6 Крепость дел Своих возвести людем Своим, дати им достояние язык. 7 Дела рук Его истина и суд, верны вся заповеди Его, 8 утвержены в век века, сотворены во истине и правоте. 9 Избавление посла людем Своим: заповеда в век завет Свой. Свято и страшно имя Его. 10 Начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящым и. Хвала Его пребывает в век века. Псалом 111 Аллилуиа, Аггеево и Захариино 1 Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. 2 Сильно на земли будет семя его, род правых благословится: 3 слава и богатство в дому его, и правда его пребывает в век века. 4 Возсия во тме свет правым, милостив и щедр, и праведен. 5 Благ муж, щедря и дая: устроит словеса своя на суде, яко в век не подвижится. 6 В память вечную будет праведник. 7 От слуха зла не убоится, 8 готово сердце его уповати на Господа. Утвердися сердце его, не убоится, дондеже воззрит на враги своя. 9 Расточи, даде убогим, правда его пребывает во век века, рог его вознесется в славе. 10 Грешник узрит и прогневается, зубы своими поскрежещет и растает, желание грешника погибнет. Слава: Псалом 112 Аллилуиа 1 Хвалите, отроцы, Господа, хвалите имя Господне. 2 Буди имя Господне благословенно отныне и до века. 3 От восток солнца до запад хвально имя Господне. 4 Высок над всеми языки Господь: над небесы слава Его. 5 Кто яко Господь Бог наш? На высоких живый 6 и на смиренныя призираяй на небеси и на земли, 7 воздвизаяй от земли нища и от гноища возвышаяй убога, 8 посадити его с князи, с князи людей своих, 9 вселяя неплодовь в дом матерь о чадех веселящуся. Псалом 113 Аллилуиа 1 Во исходе Израилеве от Египта, дому Иаковля из людей варвар, 2 бысть Иудеа святыня Его, Израиль область Его. 3 Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять, 4 горы взыграшася, яко овни, и холми, яко агнцы овчии. 5 Что ти есть, море, яко побегло еси? И тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять? 6 Горы, яко взыграстеся, яко овни, и холми, яко агнцы овчии? 7 От лица Господня подвижеся земля, от лица Бога Иаковля, 8 обращшаго камень во езера водная и несекомый во источники водныя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Аллилуиа, 110. Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, в совете правых и сонме. Велия дела Господня, изыскана во всех волях Его. Исповедание и великолепие дело Его, и правда Его пребывает в век века. Память сотворил есть чудес Своих, милостив и щедр Господь. Пищу даде боящимся Его, помянет в век завет Свой. Крепость дел Своих возвести людем Своим, дати им достояние язык. Дела рук Его истина и суд, верны вся заповеди Его, утверждены в век века, сотворены во истине и правоте. Избавление посла людем Своим: заповеда в век завет Свой, свято и страшно имя Его. Начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящим и. Хвала Его пребывает в век века. Аллилуиа, ангеево и Захарино, псалом 111. Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. Сильно на земли будет семя его, род правых благословится: слава и богатство в дому его, и правда его пребывает в век века. Возсия во тьме свет правым, милостив и щедр и праведен. Благ муж, щедря и дая: устроит словеса своя на суде, яко в век не подвижится. В память вечную будет праведник. От слуха зла не убоится, готово сердце его уповати на Господа. Утвердися сердце его, не убоится, дондеже воззрит на враги своя. Расточи, даде убогим, правда его пребывает во век века, рог его вознесется в славе. Грешник узрит и прогневается, зубы своими поскрежещет и растает. Желание грешника погибнет. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Лик: И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды). Господи, помилуй. (Трижды). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Чтец: И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, 112. Хвалите, отроцы, Господа, хвалите имя Господне. Буди имя Господне благословено от ныне и до века. От восток солнца до запад хвально имя Господне. Высок над всеми языки Господь: над небесы слава Его. Кто яко Господь Бог наш? На высоких живый, и на смиренныя призираяй на небеси и на земли, воздвизаяй от земли нища, и от гноища возвышаяй убога, посадити его с князи, с князи людей своих; вселяя неплодовь в дом, матерь о чадех веселящуся.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Аллилуйя. 1 Исповедаюсь Тебе, Господи, всем сердцем моим в собрании и сонме праведных. 