6. Св. Благоверный князь Александр Невский. – Настоящее чтение как и о св. кн. Михаиле Тверском, составлено по древнейшему его житию, написанному современником св. Александра (XIII в.), передававшим о некоторых событиях со слов самого князя и лиц, находившихся при нем, и сохранилось в рукописи XV в. (Моск. дух. Акад., – изд. архим. Леонидом в «Памяти. древ. письменности» 1882 г.). Позднейшие жития его (XVI–XVII в.) известны в четырех редакциях, из которых последняя (по времени) самая обширная риторически-витиеватая (см. в биб. Петер. дух. Акад. 273, – список XVIII в., присланный из Владимира в Петербург в 1772 г.), написанная, по поручению патр. Иова, вологодским архиепископом Ионою Думиным, – все эти редакции жития св. Александра Нев. составлены после собора 1547 г., на котором он был канонизирован. Указанное древнейшее «сказание современника, о подвигах и жизни Вел. кн. Александра Ярославича, по словам арх. Леонида, издавшего это сказание, живо рисует нам поэтический образ сего излюбленного русского князя, представляя его таким, каким он отразился в умах его современников по своей деятельности и душевным свойствам» (в указан. изд., стр. 3). Действительно, «Сказание» об Александре Невском, по языку, по содержанию и характеру изложения напоминает поэтически–былевые времена «Слова о Полку Игореву» в принадлежит, на ряду с ним, к лучшим произведениям нашей древнейшей литературы. Вот напр. какими былинно-поэтическими чертами описывает автор жития «храбрых мужей» – богатырей, отличившихся в битве Александра Невского со шведами... «И бысть сеча велика над Римляны. И изби множество безчисленное от них. И самому королеви возложи печать на лицы, острым своим копием. Зде же в полку Александрове явилось 6 мужей храбрых в сильных и мужествовав сими крепко. Гаврило един, именем Алексич: сей наехавше на шняку, видев королевичь мчащше под руце, вьзъехав по досце до самаго короля, по ней же досце восхождаху, и востекоша пред ним. И паки обращшеся, и свергоша его з доски и с конем в море. Божиею благодатию оттуду изыде неврежен. И паки наехав бися с самим воеводою, крепко среди полку. Другий же Новгородец именем Збыслав Якунович. Сей наехав многожды бьяшеся единым топорком, не имеяша страха в сердци своем. И паде неколико от топорка его. Подивишася князь Александр Ярославич силе его и храбрости его. Третии же Яков, родом Полочанин, ловчей бысть у князя. Сей наехав на полк с мечем и мужествовал и похвали его князь. Четвертый же Новгородец, именем Миша. Сей пеш с дружиною своею погуби три корабли Римлян. Пятый от молодых его именем Сава: Сей наехав шатер королев великии Златоверхни и подсече столб шатерный. Полци ж великаго князя Александра Ярославича, видеша падениа шатра, возрадовашась о падении шатра того. Шестый же от слуг его именем Ротмир, сей бысть пеш. И оступиша его мнози, и от многих ран паде и скончась. Сии же вся слышав от господина своего Александра Ярославича и от иных, иже в то время обретошась в той сечи» (указ. изд., стр. 7)...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Сейчас приведенное свидетельство находится в 6м знамении мнимой Кирилловой. Характер изложения его и всей книги дает мысль не об уничтожении Церкви, жертвенников и Жертвы, a о твердом и непоколебимом существовании Церкви со всеми ее Божественными учреждениями. Во всем 6м знамении Стефан Зизаний вооружается против опресночного хлеба, употребляемого западными еретиками в Тайне Евхаристии. Он доказывает, что не опресноки, а квасный хлеб должен быть употребляем в Тайне Причащения, мерзостью же запустения называет, вопервых, не уничтожение Жертвы Тела и Крови Христа, не неимение ее, как хочется нашим раскольникам, а отсутствие у еретиков в алтарях жертвенников 82 , вовторых, неприношение еретиками в алтарях «хлеба незлобиваго агньца пречистаго тела, и вина честныя крове Христовы» под видами квасного хлеба и вина, а вместо сего «токмо во олтари на месте священия мерзость запустения подобну трупу поставляют» 83 , «а опреснок знаменует мерзость запустения...» 84 . Папежников, западных еретиков называет жестоковыйными и уподобляет их жидам, потому что они, как жиды, «опресноки, мерзости египетския работы, и до сего дне жрут, ничего на жертву не закалают», чрез такие неправильные противозаконные действия в Евхаристии «строятся совершеную Христову жертву везде помрачити» и «антихристу предотечи суть и помощники» 85 . Стефан Зизаний считает невозможным спастись никому из православных христиан без Тела и Крови Христа. Он так об этом говорит: «Аще кто кровию Сына Божия прагов уст дому своего не помажет, душа его перьвородная в нем жива быти не может, якоже Сам Христос рече: аще кто не пиет крови Моея, живота не имать в себе» 86 . Взгляда о неотложном вкушении Тела и Крови Христа в деле спасения у Стефана Зизания не могло бы быть, если бы он проповедовал возможность падения Христовой Церкви и под мерзостью запустения разумел вселенское уничтожение Тела и Крови Христа. Составители