После Эроса того лоза виноградная произросла из крови, которая была пролита на землю, поэтому пьющие ее возбуж-дают в себе страсть к соитию. После лозы виноградной смоковница и гранатовое дерево произросли из земли с остальными деревьями всех родов, имея в себе свое семя от семени Сил и их ангелов. Тогда Справедливость сотворила Рай прекрасный, причем он вне круга луны и круга солнца, на земле роскошной, которая на востоке среди камней, и Страсть среди деревьев прекрасных высоких, и древо жизни бессмертной таким образом, как оно явилось по желанию Бога, на севере Рая, чтобы сделать души святых бессмертными, тех, которые грядут из образов Бедности при скончании Эона. Цвет древа жизни – как солнце, и его ветви прекрасны, его листья – как у кипариса, его плод – как виноградные кисти, будучи белым. Его высота достигает неба. И около него – древо Гносиса (т. е. познания), оно имеет силу Бога, его слава подобна луне, когда она в полном блеске, и его ветви прекрасны, его листья подобны листьям смоковницы, его плод подобен финикам прекрасным и великолепным. Оно находится на севере Рая, чтобы пробуждать души от забытья демонов, чтобы они (т. е. души) приходили к древу жизни, и ели его плод, и осуждали Силы и их ангелов. Свершение этого дерева описано в «Священной Книге»: 615 «Ты – древо Гносиса, то, которое в Раю, которое отведал первый человек, и оно открыло его разум. Он возлюбил свою подругу-подобие, и осудил другие образы чуждые, и возымел отвращение к ним». После этого масличное дерево возросло, то, которое будет освящать царей и первосвященников Справедливости, тех, которые явятся в последние дни. Масличное дерево явилось из света первого Адама ради помазания, которое принимают. Первая Душа возлюбила Эроса, который с ней, и излила свою кровь на него и на землю. Из крови же той роза произросла из земли впервые из терновника на радость Свету, тому, который явится из терновника (т. е. купины). 616 После этого еще цветы красивые, благоуханные, прекрасные произросли на земле, всех родов, от каждой девы из дочерей Пронойи: эти, возлюбив Эроса, излили свою кровь на него и на землю. После этого все растения произросли на земле, всех видов, имея семя Сил и их ангелов. После этих Силы сотворили из вод всех зверей разных родов, и пресмыкающихся, и птиц всех родов, причем они имеют семя Сил и их ангелов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

Рака святых мощей твоих, отче досточудне, источает милости всем, с верою к тебе притекающим, иже и воспевают велие твое дерзновение пред Владыкою Христом о спасении душ погибающих. Богородичен: Н ебо небес вышшее явилася еси Божественною Твоею славою, Богоневесто Владычице, в Тя бо Бог наш вселися и явися нам. Светилен: На Святей горе Афонской усердно подвизаяся, братию обители, яко наставник изрядный, ко спасению приводил еси; в земли же Русской свое богоугодное житие скончал еси. Ныне с высоты Небесныя посылаеши помощь чтущим твою святую память, отче святый Аристоклие. Слава, и ныне, Богородичен: Тя Заступницу вси имамы, грешнии, о Пресвятая Дево! Благоуветлива нам соделай Сына Твоего матерними Твоими мольбами. На хвалитех стихиры на 4, глас 2: Приидите, людие, прославим днесь/праведнаго и богоноснаго Аристоклия,/доброславнаго угодника Божия,/Афонскаго древа жизни благую отрасль/и Русския земли цвет благоуханный,/и тому с верою возопиим:/спасай нас, отче преподобне, молитвами твоими/от всякаго зла и лютых обстояний. Измлада милость Божию познав/и исцеление от тяжкаго недуга улучив,/всею душею Творцу всяческих прилепился еси/и, суетная мира сего оставив,/стопы твоя, блаженне отче, к горе Афонской направил еси,/идеже сладость жития во Христе обрел еси. Послушания добрый рачитель быв,/николиже отцем духовным прекословил еси,/темже, от силы в силу восходя,/мир и покой души твоей обрел еси/и чадо возлюбленное Пресвятыя Богородицы явился еси./Молися о нас, преподобне отче Аристоклие,/да терпением скорбей смирим себе/и наследницы Царствия Небеснаго соделаемся. Слава, глас 6: Восхвалим днесь вернии,/преподобнаго старца Аристоклия,/чадо возлюбленное Пресвятыя Богородицы,/горы Афонския похвалу/и земли Московския украшение,/иже, предстоя Престолу Божию,/прославляет Троицу Единосущную/и молится о душах наших. И ныне, Богородичен, глас тойже: Богородице, Ты еси Лоза истинная,/возрастившая нам плод живота,/Тебе молимся, молися, Владычице,/со святыми апостолы и преподобным Аристоклием/помиловати души наша.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

