И тем дерзновеннее наша надежда на его помощь молитвенную, тем крепче наша вера в его заступление пред Богом, что ведь он возлюбленный избранник Самой Царицы Небесной, Матери Божией: ему обещала Она неотступно пребывать в его обители, а Она - кто же этого не знает из православных русских людей - Она наша теплая Заступница усердная пред Богом за землю Русскую, наша Воевода возбранная, наш покров и щит от всех супостатов. Ни один народ не получил столько милостей от Матери Божией, ни один не видел столько знамений Ее покрова и заступления, как народ Русский православный. Вы - сыны родной земли, вы сами знаете: точно звездочки на небе благодатном - по всей Русской земле сияют иконы Ее чудотворные: одних чудесами прославленных насчитывают больше трехсот, но нет града, нет веси, нет, можно сказать, храма, где не было бы особо чтимой иконы Владычицы мира. Вот наша надежда непостыдная! Не в оружии, не во множестве людей наша сила, а в крепкой надежде на помощь небесную. Сии на колесницах и сии на конех: враги наши вооружены всеми страшными средствами для ожесточенного боя; они кипят злобою, ненавистью к самому имени нашему, а мы - все упование наше на Господа возлагаем и в помощь Его и Царицу небесную и святых Божиих призываем. С нами Бог! " Не в силе Бог, а в правде " , - говорил еще вечно незабвенный наш герой, боровшийся с теми же немцами, Благоверный Великий Князь Александр Невский. И в уповании на эту правду крепкий верою преемник его, Благочестивейший Государь наш Николай Александрович посетил обитель великого печальника Русской земли Преподобного Сергия и склонился там, у его гроба, до праха земного, горячо испрашивая его молитвенного заступления за землю Русскую и за вас, воины - сыны родной земли. И благословил Его небесный воевода и чудотворец предивный на великий подвиг защиты правого дела, и видимым знаком его благословения служат святая икона явления ему Царицы Небесной, икона, писанная на его гробовой доске и бывшая во всех походах нашего воинства со времен Царя Алексия Михаиловича и до последней японской войны.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2349...

Особенно ныне – в приснопамятный день торжества веры и отечества нашего, не умолчим о заступлении Божией Матери, оказанном нашим предкам. 1612-й и предыдущие годы были самым бедственным временем нашей народной жизни. Пресекся у нас тогда царствовавший дом Рюрика; неповинно пала последняя царственная отрасль сего дома; престол русский стал колебаться. Настали самозванцы и страшное междуцарствие; мятеж распространился по земле русской. Самая столица скоро подпала власти врагов и, к довершению бедствий, к венцу царскому простиралась уже враждебная рука иноземца. И вот Россия, как тело без главы, государство без державы, царство без царя, отечество без сынов!.. В это время, когда, казалось, никакая земная сила не могла спасти погибавшей России, – явилась помощь небесной Заступницы рода христианского. Движимые чувством благочестия, предки наши заповедали трехдневный пост и слезно молились под стенами московского кремля пред Казанской иконой Богоматери об избавлении от врагов. От небесной Заступницы скоро явился вестник избавления – преподобный Сергий. «Ваши и наши молитвы услышаны, сказал он в видении архиепископу Арсению, – предстательством Богоматери суд Божий об отечестве преложен на милость». Радостная весть о заступлении Преблагословенной распространилась среди православного воинства. Дерзая о имени взбранной Воеводы, народная рать побеждает врагов, освобождает царствующий град, а с ним и всю Россию. Да будет благословен воспоминаемый ныне нами день сей в вечные роды для нас и для всего отечества нашего и да будет благословенно предстательство и заступление Пресвятой Богоматери! «Не умолчим никогда, Богородице, силы твоя глаголати недостойнии! Аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед? Кто же бы сохранил доныне свободны»? Поистине, достойно и праведно от глубины всей души и от всего сердца петь и величать Заступницу нашу небесную, тем более, что Она не в ту только тяжкую годину отечества нашего явила Себя покровительницей и защитницей отечества нашего, но всегда, как только оставляли предков наших силы и средства естественные, как только приближались они к самому краю бедствий и теряли всякую надежду, кроме упования свыше, Богоматерь, по пламенным молитвам их, являла дивную Свою помощь, так что история прошедшей судьбы отечества нашего есть вместе и летопись чудес, совершенных для него Матерью Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

