актах, – так в акте от 10 октября 1554 года, – в предъявлении панею Ириной Болбасовной закладной записи умершего своего мужа, господарского земянина, Прокопа Матфеевича Угриновского, на имение и крестьян в сёлах – Котчищах и Велавску, в числе подписавшихся под этою записью упоминается «князь Дмитрий Александрович Буремский» (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 33). Ещё о них упоминается в акте от 14 декабря 1560 года в вводе вижами князя Дмитрия Буремского во владение наследованными им от пана Михаила Свинюского сс. Новоселками, Корсовым, Сестрятиным, Змеинцами, Обзерами и Водрожином; при сем прилагаются опись, данная вижами владельцу, – оставшегося в этих сёлах имущества, а также жалоба кн. Буремского грабеже перечисленного имущества паней Свинюской, о сожжении ею дома и взимании с крестьян разных податей (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,035, стр. 4, п. 14). Ещё о них упоминается в акте от 3 февраля 1561 года в донесении вижа о вручении в его присутствии боярином пани Марины Гетовтовой князю Дмитрию Буремскому позва к королевскому суду по делу о неуплате ей последним долга (– – стр. 10, п. 45). Ещё о них упоминается в акте от 4 апреля 1561 года к донесении вижа о вручении земянином Феодором Хмарой-Моловским Луцк. войту Ивану Борзобогатому позва к корол. суду по жалобе на него князя Дмитрия Буремского и его жены о захвате с. Вечина (– – стр. 14 п. 3). Ещё о них упоминается акте от 15 июля 1561 года в донесении вижа о вручении слугой князя Дмитра Буремского пани Федоре Свинюской «отворного» листа Литов. канцлера Николаи Радивила, которым она призывается к суду по жалобе на неё Буремского о невыдаче ему, как наследнику, «зброи и стада» по смерти пана Михаила Свинюского; ответчица, получив копию листа, не возвратила самого листа (– – стр. 23 п. 16). Ещё о них упоминается в акте от 15 июля 1561 года в донесении вижа о вручении тем же князем Буремским земянам Петру и Тихну Хомякам позва к королевскому суду по делу о захвате ими по смерти сестры пани Жданы Войсецкой имущества её (– – стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Однако общее сознание прав чиншевика на землю было так велико, что введение свода не повлияло на чиншевой вопрос: не только признавались права уже бывших чиншевиков, но даже и после 1840 года продолжалась раздача земель на чиншевом праве. Вследствие этого в 1847 году было вменено в обязанность всем вольным людям, желающим оставаться на владельческих землях, заключить письменные договоры (на 6–12 лет) под угрозою выселения в противном случае, по требованию помещиков. Закон этот, однако, не привёл к желаемым результатам. Вольные люди, убеждённые в своём, веками освящённом, праве на землю отказывались заключать письменные договоры; помещики, из личных эгоистических целей, не настаивали также на заключении договоров, некоторые же воспользовались указанными законами для того, чтобы увеличить чинш. Крестьянская реформа обошла вольных людей, как лиц свободного сословия. Ненормальность же их поземельного быта, после освобождения крестьян, выразилась ещё более резко и вызывала неоднократные брожения среди этого сословия. 25 июля 1864 года изданы правила об устройстве вольных людей западных губерний, живущих на владельческих землях. По правилам этим, вольные люди разделялись на два разряда. К первому отнесены те, которые причислены в сословие вольных людей из бывших крепостных или временно обязанных после 20 ноября 1857 года; во второй разряд – все прочие вольные люди. Вольные люди I разряда, не пожелавшие причислиться в другое податное сословие, сравнены с крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, включены в состав крестьянских обществ, причём поземельное их устройство определено на тех же основаниях, как и крестьян, а вольные люди II разряда, хотя также записаны в крестьянское сословие, – но поземельное их устройство и отношения к владельцам определены на договорном начале (на 12 лет). Пользуясь тем, что законодательство как бы игнорировало совершенно установившиеся обычаем права чиншевиков, землевладельцы Юго-Западного края стали непомерно возвышать платимые чиншевиками повинности, отбирать землю и требовать выселения тех из них, которые не соглашались заключить краткосрочных договоров.