Морякам Тихоокеанского флота передана хоругвь святого праведного воина Феодора — адмирала Феодора Ушакова 21 мая 2007 г. 00:07 20 мая  во Владивостоке представители Фонда «Андреевский Флаг», одного из организаторов международной духовно-просветительской программы «Под Звездой Богородицы», получившей благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II  и посвященной историческому воссоединению Русской Православной Церкви, передали в дар морякам Тихоокеанского флота хоругвь святого праведного воина Феодора — великого русского адмирала Феодора Ушакова. 21 мая Тихоокеанский флот России, штаб которого находится во Владивостоке,  отмечает свой 276-й день рождения. Моряки с благодарностью приняли святую реликвию. 19 мая, в день рождения святого царя-страстотерпца Николая II, хоругвь и другие святыни, среди которых Ветхий Завет с пророческими пометками последнего русского императора из храма святого благоверного князя Александра Невского в Пскове, иконы с частицами мощей святых из разных храмов и монастырей России, доставили из сердца нашей Родины на восточные рубежи Отечества участники воздушного крестного хода Москва — Владивосток. Эту хоругвь Небесного покровителя Российского флота моряки несли во время начавшегося 20 мая от Свято-Никольского кафедрального собора столицы Приморья торжественного молитвенно-покаянного шествия с Дальнего Востока до Москвы — первого из восьми крестных ходов международной программы «Под Звездой Богородицы». 20 мая на центральные улицы столицы Приморья для участия в крестном ходе, который возглавил высокопреосвященный Вениамин, архиепископ Владивостокский и Приморский , вышло около 3000 человек — священнослужители епархии, православные жители Приморья, военнослужащие Тихоокеанского флота. Моряки активно участвовали в крестном ходе, по их словам, «во славу величия и процветания воинства и Тихоокеанского флота». 21 мая в программе праздничных мероприятий моряков-тихоокеанцев, которую утвердил временно исполняющий обязанности командующего Тихоокеанского флота вице-адмирал Виктор Мардусин, торжественный подъем Андреевских флагов на кораблях, торжественная церемония возложения венков и цветов к Вечному огню мемориального комплекса «Боевая слава ТОФ», концерт-поздравление Ансамбля песни и пляски ТОФ в Доме офицеров флота, награждение ветеранов и лучших военнослужащих флота.

http://patriarchia.ru/db/text/246567.htm...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . " Идея Третьего Рима во второй половине XVI века " . Кандидат философских наук И.С. Вевюрко, передача 4. 30.07.2019 20:03 Илья Сергеевич Вевюрко После старца Филофея идея Третьего Рима постепенно все больше проникает в самосознание Руси; вместе с тем постепенно же раскрывается ее сложность и драматичность. Идея оказывается действующей сразу в двух рядах: церковном и государственном, что можно проследить на памятниках истории. В обоих этих рядах (которые, конечно, не были непроницаемыми друг для друга) возникает язык символов, который уместно было бы назвать " римским символическим кодом " древнерусской культуры. Один из самых красноречивых образцов этого кода -- " Мономахов трон " в Успенском соборе Московского Кремля, представляющий собой воплощенную в дереве историософию. Не менее примечательна панорамная икона " Благословенно воинство Небесного Царя " , написанная для той же части храмового пространства. Эта икона показывает, что Третий Рим и Новый Иерусалим были не двумя разными, но единой идеей. Поскольку оба названных памятника принадлежат к казанскому циклу, нужно упомянуть здесь же и самое монументальное произведение этого цикла -- Покровский собор на рву, известный как Храм Василия Блаженного. Могла ли Русь в действительности соответствовать тому высокому предназначению, которое она за собой осознала? Чтобы не входить в дискуссии о конкретных исторических лицах и событиях, мы обозначим их горизонт лишь в общих чертах (покорение остатков Золотой Орды, поражение в Ливонской войне, возникновение предпосылок Смутного времени) и сосредоточимся не на самих событиях, а на их восприятии нашими предками. Здесь нужно будет подчеркнуть, что и Церковь, и государство воспринимались ими не как организации, структуры, а как живые, органические данности. Только исходя из этого можно понять, как соотносились идеал и реальность. В конечном итоге, вся история представала перед ними в виде диалога человека с Богом, или воспитания христианского рода Отцом Небесным. Это и придавало древнерусскому историческому сознанию удивительную жизнестойкость во всех катаклизмах.

http://radonezh.ru/radio/2019/07/30/20-0...

