Торчинский документ 689  правильнее всего назвать декларацией, потому что в своей основной части он не оговаривает никаких условий унии, путей ее осуществления, будущего статуса Киевской митрополии и т.п. В нем очень много риторики, но и ее характер позволяет увидеть, как понималась предстоящая уния. Заявление епископов говорит о стремлении к «согласию и единству» («згода и единоцство» 690 ), никак не об отречении от прежних заблуждений, покаянии в ересях и подчинении во всем папе римскому, т.е. не о том, что позднее и прежде звучало в корреспонденции и документах католической стороны. В нем особый акцент поставлен на необходимости борьбы с умножившимися ересями, причина которых усматривается главным образом в отделении от Римской церкви («а то ни за чим иншим наболей, одноза розрозненьем нашим с паны Римляны»). Цель возможного воссоединения в том, чтобы давать «спольный ратунек и подможенье в таковых речах один другому, якобы належало». Константинопольские патриархи, «в неволи поганской будучи», не могут помочь, несмотря на все желание («хотя бы подобно и хотели, до того прийти не могуть»). Поэтому, зная, что «продкове наши... никого иншого, одно святейшого папу Римского вызнавали и оному повиновалися и слухали», «трудно ся было еретиком и ереси их роскоренивати». Наступившие позднее «незгода и розорванье» привели к тому, что «еретические секты моц свою берут». Поэтому подписавшие декларацию иерархи заявляли о желании служить Богу «з братиею нашею милою паны Римляны, будучи под единым пастыром видомым церкви Божой, которому тая звирхность завжды належала». Фраза, выражающая готовность к унии, звучит следующим образом: «щирую и уприймою волю нашу до соединениях костелом Римским тым же собе осветчаем» 691 . Текст Торчинского манифеста, таким образом, не содержал ничего, кроме признания первенства Рима в христианском мире, и никак не предрешал, каким именно образом будет отрегулирован статус украинско-белорусской церкви и духовенства после их воссоединения с католической церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Обращение писателей XVI в. к «Сказанию об иконе Богоматери Римляныни» 151 свидетельствует о существовании традиционной связи между двумя текстами, абсолютно очевидной даже по прошествии полутора столетий. «Сказание» XVI в. очень обширно, оно вобрало в себя и сведения XII в., и рассказ о событиях конца XIV в., но не в виде механических заимствований, как это показывает приведенная цитата, а обращаясь вновь непосредственно к источникам-прототипам оригинальных русских текстов, то есть к «Сказанию об иконе Богоматери Римляныни» и к «Повести о неседальном»; из последней тоже имеются новые, отличные от заимствований «Повести о Темир-Аксаке» цитаты. 152 Для дальнейших рассуждений необходимо пояснить художественный принцип этих заимствований: русский текст XVI в., хотя и вбирает в себя фрагменты из греческого перевода, но в целом использует первоисточники примерно так, как «Повесть о неседальном» – библейские тексты об исходе из Египта, то есть в виде прямых смысловых сопоставлений (освобождение Москвы – освобождение Константинополя) или в виде скрытых образных уподоблений (икона Одигитрии, написанная св. Лукой – икона Владимирской Богоматери); в пространном повествовании XVI в. такая связь прослеживается более явственно, чем в его предшественниках – редакциях «Повести о Темир-Аксаке», но несомненно, что она является лишь развитием заложенных в более ранних текстах идей и принципов и, таким образом, более отчетливо определяет очень важный момент – зависимость текста «Повести о Темир-Аксаке» от обоих повествований, сопровождающих в греческой литературной традиции Акафист. Как кажется, знание этого факта могло бы внести некоторую ясность в проблему существования двух редакций «Повести о Темир-Аксаке», взаимозависимость которых вызывает противоречивые суждения. Развивая идею об уподобленное двум источникам, можно предположить, что в связи с событиями 1395 г. было написано два текста, один из которых был исторической повестью, сходной с «Повестью о неседальном» – редакция А, – о чем говорят аналогичное построение заглавия, упоминание авторства св.