управления внутренних водных путей и шоссейных дорог, знаменитым зодчим «серебряного века» А. В. Щусевым. Архитектурные формы изящной часовенки слегка стилизованы под «псковский стиль»: квадратная в плане, она имеет маленькую главку; на пряслах стен — фрагменты псковского узора, повторяющиеся и в декоративном барабане. В восточную стену заложена, по псковскому обыкновению, храмозданная керамида.

http://sobory.ru/article/?object=00987

Прежде чем мы пойдем к «нашей Ксеньюшке» — народной печальнице, почтим памятник ее трудов — с тайным ее участием воздвигнутую в 1786—1790 годах церковь Смоленской иконы Божией Матери. Этот храм особенный — по внутреннему убранству он очень отличается от многих питерских храмов и скорее напоминает среднерусские и московские церкви — также он покрыт ярким узорочьем, орнаментом, не пугает грандиозностью размеров — уютен, семей-ственен. В этом храме после революционного разорения были собраны иконы из закрытых храмов города, многие там и остались, потому особенно благодатный, намоленный дух чувствуется под покровом Одигитрии. Здесь много старинных икон Божией Матери: Казанская, «Всех скорбящих Радость», Милующая, Толгская, «Достойно есть». А чудотворная икона Божией Матери Смоленская стоит на своем месте уже два столетия — копия той, перед которой молились первые строители города на болоте, те, что были родом из Смоленска — они привезли икону с собой на «стройку века». Многие были похоронены на получившем название от имени их родины кладбище. Позднее вблизи ограды кладбища был построен еще один храм — недавно восстановленная и восхищающая своей красотой церковь Воскресения Христова. Не забудем в Смоленском храме почтить и ту, в честь кого была крещена наша Ксеньюшка. В левом приделе храма, освященном в честь св. ап. и еванг. Иоанна Богослова, посредине его на аналое находится икона прп. Ксении Римляныни. И мы, также как и несколько столетий назад наша блаженная мать, преклоним колени перед той, к кому она обращалась с пламенной молитвой, вступив на подвиг юродства. «Ксения» — значит чужестранка. Так прозвали юную римскую аристократку Евсевию, сбежавшую из отчего дома в греческий монастырь. Прозвище стало иноческим именем, а после канонизации прп. Ксении Римляныни вошло в святцы. В самом наименовании древней подвижницы «чужестранкой» слышится неприязнь, которую она выносила от тех, кто придумал прозвище. Но каждый настоящий подвижник — житель небесной Отчизны, а для этого мира он «чужестранец».

http://azbyka.ru/fiction/blazhennaya-kse...

31. Суббота по Рождестве Христовом и пред Богоявлением. Отдание праздника Рождества Христова. Прп. Паисия Святогорца . Прп. Мелании Римляныни (службу зри 30 декабря) . Совершается славословная служба отдания праздника Рождества Христова (А) . Приводим также порядок совершения службы отдания Рождества Христова в соединении с полиелейной службой прп. Паисия Святогорца (по 1-й Марковой главе Типикона под 25 мая: «Аще ли случится Обретение главы Предтечевы... во отдание Вознесения Христова...») (Б) . А. На вседневной вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 2-й – 6 (первые две стихиры – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Августу единоначальствующу...» (догматик гласа не поется; см. Типикон, 31 декабря, «зри»). Входа нет. Прокимен дня. Паримий нет. На стиховне стихиры праздника, глас 2-й и глас 3-й (со своими припевами). «Слава» – праздника, глас 4-й: «Веселися, Иерусалиме...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «В вертеп вселился еси...». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й (единожды). Отпуст: «Иже в вертепе родивыйся...» (с упоминанием прп. Мелании Римляныни). На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), и 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды). Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Христос раждается...». По 3-й песни – ипакои праздника, глас 8-й (единожды). По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 3-й. На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. (Совершается обычное каждение.) 1-й лик поет припев 1-го канона: «Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую Горних воинств, Деву Пречистую, Богородицу» , и ирмос 1-го канона: «Таинство странное вижу...». 2-й лик – то же. 1-й лик припев: «Величай, душе моя, от Девы...», тропарь: «Изрядное течение зряще...». 2-й лик припев: «Величай, душе моя, в вертепе...», тропарь: «Изрядное течение зряще...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-13/