Куда идет воинствующая Церковь и почему молчит Богослов 6 шедевров иконописи Свияжска — на выставке в Третьяковке 10 марта, 2018 6 шедевров иконописи Свияжска — на выставке в Третьяковке Когда Иоанна Крестителя стали изображать с крыльями, какому святому рисовали собачью голову, где был построен памятник Иуде, можно узнать на выставке «Сказание о граде Свияжске» в Третьяковской галерее. Правмир представляет самые интересные экспонаты. Первая часть выставки в Третьяковке – своего рода пролог: здесь представлены экспонаты, связанные  с историей похода молодого Ивана IV на Казань. “Церковь воинствующая” — кто и куда ведет войско Благословено воинство небесного царя… (Церковь воинствующая) Дерево, паволока, левкас, яичная темпера. 143,5х395,5. Третьяковская галерея. В советское время искусствоведы убеждали, что  икона — чуть ли не изображение самого казанского похода. Но это совсем не так, на иконе —  шествие мучеников, святых воинов, к Небесному Иерусалиму, который на представлен в многоцветном круге. Внутри  круга символически изображена гора Сион, на которой утверждены стены Небесного Иерусалима. И там, на престоле – Богоматерь с Младенцем. Они протягивают золотые венцы ангелам, а те летят увенчать этими венцами святости воинов-мучеников, подвижников.   В  противоположном конце иконы горящий земной град, от него воины шествуют после окончания земной жизни к Небесному Иерусалиму. В  центре — святой равноапостольный Константин. Непосредственно за группой воинов, окружающих императора  Константина — одна группа всадников, возглавляемая тремя персонажами, в которых безошибочно узнаются святой равноапостольный  князь Владимир, и его сыновья Борис и Глеб — русские князья. Это символично и говорит о том, что русские в то время ощущали встроенность своей истории в поток общей христианской истории. Откуда крылья у Иоанна Крестителя Иоанн Предтеча в пустыне. XVI в. Дерево, левкас, яичная темпера, серебро. 223х135. Третьяковская галерея. В Свияжске, который изначально назывался Иван-город Свияжский, в храмах  находились иконы Иоанна Крестителя, святого покровителя Ивана IV — это известно из описей. К сожалению, они не сохранились и потому на выставке — икона из Ярославля.

http://pravmir.ru/kuda-idet-voinstvuyush...

