Стих: Благословен Господь, Бог Израилев, что посетил и сотворил искупление народу Своему. Стих: И ты, дитя, пророком Всевышнего будешь названо. Лк 1:68, 76а 25. Благоверного князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев Прокимен, глас 7 Драгоценна пред Господом/смерть святых Его. Стих: Что воздам я Господу за всё, что Он воздал мне? Пс 115:6, 3 Зачало 213. Аллилуия, глас 6 Стих: Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он возлюбит крепко. Стих: Сильным на земле будет семя его. Пс 111:1, 2а 26. Явление Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы Прокимен, глас 3, песнь Богородицы Величает душа Моя Господа,/и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём. Стих: Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо вот, отныне будут называть Меня блаженной все роды. Лк 1:46–48 Зачало 240. Аллилуия, глас 8 Стих: Услышь, Дочь, и посмотри, и склони ухо Твоё. Стих: Лицо Твоё будут умолять богатые из народа. Пс 44:11а, 13б 28. Иконы Пресвятой Богородицы, именуемой «Троеручица» Прокимен, глас 3, песнь Богородицы Величает душа Моя Господа,/и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём. Стих: Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо вот, отныне будут называть Меня блаженной все роды. Лк 1:46–48 Зачало 240. Аллилуия, глас 8 Стих: Услышь, Дочь, и посмотри, и склони ухо Твоё. Стих: Лицо Твоё будут умолять богатые из народа. Пс 44:11а, 13б В тот же день, преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев Прокимен, глас 7 Драгоценна пред Господом/смерть святых Его. Стих: Что воздам я Господу за всё, что Он воздал мне? Пс 115:6, 3 Зачало 213. Аллилуия, глас 6 Стих: Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он возлюбит крепко. Стих: Сильным на земле будет семя его. Пс 111:1, 2а 29. Святых Апостолов Петра и Павла Прокимен, глас 8 Во всю землю вышел голос их,/и в концы вселенной речи их. Стих: Небеса проповедуют славу Божию, о творении же рук Его возвещает твердь. Пс 18:5а, 2 Зачало 193. Аллилуия, глас 1 Стих: Небеса возвестят чудеса Твои, Господи. Стих: Бог прославляем в сонме святых. Пс 88:6а, 8а

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Стих: Радуйтесь, праведные, о Господе — правым прилична хвала. Пс 32:22, 1 И прокимен праздника, глас 4 Благословен Грядущий во имя Господне; Бог — Господь, и Он явился нам. Пс 117:26а, 27а Зачало 224б и рядовое зачало. Аллилуия, глас 5 Стих: Милости Твои, Господи, вовек буду петь, в род и род возвещу истину Твою устами моими. Стих: Ибо Ты сказал: «Навек будет основана милость», — на небесах утвердится истина Твоя. Пс 88:2, 3 И Аллилуия праздника, глас 4 Стих: Принесите Господу, сыны Божии, принесите Господу молодых овнов. Стих: Голос Господа на водах, Бог славы возгремел, Господь — на водах многих. Пс 28:1, 3 9. Святителя Филиппа, митрополита Московского Прокимен праздника и святителю, глас 1 Уста мои изрекут премудрость, и размышление сердца моего — разум. Пс 48:4 Зачало рядовое и святителю, зачало 335. Аллилуия праздника и святителю, глас 2 Стих: Уста праведного изрекут премудрость, и язык его возвестит суд. Стих: Закон Бога его в сердце его, и не преткнутся стопы его. Пс 36:30, 31 10. Святителя Феофана, Затворника Вышенского Прокимен праздника и святителю, глас 1 Уста мои изрекут премудрость, и размышление сердца моего — разум. Пс 48:4 Зачало рядовое и святителю, зачало 318а. Аллилуия праздника и святителю, глас 2 Стих: Уста праведного изрекут премудрость, и язык его возвестит суд. Стих: Закон Бога его в сердце его, и не преткнутся стопы его. Пс 36:30, 31 В тот же день святителя Григория, епископа Нисского Прокимен праздника и святителю, глас 7 Драгоценна пред Господом смерть святых Его. Пс 115:6 Зачало рядовое и святителю, зачало 151. Аллилуия праздника и святителю, глас 2 Стих: Священники Твои облекутся в правду, и святые Твои радостью возрадуются. Стих: Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он возлюбит крепко. Пс 131:9; 111:1 11. Преподобного Феодосия, общежитий начальника Прокимен праздника и преподобному, глас 7 Драгоценна пред Господом смерть святых Его. Пс 115:6 Зачало рядовое и преподобному, зачало 176. Аллилуия праздника и преподобному, глас 6 Стих: Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он возлюбит крепко.