После «да исправится» великие поклоны, сугубая и другие ектении, как это в литургии Златоустого. Если же праздник, то перед ектениями чтение Апостола и Евангелия в честь празднуемого святого. Во время чтения последней, пред великим входом, ектении, иерей молится: «Владыко снятый преблагий, молим Тя в милости богатаго, милостива быти нам грешным, и достойны нас сотвори подъятия единороднаго Твоего Сына, и Бога нашего, Царя славы: се бо пречистое Его Тело, и животворящая Кровь, в настоящий час входящая, на тайней сей предложитися хощет трапезе, от множества воинства небеснаго невидимо дориносима; ихже причастие неосужденно нам даруй, да теми мысленным оком озаряеми, сынове света и дне будем, (возглашает) по дару Христа Твоего, с нимже благословен еси, с пресвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков». Лик: «Аминь». И поется: «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат: се бо входит Царь славы, се жертва тайная совершена дориносится, верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа». «Владыка святый, премилосердый! молим Тебя, так щедрого в своей милости, будь милостив к нам грешным; сотвори, чтобы достойны мы были подъять единородного Твоего Сына и Бога нашего, Царя славы. Потому что вот пречистое Его Тело и жизнь дающая Кровь, невидимо окружаемые и охраняемые множеством воинства небесного, имеют быть перенесены в настоящий час и предложены на этой таинственной трапез. Даруй нам причаститься их без осуждения, чтобы мы, озаряемые ими внутренно, сделались сынами света и дня (возглашает) по дару Христа Твоего, с которым Ты благословен, а также с пресвятым и благим и жизнь дающим Твоим Духом, теперь и всегда и в вечные веки». Народ: «Аминь». И поет песнь входа: «Теперь невидимо служат с вами небесные силы, потому что вот идет Царь славы; вот жертва тайная, совершенная дориносится 248 . Приступим с верой и любовью, чтобы сделаться причастниками жизни вечной. Аллилуиа (трижды)». Во свидетельство глубочайшего благоговения иерей переносит божественные дары с жертвенника на престол на голов и держа правой рукой. Весь народ преклоняется до земли и остается в таком положении до тех пор, пока не перенесут их на престол.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Стих 18: И правда Его на сынех сынов, хранящих Завет Его и помнящих заповеди Его творити я . Правде Божией свойственно награждать истинных почитателей Господа, и Он обильными дарами награждает не только их самих, но и вместе их потомков, обыкновенно вместе с благословением Божиим наследующих от предков их благочестие, подобно им хранящих Завет Его и помнящих заповеди Его творити я . Поистине Господь велик в милости и истине, сохраняет милость в тысячи родов ( Исх. 20, 6 ), как Сам Он сказал Моисею. Стих 19: Господь на Небеси уготова ( утвердил ) престол Свой и Царство Его всеми обладает. Прославив Господа за Его благость к людям, псалмопевец теперь приступает к прославлению Его как Царя и Владыки вселенной, утвердившего престол Свой на Небесах и с высоты Своей святости простирающего Свою царскую власть на весь свет, на весь мир и на всех в нем обитающих. Стих 20: Благословите Господа вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его (как только услышат глас слова Его). Ангелы и без приглашения людей немолчно благословляют , т.е. прославляют Господа словами: свят, свят, свят Господь Саваоф! ( Ис. 6, 3 ); но псалмопевец приглашает их не отделять их славословия от его собственной хвалы, просит их соединиться с ним для взаимного славословия общему Владыке. Сильнии крепостию, творящии волю Его . Как слуги Царя Небесного, готовые приводить в исполнение все Его повеления, они обладают совершенно достаточной к тому силой и могуществом, как бы ни казались трудными возлагаемые на них поручения. Стих 21: Благословите Господа вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его . Силами, или Воинствами Небесными, в Священном Писании иногда называются Ангелы ( Быт. 32, 2–3 ; Лк. 2, 13 ), иногда же звезды ( Втор. 4:19, 17:3 ; Мф. 24, 29 ). Об Ангелах уже сказано в предшествующем стихе; здесь же идет речь о звездах. Силами, или воинствами небесными, они называются потому, что стройным чином в своем расположении и движении они похожи на благоустроенное войско, предводимое искусным военачальником и хорошо обученное воинскому строю. Слуги Его . Звезды называются слугами Господа, потому что строго, с покорностью верных слуг, следуют законам, предначертанным им Его волей, – в своих движениях не сталкиваются, знают свои пути и не сбиваются с них.