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Слава, и ныне, богородичен. Вход. Прокимен, глас 8: Дал еси достояние боящимся тебе Господи. Стих 1: от конец земли к тебе воззвах. Стих 2: Покрыюся в крове крил твоих. Стих 3: Тако воспою имени твоему во веки. И паки: Дал еси достояние: [Смотри] Подобает ведати, яко сия два великия прокимены, еже есть: Не отврати лица твоего: и Дал еси достояние: со стихи их, един по единому поется чрез весь святый пост. Начинаем от недели сырныя до недели ваий. От Сподоби Господи начинаются поклоны. ектениа: Исполним вечернюю молитву нашу: И посем сошедшеся оба лика, поем на стиховне триоди самогласен дне, дважды, со обычными припевы, и мученичен. Слава, и ныне, богородичен. Ныне отпущаеши: Трисвятое, и метания три. По Отче наш, иерей возглас: яко твое есть царство: И абие тропарь: Богородице Дево радуйся, благодатная: И поклон един. Слава, крестителю христов: Поклон. И ныне, Молите о нас: Поклон. Таже, Под твое благоутробие: без поклона. Господи помилуй, 40. Слава, и ныне, честнейшую: и прочее все, якоже предписася в неделю сыропустную вечера. [Смотри] В сию же 1-ю неделю на повечерии поем канон святых пророков, глас 5, творение феофана.    [Смотри] Подобает ведати: якоже указася служба прешедшия недели, на вечерни: сице должно есть бывати и в прочих неделях святыя четыредесятницы на вечернях.     В понедельник 2-я седмицы постов.    Совершается последование все, якоже предъявленно в понедельник 1-я седмицы поста. На Утрени, по обычных кафисмах, и на часех чтение обычное. [Нецыи же чтут сказание о чудесех пресвятыя владычицы нашея Богородицы и приснодевы марии, яже пречистою и честною иконою ея содеяшася, яже и римляныни нарицатися обыкши. еже и лепотственно читатися в соборных и приходских храмех.] [Смотри] Да будет же и сие ведомо, яко от сего понедельника 2-я седмицы поста, поются в повечериих каноны минеи, имущих прилучитися святых, от субботы лазаревы до недели фомины, с каноны богородичными. Прежде поем канон Богородицы, таже минеи. По 3-й песни, кондак и седален минеи. По 6-й песни, седален Богородицы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

впросфомисании, инесть освящения, но осквернение. паче имут олтарь и несть святыни. отслужащих две просфиры отложили, на 5 Служат; А господь первым чудом 7-ю хлебы 4 народа прекормил. А брады иус не брел, А нынешнии усы подстригают и брады бреют, табак пьют, и щепетью крестятца; безскуфейники, наемники чрезсребро поставляющихся Господь изгна, и пенязи опроверже во иерусалиме; недостойне содержащих престолы, яко каияфа со июдою предателем, намедницы и сребреницы меняющи и купующи; возлюбивши воскрылия широкая, инасонмищах первоседание и наторжищах зватися учителю учителю; сего ради Сына невозлюбиша на кресте распяша. Тако нынешнии отступницы Сына Божия отвергли измолитвы исусовы. И искрестнаго двоеперстнаго сложения и крест обругали господень осмиконечной Да испрестола сбогородицей свергнули волтари инацерквах инапросфирах; ивозлюбили крыжи латынские измию на жезлах архиерейских ипокланяютца жезлу со змием; а чрезтого змия самому диаволу покланяютца; воображенном змие. Якоже адама израя изгнал диавол вселившись тою змиею; и вавилон град погубил диавол змиею же. Тако инынешний народ диявол прелстил змиею во адово дно погубил влекущи яко ужищем. Верующих ему в неразумети. Нынешнии священницы папины послушницы, яко Июда скаиафою, ипапы сжиды согласившись едино действуют, а митрополиты со архиереи отпап ереси приемше действуют единогласно. Того ради Кирилл Философ Владимиру князю неповелел от пап иот латынь веры примать егда просветил святым крещением всю святорусскую землю. Тако и панагиот философ Цареградский препрел и обличил азимита Ереси их латынские, Священников нарек свиниями; Егда же изцаряграда был послом, послан в Москву скрыжом, при царе Иоане васильевиче, инедопустили ниблиз москвы, чтоб непочтена была чужа Вера Християнами. писано есть Кто похвалит чужую веру, той заругателя вменится своей вере. Егда иангел старцу рек скем погребут, икако хощет коея веры быть, Соегиптяны, или римляны ислатыни, исоармяны, или соевреи, или со июдеи, или сохристияны Съеросалимляны.