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Тут мало-помалу образовалось поселение, которое от торговли лыком и получило название Олыки. Ещё и теперь на здешние ярмарки привозят сюда из полесья лыка в столь большом количестве, что загромождают им целые улицы. Этот товар нарасхват покупают крестьяне, приезжающие из местностей, скудных лесом. Олыка – под именем Олычи, Олыча или Олицы – впервые в нашей русской истории упоминается в 1149 году. Когда великий князь Киевский Изяслав Мстиславич (1146 г. – 1154 г.) был изгнан из Киева своим дядей Юрием Владимировичем, то за помощью он обратился к оскорблённому им старшему дяде Вячеславу. Но Вячеслав держал сторону Юрия, не веря ласкам, не боясь и угроз племянника, который нашёл себе союзников в Венгерском короле Гейзе Владиславе Чешском (Богемском) и Болеславе Польском (Ляшском). По зову Изяслава союзники эти явились с войском. Но узнав, что Юрий соединился с Вячеславом в Пересопнице и что мужественный Владимирко Галицкий идёт к нему на помощь, они не захотели битвы, остановились у Чемерина возле Олыки и советовали Изяславу помириться с дядей. Об этом в Ипатиевской летописи под 1149 годом так сказано: «…Приде же ко Изяславу весть, оже Дюрги (Юрий) пришел к брату своему Вячеславу, Изяслав же поведе Угром и Болеславу и брату его Индрихове (Генрику), и тако пойдоша полкы своими от Лучьска, и шедше сташа у Чемерина (ныне деревня в 2 вёрстах от Олыки) на Олыче» (в некоторых списках – «на Олыце» [«на Олице»] 402 . С этих пор до 15 века об Олыке нет упоминания в истории. В 15 веке Олыка является владением дворян Кишек. В конце 15 или начале 16 века от Кишек Олыка, вероятно, чрез брачные связи перешла к князьям Радзивиллам. Так как род князей Радзивиллов был одним из замечательнейших родов в западной Руси как по своему богатству, так и по влиянию, каким пользовались члены этого рода к древней Польше, то мы и остановим своё внимание на его происхождении и родословной. Князья Радзивиллы имеют Литовское происхождение. По словам польского писателя Несецкого (Herbasch, t. VIII, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Королевская армия, перед рассветом, стала в боевой порядок. Правым крылом командовал великий коронный гетман Потоцкий, левым – напольный гетман Калиновский, центром – Король. На правом фланге были воеводы: Познанский – Христофор Опалинский, Брацлавский Станислав Ланцкоронский, великий коронный маршалок Юрий Любомирский, Литовский подканцлер Лев Сапега, великий коронный хорунжий Александр Конецпольский, познанский подкоморий граф Владислав Лезневский, и двое Собеских. У гетмана Калиновского на левом крыле были: Краковский воевода Доминик Князь Заславский, воевода Брестский Ян Щавинский, воевода русский князь Иеремия-Михаил Вишневецкий с двумя другими Вишневецкими, воевода Подольский Станислав Потоцкий, Ян Замойский и генерал Денгоф. Центр составляли пехоты: Польская и немецкая, там вождями были: Яков Вейгер, Шафючь, Христофор Гувальд, Яков Денгоф, Сигизмунд Денгоф и полковник Майдель. Первую линию прикрывала артиллерия под начальством Сигизмунда Пржзиемского; придворным пятисотенным эскадроном командовал Казимир Тышкевич; 1,800 королевских телохранителей было у Фромольда Вольфея. Река и город с одной стороны, ретраншементы с другой – прикрывали стан. Его охранял гарнизон пахоты. Гусарские красные значки развевались на валу, на всём его протяжении. 