Пред Тобою стоят тысячи тысяч святых ангелов и архангелов, досточтимые живые существа, шестокрылые, серафимы и херувимы, двумя крыльями покрывающие лик свой, двумя – ноги свои, и двумя летают от концов до концов мира. И как они всегда славят Тебя и называют Святым, так прими и сии священия, которые мы приносим Тебе: «Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф! Полны небеса и земля святой славы Его». Поистине полны небеса и земля святой славы Твоей чрез Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа со Святым Духом во веки веков, аминь. Западные евхаристические молитвы Испано-мозарабская евхаристическая молитва 27 на Св. Пасху 28 ... все Ангелы и все святые не перестают восклицать каждодневно, так говоря: «Тебя небеса небес, Тебя власти, Тебя престолы и силы превозносят. Тебе прочие Ангелы в небесах воспевают гимны. Тебе Херувимы и Серафимы непрестанным гласом взывают говоря»: «Свят, свят, свят, Господи Боже. Свят, свят, свят, Господь Бог Саваоф. Полны небеса и земля славы величествия Твоего». «Осанна сыну Давидову. Благословен Грядый во имя Господне. Осанна в вышних». Свят, свят, свят. Тебя, Господи, хвалят вся силы небесные и воинства ангельские. Тебе гимны приносят сладчайшими стихами Святых. Тебе псалмопоют хоры дев и прочие исповедники. Тебе колена преклоняют небесные, земные и преисподние. Хвалим Тебя, Царя всех веков. Осанна в вышних. Во всех упомянутых литургических текстах древней Церкви рассказ о Небесной литургии связан с пением Трисвятой песни «Свят, Свят, Свят». Современная литургическая наука решает вопрос о том, почему в большинстве классических анафор присутствует эта песнь, по-разному. Большинство западных учёных – в том числе, Р. Тафт 29 , Дж. Фенвик 30 , Дж. Каминг 31 и др., – считают песнь «Свят, Свят, Свят» интерполяцией IV века, сделанной под влиянием иудейской литургической практики (на схожих позициях стоял ещё в начале ХХ в. И.А. Карабинов 32 ). Нам эта точка зрения кажется неприемлемой – в первую очередь, по причине неубедительности предлагаемой её сторонниками аргументации.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Радуйся, на земли и на небеси от Бога прославленный и наша недостойная хваления не отвергаяй. Радуйся, благоверный княже Михаиле, Тверский преславный чудотворче. Кондак 13 О, предивный во страдальцех, святый благоверный великий княже Михаиле! Призри милостивно на смиренныя рабы твоя и умоли Господа Бога, да сохранит град твой и люди твоя, и вся грады и веси христианския от глада, губительства, труса, потопа, огня и всякаго зла, и дарует всем нам вольных и невольных грехов оставление, да прославльшему тебе Богу поем: Аллилуиа. [Сей кондак глаголется трижды.] [Далее повторяем 1е икос и кондак:] Икос 1 Ангелов и всея твари Создатель, ангелонравна тя провидев и воителя за Христа непобедима, архистратигу небесных воинств тезоименне тебе нарещися благоустрои. Темже славящя Божие о тебе промышление, яко избранну сосуду Христовы благодати, вопием ти: Радуйся, равноапостольнаго Владимира благословенная отрасле; Радуйся, благоверных и благочестивых Ярослава и Ксении чадо. Радуйся, яко во утробе матере осиротев, всех Бога во отца место обрел еси; Радуйся, яко под кровом крил Его премудростию и возрастом преспевал еси. Радуйся, яко отроча доброумно и благонравно был еси; Радуйся, яко от юности твоея паче всякаго сокровища Христа возлюбил еси. Радуйся, яко от Бога и человек достойне возлюблен был еси; Радуйся, благоверный княже Михаиле, Тверский преславный чудотворче. Кондак 1 Избранный Богом из земных князей в небесное пресветлое мученическое воинство, от земныя сея юдоли в Царство Небесное преселился еси: положил бо еси душу твою за люди твоя. Темже, яко имеяй дерзновение ко Господу, моли за державу Российскую, за град твой и люди, тебе зовущия: Радуйся, благоверный княже Михаиле, Тверский преславный чудотворче. Молитва 1я святому благоверному великому князю Михаилу Ярославичу, Тверскому чудотворцу Дивный во страдальцех, святый благоверный великий княже Михаиле! Велия подвиги и труды твоя, яже за правоверие, за Церковь Божию и за отечество твое град Тверь положил еси. Ты, возжелав вышних, оставил еси тленную славу земную, и ревнуя подвижником Христовым, доблественно противустал еси ярости царя нечестиваго и прещению зломышленнаго его воеводы.