Мы видим на мозаиках и барельефах святых Александра Невского и Дмитрия Донского, Довмонта Псковского и Меркурия Смоленского. И то, что русские святые воины и благоверные князья на барельефах Южных и Северных врат храма изображены вместе со святыми Георгием Победоносцем и Федором Стратилатом, Димитрием Солунским и другими святыми воинами-мучениками первых веков, несет глубокий смысл. Мы видим единство Церкви Христовой на протяжении двух тысяч лет и единство русских святых воинов со своими небесными покровителями. И наши солдаты, офицеры и полководцы Великой Отечественной обретают свое место в этом едином строю. Вход в нижний Свято-Владимирский храм начинается замечательной мозаичной иконой, о которой я рассказывал в наших передачах: " Благословенно воинство Небесного Царя " . Напомню, в этой иконе, на мой взгляд, отображен духовный смысл всей Русской истории. И прошлой, и будущей. Икона " Благословенно воинство Небесного Царя " , написанная в те годы, когда Великое княжество Московское становилось Московским царством. Икона, которая находится в Успенском соборе Московского Кремля, свидетельствует о том, что в царствование государя Иоанна Васильевича Грозного русские люди видели духовный смысл земной жизни в сохранении веры, в непрестанном движении к Небесному Иерусалиму, обретении Царства Небесного. «Полк богособран, воинство небесное, собор избранный» Название иконы заимствовано из богослужебных песнопений, посвященных мученикам: " Благословенно воинство Небесного Царя, аще и земнороднии беша страстотерпцы, но ангельское достоинство потщашеся достигнути, о телесах нерадиша и страданьми бесплотных сподобишася чести " (Октоих, стихира V гласа к мученикам). На центральной части иконы изображено шествие святых воинов под предводительством Небесного Воеводы –  Архистратига Михаила на крылатом коне. Воинство пеших и конных витязей тремя полками движется к изображенному в левой части Небесному граду на горе. В Небесном граде воинов встречает  Пресвятая Богородица с Младенцем Иисусом, сидящим у Неё на коленях. Богомладенец раздаёт ангелам мученические венцы для воинов. 

http://radonezh.ru/2021/02/19/hram-bessm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «БЛАГОСЛОВЕННО ВОИНСТВО НЕБЕСНОГО ЦАРЯ» икона из Успенского собора Московского Кремля (в наст. время в ГТГ), в советском искусствознании получила название «Церковь воинствующая». Первоначальное именование установлено В. И. Антоновой по описи Успенского собора XVII в. Икона (144 ´ 396 см) располагалась в соборе перед царским местом Иоанна IV Грозного. Время написания иконы неизвестно, считается, что ее создание связано со взятием Казани в 1552 г. “Благословенно воинство Небесного Царя”. Икона. Сер. XVI в. (ГТГ) “Благословенно воинство Небесного Царя”. Икона. Сер. XVI в. (ГТГ) На иконе представлено шествие воинов к Горнему Иерусалиму, изображенному в левой части иконы в виде града на высокой горе, имеющего стену с 3 выступами и осененного как бы высеченным из камня шатром. Град окружен многоцветным кругом. Пешие и конные полки, предводительствуемые арх. Михаилом, к-рый также изображен в круге, движутся 3 параллельными нескончаемыми процессиями, каждая написана на золотом фоне и имеет полосу позема в виде горок с лещадками. Всадники верхнего и нижнего рядов представлены с нимбами. В центральном ряду - фигура всадника (большего размера) в царских одеждах, окруженного пешими воинами, в руках у него крест. Мерное движение процессий подчеркнуто позами и жестами воинов, а также горизонтальным форматом иконы. На фоне Небесного Иерусалима изображена Богоматерь с Младенцем Христом, подающим венцы ангелам, к-рые летят с этими венцами навстречу воинам. Горнему Иерусалиму противостоит «град лукаваго» в виде города с высокими стенами, башнями и множеством построек, объятый пламенем, изображенный в темном сине-зеленом круге в правом верхнем углу иконы. Надписи на иконе отсутствуют. Наст. название иконы - это цитата из мученична стиховных стихир утрени понедельника 5-го гласа: «        ». Ведущие духовную брань, мученики, так же как и преподобные, уподобляются воинам. Тексты Октоиха, где тема воина и воинского подвига присутствует во мн. тропарях и стихирах, не только определили сюжет иконы, но и явились источниками иконографических образов (напр., «                                    » - мученичен 9-й песни утреннего канона среды 5-го гласа). Помимо ежедневных песнопений большое значение для осмысления образов этой иконы имеют субботние каноны Октоиха, посвященные всем святым (и в первую очередь мученикам), и заупокойные, где более явно, чем в др. текстах, выражена эсхатологическая тема: мученики повторяют подвиг «подвигоположника Христа» и первыми достигают «небесного пристанища», поэтому одним из повторяющихся мотивов в этих тропарях и стихирах является образ небесного града.

