Фабрика в селении существовала до 1858 г., когда была закрыта за ненадобностью. До освобождения крестьян жители селения, носившего название Горнощитского Мраморного завода, состояли в ведении Екатеринбургской гранильной фабрики. В настоящее время селение именуется просто Мраморским заводом или селом. Жители занимаются, как и прежде, исключительно добычею и обработкой мрамора. Вблизи селения добывается мрамор серый и крупнозернистый белый, идущий преимущественно на памятники и архитектурные постройки. Более твёрдый и мелкозернистый белый и голубой мрамор добывается около Полевского завода, и употребляется на выделку туалетных вещей и мебели. Более мелкие вещи – вазы, коробки, письменные принадлежности и т.п., выделываются ещё из серпентина, змеевика, яшм разного цвета и селенита. Обработка мрамора производится довольно примитивным способом, всё время вручную, в грязных, тесных и тёмных помещениях, зимою освещаемых керосиновыми лампами без стёкол, летом на открытом воздухе. Негигиеничность обстановки рабочих помещений и масса каменной пыли имеют следствием развитие чахотки среди рабочих. В селении стариков мало. Работают не одни мужчины, но женщины и подростки. Последние пилят и «шуруют» – полируют мрамор. В 3–х в. от селения по направлению к Екатеринбургу, вблизи теперешних каменоломен, устроены извёсткообжигательные печи. Ложбины вокруг селения изрыты глубокими канавами и ямами. Здесь с 1826 г. добывалось рассыпное золото настолько богатое, что в версте от села жителями Берёзовского, Пышминского и Уктусского заводов основалось новое селение на берегу речки Болотовки, существующее и до сих пор под именем деревни Горнощитский прииск. Добыча золота происходит и в настоящее время. Склоны гор также изрыты шурфами – круглыми ямами глубиною до 4 саженей. Это следы разведок на золото, или же, добыча железной руды – рухляка. В 5 в. к западу, на правом берегу р. Чусовой, находится деревня Роскуиха. До 1774 г. она была основана пришлыми бродягами на левом берегу Чусовой у речки Роскуихи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ныне приход состоит из завода Невьянского и деревни Федьковки. Жители дер. Федьковки поселились здесь ещё до постройки Невьянского завода, т. е., до 1698 года. Жители же завода частью были посланы правительством, частью добровольно пришли из Московской, Тульской, Нижегородской и Олонецкой губерний для работ на заводе, особенно по передаче завода в 1702 году из ведения казны в руки частного владельца Демидова. Эти переселенцы, между которыми немало было беглых, особенно раскольников, владельцем завода были приписываемы и прикрепляемы к заводу. Из них многие искали освобождения от крепостной зависимости. Вследствие просьб их, в царствование Императрицы Анны Иоанновны, в 1734 году, они были признаны независимыми от завода. Из этих–то освободившихся от крепостной зависимости и образовались сословия Государственных крестьян и мещан. От них же произошли некоторые купцы, каковы, напр., Харитоновы, прадед которых перешёл в Екатеринбург из Невьянского завода. До 1703 года раскольников в заводе не было. По передаче завода в 1702 году Н. Демидову, с правом принимать в рабочие на завод всякого звания людей, без разбора их прежней жизни и причин удаления их из внутренней России на Урал, между пришельцами в завод в 1703 году явилось много и раскольников, большею частью, безбилетных. Из раскольников более предприимчивые и даровитые мало-помалу сумели забрать в свои руки наиболее важные заводские должности, и тем поставили раскол по отношению к православию в господствующее положение. Удалённость Невьянского завода от Тобольска, где в прошлом столетии сосредоточивалось Епархиальное Управление и, до открытия Пермской губернии, Управление Наместническое, обширность этих Управлений, трудность путей сообщения, безграничное самовластие местного заводского начальства, малообразованность духовенства, его зависимость от владельцев завода и скудость материальных средств, – имели следствием то, что раскол в Невьянске не знал никаких ограничений, и укреплялся под влиянием этих обстоятельств всё более и более.