Тропарь, глас 1: Пустынный житель, и в телеси ангел, и чудотворец явился еси богоносе отче наш Феодоре: постом, бдением, молитвою небесная дарования приим, исцеляеши недужныя, и душы верою притекающих ти. Слава давшему тебе крепость: слава венчавшему тя: слава действующему тобою всем исцеления.   Кондак, глас 2: В дому Божии яко финикс процвел еси, плоды же добродетелей Господеви принесл пощением изрядным, отче преподобне. Темже и ублажаешися, яко безплотных равностоятелен. Память блаженной отроковицы Музы Святой Григорий Двоеслов, папа Римский [ 1 ], поведал своему архидиакону Петру такое сказание о блаженной отроковице Музе (со слов Прова, брата Музы): «Когда Муза была еще юной отроковицей, ей ночью явилась в сонном видении Пресвятая Богородица Приснодева Мария; Матери Божией сопутствовали многие отроковицы столь же юного возраста, как и Муза. Богоматерь спросила Музу: — Не желаешь ли ты жить вместе с этими отроковицами и всегда следовать за Мной? На это Муза отвечала: — Весьма желаю, Госпожа моя. Тогда Матерь Божия сказала Музе, чтобы она воздерживалась от детских игр и от всего небогоугодного, так как через тридцать дней Муза придет к Ней и присоединится к лику прочих юных дев. С этого времени Муза переменила жизнь свою: оставив детские игры и забавы, она всецело посвятила себя жизни богоугодной. Видя такую перемену в жизни дочери своей, родители Музы весьма удивились. Когда же они спросили ее о причине такой перемены, то Муза сказала им, что она видела во сне Пресвятую Богородицу; сказала им о заповеди, которую дала ей Матерь Божия; поведала также и о том, в какой день она отойдет от жизни этой и присоединится к сонму прочих дев, сопутствовавших Матери Божией. При наступлении двадцать пятого дня после явления Музе Матери Божией, отроковица впала в тяжкую болезнь; она вся пылала как в огне. На тридцатый день, когда приблизилось время преставления блаженной отроковицы, Муза снова увидела Матерь Божию, пришедшую к ней в сопровождении тех же отроковиц. Матерь Божия стала звать к Себе Музу. Блаженная же отроковица ответствовала Ей тихим голосом:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Теребинская икона Время прославления сей чудотворной иконы относится к 1654 году. Подлинный Теребинский образ Богоматери не сохранился до настоящего времени, а известная с таким именем икона Богородицы, находящаяся в Теребинском монастыре Тверской епархии, является только списком с подлинной иконы. Относительно последней предание говорит, что она была взята в новгородский собор св. Софии. На этой иконе Богоматерь изображается с поднятыми руками, в пояс, а руки Предвечного Младенца представлены распростертыми. Более подробных сведений о чудотворной иконе Теребинской не имеется. Серафимо-Понетаевская икона. См. сведения об этой чудотворной иконе под 27 ноября. 15 мая Нерукотворенная Камулианская икона Камулианской икона именуется потому, что явилась в римской провинции Каппадокии, в городе Камулианах. Это событие произошло в 392 году. В VI веке, при императоре Иустине Младшем (в 547 г.), эту чудотворную икону перенесли из Каппадокии в Константинополь и поставили в храме, устроенном и посвященном ее имени. Более подробных сведений о Камулианской иконе не имеется. Вышенская-Казанская икона Сведения о сей иконе помещены под 8 числом июля месяца. 16 мая Явление Богоматери отроковице Музе Об этом явлении Богоматери св. Григорий Двоеслов, папа Римский, говорит следующее. У одного христианина, именем Прова, была сестра, малолетняя отроковица Муза, проводившая строго благочестивую жизнь. Однажды ночью явилась ей Пресвятая Дева в сопровождении нескольких отроковиц и сказала: «Желаешь ли быть с ними и служить Мне?» Муза ответила полным согласием, ибо душа ее давно уже тяготилась земной жизнью и стремилась к единению с Богом. Тогда Богоматерь дала ей повеление, чтобы она готовилась к смерти, которая последует на тридцатый день. Это время Муза должна была проводить без шалостей, воздерживаясь от детских игр и смеха, и она в точности исполнила повеление Богоматери. Видя перемену в поведении своей дочери, родители стали доискиваться причины ее. Муза подробно рассказала им о своем ночном видении, о той заповеди, какую ей дала Богоматерь, и о дне, в который Она возьмет ее к Себе. И действительно, вскоре Муза заболела горячкой. Это было на 25-й день после явления ей Богородицы. Через пять дней, когда настал час ее кончины, Муза увидела Богоматерь, Которая звала ее к Себе. Как и в первый раз, так и теперь Царица Небесная была окружена малыми отроковицами. «Иду, иду», — воскликнула Муза, и с этими словами чистая душа ее отлетела в горние обители, которые уготовал Бог любящим Его.