http://pravenc.ru/text/149329.html

После взятия Казани во время торжественной встречи государя в Москве у Сретенского мон-ря царь обратился к митрополиту со словами благодарности за усиленные молитвы. В ответном слове, приводя исторические примеры помощи Божией русским князьям, М. сказал: «...на тобе же, благочестивом царе, превзыде свыше Божиа благодать: царствующий град Казанский со всеми окрестъными тебе дарова» (ПСРЛ. Т. 13. С. 226). В Успенском соборе в присутствии царя М. отслужил торжественный молебен. Есть основания полагать, что во время Казанского похода, как и в XIV в. во время борьбы с Мамаем, в рус. храмах «творились каноны и молитвы» К-польского патриарха Филофея Коккина (1354-1355, 1364-1376) «на поганыя» ( Макарий (Веретенников). 2002. С. 145-146). Имена погибших под Казанью воинов были внесены в синодики. 8 янв. и 26 февр. 1553 г. М. в Чудовом монастыре крестил приведенных в Москву казанских ханов 5-летнего Утемиш-Гирея (формально правил в Казани в 1549-1551) и Едигера-Магмета (Ядыгар-Мухаммед, хан в 1552). Тема Казанских походов отразилась в сюжете самой известной русской иконы эпохи М.- «Благословенно воинство Небесного Царя» (см. также: Кочетков И. А. К полемике об иконе «Благословенно воинство небесного царя…»//Иконогр. новации и традиции в рус. искусстве XVI в.: Сб. ст. пам. В. М. Сорокатого. М., 2008. С. 329-338; Евсеева Л. М. Еще раз к полемике об иконе «Благословенно воинство небесного царя…»//Там же. С. 339-346). В 1555 г. в Москве состоялся Собор «о многоразличных чинех» (ПСРЛ. Т. 13. С. 259), на котором была учреждена Казанская епархия, включившая территорию Казанского, а с 1556 г.- и покоренного Астраханского ханства. Новая епархия (см. в ст. Казанская и Татарстанская епархия ) получила статус архиепископии, ей было определено место по старшинству после Новгородской. 3(7) февр. архиепископом Казанским и Свияжским был поставлен свт. Гурий (Руготин), бывш. игумен Иосифова Волоколамского и селижаровского Свято-Троицкого мон-рей. Поставление 1-го Казанского иерарха носило особо торжественный характер: помимо 10 архиереев в летописи поименно указан ряд архимандритов, игуменов и протопопов, отмечается, что всего служивших в Успенском соборе было 76 чел., «опричь подьяков» (Там же. С. 250).

