4 . Основания епархиального управления и суда суть: а) Священное Писание , б) догматы православной веры, в) каноны св. апостолов, св. Соборов и св. отец и г) действующие церковные законы и законы государственные, не противоречащие основам церковного строя. 5 . В каждой епархии в непосредственном ведении епархиального архиерея состоит епархиальный совет. 6 . В отношении управления епархия разделяется на благочиннические округа, которые находятся в ведении благочинных, действующих вместе с состоящими при них советами. 7 . Каждый благочиннический округ заключает в себе несколько приходов, существующих на основании Положения о приходе. 8 . Для утверждения и распространения православной веры и для борьбы с противными ей учениями учреждаются в епархии миссии, братства и общества, действующие на основании особых Уставов н Правил, под непосредственным руководством епархиального архиерея. 9 . Под непосредственным же руководством епархиального архиерея состоят существующие в епархии духовно-учебные заведения, церковные школы и иные епархиальные учебные заведения (училища пастырства, псаломщические, певческие школы, курсы и другие), действующие на основании своих Уставов н Положений. —128— 10 . В каждой епархии существует епархиальное попечительство о бедных духовного звания и учреждаются богадельни, приюты и другие благотворительные заведения, действующие на основании особых Уставов и Положений также под непосредственным руководством епархиального архиерея. 11 . Духовенству епархии предоставляется, под непосредственным руководством епархиального архиерея, учреждать эмеритальные, ссудные, похоронные и иные взаимо-вспомогательные организации на основании утверждаемых подлежащею церковной властью Уставов, Правил и Положений. 12 . В епархии должны быть устрояемы свечные заводы и иные церковно-хозяйственные учреждения. Примечание: право устраивать свечные заводы и иные церковно-хозяйственные учреждения принадлежит исключительно епархиальной власти. 13 . В каждой епархии действуют на основании особых уставов епархиальные церковно-археологические, церковно-исторические и церковно-певческие общества и существуют епархиальные древлехранилища.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Копии метрических книг хранятся с 1804 г., а исповедные ведомости с 1820–1871 и с 1884 по настоящее время. Земли, по проекту от 7 апр. 1847 г. и дополнительному к нему акту от 20 марта 1854 г., а также по дополнительному акту от 12 сентября 1886 г., значится удобной: усадеб. и огородной 2 дес. 2318 саженей, там же сенокосной 1 дес. 120 саж., пахотной в урочище «Старый-Бежев» 11 дес. 2,398 саж., сенокосной в уроч. «Хутор» 19 дес. 52 саж., сенок. в урочище «Калиновый куст» под дер. Федоровкой 1 дес. 1,177 саж., пахот. 456 саж., под кустарником 1,085 саж., пахот. в уроч. «Ваканс-Луги» 12 дес, 870 саж., пахотной в урочище под Стыртами 12 десятин 310 саж., сенокос. в уроч. Пастовень 4 дес. 1,740 саж., в селе Девочках под сторожовнею и огородом 738 саж., итого 66 дес. 1,664 саж., и неудобной: под погостом Бежев. церкви 748 саж., под озером 1005 саж, под болотом моховым 102 саж., под кустарниками кочковатыми и моховыми 3 дес. 2,301 саж., под канавами 1,392 саж., под болотом кочковатым 1 дес. 1,707 саж. и под погостом церкви с. Девочек 810 саж., итого 7 дес. 865 саж. – всего удобной и неудобной земли 74 дес. 120 саж. Причт: 1 свящ. – 300 руб., псаломщ. – 50 руб., поном. – 38 руб. и просф. – 16 р. Для священника дом и все хозпостройки, кроме одного старого хлева для скота новы и хороши; для псаломщика дом и хозпостройки тоже новы и хороши; для пономаря и просвирни построен в 1856 г. прихожанами дом с двумя кладовыми и стебником; и уже ветх. В 1877 г. пономарём Тарасием Пироговским построены на собств. счёт плетёный сарай и клуня. Одноклассное народное училище МНП открыто 15 октября 1885 г. Есть волостное правление и полицейский урядник. Имение помещика Юлия Мочульского. Деревни прихода: Кисилевка, Федоровка в 6 вёрстах, Малиновка в 7 вер., Головин в 1 вер., Слипчичи в 5 вёрстах. В деревне Головине – имение помещика М. Салисса, в деревне Слипчичах – имение помещика Владислава и Генриха Лешневских и там же, при р. Быстриевке, добывается особый вид гранита «лабрадор». Дворов – 284¼, прихожан – 2,230 д.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