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Слава о нем распространялась по всем окрестным пределам, и многие приходили навещать его для пользы душевной в пустыню. Достигла молва и до царствующего града. Святейший Иоасаф, Патриарх Московский, возблагодарил о нем Господа, что в последние времена явил такого светильника на Руси. Он послал старцу в дар дорогую шубу, заповедав молиться за благоверного царя, христолюбивое воинство и всех православных. С благоговением принял дар сей преподобный, помолился за пославшего Святейшего Патриарха и тут же отослал шубу в монастырь, ибо сам привык покрывать только рубищем наготу свою. Вскоре после стал на молитву преподобный и помолился Господу, чтобы принял его в сообщники святых своих и сделал причастником небесного царствия. Во время молитвы предстали ему два светлых мужа: один – в одежде святительской, другой – в иноческой. Страх объял блаженного, не привидение ли искушает его? Но явившийся Святитель сказал ему: «Не бойся, раб Христов, пустыни житель и ревнитель преподобных! Господь послал нас известить о твоем преставлении, ибо вскоре приимешь благое Иерусалима, уготованное от Господа любящим Его». Исполнившись дерзновения, припал к ногам их блаженный Никодим и спросил: «Кто вы, господие мои, и что ваше ко мне пришествие?» Тот же Святитель Божий отвечал: «Я – Алексий, митрополит Московский, со мною же Дионисий – архимандрит Сергиевой Лавры. То, о чем ты молился, исполнится, и ты водворишься в царствии Небесного Владыки со Святыми Его». Сказав утешительное слово сие, оба скрылись от взоров пустынника. Тогда, почувствовав скорое свое отшествие к Богу, пригласил к себе преподобный настоятеля обители и открыл ему бывшее видение. Игумен упросил старца идти с ним в обитель, чтобы помолиться обо всей братии и там довершить жизненный подвиг. Не соглашался сперва отшельник, ибо хотел окончить дни свои в смиренной келии, но игумен умолял его не оставлять их сирыми и не лишать своего благословения обители. Повинуясь настоятелю, последовал за ним в обитель многолетний отшельник. Там встречен был с великою честью братиею, ибо все смотрели на него как на Божий дар, свыше к ним посылаемый из пустыни. Рачитель безмолвия поселился в малой пустой келии и продолжал молитвенный подвиг до исхода жизни. Не боле сорока семи дней продлилось жительство его в обители. К нему приставлен был для служения инок Иоанн Дятлев, которого и прежде любил за его благонравие.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

105 В древнее время у нас на Руси, почти в каждой церкви старались иметь части св мощей. В большом распространении были кресты со св. мощами. Этими крестами освящали воду. (См. ниже «Чин омыти мощи святых«). Иногда прихожане той или иной церкви обращались с слезными молениями к самому царю и просили его прислать им «животворящий крест с мощами». Прот. Никольский. О службах, бывших в прежних печатных богослужебных книгах. СПБ. 1865 г, стр. 289. 106 Впрочем, есть рукописные требники, которые говорят и обратное: «и идут около церкви противу солнца«. Требн. рукоп. Соф. б. 1071, л. 51 об. 107 Вот перечень этих стихир с (нашим) указанием, откуда они взяты – Начиналось обхождение храма при пении тропаря обновления, «Иже на камени веры». Потом следовали стихиры самогласны из службы обновлению гл. 1 – «Обновляйся, обновляйся» (вторая хвалитная стихира по современному Требнику и первая стиховная вечерняя стихира по требникам старопечатным); гл. 2., – «Обновление празднующе» (славник вечерних стиховных стихир по староп. требн.); гл 3., – «К себе обращайся, человече» (из утренних хвалитн. стихир); гл. 4, – «Обновляется днесь, яже от язык церковь » (из вечерних стиховных стих.); гл. 5. – «Иже в недрех Отеческих» (оттуда же); гл. 6, – «Поновления чтутся». Далее пели мученичны, взятые, как оказывается по проверке, из различных служб октоиха, гл. I, – «Страстотерпцы Христовы приидите, людие, вси почтим» (из стих. стих. утренн. в понедел. 