2 Велики дела Господа; изысканны во всем желания Его! 3 Хвала и великолепие – дело Его, и правда Его пребывает в век века. 4 Памятными сделал Он чудеса Свои. Милостив и щедр Господь: 5 пищу дал боящимся Его, будет помнить вечно завет Свой. 6 Силу дел Своих возвестил Он народу Своему, чтобы дать ему наследие племен. 7 Дела рук Его – истина и правда, верны все заповеди Его, 8 утверждены они на век века, начертаны по истине и правоте. 9 Избавление послал Он народу Своему, заповедал на век завет Свой. 10 Начало премудрости – страх Господа, разум добрый у всех, руководящихся им. Хвала Ему пребывает в век века. Псалом 111 Аллилуйя. Псалом. 1 Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он возжелает весьма. 2 Сильно на земле будет семя его, род правых благословится. 3 Слава и богатство – в доме его, и правда его пребывает в век века. 4 Возсиял во тьме свет правым: он милостив и щедр и праведен. 5 Добрый муж, дающий взаймы, устроит слова свои на суде, так что во век не поколеблется. 6 В память вечную будет праведник, 7 худой молвы не убоится. 8 Сердце его готово надеяться на Господа, непоколебимо сердце его, не убоится, пока не увидит врагов своих. 9 Он расточил: дал нищим, правда его пребывает в век века, рог его поднимется в славе. 10 Грешник увидит и разгневается, зубами своими поскрежещет и растает. Желание грешника погибнет. Псалом 112 Аллилуйя. 1 Хвалите, отроки, Господа, хвалите имя Господа. 2 Да будет имя Господа благословенно отныне и до века. 3 От востока солнца до запада славно имя Господа. 4 Высок над всеми народами Господь, выше небес слава Его. 5 Кто, как Господь, Бог наш, на высоте живущий 6 и на смиренных взирающий на небе и на земле, 7 поднимающий с земли нищего и от гноища возвышающий убогого, 8 чтобы посадить его с князьями, с князьями народа Своего, 9 поселяющий неплодную в дом матерью, веселящейся о детях своих! Псалом 113 Аллилуйя. 1 При исходе Израиля из Египта, дома Иакова – из варварского народа,

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

е. день суда Божия) ( 2Тим.1:12 ). Вооруженный таким упованием, св. Павел не уклонялся ни от одного труда, ни от одного бедствия ни правыми, ни левыми путями, он мужественно шел чрез острие меча, побиение камнями, чрез различные смертные опасности, стрелы и огонь, укрепляемый упованием на Бога, силою Которого часто проходил сквозь железные затворы. (Сост. по кн. « Илиотропион , или сообразование человеческой воли с Божественною волею», И. Максимовича, митр. Тобольск. Киев, 1890 г., стр. 826–382). 3. Церковно-исторические рассказы о крепкой надежде на Бога 1. «Некогда, повествует о себе один отец, по своим нуждам ходил я в Константинополь. В то время, как я сидел в церкви, входит некто из мирян, знаменитый и весьма набожный человек; он, увидев меня, сел подле и начал беседовать со мною о спасении души. Во время беседы я сказал ему, что хорошо живущим в мире за земное им воздается небом. Он отвечал: «правду сказал ты, отче: блажен тот, кто надеется на Бога и всего себя предает Богу. Я сам сын славного отца, который был очень щедр и много раздавал бедным; он однажды подозвал меня к себе и сказал: сын мой, что тебе более угодно, то ли, чтобы я оставил тебе деньги, или чтобы поручил тебя покровительству Христову? Я, подумав несколько, отвечал: «лучше желаю предаться Христу, потому что все земное с каждым днем исчезает». Отец мой, выслушав меня, увеличил щедрость свою до того, что по смерти его мне почти ничего не осталось. Итак, я остался бедным и незнатным, с крепкою надеждою на Бога, покровительству Коего вверил меня отец мой. В том же городе жил один знатный и богатый человек, имевший набожную и богобоязненную жену. Они имели одну только дочь. Жена говорит мужу своему: «детей у нас только и есть, что одна дочь, – а Бог наградил нас таким богатством». – Чего же не достает ей? Спросил муж. «Если мы будем стараться, отвечала жена, выдать ее за человека равного нам по богатству, но с дурным сердцем, то он будет огорчать ее, так не лучше ли нам поискать для нее бедного, но богобоязненного человека, который бы любил ее и покоил?» – Хорошо ты придумала, отвечал муж, ступай же в церковь , молись прилежно и сядь там; кто первый придет в церковь, тот пусть и будет избранный жених для нашей дочери. Они так и сделали, и когда она, помолившись, села, я первый вошел в церковь . Она тотчас послала слугу за мною, и лишь только я подошел к ней, начала спрашивать меня: «откуда ты?» Я сказал ей: – из такого города и такого-то отца сын. «Это того милостивого? – прервала она, и потом спросила: женат ли я?» – Нет, отвечал я. Она же, прославив Господа, сказала: «Благий Промыслитель послал тебе жену и богатство, чтобы ты тою и другим обладал в страхе Божием» (Лимонарь).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