58 Из бывших настоятелей известны – Соколовский, Кирилл Шумский и Михаил Евфимович Варваринский (с 1874 г.). 59 Известны следующие бывшие настоятели этой церкви: Лука Гилитович, Амвросий Плюховский, Захария Сольский (бивший смотритель Белостокского и Мелецкого духовных училищ) и Феодор Сольский. 61 Село Вересы, упоминается в древнем акте от 1609 года 5 июля по делу о конокрадстве, в коем обвиняется крестьянин этого села Грицко, по расспросу перед венным судом оказавшийся, однако же, невиновным в этом. В другом акте от 1611 года 24 февраля оно упоминается по делу об убийстве крестьянина этого села Гриця – Андреем Круданиским, слугою местного помещика Яна Гальчиновского. См. Архив юго-западной России, издаваемый временной комиссией для разбора древних актов, Высочайше учреждённою при Киевском, Подольском и Волынском генерал-губернаторе. Том 1, часть 6, стр. 360 и 361. 62 Название села, напечатанное курсивом – означает приписное село. Село это – под именем Газынка – упоминается в древнем акте от 1605 года 13 мая по поводу убийства крестьянина этого села старика Остапа Воробя, совершенного помещичьим сыном Филоном Вороничем. Архив юго-запад. России, ч. 6, т. 1, стр. 305. 63 Местечко это – под именем села Ловкова – упоминается в древнем акте от 1504 года, в инвентаре г. Житомира с исчислением приписанных к нему сёл и земель, а также крестьянских повинностей и даней, составленном ещё при короле польском и великом князе Литовском Александре и подтверждённом королём Станиславом Августом в 1788 году 22 апреля. По этому инвентарю, в селе Ловкове находились 10 данников, из которых каждый платил г. Житомиру по три колоды (это – особая мера жидких и сыпучих тел) и одному ведру мёду, и 18 «неданных» человек – пахарей, которые платали подымчину (т. е., с дыма, или со двора), и 5 ловчих, – т. е., охотников, которые не платили никакой дани, как ходившие на охоту для города. (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 2–3). Ещё – под именем села Ловка, – местечко это упоминается в акте от 1587 года 19 марта, в подписке, данной крестьянами этого села Войтько Санковичем и его пасынком Антоном Марковичем, подданными Богдана Ивановича Стрибыла, Богдану Щениевскому в том, что, в благодарность за освобождение последним Санковича от смертной казни, которой он подлежал за кражу у Щениевского жеребца, они обещают на будущее время не делать зла ни Щениевскому, ни его приятелям, ни крестьянам его, (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 158–159), Наконец, – под именем уже местечка, – Ловков упоминается в акте от 1750 года 22 августа по поводу ареста крестьянина Ивана Дрогожа, обвинённого и участии в нападении гайдамаков на м. Ловков. (Архив, ч. 3, т. 3 стр. 470). Можно, кажется, полагать, что самое местечко получило своё название Ловков от того, что в нём жили ловчие – коренные охотники, как это видно из упомянутого выше инвентаря г. Житомира.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Запад. Края России» в Вол. Еп. Вед. за 1878 г. 23, стр. 909–923; а также Стеф. Барановского – «Учение римской церкви об отпустах в позднейшее время и юбилейный в 1826 г. отпуст на Волыни» в Вол. Еп. Вед. за 1879 г. 1 и 2, стр. 23–36 и 57–78. 128 Село Выщыкусы упоминается в акте от 1585 года 15 октября, в донесении возного о вводе, данном им княгине Сусанне Острожской, жене Волынского воеводы, князя Януша Констан. Острожского, во владение имениями, подаренными ей её свёкром Киевским воеводою, князем Константином Констант. Острожским, а именно: в города Чуднов и Пяток и в 45 принадлежащих к Чуднову сёл, в числе коих упоминается и село Вищекусы (Архив, ч. 7, т. 1, стр. 249). 