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Песнь 7 Ирмос: Отроки Еврейские в печи/попрали пламя дерзновенно,/и огонь превратили в росу, взывая:/«Благословен Ты, Господи Боже, вовеки!» Припев: Святая блаженная матерь Ксения, моли Бога о нас. Отроков еврейских Ангел/от огня невредимыми сохранил,/и тебя, Ксения, в странническом житии укрепил, поющую:/«Благословен Ты, Господи Боже, вовеки!» Детям евангельски подражала ты в житии твоем,/путем узким жизнь пройдя в незлобии;/потому на подвиг этой добродетели/укрепи и нас, поющих:/«Благословен Ты, Господи Боже, вовеки!» Слава: Отрокам в печи халдейской подражая, Ксения,/воспевала ты Христа, давшего тебе крепость;/потому и мы, почитая тебя, блаженная,/с дерзновением взываем:/«Благословен Ты, Господи Боже, вовеки!» И ныне: Отроковица Дева!/Простри на нас милость Сына Твоего,/дабы мы от тьмы внешней избавились мольбами Твоими и пели:/«Благословен Ты, Господи Боже, вовеки!» Песнь 8 Ирмос: Победителями мучителя и пламени/благодатию Твоею став,/усердно заповедям Твоим приверженные,/отроки возглашали:/«Благословляйте, все творения Господни, Господа!» Припев: Святая блаженная матерь Ксения, моли Бога о нас. Победительницей страстей явилась ты, Ксения,/страшные искушения вражеские побеждая/и непрестанно воспевая:/«Благословляйте, все творения Господни, Господа!» Побеждая всякие страсти греховные,/ты, блаженная, явилась как светлая звезда:/ибо приводишь женщин, впавших во грехи/к жизни целомудренной, да в покаянии воспевают:/«Благословляйте, все творения Господни, Господа!» Слава: Победительницей греха явилась ты, блаженная матерь,/благодать Всевышнего имея./Потому достигла обителей небесных,/где ныне со Ангелами воспеваешь:/«Благословляйте, все творения Господни, Господа!» И ныне: Победам верных в борьбе духовной/Ты способствуешь, Пресвятая Дева;/потому и людям града нашего/помощь Твою ниспошли,/дабы нам воспевать Тебе всегда:/«Благословляйте, все творения Господни, Господа!» Песнь 9 Ирмос: Царя небесного,/Которого воспевают воинства Ангелов,/воспевайте и превозносите/во все века.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Н Господи, помилуй (12 раз). П По милости, и состраданию, и человеколюбию единородного Твоего Сына, с Которым Ты благословен, вместе со всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Н Аминь. Песнь 7 Пришедшие из Иудеи отроки, /в Вавилоне некогда верою в Троицу /пламя печи попрали, воспевая: /«Благословен Ты, Бог отцов [наших ] !» Припев. О Спаситель, возжелав устроить наше спасение, /Ты вселился в утробу Девы /и заступницей мира Её соделал: /благословен Ты, Бог отцов наших! Припев. Подателя милости, Тобою рождённого,Матерь чистая, умоли /избавить от согрешений и нечистоты душевной /тех, кто с верою взывает: /«Благословен Ты, Бог отцов наших!» Слава. Ты соделал родившую Тебя /сокровищницей спасения, и источником бессмертия, /и надёжною твердыней, и вратами покаяния для взывающих: /«Благословен Ты, Бог отцов наших!» И ныне. Благоволи исцелить, Богородительница, /расслабленность телесную и недуги душевные /тех, кто с любовью приходит под защиту Твою, /о Дева, Спасителя Христа нам родившая. Песнь 8 Царя Небесного, /Коего воспевают ангельские Воинства, /воспевайте и превозносите во все века! Припев. Не презри, о Дева, /просящих Тебя о помощи, /воспевающих и превозносящих Тебя вовеки. Припев. Ты исцеляешь немощи души моей /и страдания