2:4) и прочее. Блажен муж, который не ходил на совет нечестивых и на пути грешных не стоял, и в обществе губителей не сидел (Пс. 1:1–2).   О том же Когда человек от вышепоказанной опасности уклонится, то безопасно и свободно ходит. Так грешник, когда к Богу всем сердцем обратится, и с пути нечестивых сойдет, и начнет в покаянии истинном жить, то уже свободен бывает от надлежащего Божиего гнева и уже, вместо гнева Божиего, на милость Божию надеется и ее ждет. Суд и гнев Божий не падает на грешников кающихся, ибо того и хочет, и ждет от нас Бог, чтобы мы к Нему обратились и каялись. Так висел гнев Божий над ниневитянами, но когда они обратились и покаялись, то не пал на них гнев Божий, но вместо гнева познали милость Божию. И видел Бог дела их, что обратились от путей своих лукавых; и пожалел Бог о зле, о котором сказал, что наведет на них и не навел (Ион. 3:10). Услышу, что скажет во мне Господь Бог мой, как изречет Он мир на народ Свой, и на преподобных Своих, и на обращающих сердца к Нему (Пс. 84:9). Этот мирный ответ от благости Божией и всякое кающееся сердце получит. О, воистину блажен тот человек, который, сойдя с пути нечестивых, находится в истинном покаянии. О таком бывает радость у Ангелов Божиих на небе (Лк. 15:10). Если благодатью Божиею подвигнешься к этому доброму делу, христианин, стой и крепись, возлюбленный, в том до конца, да и в том веке с Ангелами поселишься, и с ними будешь славить Преблагого Бога во веки веков. Не начало, а конец хвалится. Начни хорошо, окончи хорошо – и блажен будешь. Близ боящихся Его (Бога) спасение Его (Пс. 84:10). Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни, – говорит тебе Господь (Откр. 2:10). 50. Сеть   В этом мире видим, как рыболовы бросают свои сети в воду и их раскидывают, чтобы поймать рыбу. Так диавол с бесами своими везде различные сети на нас, о христианин, раскинул. Раскинул в доме, раскинул на пути, раскинул в городах и селах, раскинул в пустыни, раскинул на земле и в море. Скрыл сети в пище, в питье, в сластолюбии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   Вот я так беспорядочно говорю вам о многих вещах, но вы приведите все это в порядок и не презирайте этого слова и помните: «Блажен муж, иже не идет на совет нечестивых», и перефразируйте: «Блажен наш ум, который не идет на беседу с дурными помыслами; блажен ум, который поучается день и ночь в любви Божией» (ср. Пс.1:1—2). Писание говорит о поучении «в законе», но, в сущности говоря, Евангелие уже не закон, а есть нечто другое. Поэтому можно говорить, что ум наш поучается не в законе Господнем, а в ЛЮБВИ Господней.    Итак, приготовьтесь, дорогие мои братья и сестры, к той молитве, которую совершаем мы здесь в монастыре в субботу только для братьев и сестер, а в воскресенье — всеобщую с пришедшими к нам богомольцами. Пожалуйста, помыслите об этом поглубже и молитесь о всеобщем прощении для всего мира, вспоминая Христа, Который говорит: «Я дал вам пример, и вы поступайте так же» (см. Ин.13:15). А какой пример? — Он взял на Себя грехи всего мира. И в страхе идем мы за Христом, идущим впереди нас, — как это описывается в Евангелии: ученики «ужасались и, следуя за Ним, были в страхе» (ср. Мк.10:32), потому что Он восходил к Иерусалиму пережить суд синедриона, пережить побои, оплевание и смерть.    Нас охватывает тот же священный ужас, когда во время Великого Поста как-то усиленно подчеркивается в богослужениях, что эта любовь, идущая до полного самоистощания, самопожертвования, вызывает гонения и ненависть от людей мира сего. Это непонятное таинство, но мы знаем это. Мы знаем, что не хотим никакого зла никому, и все-таки Господь сказал: «вы будете ненавидимы всеми народами» (см. Мф.24:9). И когда нас ненавидят, тогда мы уподобляемся Христу, страдающему на Голгофе.    Итак, драгоценные мои братья и сестры, я сказал вам немного слов, и вы думайте обо всем этом все эти дни вплоть до Страстной недели и затем святой Пасхи, святого Воскресения Христова, о которой Символ веры говорит: «Чаю воскресения мертвых». Это все будем носить мы в сердце нашем. И тогда энергия вечной жизни, которая заключена во слове Божием, перейдет к нам. И мы будем под действием этой энергии всегда, даже когда мы спим...