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Формула боя: «и бысть сеча зла и труск от копей и ломление и звук от мечнаго сечения, яко же морю мерзъшу двигнутися, не бе видети леду, покрылося бысть кровию» (Ледовое побоище). В паремийном чтении: «и бысть сеча зла, акаже не бывала в Руси и за руки емлюще сечахуся и по удолиемь кровь течаше... и бысть гром велик и тутен». В Повести Флавия: «и бысть видити лом копийный и скрьжьтание мечъное и щиты и скепани... и землю напоиша крове» 57 . В летописи: и ту бе видити лом копийный и звук оружьиный (Ип. 6682). Ср. еще выражение: кровью же человеческою вся земля обагрися 58 . В описании Невского побоища формула приведена в сокращенном виде: и бысть сеча велика над Римляны. В такой же форме она попадается очень часто в летописях и воинских повестях 59 . Небесная помощь: «се же слышах от самовидца и рече: яко видех полк Божий на воздусе, пришедш на помощь кн. Александр» (Ледовое поб.). В паремийном чтении: «и мнози вернии видяху Ангелы помагающа Ярославу». В Ипатск. летописи: «и посла Господь Бог Ангела в помощь Русьскым князем... и падаху Половцы пред полком Володимеровом, невидимо бьеми ангелом, яко се видяху мнози человеци и главы летяху невидимо стипаемы на землю». Ангелы, которые летели в воздухе, были «от Бога послани помогать хрестьяном» (6619). В Повести Флавия: «мнози видели и поведали... преж бо солнечнаго захожениа явишася по аеру и по небу по всей Июдейской земли колесници и полце с оружием скачюще сквозе облак и обиступающе грады» (Макар. Минеи, л. 868). Как мы видели, в описании Невского боя эпизод с ангельской помощью освещен библейским примером об избиении ангелом Ассирийских войск. В приведенном сказании о победе над Половцами в 1111 г. есть указание на тот же библейский пример небесной помощи. Кроме того, он приведен, как мы видели выше, у Флавия. Победа и бегство врагов: «и победи я помощию Божиею, давше плещы побегоша, сечаху я гоняще аки по аеру, не бе камо убежати» (Ледовое поб.). В паремин: «Святополк же дав плещи побеже». В Повести Флавия, см. выше. В летописном сказании о победе над Половцами (Ип. лет. 6619): «Половци вдаша плещи свои на бег». В Лавр, летописи: «Половцц же... побегоша, гоними гневом Божьим и святое Богородици; наши же погнаша секуще я» (6693). В Ипат. летописи: «и одва одолев к вечеру Ярославь и побегоша Печенезе раздно и не ведахуся камо бежаче» (6542). По поводу Невской победы сказано в житии: «изби множество бесчисленое от них... останок же побеже». «Бегающим же Угром и Ляхом избьено бысть их множьство» (Ип. лет. 6727).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

При сем не зазрите ми в семь, еже о ном же наки нечто ради лучшего изъявления тех иноземцев неправствования воспоминаю. Яко всяк православный удобно может, рассудя, правду в семь познати. Царского величества посол, будучи в Цареграде, аще бы ему о ном от царского величества было и наказано, говорил бы Константинопольскому 190 патриарху, зане он есть первый, а не пришелец в той царствующий град; а Александрийскому и Антиохийскому патриархам, яко в той град пришельцем, никакоже бы о том мимо цареградского изъявил. А аще бы царскому величеству было то угодно и цареградский бы патриарх мог таких людей ученых, сыскав, к Москве послати, и к великим государем и к святейшему патриарху не писа, тако и в грамоте своей проезжей того всего, еже бы они Иоаникий и Софроний от них к Москве посланы, не изъяви. А написано в той его им данной проезжей грамоте, яко они сами о том его константинопольского патриарха просиша, во еже бы им по разным странам ходяще и созерцающе, идеже будет возможно, учением своим 191 пропитание обрести. А по тем тех иноземцев злоковарством о дабы хитрость некая турецкая не была скрыта. В той бо грамоте их не иная причина написана, точию сия, якобы они, возжелавше видети разные страны, тщатся, идеже возмогут себе учением своим хлеб обрести и аки бы того ради единого все бысть их промышление и по миру хождение, Но и в сем православным подобает прилежно от них опасным быти и рассмотрение крепкое и прилежное чинити. Первое еже бы они не были от турка ради созерцания и к нему вести препосылания подосланы. Второе ли дабы не такожде быша от папы они ныне к Москве на смущение нашей православные веры присланы, якоже древле промыслом папы римского из Царя же града со крепкими свидетельством, яко человек 192 добрый и православный учёный. Исидор митрополит к Москве бе подослан; и в начале, якобы крепкий м зело ревнивый защититель нашей православные веры, являшеся, а потом всякому известно, како яд свой, в нем крыющийся, на флоренском соборе отрыгну и с римляны сотвори согласие и руку в том подписа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Святыя преподобномученицы Анастасии Римляныни и преподобнаго отца нашего Авраамия Затворника На Господи, воззвах: стихиры мученицы, глас 8. Подобен: Что вас наречем: Мученице страстотерпице всехвальная,/воздержанием страсти низложивши плотския,/страданием змия умертвила еси врага,/Ангелы удививши болезньми твоими,/человеки обвеселивши страдании твоими,/монашествующих удобрение,/девства сосуд./Моли спасти и просветити души наша. Что тя возъименуем, славная?