плоти, о Дева, /дабы я прославил Тебя, Чистая, вовеки. Слава. Ты изливаешь обилие исцелений /на тех, кто с верою воспевает Тебя, о Дева, /и превозносит непостижимо Рождённого Тобой. И ныне. Ты изгоняешь прилоги искушений /и нашествия страстей, о Дева, /посему мы Тебя и воспеваем во все века. Песнь 9 Спасённые через Тебя, о Дева чистая, /мы воистину Богородицей Тебя исповедуем, /с бесплотными ВоинствамиТебя прославляя. Припев. Не отвергни потоков слёз моих, /о Дева, родившая Христа, /отирающего с каждого лица слезу каждую. Припев. О Дева, принявшая полноту радости, /радостью наполни сердце моё, /уничтожив скорбь греха. Припев. О Дева, будь тихой гаванью и защитойдля прибегающих к Тебе, /и несокрушимой твердыней, /убежищем, и покровом, и веселием.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Боже Великий и достохвальный, перенесший нас из тления в нетление животворящей смертью Христа Твоего! Ты освободи все наши чувства от страстного умерщвления, приставив к ним внутреннее внимание в качестве доброго господина. Око пусть будет непричастно какому-либо злому взгляду, слух закрыт празднословия, язык же пусть очистится от неподобающих слов. Очисть наши уста, восхваляющие Тебя, Господи, сделай, чтобы наши руки отторгали злые дела, совершали же только то, что Тебе угодно, утверждая все наши члены и мысль Твоей благодатью. Содержание молитвы соответствует Великому посту как времени духовного трезвения, когда верующий призывается следить за своими чувствами и мыслями. Вторая молитва верных иного содержания. Она готовит к предстоящему великому входу, во время которого освященные Святые Дары будут переноситься с жертвенника на престол: Владыко Святый, Преблагий! Молим Тя, в милости богатаго, милостива быти нам, грешным, и достойны нас сотворити подъятия Единороднаго Твоего Сына и Бога нашего, Царя славы. Се бо пречистое Его Тело и животворящая Кровь, в настоящий час входящия, на тайней сей предложитися имут трапезе, от множества Воинства Небеснаго невидимо дориносимыя: ихже Причастие неосужденно нам даруй, да теми мысленное око озаряюще, сынове Света и дне будем. Владыка Святой, Сверхблагой! Молим Тебя, изобилующего милостью, быть милостивым к нам, грешным, и сделать нас достойными поднять (на руки) Единородного Сына Твоего и Бога нашего, Царя славы. Ибо вот Его пречистое Тело и животворящая Кровь, в настоящий час входящие, должны быть предложены на этом таинственном жертвеннике, будучи невидимо сопровождаемы множеством Небесного Воинства. Даруй нам приобщение к ним не в осуждение, дабы, освещая ими мысленное око, мы были сынами Света и дня. Молитва завершается возгласом: «По дару Христа Твоего, с Нимже благословен еси, с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков». Хор отвечает «Аминь» и начинает петь первую часть той херувимской песни, которую положено исполнять только на литургии Преждеосвященных Даров:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

О, еслибы все христиане соединены были между собою стольже тесною любовию, и благополучие других почитали своим собственным благополучием: тогда мирно текли бы в обители Отца небесного, и еще в сей жизни от блаженства, переходили бы к блаженству! Аминь. Слово в неделю Ваий. И вшедшу Ему во Иерусалим, потрясеся весь град, глаголя: Кто есть сей? ( Матф. 21, 10 ). Смутился сиротствующий Иерусалим, когда волхвы возвестили ему рождение Царя Иудейского. Смутился и тогда, когда узрел Царя сего во славе грядущего во град престольный. Кто есть сей, сопровождаемый толиким множеством народа? Он вступает в город, как Победитель, как Царь. Его встречают с ваиями. Народ устилает ризами путь Его, сопровождает радостными приветствиями: Осанна! Благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев! Самые дети восклицают: Осанна Сыну Давидову! – И потрясеся весь град, глаголя: Кто есть сей? Рцыте дщери Сионове, – вещает Пророк, – се Царь твой грядет к тебе. Не бойся, дщи Сионя! Он грядет к тебе кроток ( Ис. 62, 11 ; Зах. 