http://sedmitza.ru/lib/text/440293/

Из неизреченного множества благодатных явлений Божьей Матери на Востоке отметим, в утешение песнопевцев Богородицы, особенно те, какими удостоила Она Своих певцов. Клирик Влахернской церкви, преподобный Роман (V века, сириец) не отличался умением петь и читать, какое требовалось в знаменитом храме; товарищи осыпали его насмешками и презрением. В навечерии Рождества Христова, особенно сильно осмеянный ими, Роман, по окончании Богослужения, пал в горьких слезах пред иконой Божьей Матери. Насытясь слезами, он не вкусил хлеба в своей келье и заснул. Тогда явилась ему Матерь Божья, подала свиток и этим сообщила дар творения песен. В день Рождества он взошёл на амвон и начал вдохновенно петь «Дева днесь пресущественного раждает» Изумлённый его чудным даром, патриарх поставил его в диакона, и преподобный Роман после того написал до тысячи кондаков. Память его 1 Октября. Преподобная Мария Египетская (1 Апреля), ещё бывши нераскаянной грешницей, несколько раз пыталась войти во храм Иерусалимский, но каждый раз таинственная сила возбраняла ей вход. Поражённая Мария пролила слезы пред иконой Царицы Небесной, находившейся в притворе храма, обещая покаяться,– и после того свободно вошла в церковь и приложилась к Животворящему Кресту Господню; затем, возвратившись к иконе Богоматери, она снова молилась пред Нею и, услышав голос: «За Иорданом найдёшь себе покой», немедленно удалилась в пустыню и там молитвами и подвигами возвысилась до чистоты ангела небесного. Вот дивное явление Царицы Небесной, которое открывает материнскую любовь Её к детям. Нам передаёт его святой Григорий Великий , папа римский (590–604) «Раб Божий Пров рассказывал мне о сестре своей, по имени Муза, малой отроковице. В одну ночь явилась ей в видении Пречистая Богородица Приснодева Мария, в сопровождении таких же малых отроковиц в белых одеждах. Муза желала присоединиться к ним, но не смела. И спросила её Владычица: «желаешь ли быть с ними вместе и служить Мне»? Муза отвечала – желаю. И Владычица заповедала ей, чтобы отселе не делала ничего детского и легкомысленного, воздерживалась от смеха и игр, зная, что в тридцатый день пойдёт на служение Ей и соединится с теми девицами. Проснувшись, Муза совершенно изменилась во всем своём поведении, бросила детские шалости и стала вести строгую жизнь. Родители удивились такой перемене и спрашивали о причине её. Муза им рассказала, как видела она Богоматерь, какую получила от Неё заповедь и объявила, в какой день отойдёт на служение Ей. Прошло 25 дней, Муза заболела. В 30 день, когда настал час её кончины, она увидела идущую к ней Богоматерь, с теми же отроковицами. На зов Богоматери она отвечала, благоговейно потупив очи, тихим голосом: «иду, Госпожа моя! иду, Госпожа моя». И с этими словами душа её вышла из девственного тела и присоединилась к лику святых отроковиц (Память блаженной Музы совершается в нашей церкви 16 Мая)

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

884 Святитель Григорий Двоеслов , папа Римский, поведал своему архидиакону Петру такое сказание о блаженной отроковице Музе (со слов Прова, брата Музы). Девочке явилась Пресвятая Богородица в сопровождении множества отроковиц столь же юного возраста. Богоматерь спросила Музу: «Не желаешь ли ты жить вместе с этими отроковицами и всегда следовать за Мной?» На это Муза отвечала согласием. Тогда Матерь Божия сказала Музе, чтобы она воздерживалась от детских игр и от всего небогоугодного, так как через тридцать дней Муза придет к Ней и присоединится к лику прочих юных дев. С этого времени Муза переменила жизнь свою: оставив детские игры и забавы, она