http://pravenc.ru/text/2561278.html

Присутствие мотива шествия небесного воинства вслед за арх. Михаилом в иконах XVI в. «Страшный Суд» (Нац. музей. Стокгольм; Воскресенский собор в Тутаеве), на воинских знаменах XVI в. (напр., «Великом стяге» Иоанна Грозного) указывает на Апокалипсис как на один из идейных и иконографических источников «Б. в. и.». Тексту Апокалипсиса соответствует изображение на иконе «небесного Иерусалима» (Откр 21. 10-21), истекающей из рая «реки воды животныя» (Откр 22. 1) и града, объятого пламенем,- «Вавилона великого», о гибели к-рого радуются святые (Откр 18. 2-6,18-20). На иконе кон. XVI в. из Чудова мон-ря, уменьшенном списке иконы «Б. в. и.», арх. Михаил в соответствии с текстом Апокалипсиса представлен в виде огненного ангела (Откр 10. 1-2). На этой иконе сохранилось неск. надписей с именами святых и трудноразличимая строка на верхнем поле иконы: «Святии мученицы, на земли подвигшеся» (мученичен стиховных стихир утрени среды 5-го гласа) с ярко выраженным эсхатологическим содержанием. К этим произведениям примыкает греч. икона, созданная ок. 1500 г. (мон-рь Богородицы Платитеры на о-ве Корфу). На ней изображены 2 процессии, выходящие из «Иерусалима земного». Праведники со своими крестами поднимаются в гору к раю, «Иерусалиму небесному», вторая процессия низвергается во ад. Появление подобных произведений в кон. XV в. было обусловлено эсхатологическими ожиданиями конца света в 1492 г. (по истечении VII тыс. визант. эры). В сер. XVI в., когда была создана икона «Б. в. и.», эсхатологические настроения на Руси приобрели характер осмысления рус. истории в контексте истории мировой, движущейся к своему завершению. Понимание Московского царства как «Второго Иерусалима», идея «Москва - Третий Рим», осознание борьбы с татарами и победы над Казанью как мученического подвига и победы исповедников христианства позволяют говорить не об эсхатологическом, а об экклезиологическом содержании иконы, отразившей важнейшие идеи макариевского времени о Царстве и Церкви. Лит.: Муратов П. П. Два открытия//София. 1914. Вып. 2. С. 11-17; Каргер М. К. К вопросу об изображении Грозного на иконе «Церковь воинствующая»//СбОРЯС: Сб. ст. в честь А. И. Соболевского. Л., 1928. С. 466-469; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 128-134; Подобедова О. И. Московская школа живописи при Иване IV. М., 1972. С. 22-29; Морозов В. В. Икона «Благословенно воинство» как памятник публицистики XVI в.//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1984. Вып. 4: Произв. рус. и зарубежного искусства XVI - нач. XVIII в. С. 17-31; Кочетков И. А. К истолкованию иконы «Церковь воинствующая» («Благословенно воинство Небесного Царя»)//ТОДРЛ. 1985. Т. 38. С. 185-209; Квливидзе Н. В. Икона «Благословенно воинство Небесного Царя» и ее лит. параллели//Искусство христ. мира. М., 1998. Вып. 2. С. 49-56; Сорокатый В. М. Икона «Благословенно воинство Небесного Царя»: Нек-рые аспекты содержания//ДРИ: Византия и Др. Русь: К 100-летию А. Н. Грабара (1896-1990). СПб., 1999. С. 399-417.

http://pravenc.ru/text/149329.html

Атрибуты мученического чина - крест и венец - постоянно встречаются в песнопениях. В текстах Октоиха имеются слова, прямо указывающие на изображение Христа, держащего венцы, и сонма ангелов, с венцами в руках летящих навстречу воинам. Крест прославляется как «оружие непобедимое», сокрушающее врагов. Возможно, на иконе с крестом изображен имп. Константин, к-рому перед битвой с имп. Максенцием, положившей основание христ. империи, был явлен в небе крест с надписью: «Сим побеждай!» Ближайшей аналогией является фреска ц. св. Креста в Пэтрэуци (Румыния), кон. XV в., с изображением имп. Константина и св. воинов на конях, следующих за арх. Михаилом, указывающим на крест в небесном сегменте. Столь же многочисленны и разнообразны в текстах Октоиха варианты темы «источника воды животней», воплощенной на иконе в изображении водоема с изливающимся из него потоком. В одном из песнопений Октоиха предстает почти вся иконографическая программа иконы: «                                    » (мученичен 6-й песни канона утрени среды 6-го гласа). Такое соотношение текста и изображения позволяет поместить икону в ряд произведений, в основе к-рых лежит литургическая поэзия. В сер. XVI в. были созданы новые иконографии, основанные на стихире Пятидесятницы «          », тропаре 1-й песни воскресного канона 4-го гласа «      », песнопениях «    », «    ». Процессия воинов. Фрагмент иконы “Благословенно воинство Небесного Царя”. Сер. XVI в. (ГТГ) Процессия воинов. Фрагмент иконы “Благословенно воинство Небесного Царя”. Сер. XVI в. (ГТГ) Название иконы перекликается с одной из центральных тем в послании в Свияжск митр. Московского и всея Руси Макария, в к-ром подвиг рус. воинов в борьбе с Казанским ханством уподобляется подвигу мучеников и исповедников христианства. В связи с этим основное направление в изучении произведения обусловил исторический контекст. Ряд исследователей рассматривают икону как аллегорическую картину победоносного возвращения рус. войска в Москву, представленную как «Небесный Иерусалим», из покоренной Казани, отождествляемой с изображенным на иконе горящим градом. В соответствии с текстом послания митр. Макария предпринимались также попытки отождествить изображенных на иконе персонажей с различными святыми и деятелями рус. истории. Однако икона является примером духовного осмысления всемирной истории в образе воинствующей Церкви. Символизм, свойственный этому произведению, в целом характерный для сознания эпохи, не сводим к аллегориям или иносказанию, тем более к такому, когда образ высшего, небесного, понимается как аллегория земного.