История Донской иконы Божией Матери 31 августа 2005 г. 22:01 Празднование в честь чудотворной Донской иконы Пресвятой Богородицы установлено в память знаменательнейшего события русской истории — Куликовской битвы 1380 г. Заступничеством Богоматери войско святого благоверного великого князя Димитрия Иоанновича одержало победу над полчищами татарского хана Мамая. Икона, принесенная в дар великому князю донским войском в память о помощи Царицы Небесной в этой битве, произошедшей между реками Доном и Непрядвой, была названа Донскою, как и сам предводитель русского воинства князь Димитрий. Празднуя победу и благодаря Заступницу усердную рода христианского, великий князь торжественно принес с собою в Москву эту святую икону. Другой случай заступничества Богоматери имел место уже в царствование благоверного царя и великого князя Феодора Иоанновича. Когда в 1591 г. крымский хан Казы Гирей, внезапно напав на владения Московского государства, подступил к самой Москве, благоверный царь вышел со своим войском и расположился на том месте, где после был отстроен Донской монастырь, взяв с собою и икону Пресвятой Богородицы, принесенную с Дона. Одержав победу над татарскими войсками, царь велел поставить каменную церковь и поместить в нее чудотворную Донскую икону Богоматери. После обновления монастыря в период правления царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича обитель становится местом царского богомолья, и сюда 19 августа (по церковному календарю) совершается ежегодный крестный ход из Кремля. Известны две древние иконы Донские, которые датируются концом XIV в.: одна — большая, работы Феофана Грека, с изображением Успения на обороте, бывшая до 50-х годов XVI в. в Успенском соборе г. Коломны и перенесенная затем в Благовещенский собор Московского кремля; другая — малая, подаренная в Троице-Сергиеву Лавру в память о благословении русского воинства на битву прп. Сергием Радонежским. В 1668 г. Симоном Ушаковым был выполнен список, стоявший до революции в Малом Донском соборе. Все три иконы пребывают ныне в стенах Государственной Третьяковской галереи. В настоящее время в иконостасе Большого собора Донского монастыря, справа от Спасителя, находится копия древней большой иконы. С начала 90–х каждый год в день празднования чудотворная Донская икона Пресвятой Богородицы привозится на поклонение из Третьяковской галереи в Донской монастырь, после чего всю ночь у нее служатся молебны. В этом году, когда отмечается 625-летие Куликовской битвы, русские православные люди с особым чувством вспоминают участие Богородицы в судьбе русского народа, в истории России и молятся о том, чтобы и сегодня, несмотря на глубину нашего нравственного падения, Матерь Божия не отвернулась от нас грешных и помогла одержать еще одну победу — на поле человеческих душ. Диакон Михаил Асмус Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/38087.html

