Храм преподобной Ксении Римляныни (Мамадыш) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм преподобной Ксении Римляныни построен в 1876-1882 годах на средства мамадышского купца Гавриила Семеновича Распопова. В память его жены, Ксении Егоровны, он завещал освятить храм во имя преподобной Ксении Миласской. В настоящее время это единственный действующий храм в Мамадыше. Содержание История [ править править код ] В небольшом уездном городе Мамадыше, основанном в конце XIV-haчaлe XV вв., население которого составляло в 1897 году всего 4213 человек, находился Троицкий собор (1783), приходская Петропавловская церковь (1867). Но из всех православных церквей уцелел только небольшой кладбищенский храм в честь преподобной Ксении Римляныни. Мамадышское городское кладбище существует с 1784 года. Храм был построен в 1876-1882 годах на средства мамадышского купца Гавриила Семеновича Распопова. В память его жены, Ксении Егоровны, он завещал освятить храм во имя преподобной Ксении Миласской. Сам купец Г.С. Распопов умер в 1879 году, и строительство завершали его душеприказчики, купцы Василий Алексеевич Петров и Павел Осипович Месетников. Церковь освящена 19 сен. 1882 г., согласно воле Г. С. Распопова, кафедральным протоиереем г. Казани В. П. Вишневским с протодиаконом П. К. Буртасовским, в сослужении мамадышского протоиерея Е. Антенорова, священника К. Ильинского и священника села Красной Горки А. Лебедева при огромном стечении народа не из одной Казанской, но и из Вятской губернии. Иконостас был вызолочен на полимент, стены расписаны живописью. Небольшой пятиглавый трехнефный храм с невысокой двухъярусной колокольней над входом был выстроен в несколько эклектичном стиле. Декор стен выполнен с использованием элементов классицизма и готики, а завершения храма и колокольни типичны для образцовых проектов Константина Тона. Композиция церкви сочетает две основные схемы построения культовых построек: осевую и центричную. Особенность объемно-планировочного решения данной церкви заключается в том, что над единым объемом церкви возвышаются пять световых барабанов с главами и восьмигранная колокольня, крытая шатром с главкой на глухом барабане. К двусветному объему церкви примыкает трехчастный граненый объем апсиды под вальмовой крышей. В оформлении фасадов церкви использованы: пилястры, щипцовые профилированные карнизы, сандрики, архивольты, ниши различных конфигураций, горизонтальные тяги.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_преподобн...