http://pravenc.ru/text/149329.html

Будем молить Господа о благословении нового Царя, и с Ним царства, и о укреплении христолюбивого воинства на сопротивных. А в кончине благочестивейшего Государя Николая Павловича с благоговением почтим непреложные судьбы воли Божией, которая явственно знаменуется в этом скорбном для нас событии. Еще в бодрых летах, в крепких силах, а при каком одушевлении, при каком горячем стремлении всеобщей любви и преданности, можно сказать, всего государства Государь скончался! Эта верноподданническая любовь и преданность к Государю, по мере усиления неприязненных умышлений врагов, со всех концов России в необыкновенном восторге и готовности принести все в жертву для блага Царя и царства, наперерыв текли и стремились к престолу Царя, в живейших чувствах для чувства Царя выражались и в самое сердце Царево изливались. Но и эта пламенная любовь, и эта живая преданность не поддержали оскудевающих сил, не согрели охладевающей жизни Царя. Царь, после кратковременной, но сильной болезни, вопреки общего чаяния, скончался тихо, мирно, скончался в Царском дому Своем, в объятиях пораженной горестию дражайшей супруги, орошаемый горькими и горячими слезами многочисленного, Августейшего, благословляемого Им с отеческою любовию и нежностию семейства, скончался среди сетования всей Палаты, среди общей печали и скорби всего Правительствующего Синклита и высших государственных сословий. Сопроводим и мы усопшего в Господе Царя, христиански отшедшего с священно-таинственным напутствием тела и крови Христовой, в полном сознании и благоговейном чувстве Им восприятых, сопроводим совокупною молитвою пред небесного Царя, дабы Ему неосужденно предстать пред горний Престол небесного величествия и славы. Господи, Иисусе Христе! Приими в бесконечной милости Твоей душу преставлявашагося Государя нашего, постави Его пред престолом величествия Твоего непостыдно, возложи на Него венец нетления, вчини Его в лике Царей праведных, верных исполнителей вседержавной воли Твоей, да услышит Он радостный глас из Божественных уст Твоих: благий рабе и верных! вниди в радость Господа Твоего. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Песнь 7 Ирмос: От Иудеи дошедше, отроцы/в Вавилоне иногда/верою Троическою пламень пещный попраша, поюще:/отцев Боже, благословен еси. Ирмос: Из Иудеи пришедшие юноши/в Вавилоне некогда/верою в Троицу попрали пламя печи, воспевая:/“Боже отцов наших, благословен Ты!” Припев: Преподобне отче наш Серафиме, моли Бога о нас. Припев: Преподобный отче наш Серафим, моли Бога о нас. Помилуй нас, Господи,/и от всякаго зла душетленнаго сохрани молитвами угодника Твоего, преподобнаго Серафима,/да вси умильно вопием Ти:/отец наших Боже, благословен еси. Помилуй нас, Господи,/и от всякого зла душегубительного сохрани/молитвами служителя Твоего, преподобного Серафима,/дабы все мы со умилением взывали Тебе:/“Боже отцов наших, благословен Ты!” Кто не почудится, кто не прославит неизследимую глубину милосердия Твоего, Господи,/яко явил еси всему миру угодника Твоего, преподобнаго Серафима,/молитвенника теплаго о нас, вопиющих Тебе:/отец наших Боже, благословен еси. Кто не подивится, кто не прославит/неисследимую глубину милосердия Твоего, Господи,/ибо явил Ты всему миру служителя Твоего,/преподобного Серафима, горячего молитвенника/за нас, взывающих Тебе:/“Боже отцов наших, благословен Ты!” Слава: Благодарное сие пение, от нас приносимое тебе, преподобне Серафиме, приими/и всем нам, празднующим святую память твою/и покланяющимся мощем твоим, исцеление даруй, вопиющим:/отец наших Боже, благословен еси. Слава: Благодарственное сие пение,/от нас приносимое тебе, преподобный Серафим, прими/и всем нам, празднующим святую память твою/и поклоняющимся мощам твоим,/исцеление даруй, взывающим:/“Боже отцов наших, благословен Ты!” И ныне: Ты еси, Пресвятая Богородице, прибежище наше и утверждение,/моли Сына Твоего и Бога нашего/подати нам спасение и грехов оставление. И ныне: Ты, Пресвятая Богородица,/– прибежище наше и утверждение;/моли Сына Твоего и Бога нашего/подать нам спасение и грехов отпущение. Песнь 8 Ирмос: Царя Небеснаго,/Егоже поют вои Ангельстии,/хвалите и превозносите во вся веки. Ирмос: Царя небесного,/Которого воспевают воинства Ангелов,/воспевайте и превозносите/во все века.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/kanon-pre...