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первыми поселенцами нынешнего Висимо-Уткинского завода были разные пришлые люди, бежавшие сюда из внутренней России для избежания кары закона за преступления и, главным образом, раскольники-старообрядцы, искавшие для жительства своего глухих и безопасных мест. Первым селением здесь была деревня Ближние Галашки. находящаяся в одной версте от завода. Неудивительно, что раскол здесь и до настоящего времени коренится весьма крепко, хотя все жители деревни, за немногим исключением, состоят с давних пор прихожанами Висимо-Шайтанской единоверческой церкви. Многие из обывателей деревни крещены и венчаны в приходской единоверческой церкви, но с течением времени снова уклонились в раскол по причине слабого, за дальностью расстояния, пастырского надзора со стороны приходских единоверческих священников. Православных же в деревне (Ближние Галашки) всего несколько семей (2), но и они не старожилы деревни, а переселившиеся сюда за последнее время из Висимо-Уткинского завода. В самом заводе первоначальными жителями были также раскольники-старообрядцы. Православные же русские люди являются здесь уже с основания завода (в 1740 г.), и в особенности с того времени, когда он был окончен постройкой и пущен в действие – в 1771 году. Для заводских работ потребовалось много людей, а потому заводовладельцами, помещиками Демидовыми, переселено было сюда много крепостных крестьян из внутренней России – из Арзамасского и Нижегородского уездов Нижегородской губернии и из губерний Черниговской и Полтавской. По настоящее время одна улица в заводе, вблизи церкви, называется Арзамасской. До 1866 года Висимо-Уткинский приход состоял из следующих селений: самого завода и деревень Ближних Галашек, Усть-Уткинской Пристани и Кашкинской Пристани. Жители этих деревень чисто русские. Кашкинская Пристань населена обывателями Алапаевского и Ирбитского заводов, а также выселенцами из Ильинской казённой пристани. В 1866 году к Висимо-Уткинскому приходу были приписаны деревни, лежащие на правом берегу реки Чусовой: Межевая Утка, Харенки и Еква.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

История горного дела в Нижне-Тагильском заводе начинается с 1696 года. Начало горнозаводской жизни дала гора Высокая, у подножия которой раскинулся нынешний Нижне-Тагильский завод. В июне 1696 года указом из Сибирского приказа (в Москве) повелено было Верхотурскому воеводе осмотреть, в которых местах камень магнит и добрая железная руда, наломать магниту и руды по пуду, и прислать в Москву. Приказу, таким образом, известно уже было тогда о нахождении этих руд в Верхотурском уезде. В январе 1697 года воевода донёс, что камень магнит находится в горе над рекою Тагилом, и что, кроме того, есть железная руда в нескольких местах по берегам р. Нейвы, и вместе с тем прислал руды со всех этих мест. Образцы магнитного железняка посланы были в Ригу и в Амстердам; получены ответы, что он весьма хорошего качества, и что его можно плавить с выгодой. Учёный Амстердамский бургомистр Витсен писал кроме того, что лучше того железа добротою и мягкостью быть невозможно. Железные же руды с реки Нейвы переданы были, для испытания же, тульскому железному заводчику из ружейных мастеров, Никите Демидовичу Антуфьеву, который, приготовив из тех руд железо, и сделав из него несколько ружей, замков и копий, нашёл, что оно не хуже свейского (шведского), а к оружейному делу даже и лучше. В 1702 г. 1 февраля Никита Антуфьев вместе с сыном Акинфием приехал в Москву, и здесь бил челом Великому Государю об отпуске его в Сибирь, на Верхотурские железные заводы, так как в Туле и за угольем, и в железных плавках, и во всяких припасах чинится остановка. В том же 1702 г., 4 марта, по именному Высочайшему указу, Верхотурские заводы на Нейве с магнитною рудою горы Высокой велено было отдать во владение Никите Демидову (как стал он называться с этого времени, а не Антуфьеву), с обязательством ставить с тех заводов в Государеву казну на всякие обиходы воинские припасы, пушки, мортиры, бомбы, гранаты и проч., уплатить казне за устройство заводов железом в течение 5 лет, и с правом покупать для заводов крепостных людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лайский железоделательный завод , расположен на реке Лае, впадающей с левой стороны в реку Тагил (приток Туры), от Екатеринбурга в 154 верстах к с.-з., от ближайшей станции «Лая» Пермь-Тюменской железной дороги – в 3 верстах. Находясь на восточном склони Уральского хребта, в средней его части, Лайский завод почти совсем закрыт горным хребтом и его отрогами от южных и юго–западных тёплых ветров, и напротив, открыт для северных и северо–восточных холодных ветров. Восточные же и юго–восточные ветры дуют в местности редко, и тепла приносят весьма мало. Лета бывают здесь только тёплые, но не жаркие; ночи же и летом всегда прохладны. Притом лето бывает здесь непродолжительно, начинается обыкновенно в середине мая, и в половине августа оканчивается. С конца, или даже с половины августа, начинаются уже утренники. Зимы бывают продолжительны – с половины, или даже с начала октября, и до конца