мнимой Кирилловой имели в виду составить книгу не для показания возможного падения Христовой Церкви и вселенского запустения и уничтожения Жертвы Тела и Крови Христа, что хочется в ней усматривать нашим раскольникам, а книгу «богодухновеннаго учения любителем, хотящым с жиды и с теми еретики, и с римляны, и с люторы и с калвины о вере претися, что бы им окаянным высокоумным не мнетися, и нашея бы православныя христианския веры не охуждати» 87 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Различие между двумя способами передачи одного сюжета состоит в том, что клеймо иконы Успенского собора трактует его более жанрово и повествовательно, как городское празднество, и зависит такая трактовка прежде всего от соединения темы с гимнографическим циклом, по природе своей тесно связанным с литературным текстом. Однако в отличие от палеологовских Акафистов греческой и балканской редакции, на иконе музеев Кремля связь с текстом значительно усложняется: если в циклах XIV в. в качестве источников художественных образов использовались прежде всего строфы гимна и комбинации символических образов – цитат из разработанной ранее иконографии, то на иконе Успенского собора, как видно уже на примере двух рассмотренных клейм, с изображениями вступает во взаимодействие второй текстовой ряд – исторические повествования, определяющие предназначение гимна и смысл связанных с ним торжеств, которые, как уже отмечалось выше, лишь опосредованно отражаются в греческой редакции Акафиста и почти исчезают в балканской. Для того чтобы представить такую связь наглядно, необходимо сравнить повествование и изображение на иконе Успенского собора в клейме, не имеющем аналогий в сохранившихся Акафистах и трактующем тему «Торжество Православия», то есть в изображении строфы «Взбранной воеводе...». Сцена из истории восстановления в Константинополе почитания святых икон должна, если предшествующие рассуждения верны, иметь своим источником «Сказание об иконе Богоматери Римляныни»; это длинное сказание начинается с момента написания образа Богоматери св. Лукой и далее описывает различные чудеса, творимые образом, большей частью относящиеся ко времени гонения на иконы, центральное место среди которых занимает путешествие иконы Богоматери по морю в Рим, где ее сохраняли от уничтожения иконоборцами, и обратно в Константинополь, когда последний гонитель – император Феофил раскаялся в содеянном и после его смерти опять восторжествовало православие. Вот как описывается сцена обретения императрицей Феодорой иконы Богоматери Одигитрии, чудесно перенесшейся из Рима: «уведоша же (от римлян.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Без победы над собой победы над дьяволом достичь невозможно Таким образом, терпение, чистота, кротость юной девы Анастасии должны вдохновлять и нас. Это не чрезвычайное явление необычных обстоятельств, но сила христианской жизни. Ее смысл определяется целью. Все зависит именно от этого – насколько Христос, Его Благовестие войдут в нашу жизнь как первая и самая главная цель. Вот в чем заключается победа христианина над миром, над его неблагоприятными обстоятельствами, а самое главное – над угнетающей обыденностью. Именно здесь совершается самая главная борьба за сердце человека. И если душа христианина сможет в однообразии будней сохранить стремление жить по Евангелию, если в этих обстоятельствах она образует в себе единый центр сознания, укорененный во Христе, тогда сила Спасителя, побеждающая злобу мучителей, откроется сердцу христианина. Без этой первой победы, победы над собой в самых привычных обстоятельствах будней, второй победы – над дьяволом – достичь невозможно. Таков закон духовной жизни: здесь есть Христос и ноль, и чем больше что-то другое, помимо Христа, приобретает для нас значение, тем меньше места в нашей жизни остается для самого важного – для Евангелия. Христианин не борется за блага завтрашнего дня. Его победа над собой совершается здесь и сейчас. Для него не уверенность в будущем имеет значение, но искренность стремления быть со Христом в конкретный момент настоящего. Остальное – политические обстоятельства, гражданские преобразования, судьба истинных ценностей в обществе – все это для христиан определяется мерой их участия в победе над собой, над своими греховными устремлениями, мерой их приближения ко Христу. Вот где начинается сила, дающая мужество юным, вдохновляющая труды целеустремленных, укрепляющая в терпении страждущих, дарующая надежду немощным. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ксения 11 ноября 2016, 16:58 Агница Божия Анастасие! Все претерпевшая и такой благодатный образ кротости, смирения и абсолютной любви к Господу нам подающая, моли о нас, грешных, лишенных и толикой части твоих дарований. Моли Господа послать каждому из нас в свой назначенный час мужества и твердого исповедания веры. Моли, святая Анастасия о непраздной р.Б Анастасии, в данный час готовящейся родить. Пошли благословение ей и ее чаду.