всецело посвятила себя жизни богоугодной. При наступлении двадцать пятого дня после явления Музе Матери Божией, отроковица тяжело заболела. На тридцатый день, когда приблизилось время преставления блаженной отроковицы, Муза снова увидала Матерь Божию, пришедшую к ней в сопровождении тех же отроковиц, и стала звать к Себе Музу. Блаженная же отроковица отвечала Ей: «Иду, Госпожа моя, иду!» С этими словами блаженная Муза предала душу свою в руки Пресвятой Богородицы и вселилась в обителях вечных с прочими девами (свт. Димитрий Ростовский ). 885 Тайный угодник Божий, блаженный Никита (называемый хартуларий – письмоводитель), происходил из благородной семьи и жил в Цареграде. Тайно служа Богу, он настолько угодил Ему, что и церковные двери сами отверзались, когда он в полночь приходил на молитву, и светильник, зажженный не человеческими руками, освещал его, и был он в состоянии показать диакону Созонту умершего священника, как живого, о чем существует такое сказание. 886 Святая Нонна родилась в конце III века в христианской семье. Она вышла замуж за Григория, градоначальника и богатого владельца земель в Каппадокийской области Малой Азии. Муж ее сначала был язычником. У Нонны родились дочь Горгония и сыновья Григорий (Богослов) и Кесарий. Она воспитала их в христианском духе и молилась, чтобы и муж обратился к истине. Господь услышал ее молитвы: муж крестился и всецело посвятил себя Церкви. Около 325 года он стал пресвитером, а затем епископом города Назианза в Каппадокии. Тогда и праведная Нонна была посвящена в диакониссы, после чего она усердно занялась благотворительностью. Под конец своей жизни святая Нонна много потрудилась для Церкви. Ее праведная кончина наступила в 374 г. О благочестии святой Нонны можно судить по тому, что пятеро человек из ее семьи (включая и ее) причислены Церковью к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ефрема. Отроковица Муза жила в V веке. Она спаслась в отроческом возрасте, и вот каким образом. Она отличалась благонравием, и однажды во сне явилась ей Пресвятая Богородица, окруженная подобными ей отроковицами, и спросила ее: «Хочешь ли следовать за мной и жить вместе с этими отроковицами?» – «Хочу», отвечала Муза. «Не делай же, – говорит опять Музе Богородица, – ничего непристойного, воздерживайся от смеха и игр; в 30-й день Я приду за тобой, и ты будешь с нами». И с этого времени Муза сделалась еще благонравнее и весьма серьезной. Родители дивились перемене своей дочери; когда же Муза рассказала им о своем видении, то они не могли не поверить ей. Действительно в 25-й день после видения Муза заболела, а в 30-й снова увидела прежнее видение и со словами: «Иду, Госпожа моя!» скончалась. Св. Георгий был епископом в Митилине, жил в IX веке. Там, в Митилине, почивают и мощи его. О мучениках Вите, Модесте и Крискентии читать под 15 июня. 17-е число Апостол Андроник и его помощница в деле проповеди св. Иуния были сродниками, и сотрудниками апостола Павла. Оба они приняли Христову веру прежде Павла. Св. Андроник – из 70 апостолов. Он был епископом в Паннонии; вместе с Иунией он обратил множество язычников и создал церкви. После тяжких страданий от неверных они мирно скончались. Мощи их были обретены в Евгении, близ Царьграда (см. 22 февраля). Св. Стефан был архиепископом в Константинополе в IX веке, происходил из царского рода, – был сыном царя Василия Македонянина и братом царя Льва Философа. Мученик Солохон происходил из Египта, был воином. При императоре Максимиане, в III веке, он отказался вместе со своими товарищами Памфамиром и Памфалоном принести жертву идолам, и за это жестоко мучили их. Памфамир и Памфалон скончались во время мучения, а Солохон остался жив и прославлял Бога. Тогда мечом раскрыли ему уста и влили идоложертвенное вино, затем влачили по камням и, наконец, воткнули в ухо письменную трость, и он скончался. 18-е число Мученик Феодот жил в г. Аннире, Галатийской области, в III веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