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Это можно интерпретировать двумя различными способами: либо упоминание беззаконий неизбежно изза того, что не существует безгрешных людей, и таким образом объяснение причины страданий воспроизводит тот тип аргументации, которым пользуются друзья Иова в одноименной книге; либо же подразумевается родовая и коллективная сущность греха, который усваивается героем как царственным лицом, способным понести беззакония своего народа. В таком случае жест признания собственной греховности аналогичен высказыванию трех юношей в печи Вавилонской: «Согрешили мы, и поступили беззаконно, отступив от Тебя, и во всем согрешили» ( Дан 3:29 , см. далее) 1791 , а вся совокупность претерпеваемых страданий наделяется характером жертвы (ср. Дан 3:39–40 ). Можно привлечь для объяснения и норму из позднейшей традиции, касающуюся частных правил о ритуальном очищении, но очень характерную по своей формулировке: «Общество делить нельзя – или все совершают в нечистоте, или все совершают в чистоте» (Песахим, Тосефта 6:2). Логика данного правила хорошо объясняет, почему невинные могут и каяться за виновных, и страдать за них. Наделение героя качествами непорочности оказывает поддержку второй версии, потому что жертве надлежит быть без порока. Сюжетная часть псалма начинается со значимых для описания праведника в Псалтири слов «Блажен муж» 1792 и повествует о том, как герой оказывается гонимым за то, что стал во всеуслышание объявлять истину: Блажен муж, которому имя Господне – надежда его, и который не воззрел на суету и безумства ложные. Много сотворил Ты, Господи, чудес Твоих, и по мыслям Твоим никто не сравнится с Тобой: я возвестил и сказал, что умножились они сверх [всякого] числа. Жертвы и приношения Ты не захотел, но тело совершил мне: всесожжения и [жертвы] за грех Ты не пожелал. Тогда сказал я: се, иду, в свитке книжном написано обо мне. Сотворить волю Твою, Боже мой, я восхотел, и закон Твой – во внутренности моей. Я благовестил праведность Твою в собрании великом. Се, устам своим я не запретил: Господи, Ты знаешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Я буду исповедаться Тебе, Господи, в народах, я буду петь Тебе среди племен [ст. 2–4]. В псалме, СХ: Я буду исповедаться Господу от всего сердца Моего в совете праведных и в собрании [ст. 1]. И в другом месте: Начало премудрости – страх Господень. Учение благое для всех, которые соблюдают его; хвала Его пребывает непрестанно [ст. 10]. В псалме Блажен муж который боится Господа, он много хочет заповедей Его [ст. 1]. И спустя пять строк: Блажен муж милосердый и дающий деньги взаем; он поддержит на суде слова свои, ибо не подвигнется во век. Праведник будет в память вечную: не убоится, слыша зло. Сердце его, полагающееся на Господа, готово; твердо сердце его; он не будет бояться, когда будет взирать на врагов своих. Он расточил: дал бедным; праведность его пребывает вечно, мощь [cornu] его возвысится в славе. Нечестивый увидит и разгневается, будет скрежетать зубами и исчахнет. Желание нечестивых погибнет [ст. 5–10]. В псалме CXII: Хвалите, рабы, Господа, хвалите имя Господне. Да будет имя Господне благословенно отныне [a modo] и до века. От востока солнца до запада его имя Господне да похваляется (laudabile) [ст. 1–3]. В псалме CXIII: Идолы язычников – золото и серебро, дела рук человеческих. Они имеют уста, и не говорят; имеют очи, и не видят, имеют уши, и не слышат и т. д. [ст. 12–16]. Подобны будут им делающие их и все полагающиеся на них. Израиль положился на Господа; Он помощник и покровитель их. Дом Аарона положился на Господа: Он помощник и покровитель их. А боящиеся Господа полагаются на Господа: Он их помощник и покровитель [ст. 17–19]. В псалме CXV: Я веровал, почему говорил: «Я много опечален» [ст. 1]. И несколько спустя: Что воздам Господу за все, чтб Он дал мне? Я приму чашу спасения и призову имя Господа. Смерть святых славна пред лицем Господа [ст. 3, 4]; и спустя три строки: Тебе принесу жертву хвалы и призову имя Господне. Обеты мои Господу исполню пред лицем всего народа Его: в дворах дома Господня посреди тебя, Иерусалим [ст. 8–10]. В псалме CXVI: Хвалите Господа все народы, восхваляйте Его все люди [ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