129 Село Большая Волица, – под именем с. Волицы Любартовской волости – упоминается в акте от 1601 года 7 декабря, в перечне местечек и сёл Луцкого повета, опустошённых и сожжённых татарами (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 291). 130 Село Голодьки – под именем с. Голтков – упоминается в акте от 1593 года 7 октября в инвентаре имений Тышкевичей-Логойских, причём отсюда видно, что что село было основано и впервые заселено шляхтичем Иваном Вороничем, слугою помещика Феодора Тышкевича (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 227). 131 Село Райки упоминается в акте от 1593 г. 7 октября в инвентаре имений Тышкевичей-Логойских, откуда видно, что это село впервые было заселено шляхтичем Яном Вороничем (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 227). 132 Село Карповцы упоминается в акте от 1714 года 9 мая в письме региментаря польского войска Ивана Галецкого к регенту Овручскому Левковскому, содержащее упрёки шляхтичам воеводства Киевского за то, что они распределили квартиры для войска в совершенно опустевшей Украйне, в том числе и в с. Карповцах и только меньшую часть его поместили в заселённом Полесье (Архив, ч. 3, т. 2, стр. 777). 133 Село Кириевка – под именем села Кириево, – упоминается в акте от 1585 года 15 октября в донесении возного о вводе, данном им княгине Сусанне Острожской, жене Волынского воеводы князя Януша Константиновича Острожского, во владение имениями, подаренными ей её свёкром Киевским воеводою, князем Константином Конст. Острожским, а именно: городами Чудновым и Пятком и 45 принадлежащими к Чуднову сёлами, в числе коих упоминается и село Кириево, а также село Авратин, под именем села Гаврятина (Архив, ч. 7, т. 1, стр. 249).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

64 Село это – под именем села Песок, села Песоцкого, или с. Песок – упоминается в древ. акте от 1587 года 1 августа – в жалобе от имени воеводы Берестейского Гавриила Горностая на воеводича Берестейского Фридриха Тышкевича в Житомирский господарский замок о том, что он, Тышкевич, собрав толпу своих слуг и крестьян, числом около 600 человек, вооружённых разным оружием, напал на имение Горностая, истоптал лошадьми и возами хлеб на поле, бил и увечил крестьян и некоторых из них даже казнил, причём особенно разграбил и опустошил село Писки, как входившее в состав имения – Горностая (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 175–188). 65 Село это, под именем Прязова, упоминается в древнем акте от 1595 года 7 октября в инвентаре имений, принадлежащих панам Евстафию, Юрию, Петру и Александру Тышкевичам-Логойским и находящихся в Житом. повете Киевского воеводства; с. Призово лежало на границе их имений (Архив, ч. 5 т. 1, стр. 231). Затем – под именем Презова – оно упоминается в акте от 1702 года 2 декабря, когда крестьяне этого села вместе с крестьянами мм. Лещина н Котельки, а также с казаками напали на лагерь польских войск под Бердичевом и разгромили его (Архив, ч. 3, т. 2, стр. 508). Наконец – под именем Пражова – оно упоминается в акте от 1748 г. 20 января в смертном приговоре крестьянина кузнеца Тимоша, виновного в разных кражах и сбывавшего краденные вещи, между прочим, в Пражове (Архив. ч. 6, т. 1, прилож. стр. 137). 66 Село это упоминается в древнем акте от 1701 года 22 февраля по поводу жалобы от имени дворянки Александры Гловинской, владетельницы сс. Шумска, Волицы, Дворца и Железницы, на дворян Мартына и Михаила Микульских Филона и Михаила Вороничей в том, что они, во время казацких смут, забрали пушки и мортиры из имений Гловинской, укрепили ими свой замок, в Сецгурах и отказались возвращать их Гловинской (Архив, т. 2, ч. 3, стр. 385). Ещё – это село упоминается в акте от 1736 года 3 июля, – в инвентаре м. Кодни и с. Сынгур с показанием количества повинностей, отбываемых крестьянами (Архив ч. 6, т. 2, стр. 63–64).