8, 5)? Но имеют черный цвет черного дерева те, кои не могут изменить своей черноты, как говорит Иеремия: аще пременит ефиоплянин кожу свою и рысь пестроты своя (Иерем. 13:23). Также сирияне, то есть Арам, который означает высокий и который напыщен высокомерием, ведут торговлю с Тиром и за множество произведений тирских доставляют лжеименное знание, обещая разнообразную пестроту и стакту благоуханную и пурпур, [служащий отличием] царского достоинства, и сетчатые сплетения диалектического искусства и виссон, вместо чего LXX перевели Фарсис, преданный земным делам, и сирские ткани, вместо чего в еврейском написано ramorh, что означает видение смерти, ибо все земные дела быстро приводят к погибели, и предлагая на торжищах Тира ходход, все то, что ни разумеется под ним. Под Даданом же, судя но тем товарам, о которых говорится, что они доставляются торговцами и островами его, следует разуметь страну или в Индии, или в Идумее и в обширной пустыне, как некоторые полагают: означает же он сродство, чтобы мы познавали в еретических учениях подобие божественных.    Еврейское слово phanag Акила, Симмах и Феодотион перевели так, как поставлено в еврейском; LXX вместо этого перевели масти, а мы бальзам. Говорится же то, что чем обилует земля иудейская, называющаяся теперь Палестиною, [именно] пшеницею, бальзамом, медом и маслом и смолою, это доставляется Иудою и Израилем на торжища Тира. Но так как буквальный смысл ясен, то мы скажем применительно к иносказательному смыслу, что земля исповедания и ум, созерцающий Бога, что относится к Церкви, не должны доставлять Тиру лучшую пшеницу, которая, падая на землю, умножается и понимается в смысле слова Божия: яко не о ослебе едином жив человек, но о всяком словеси Божием (Второз. 8:3). Затем бальзам, который родится в виноградниках энгадских, или масть, о которой написано: яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню (Псал. 132:2). И мед, о котором говорит и Соломон: мед обрет, яждь умеренно, да не како пресыщен изблюеши (Притч. 25:16), так как мед, при чрезмерном насьщении им, обращается в горечь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Сей бо боголюбивый отец наш от самого возраста на пятомнадесять году от рождения своего остави мир сей прелестный с похотьми его душетлеными и, пришед, вселився в чащи сея пустынныя, с преждеводворившимися зде отцами, в них же мнози бяху тогда ангельскиме чином и высокими добродетельми светлосияющии, и сими укрепив себе во младости своей, на всякия труды готов бываше, церковныя молитвы и келейное правило всегда исправляше, праздники Господьския и великих святых пением и чтением охотно украшаше. Добрый советник и послушатель бе предводительствующим настоятелем и братии, часто посылаем бываше во отдаленныя места, ко градодержателем и властем, воеже исходатайствовати милость христорадным пустынножителем, воеже у боголюбивых христолюбцев получити отеческое пропитание престарелый и увечный сиротам, воеже распространити и в знать 2846 добродетелную привести место сие пустынное, воеже всеми силами помогати дому сему общебратскому. Свидетельствует Чаженское местечко, его трудами и распространенное. Свидетельствует сибирская сторана, коликое оттуду всеусердным попечением доброревнителных сих братий место сие получало изобилное пропитание. Свидетелствует душеспасительное о сиротах и о всем братстве отеческое старание шестинадесятолетняго его настоятельства, в немже коликия Божий сей человек подья терпением своим оскорбления и от внутренних, и от внешних приражений 2847 , коликих благодетелей к сиротскому