http://pravoslavie.ru/75034.html

Пред своею кончиною препод. Мелания еще раз совершила поклонение всем святым местам, день Рождества Хр. проведя в Вифлееме. Когда же возвратилась в свою обитель, занемогла и по приобщении свят. тайн мирно скончалась 31-го декабря 439 г., на 57-м году своей преисполненной любви к Богу и ознаменованной неисчислимыми благодеяниями людям подвижнической жизни. (Ч.-М. дек.). II. Много поучительных уроков представляет нам жизнь преподобной Мелании римляныни. а) Поучимся у ней прежде всего ее чудному воздержанию в пище и питии. Если мы по примеру препод. Мелании не можем ограничить употребление пищи однажды в неделю, то во всяком случае можем и должны избегать гибельного невоздержания, помня, что пресыщением отягченное чрево, как гиря, висит над крылами духа и тянет его к земле, так что при всех условиях он более бьется о землю, нежели возлетает к небу. «Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пианством и печальми житейскими, и найдет на вы внезапу день той». ( Лyk. XXI, 34 ). «Если настоящее назначение пищи, говорит святитель Филарет, митрополит московский, есть поддержание и возобновление телесного состава, который неприметным образом непрестанно снедает тление; а вкус пище и приятность питию даны, как средства для сей цели: то каждый кусок пищи, сверх утоления голода, снедаемый для вкуса, есть доля объядения; каждый глоток пития, после угашения жажды и после ободрения сил, употребляемый для приятности, принадлежит к чаше пиянства. Что же суть наши столы, на которых трудно перечесть различные роды пищи, трудно угадать их состав, трудно упомнить названия различных родов пития? Не хитросплетенные ли сети, которые мы расставляем друг другу, чтобы уловить в объядение, хотя иногда очень тонкое, и в пиянство, хотя по-видимому трезвое? И не приметишь, как перейдешь от ядения к объядению, как простое употребление пития превратится в пиянство. Надобно прилежно смотреть за собою. Внемлите себе. Восклонись, несчастный поклонник чрева, и если ты не можешь вдруг выше себя вознести глаз твоих, стань прямо пред зеркалом и посмотри, не написан ли на самом тебе закон против раболепства чреву? Не видишь ли, что выше чрева твоего есть грудь, в которой живет сердце, желающее добра, чувствующее любовь; что над нею еще возвышается глава, в которой царствует ум, созерцающий истину, разум, мыслящий о вероятностях; что под тою и другою, как бы под небом и землею ад, низвержено темное чрево, не имеющее ни мыслить, ни желать? Много ли нужно проницания, чтобы приметить, что оно не владычествовать должно над высшими областями, но быть в служении, в порабощении, в презрении? Если, напротив, ты стараешься более и более угождать чреву в том, чего оно слепо требует, для него желаешь, для него вымышляешь: то берегись, чтобы оно не сделалось сильнее и выше головы, и своею безобразною тяжестию не стало стеснять и подавлять благороднейших действий ума и сердца. «Внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством». (См. проп. Фил. м. моск.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Справедливо говорят: бедность не порок; она даже есть добрая школа самоусовершенствования. Но справедливо и то, что крайняя бедность нередко ведет к порокам. У многих ли достанет силы воли выдерживать великую нужду во всем с христианским терпением, и безропотно нести крест свой до могилы? Не встречаем ли мы людей, которые от бесприютности решаются на преступления, о каких в лучшем состоянии они никогда и не подумали бы? Не видим ли, что лишенные средств к жизни нередко впадают в отчаяние и решаются на ужасные злодеяния? Дайте им во время руку помощи, предоставьте занятия, которые доставили бы им способ к предотвращению лишений в существенных потребностях, развейте в них сознание нравственного долга, укажите им путь к честному труду, – и вы сделаете из них честных тружеников и полезных членов общества. Вы исполняете тем долг любви христианской, без которой все добродетели