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  Предисловие 1. Божественные Писания все святы, но особенною святостью про­никнуты псалмы. Так, с самого начала книги (они говорят) прямо о воздержании, и прежде всего о том, чтобы не иметь общения с нечестивыми. С этого именно и начал блаженный Давид своими словами: «блажен муж, который не ходил на собрание нечестивых» ( Пс.1:1 ). Говоря о блаженстве, он разумеет высшую степень всего хорошего. Вместе с тем (говорят псалмы) об общении с добрыми, об обуз­дании чрева, об удержании рук, о нелюбостяжании, о ничтожестве денег, славы и всего подобного. Послушай, например, его слова о том, чтобы хранить целомудрие: «внутренность моя насыщена позором» ( Пс.37:8 ), и в другом месте: " Ты истребил всякого пре любодейству ющего от Тебя " ( Пс.72:27 ). О том, что должно обуздывать чрево, он говорит: «еще пища была в устах их, когда гнев Божий пришел на них, и убил очень многих из них» ( Пс.77:30–31 ). О том, что должно удаляться стяжания: «если богатство притекает, не прилагайте к нему сердца " ( Пс.61:11 ), – и не искать славы: «при смерти он ничего не возьмет, и не с ойдет с ним слава его» ( Пс.48:18 ). Не по­дражать порочным: " не ревнуй лукавым» ( Пс.36:1 ). Он по­учает ни во что вменять земное могущество: «видел я нечестивца, превозносящего ся и высящего ся, как кедры ливанские: и прошел я мимо, и вот его нет: и искал его, и не нашлось место его» ( Пс.36:35–36 ), – и презирать все временное: «считали счастливым народ, у которого это есть, (но) блажен народ, блажен народ, у которого Господь... – Бог его» ( Пс.143:15 ). Говорит (псалмопевец и) о том, что мы не просто согрешаем, но есть воздаяние: «Ты возда...шь каждому по делам его» ( Пс.61:13 ). И почему не за каждый день воздает (тотчас): «Бог – судь я праведный и [крепкий, и долготерпеливый]» ( Пс.7:12 ). Также говорит он о том, что смирение прекрасно: »не пре возносилось сердце мое» ( Пс.130:1 ), и что гордость – зло: «посему овладела ими гордость... их совершенно, оделись они в неправду и нечестия свои... " ( Пс.72:6 ), а в другом месте: «смиренным дает благодать» ( Притч.3:34 ), – что милостыня прекрасна: " расточил: ...дал нищим, правда его пребывает в...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Изъяснение псалма 31-го. «Псалом Давиду, разума». И сей псалом содержит в себе ту же мысль: потому что и он изречен по грехопадении среди постигших бедствий. Пророческими же очами провидя благодать Новаго Завета и оставление грехов, посредством всесвятаго крещения даруемое верующим, Давид ублажает их, как без трудов приемлющих избавление от грехов, и говорит в начале псалма: Пс.31:1 .  Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Пс.31:2 .  Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства! «Блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси». «Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть». Истощившись в сетованиях и непрестанных слезах о грехе и впадши за оный в бедствия всякаго рода, достойными удивления и блаженными называю тех, которые, по человеколюбию Владыки, без труда прияли оставление согрешений. Ибо столько щедр к ним Бог, что не только оставляет, но и покрывает грехи, и не остается даже следов их. Пс.31:3 .  Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего. «Яко умолчах, обетшаша кости моя, от еже звати ми весь день». Давид, когда соделал оный грех, не тотчас воспользовался врачевством покаяния, но по обличении Нафаном. Потому и взывает здесь: поскольку не показал я врачу струпа в ту же минуту, как был уязвлен, но умолчал, покушаясь его скрыть, то состарелся, вопия и обвиняя грех. Пс.31:4 .  Ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху. «Яко день и нощь отяготе на мне рука Твоя». Сетую же и плачу, подвергшись истязаниям и наказаниям всякаго рода. Ибо выражение: «отяготе на мне рука Твоя» Пророк в переносном смысле берет с человека, который рукою наносит удары и долго не перестает наносить. «Возвратихся на страсть, егда унзе ми терн». Но наказание Твое, говорит Пророк, не несправедливо, а напротив того весьма справедливо, потому что причиною бед моих грех, который возрастил я вместо грозда, и уязвляюсь им непрестанно. Ибо грех назвал он терном, как произрастение негодное, для того и возросшее, чтобы язвить.