1:18–25). В этих случаях слово «жена» употреблено в смысле «женщина» вообще, а не «замужняя», т. е. для обозначения пола, а не брачного состояния, в каком смысле употребляется в Св. Писании и слово «муж», т. е. в смысле «мужчина», а не «женатый». Так, напр., в книге Деяний читаем: «Вдруг предстали перед ними два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские, что вы стоите и смотрите на небо?» ( Деян. 1:10–11 . См. 2:14; 5:35; 13:15; 19:35 и др.). Или читаем в псалме: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых» ( Пс. 1:1 ). Нет никакого сомнения, что в приведенных местах Св. Писания слово «муж» не означает только женатого человека, а вообще мужчину; тем более не приложимо оно в первом смысле к Ангелам, которые тоже названы «мужами». Так точно и слово «жена» иногда означает в Св. Писании не замужнюю женщину, а вообще – лицо женского пола. Так, напр., к девице Марии Магдалине и Ангелы, и Господь обращаются с такими словами: «Жена, что ты плачешь?» ( Иоан. 20:13  и 15). Мы знаем, что, согласно пророчеству: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына», Христос и родился от Девы Марии, еще только «обрученной» Иосифу, чтобы он хранил и защищал Ее, и что «прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого», и что когда Иосиф хотел тайно отпустить Ее, «Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого» (Мф. 1:18–20). Следовательно, здесь Дева названа «женой». Ап. Павел, конечно, знал пророчество Исаии: «Се, Дева во чреве приимет...», но в послании к Галатам пишет: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены» ( Гал. 4:4 ). И здесь слово «жена» не означает «замужняя», а – вообще «женщина», т. е. указывает не на замужество, а на женский пол, почему слова ап. Павла: «родился от жены» равнозначущи словам: «родился от Девы». У нас есть не только «мужские», но и «женские» училища, но в них не обучаются ни мужья, ни жены.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Здесь блаженный Августин затрагивает проблему толкования имен Адам ( , адам) и Енос ( , энош). Верно то, что второе слово ( ) неприменимо к женскому роду и по значению соответствует русскому «муж» или украинскому «чeлobik». В древнееврейском языке оно близко к другому родственному ему слову (иш), «муж». Между прочим, множественное число от обоих слов одинаково – (анашим), «мужи». В отношении слова следует сказать, что оно в библейском тексте имеет два значения: во-первых, человек как существо, имеющее человеческую природу; и, во-вторых, Адам как личность. Конкретное значение в каждом случае следует выбирать по контексту и, разумеется, в согласии с церковной традицией. По всей вероятности, блаженный Августин был не вполне прав, когда из приведенных слов сделал вывод о том, что «жена была названа Евою как именем собственным, имя же Адам, о значающее «человек», было общим именем их обоих» [там же]. Правильнее было бы сказать, что слово (адам) в первом значении относится и к мужу, и к жене Еве, а во втором значении является именем собственным мужа. Для того чтобы лучше понять выражение «Сын Человеческий», следует уточнить его применение в Ветхом и Новом Заветах. Рассмотрим несколько библейских стихов в синодальном русском переводе (как более соответствующем еврейскому первоисточнику, чем текст церковнославянский). Бог не человек ( , иш), чтобы Ему лгать, и не сын человеческий ( , бэн-адам), чтобы Ему изменяться ( Числ.23:19 ). Что есть человек ( , энош), что Ты помнишь его, и сын человеческий ( ), что Ты посещаешь его ( Пс.8:5 )? Тем менее человек ( , энош), который есть червь, и сын человеческий ( ), который есть моль ( Иов 25:6 ). Блажен муж ( , энош), который делает это, и сын человеческий ( ), который крепко держится этого… ( Ис.56:2 ). Во всех приведенных случаях, как мы видим, в оригинале еврейской Библии используется выражение (бэн-адам), которое на русский язык переводится «сын человеческий» и имеет значение «человек», «имеющий природу человека», а не буквальное: «сын Адама». В параллель с указанными словами на первом месте поставлено синонимическое выражение мужчеловек, по-еврейски или . Это же выражение ( ), как обращение Бога к автору, используется несколько раз в Книге пророка Иеремии и многократно (десятки раз) – в Книге пророка Иезекииля.