Слышавше татие Церкве и разбойницы царства глас твой, святителю, яко власть имущаго, благодатию истины исполненный, скрежетаху зубы своими и трепетаху яко беси, иже и ныне трепещут силы твоея у раки мощей твоих. Мы же, почитая сию силу, яко Божию, во утверждение православнаго царства на камени церковнем источаему, поем ти сильному о Господе: Радуйся, крепкий поборниче противу самозванных повелителей: радуйся, обличителю непризванных спасителей. Радуйся, суемудраго инославия —17— праведное поругание: радуйся, спасительнаго православия немолчное назидание. Радуйся, церковь и царство союзом нераздельныя любве соединивый: радуйся, царя и царство в послушание православия пленивый. Радуйся, православныя державы незыблемое утверждение: радуйся, царю нашему скорая помоще и наставление. Радуйся, святителю Ермогене, пастырю добрый Руси православныя. Кондак 5 Нову звезду показа тя на небесех славы в сонме священномучеников Господь Вседержитель, зане и на земли был еси звезда светла, осиявающа царя и царство светом православия и путеводствующа ко угождению Единому Богу, поя Ему: аллилуиа. Икос 5 Видеша тя православии, яко светило церковное, безоблачно сияющее в просвещение омраченных страстьми, устремишася к тебе из мрака обольщения лестию и страхом человеческим и восприяша от тебе спасительное дерзновение, еже даруй и нам грешным, поучающимся у раки мощей твоих сим пением: Радуйся, почитаяй царя, яко Божие дарование: радуйся, мняй бати ему всем развращенным в наказание. Радуйся, царя Феодора к ограждению немощных верою склонивый: радуйся, быти ему отцем любящим и вечное спасение их умоливый. Радуйся, царя Василия твердости учивый: радуйся, в радости и в горе друг ему бывый. Радуйся, царя нашего пребывающее благословение: радуйся, во всех делех небесное ему поможение. Радуйся, святителю Ермогене, пастырю добрый Руси православныя. Кондак 6 Проповедник велия благодати, ниспосылаемыя православным людем неусыпающими молитвами Богоматере был еси, святителю Ермогене. Сего ради удостоился еси от Пречистыя взяти от земли святую икону Ея, во граде Казани явленную, и прославити ю по достоянию, яко щит и заступление Руси, поя Честнейшей горних воинств: аллилуиа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По сведениям Д. А. Ровинского, миниатюрный портрет И. В. был на грамоте 1571 г. из б-ки А. Д. Черткова: «...написан в чисто иконном стиле, без претензий на сходство» ( Ровинский. 1887. Т. 2. Стб. 1013. Примеч. 2). В росписи 1561 г. средней Золотой палаты царского дворца в Московском Кремле по сторонам композиции с венчанием на царство вел. кн. Владимира Мономаха были изображены вел. кн. Василий III и И. В. ( Забелин. 2000. С. 177). Царь Иоанн IV. Иконописный портрет. Кон. XIX - нач. XX в. (?) (Национальный музей Дании, Копенгаген) Царь Иоанн IV. Иконописный портрет. Кон. XIX - нач. XX в. (?) (Национальный музей Дании, Копенгаген) По сведениям Ровинского, перечисленные изображения относятся к репрезентативному типу портретов рус. средневек. традиции, где царские регалии в изображении государя подчеркивают его статус носителя власти. В сер. XVI в. для Успенского собора Московского Кремля была создана монументальная икона «Благословенно воинство Небесного Царя» (ныне в ГТГ). На ней изображено воинское шествие от горящего города к вратам Нового Иерусалима. Войско возглавляет арх. Михаил, за ним следует всадник в доспехах и шлеме с алым стягом. В центре посреди войска представлена фигура в имп. одеждах, идентификация к-рой до сих пор является предметом научных споров. Некоторые исследователи 20-80-х гг. XX в., связывая как идею создания иконы, так и ее сюжет с победой И. В. над Казанским ханством в 1552 г., были склонны видеть в изображении императора И. В. В лит-ре 90-х гг. XX в. (Н. В. Квливидзе, В. М. Сорокатый) возобладала иная т. зр., согласно которой сюжет основан на текстах литургических песнопений в честь св. мучеников, а центральная фигура является изображением имп. равноап. Константина Великого (библиографию вопроса см.: Кочетков И. А. К полемике об иконе «Благословенно воинство Небесного Царя»//Иконографические новации и традиция в рус. искусстве XVI в.: Сб. статей памяти В. М. Сорокатого. М., 2008. С. 336-337). Царь Иоанн IV. Фрагмент композиции «Древо государей российских».