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Кто ищет радостей века сего, которые доставляются душе не иначе, как через плоть и кровь, тот не Богу угождает, но себе, не на стороне подвижников Христовых, но живет и дышит с миром заодно; за то вместе с миром и погибнет. Истинно, истинно говорю вам, – говорил Господь ученикам своим, – вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется ( Ин.16:20 ). Если и ты радуешься, брат мой, радостью века сего, – наслаждаешься спокойствием плоти, утешаешься обилием благ временных, то верь, что ты на опасном пути, на стороне людей мира, которых удел в этой жизни ( Пс.16:14 ). Живущия по плоти, – сказано, – Богу угодить не могут ( Рим.8:8 ); всякое помышление их есть вражда на Бога; ибо ум их закону Божию не покоряется ( Рим.8:7 ). О тех, которые благоденствуют в веке сем, умножают богатство, пророк Давид говорит пред Господом и, конечно, справедливо: Так! на скользких путях поставил Ты их, и низвергаешь их в пропасти... Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их ( Пс.72:18, 20 ). Не бывайте несмысленны ( Еф.5:17 ), – говорит нам слово Божие; будьте мудры ( Мф.10:16 ); оставите безумие и живи будете ( Прит.9:6 ). Какое же безумие? – спросит кто. Конечно, не благоразумие же есть сопротивление воле Божией: кто сопротивляется назначению Вышнего, – старается избегать скорбей, которые на пути спасения неизбежны, тот несмыслен, глуп и безумен. Всех таковых противников Божиих постигнет гнев Божий – вечная смерть, вечная мука. Но кто терпит скорби благодушно, тот, по слову Писания, терпит Господа (Ср. Пс.26:14 ); терпение же убогих не погибнет до конца: пред лицем человеческим аще и муку приимут, упование их бессмертия исполнено есть: и вмале наказани бывше, великими благодетельствовани будут ( Прем.3:4, 5 ). Потому и апостол Иаков пишет: блажен муж, иже претерпит искушение; заме искусен быв, приимет венец жизни, его же обеща Бог любящим Его ( Иак.1:12 ). Итак значит, не тот блажен, кто, возлюбив нынешний век, с радостью предается его быстролетным удовольствиям, ах! нет, – не он блажен; но тот, кто терпит все случающиеся в жизни сей скорби ради Господа и, искушаясь ими, как золото в горниле, очищается от всякой неправды: он уготовляет себя к наследию вечной радости! Блажен, кто терпит скорби ради Господа: он получит обилие радостей пред лицем Его во веки (Ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Поможем же тем, кто страдает теперь за верность Христу и за преданность Святой Церкви Его. Нам, быть может, не придется побывать в Святой земле и поклониться святым местам, – поможем же по силам нашим тем, кого Господь удостоит исполнить это святое дело. Сотворим, православные, милостыню Христа ради – ради святого града Иерусалима, ради Гроба Господня, ради святых мест, где совершено наше спасение драгоценнейшей кровью Спасителя нашего Господа Иисуса Христа; не умолкнем и мы Сиона ради и не успокоимся мы ради Иерусалима ( Ис.62:1 ), доколе снова воссияет там благочестие и доколе для православных христиан всех племен, так же как и для русского народа, не станет Святая земля как бы своей родной землей, в которую одни могли бы ходить без печали, а другие жить там, как во дни Давида и во времена благочестивых православных царей, во всяком благочестии, мире и довольстве, доколе не кончатся для Иерусалима времена языков и воцарится Господь вовек и Бог нового Сиона в род и род. Беседа, сказанная в зале церковной школы, что на Галерной Гавани в Санкт-Петербурге, перед открытием внебогослужебного чтения В книге псалмов Давидовых первое место занимает псалом, который начинается такими словами: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых... но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь ( Пс.1:1–2 ). Это значит: счастлив тот человек, который не ходил туда, где собираются нечестивцы и советуются о делах нечестия. Кто это нечестивцы и какие дела их? Это люди, которые потеряли честь, которые Бога не боятся и людей не стыдятся. Это люди, готовые на всякое беззаконие; украсть, ограбить, обмануть, блудодействовать, пьянствовать – вот их дела. Счастлив тот, кто не ходит на собрания этих развратников; блажен, кто не