424. Речь пред ракою Преподобного Сергия Радонежского по случаю взятия Государем Императором Александром Николаевичем от св. Мощей Его Иконы для отправления в действующую армию (Говорена сентября 7-го; напечатана в Моск. Ведом. и в Тв. Св. Отцев 1855 г.) 1855 год Преподобне Отче Сергие! От юности возлюбив отечество небесное, Ты однако и земного отечества не пренебрег, но возлюбил оное крепкою духовною любовью. Посему, еще в земном житии Твоем, Благоверного Князя Димитрия Твоею молитвою и прозорливым советом к брани против неверных подкрепил, почему и победа над врагами последовала. И по преселении Твоем в отечество небесное не престал Ты на отечество земное простирать покровительствующие взоры. Когда оно в бедственные дни потрясенного престола, и даже в первые дни престола возстановленного, много страдало от врагов: знамения Твоей против них невидимой помощи были так ясны, и так признаны, что благочестивый Царь Михаил, за внезапное поражение одного из жесточайших врагов России, Твоей обители, Тебе особенно благодарение приносил; а преемник Его благочестивый Царь Алексий за полученную над врагом победу и послание благодарственное к Тебе писал; и сей Твой образ, как знамение спасения, и в полках его носим был. И по сему примеру он носим был также и в полках Императора Петра Первого, и в ополчении Александра Первого во дни нашествия на Россию двадцати народов. Се и ныне Благочестивейший Самодержец наш Александр Николаевич, наследовав с престолом и веру своих предков, желает сей Твой образ верному своему воинству явить, как знамение Божия, по твоим молитвам, благословения и покровительства. Благослови, Преподобне Отче, сие дело веры. И моими недостойными руками только видимо, невидимо же Твоими святыми руками, преподаждь Благочестивейшему Самодержцу сей образ Твой, и с ним посети и посещай Христолюбивое воинство его. И не престани взывая ко Господу сил, да простив нам грехи, которыми привлекаем на себя скорби, благословит Благочестивейшего Царя нашего и воинство Его благословением благостынным и да дарует Ему победу миротворную и победоносный мир. Читать далее Источник: Творения. Слова и речи : в 5 т./свт. Филарет митр. Московский. - [Репр. изд.]. - Москва : Новоспасский монастырь, 2003-2007./Т. 1: 1803-1821 гг. – 2003. – IV, 299, III с.; Т. 2: 1821-1826 гг. – 2005. – I, 426, IV с.; Т. 3: 1826-1836 гг. – 2006. – I, 480, V с.; Т. 4: 1836-1848 гг. - 2007. - 8, 635, VII с.; Т. 5: 1849-1867 гг. – 2007. – I, 581, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней СОБЫТИЯ ВО ВРЕМЯ СЕВАСТОПОЛЬСКОЙ ВОЙНЫ СОБЫТИЯ ВО ВРЕМЯ СЕВАСТОПОЛЬСКОЙ ВОЙНЫ Письмо о. Саввы к Русинскому монаху о. Денасию:     " ... В 1853 году, при благочестивом Императоре Николае, которого Господь да упокоит в Царствии Небесном со всеми святыми, где присещает свет лица Господа нашего Иисуса Христа, где всех веселящихся жилище, - в то время я с блаженным старцем моим, иеросхимонахом Иларионом, пребывали в безмолвии в пределах Дионисиатского монастыря на холме, и совершали богослужение в священном храме св. Апостола Иакова, брата Господня. Тогда произошла ужасная война России при Севастополе с турками и их союзниками-еретиками. И когда мы с прискорбием узнали об этом, то опечалились сердечно, так как блаженный старец мой очень любил русских, и много раз я слышал, что он благодарит Бога за то, что народ его не попал в руки турок или еретиков, но в руки православных христиан. И как только услыхали мы об этой ужасной войне, старец мой сказал мне: " Смотри, чадо мое, так как братия наши, русские христиане, теперь находятся среди огня и крови, то поэтому должно нам горячо и со слезами просить Бога, дабы могли они победить врагов и смирить их, чтобы чрез то прославилось всесвятое имя Его и народ русский, достояние Его. Ты же, чадо мое Савва, кроме литургии, которую совершаешь ежедневно, и за которой просишь за русских у Бога, - тебе завещаю еще прочитывать всю псалтирь царя и пророка Давида каждый день и делать метания (земные поклоны) в помощь братиям нашим " . - Я ответил: " Ради тебя все, что могу, сделаю " . Когда начинали литургию и я возгласил: " Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа... " он отвечал: " Аминь " . И я начал мирную ектению: " Миром Господу помолимся " . Старец отвечал по-грузински: " Упало, шегвицкале " ( " Господи, помилуй " ) скоро. - " О свышнем мире... " и старец говорил: " Упало, шегвицкале " , но медленнее и с великой скорбью. Далее: " О благочестивых православных христианах " - тогда старец со многим сокрушением и слезами, имея руки воздетыми к небу, пел медленно: " Упало, шегвицкале " , ударяя себя в грудь правой рукой и, падая ниц на землю, ударял три раза головою о пол и орошал его слезами. Далее: " О благочестивейшем и боголюбивейшем Императоре нашем Николае и Супруге, чадех, палате и воинстве его " - старец отвечал с сокрушением, имея воздетыми руки и взирая вверх: " Упало, шегвицкале " .