1 гл.); «Прехвальнии мученицы» (стиховн. в среду вечера того же гл.); гл. 2, – «Иже земная сладосте не возлюбльше» (стиховн. вечерн. четверг 2-го гл,), «По Христе пострадавше» (стиховн. утрен. понед. того же гл.); гл. 3, – «Велия Креста твоего, Господи, сила» (стиховн. вечера, четверг.), «Велия мученик Твоих, Христе, сила» (стиховн. веч. понед) гл. 4, – «Кто не ужасается, зря» (стихов. утр. понед.); «Како вашим не удивимся подвигам» (стих. утр. сред.); гл. 5 – «О земных всех небрегше» (стих. вечер. четверг.); «Благословенно воинство Царя небесного» (стихов. понед.); гл. 6, – «Господи, аще не быхом святыя твоя имели молитвенники» (6 гл. стихов. утр. вторн.); «Крест твой, Господи» (того же гл. стиховн. сред. веч.); гл. 7-й – «Слава тебе, Христе Боже, апостолом похвало» (стиховн. 7 гл. четв. веч.); «Святии мученицы» (оттуда же); гл. 3, – «Мученицы Господи, всяко место освящаете» (8 гл. стихов. веч. четверг.); «Что вы наречем, святии» (того же гл. стиховн. понед. утр.); «Слава. – «Память обновления совершающе, Господи» (Славник на Господи воззвах, службы освящению); «И ныне. «Владычице, приими молитвы раб».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

39 Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI – начала XVIII вв.: Опыт ист. – худож. классификации. Т.2: XVI – начало XVIII века. М., 1963. С.128–134; Смирнова Э.С. Московская икона XIV­–XVII веков. Л., 1988. С.41, 302–303. Табл.176–179; Подобедова О.И. Московская школа живописи при Иване IV: Работы в Московском Кремле 40-х – 70-х годов XVI в. М., 1972. С.22–39; Кочетков И.А. К истолкованию иконы « Церковь воинствующая»: («Благословенно воинство Небесного Царя»)//ТОДРЛ. Т.38: Взаимодействие древнерусской литературы и изобразительного искусства. Л., 1985. С.185–209. 40 Бычкова М. Е. Состав класса феодалов России в XVI в.: Историко-­генеалогическое исследование. М., 1986. С.169. 41 Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI века/Под ред. Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачева. М.: 1985. С.500–525. 42 Волкова Т.Ф. «Казанская история» – Троицкие литературные памятники о взятии Казани (К вопросу об историко-литературных особенностях «Казанской истории»)//ТОДРЛ. Л.,1988. Т.37. С.104. 43 Каштанов С.М. Земельно-иммунитетная политика Русского государства в Казанском крае в 50-х годах XVI в. (по актовому материалу)//Из истории Татарии. Казань, 1970. Сб. 4. С.165. 44 В том же году в Москву был принесен для «поновления» чудотворный образ святителя Николая Великорецкого из Хлынова, который везли, очевидно, через Казань (ПСРЛ. Т.37: Устюжские и Вологодские летописи XVI–XVIII вв. М., 1982. С.103). 45 ПСРЛ. СПб., 1904. Т.13. Ч.1. С.249. Первоначально в сборе налогов в Казани и в экономическом освоении новоприсоединённого края активное участие принимал Троице-Сергиев монастырь, который тем самым заботился о насаждении русской государственности в новопросвещённом крае и граде (Каштанов С.М. Земельно-иммунитетная политика... С.166). 48 Однако в Житии святителя Гурия, составленном Казанским митрополитом Ермогеном, будущим Патриархом, датой хиротонии архиепископа Гурия названо 7 февраля (Платон, архимандрит. Сборник древностей Казанской епархии. Казань, 1868. С.15. См. также: Филарет архиепископ. Жития святых, чтимых Православною Церковию. Изд. 2. СПб., 1892. Месяц Декабрь. С.93). Тем не менее, протокольная точность посольских документов позволяет отдать предпочтение им.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   В описанном разговоре Богоматери с Богомладенцем звучит голос обильной нежной любви, искрятся лучи высочайшего Богопознания, таится глубина смиренного самопознания и беспредельной материнской заботливости.    Пока совершалась тайна Рождества Христова в вертепе и безмолвствовал сонный город Вифлеем, Провидение Божие неусыпно бодрствовало к возвеличению Богомладенца.    