9, 9 ). Не грозное воинство окружает Его, но простой народ, привлеченный безчисленными Его благодеяниями и чудесами. Царь мира ничего не может желать, кроме мира. Благословенный приносит одно благословение. Спаситель идет спасти погибающих. Но утешительный глас пророков невнятен для сердец, омраченных и оглушенных страстями. Царь Израилев предвидел, что, пришедши во своя, Он будет отвержен своими ( Иоан. 1, 11 ). И яко приближися, видев град, плакася о нем, глаголя: яко аще бы разумел и ты, в день сей твой, еже к миру твоему: ныне же скрыся от очию твоею ( Лук. 20, 41–42 )! Он плакал не о том, что глухой ропот завистников скоро имел претвориться в ужасную бурю мятежа, что враги готовы были поразить Его жесточайшими мучениями, – Он для сего и пришел! Но слепота врагов, уготовляющих самим себе погибель, извлекала из очей Его слезы. Он плакал; ибо и в том самом народе, который восклицал: да живет Царь Израилев! – видел изменников, которые скоро перейдут на сторону врагов и будуть восклицать с ними: достоин есть смерти, – Он Царя Себе творит ( Иоан. 19, 7. 12 )!

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Nikolsk...

Внимай теперь, что вещает евангелист, освященный провозгласитель праздника: «Когда приблизился Господь к Виффагии и Вифании, при горе, называемой Масличной, послал двух учеников Своих, сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете ослицу привязанную и осленка; «отвязав, приведите их ко Мне» ( Мф. 21:2 ). И сделали ученики, как повелел им Иисус, и положили на осленка одежды свои, и сел Иисус. Когда же Он приблизился и стал спускаться с горы Масличной, многие из народа, пришедшего на праздник, взяли пальмовые ветви и вышли навстречу Иисусу, и предшествующие и сопровождающие восклицали: «осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне!» ( Мф. 21:9 ). Таково торжественное происхождение нынешнего праздника! Таков ныне воспоминаемый вход в Сион Царя царствующих! Поэтому, братие, как некогда народ, пришедший на праздник, изыдем ныне во сретение Ему все. Ныне все небесное с земным и преисподним да славословит; все уста и всякое дыхание да отверзаются для прославления Божия. Херувимы да восклицают: Свят, Свят, Свят трисвятый Господь Воинств, полны небеса и земля славы Его! Серафимы да славословят; пророки да проповедуют. Один пусть скажет: да возвеселятся небеса, и да радуется земля ( Пс. 95:11 ); другой: «Радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй, дщи Иерусалимля» ( Зах. 9:9 ); иной, взирая на Царя Христа, да восклицает: «се, Агнец Божий, вземляй грехи мира!» ( Ин. 1:29 ), а иной да проповедует о Господе нашем: «Сей Бог наш, не вменится ин к Нему» ( Вар. 3:36 ); иной же: Се, Муж, и вместе Бог , Восток имя Ему ( Зах. 6:12 ). И Давид, взирая на Христа, Который имел произойти от него по плоти, да скажет: «Бог Господь, и явися нам» ( Пс. 117:27 ). И в другом месте, преклоняя колени, опять да возгласит Христу: Вся земля да поклонится Тебе! ( Пс. 65:4 ). Так праздновался и прежде вход Господа на жребяти в Сион. Везде слышались согласные пения народов; одни держали пальмовые ветви; иные следовали сзади; одни отвязывали жребя, другие постилали одежды; одни отворяли врата, другие очищали пути; одни уготовляли жребя, другие возвещали победу; иные потрясали ветвями, иные же говорили младенцам: «Хвалите, отроки, Господа», и дети отвечали: осанна, благословен грядый во имя Господне! Вот новое, неслыханное событие и чудо в этом празднике: дети исповедуют Христа Богом, а священники поносят Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