ваши ничтожны». (См. «Слова и речи» Леонтия, архиепис. варшавск. т. 1) в) Станем наконец, братие, подражать св. Мелании римляныни в ее ревности о спасении ближних. Наше время и в особенности наше отечество, в котором появилось столько отпавших от истинной церкви раскольников и сектантов, представляет для этого широкое поприще. Жатвы много, но делателей мало. Нельзя быть равнодушным истинному христианину, проникнутому св. евангельскою любовию, при виде вечной гибели его ближних. Он и жизнию своею, и словом своим, и пером своим должен содействовать обращению заблудших своих собратий на путь истины, помогая тем и пастырям церкви, которые не всегда и не везде могут сами поражать ложь и заблуждение, занятые часто неотложными делами своей пастырской деятельности в указанном им месте. Если бы все православные христиане помнили слово апостола: «созидайте кийждо ближняго своего»,т.е. заботьтесь каждый о спасении ближнего ( 1Кор. Х. 33 ) и слово св. И. Златоустаго, что если они «и вся исправят, а ближняго не пользуют, то не войдут в царство небесное» (на 1-е Кор. X. 33), и слово блаженного Феофилакта, что «хощет Бог, да всяк наставляет и созидает другого» то не было бы среди православных христиан стольких прельщенных ересями и разными их учениями. Мыслимо ли волнам моря не разбиться о гранитную скалу? И может ли не развеяться прах, гонимый ветром? А враги наши, в сравнении со всеми нами, и подлинно не более, как волны пред скалою и прах пред лицем ветра. Итак, не замедлим, а поспешим все мы на помощь церкви и выйдем в сретение нашим врагам. Призовем на помощь благодать Божию и мы несомненно победим их. А, победивши, соделаем великую радость на небесах, а сами получим ту награду, которую Господь обещает победителям. «Побеждающему», говорит Он, «дам сести со Мною на престоле Моем» ( Anok. III. 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ащели кто ложная писания книжная полагает в церкви, и почитает яко святыя на соблазн людем, аще будет причетник, да извержется, а книгы да сожгутся». Кроме того, во многих списках статья носит название преп. отца Никона: «Сказание преподобнаго отца нашего Никона о отреченных книгах; от посланиа преп. отца нашего Никона о глаголемых тайных книгах показания, яко еретичьскаа суть писаниа». 343 Под именем Никона разумеется преп. Никон Черногорец, инок Раифской пустыни в Палестине, живший во второй половине XI в. и составивший два сборника церковных постановлений и нравственных правил: Пандекты и Тактикон. 344 В 13-й главе Тактикона говорится о еретиках, которые писали ложные книги, и указываются самые книги которых должно остерегаться. «Потребно же есть нам ведети, сказано здесь, о глаголемых скровенных книгах, яко великый Афанасье глаголет, яко глаголемыя скровныя (сокровенные) книгы еретическыя суть, да с таковеми, яко с древними прелщают Римляны яже суть сия (Исидор). Адам и Енох, Ламех, Завети патриарстеи, молитва Иосифова, Асенеф, Ельдад и Модад, Завет Моисеов, Възнесенье Моисеево, алми Соломонови, Илиино откровенье, Илиино виденье, Сифоньино откровенье, Захарьино откровенье, Ездры откровенье. Дозде Ветхаго писаниа суть. Обретаютжеся и другая многа в различьных съписаних, яже достоит съматрети в сущих и приятных книгах и кроме онех не подобает нам отнудь другая приимати. Новаго же суть сия: Ияковле повесть, Петрово отъкровениие, объхожения и оучения апостольская, Варнавино посланиие, Павлово деяние, Павлово откровениие оучительство Климентово, Игнатьиево оучениие, Поликарпово оучениие, иеоуа м лие от Варнавы, иеоуа м лиие от Матфия. Сия Новаго с ветхым оучитаиется от Сидора, в другыих же обретаиется предънаписаниа (преднаписанная т.е. прежде упомянутая) Ияковля повесть, яко Иакова иесть некоиего иевриина, а не апостола, и пакы обхожениие Иоаново, глаголемоие Богословово в сих сокровеных причитают и обаче иелма неприятна суть иегова хотять да суть, и ины суть и не причитаются в скровных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