лучше тысячи дней; лучше мне у порога стоять в дому Господа моего, нежели обрести приют во обителях греха. 12Господь Бог – солнце и щит, милость и честь подаст Господь; не откажет ни в едином из благ ходящим в простоте своей. 13Адонаи, Господи сил! Блажен, кто уповает на Тебя. 86/87 Сынов Кораховых. Псалом. Песнь. 2Основания его – на горах святых; врата Сиона возлюбил Господь больше всех Иакова жилищ. 3Славное говорится о тебе, Божий град! (Села!) 4 – Помяну ли Раав и Вавилон знающим меня: вот, Филистия, Тир и Куш молвят: «Некто родился там!» 5И станут о Сионе говорить: «Муж и муж родился в нем, Вышний Сам утвердит его!» 6В переписи народов напишет Господь: «Некто родился там!» (Села!) 7И скажут с напевом, с игрою флейт: «Все истоки мои – в тебе!» 87/88 Песнь. Псалом сынов Кораховых. Начальнику хора. На «махалат леаннот». Маскил Эмана Эзрахита 2Господи, Боже спасения моего! пред Тобою днем и в ночи вопию. 3Да внидет пред лице Твое мольба моя, приклони ухо Твое к плачу моему! 4Ибо насытилась бедами душа моя, и жизнь моя к преисподней подошла; 5к нисходящим в могилу я причтен, я стал, как человек без сил, 6оставленный посреди мертвецов, подобный убитым во гробах, о которых не вспоминаешь Ты, которые отторгнуты от длани Твоей. 7В ров преисподней низвел Ты меня, во тьму, во мрак бездн, 8на мне отяготела ярость Твоя, и все валы Твои Ты навел на меня. (Села!) 9Удалил Ты от меня ближних моих, соделал меня мерзостию для них, заточил Ты меня, не вырваться мне. 10От горести истомились очи мои; я взывал к Тебе, Господи, весь день, простирал к Тебе руки мои. 11Разве над мертвыми Ты творишь чудеса, иль умершие восстанут славить Тебя? (Села!) 12Или в гробнице возвещена будет милость Твоя и в месте погибели – верность Твоя? 13Или во мраке познают чудеса Твои, и в стране забвения – правду Твою? 14Но взываю я, Господи, к Тебе, и пред Тобою молитва моя поутру. 153ачем, Господи, отвергаешь Ты душу мою, отвращаешь лице Твое от меня? 16Нищ я, и в скорбях от юности моей, изнемогаю под бременем страхов Твоих;

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Повторение прошений этой ектеньи и даже расширение прошений (например, об учащих и учащихся, о служениях наших, о христианских семьях, об устроении нашей домашней молитвы, о воспитании детей в вере и чистоте, о Божием творении, о прекращении вражды и пр.) дает возможность откликнуться на то, о чем мы переживаем, принести это Богу. И это возможно и в домашней молитве. В богослужении Вечерни широко используются псалмы. Иногда поются избранные стихи из них, иногда псалмы читаются последовательно. По идее, в течение недели должна бы прочитываться вся Псалтирь, но в домашнем богослужении можно к этому подойти творчески: На Всенощном бдении, к примеру, поются избранные стихи из 1-го, 2-го и 3-го псалмов: Блажéн муж, иже не иде на совéт нечестивых. Яко весть Господь путь прáведных, и путь нечестивых погибнет. Рабóтайте Гóсподеви со стрáхом и рáдуйтеся Ему с трéпетом. Блажéни вси надéющиися Нань. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой. Госпóдне есть спасéние, и на людех Твоих благословéние Твóе .. Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет. Служите Господу со страхом и радуйтесь пред Ним с трепетом. Блаженны все уповающие на Него. Восстань, Господи, спаси меня, Боже мой. От Господа — спасение. Над народом Твоим благословение Твое (Пс 1:1, 6; 2:11-12; 3:8-9). Псалмопевец противопоставляет два пути: праведников — путь жизни, ведущий к ее источнику, Богу, и нечестивых — путь греха, ведущий к смерти. Человек призван к праведности, к исполнению воли Божией и борьбе с грехом. Тогда он будет счастлив и обретет полноту жизни в Боге. Тема покаяния продолжается пением вечерних стихов «Господи, воззвах…» (140-й, 141-й, 129-й и 116-й псалмы) со стихирами, посвященными Господу, Богородице и святым. В богослужении используются и отдельные гимны, сочиненные песнописцами, например, «Свете Тихий»: Свете Тихий святыя славы Безсмертнаго, Отца Небеснаго, Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе: пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена петь быти гласы преподобными, Сыне Божий живот даяй: тем же мир Тя славит.