30 Июня, с утра, был густой туман. Обе армии были задавлены мглою; в девять часов она рассеялась. Началась сшибка. Поляки хотели окружить Хмельницкого, но болота помешали им в этом. Король, между тем, велел уничтожить все мосты на реке, чтоб тем отнять у своих поляков средство к побегу. Всякий бой, всякое нападение без приказания, было воспрещено им под смертною казнию. Пржзиемский повёл артиллерию. Он медленно приближался к высотам. Козаки вытеснили пехоту из лесу и хотели ударить во фланг неприятелю. С правого крыла началась по ним пальба из орудий. Перестрелка продолжалась до полудня. Были мнения отложить битву до другого дня. Вишневецкий требовал немедленного выступления в бой. В два часа пополудни 12 отборных рот, под командою Вишневецкого и Потоцкого, быстро пошли на козаков. Хмельницкий принял их решительно. Настала сеча на целый час; пыль и дым сливались; слышны были крик людей, гром орудий, ржание коней. Поляков отбили. Вишневецкий подкрепил их: битва разгоралась; козаки были прогнаны в укрепления. Король, между тем, приблизился к высотам, занятым Крымцами. Крымцы налетали на короля и удалялись; они уж были атакованы и на высотах своих. Король везде присутствовал; четыре ядра мимо его пролетело; одно из них упало у его ног. Битва была шаткая, клонилась на обе стороны, когда Отвиновский, переводчик языков Татарского и Турецкого, завидел и указал на Ханское знамя. Огромность его и белизна служили верною целью, и первый выстрел наведённого туда орудия повалил одного из Ханских мурз.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Нисколько не размышляя, козаки немедленно отвечали пальбою из орудий и истребительными вылазками. Джелеля заменил Богун; козаки столь близко прокрадывались к стану польскому, что слышали лозунги и распоряжения; принуждали переменять и то и другое, и хватали панов в плен. 10 июля Богун отобрал лучших воинов, взял две пушки и пошёл против Брацлавского воеводы Станислава Лянцкоронского, чтобы отразить его от дорог, проложенных осаждёнными чрез болота. В таборе разнёсся слух, что Богун и старые козаки ушли и не возвратятся. Начался ропот: «Старцы нас покинули на жертву врагам; Хмельницкого с нами нет; татары разоряют Украину: они побрали наших жён и детей». Табор взволновался и все пустились в бегство. Дороги были тесны. Бегущие давили друг друга, тонули в болотах и зализнях. Старые козаки хотели остановить их и сами были увлечены толпою. Оставалось назади ещё 300 человек. Их окружили поляки; но они свирепо дрались. Они высыпали деньги в воду, туда же побросали все драгоценные вещи, рассеялись между поляками, вступили в рукопашный бой и погибли до единого. Последний из них вскочил в лодку; три часа защищался из лодки косою; ему предлагали пощаду; он отвечал: «я не боюсь смерти, и умру козаком». Шляхтич Цехановский взошёл в воду по горло и убил его. Поляки воспользовались в козацком стане громадною добычею. Они взяли 18 орудий больших и 22 меньших, множество знамён, ружей и пороху, знамя, присланное Гетману Яном Казимиром в Переяславль с Комиссарами, штандарт, подаренный козакам от Владислава, гетманский меч, дар Греческого Патриарха – Архиерейскую шапку, трикирии и другие регалии Коринфского Митрополита Иосифа, ларчик Хмельницкого с письмами от Бана Трансильванского, Султана Турецкого и Царя Московского, дорогие платья и меха, множество провизии и 30 тысяч рейх стайхсталеров. Митрополит Иосиф был ранен стрелою. 