О преподобне отче Иове, иноков трудолюбнаго жития богомудрый наставниче, кротости и вездержания, чистоты и целомудрия, братолюбия и нищелюбия, терпения и бдения от ранния юности до поздния старости неутомимый подвижниче, веры православныя великий ревнителю и непреоборимый поборниче, земли Волынския и Галицкия светило богосветлое и святыя Почаевския обители непобедимый защитниче! Призри оком благоутробия твоего на нас недостойных чад твоих, к тебе усердно по вся дни прибегающих, и на боголюбивыя люди сия, пред твоими духоносными и многоцелебными мощами собравшыяся и благоговейно к тебе припадающыя, и испроси предстательством твоим ко Всевышнему Владыце им и нам вся, яже к животу и благочестию, полезная и благопотребная: болящыя исцели, малодушныя ободри, скорбящыя утеши, обидимыя заступи, немощныя подкрепи и поверженныя долу возстави, всем вся, благодатию тебе от Бога данною, даруй, по коегождо нужде и потребе, во спасение души и во здравие телу. Вознеси угодниче Божий, всемощную молитву твою и о благочестивейшем государе императоре нашем Николае Александровиче и о всем царствующем его доме, да будет в его державе всегда мир и тишина, благочестие и благоденствие, в судех правда и милость, в советех мудрость и благое преспеяние, да утверждается же во благих человецех верность, в злых же страх и болезнь, воеже престати им от зла и творити добрая, да тако в державе Российстей Царство Христово растет и множится и да прославится в нем Бог, дивный во святых Своих: Емуже Единому подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Тропарь, глас 4 Многострадальнаго праотца долготерпение стяжав, Крестителеву воздержанию уподобляяся, божественныя же ревности обою приобщаяся, тех имена достойно прияти сподобился еси, и истинныя веры был еси проповедник безбоязнен: темже монахов множество ко Христу привел еси, и вся люди в православии утвердил еси. Иове преподобне отче наш, моли спастися душам нашым. Октовриа 29. Молитва преподобномученице Анастасии Римляныни. Из службы

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-chi...

Близу же им бывшимъ, витязи и девицы поклонишася Александру, с коней не ссдоша и рекоша: «Многа лта, царю Александре, всего свта царю»; и се рекоша, на страну отъхаша, друзии же приидоша и тии прославиша его; инии же вси с коней ссдоша и прославиша царя Александра. По сем же приидоша иереи со свщами и с кадилницами и покадиша его вонями различными. И тако веселящеся во град римъский приидоша и приведоша его в храм бога своего Аполона поклонитися. Срте иерей Аполоновъ, и покади его, и поклонися ему, и принесе ему злато, и ливанъ, и измирну, сия убо царская дарования суть. Изнесоша ему писание, имуще сицево: «В лто 5000 востати имат козелъ единорог и поженет пардусы западныя и превозносящихся и паки к востоку лоиде, идже двоерогий овенъ, емуже рози до небесъ, и сего единемъ рогомъ в сердце. И потрясутся миди и финицы, восточнии велицыи и страшнии языцы, и острия меча перьскаго притупит и, в Римъ пришедъ, царь совершенъ прославитца, и сему время прия весь Иеросалим безо всякия пакости и рати». И сие писание Александръ слышав и прочее, вопросив дати хотя толкование писанию. Философ же рече ему: «Александре, во дни иеврейского пророка Данила, 49 слышахом, яко в писании наших западный царь пардус наречетца, овна же двоерогаго перьское нарицается царство, козла же единорогаго македонское нарицает царство, якоже мнится быти, остру сущу и храбру, понеже яве сие творит чюдное твое в Римъ пришествие». И сие слышав Александръ, радостен быв велми и рече: «Якоже промыслу Божию воля есть, да будет тако, силнии падоша, а немощнии препоясашася силою», И ту ему веселящу в Риме с римляны и македоняны, и приидоша ему вся царствия западныя, дары многоцнныи принесоша ему, молящеся не ратовати их. Александръ умилися, повел дани дати 12 лтома и войско ему. Лаомендуша же, своего приснаго любимаго друга, в Риме царя постави и всмъ западнымъ царемъ повел его слушати. И