Около Вифлеема, в некотором отдалении от него, раскинулись пригородные поля, на которых пастухи ночной порой пасли стада овец и по обычаю играли на пастушеских свирелях. Вдруг их облистала Господня слава в виде молниеносного света. Перед ними предстал Ангел Божий и сказал: «Старейшины над чредами пасомых стад! Прекратите игру на свирелях. Я возвещаю вам великую радость: ныне в Вифлееме родился Христос Господь, благоволивший, как Бог, спасти человеческий род. Славьте Его, благословенного Бога отцов... И вот вам знак. Вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». Едва смолкло благовестие Ангела, как все небо над Вифлеемскими полями озарилось невыразимо ярким светом. В пространстве его явилось бесчисленное ангельское воинство, и с небесной высоты послышалось божественно-прекрасное пение: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».    Когда смолкла песнь Ангелов и прекратилось видение, изумленные пастухи обратились друг к другу: «Пойдем в Вифлеем, посмотрим бывшее и Божественного Христа». Дойдя до города со свирелями в руках, они вошли в вертеп и первыми на земле удостоились увидеть бессеменно воплотившегося Царя Христа, лежащего в яслях. Благоговейно склонились перед Богомладенцем и Богоматерью эти простые сердцем и внешне бедные, но богатые верой люди. Длительное время они безмолвно созерцали Господа, облекшего неприступность Божества в образ Сына Человеческого и после поклонения Ему, исполненные радости и умиления, возвратились к своим стадам.    Церковные песнопевцы, следуя Евангелию, упоминают в числе воздавших поклонение Богомладенцу, кроме Вифлеемских пастухов, еще трех персидских царей-волхвов. На родине они совмещали управление городами с изучением звездного неба и течения звезд. Им было хорошо известно предание древнего волхва и звездочета Валаама о появлении на небе особой звезды от Иакова перед рождением на земле Спасителя мира. За несколько месяцев до Рождества Христова взору этих царей-волхвов вдруг открылась на небосводе большая, необыкновенная и удивительно яркая звезда. Чувствуя, что в Иудее наступает время исполнения предсказания Валаама о пришествии на землю Спасителя, они прониклись желанием найти Его и поклониться Ему. По преданию, из трех разных восточных городов без предварительной договоренности друг с другом волхвы направились в Палестину, но на пути промыслительно встретились и уже вместе продолжали поездку. Для них поразительнее всего было то, что с самого начала их путешествия звезда двигалась перед ними на небе, как бы показывая им направление пути.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  Вот, дорогие мои, в то время, когда поют эти слова: «Свят, Свят, Свят...», молитесь, чтобы Господь дал вам мужество в борьбе с грехом, чтобы укрепил вас бодро стоять на страже имени Его. Когда поют эти слова: «Свят, Свят, Свят...», загляните в себя, посмотрите, кто вы, воины ли Царя Небесного, смело, отважно идущие на врага, диавола и слуг Его, или вы дезертиры, покинувшие поле битвы, позорно убежавшие от знамени своего полководца. Не забудьте правильно, крепко держать меч Господень – крест Его. Знамением креста Его поражайте врагов видимых и невидимых. Оденьтесь, по слову апостола, во всеоружие спасения. Мужественно стойте, защищая Церковь Божию и святое имя Господне. Господь воинств, пребывающий в сонме мучеников, подвижников, борцов Его со страстями, пошлет вам особенную милость. Дальнейшие слова: «Исполнь небо и земля славы Твоея» – понятны вполне. Они значат: небо и земля полны славы Твоей, весь мир являет славу Божию.   Следующее слово «осанна». Я хочу пояснить вам: «осанна» по-еврейски «гошианна»; по-гречески «осанна» значит приветствие: «здравствуй, привет тебе», «пусть тебе будет хорошо». Вот как можно перевести эти слова. Каждый народ высказывает свою радость, свой привет при встрече своих видных деятелей, например вождей, особенным восклицанием. Евреи выражали свои чувства этим словом – «гошианна». В Ветхозаветной Церкви праздновался так называемый праздник Кущей, когда евреи выходили в поле, устраивали палатки, убирали их зеленью, и там проводили весь праздник. Дети еврейские, взяв в руки ветви, бегали по полю и при встрече помахивали друг другу и кричали’ «гошианна», осанна, то есть «приветствуем вас», «здравствуйте», «да будет вам радость». Этим же восклицанием встретили дети (главным образом) входившего в Иерусалим Христа Спасителя.   