83 жилища Твои. Иными словами, храм. Господи сил! За таким обращением часто стоит представление о Боге, как Вожде небесного воинства, Защитнике Своего народа. 83 сердце... и плоть... восторгаются к Богу живому. Иными словами, душой и телом псалмопевец стремится к Господу. 83 Блаженны. См. ком. к Пс. 1,1 . в доме Твоем. В храме как месте земного пребывания Бога. Однако, возможно, здесь речь идет о жизни в постоянном Божием присутствии так, как если бы человек жил в доме у Господа. 83 Блажен. См. ком. к Пс. 1,1 . человек, которого сила в Тебе. Т.е. человек, во всем полагающийся на Господа. у которого в сердце стези направлены к Тебе. Т.е. у которого все помыслы о Боге. 83 долиною плача. Возможно, это парафраза понятию земных страданий, земной жизни. дождь покрывает ее благословением. Как дождь является благословением Божиим для сухой долины, так для человеческой жизни благословением является Божия благодать. 83 на Сионе. См. ком. к Пс. 2,6; 49,2; 73,2 . 83 Боже... призри на лице помазанника Твоего. Стремясь к встрече с Богом, псалмопевец возносит молитву и о царе, ибо царь не просто политический лидер Израиля, но и земное отражение Царя Небесного. Он представляет пред Господом свой народ. 83 во дворах Твоих. Т.е. в местах Божиего присутствия. 83 Господь Бог есть солнце. Эта метафора подразумевает, что Бог источник света и тепла. Глава 84 Пс. 84 Этот псалом начинается с благодарения за благодеяния Господа в прошлом и упования на милость Божию в будущем. Это плач об утрате общения с Богом и призыв к его восстановлению. 84 Ты умилосердился к земле Твоей. Псалмопевец обращается к дням минувшим, когда Бог приходил на помощь Израилю ( 4Цар. 13,23 ; Зах. 10,6 ). 84 простил беззаконие народа. Несчастья Израиля всегда являлись результатом его прегрешений пред Богом. Чтобы смягчить гнев Божий и добиться прощения грехов, необходимо покаяние согрешившего и еще более милосердие Господа. 84 Восстанови нас. Прошлые благодеяния Бога питают надежду в настоящем и будущем. 84 милость Твою. Т.е. милосердную любовь, которую Бог дарует тем, с кем Он заключил завет.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Соберемся с верою и любовию,/воскликнем по-праздничному и все начнем рукоплескать/в день нынешнего торжества верховного начальника нашего;/Воинства Небесные да веселятся,/и да воспевают того, кто был пронзен/за Пронзенного копьем Царя-Господа,/и гордыню Лия низложил дерзновенно./Да удивляются земля и море/светлого светильника преславным знамениям./Как должно да восхвалят/юные – юности обуздателя,/в старости жезл, в бедах защитника;/нищие – благотворителя,/те, кто в путешествии – руководителя,/сподвижника – воины/и плывущие в пучине – спутника,/во всем своего твердого заступника./Град Фессалоника! В молитвах так возгласим:/“Преславный Димитрий, поспеши и избавь нас от всякой нужды/и спаси рабов твоих молитвами твоими!” И ныне, Богородичен, глас тойже. Творение Германа Патриарха: И ныне, Богородичен, глас тот же. Творение Германа Патриарха Вострубим трубою песней,/преклоншися бо свыше, Всецарица Мати Дева/благословеньми венчавает воспевающия Ю./Вернии людие да стекутся,/и Царице да восплещут в песнех, Царя рождшей,/смертию одержимыя перве разрешити человеколюбно Благоволившаго./Пастырие и учителие,/добраго Пастыря, Пречистую Матерь, сошедшеся, восхвалим:/свещник златозарный, светоносный облак,/небес Пространнейшую,/одушевленный кивот, огнезрачный Владычень Престол,/манноприемную златую стамну,/заключенную Слова дверь,/всех христиан прибежище./Песньми Богоглаголивыми похваляюще, сице рцем:/Палато Слова, сподоби смиренныя ны Небеснаго Царствия,/ничтоже бо невозможно ходатайству Твоему. Вострубим трубою песней,/ибо, склонившись свыше, всех Царица, Матерь-Дева/благословениями венчает воспевающих Ее./Верные люди да соберутся/и да рукоплещут в песнопениях Царице, Царя родившей,/– Того, Кто прежде удерживаемых смертью/освободить человеколюбиво благоволил;/Пастыри и учителя!/Доброго Пастыря Пречистую Матерь, сойдясь, восхвалим./Светильник, золотом сияющий, светоносное Облако,/Небес Пространнейшую, Одушевленный Ковчег,/огневидный Престол Владыки,/золотой Сосуд, вместивший манну,/Слова затворенную Дверь,/всех христиан Прибежище,/песнями Богогласными восхваляя, так возгласим:/“Дворец Слова,/удостой нас, смиренных, Небесного Царства:/ибо ничего нет невозможного для ходатайства Твоего!”