Смысловая симметрия первого и последнего сюжетов гимна с максимальной полнотой выражена художественными средства ми: симметричностью их расположения на иконе; необычностью сюжетов, схожих между собой и передающих поклонение образу Богоматери; одинаковым способом построения композиций, центром которых является икона Богоматери Одигитрии, поднятая над толпою людей, осеняемая рипидами и увенчанная зонтиком. Таким образом, можно считать, что между изображениями иконы Успенского собора, посвященными чудесам иконы Богоматери Одигитрии, и текстом, использовавшимся в греческой литературе в качестве уставного чтения на Неделю Православия, существует непосредственная связь: «Сказание об иконе Богоматери Римляныни» является источником художественных образов клейм Акафиста на иконе Успенского собора, которые не имеют аналогий в иконографической традиции этого гимна в XIV в., хотя, как говорилось выше, данный текст был связан с темой Акафиста, может быть, еще до времени сложения иконографии богородичного гимна. Но такое утверждение ставит перед нами новую задачу – объяснить, почему прямое обращение к столь известному ранее «Сказанию» происходит лишь в конце XIV в., с чем связана такая необходимость, не возникавшая прежде ни в одном из 13 известных на сегодняшний день иконографических циклов, и как связывается все это с донаторской композицией, в которой предположительно изображены московские князья? § 2. «Сказание об иконе Богоматери Римляныни» и «Повесть о неседальном» в русских рукописях XV в. «Сказание об иконе Богоматери Римляныни» распространяется в русских сборниках в XV в.; изучением его списков занимался С. Кулаковский, который указал, что самый ранний из списков содержится в сборнике собрания Троице-Сергиевой Лавры, ныне РГБ, ОР, ф. 304, 167 130 этот сборник на основании записи в нем датируется 1423 г. Основное содержание манускрипта составляют Лествица Иоанна Синайского и Творения Аввы Дорофея , в приложении к которым переписаны «Похвала 40 мученикам» Василия Кесарийского , «Сказание об иконе Богоматери Римляныни», «Повесть о неседальном», 131 Слово 83 св.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЕЛАНИЯ РИМЛЯНЫНЯ Прп. Мелания Римляныня. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 285) Прп. Мелания Римляныня. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 285) (Младшая, Новая) [греч. Μελνη (Μελνιον) Ρομαα; лат. Melania] (383 или, по мнению Э. А. Кларк, 385/6, Рим - 438/9, Иерусалим), прп. Вифлеемская (Палестинская) (пам. 31 дек.), внучка Мелании Старшей ; одна из самых значительных фигур жен. монашества. Источники Основной источник сведений о М. Р.- Житие М. Р. (Vita Melaniae), написанное ее учеником и преемником пресв. Геронтием, сохранившееся в греческой (VMgr.- BHG, N 1241) и латинской (VMlat.- BHL, N 585-586) редакциях. До XIX в. оно было известно лишь в переложении прп. Симеона Метафраста (BHG, N 1242). В XIX в. кард. М. Рамполлой дель Тиндаро и болландистами были обнаружены сначала лат. списки, позднее был открыт и опубликован греч. текст ( Rampolla del Tindaro M. St. Melania Giuniore senatrice Romana: Documenti contemporanei e note. R., 1905. P. 41-85). Традиционно более ранним из всех считается VMgr., однако ни одна из сохранившихся до наст. времени редакций не признана первичной. Время составления первоначального Жития - нач. 50-х гг. V в. Житие VMgr.- ценный источник сведений о жизни палестинского монашества, о топографии Иерусалима, о богослужении. Ранний этап подвижничества М. Р. описан в «Лавсаике» Палладием, еп. Еленопольским ( Pallad. Lausiac. 54, 58, 61). Сведения о ее мон-ре содержатся в Житии Петра Ивера ( Johannes Rufus. Vita Petri Iberi//Petrus der Iberer/Hrsg. R. Raabe. Lpz., 1895; Horn. 2008), составленном Иоанном Руфом . М. Р. и членов ее семьи упоминает в сочинении свт. Павлин Милостивый , еп. Ноланский ( Paul. Nol. Сагт. 21, 281-285, 294-295, 838-840). М. Р. упоминается в письме блж. Иеронима Стридонского ( Hieron. Ep. 143) блж. Августину, а также в письмах самого блж. Августина ( Aug. Ер. 124-126). Жизнь

http://pravenc.ru/text/2562804.html

Она посвящена образу Богородицы Одигитрии и повествует о создании его св. Лукой, а также о многих чудесах, с ним связанных. Текст восходит к раннему времени (X–XI вв.) 53 и является соединением различных сведений из еще более ранних текстов. В славянском переводе конца XIV в. он называется «Сказание известно о чудесах святыя владычица нашея и госпожи пречистыя девы и Богородицы Марии, еж пречистою и честною ея иконою содеяся яж римляныни нарицается». В «Сказании» есть свидетельство того, что процессии по вторникам в монастыре Одигон связаны с иконой Богоматери Римляныни, которая имеет иконографический тип Одигитрии: «судом же общим и нравом царици и патриарха устрояется к происхождению прикладне всегдашнему, яко да убо носится посреде града, и славити прославльшую, в нем же изволи жити, его же наследова... И ныне есть на коеждо неделю творящи исхождение по образу великия в день Вторник, совершаемый всегда исхождение посреди града...». 54 Однако среди чудес, происходящих посредством божественной силы образа Богоматери Римляныни, нет ни одного, относящегося к градозащитительной теме Акафиста: «Сказание» повествует о событиях иконоборческого периода и восстановлении иконопочитания, то есть о времени, следующем непосредственно за отмеченными в повести об Акафисте деяниями. Этот текст также был переработан Ксанфопулом и стал синаксарным чтением Постной Триоди в день празднования Недели Православия. Среди греческих исторических текстов, в которых упоминаются события, послужившие причиной создания праздника Субботы Акафиста, или факты, освещающие особое почитание иконы Богоматери Одигитрии, мы выбираем два упомянутых выше повествования в силу их проповеднического характера. По своему значению «Сказание» и «Повесть» сходны с житийной литературой, они являлись основным источником фактов и рождаемых историческими фактами литературно-художественных образов, связанных с празднованием Недели Православия и Субботы Акафиста. Оба текста были хорошо известны и столь часто использовались в качестве уставных чтений, что возникла необходимость в унификации этих пространных повествований, рассчитанных на многодневное прочтение по частям, как предусматривали его монастырские уставы X–XII вв.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Файл : Женский монастырь святой Мелании Римляныни 4.jpg Материал из Азбука паломники История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 320 × 480 (57 Кб) Женский монастырь святой Мелании Римляныни Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующая страница использует этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Производитель камеры NIKON CORPORATION Модель камеры NIKON D50 Время экспозиции 1/60 с (0,016666666666667) Число диафрагмы f/4 Оригинальные дата и время 12:47, 27 июня 2009 Фокусное расстояние 21 мм Ориентация кадра Нормальная Горизонтальное разрешение 300 точек на дюйм Вертикальное разрешение 300 точек на дюйм Программное обеспечение ACD Systems Digital Imaging Дата и время изменения файла 13:07, 10 сентября 2009 Порядок размещения компонент Y и C Центрированный Программа экспозиции Неизвестно Версия Exif 2.2 Дата и время оцифровки 12:47, 27 июня 2009 Конфигурация цветовых компонентов Глубина цвета после сжатия 4 Компенсация экспозиции Минимальное число диафрагмы 3,2 APEX (f/3,03) Режим замера экспозиции Матричный Источник света Неизвестно Статус вспышки Сработала вспышка, получен обратный импульс предварительной вспышки, автоматический режим Доли секунд времени изменения файла 515 Доли секунд оригинального времени 00 Доли секунд времени оцифровки 00 Поддерживаемая версия FlashPix 1 Цветовое пространство sRGB Тип сенсора Однокристальный матричный цветной сенсор Источник файла Цифровой фотоаппарат Тип сцены Изображение сфотографировано напрямую Дополнительная обработка Не производилась Режим выбора экспозиции Автоматическая экспозиция Баланс белого Автоматический баланс белого Коэффициент цифрового увеличения (цифровой зум) 1 Эквивалентное фокусное расстояние (для 35 мм плёнки) 31 мм Тип сцены при съёмке Стандартный Повышение яркости Нет Контрастность Мягкое повышение Насыщенность Нормальная Резкость Нормальная Расстояние до объекта съёмки Неизвестно Поддерживаемая версия FlashPix 1 Ширина изображения 1200 пикс. Высота изображения 1800 пикс. Дата последнего изменения метаданных 22:41, 27 августа 2009 Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Женский_м...