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 12 января 2023 года 30. Четверг. Попразднство Рождества Христова. Мц. Анисии. Прп. Мелании Римляныни (с 31 декабря). Свт. Макария, митр. Московского. Сщмч. Зотика пресвитера, сиропитателя. Прп. Даниила, игумена Переяславского. Служба мц. Анисии и прп. Мелании Римляныни (с 31 декабря) не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Макария, митр. Московского , в соединении со службой попразднства (Б). А. На вечерне кафизма 12-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мученицы, глас 4-й – 3, и преподобной, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – праздника, глас 1-й: «Слава в Вышних Богу…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 1-й: «По образу и по подобию…». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й (единожды). Отпуст: «Иже в вертепе родивыйся…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны праздника. Псалом 50-й. Каноны: праздника 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мученицы на 4 и преподобной на 4. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона преподобной. По 3-й песни – седален мученицы, глас 4-й. «Слава» – седален преподобной, глас тот же, «И ныне» – седален праздника, глас тот же. Примечание. О кондаках мученицы и преподобной Типикон умалчивает. В Минее синодального периода (см.: Минея-Декабрь. Киев, 1893. Л. 304) эти тексты также отсутствуют. По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 3-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава, и ныне» – тот же светилен. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Солнце, Сыне…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Ж У Р Н А Л 36 На заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины – СЛУШАЛИ рапорт Преосвященного Гурия, архиепископа Житомирского и Новоград-Волынского о назначении настоятельницей Свято-Анастасии Римляныни женского монастыря г.Житомира насельницы Свято-Троицкого Корецкого ставропигиального женского монастыря монахини Михаилы (Фарковец). ПОСТАНОВИЛИ: обратиться к Его Святейшеству, Святейшему Кириллу, Патриарху Московскому и всея Руси с просьбой направить насельницу Свято-Троицкого Корецкого ставропигиального женского монастыря монахиню Михаилу (Фарковец) в распоряжение Его Блаженства, Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины для последующего назначения ее на должность настоятельницы Свято-Анастасии Римляныни женского монастыря г.Житомира. Ж У Р Н А Л 37 На заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины – СЛУШАЛИ информацию Его Блаженства, Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины об открытии в г. Киеве Архангело-Михайловского Зверинецкого мужского монастыря и о назначении его наместником архимандрита Кассиана (Шостака). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие в г. Киеве Архангело-Михайловского Зверинецкого мужского монастыря; 2. Наместником Архангело-Михайловского Зверинецкого мужского монастыря г. Киева назначить архимандрита Кассиана (Шостака). Ж У Р Н А Л 39 На заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины – СЛУШАЛИ рапорт Преосвященного Иоанна, архиепископа Херсонского и Таврического, Председателя Комиссии по канонизации святых УПЦ о причислении к лику местночтимых святых Черкасской епархии подвижницы благочестия игуменьи Рафаилы (Тертацкой) (+24. 08. 1926). Рассмотрев житие, труды, подвиги, чудеса, принимая во внимание народное почитание подвижницы благочестия игумении Рафаилы (Тертацкой) -