30 тысяч козаков погибло на поле битвы, в ласах и в болоте. Калиновский, кн. Иеремия Вишневецкий и Конецпольский с семью полками устремились за бегущими козаками и настигли их в ласах. Питаясь древесною корою, несчастные до того ослабели, что не могли продолжать пути. Не взяв никого из них в плен, поляки всех их перерезали и кроме того, 3 тысячный отряд разбили в теснинах при Дубне» 419 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Божовский, род. 7 января 1812 г., состоял псаломщиком с 1825 г. по 1846 г.; 4) Лаврентий Василевич Васькевич (с конца 1846 г. до начала 1847 г.); 5) Иван Феодорович Рудецкий, род. 22 сент. 1822 г., служил с первой половины 1847 г. до второй половины 1861 г.; 6) Владимир Павлов. Можаровский (с 13 февр. 1863 г. до первой половины 1887 г.) и 7) Евгений Антипович Силькевич, родился 21 января 1867 г., и, по окончании Волын. дух. Семинарии, с 17 июля 1887 г. состоит псаломщиком по настоящее время (1880 г). При Теслуговской церкви находятся след. старопечатны книги: 1) Ανθоλγον, или Цветослов, изд. Львовского Братства 24 мая 1651 г.; 2) Λειτουργκν, или Служебник, изд. при епископе Феодосии Лубиениецком Руднецком в Почаевской Лавре в 1733 г.; 3) Триодь постная, изд. при еп. Афанасии Шентицком в Почаевской Лавре в 1744 г., приобретена для церкви Теслуговской Меланией Хвастихою за 36 польских злотых; 4) Ευχоλγον, или Требник, изд. при Сильвестре Лубиениецком Руднецком в Почаеве в 1771 г.; 5) Λειτουργκν, или Служебник, изд. при Киприане Стецком в Почаеве в 1778 г., приобретён для Теслугов. церкви Петром Фусиком за 34 польских злотых 5 авг. 1787 г. Село Теслугов – под именем Тестухова Луцкого повета – упоминается в акте от 1545 года в описи Луцкого замка, в числе городень которого, упоминается «городня пани Михайловой Свинюской с Тестухова»; ниже в том же акте, в описании большого земского моста Луцкого упоминается «городня пани Михайловой Свинюской с Тестухова» (Памятники, т. 4, отд. 2, стр. 78:115) Ещё оно упоминается в акте от 1 ноября 1561 года – а) в заявлении пани Федоры Свинюской о получении ею от пана Марка Жоравницкого 1000 коп Литовских грошей и б) заявлении Жоравницкого о возврате ему Свинюской сёл: Блудова с присёлком Десятиной, Жабокриков и Теслугова с присёлками: Крупцом, Барятином, Доброводою и Песчанкой, находившихся во владении её мужа (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,035, стр. 31, п. 2). Ещё оно упоминается в акте от 23 мая 1597 года в жалобе священника Воздвиженской церкви в с.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Коронные сановники: великий маршал коронный, великий маршал Литовский, великий гетман коронный, великий гетман Литовский, канцлер коронный, канцлер Литовский, подканцлер коронный, подканцлер Литовский, великий подскарбий коронный, великий подскарбий Литовский, маршал надворный коронный, маршал надворный Литовский, напольный гетман коронный, напольный гетман Литовский, подскарбий коронный, подскарбий Литовский. Кастеляны старшие: Познанский, Сендомирский, Калишский, Войницкий, Гнезненский, Серадский, Ленчицкий, Самогитский, Брест-Куявский, Киевский, Иноврацлавский, Львовский, Волынский, Каменец-Подольский, Смоленский, Люблинский, Полоцкий, Бельский, Новогрудский, Илоцкий, Витебский, Черский, Подлясский, Равский, Брест-Литовский, Кульмский, Мстиславский, Эльбингский, Брацлавский, Данцигский, Минский, Лифландский и Черниговский. Кастеляны младшие: Мазовецкий, Сандецкий, Мендрожижецкий, Вислицкий, Бецкий, Рогозонский, Радомский, Завихотский, Лендский, Шремский, Зарновский, Малогосский, Рудский, Перемшльский, Галицкий, Саноцкий, Хельмский, Добржанский, Полянецкий, Пржеметский, Крживинский, Чеховский, Пакельский, Розпирский, Беховский, Быдговский, Бржезинский, Крушвицкий, Освяцимский, Каменецкий, Спицымирский, Иновлодский, Ковельский, Сантацкий, Сохачевский, Варшавский, Гостынский, Вишский, Рациянжский, Серпский, Вышеградский, Рынинский, Закроцимский, Цехановский, Ливский, Слонимский, Любачевский, Серадский, Ленчицкий, Куявский, Бусский, Луковский, Житомирский и Овруцкий. (Из «Росс. родословной книги», изд. кн. Петром Долгоруким, ч. 3, СПб. 1856, стр. 36:37). 