/Девства добротами невесту просиявшу Христову,/дщерь избранну Вышняго Иерусалима,/сожительницу Ангелов и собеседницу,/чертога мысленнаго наслаждающуся,/Анастасие многострадальная,/монашествующих удобрение./Моли спасти и просветити души наша. Терпела еси зубов искоренение,/рук отсечение, и ног, и сосцев,/ссекаема на уды от беззаконных мучителей,/к доброте Жениха взирающи/и болезни паче естества терпящи,/Анастасие многострадальная,/невесто Христова нетленная,/моли спасти и просветити души наша. Ины стихиры преподобнаго, глас тойже. Подобен: О преславнаго чудесе: Отче Богомудре Авраамие,/Аврааму подобник быв духом,/пресельник был еси земли отеческия, блаженне./Плоти пожелания отверг/и, в хижине малей заключив, радуяся, тело твое,/душу же вперил еси к Небеси,/идеже житие яве стяжал еси. Преподобне отче Авраамие,/Авраамскую душу тезоименно стяжав,/напасти претерпел еси,/верою Божественною укрепляемь/и любовию Богу соединяемь,/обетования землю наследовал еси,/украшаемь добродетелей светлостьми./Темже, веселящеся, Твою память торжествуем. Преподобне отче Авраамие,/прелестьми люте поглощенную змием/и поползшуюся погибели в ров/Промыслом Божественным возвлекл еси/и спасаему Богу представил еси./Еяже покаянию вси удивишася,/благочестно Господа славящии Преблагаго. Слава, и ныне, Богородичен: Радуйся, Света Божественнаго носило,/пресветлый свещниче, Пресвятая Богоневесто:/Свет нам возсияла еси от пречистою боку Твоею,/просвещая мира концы/и освящая Своею благостию./Радуйся, начало нашего спасения, Чистая./Радуйся, страшное слышание и глаголание надеющихся на Тя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Немного спустя после молитвы, которою предотвратил он совершение греха, предстал ему в видении ангел в одежде воина епархова, и взяв его, повел будто в судилище, и бросил в темницу, обложив шею железными узами и связав руки железными цепями. Приходившие к нему не говорили ему о причине заключения, но сам он, мучимый совестию, думал, что подвергся сему за то дело, и полагал, что муж той женщины донес судье об этом деле. Ктому же ему представлялось, что тут же производился суд над другими, за подобное же преступление. От этого находился он в крайнем смущении и страхе. Тогда Ангел принял образ одного искренняго друга его и пришел будто навестить его. Он вошел, будто чрезвычайно пораженный и опечаленный тем, что друг его терпит поносныя узы и сидит в заключении между сорока преступниками, и сказал ему: — отче диаконе! За что так безчестно держат тебя с преступниками? Он отвечал сму: по истине не знаю; но подозреваю, что на меня донес такой–то епарх по безумной ревности, и я опасаюсь, не подкуплен ли им градоначальник, и не подвергнули бы меня тяжкому наказанию. Представший в виде друга сказал ему: если хочешь послушать друга своего, то я советовал бы тебе удалиться из этого города, потому что, как вижу, не полезно тебе жить в нем. Евагрий сказал ему: если Бог освободит меня от этой беды, и ты потом увидишь меня в Константинополе, пусть подвергнусь еще большему наказанию. Друг сказал ему: если так, я принесу Евангелие, поклянись мне на нем, что удалишься из сего города и сделаешься иноком, и я избавлю тебя от этой беды. Евагрий сказал: клянусь как ты хочешь, — только избавь меня от этой мрачной тучи. После этого тот принес Евангелие и потребовал клятвы. Евагрий поклялся ему на Евангелии, что не останется в городе, кроме одного дня, и это для того только, чтоб перенести на корабль свои вещи. Этим кончилось видение. Вставши, в тревоге, он разсуждал: пусть клятва дана в изступлении, но все же я поклялся. Потому ни мало не медля, перенес все, что имел на корабль, и отплыл в Иерусалим. Здесь он облекся в иноческое одеяние и был принят блаженною Меланиею Римлянынею.