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Ницы, которая в течение весеннего разлива бывает судоходною, и служит для сплава товаров с Ирбитской ярмарки в Западную Сибирь. От г. Ирбита с. Киргинское расположено на восток в 14 вер., и в 254 верст. от епархиального города. Основателем села Киргинского считают боярского сына Андрея Перхурова, и основание его относят к 1628 году. Оно было заселено выходцами из разных мест России, о чём свидетельствуют, между прочим, фамилии современных жителей прихода – Русиковы, Вяткины и т.п. Впрочем, черты лица некоторых из прихожан – узкие глаза и выдающиеся скулы, – с очевидностью доказывают их происхождение от монголов. Самое слово «Кирга» производят или от татарского слова «кир» (что значит поле, равнина), или от слова «киргиз». То и другое одинаково указывают на киргизов как на аборигенов этой местности. Это предположение подтверждают находящиеся в окрестности курганы и насыпи, в которых попадаются иногда серебряные монисты, разноцветные камешки с изображением лиц, птиц и зверей, обломки фарфоровой и стеклянной посуды, копья, черепки глиняной посуды и т.п., что до сих пор употребляется в домашнем быту этих кочевников. В настоящее время все прихожане Киргинского села русские, православные. Их числится 2 073 м. п. и 2 129 ж. п. Кроме села, в состав прихода входят деревни: Мысовская (в 2 в.), Лежневекая (в 7 в.), Вяткинская (в 7 в.), Мильковская (в 6 в.), Нижняя (в 4 в.), Пахомова (в 3 в.), Фомина (в 6 в.), Гунинская (в 10 в.), Азевская (в 11 в.) и Дубская (в 6 в.). Главным занятием прихожан служит земледелие, и отчасти скотоводство. Для некоторых большой заработок даёт Ирбитская ярмарка, во время которой многие из прихожан уходят в город, и нанимаются в услужение к приезжим купцам, или сами ведут мелкую торговлю. Академик Гмелин, проезжавший через Ирбит и Киргинскую слободу в январе 1735 г., в путевом дневнике своём упоминает, что за 50 лет до того времени и ранее, (значит, до 1684 года), Ирбитская ярмарка была в Киргинской слободе, но потом, по неудобству тут местности, перенесена в Ирбит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Город Ирбит и его церкви Г. Ирбит лежит под 57° 41» с.ш. и 63° 2» в.д. от Гринвича, при слиянии р.р. Ирбити и Ницы, с правой стороны, возвышаясь над уровнем моря на 66,8 метра. От епархиального города Ирбит находится в 240 в. на восток. Местность, занимаемая Ирбитом, заметно разделяется на две различных части: на низменную – болотистую, идущую на сев.-восток, и возвышенную холмистую, идущую на юго-запад. Почва чернозёмная, с глинистой подпочвой. Климатические условия не могут быть названы благоприятными, так как зимою здесь свирепствует холод, а летом бывает палящий жар. Болотистая местность способствует образованию сырости в воздухе и сырости в жилых помещениях. И если к этому прибавить недостаток в воде, годной к употреблению (р. Ирбить сильно загрязнена, а р. Ница имеет мутную илистую воду), то условия жизни в г. Ирбите нужно признать неблагоприятными для здоровья, и население города, по исследованию и заключению доктора П.И. Серебреникова, вымерло бы, если бы не пополнялось пришлым элементом. Колонизация Ирбитского края началась в первой половине XVII в. Почти одновременно были основаны следующие слободы: Невьянская, Рудная, Ницинская, Ирбитская, Киргинская, Верх-Ницинская, Чубаровская, Краснослободская (острог) и др. Все они находились и находятся недалеко одна от другой. Открытие в 1628 г. железной руды около нынешней деревни Рудной, плодородие почвы, при существовании сплавной реки Ницы, богатство лесами и пушниной и открытие в то время соликамцем Артемием Софоновым Вавиловым новой дороги через эти края в Сибирь способствовали