407 «Staroytaa Polska» – М. Baliskiego, 1846 г., t. 2. cz. 2, стр. 860–862; срав. «м. Олыка Дуб. у.» Ап. Седульского в Волын. Еп. Ведом. за 1878 г., стр. 564–585. 408 Местечко Острожец упоминается в акте от 1545 года в описи Луцкого замка, в числе городень которого упоминается «городня князей Острожецких с Острожца»; ниже, в описании большого земского моста Луцкого, упоминается «городня князя Федора и княгини Юрьевой Острожецких с Острожца» (Памятники, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

462 Село Пиратин – под именем Ператина, как имение пани Александры с Чорторыйска Еловицкой, – упоминается в акте от 1 января 1607 года в арендном листе пани Александры Еловицкой Дубенским евреям Мошку Ицковичу и Айзику Юсковичу на имение Микитичи – с крестьянами, мельницами, ставами и корчмами; здесь, между прочим, сказано, что арендаторы «попови Каменицкому в каждый рок три маце жита, а Ператинскому две маце жита дават мают, кром часу спустов в тых (т. е. Понитовском, Туриковском и др.) ставех»; ниже, в том же акте, упоминается «Ператинский» став (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 342–344). 463 Есть ещё три села Миньковцы, из коих одно – Житом. у., другое – Заслав. у. Волын. губ., а третье – Сквирского уезда Киев. губ. при рч. Атаке к югу от Наволочи; кроме того, есть ещё местечко Миньковцы Ушицкого уезда при р. Ушице. 464 Священник Ник. Ив. Авдыкович, сообщивший мне эти сведения о своём приходе, пользовался, как я слышал, безграничною любовью и расположением своих прихожан и всех знавших его, как обладавший высокими, редкими ныне, нравственными качествами сердца. Он умер на 72 году своей жизни (родился 15 августа 1816 года). 465 Село Птича – под именем Птичого Кременецкого повета, как имение князя Василия Константиновича (вероятно, Острожского), – упоминается в акте от 1545 года в описи Кременецкого замка, где сказано, между прочим, что, в числе других, работами в замке занимались крестьяне «…с имений князя Василия Константиновича, пожалованных отцу его королём Александром и нынешним господарем нашим, с отчислением их от Кременца, каковы: Студенка, Птичое, Обгов, Белогородка, Костенец и Мокрое» (Памятники, т. 4, отд. 2, стр. 200). Ещё оно – под именем местечка Птичи – упоминается в акте от 10 мая 1713 года в жалобе дворянки Елены Клитынской на священника Онушковского Ивана Ходаковского и на сына его Василя о том, что Ходаковский написал свидетельство, – за поддельнною подписью Клитынской, – слуге Иваницкому, бежавшему от Клитынской, и потом, когда дело обнаружилось, отнял у ней это свидетельство насильно и уничтожил его; причём здесь замечено, что этот слуга, уворовав лошадь на ярмарке в Вишневце, приехал на ней в местечко Птичи и желал продать её священнику этого местечка, но был задержан подстаростою Птичским паном Левандовским, и препровождён к Клитынской (Архив, ч. 4, т. 1, стр. 373).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

В 1712 году слобода эта переименована архангельским Шадринским городом, с особым комендантом. В 1779 году вместо коменданта был назначен городничий. В 1781 году Шадринск назначен уездным городом Екатеринбургской провинции Пермского наместничества, причём название «архангельским» вышло из употребления. Находясь в самой южной части Пермской губернии, где почва отличается особенным хлебородием, Шадринск служил до проведения Сибирской железной дороги главным во всём уезде центром хлебной торговли, развитие которой много способствовало богатому благоустройству и украшению города. Но с проведением линии Западно-Сибирской ж.