http://isihazm.ru/1/?id=1429

После взятия Казани во время торжественной встречи государя в Москве у Сретенского мон-ря царь обратился к митрополиту со словами благодарности за усиленные молитвы. В ответном слове, приводя исторические примеры помощи Божией русским князьям, М. сказал: «...на тобе же, благочестивом царе, превзыде свыше Божиа благодать: царствующий град Казанский со всеми окрестъными тебе дарова» (ПСРЛ. Т. 13. С. 226). В Успенском соборе в присутствии царя М. отслужил торжественный молебен. Есть основания полагать, что во время Казанского похода, как и в XIV в. во время борьбы с Мамаем, в рус. храмах «творились каноны и молитвы» К-польского патриарха Филофея Коккина (1354-1355, 1364-1376) «на поганыя» ( Макарий (Веретенников). 2002. С. 145-146). Имена погибших под Казанью воинов были внесены в синодики. 8 янв. и 26 февр. 1553 г. М. в Чудовом монастыре крестил приведенных в Москву казанских ханов 5-летнего Утемиш-Гирея (формально правил в Казани в 1549-1551) и Едигера-Магмета (Ядыгар-Мухаммед, хан в 1552). Тема Казанских походов отразилась в сюжете самой известной русской иконы эпохи М.- «Благословенно воинство Небесного Царя» (см. также: Кочетков И. А. К полемике об иконе «Благословенно воинство небесного царя…»//Иконогр. новации и традиции в рус. искусстве XVI в.: Сб. ст. пам. В. М. Сорокатого. М., 2008. С. 329-338; Евсеева Л. М. Еще раз к полемике об иконе «Благословенно воинство небесного царя…»//Там же. С. 339-346). В 1555 г. в Москве состоялся Собор «о многоразличных чинех» (ПСРЛ. Т. 13. С. 259), на котором была учреждена Казанская епархия, включившая территорию Казанского, а с 1556 г.- и покоренного Астраханского ханства. Новая епархия (см. в ст. Казанская и Татарстанская епархия ) получила статус архиепископии, ей было определено место по старшинству после Новгородской. 3(7) февр. архиепископом Казанским и Свияжским был поставлен свт. Гурий (Руготин), бывш. игумен Иосифова Волоколамского и селижаровского Свято-Троицкого мон-рей. Поставление 1-го Казанского иерарха носило особо торжественный характер: помимо 10 архиереев в летописи поименно указан ряд архимандритов, игуменов и протопопов, отмечается, что всего служивших в Успенском соборе было 76 чел., «опричь подьяков» (Там же. С. 250).