Наше пение «Осанна в вышних, благословен Грядый...» выражает привет грядущему Христу. Серафимы, видя Его бесконечную любовь к людям, видя грядущего Его на жертву, с трепетом приветствуют Его, и весь мир вторит им, вся природа, все окружающее восхваляет Его. За что же весь мир приносит хвалу Господу? Разъясняет это нам тайная молитва священника. Когда в храме поют «Свят, Свят, Свят...» – песнь Серафимскую, священник молится: «С сими и мы блаженными Силами...» – и заканчивает: «Приимите, ядите...» Вот то величайшее благо, которое даровал нам Господь,– Божественная литургия. Вот почему слетаются в храм тьмы тем трепещущих серафимов – трепещущих потому, что эти силы всегда предстоят так близко престолу Господню, находятся в состоянии трепета восторга любви. А мы, люди, которым дается это благо, мы уходим от него, нам некогда пойти на Литургию, мы меняем ее на рынок, на заботы земные. Други мои, бойтесь этого, бойтесь потерять благо дарованное. Потеряем его – потеряем все, потому что оно – источник нашей жизни. Ось, на которой вращается колесо нашей жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Безбожный царь Батый видев блаженнаго красоту лица и величество тела, и храбрость и подивися пред всеми и рече... Упомянув о поездке Александра «к Кановичем» – ср. Ерм .-Львовск. – автор словами Антония из жития Феодора рассказывает о смерти Батыя. Это – краткий пересказ повести «о убиении злочестиваго царя Батыя», составленной Пахомием, как полагают, на основании южнно-славянских поэтических сказаний 132 . Житие Феодора. Житие Александра. Последи же сей окаанный и безбожный царь Батый устремися на Болгаръскую землю итьти, яко же не насытився крови человечьскиа по гублении толиких душь христианъских, не ведый окаанный, что хотяше тамо пострадати с своими безбожными воинствы, еже и бысть. Въшедшу бо ему, глаголют, в Болгарьскую землю, Господь Бог охрабри на них краля Владислава с своими Волгары, иже множьства от воинъств его нещадно погубиша; последи же и сам тъй окаанный царь Батый сшедся с кралем Владиславом... убиен бысть от него... Аще бо многи грады Русския поплениша и пожгоша, но последи же самех множество безчисленно иссечени быша... Последи же сеи оканныи безбожныи царь Батый устремися на Болгарскую землю ити, яко же не насытився крови человеческиа по гублении толиких душь христианьских, не ведый оканныи, что хотя тамо пострадати с своими безбожными воиньствы, еже и бысть. Вшедшу бо ему, глаголют, в Болгарскую землю, Господь Бог охрабри на них краля Владислава с своими Болгары и от воиньств безбожнаго много множество безчислено изсечено бысть. Аще бо и многи грады Рускиа поплениша и пожгоша, но последи же и сам царь Батый безбожный убиен бысть от Владислава. Слова Римского посольства передаются в редакции Псковской II лет.: послушаеши учениа их о законе Божии. К тому же источнику восходит известие о том, что Александр послал вместе с Дмитрием на Юрьев «и ближники дому своего князя и боляре и сановницы». Из какого-то другого летописного источника взято известие о том, что князь пробыл у Беркая семь месяцев, после чего «небесному званию пришедшю и урок жития приспе». Кончина описана словами из жития Феодора. Житие Феодора. Житие Александра. начат изнемогати и скорбети и призва игумена и братию и повеле себе пострищи в схиму, тако же обетованиа даа Богови с великою верою и любонию душевною. И по пострижению в схиму, всех ту сущих целовав, благослови и прости и повеле бо от себе вон изыти, токмо остася игумен и от братиа мало... и в самый убо исход, в он же хотяше телеснаго союза отрешитися, прият добраго спутника, владычняго тела и крови Христа Бога нашего причастися и прирек: се уже отхожю от вас! Крестным же знамением знаменався и въздвиже руце на небо, сътворь молитву и благословение дав о Христе игумену и братии, священную свою душю с молитвою отдасть Господеви и преложися к отцемь своим, в лето 6807-го, месяца сентевриа в 19.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010