http://blog.predanie.ru/article/pogovori...

Поэтому от венца правды получил имя и Отец Господа и Спасителя; ибо слово Иоседек значит Господь правды, потому что воздает каждому по делам его. Об этом венце говорит и Иаков в своем послании: Блажен муж, который переносит искушение, потому что, когда он будет испытан, получит венец жизни, который обещал Бог любящим Его ( Иак.1:12 ). Пророк получает и повеление, именно – чтобы, после возложения венца, или венцов, на главу Иисуса, Сына Иоседека священника великого, он [пророк] обратился к нему и сказал: Сие говорит Господь: Вот Муж. Восток имя Его, и под Ним родится, и проч. Мы не разделяем Иисуса и не полагаем в одном лице два лица; однако [признаем], что называющийся Иисусом потому, что Он спасет мир, называется также Востоком, потому что во время дней его родилась правда. И в Псалме поется: Истина произошла от земли ( Пс.84:12 ), потому что Родившийся в конце веков от Девического чрева сказал: Я семь истина ( Ин.14:6 ), и, как говорится в послании Иоанна, наступил последний час: Дети, ныне последний час ( 1Ин.2:18 ), во время которого Он за динарий договорил языческий, стоявший без всякого дела народ и послал в виноградник ( Мф.20:6 ). С другой стороны, если Он по различию наименований является различным, то иное дело, что Он – пастырь, иное – овча, иное – агнец, иное – дверь, иное – камень (lapis) претыкания и скала (petra) соблазна. Итак родится Тот, Который будет увенчан нашими добродетелями и будет назван Восток. К Нему обращает речь Отец: Сын Мой ecu Ты: Я ныне родил Тебя ( Пс.2:7 ), и под Его начальством возстанет множество верующих, и создаст [Он] дом Господа, – Церковь , – и Сам примет силу и честь, и совершенство, и славу, и сядет, и будет владычествовать на престоле Своем, – престоле Давидовом, – о котором и в Евангелии написано: И будет священник одесную Его ( Лк.1:32 ) или, соответственно Еврейскому тексту, на престоле Его, ибо Он есть и Царь, и Первосвященник; и будет Он восседать, как на царском, так и на священническом престоле, и совет мира будет между тем и другим, так что ни царское могущество не будет утеснять священнического достоинства, ни священническое достоинство – царской власти, но то и другое будет в согласии в славе единого Господа Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Псалом 91 Благо есть прославлять благость и премудрость Господа вечного: ибо благочестивые благоденствуют в своей долголетней жизни, нечестивые гибнут как трава. 1. Псалом песни в день субботный. Сей псалом есть хвалебная песнь, назначенная для пения во храме в день субботний или в праздник субботы. Значению этого праздника вполне соответствует содержание псалма. Священный бытописатель, заканчивая повествование о сотворении мира и человека, говорит: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестый. И совершил Бог к седьмому дню дела свои, который Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмый день и освятил его; ибо в оный почил от всех дел своих, которые Бог творил и созидал» ( Быт.1:31;2:2–3 ). – Посему и псалмопевец прославляет творение Божие и благословляет Бога в своей песни. 2–4. Благо есть исповедатися Господеви, и пети имени Твоему, Вышний: возвещати заутра милость Твою и истину Твою на всяку нощь, в десятоструннем псалтири с песнию в гуслех. – Благо для души праведника, если он исповедует – громко возвещает славу Божию и воспевает имя Божие, т. е. свойства и совершенства, как они проявлены Господом в Его творении и промышлении, и возвещает заутра – при утренней молитве милость, явленную Богом в предшедший день, и – истину Божию, т. е. истинное поклонение Богу во всякую ночь, возвещает все это на псалтири десятоструннем, как самом полнозвучном, или на гуслях в созвучии с песнью – псалмом. Так и еще учил Давид и говорил: «блажен муж, который о законе Господнем размышляет день и ночь», ( Пс.1:2 ), и так именно сам поступал. «Я вспоминал о Тебе, говорит Давид Господу, на постели моей, размышлял о Тебе на утренних стражах ( Пс.62:7 ). – Ночью вспоминал я имя Твое, Господи, и хранил закон Твой. В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои» ( Пс.118:55,62 ). 5–7. Яко возвеселил мя еси Господи в творении Твоем, и в делах руку Твоею возрадуюся. Яко возвеличишася дела Твоя Господи: зело углубишася помышления Твоя. Муж безумен не познает, и неразумив не разумеет сих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