быстрому заселению этого края. Основание Ирбитской слободы относят к 1631–1632 г. В исторических актах, изданных Археографическою Комиссиею, о времени образования г. Ирбита имеются следующие данные: осенью 1645 г., когда было приступлено к размежеванию границ между Верхотурским и Туринским уездами, вследствие претензии Туринских крестьян и ясачных татар на земли слобод Невьянской и Ирбитской, старожилы указанных слобод между прочим показали: «они поселены с Верхотурья в Невьянской волости, и переведены из Казани, и тому 24 года, а в Ницинской слободе 19 годов, а в Ирбитской слободе 14 годов». В регулярную слободу Ирбитская слобода обращена в 1633 году, и тогда же на неё возложено было обязательство платить в казну оброк натурой – 180 четвертей ржи и 225 четв. овса, и на дощаниках по р. Нице сплавлять то и другое в Сибирь для продовольствия служилых (военных) людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В окрестности много озёр. Почва здесь преимущественно глинистая. Климат в общем здоровый. Исключение в этом отношении составляют д.д. Вялкова и Лыжина, расположенные в низких болотистых местах. Излишнее обилие влаги вредно отзывается на здоровье жителей, так что население в первой из них уже в течение нескольких лет не увеличивается, а во второй – прибывает очень медленно. Село в старину называлось Верх-Ницинской Слободой, название получило от р. Ницы, причём Верхней стало называться в отличие от других слобод, построенных ниже по течению той же реки. Название же «Яланская», или «Ялань» происходит, согласно преданию, от имени татарского князя Ялана, который будто бы в старые времена жил здесь со своей ордой. Некоторым подтверждением этого предания являются инородческие названия окрестных местностей, напр., озера Байгашино, Еванчино и т.п. Гораздо естественнее название Яланское может быть объяснено местоположением села, так как слово «ялань» употребляется местными жителями, равно как и в соседней Тобольской губернии, именно в смысле чистого, открытого, безлесного места. Верх-Ницинская Слобода была построена в 1627 г. Тюменским боярским сыном Ильёю Бакшеевым, и до 1800 г. входила в состав Тобольской епархии, причём с 1750 г. по 1782 г. находилась под непосредственным ведением Краснослободского Духовного Правления, а с 1782 г. перешло в ведение Ирбитского Духовного Правления. В 1800 – е года она была перечислена к Пермской епархии, а в 1885 г. – к Екатеринбургской. Кроме села, в состав прихода входит 8 деревень: Яровская (в 5 : вер. от села), Лукина (в 8 в.), Лыжина (в 4 в.), Игнатьева (в 5 в.), Вялкова (в 8 в.), Макушина (в 9 в.), Власова (в 10 в.) и Кукарская (в 11 в.). Численность населения в приходе простирается в настоящее время до 2 041 д. м.п. и 2 290 ж. п. Жители прихода – исстари государственные крестьяне, русские, исключительно православного вероисповедания. Главное занятие прихожан – земледелие. Весьма существенным подспорьем служит кирпичное производство, чему способствует свойство местной почвы, дающей хорошую глину.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впервые о Дубне как о городе упоминается в истории под 1100 годом по следующему поводу. Давид Игоревич, князь Владимирский, ослепил Василька, князя Теребовльского Тогда русские князья, во главе с великим князем Киевским Святополком-Михаилом, съехались в 1100 году в Вятичеве и здесь, на этом съезде, за это неслыханное дотоле злодеяние лишили Давида Владимирского княжества, а в замен его дали ему несколько городов из этого княжества (Бужск, и Острог), а также два города – Дубно и Черторыйск, принадлежащие вел. князю Киевскому. Об этом в Несторовой летописи (по Ипатиев. списку) так сказано: «В лето 6608 (1100)… братья створиша мир межи собою, Святополк, Володимер (мономах), Давыд (Святославич) Олег (Святославич), в Уветичых (у Татищева: на Вятичеве,=вероятно, в городе Вятичеве, на Днепре, ниже Триполя)… И