П. Гребенюком и И. Л. Жучковой, хотя взгляды их на историческую судьбу сочинения различны. 147 Но ни современные исследователи, ни их предшественники до сих пор не отметили странного совпадения обстоятельств появления славянского перевода греческого источника в русских рукописях, связанного с датой «1397 год», и даты нашествия Тамерлана – 1395 год, которые следуют в естественном порядке друг за другом. Однако сделать это замечание прежде было невозможно, потому что дата стоит рядом с текстом «Сказания об иконе Богоматери Римляныни», а связь этого сказания с «Повестью о неседальном» вне знания исторического контекста реалий, связанных с темой Акафиста, совсем не очевидна (см. главу 2). Между тем у «Сказания» и «Повести о Темир-Аксаке» существует и другая взаимозависимость. Эта зависимость выражается в том, что в «Повести о Темир-Аксаке» икона Богоматери Владимирской впервые в литературной традиции связывается с именем св. Луки, 148 подобно константинопольской Одигитрии, что является заимствованием из «Сказания об иконе Богоматери Римляныни». Интересно отметить, что две основные редакции (А и Б «Повести о Темир-Аксаке»), которые выделяются в летописных списках исследователями, по-разному передают это заимствование. В списках редакции А оно появляется в самом конце повествования: «сия же чюдная икона святыя Богородица написана бысть от руки святаго апостола и евангелиста Луки. Мы же грешнии рабы христови, слышавше сие удивление Господа нашего Исуса Христа и пречистыя его матери Богородица понудих сия писанию предати въ славу имени Господа...», 149 тогда как в редакции Б (Московский свод 1470 г.), напротив, это известие появляется в заглавии текста: «Слово о чюдеси пресвятыя Богородица, егда принесена бысть икона честнаго образа ея, юже написа Лука еуангелист, от града Володимера въ славный сей град Москву». 150 Во второй половине XIV в., как считает большинство исследователей, для Лицевого летописного свода создается обширное повествование «Сказание об иконе Владимирской Богоматери», входящее в состав Древнего летописца, в котором уже читается более пространная цитата из «Сказания об иконе Богоматери Римляныни», независимая от раннего текста.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Адрес: 26300 Вршац, Сербия Проезд: Монастырь находится в десяти километрах от Вршаца и в 84 км от Белграда. Поблизости находится монастырь Средиште. Телефон: +387 13 884 550 Подробнее... Сомборский Стефановский монастырь [ править править код ] Монастырь святого архидиакона Стефана является самым северным монастырем Сербии. Монастырский комплекс состоит из жилых помещений (конака) с часовней, колокольни и монастырской церкви. В 1909 году богатый помещик из Сомбора Стефан Коньович сделал большое пожертвование Сербской Православной Церкви с пожеланием построить на эти средства монастырь. Строительство монастырской церкви началось в 1928 году по проекту Светозара Кротина и продолжалось до 1933 года. Адрес: Камен-Врба, Гламоч 80230, Сербия Проезд: В Сомбор из Нови-Сада можно добраться на автомобиле. Расстояние по трассе от Нови-Сада составляет 97 км, от Белграда – 173 км. Телефон: +387 25 460 055 Подробнее... Монастырь Святой Мелании Римляныни [ править править код ] Монастырь основан в 1935 году епископом Баната Георгием Летичем. Построен в византийском церковном стиле. Это был первый женский монастырь в Банате. В часовне святой Параскевы-Петки рядом с монастырем бьет святой источник. В монастырском храме хранится частица мощей святой Мелании Римляныни. Адрес: 23000, ул. Шумице бб, Сербия Проезд: Монастырь святой Мелании Римляныни расположен в северо-восточной части города Зренянин. Телефон: +387 23 535 728 Подробнее... Монастырь Средиште [ править править код ] Монастырь Средиште, или, как его называли раньше, монастырь святых архангелов Михаила и Гавриила, был основан деспотом Йованом Банковичем в конце XV века на фундаменте старого храма. В 1716 году монастырь пострадал от турок. Центральные фрески и иконостас предположительно были обновлены в середине XVIII одновременно с реставрационными работами, проводимыми в монастыре Месич. Строительство нового монастыря Средиште началось в 1995 году. Для строительства было выбрано место в 500 метрах от старого монастыря, на склоне у дороги, ведущей на Гудурички-Врх, самую высокую гору Воеводины (641 м над уровнем моря) по проекту. Архитектором стал Предраг Ристич.