...Ум всегда бывает подвижен и многозаботлив. В книге премудрого Соломона о нем написано так: земная храмина подавляет многозаботливый ум ( Прем. 9, 15 ). Он по состоянию природы своей никогда не может быть праздным, и если кто намеренно не будет упражнять его известными действиями и постоянно занимать его ими, то необходимо ему по своей подвижности рассеиваться и повсюду летать, пока долговременным упражнением и употреблением узнает, какие предметы должно напечатлевать в своей памяти, которыми бы должно было непрестанно заниматься, пока долгим занятием приобретет крепость и таким образом в состоянии будет отражать противные внушения врага, которыми развлекался, и пребывать в том состоянии и качестве, какого желает. Следовательно, мы не должны приписывать это развлечение нашего сердца ни человеческой природе, ни Богу, Творцу ее. Ибо истинно изречение Священного Писания, что Господь сотворил человека правым, а люди вдались во многие помыслы (ср.: Еккл. 7, 29 ). Следовательно, от нас зависит качество помыслов. Ибо помысл добрый, говорится, приближается к знающим его, и муж благоразумный найдет его. А все, что может быть найдено, подлежит нашему благоразумию и тщательности; если же не будет найдено, то, без сомнения, это надобно вменить нашей беспечности или неблагоразумию, а не пороку природы. Согласно с этой мыслию и Псалмопевец говорит: блажен муж, емуже есть заступление его у тебе, Господи, восхождения в сердцы своем положи к Тебе (ср.: Пс. 83, 6 ). Видите, что в нашей власти состоит положить в сердцах своих или восхождение, т. е. помыслы, устремляющиеся к Богу, или нисхождения, т. е. ниспадающие к земному и плотскому. Если бы помыслы не состояли в нашей власти, то Господь не порицал бы фарисеев: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ( Мф. 9, 4 ). И через Пророка повелел, говоря: удалите худые помыслы ваши от очей Моих (ср.: Ис. 1, 16 ). Доколе будут медлить в тебе порочные мысли твои (ср.: Иер. 4, 14 ). И в день Суда не потребовался бы от нас отчет в качестве помыслов, как и дел, как через пророка Исаию угрожает Господь, говоря: вот Я приду собрать дела и помышления их со всеми народами и языками (ср.: Ис. 66, 18 ). Так же во время страшного и ужасного испытания мы не заслуживали бы ни осуждения, ни оправдания свидетельством помыслов, по изречению блаженного Апостола, который так говорит: мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую, в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков ( Рим. 2, 15–16 ) (прп. авва Серена, 56, 282–283). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Я могу открыть любое место в Библии, и вы сразу увидите, как часто это встречается. Когда толкователи выясняют, где в Библии поэтическая часть, где прозаическая, то этот самый параллелизм выявляет поэтическую часть. Я могу взять любой текст. Вот, открываю псалом 1: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей…» — это трехстишие, в нем варьируется одна и та же мысль. И далее двустишие: «но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!». Так было на всем древнем Востоке. Так вот, в Новом Завете это очень часто присутствует в речах Христа. Значит, не отвлеченное философское рассуждение, а целостное поэтическое видение присутствует в речах Христовых. Если мы возьмем начало Евангелия от Иоанна, то увидим, что и сам евангелист начинает свой текст явно поэтически. Поэзия звучит даже в тройном переводе (вероятно, подосновой Евангелия от Иоанна тоже был арамейский или древнееврейский текст): «В начале было слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть… И свет во тьме светит, и тьма не объяла его», — это всюду присутствует. А сколько можно найти в тексте Евангелия всевозможных черт Христа! Вот, например, евангелист ничего не говорит о свойствах Его взгляда. Но! Он подходит к берегу и говорит будущим ученикам (они занимаются своим делом): «Следуй за Мной», — и они тотчас же, оставив все, пошли за Ним. Значит, что–то такое произошло. Или, неоднократно говорится: «Иисус взглянул на него» — и сразу что–то подействовало. Есть еще одно косвенное соображение. Древнехристианские писатели, пытаясь представить себе тайну уничижения Бога во Христе, говорили, что Он обладал каким–то невзрачным видом, что у Него были какие–то телесные недостатки, — они исходили из пророчества Исайи, гл. 53, где говорится о страдающем праведнике: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010