сдумавше послаша к Давыду (Игоревичу) мужи свое, Святополк Путяту, Володимер Орогостя и Ратибора, Давыд и Олег Торчина; послания же придоша к Давыдови и рекаша ему: «се ти молвят братья: не хочем ти дати стола Володимерскаго, зане ввергл еси ножь в ны, егоже не было в Русскей земли; да се мы тебе не имем, ни иного ти зла не створим, но се ти даем, шед сяди в Бужьскемь, в Острозе (в некоторых списках – ошибочно: «в Остроме»); а Дубен и Чергорыеск, то ти дает Святополк, а се ти дает Володимер 200 гривен, а Давыд и Олег 200 гривен»; Давид смирился, и Святополк через некоторое время уступил ему Дорогобуж Волынский, а город Владимир отдал сыну своему Ярославу 317 . Затем ещё о том же в летописи Густынской читаем: «В лето 6607 (ошибочно вм. 6608=1100 г.) Святополк пойде на Давыда Игоревича до Володымера, Давыд же бежа в Ляхи... По сих всех собрашася князи в любов, Святополк, Володымер, Олег и Давыд Святославичи, призваша же и Давыда Игоровича и наказавше его, сотвориша с ним мир и даша ему в державу Бужско, Чорториск, Острог, Дубно; еще же даде ему Володымер двесте гривен, а Святославичи двесте гривен 318 . Конечно, таким своим уделом Давид Игоревич не был доволен и потому возбуждал между князьями распри, которые порождали междоусобия. Вскоре удел этот был отнят у него и дан ему один только г. Дорогобуж (ныне село в Острож. у.), где Давид и умер в 1112 году. Его область наследовал зять Мстислава Новгородского Ярослав Святополкович, известный своею двукратною победою над Ятвягами…

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

С другой стороны, на поле битвы пехота Хмельницкого уже смешала Немецкую, и загнала её в середину Польской армии, когда увидели, что вся Татарская армия пошевелилась, оставила высоты, снялась с места, и открыла наш левый фланг; немедленно Поляки окружили и смешали пахоту козацкую; Гетман поскакал туда на помощь с конницею, но уже было поздно: уже невозможно было туда пробиться. Поворотив назад, Гетман кинулся вслед за Татарами, чтобы остановить их; наша конница увидела, что он скачет к Татарской армии, понеслась по его следам; пехоту со всех сторон окружили неприятели; она решилась прорваться к болотам и там найти гибель. Немцы и поляки требовали от неё сдачи. Она отвечала, что ей нужна свобода или смерть, сомкнулась, вступила в рукопашный бой, пробилась в лозы и укрепилась в них. Поляки, считая погибель её неизбежною, оставили её выбивать из кочек и трясин, а сами, разделясь, кинулись – одни на наши обозы, и захватили весь вагенбург с подъездками, подъёмными лошадьми и артиллериею; другие пустились в погоню за Татарами, и забрали у них конскую сбрую, сабли, повозки, Ханский шатёр, знамя и барабан его, серебряный вызолоченный; Татары набегу начали рубить головы пленникам; часть из них была освобождена. Так изменою Хана была вырвана победа из рук Хмельницкого, который начал уже было одолевать князя Вишневецкого. Между тем, как поляки торжествовали победу и праздновали её козацкими запасами, козацкая пехота, сидевшая в лозах, не знала своей участи и почти решилась на гибель: с одной стороны было у них болото, вовсе непроходимое, с других сторон массы поляков, сквозь которых невозможно было пробиться. Составили совет и гениальная мысль родилась у старых воинов: они дождались ночи, разложили пики свои по болоту, на шесть вершков одна от другой, концами ровно; потом легли и покатились по ним: так, с боку на бок переворачиваясь, перекатились на твёрдую землю; последние переволокли пики за собою, и не отдыхая нимало, пошли искать Гетмана с конницею. Она пасла лошадей, и горевала о гибели товарищей. Можно судить, как все наши были обрадованы неожиданною встречею! Здесь вместо обеда, которого никто не имел с собою, пехота утолила голод стеблями травы котрана и холодника, что зовут у нас в Малороссии «опуцки и козельцы».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010