сему богослужению любовию своею соедини, колико согрея под своими отеческими крилами бедных сирот. И таковыми неоцененными благодеяниями позлатив жизнь свою богоугодную, преиде ныне в вечное блаженство на десятьдесятом году века Собираются от здешняго маловременства в небесныя обители предводители наши христолюбивии, оставляюще нас во юдоли сей плачевне по стремнинам своеволных страстей скитатися и во многоволнуемом жития сего море корабль свой душевный во вседневных обуреваниях самим управлять. Се угасе свеща всеутешителная, престарелых сирот сердца всегда веселящая! Померче звезда добродетелная, омраченныя страстьми души наши присно озаряющая! Увяну цвет благоуханный, сущыя в нищете благовонием любве своея услаждающий! Посечеся древо доброплодовитое, алчущыя отечески насыщающее. Преставися любезный отец наш к вечным обителем, нас остави в скорбех и сетовании.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

46. Покаяние есть и Божия трапеза, потому что чрез него вкушает Бог спасение человеческое. И Спаситель говорит: Мое брашно есть, да сотворю волю Отца Моего, Иже на небесех (Иоан. 4, 34). Итак, покаяние есть чудный хлеб Божий; Бог вкушает в нем исповедание совести; Он пиет в покаянии слезы умиления; в нем наслаждается благоуханною вонею — искренним чувством воздыханий; потому что оне для Бога благоухающее кадило. Вот — многообразныя брашна Божии: воздержание, пост, бдение, прилежная молитва, покорность со смирением; ибо сие благоугоднее Богу многих жертв. 47. Покаяние — праздник Богу; ибо Евангелие говорит, что Бог радуется более о едином грешнице кающемся, нежели о девятидесяти девяти праведник (Лук. 15, 7). Покаяние, творя праздник Богу, призывает и небо на пир. Ангелы радуются, когда покаяние приглашает их на вечерю. Все небесные чины пиршествуют, возбуждаемые к веселию покаянием. 48. Покаяние в жертву приносит согрешивших, но и опять оживотворяет их; умерщвляет, но и опять воскрешает из мертвых. Как же это? Слушай: берет оно грешных и делает их праведными. Вчера были мертвы, а сегодня они живы для Бога покаянием; вчера были чужие, а сегодня свои Богу; вчера беззаконны, а сегодня святые. Покаяние есть великое горнило, которое принимает в себя медь, и претворяет ее в золото; берет свинец, и отдает серебро. Если видал ты, как стекло принимает цвет гиацинта, или смарагда, или сапфира; то не усомнишься в таких претворениях силою покаяния. Покаяние, по благоволению Божию, срастворяет кающагося с благодатию Св. Духа, и человека всецело делает сыном Божиим. 49. Закон повелевал священныя вещи устроять все из золота. Законодатель не допустил пустоты в сих драгоценностях, чтоб мы знали, что Святые Божии имеют в себе всецелую святость. Слушай, кающийся! Приступи к Богу от всего сердца, и Он воздаст тебе всецелым тебя переплавлением. Взыскал ты переплавления в огне покаяния; смотри, ничего не оставляй не переплавленным. Вот что я разумею. Приносишь ты, положим, покаяние в блуде. Смотри, отбрось все виды блуда, потому что им порождены всякия распутства. И не только это, но отбрось и все ведущее к осквернению им: смех, шутки, сквернословия, чревоугодия, — сии пути к блуду.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Во вся оружия Божия облекийся, преподобне отче Данииле, возмогл еси стати противу всем кознем диавольским, на столпе третием, и превысочайшем, благодарственне тебе созданном, подвизался еси. И нас, преподобне, грехми обуреваемых, предстательствы твоими свободи, да зовем тебе сице: Радуйся, ходатаю всем спасения; Радуйся, приводяй грешных ко исправлению. Радуйся, скорбящим подаяй утешение; Радуйся, злых приводяй к постыждению. Радуйся, духов искусителей прогонителю; Радуйся, покаяния насадителю. Радуйся, преподобне отче Данииле, теплый о мире к Богу молитвенниче. Кондак 9 Всякия скорби, болезни, искушения, на столпе подвизаяся, преподобне отче Данииле, претерпел еси. И всем сим, бываемым тебе, помощию Божиею, победитель явился еси. Сего ради вопием о тебе Богу: Аллилуиа. Икос 9 Витии многовещаннии не довлеют изглаголати