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Настоящий очерк предназначается для лиц, имеющих духовный сан или готовящихся к его принятию, и их жен. Им необходимо постоянно осознавать: 1) что священство — не должность, но сан, дарованный благодатию Божией; 2) что священником может быть лишь муж зрелый, «хорошо управляющий домом своим» (1 Тим 3:4); 3) что на семью священника пытаются пристально смотреть его прихожане, как бы он ни старался жить замкнуто. 1. Священник является священником не только в храме во время богослужения или при исполнении треб на приходе, но во все дни и часы своей жизни с момента хиротонии. Это налагает на него огромную ответственность за все слова и дела. Блажен, кто никогда или почти никогда не забывает о своем сане, — он стяжал страх Божий, память смертную и умиление. Полученное иерейство нельзя оставлять за вратами храма, как гражданскую или военную должность — за дверями предприятия, учреждения или за забором воинской части. Священник остается священником и в своей семье, в своем доме. Супруга должна видеть в нем не только своего мужа и отца своих детей, но и иерея. Плохо, когда в доме жена и дети не подходят к нему под благословение, считая, что для них он — не священник, как директор предприятия не является директором для своих домашних. Ощущать в муже и отце священника очень важно для построения семьи и домашней церкви у духовенства. 2. Священником, согласно апостольским указаниям, может быть муж зрелый, «хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией» (1 Тим 3:4–5). Семья священника должна быть примером христианской воцерковленной семьи. К ней присматриваются и прихожане храма, и соседи, и школа, где учатся дети. Священнику и его семье «надлежит также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание» (1 Тим 3:7). В послании к Титу (1:6) ап. Павел пишет, что в пресвитеры можно полагать лишь тех, «кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности». Да не хулится в мире христианская вера делами священника и его домашних! Ненормальность в брачных или семейных отношениях, согласно канонам Православной Церкви, может являться причиной извержения из духовного сана.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Обрати внимание на то, что радуясь о рождении чад и о многих стадах скота, возвращается из Харрана Иаков и таким образом приемлет, наконец, в любовь самого Исава. Так обратится по времени вслед за призванием язычников и Израиль, и подивится самому богатству во Христе; потому что легко возможно желающим и это самое видеть из совершившегося по истории. Послал Иаков Исаву подарки, обращая его к любви даже самым великолепием даров. Вместе с тем послал он и вестников, имевших передать ему слова мира. А что непременно будет и в непродолжительное время, то, что будет служить их обращению к любви, это по времени также сделает ясным Христос. Ибо Он говорил некогда иудеям устами пророка: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» ( Мал. 4:5, 6 ). Он, пришедши, обратит, как мне кажется, трудно управляемого Израиля, отвлечет его от давнего гнева и соделает его другом и человеком мирным в отношении ко Христу, едва не показывая на вид дары щедрости своей, т. е. надежду верующих» 506 . Закончим эту главу нравоучительными рассуждениями св. Амвросия Медиоланского , выставляющего Иакова как образец совершенной праведности. «Рассмотрим, говорит св. Амвросий, каковым должен быть праведный муж, если ему станут завидовать. Прежде всего следует уклониться от зависти, ибо лучше уйти без спора, чем оставаться с враждой. Во-вторых, следует владеть тем только, что можно унести с собой, чтобы обвиняемый ничем не мог быть удерживаем, при удалении и мог сказать: «посмотри, есть ли что-нибудь у меня твоего» (31:32). Искал Лаван и ничего не мог найти своего у Иакова. Велик муж и действительно блажен, который может из своего ничего не упустить, и чужого не иметь, т. е. иметь ни более, ни менее (чем должно). Итак, совершен тот, который ни в чем не нуждается, и справедлив тот, который не имеет ничего лишнего. Это и значит владеть мерой справедливости. Насколько (такой муж) добродетелен, если дружба с ним дает прибыль и не влечете за собой убытка? В том и заключается совершенство, чтобы ближним приносить как можно больше выгоды и не доставлять никакого убытка.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Притч. 