http://pravenc.ru/text/2561278.html

Будем молить Господа о благословении нового Царя, и с Ним царства, и о укреплении христолюбивого воинства на сопротивных. А в кончине благочестивейшего Государя Николая Павловича с благоговением почтим непреложные судьбы воли Божией, которая явственно знаменуется в этом скорбном для нас событии. Еще в бодрых летах, в крепких силах, а при каком одушевлении, при каком горячем стремлении всеобщей любви и преданности, можно сказать, всего государства Государь скончался! Эта верноподданническая любовь и преданность к Государю, по мере усиления неприязненных умышлений врагов, со всех концов России в необыкновенном восторге и готовности принести все в жертву для блага Царя и царства, наперерыв текли и стремились к престолу Царя, в живейших чувствах для чувства Царя выражались и в самое сердце Царево изливались. Но и эта пламенная любовь, и эта живая преданность не поддержали оскудевающих сил, не согрели охладевающей жизни Царя. Царь, после кратковременной, но сильной болезни, вопреки общего чаяния, скончался тихо, мирно, скончался в Царском дому Своем, в объятиях пораженной горестию дражайшей супруги, орошаемый горькими и горячими слезами многочисленного, Августейшего, благословляемого Им с отеческою любовию и нежностию семейства, скончался среди сетования всей Палаты, среди общей печали и скорби всего Правительствующего Синклита и высших государственных сословий. Сопроводим и мы усопшего в Господе Царя, христиански отшедшего с священно-таинственным напутствием тела и крови Христовой, в полном сознании и благоговейном чувстве Им восприятых, сопроводим совокупною молитвою пред небесного Царя, дабы Ему неосужденно предстать пред горний Престол небесного величествия и славы. Господи, Иисусе Христе! Приими в бесконечной милости Твоей душу преставлявашагося Государя нашего, постави Его пред престолом величествия Твоего непостыдно, возложи на Него венец нетления, вчини Его в лике Царей праведных, верных исполнителей вседержавной воли Твоей, да услышит Он радостный глас из Божественных уст Твоих: благий рабе и верных! вниди в радость Господа Твоего. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Слышавше татие Церкве и разбойницы царства глас твой, святителю, яко власть имущаго, благодатию истины исполненный, скрежетаху зубы своими и трепетаху яко беси, иже и ныне трепещут силы твоея у раки мощей твоих. Мы же, почитая сию силу, яко Божию, во утверждение православнаго царства на камени церковнем источаему, поем ти сильному о Господе: Радуйся, крепкий поборниче противу самозванных повелителей: радуйся, обличителю непризванных спасителей. Радуйся, суемудраго инославия —17— праведное поругание: радуйся, спасительнаго православия немолчное назидание. Радуйся, церковь и царство союзом нераздельныя любве соединивый: радуйся, царя и царство в послушание православия пленивый. Радуйся, православныя державы незыблемое утверждение: радуйся, царю нашему скорая помоще и наставление. Радуйся, святителю Ермогене, пастырю добрый Руси православныя. Кондак 5 Нову звезду показа тя на небесех славы в сонме священномучеников Господь Вседержитель, зане и на земли был еси звезда светла, осиявающа царя и царство светом православия и путеводствующа ко угождению Единому Богу, поя Ему: аллилуиа. Икос 5 Видеша тя православии, яко светило церковное, безоблачно сияющее в просвещение омраченных страстьми, устремишася к тебе из мрака обольщения лестию и страхом человеческим и восприяша от тебе спасительное дерзновение, еже даруй и нам грешным, поучающимся у раки мощей твоих сим пением: Радуйся, почитаяй царя, яко Божие дарование: радуйся, мняй бати ему всем развращенным в наказание. Радуйся, царя Феодора к ограждению немощных верою склонивый: радуйся, быти ему отцем любящим и вечное спасение их умоливый. Радуйся, царя Василия твердости учивый: радуйся, в радости и в горе друг ему бывый. Радуйся, царя нашего пребывающее благословение: радуйся, во всех делех небесное ему поможение. Радуйся, святителю Ермогене, пастырю добрый Руси православныя. Кондак 6 Проповедник велия благодати, ниспосылаемыя православным людем неусыпающими молитвами Богоматере был еси, святителю Ермогене. Сего ради удостоился еси от Пречистыя взяти от земли святую икону Ея, во граде Казани явленную, и прославити ю по достоянию, яко щит и заступление Руси, поя Честнейшей горних воинств: аллилуиа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По сведениям Д. А. Ровинского, миниатюрный портрет И. В. был на грамоте 1571 г. из б-ки А. Д. Черткова: «...написан в чисто иконном стиле, без претензий на сходство» ( Ровинский. 1887. Т. 2. Стб. 1013. Примеч. 2). В росписи 1561 г. средней Золотой палаты царского дворца в Московском Кремле по сторонам композиции с венчанием на царство вел. кн. Владимира Мономаха были изображены вел. кн. Василий III и И. В. ( Забелин. 2000. С. 177). Царь Иоанн IV. Иконописный портрет. Кон. XIX - нач. XX в. (?) (Национальный музей Дании, Копенгаген) Царь Иоанн IV. Иконописный портрет. Кон. XIX - нач. XX в. (?) (Национальный музей Дании, Копенгаген) По сведениям Ровинского, перечисленные изображения относятся к репрезентативному типу портретов рус. средневек. традиции, где царские регалии в изображении государя подчеркивают его статус носителя власти. В сер. XVI в. для Успенского собора Московского Кремля была создана монументальная икона «Благословенно воинство Небесного Царя» (ныне в ГТГ). На ней изображено воинское шествие от горящего города к вратам Нового Иерусалима. Войско возглавляет арх. Михаил, за ним следует всадник в доспехах и шлеме с алым стягом. В центре посреди войска представлена фигура в имп. одеждах, идентификация к-рой до сих пор является предметом научных споров. Некоторые исследователи 20-80-х гг. XX в., связывая как идею создания иконы, так и ее сюжет с победой И. В. над Казанским ханством в 1552 г., были склонны видеть в изображении императора И. В. В лит-ре 90-х гг. XX в. (Н. В. Квливидзе, В. М. Сорокатый) возобладала иная т. зр., согласно которой сюжет основан на текстах литургических песнопений в честь св. мучеников, а центральная фигура является изображением имп. равноап. Константина Великого (библиографию вопроса см.: Кочетков И. А. К полемике об иконе «Благословенно воинство Небесного Царя»//Иконографические новации и традиция в рус. искусстве XVI в.: Сб. статей памяти В. М. Сорокатого. М., 2008. С. 336-337). Царь Иоанн IV. Фрагмент композиции «Древо государей российских».

http://pravenc.ru/text/469782.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010