подвиги твоя и промышление о тебе Божие, преподобне отче Данииле, яко к различным чудесем и пророческаго дара не лишися и благодати священства сподобися. Мы же, любовию побеждаеми, дерзаем смиренномудренно звати тебе таковая: Радуйся, верный рабе Владыки всеблагаго; Радуйся, храме Духа Всесвятаго. Радуйся, священниче, Богом избранный; Радуйся, благодати цвет благоуханный. Радуйся, орган псалмопения сладкостройный. Радуйся, преподобне отче Данииле, теплый о мире к Богу молитвенниче. Кондак 10 Спасти хотя вся ближния и дальния столпа твоего, блаженне Данииле, Господь смотрением Своим привождаше к тебе многия люди, молитвы, благословения, освящения и наставления просящия у тебе. И сих зряще людие, седящия во тьме заблуждения, к свету истины обращахуся. Мы же, славяще Спаса всех, пришедшаго в мир грешных спасти, поем о тебе Богу: Аллилуиа. Икос 10 Стена еси всем, преподобне отче Данииле, с верою и упованием к заступлению твоему прибегающим. Темже и нам, в скорбех, болезнех и искушениях с надеянием к тебе приходящим, помощь твою и заступление милосердне яви, да любовию вопием тебе таковая: Радуйся, пристанище обуреваемым; Радуйся, заступление озлобляемых. Радуйся, печальным утешение;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Радуйся, родителей нищелюбивых Иустина и Стефаниды чадо благословенное. Радуйся, матере лишившися, вне крова отеческаго в вере и благочестии воспитанная. Радуйся, звездо пресветлая, в селении Лазареве Богом возжженная. Радуйся, лилие благоуханная, в тишине лесов муромских возращенная. Радуйся, сверстником твоим образ благонравия показавшая. Радуйся, агнице чистая, иноческаго чина измлада искавшая. Радуйся, послушнице кроткая, Божиею волею мужу врученная. Радуйся, во смирении и доброделании жизнь свою проводившая. Радуйся, любовь нелицемерную к Богу и ближним явившая. Радуйся, Пресвятою Богородицею возлюбленная. Радуйся, ангельски на земли пожившая. Радуйся, яко ныне со Ангелы ликуеши в обителех небесных. Радуйся, милостивая Иулиание, жен русских похвало и украшение. Кондак 1 Избранная Богом, праведная и милостивая Иулиание, в земли Муромстей яко звезда пресветлая возсиявшая, нищих питательнице и о людех ко Христу Богу молитвеннице, прославляюще прославльшаго тя Господа, похвальными песньми воспоим тя, образ подвига духовнаго всем женам русским показавшую. Ты же, яко имущая дерзновение ко Господу, молитвами твоими от всяких бед свободи нас, с любовию зовущих: Радуйся, милостивая Иулиание, жен русских похвало и украшение. Молитва Утешение наше и похвало, Иулиание, голубице богомудрая, яко финикс преславно процветшая, криле добродетелей священне и посребренне имущая, имиже на высоту Царствия Небеснаго возлетела еси! Похвальная пения памяти твоей радостно днесь приносим, понеже Христос нетлением чудесным тя увенча и благодатию исцелений тебе прослави. Зане любовию Христовою уязвившися, от младости чистоту душевную и телесную хранила еси, пост же и воздержание возлюбила еси, имиже помогающей ти благодати, вся страсти мира сего попрала еси, и, яко пчела, мудро цвет добродетелей изыскавши, пресладкий мед Святаго Духа в сердце свое вселила еси и, еще во плоти бывши, посещения Богоматере сподобилася еси. Прилежно убо тя молим: молися, госпоже, да подаст нам в Троице славимый Бог твоими молитвами многолетно здравие же и спасение, тишину и изобилие плодов земных и на враги победы и одоления. Сохрани предстательством твоим, преподобная мати, страну Русскую и град сей и вся грады и страны христианския неврежденны от всех навет и козней вражиих. Помяни, госпоже, убогия рабы твоя, днесь в молитве тебе предстоящия, чрез все житие свое паче всех человек прегрешившия, обаче теплое покаяние о сих приносящия и твоими к Богу молитвами оставление грехов получити просящия, яко да греховных страстей свободившеся, благодарственное пение тебе приносити присно потщимся и прославим всех благих Подателя Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Рекомендуем молитвы

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pra...