марта и далее. Морозы достигают 30 градусов. Но при своей суровости, климат местности, благодаря хвойным лесам (сосна, пихта, ель, лиственница и др.), во множестве покрывающим окрестности, весьма здоровый. Особенно летом воздух здесь бывает чист и приятен. Только вода, получаемая из заводского пруда, не отличается гигиеническими свойствами, в особенности в конце зимы, когда, вследствие большой траты её на заводские действия, пруд мелеет, и вода загрязняется разного рода отбросами и нечистотами. В это время вода для питья в сыром виде бывает опасна, и нередко служит причиною заболеваний брюшным тифом и другими болезнями. Почва – глинистая, и отчасти песчаная, для хлебопашества требует удобрения, но урожаи на удобрённой почве бывают хорошие, ниже среднего не бывают. Однако, площадь посевов весьма ограничена по той причине, что вся земля в окрестности покрыта лесом, и притом находится в посессионном владении заводовладельцев Демидовых. Лайский завод основан был владельцами Демидовыми в первой половине XVIII столетия. Первыми поселенцами его были старообрядцы безпоповщинского толка, бежавшие в глухие уральские места со времени гражданских и церковных реформ Петра Великого, и находившие у помещиков Демидовых радушный и безопасный приют. Беглецы были главным образом с реки Керженца Нижегородской губернии, отсюда и местное название раскольников – «киржак» или «кержак». Но так как этих вольных поселенцев недостаточно было для заводских работ, то помещик Демидов в первой половине истекшего (XIX) столетия переселил сюда крепостных людей, купленных у графа Разумовского, из Черниговской губернии. Для черниговских переселенцев построены были помещиком общие избы, вдали от более ранних насельников места – старообрядцев. Способные из новых поселенцев были приучены к заводской работе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Семинар " Кино как синтез искусств " прошел в Московском благочинии марта 2016 В Чесменском дворце в рамках Года кино в России 23 марта состоялся районный культурологический семинар " Кино как синтез искусств " . Организаторами семинара выступили Информационно-методический центр Московского района и Московский благочиннический округ .  В своем слове к участникам семинара директор ЦДКиО Московского округа иерей Герман Каптен подчеркнул особую роль киноискусства в формировании современной культуры. В работе семинара приняли участие 43 человека. Целью семинара было обобщение и распространение позитивного педагогического опыта использования воспитательного потенциала киноискусства на уроках ОРКСЭ, изобразительного искусства, мировой художественной культуры, музыки, истории и культуры Санкт-Петербурга и во внеурочной деятельности. Педагоги Московского района имели уникальную возможность познакомиться с различными способами и методами использования и создания учебных, игровых, мультипликационных фильмов с образовательными и воспитательными целями. Перед ними выступили профессиональные сотрудники киностудий, рассказав о работе художников, музыкантов и других участников съемочного процесса. Так, член Союза кинематографистов России, художник-постановщик Людмила Веселова рассказала о роли художника в кино, а ведущий специалист, редактор Санкт-Петербургского филиала Госфильмофонда России по фильмофонду киностудии " Леннаучфильм " Юрий Серов темой своего выступления сделал просветительскую функцию кино. Сами педагоги в своих выступлениях делились опытом использования кинематографического материала в учебном процессе. Например, учитель начальных классов школы 484 Елена Плотникова рассказала об использовании кинематографического материала на уроках ОРКСЭ, а учитель русского языка и литературы школа 508 кандидат филологических наук Елена Воскобоева - о том, как извлечь пользу для учеников из экранизации литературных произведений. А учитель музыки из лицея 373 Елена Ерюшина посвятила свое выступление патриотическому воспитанию учащихся на основе изучения отечественной киномузыки ХХ века.  