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Чего ради посмотрим теперь на оные учения, которые элоквенция рождает, питает, украшает, производит, и которым она предводительница и сама с ними совокупно идет и за ними следует то есть которые все не что иное как сама царица элоквенция, на разных и разным образом престолах сидящая и лучами величества своего повсюду сияющая» 203 0. Далее перечисляются разные науки: история, археология, микология, филология и др. Красноречие весьма разнообразно (различно), так как существует у разных народов, на разнообразных языках. Всего более, конечно, надобно стараться об изучении красноречия отечественного. Никогда нельзя привыкнуть владеть чужим языком так свободно, как своим родным: «в природном языке все само собою течет и как бы на конце языка или пера слова раздаются». А главным образом, только на своем родном языке можно принести всего больше пользы своему отечеству и своему народу. «Наиблагорассуднейше жившие прежде народы делали, которые все, ничего святее сограждан своих пользы не почитая, сочинения свои, или наставлению, или повествованию, или увеселению служащия, природным языком и написали, и предали, и потомкам своим оставили. Кто из древних греков ... издал что-нибудь не по-гречески? кто ив прежних римлян?.... Никто, по истинне никто из них. Ибо все римляны что ни писали, то все по латине писали. Но для чего? Чтоб отечества и сограждан своих пользе действительнее услужить. А чего ж ради не лучше по-гречески, толь наипаче, что они все в греческом языке весьма искусны были? Чтобы, сверх пользы отечеству, собственные им важности честь сохранить, для того, что по мнению римского сатирика Ювенала, стыднее латинам не знать по латине. Всем ученым людям совершенно ведомо, что Тиберий цесарь римской и извинения прежде просил у сенаторов, что одно токмо чужестранное слово ему, пред ними говоря, употребить надлежало». Но, чтобы иметь время заниматься своим языком, прежде нужно перевести все лучшее с чужих языков на свой язык. «Итак да переводят, которые цветут из наших искусством языков, все что преизряднейшее, все что полезнейшее, все что достойнейшее в чужих языках на наш российской язык; да обогащают Россию выборнейшими книгами...

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

На странице 35, во утверждение того, что будто восточного исповедания люди благосклонны к исповеданию римскому, пишет следующее: «мудрии Греки не гнушаются латинами, но еще и священнослужения их почитают; яко-же когда и сам я отправлял святую литургию в великом монастыре троицком, тогда тамо благоговейнейше предстоял архимандрит сомногими, о чем тысячнократно свидетельствовать буду». Не сомневаемся, что Рибейра какъ сие, так и сего больше по народам трубить похощет, понеже то таковым мотам обычно и свойственно; только же и то нам неусумнительно, что у благоразсудных мужей лживец сей нигде себе вероятия неполучит. Кто бы толь безстыдных врак не поплюет? И с чего бы троицкому архимандриту, (который и церемоний папежской церкви никогда прежде невидал, нетолько силы их отнюдь незнает; а одно то знает, что римляны отступники), – и с чего бы ему родилось при шептании мшы их умиление и благоговейнство? Стоит попик Рибейра в необычном платье, в некой избе, у стола простого, и неведомо что тихо пошептуя, с угла стола к углу передаваяся, пошатываяся, на одно колено приламываяся и неоднократно к предстоящим незапно– будто спутать хощет, обращаясь. A сие действие привело-бы архимандрита к теплейшему набоженству? Не паче ли в недоумение приходил архимандрит, удивляясь, что делается, комедия ли какая или волшебство? А когда ему сказано, что то латинская обедня, не мог он воистину несоблазниться, видя как их священнослужение неблагообразно, без пения, в частых шатостях, в тихих пошептах, в тайных и противных с одним мужиком переговорках, ни от кого неслышимо, только зримо, а наипаче, что в простой избе, и на простом столе, где обычно едятъ и пьют; и воистину, кто исперва таковое их мшевание увидит, хотя бы хотел притворить вид благоговейный, да не может либо для соблазна, либо для смеха. Но и почему Рибейра об архимандричем благоговеинстве уведал? Сам ли то усмотрел? да он спиною к зрителям стоял. Разве нарочно оглядывался, как в школьных диспутациях? и если так, то он не о том мыслил, что делал: набожный священник! А если ему кто сказал о том, то как он о том тысящекратно свидетельствовать смеет? Подлинно се нерядовое вранье, да то так знающии и разсуждающии осудят. А если бы о сем в слух простолюдинам пришло, нелегкую смуту враль сей сделает,– вложит в сердца грубым человекам мнительства, зазрения, неразумныя ревности, возбудит междоусобныя в народе нашем, вражды, распри и мятежи, и преклонит ко уверению своего лживого чванства, что премногия духовныя русския власти просили его о сочинении книги сей, о чем слово было в первом пункте.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010