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/velikomuc...

Иконография цикла была близка рельефам трона. Согласно описанию, В. В. был изображен: восседающим на троне в палатах, выступающим в поход (в отличие от рельефной композиции был изображен в доспехах) и венчающимся на царство. Парадное изображение В. В. помещалось на стене, «что от Благовещения Пресвятыя Богородицы». Он представлен сидящим «под золотым царским местом» в полном имп. облачении: «В правой руке держит скипетр, на главе венец царский… на плещах диадима и крест на персях с чепью златой». Рядом с В. В. был написан образ имп. Константина Мономаха. Сходство их иконографий (одежды, регалии) подчеркивало «равночестность» рус. князя и визант. императора. «Портрет» В. В., поясной в медальоне, был расположен на стене, обращенной к Красному крыльцу; он был представлен в ряду др. вел. князей, сродников первого рус. царя, чьи изображения также были заключены в медальоны. Еще один цикл иллюстраций «Сказания» был создан для Лицевого летописного свода (Голицынский том. РНБ. F. IV. Л. 1-9, 70-е гг. XVI в.). Изображения В. В. присутствуют и на др. миниатюрах Лицевого летописного свода, где описаны события времени его княжения (Л. 16-23, 36-39). Он представлен либо как правитель в парадной княжеской одежде, либо как военачальник - на коне в доспехах. В обоих случаях его голову венчает круглая княжеская шапка цвета светлой охры с рисунком, имитирующим 2 нашивки, расходящиеся под углом от центра очелья (в таких головных уборах написаны все князья). У В. В. седые курчавые волосы и длинная седая курчавая же борода, раздваивающаяся на конце. Лишь на первых 2 миниатюрах (Л. 1, 1 об.) со сценами въезда князя в Киев и его вокняжения В. В. изображен с темными волосами и темной короткой бородой. Изображение В. В. помещено в Титулярнике 1672 г. (РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. III . 7). Он представлен как «средовек» с длинной окладистой бородой и короткими кудрявыми волосами, погрудно, в 3/4-ном повороте, на голове княжеская шапка с меховой оторочкой, ворот платья «расшит драгоценными камнями и жемчугом». Портрет выполнен в стилистике XVII в., его иконография, очевидно, восходит к изображениям Золотой палаты. Лит.: Подобедова О. И. К вопросу о составе и происхождении Лицевого летописного свода 2-й пол. XVI в.//ПИ. 1961. Т. 9. С. 280-232; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 132; Амосов А. А. Лицевой летописный свод Ивана Грозного. М., 1988; Сорокатый В. М. О содержании иконы «Благословенно воинство небесного царя»//Искусство Византии и Др. Руси: К 100-летию со дня рождения А. Н. Грабара. СПб., 1996; Морозов В. В. , Чернецов А. В. Легенда о мономаховых регалиях в искусстве Москвы XVI в.//Рим, К-поль, Москва: сравн.-истор. исслед. центров идеологии и культуры до XVII в.: Междунар. семинар истор. исслед. «От Рима к Третьему Риму» (Москва, 28-30 мая 1886). М., 1997; Соколова И. М. Мономахов трон: Царское место Успенского собора Моск. Кремля. М., 2001. Т. Е. Самойлова

http://pravenc.ru/text/Владимира ...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010