Лукавый всячески усиливается запутать меня в делах ненависти. Когда в тебе дух лукавый, тогда больше всего старайся смирить себя: смирение палит его, возгордевшего архистратига; чем больше смирения в человеке, тем он чище и угоднее Богу, потому что от него дальше всего тогда диавол, и тогда дальше всего человек от возможности пасть, смирением угодили Богу все великие святые. Сама Пренепорочная Матерь Божия указывает на смирение в Себе как на приятнейшее Богу благоухание духовное, как на прекраснейший, благоуханнейший цвет человеческой души. Если ты говоришь языками человеческими и ангельскими, то есть если твое слово верх совершенства: ясно, сильно, убедительно, сладостно, но если ты не имеешь любви – ты ничто. Как крест верен в своей силе, только б он был изображен с верою – с живым чувством Христа, Сына Божия! Он прогоняет страсти и демонов. Но как он верен в этом, так верен и касательно тех будущих благ, которые исходатайствованы нам Сыном Божиим чрез крест. Самое верное заключение! Когда сатанинский огонь палит тебя и отвращает тебя от молитвы и ты не можешь терпеть демонскаго стреляния, тогда представь как можно яснее в своем сознании Иисуса Христа, призови Его ясновидящим сердцем – и помощь твоя несомненна: Иисус попалит диавола и он убежит от тебя. Опыт. Горе сердцам слабым, ежедневно и многократно уступающим победу над собою диаволу! Когда в душу входит диавол, тогда душу окружает совсем особенная мысленная атмосфера, вполне характеризующая его, так что наблюдавшему за его входами легко узнать его пришествие. Так как, по притче, не может... древо зло плоды добры творити [ Мф. 7,18 ], и диавол, как зло, не может быть добром (как бы он ни изворачивался, добро не в его природе), то его легко отличить по злобе на все, по крайнему сокращению нашей жизни (по тесноте ее) и мраку необыкновенному, отсутствию мира сердечного и сердечной радости. Но особенно его можно узнать по тому, что он мрачностию своею закрывает от сердечных очей наших Господа, Его Пречистую Матерь и все святое; вера есть не иное что, как ясное зрение сердца невидимого Бога и Его святых и святых Его истин и обетований; когда диавол в нас, тогда нет этого видения, тогда мрак неверия, уничтожающий для души нашей все, чем живет она и дышит, – один мрак и мучение. Мрак бывает так велик, что тогда для человека как бы исчезают совсем прежние, явные милости Божии, чрез веру нашу полученные от Бога, – как будто их не было, то есть как будто бы они были не от милости Божией, а так, естественно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Внеси кивот святыни, содержащий в себе Самого Законодателя, Который принесет сию небесную манну, спасет человеческое естество от потопа греховного и Своим рождением освободит весь мир от погибели. Открой сокровищницу Нового Завета, – перстом начертанные письмена, которыми Слово Божие переменит тяжесть буквы закона в легкость духа. Возьми жезл иерейский, который произрастит неувядающий цвет Господень ( Ис. 11:1 ); возьми землю святую ( Исх. 3:5 ) и желанную ( Пс. 105:24 ), из которой воссияют истина и правда ( Пс. 84:12 ). Возьми оную гору, на которой благоугодно будет обитать Слову ( Пс. 67:17 ), отсеченный от которой краеугольный Камень ( Дан. 2:34 ) сокрушит образ врага. Возьми славный трон, царскую колесницу, на которой везомое Слово прийдет во плоти на землю: святой Сион, избранный Творцом и по предведению уготованный прежде веков. Объими одр Соломонов, окрест егоже дориносят шестьдесят сильных (Песн. песн. 3:7) – истинные пророки, возвестившие Божественное Его рождение. Сей образ начертали; клещи того, кто принес уголь и очистил уста пророческие ( Пс. 6:6–7 ); запечатленная книга, которой никто из ведущих писания не прочитал кроме Того, Кто чрез Нее Сам девственно познается ( Пс. 29:11 ); яснейший свиток (Иезек. 