http://azbyka.ru/palomnik/Сербия_(монаст...

Житомир. Анастасиевский ставропигиальный женский монастырь. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Неподалеку от Житомира, на развалинах бывшей графской усадьбы, где в советские годы располагался противотуберкулезный санаторий, сегодня развивается женский монастырь святой преподобномученицы Анастасии Римляныни. Трудами и молитвами кротких инокинь здесь появились аккуратные келии, небольшой храм и красивейший собор. Район этот носит поэтическое название Малеванка. Огонек живой веры зажегся здесь еще весной 1999 года. С тех пор сестры монастыря постоянно чувствуют незримое присутствие своей небесной покровительницы – Анастасии Римляныни, которая является и покровительницей Житомира. В годы большевистских гонений Свято-Анастасиевскую церковь осквернили и закрыли. Монастырская территория составляет примерно два гектара. Нижний храм собора – во имя преподобного Серафима Саровского – увенчан резным иконостасом, а верхний позолоченный 11-метровый четырехъярусный иконостас будет украшен резными херувимами. За образец проекта монастырского собора взят известный храм во имя великомученицы Екатерины в Санкт-Петербурге архитектора Константина Тона. Ступени храма и цокольную часть украшают композиции из лезниковского красного гранита (из него сооружен мавзолей на Красной площади в Москве); одних гранитных балясин под перила лестниц, ведущих к храму, будет более 240. Композиции из зеленых насаждений вокруг собора планировал главный флорист-биолог известной усадьбы-заповедника графов Потоцких «Софиевка» в Умани. Этот чудо-собор есть своеобразное отражение духовного величия основательницы монастыря матушки Рафаилы. Подготовлено по материалам православной газеты " Благовест " , информационного ресурса pravoslavie.ua и сайта Житомирской епархии Обитель учреждена Священным Синодом Украинской Православной Церкви 30 марта 1999 г. и расположена на территории бывшего туберкулезного санатория. Первой настоятельницей монастыря стала схимонахиня Рафаила (Чернецкая, †2005). С детства прикованная к инвалидной коляске, она посвятила себя молитвам и приняла монашество. Духовные сестры матушки, ухаживавшие за ней на дому, образовали монашескую общину, которой со временем был передан упраздненный санаторий. В новую обитель, к матушке Рафаиле, стяжавшей особый дар молитвы, за утешением и советом приезжали издалека. Трудами насельниц монастыря здания бывшего санатория обретают черты церковной архитектуры, возводятся новые сооружения. В одном из старых корпусов обустроен храм прп. Сергия Радонежского, на территории сооружена и 26 июня 2002 г. освящена колокольня, 1 августа 2002 г. заложен собор св. прпмц. Анастасии Римляныни, покровительницы города Житомира, с нижним приделом прп. Серафима Саровского.