http://pravenc.ru/text/Иоанна IV ...

В Истории особенно часто упоминается крест Христов: крестное оружие упоминается в вышеприведенной цитате; крестом благословляет Ивана Грозного митрополит Макарий ( " и даетъ ему вместо видимаго opyжiя невидимое opyжie - крестъ Христовъ " ); Иван Грозный входит в Казань с крестом и молится перед ним со слезами; неоднократно говорится, что русские побеждают или крестом, или оружием креста, или крестным оружием (Казанская 1985:365,535,457 и др.). В этих выражениях опять повторяется мотив контаминации креста и меча, который вошел в православную литературу со времен царя Константина Великого, в житии которого впервые возникает эта контаминация, хотя в переносном смысле крест называли оружием еще в раннехристианские времена. Сразу же после Казанского похода в 50-е годы была написана уникальная икона " Благословенно воинство небесного Царя " , которую иногда называют неправильно " Церковь воинствую­щая " . Она находилась в Успенском соборе возле царского места - Мономахова трона. Необычны ее тема, ее композиция, ее размеры: ширина иконы почти в три раза превышает высоту (1,44?3,96 Мы отметим только две особенности. Первая связана с названием иконы. Оно представляет собой стихиру на стиховне пятого гласа на утрени понедельника: " Благословено воинство небеснаго Царя: аще бо и зeмhopoдhiu беша страстотерпцы, но аггельское достоинство потщашеся достигнути, о телесехъ нерадиша, и страданьми безплотныхъ сподобишася чести. Темже молитвами ихъ Господи, низпосли намъ beлiю милость " (Октоих 1962:27 об.). Идея стихиры состоит в том, что мученики не думали о своем земном теле, и, пострадав, приняв смерть, они из воинства земного перешли в воинство небесного Царя, т.е. в ангельский чин. Как видим, дорогая для древнерусской книжности идея воинского подвига как мученичества берет свое начало в богослужении: вначале погибшие воины приравниваются к мученикам, а затем мученики к ангелам. Причем эта идея не раз проводится в воинских повестях и летописях, вслед за тем в новосоставленных службах святым, а также, как свидетельствует этот образ, - в иконописи.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010