слушает разговоров их. А у кого все желание в законе Господнем, кто поучается в законе Господнем день и ночь, тот блажен: он будет как дерево, посаженное при потоках вод: оно даст плод свой в свое время, лист его не отпадет ( Пс.1:3 ). Это значит, что такой человек стоит твердо; несчастья не сокрушат его; во всем, что он делает, имеет успех, потому что над ним почивает благословение Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Содержание     Собеседование 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46     Предисловие   1. Божественные Писания все святы, но особенною святостью про­никнуты псалмы. Так, с самого начала книги (они говорят) прямо о воздержании, и прежде всего о том, чтобы не иметь общения с нечестивыми. С этого именно и начал блаженный Давид своими словами: «блажен муж, который не ходил на собрание нечестивых» (Пс.1:1). Говоря о блаженстве, он разумеет высшую степень всего хорошего. Вместе с тем (говорят псалмы) об общении с добрыми, об обуз­дании чрева, об удержании рук, о нелюбостяжании, о ничтожестве денег, славы и всего подобного. Послушай, например, его слова о том, чтобы хранить целомудрие: «внутренность моя насыщена позором» (Пс.37:8), и в другом месте: «Ты истребил всякого прелюбодействующего от Тебя» (Пс.72:27). О том, что должно обуздывать чрево, он говорит: «еще пища была в устах их, когда гнев Божий пришел на них, и убил очень многих из них» (Пс.77:30—31). О том, что должно удаляться стяжания: «если богатство притекает, не прилагайте к нему сердца» (Пс.61:11), — и не искать славы: «при смерти он ничего не возьмет, и не сойдет с ним слава его» (Пс.48:18). Не по­дражать порочным: «не ревнуй лукавым» (Пс.36:1). Он по­учает ни во что вменять земное могущество: «видел я нечестивца, превозносящегося и высящегося, как кедры ливанские: и прошел я мимо, и вот его нет: и искал его, и не нашлось место его» (Пс.36:35—36), — и презирать все временное: «считали счастливым народ, у которого это есть, (но) блажен народ, блажен народ, у которого Господь... — Бог его» (Пс.143:15). Говорит (псалмопевец и) о том, что мы не просто согрешаем, но есть воздаяние: «Ты возда...шь каждому по делам его» (Пс.61:13). И почему не за каждый день воздает (тотчас): «Бог — судья праведный и [крепкий, и долготерпеливый]» (Пс.7:12). Также говорит он о том, что смирение прекрасно: «не превозносилось сердце мое» (Пс.130:1), и что гордость — зло: «посему овладела ими гордость...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Строящие трудятся напрасно. Если града Бог не охранит, Тщетно бденье стражников несчастных. Вы всю ночь творите свой урок, Вы едите горький хлеб устало, Между тем кого возлюбит Бог — Мирно спит, пока заря не встала. Серебро и золото — всё прах, Только дети — праведным награда. Что стрела у сильного в руках, То для мужа праведного чадо. Лишь колчан наполнивший — блажен, И отец своими сыновьями Горд, когда они у отчих стен Спор ведут с отцовыми врагами. 127-Й ПСАЛОМ (ПЕСНЬ ВОСХОЖДЕНИЯ СОЛОМОНА) Н. Басовский. 126-Й ПСАЛОМ (ПЕСНЬ ВОСХОЖДЕНИЯ СОЛОМОНА) Н. Басовский Если Бог не возводит дом, напрасны строители с их трудом; и стражник с оружьем — напрасен он, если город Богом не защищён. Вы встаёте, когда ещё тьма везде, и день проводите в тяжком труде, и лечь стараетесь в поздний час — но бессонная ночь ожидает вас. И только кого возлюбит Он, тому даёт благодатный сон, и только ему в награду даёт детей — во чреве растущий плод. Стрелы для лука — твои сыны; счастливы те, чьи колчаны полны: их не охватит ни страх, ни стыд в час, когда враг у ворот стоит. В. Горт. ПСАЛОМ 127 В. Горт ПСАЛОМ 127[В. И.142] Песнь храмовых ступеней (8-ая) Если Ягве устал созидать — жаль труда, зря строители ставят этаж на этаж. Если Ягве не стал сторожить города — зря усердствует страж. Зря — с зарёю вставать, зря — сидеть допоздна, зряшен — хлеб!.. Бренной зряшности в противовес Бог из полного ангелов Божьего сна ангелёнка возьмёт и опустит с Небес на ладони к тебе!.. — даст дитя... — даст детей... Сыновья юных дней... — словно стрелы они в мощной длани твоей! Счастлив муж, переполнивший ими колчан! — он когорты теснит, стыд минуя и страх, прибегая лишь к мудрым и кратким речам , пред врагом во вратах. ПСАЛОМ 127 Канонический русский перевод Песнь восхождения. 