д. и с перенесением торговой жизни в другие пункты, более удобные для сбыта хлеба в центральные места России, торговое значение Шадринска пало. Крупные и богатые торговцы выехали из города в новые торговые центры, численность народонаселения значительно сократилась, оживление, свойственное торговому городу исчезло, так что в настоящее время Шадринск ничем не отличается от самых заурядных уездных городов, разве только весьма значительным числом кладовых для склада товаров и богатых больших каменных домов. Да и то, большая часть этих домов продаётся в настоящее время за бесценок вследствие переезда их хозяев в другие места, куда они перенесли свою торговую деятельность. Численность населения города Шадринска простирается по полицейским сведениям за десять тысяч, из которых постоянных жителей-домовладельцев считается по церковным документам православных обоего пола 6 821 ч., единоверцев 900 человек, также обоего пола, и раскольников: австрийского толка 57 человек, безпоповщинского и часовенного согласия 106 человек. Кроме православных есть в г. Шадринске христиане протестантского и р.-католического вероисповедания, а также лица и нехристианских исповеданий: магометанского и иудейского, но число как тех, так и других весьма незначительно, и притом очень неустойчиво вследствие того, что к числу первых относятся в большинстве случаев чиновники, часто остающиеся на службе в городе не на долгое время, а ко второй категории принадлежат мелкие торговцы, тоже нередко оставляющие город при первом неблагоприятном случае в общем ходе их коммерческих предприятий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ново-Песковское село находится на границе Шадринского уезда с Челябинским Оренбургской губ., по направлению на юго-восток от городов Екатеринбурга и Шадринска, в расстоянии 235 в. от первого и 35 в. от второго. Оно расположено около Песковского озера. Местность низменная, с неодинаковою почвою: чернозёмною, глинистою, и местами песчаною. Климат умеренный. Приход в с. Ново-Песковском открыт с 1862 года. От названия озера получило наименование Песковского и село, раскинутое на его берегах, прибавление же «Ново-» сделано в отличие от сходных наименований др. сёл. В состав прихода в настоящее время входят село и деревни Песчано-Заозёрная и Скоробогатова Челябинского уезда Оренбургской губернии. Жителей в приходе считается 1 025 д. м.п. и 1066 д. ж.п. Все они русского племени, по сословию крестьяне. Занятием их служит земледелие и перевозка товара со ст. Мишкино в Шадринск и обратно. Жители д. Скоробогатовой, кроме того, занимаются ещё портняжничеством и плотничеством. Существующий в приходе храм – каменный, однопрестольный. Построен иждивением прихожан в 1862 году, и освящён в честь Введения во храм Пр. Богородицы. При церкви находится деревянный амбар для хранения жертвуемого хлеба. Священник и псаломщик помещаются в общественных домах. В селе существует земская школа. Осиновское село от епархиального города находится на юго–восток в расстоянии 240 вёрст., а от уездного – на восток в 30 верстах. Расположено оно по Петропавловскому тракту на низкой равнине, орошаемой рекою Исетью с её многочисленными притоками. Положение прихода среди низменной равнины, богатой болотами, с вечно гниющею в них стоячею водою, является крайне неблагоприятным условием для здоровья жителей: лихорадка и тиф здесь – обычные явления. Почва в приходе по преимуществу чернозёмная, плодородная. Когда появились те поселения, что входят в настоящее время в состав Осиновского прихода, с точностью неизвестно. Основываясь на местном предании, можно предполагать, что нынешняя безлесная равнина лет сто тому назад была покрыта великолепным берёзовым и осиновым лесом, среди которого протекала богатая рыбой речка, получившая прозвание Осиновки, по всей вероятности, от обилия осин, росших в то время по её берегам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010