14 :14. Дерзкий насытится от путей своих, а добрый муж от своих помыслов. Притч. 14 :15. Незлобивый верит всякому слову, а хитрый подозревает тайную мысль 74 . Притч. 14 :16. Мудрый боится и удаляется от зла, а неразумный, понадеявшись на себя, присоединяется к беззаконнику. Притч. 14 :17. Вспыльчивый поступает безразсудно, а муж блогоразумный многое переносит. Притч. 14 :18. Невежды получают в удел злобу, а блогоразумные овладеют знанием. Притч. 14 :19. Преклонятся злые пред добрыми и нечестивые послужат пред дверьми праведных. Притч. 14 :20. Бедных друзей возненавидят друзья, а у богатых много друзей. Притч. 14 :21. Кто безчестит бедных, тот грешит, а кто милосерд к бедным, тот блажен. Притч. 14 :22. Заблуждающиеся неправедники 75 делают зло, милость же и истину исполняют добрые. Не знают милости и верности делающие зло, а милостыни и верность — у делателей добрых. Притч. 14 :23. У всякого заботливого (человека) бывает избыток, а разгульный и беззаботный будет в нужде. Притч. 14 :24. Венец мудрых — богатство их, жизнь же неразумных зло. Притч. 14 :25. Спасет от зла душу свидетель верный, а коварный распространяет ложь. Притч. 14 :26. В страхе Господнем надежда твердая, и сынам своим он оставит утверждение мира 76 . Притч. 14 :27. Страх Господень — источник жизни, удаляющий от сети смертной. Притч. 14 :28. Во множестве народа — слава царя, а в оскудении народа бедствие правителю. Притч. 14 :29. У терпеливого человека много разума, а малодушный весьма неразумен. Притч. 14 :30. Кроткий муж — врач сердца, а чувствительное сердце — моль для костей. Притч. 14 :31. Клевещущий на бедного прогневляет Творца его, а чтущий Его милует нищого. Притч. 14 :32. За зло свое будет отвергнут нечестивый, а надеющийся на Господа 77 , за свое блогочестие, будет оправдан. Притч. 14 :33. В добром сердце человека почиет мудрость, а в сердце неразумных она не заметна. Притч. 14 :34. Правда возвышает народ, а грехи умаляют племена. Притч. 14 :35. Близок к царю слуга разумный, и своим добрым поведением он снимает (с себя) безчестие 78 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Услышав сие, тот немедленно, не сделав даже никаких распоряжений касательно своего имущества, последовал за этим мужем в гору. Когда же они пришли к реке и не нашли тут никакой лодки, Пафнутий велел ему идти через реку, которой никто никогда в этом месте не переходил по причине глубины ее. Они перешли так, что вода была им только по пояс. Тогда Пафнутий оставил его в одном месте, а сам, разлучившись с ним, молил Бога, чтобы ему быть лучше подобных людей. Немного времени спустя Пафнутий видел, что душу сего мужа взяли Ангелы, славя Бога и говоря: блажен, его же избрал ecu и приял; вселится во дворех твоих» ( Пс. 64:5 ). Святые же ответствовали им, восклицая: мир мног любящим закон твой ( Пс. 118:165 ). Тогда узнал Пафнутий, что муж сей скончался. Продолжая неусыпно молиться Богу и еще более подвизаясь в посте, Пафнутий опять молил Бога открыть ему, кому он подобен. И опять сказал глас Божий: «Ты подобен купцу, ищущему хороших жемчужин. Встань же и не медли: с тобою встретится муж, которому ты подобен». Он пошел и увидел одного купца александрийского 43 . Сей был муж благочестивый и христолюбивый, торговал на двадцать тысяч златниц, имея сто кораблей, и теперь возвращался из Верхней Фиваиды. Он все свое имущество и все прибытки от торговли раздавал бедным и монахам, и в этот раз, с сыновьями своими, нес Пафнутию десять мешков овощей. «Что это, любезный?» – сказал ему Пафнутий. Тот отвечал ему: «Это – плоды торговли, приносимые Богу для подкрепления праведных». – «Что же, – сказал ему Пафнутий, – и ты не примешь нашего?» Когда тот признался, что очень желает сего, Пафнутий сказал ему: «Доколе ты будешь заниматься земною торговлею и не примешься за небесную куплю? Предоставь это другим, а сам, пока время так благоприятно, последуй за Спасителем, к Которому немного после и придешь ты». Купец, нисколько не отлагая, приказал своим сыновьям разделить между бедными все, что у него оставалось, а сам отправился в гору, заключился в том месте, где до него подвизались двое, и постоянно молился Богу. Прошло немного времени, и он, оставив тело, сделался небожителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010