1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! 2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе! 3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей: 4 так благословится человек, боящийся Господа! 5 Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей; 6 увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Так, с самого начала книги (они говорят) прямо о воздержании, и прежде всего о том, чтобы не иметь общения с нечестивыми. С этого именно и начал блаженный Давид своими словами: « блажен муж, который не ходил на собрание нечестивых » (Пс. 1:1). Говоря о блаженстве, он разумеет высшую степень всего хорошего. Вместе с тем (говорят псалмы) об общении с добрыми, об обуздании чрева, об удержании рук, о нелюбостяжании, о ничтожестве денег, славы и всего подобного. Послушай, например, его слова о том, чтобы хранить целомудрие: « внутренность моя насыщена позором » (Пс. 37:8), и в другом месте: « Ты истребил всякого прелюбодействующего от Тебя » (Пс. 72:27). О том, что должно обуздывать чрево, он говорит: « еще пища была в устах их, когда гнев Божий пришел на них, и убил очень многих из них » (Пс. 77:31, 30). О том, что должно удаляться стяжания: « если богатство притекает, не прилагайте (к нему) сердца » (Пс. 61:11), — и не искать славы: « при смерти он ничего не возьмет, и не сойдет с ним слава его » (Пс. 48:18). Не подражать порочным: « не ревнуй лукавым » (Пс. 36:1). Он поучает) ни во что вменять земное могущество: « видел я нечестивца, превозносящегося и высящегося, как кедры ливанские: и прошел я мимо, и вот его нет: и искал его, и не нашлось место его » (Пс. 36:35, 36), — и презирать все временное: « считали счастливым народ, у которого это есть, (но) блажен народ, блажен народ, у которого Господь — Бог его » (Пс. 143:15). Говорит (псалмопевец и) о том, что мы не просто согрешаем, но есть воздаяние: « Ты воздашь каждому по делам его » (Пс. 61:13). И почему не за каждый день воздает (тотчас): « Бог — судья праведный и крепкий, и долготерпеливый » (Пс. 7:12). Также говорит он о том, что смирение прекрасно: « не превозносилось сердце мое » (Пс. 130:1), и что гордость — зло: « посему овладела ими гордость их совершенно, оделись они в неправду и нечестия свои » (Пс. 72:6), а в другом месте: « смиренным дает благодать » (Притч. 3:34), — что милостыня прекрасна: « расточил: дал нищим, правда его пребывает в век века » (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

– Ты Бог, сошедший во ад и освободив­ший окованных от цепей, Сам и душу раба Своего упокой. И ныне: Едина чистая и непорочная Дева, Бога без семене рождшая моли спастися души его. – Дева, единая чистая и непорочная, Бога родившая без семени, моли, чтобы спаслась душа его! Из чинопоследований таинств Из последования таинства Крещения и Миропо­мазания Псалом 31. Блажени, ихже оставишася без­закония, и ихже прикрышася греси. Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть. Яко умолчах, обет­шаша кости моя, от еже звати ми весь день. Яко день и нощь отяготе на мне рука Твоя, возвратихся на страсть, егда унзе ми терн. Беззаконие мое познах и греха моего не по­крых, рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви: и Ты оставил еси нечестие сердца моего. За то помолится к Тебе всяк пре­подобный во время благопотребно: обаче в потопе вод многих к нему не приближатся. Ты еси прибежище мое от скорби обдержащия мя: радосте моя, избави мя, от обышедших мя. Вразумлю тя, и наставлю тя на путь сей, в онь же пойдеши: утвержу на тя очи Мои. Не будите яко конь и меск, имже несть раз­ума: браздами и уздою челюсти их востяг­неши, не приближающихся к Тебе. Многи раны грешному: уповающаго же на Господа милость обыдет. Веселитеся о Господе и ра­дуйтеся праведнии, и хвалитеся, вси правии сердцем. – Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства! Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя ис­чезла, как в летнюю засуху. Но я открыл Те­бе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего. За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его. Ты – покров мой; Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления. «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010