2:9), в котором Слово, не имеющее вида, изобразилось письмом человеческим, т. е. соделавшись подобным нам во всем кроме греха. Это – Царица, стоящая одесную Бога. Это – взошедшая от ливана и окружившая мир благоуханным бальзамом, который превратит горечь древнего древа в сладость, приятный запах от одежд которого благоухает над всею землею. Приими Ее внутрь, как Невесту (Песн. песн. 4:7–8), у Которой есть несравненная красота и неизглаголанная слава, коей превосходный блеск заслоняет блеск солнца. Это – заключенный вертоград (Песн. песн. 4:12), в который совершенно нет доступа для порочных помыслов, в котором первое проклятие миру от древа скорби иссушено в корне и на месте оного расцвело благословение. Поистине, это – источник, из которого текут чистейшие воды и орошают вселенную, из которого истекаеъ река благодати, освящающая всю землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Архангел прежде всего сказал Святой Деве Марии следующее: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, именно потому, что в Ней почивало все сокровище благодати. Из всех родов нашлась одна эта Дева, святая телом и духом, и одна носит Того, Кто глаголом носит всяческая ( Евр. 1:3 ). Удивляет в Ней не только лепота телесная, но и душевные Ее добродетели. Потому-то Архангел сперва и возгласил Ей: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, т. е. не земной жених, но Сам Господь святыни, отец чистоты, виновник нетления, податель свободы, поручитель спасения, хранитель истинного мира, Тот, Кто из девственной земли создал человека, а из ребра его образовал Еву. Сей Самый Господь – с Тобою и из Тебя! Итак, возлюбленные, подражая Ангельскому хвалебному гласу, радостно исполним и мы долг благодарности, взывая (Марии): радуйся, Благодатная! Господь с Тобою. Поистине, Тебе свойственно радоваться, потому что с Тобою – Божественная благодать: она вселилась в Тебя способом, ведомым ей. С рабою – Царь славы, с благолепнейшею – прекраснейший паче всех сынов человеческих, с нескверною соединяется Тот, Кто освящает всяческая! С Тобою – Бог и совершенный человек, в коем живет всякое исполнение Божества ( Колос. 2:9 ). Радуйся, Благодатная! источник Света, просвещающего всех верующих в Него. Радуйся, Благодатная! восток умного Солнца и чистый цвет жизни. Радуйся, Благодатная! луг благоуханный. Радуйся, Благодатная! ветвь присноцветущая, услаждающая души, прославляющие Тебя. Радуйся, Благодатная! нива неоранная, принесшая плоды обильнейшие. Хотя Ты носила во чреве по обыкновенным законам природы и нашему обычаю: но это было и выше природы, потому что в Тебя низшел свыше Бог-Слово и в пречистых ложеснах Твоих воссоздал Адама; рождаемое в Святой Деве было от Духа Святого, и истинная плоть заимствована от Ее плоти. Как жемчужина известным образом составляется из двух начал, молнии и воды: так и Господь наш Иисус Христос неслитно и неизменно происходит из чистой, непорочной, нескверной и святой Девы Марии, – будучи совершенным Богом, соделывается и совершенным человеком, – во всем подобный Отцу, во всем также соестествен и нам, исключая греха. Его желали видеть многие из святых праотцев, патриархов и пророков, и не могли. Правда, некоторые из них созерцали Его образно в видениях и как бы в гадании; некоторые слушали и Божественный глас в столпе облачном, зрели и святых Ангелов; но к одной только святой Деве Марии пришел Архангел во свете с благовестием: радуйся, Благодатная! Она приняла слово и, по исполнении времени, произвела бесценную жемчужину.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010