ИА " Вода живая " , 23.03.16 Поделиться 26 апреля 2024 24 апреля 2024 18 апреля 2024 17 апреля 2024 16 апреля 2024 15 апреля 2024 11 апреля 2024 11 апреля 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024 25 апреля 2024 24 апреля 2024 24 апреля 2024 22 апреля 2024 21 апреля 2024 21 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Катайское село расположено на левом берегу р. Исети при устье небольшой речки Катайки, и отстоит от Екатеринбурга в 138 в. к юго-востоку, от Камышлова в 75 в. В 45 в. от Катайского находится ст. железной дороги «Островская». Первое русское поселение на месте с. Катайского заведено около 1655 г. Раньше здесь жили и свободно владели землями татары, потомки тех, которые были покорены Ермаком, башкиры, прикочевавшие из–за Урала, и платившие калым тоболякам и тюменцам, и другие инородцы. В половине XVII столетия эти инородцы ещё не теряли надежды на восстановление своей самостоятельности, и своё недовольство русскими нередко выражали набегами на русские поселения, опустошениями и настоящими бунтами. Поэтому с. Катайское возникло первоначально в виде острога, предназначенного для защиты и охраны окрестного населения от набегов инородцев. Заводил и строил Катайский острог приказчик этого острога, Верхотурский боярский сын Панкратий Перхуров, при бытии в Верхотурье воеводы Льва Измайлова (1652–1655) и Ивана Хитрова (1656–1658). Так говорили в 1695 г. Катайские старожилы Тобольскому дворянину Полозову, посланному в слободы, смежные с башкирскими землями, для разбора поземельных споров. Возможно, что первые поселенцы из русских жили на месте Катайского и ранее 1655 г., а самый острог основан году в 1650-м, так как уже в 1657 г. в нём прибрано на денежный оброк пять семей русских людей, да 36 семей татар и черемис. В 1659–1660 г. острог с башнями и воротами был окончательно отстроен. Этот первый острог вскоре же был сожжён башкирами. Другой, построенный на месте его, сгорел от неизвестной причины. В 1695 г. острог был уже третий. Во второй половине XVII стол. наступили благоприятные условия для развития русской оседлости в крае. В 1695 г. в Катайском остроге числилось 58 дворов беломестных казаков и 269 дворов крестьянских. Они занимали значительное количество земли пахотной, залежной, под покосы и выгоны. В Катайском тогда было 5 мельниц на р. Катайке и 4 кузницы. В XVIII стол.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Г. Новоград-Волынск лежит при впадении рч. Смолки в р. Случь. Древнее название этого города – Возвягль, Взвягль, Звяголь и Звеголь (в древних актах). Простой парод и до сих пор называет его Звягель 146 . Под именем Звягеля он упоминается в летописях под 1257 годом и издревле принадлежал к Владимирскому княжеству. В этом именно году Галицко-Волынский князь (король) Даниил Романович, очищая свою землю от татар и выгоняя их из пределов её, сжёг город Взвягль, а жителей его разделил между братом своим Василько Романовичем и своими сыновьями за то, что они сначала было поддались Даниилу и приняли тивуна (судью) от его сына Шварна, но потом – не дали ему тивунить и заперли свои ворота пред Галицким королём. Любопытно, что в эту смутную эпоху нашлись русские города, предпочитавшие непосредственную зависимость от татар господству русского князя. Вероятно татары, кочевавшие неподалёку от тех мест, обложив некоторые Волынские города известною данью и пощадив их от новых разорений за их покорность, на первое время не вмешивались в их внутренние дела, т. е. предоставляли им самоуправление; а жители их или боялись навлечь на себя новые татарские погромы, подчинившись возмутившемуся против татар Государю (Даниилу), или же легкомысленно считали возможным процветание под непосредственною татарскою зависимостью, при отсутствии княжеских тиунов и других нелюбимых чиновников древней Руси 147 . В начале 16 столетия г. Звягель имел особых Звягельских князей. Потом город этот, сохраняя название Звягеля, был поместьем графини Зубовой, урождённой Любомирской. В 1795 году, после присоединения Волыни к России, город этот с достаточным пространством выгодной земли был приобретён в казну за 333,570 рублей и переименован в Новоград-Волынск, причём предполагалось сделать его губернским городом и поместить в нём губернские присутственные места. Но это предположение осталось не исполненным по причине больших денежных сумм, нужных для построения всех присутственных мест, между тем как в Житомире для этой цели находилось старое по-монастырское иезуитское здание, где и поместились эти места. В 1804 году губернским городом был объявлен Житомир, а Новоград-Волынск остался уездным 148 . У города – всей земли 6,633 десятины 942 сажени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Село Черница – под именем Щерницы (ошибочно) – упоминается в акте от 1585 года марта в жалобе Звягольского наместника Василия Богдановича Ильинского и войта Корецкого Томила Манцевича на Берестейского воеводича Фридриха Тышкевича о том, что он переманивает к себе из имения Пулин крестьян на условиях 20-летней льготы от повинности, причём Черница упоминается, как владение Звягельского князя, воеводы Киевского Константина Констант. Острожского, входившее в состав Пулинского околотка и находившееся под управлением атамана Пулинского – Супруна; подданные князя: Гриц, Евхим, Роман и др. (подданные (з) Щерницы) «с быдлом, овцами и козами» были переманены Тышкевичем в свои имения (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 147). Затем – под именем местечка Черници – оно упоминается в акте от 1650 года 7 января в жалобе Щасного Вонсовского – уполномоченного жены Виленского воеводы и гетмана вел. княжества Литовского Анны-Алоизии Ходкевич, на арендного владельца м. Вильска, пана Александра Цеклинского и на слугу его Яна Белецкого о том, что он, Белецкий, будучи казацким писарем и имея знакомство с войтом м. Черницы Иваном Водянюком, уговорил при посредстве этого войта, около 120 крестьян из местечка Черници, села Бровник, с. Старыков, села Немилной, с. Филипович, с. Лунчиц и из др. сёл Звягельской волости – уйти в арендуемое Циклинским имение, и действительно: ночью 29 декабря 1649 года вывел их из этих сёл со всем их имуществом, привёл их в м. Вильск и здесь – совершенно ограбил их, «коней, возы, скрине и всю субстанцию и маетность их... побрав и пошарпав». При этом у войта Ивана Водянюка он отнял 16,000 злотых польских – чиншевых, собранных им с крестьян Звягельской волости для помещика, и 2,000 злотых – его собственных; кроме того у того же войта он отобрал «шабель добрых три, палаш, луков два, пистолетов пару, суконь разных пар пять, колдру (одеяло) турецкую, матерац атласовый, сукню одну з срыбрными петлицами, бутов турецких пар пять, вилчур две, сукманов белоголовских два, летников пять, (из коих) один турецкий, желтокгоронний, другой червоный турецкий, коней семь, бахмата строкатого, влас-наго протестуючаго, канев осьмнадцать, сукна простого локот пятдесят, котелков три, наневок две, быдла сорок… а у в Уласа (Власа), (крестьянина) Щерницы (т. е. с (из) Черницы) он отнял «кожух новый одевальный, хуст белых скрыню одну, сукна простого локоть чотыры» (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 558, 562). Есть ещё Черница – село в Острожском уезде, в 1-м благоч. округе, а также село в Галиции (в Роздольском униатском деканате), близ Днестра, к западу от г. Роздола.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

210 Село Борушковцы – под именем села Борисковец Полонской волости – упоминается в акте от 1601 года 7 декабря в донесении возных воеводства Волынского Криштофа Щуки и Станислава Янковского Луцкому гродскому суду об осмотре ими местечек и сёл Луцкого повета, опустошённых и сожжённых татарами; в числе этих сёл упоминается и село Борисковцы, как владение князя Януша Острожского (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 290). Ещё – под именем села Борушкович – оно упоминается в акте от 1619 года 15 мая в присяжном показании атаманов (в том числе и атамана «Тишко з Борушкович) из имений жены Волынского воеводы князя Острожского Анны «з Шътемберъку» об опустошении татарами Полонской и Остропольской её волостей (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 413). 211 Село Булдычев упоминается в акте от 1585 года 15 октября в донесении (в Житом. замок) земского возного воеводства Киевского Ждана Семёновича Щениевского о вводе, данном им княгине Сусанне Острожской, жене Волынского воеводы князя Януша Константиновича Острожского, во владение имениями, подаренными ей её тестем Киевским воеводою князем Константином Константиновичем Острожским, а именно: в города Чуднов и Пяток и в 45 принадлежащих к Чуднову сёл, в числе коих упоминается и село Булдычев (Архив, ч. 7, т. 1, стр. 249) 212 Село Белецк – под именем села Билецкой Полонской волости – упоминается в акте от 1601 года 7 декабря в донесении возных Луцкому гродскому суду об осмотре ими местечек и сёл Луцкого повета, опустошённых и сожжённых татарами; в числе этих сёл упоминается и село Белецкая, как владение князя Януша Острожского (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 290). Ещё оно – под именем села Биличек – упоминается в акте от 1654 года 1 августа в письме пана Андрея Мясковского – стольника Галицкого и начальника отряда польских войск против Хмельницкого, писанном польскому королю Яну Казимиру в обозе под Биличками (Памятники, т. 2 от. 3, стр. 93). 213 Село Вишнополь – под именем села Вышнее-Поле Полонской волости – упоминается в акте от 1601 года 7 октября в донесении возных воеводства Волынского Криштофа Щуки и Станислава Янковского Луцкому гродскому суду об осмотре ими местечек и сёл Луцкого повета, опустошённых и сожжённых татарами; в числе этих сёл упоминается и село Вышнее-Поле, как владение князя Януша Острожского – каштеляна Краковского (Архив, ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010