http://pravoslavie.ru/31126.html

Два больших наводнения, 1820 и 1853 годов, разрушили многие монастырские постройки, восстановлены которые были во времена игуменства Симеона (1849–1905). Соборный храм Григориата относится к XVIII веку, освящён в честь святителя Николая Чудотворца. В северной части кафоликона есть параклис в честь основателя обители прп. Григория. Роспись собора гармонично сочетается с его архитектурой и производит на посетителей большое впечатление. По образу жизни обитель считается одной из самых строгих на Афоне. Игуменом монастыря с 1974 года является один из блестящих богословов современности архимандрит Георгий Капсанис, один из плеяды учёных, которые во второй половине XX века отказались от блестящей научной карьеры и приняли постриг на Святой Горе, способствовав возрождению афонского монашества. Рядом с отцом Георгием подвизаются монахи из разных стран, что во многом связано с активной миссионерской деятельностью обители за пределами Афона (прежде всего в Африке). На северо-восточной колонне соборного храма находится чудотворная икона Божией Матери «Одигитрия Пантанасса» («Всецарица-Путеводительница»), пожертвованная обители благочестивой молдавской деспотиссой Марией Палеолог в 1497 году. Этот образ остался совершенно невредимым после двух страшных пожаров, почти полностью уничтожавших монастырь. Также почитается образ Богоматери «Млекопитательница». В монастыре пребывают мощи более сотни святых, в т.ч.: ап. Андрея Первозванного, вмч. Пантелеимона, свтт. Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Свт. Николая, сщмчч. Харалампия, Игнатия Богоносца, Григория, просветителя Армении и еп. Иакова, в Персии пострадавшего, мч. Кирика, свт. Нектария Эгинского, прпп. Григория Ктитора и Силуана Афонского, вмц. Варвары, мцц. Иулиты, Анастасии Римляныни, Фотинии и Макрины, правая рука св. Дионисия Ареопагита. На пристани (арсане) Григориата два параклиса: в честь св. Модеста (1821 г.) и мчч. Рафаила, Николая и Ирины (1991 г.) В обители находятся храмы: прмц. Анастасии Римляныни (1775 г.), иконы Божией Матери «Живоносный Источник», вмч. Димитрия Солунского, Святых Небесных Сил Бесплотных, Святых бессребреников, свт. Спиридона, Всех Святых (1739 г.). Вокруг монастыря расположено ещё шесть параклисов и несколько кафизм, в том числе: апостола Иоанна Богослова, построенный в XIX веке знаменитым афонским старцем Хаджи-Георгием.

http://sobory.ru/article/?object=28192

Файл : Монастырь Великой Naharuu.jpg Материал из Азбука паломники Келья Мелании Римляныни в нижнем храме История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 480 × 640 (112 Кб) Келья Мелании Римляныни в нижнем храме Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующая страница использует этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Производитель камеры NIKON Модель камеры E5900 Время экспозиции 1 663 893/100 000 000 с (0,01663893) Число диафрагмы f/2,8 Светочувствительность ISO 64 Оригинальные дата и время 17:36, 26 декабря 2008 Фокусное расстояние 7,8 мм Ширина 1944 пикс. Высота 2592 пикс. Глубина цвета Цветовая модель RGB Ориентация кадра Нормальная Количество цветовых компонентов 3 Горизонтальное разрешение 300 точек на дюйм Вертикальное разрешение 300 точек на дюйм Программное обеспечение Adobe Photoshop CS5 Windows Дата и время изменения файла 16:39, 18 июля 2011 Порядок размещения компонент Y и C Центрированный Программа экспозиции Программный режим (нормальный) Версия Exif 2.2 Дата и время оцифровки 17:36, 26 декабря 2008 Конфигурация цветовых компонентов Выдержка в APEX 5,906891 Диафрагма в APEX 2,970854 Компенсация экспозиции Минимальное число диафрагмы 3 APEX (f/2,83) Режим замера экспозиции Матричный Источник света Неизвестно Статус вспышки Сработала вспышка, автоматический режим, режим устранения эффекта красных глаз Поддерживаемая версия FlashPix 1 Цветовое пространство sRGB Источник файла Цифровой фотоаппарат Тип сцены Изображение сфотографировано напрямую Дата последнего изменения метаданных 20:39, 18 июля 2011 Уникальный идентификатор исходного документа xmp.did:3CE7B31B3AB1E011B70EC2C2C10C087D Версия IIM 58 127 Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Монастырь...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010