http://sobory.ru/article/?object=26570

В день памяти преподобномученицы Анастасии Римляныни митрополит Астанайский Александр совершил Литургию в храме святителя Николая Мирликийского в г. Талгаре Алма-Атинской области 11 ноября 2022 г. 15:24 11 ноября 2022 года, в день памяти преподобномученицы Анастасии Римляныни, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную литургию в храме святителя Николая Мирликийского в г. Талгаре Алма-Атинской области. Его Высокопреосвященству сослужили: настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Алма-Аты протоиерей Евгений Воробьев, настоятель Никольского храма протоиерей Виталий Ивашинин, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы с. Маловодное Алма-Атинской области протоиерей Николай Ткаченко, настоятель прихода великомученицы Параскевы Пятницы г. Талгара протоиерей Владимир Барташевич, настоятель храма святителя Алексия, митрополита Московского, пос. Байтерек Алматинской области протоиерей Анатолий Бойко, настоятель Спасо-Силуановой Иссыкской пустыни игумен Назарий (Марков), настоятель храма великомученика Димитрия Солунского с. Шелек Алма-Атинской области протоиерей Игорь Дорохов, настоятель храма великомученика Георгия Победоносца с. Бельбулак Алма-Атинской области иерей Сергий Харченко, настоятель храма Архангела Михаила с. Тургень Алма-Атинской области иеромонах Варсонофий (Ларионов), руководитель личного секретариата митрополита Александра иеромонах Прохор (Ендовицкий), и.о. благочинного Талгарского округа Астанайской епархии, клирик Никольского храма Кирилл Фрейганг, клирик Никольского храма иерей Иаков Климов, руководитель административного секретариата главы Казахстанского митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров, протодиакон Николай Гринкевич, руководитель службы протокола митрополита Александра протодиакон Роман Головин, протодиакон Владимир Сыровацкий. Богослужебные песнопения исполнил мужской хор Астанайской епархии под управлением К. Быкова. За богослужением молились секретарь Казахстанского митрополичьего округа заслуженный деятель искусств России О.Н. Овчинников, благотворители Никольского храма и православные жители г. Талгара.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

По рукописям известен также дополнительный ексапостиларий М. Р. (см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//Εκκλησιαστικς Θρος. 1942. Τ. 41. Σ. 144). Е. Е. Макаров Иконография Прп. Мелания Римляныня. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 93) Прп. Мелания Римляныня. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 93) Имя святой упомянуто среди имен 12 преподобных жен (все без описания) в греч. руководстве для иконописцев - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) (Ерминия ДФ. С. 178). В соответствии с чином прославления М. Р. изображают в монашеском облачении держащей в руке крест или свиток. Ее образ представлен в минейных циклах на дек. На миниатюре в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 285, 1-я четв. XI в.) М. Р. показана на золотом фоне с зеленым поземом в рост, фронтально, в торжественной позе оранты, в центре композиции с архитектурными колонками, образующими над фигурой святой своеобразный киворий. Впечатление о кивории усиливают 2 лампады, висящие по сторонам центрального объема, и симметрично свисающие велумы. Облачение М. Р. составляют коричневое платье, черные мантия, схима и плат, повязанный так, что его конец свободно свисает слева чуть ниже линии плеча. М. Р. молода, у нее округлое лицо с румянцем, черты лица правильные. В месяцеслове Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 282v, кон. XI в.) святая представлена в паре со сщмч. Зотиком (пам. 30 дек.), фронтально в рост, в правой руке держит крест, левая - открыта ладонью вовне, облачена в светло-коричневое платье, темную мантию, в схиме и плате, с аналавом; характеристика возраста та же, что и на миниатюре в рукописи Vat. gr. 1613. Подобное изображение - в Минологии на дек. (Ath. Laur. Δ 51 (427). Fol. 220v, XI-XII вв.). Как оранта (полуфигура) святая представлена и в клейме 3-частной миниатюры в Минологии деспота Фессалоники Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 23r, 1322-1340 гг.). Дважды М. изображена на миниатюрах в греко-грузинской рукописи (т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O.I.58, кон. XV в.) - оглавно, в лилового цвета плате, в паре с прп. Матроной К-польской (Л. 59) и в рост, с крестом в руке (Л. 93), так же как в рукописи Vat. gr. 1156.

http://pravenc.ru/text/2562804.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010