2. Блаж. девица Муза . Святитель Григорий Двоеслов пишет о ней, что ей было всего 9 лет, когда дважды явилась ей Пресвятая Богородица в окружении лучезарных дев. Когда Муза изъявила желание быть в такой сиятельной свите Царицы Небесной, Богородица сказала ей, что придет к ней через месяц и возьмет к Себе. Дала Она ей и наставления, как прожить эти 30 дней. На двадцать пятый день Муза слегла в постель, а на тридцатый вновь явилась ей Пресвятая и Пречистая Дева, призывая ее к Себе тихим голосом, на что Муза отвечала: «Вот иду я, Госпожа, вот иду!» И испустила свой дух. Преставилась она из сей жизни в жизнь вечную в V веке. 3. Св. Николай Мистик , патриарх Цареградский . Прославился необычайной строгостью жизни. Царь Лев женился в четвертый раз, вследствие чего патриарх запретил ему вход в церковь , а венчавшего его священника лишил сана. За это царь низложил патриарха и сослал его в монастырь. Легаты Римского папы Сергия III санкционировали царю четвертый брак. Но когда царь умер, святой Николай снова занял патриарший престол и в 925 году созвал собор, на котором четвертый брак был христианам вообще запрещен. Мирно упокоился в 930 году. «Мистик» означает старейшего члена царского совета. Сначала сей святитель был вельможей высокого ранга, но потом оставил суету и ушел в монахи. 4. Св. новомученик Николай . Родом из Эпира. За Христову веру был мучим турками и усечен в Трикали в 1617 году. Голова этого мученика и сейчас хранится в одном из Метеорских монастырей в Фессалии. Святой Николай творит многие чудеса, врачуя самые тяжелые недуги. Кроме того, известно, что он отгоняет саранчу от полей. Николай-страдалец смерть за веру претерпел Господней силой супостата одолел. «От Христа не отрекусь!» – говорил мучителям, Бога громко прославлял, пока очи видели. Голоса не стало – сердцем Бога славит, Знает верно, что Господь его не оставит. Новые мучения турки замышляют, Словно звери дикие, воют и рыкают. Просит он: «Страданий мне прибавьте вновь! Тело иссеците, ведь Христа Царя любовь

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

С сугубою радостью и о прозрении, и об обретении такого сокровища, возвратилась вдова в город, славя Бога и Его угодника. В следующую ночь снова явился ей св. Логгин в неизреченном свете, ведя с собою сына ее, облеченного в одежду светлую. «Посмотри на сына своего, – сказал мученик Логгин. – в какой он чести и славе! Посмотри, и утешься! Он причтен к лику святых Божиих!» (Чет. Мин. окт. 16). 5. Однажды некоторой отроковице Музе, в сонном видении, явилась пресв. Богородица, окруженная множеством отроковиц. Сердце дитяти исполнилось неизреченной радости при таком видении. О, как бы весело было жить с такими подругами под покровом Матери Божией, – думала блаж. Муза! И вот, Матерь Божия вопрошает ее: хочешь ли жить с отроковицами, которых видишь со Мною? Муза отвечала, что очень желает жить с ними и готова сию минуту следовать за Материю Господа. Тогда Матерь Божия обещала придти к ней чрез тридцать дней, чтобы взять ее с Собою; а между тем заповедала ей воздержаться в это время от всех детских забав, не смеяться и ничего худого не делать. После сего видения Муза проснулась, и с того часа ничего детского уже не обнаруживала в себе. Внезапная перемена в характере дитяти не могла сокрыться от внимания родителей, и на заботливый вопрос их: от чего так переменилась? она рассказала то, что видела во сне, и какую получила заповедь от Матери Божией. Это объяснение приняли родители с верою и ожидали события с преданностью на волю Божию. Чрез двадцать пять дней Муза внезапно заболела, и в тридцатый день, когда Матерь Божия обещала придти за нею, больная с сияющим радостью лицом обратилась к невидимой для других Посетительнице, и тихом голосом сказав: «се гряду, Госпоже, се гряду!» предала дух свой Матери Божией (Чет. Мин. мая 16). 