тако шествие творяше къ югу. Злата же много и войско вземъ, на ужескии страны, и тамо царства многа крпка порази, и вселенную всю прошед, до Окияна реки дошедъ великие, иже всю вселенную обтече. И во узкихъ странах земли той обрте зври человкообразны и многии двоеглавнии змиевы, ноги имяху, и с ними рать сотвори велику и сих победилъ, зври же суще оружия не имяху, вскоре падошася. И в гвоздинную гору нкую дошедше, жены многи дивии на Александра восташа и рать велику сотвори с ними. И во един чась от войска его сто поразиша, вси бо жены т крылаты и ногты велики, аки серпы, тло же все во власех, и прилетаю очи издираху воемъ. Се же слышавъ Александръ, повел тростие запалити. Жены же т, въ пламени изгараху крилы же, и на земли падаху. Сих же македоняне прискачюще побиваху и сихъ множество паче дватцати тысяч убиша.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Великомученица Марина (17 июля) отвергает предложение брака, сделанное ей епархом (начальником области) и вместо этого принимает от него ужасное мучение: все тело ее было истерзано мечами. Свв. Агния, Анастасия Римляныня, равноапостольная Фекла, Екатерина, Варвара – эти самые известные мученицы, самые известные имена, – все они пережили это коварное искушение: блестящее предложение устроить судьбу посредством брака. Но избрали мучения и смерть. Их избрание девства было сознательным и убежденным. Это особенно видно из слов св. мученицы Серафимы (29 июля). Вот ее допрашивает мучитель: «Где их храм, кто там бывает, как они молятся, и как приносят жертвы?» – Св. дева отвечает: «Я – Его храм. Господь обещал пребывать в нас. Жертва моя Христу в том, что я непорочно сохраняю свое девство и других привлекаю к сему». Тогда мучитель приказал надругаться над ее девственностью. Но этой же ночью в городе произошло землетрясение, судье стало уже не до споров с девушкой, и наутро она была усечена мечом. При этом св. мученица прославляла Бога за то, что Он чудесно сохранил ее от оскорблений. То же настроение и те же мысли сохраняли все девы-мученицы. Их жертва, их служение – девство; их молитва, их любовь к небесному проистекают из непорочного чистого девственного сердца; их красота духовная – в этой девственности. Потому-то все мучители и старались, чтобы св. девы были лишены, прежде всего, своей чистоты, соблазнившись предложением богатства или испугавшись мучений. Насильственные оскорбления угрожали всем девам. Но из жизни св.мучениц – Агнии (21 января), Ирины (16 апреля), Христины (18 мая), Сусанны (11 августа), Феодоры (27 мая) и др. – видим, что на их пламенную молитву Бог отвечал чудесной защитой их девства. Прочти об этом сам. Впрочем, не могу удержаться, чтобы не напомнить повесть о том, как христианский юноша Дидим спас от поругания деву Феодору. Она была осуждена «быть отданной на поругание»… В самый критический момент явился сильный юноша, богато одетый, в одеянии воина. Невольно все блудники пред ним отступили. И он дерзко и смело прошел в комнату, где была Феодора. Он с уважением обратился к ней, говоря: «Я тоже христианин и пришел спасти тебя. Подбери свои волосы и надевай мой шлем. Окутай себя моим военным плащом и уходи отсюда скорей». Она так и сделала. Никому не показалось странным, что выходящий тщательно укутался плащом: знатный юноша стыдился открывать себя, это было естественно. Но через некоторое время обман открылся, и юноша был осужден на смерть вместо бежавшей девушки. В назначенный день казни, в последний момент, является Феодора и заявляет, что она бежала от оскорбления, но не бежит от смерти за Христа: «Смертный приговор заслужила я, а Дидим пусть будет отпущен». Дидим же горячо возражал, что он приготовился умереть за Христа и не согласен уступить ей это право. Так возник краткий, но напряженный, немыслимый в иные времена спор о том, кому умереть за Христа. Спор разрешился смертью обоих, одновременно.

http://azbyka.ru/devstvennost

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010