5. Не должно предаваться чрезмерной скорби об усопших Кому из нас не доводилось терпеть самые дорогие утраты и проливать над могилами самые горькие слезы? Кто не провожал ко гробу отца или матерь, сына или дочь, друга или благодетеля? Для всех подобных случаев нам осталось, как драгоценное наследие, божественное слово Господа и Спасителя нашего, сказанное некогда вдове Наинской: не плачь.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

м) Одна вдова, лишилась зрения и не найдя помощи у врачей, задумала идти в Иерусалим, поклониться св. местам и искать исцеления у угодников Божиих. Вместе с нею отправился и её единственный сын. Пришли в Иерусалим. Но и здесь, как везде, горе живёт с людьми. Вдову поразило новое несчастье: её сын захворал и умер. Кто не поймёт отчаянного положения больной вдовы и любящей матери! Теперь она осталась в чужой земле, никого не имея знакомых, без глаз и проводника. Во время её скорби явился ей св. Логгин в видении и сказал: «не скорби, ты получишь зрение и увидишь в небесной славе своего сына, если только потрудишься выйти за город и отыщешь мою голову, отсечённую по приказанию Пилата и брошенную вне города». Верующая вдова наняла за город проводника; остановилась на указанном месте, и, разгребая своими руками кучу мусора, нашла голову святого Логгина и сразу прозрела. С великой радостью возвратилась вдова в город, славя Бога и Его угодника. В следующую ночь ей снова явился святой Логгин, окружённый небесным светом, ведя с собой её сына, одетого в светлую одежду. «Посмотри на своего сына, – сказал мученик Логгин, – в какой он чести и славе! Посмотри и утешься! Он причтён к лику св. Божиих!» («Четьи-Минеи» 16 октября). н) Однажды, отроковице Музе во сне явилась Божия Матерь, окружённая множеством отроковиц. Обрадовалась сильно Муза такому видению и подумала: «как весело бы было жить с такими подругами под покровительством Матери Божией!» И вот Божия Матерь спрашивает её: «хочешь ли жить с отроковицами, которых видишь со Мною?» Муза отвечала, что очень желает этого и готова хоть сейчас идти за Матерью Господа. Тогда Божия Матерь обещала прийти к ней через 30 дней, чтобы взять её с Собой, и заповедала ей в это время воздержаться от детских забав, не смеяться и ничего не делать дурного. После этого видения Муза проснулась. Родители заметили эту перемену в дочери и спрашивали: «отчего ты так вдруг изменилась?» Муза рассказала им свой сон, и какую она получила заповедь от Божией Матери. С верой приняли родители её объяснение и ждали события.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Неисчислимы, как звезды небесные, как песок морской, чудесные явления Богоматери людям. Возьмем некоторые наиболее поразительные явления из жизни святых. Когда Григорий Неокесарийский (240 г.) перед принятием епископства занимался изучением догматов веры и молился Богу и Богоматери о помощи, к нему явилась Приснодева с ап. Иоанном и поручила апостолу научить догматам Григория. Символ веры, полученный таким образом Григорием, был им передан Неокесарийской церкви. Клирик Влахернской церкви, родом сириец, преподобный Роман (V-ro века), много терпел насмешек и презрения от товарищей за то, что он, состоя при столь знаменитом храме, не умел петь и читать. Накануне Рождества Христова, после жестоких насмешек, Роман упал в горячих слезах перед иконой Богоматери и этими слезами как бы насытился вместо хлеба. В таком положении он заснул. Ночью явилась ему Богоматерь, дала свиток и послала ему дар вдохновенных песней. В день Рождества Роман взошел на амвон и спел знаменитый и бессмертный кондак Рождеству Христову: «Дева днесь Пресущественного рождает». Патриарх посвятил его во диакона, а впоследствии Роман обессмертил себя написанием множества кондаков. Преподобная Мария Египетская, когда еще была великой грешницей, пыталась войти в Иерусалиме в церковь, но всякий раз таинственная сила отбрасывала ее. Она помолилась перед иконой Богоматери в притворе храма, обещая раскаяться, и затем свободно вошла в храм. Когда она снова стала молиться перед иконой Богоматери, она услышала от иконы голос: «За Иорданом найдешь себе покой». Придя в указанное место, она, действительно, нашла себе спасение и возвысилась до равноангельской чистоты. Св. Григорий, папа Римский (отец VI в.), передает трогательный рассказ о малой отроковице Музе. Однажды ночью явилась ей в видении Пресв. Богородица, сопровождаемая такими же, как Муза, маленькими девочками в белых одеждах; и Муза почувствовала желание присоединиться к ним. Богоматерь спросила ее: — Желаешь ли ты быть с ними и вместе служить Мне? — Желаю, — отвечала Муза.

http://sedmitza.ru/lib/text/440272/

После этого видения Муза проснулась. Родители заметили эту перемену в дочери и спрашивали: «Отчего ты так вдруг изменилась?». Муза рассказала им свой сон, и какую она получила заповедь от Божией Матери. С верою приняли родители ее объяснение и ждали события. Через 25 дней Муза захворала, и на 30-й день, когда Божия Матерь обещала прийти за ней, больная с радостью обратилась к невидимой для других Посетительнице и, сказав тихо: «Се, гряду, Госпоже, се, гряду!», – скончалась (Чет.-Мин. 16 Мая). Веруя в будущую жизнь, нам бы следовало ждать смерти, как особенной милости Божией, и, по крайней мере, не плакать над умершими, как над пораженными несчастьем. Смерть, разлучая нас с телом, только разрывает узы, которые душе всегда были в тягость, – узы, которыми связывались наши добрые желания, – разлучая нас с миром, выводит из места постоянной борьбы со страстями, и взамен того нам дает вечные блага, которые «не видел глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку». ж) Те люди, которые знали об этом блаженстве, с радостью шли на различные мучения, чтобы скорее расстаться с телом. И когда их вели на смерть, они соревновали между собою, кому из них первому пострадать за Христа и вкусить смерть (Чет.-Мин. 23 Дек.). При нашем маловерии, очень назидательны подобные примеры святого желания смерти. Остановимся на одном из них. Преподобный Феодосий, основатель монашеского общежития, сначала имел только семь учеников. Зная, как полезно помнить о смерти для желающих вести благочестивую жизнь, он приказал своим ученикам выкопать могилу, чтобы они, смотря на нее, имели смерть всегда перед глазами. Могила готова. Преподобный пришел с учениками посмотреть ее и, остановясь перед ней, сказал: «Вот, чада, гроб готов; есть ли из вас кто готовый на смерть, чтобы обновить этот гроб?» Один из учеников, священник Василий, тотчас упал на колени перед старцем и просил благословения умереть и обновить гроб. Св. Феодосий одобрил желание Василия и приказал совершать поминовение о нем, как о умершем, в 8, 9 и 40 дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010