Присутствие мотива шествия небесного воинства вслед за арх. Михаилом в иконах XVI в. «Страшный Суд» (Нац. музей. Стокгольм; Воскресенский собор в Тутаеве), на воинских знаменах XVI в. (напр., «Великом стяге» Иоанна Грозного) указывает на Апокалипсис как на один из идейных и иконографических источников «Б. в. и.». Тексту Апокалипсиса соответствует изображение на иконе «небесного Иерусалима» (Откр 21. 10-21), истекающей из рая «реки воды животныя» (Откр 22. 1) и града, объятого пламенем,- «Вавилона великого», о гибели к-рого радуются святые (Откр 18. 2-6,18-20). На иконе кон. XVI в. из Чудова мон-ря, уменьшенном списке иконы «Б. в. и.», арх. Михаил в соответствии с текстом Апокалипсиса представлен в виде огненного ангела (Откр 10. 1-2). На этой иконе сохранилось неск. надписей с именами святых и трудноразличимая строка на верхнем поле иконы: «Святии мученицы, на земли подвигшеся» (мученичен стиховных стихир утрени среды 5-го гласа) с ярко выраженным эсхатологическим содержанием. К этим произведениям примыкает греч. икона, созданная ок. 1500 г. (мон-рь Богородицы Платитеры на о-ве Корфу). На ней изображены 2 процессии, выходящие из «Иерусалима земного». Праведники со своими крестами поднимаются в гору к раю, «Иерусалиму небесному», вторая процессия низвергается во ад. Появление подобных произведений в кон. XV в. было обусловлено эсхатологическими ожиданиями конца света в 1492 г. (по истечении VII тыс. визант. эры). В сер. XVI в., когда была создана икона «Б. в. и.», эсхатологические настроения на Руси приобрели характер осмысления рус. истории в контексте истории мировой, движущейся к своему завершению. Понимание Московского царства как «Второго Иерусалима», идея «Москва - Третий Рим», осознание борьбы с татарами и победы над Казанью как мученического подвига и победы исповедников христианства позволяют говорить не об эсхатологическом, а об экклезиологическом содержании иконы, отразившей важнейшие идеи макариевского времени о Царстве и Церкви. Лит.: Муратов П. П. Два открытия//София. 1914. Вып. 2. С. 11-17; Каргер М. К. К вопросу об изображении Грозного на иконе «Церковь воинствующая»//СбОРЯС: Сб. ст. в честь А. И. Соболевского. Л., 1928. С. 466-469; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 128-134; Подобедова О. И. Московская школа живописи при Иване IV. М., 1972. С. 22-29; Морозов В. В. Икона «Благословенно воинство» как памятник публицистики XVI в.//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1984. Вып. 4: Произв. рус. и зарубежного искусства XVI - нач. XVIII в. С. 17-31; Кочетков И. А. К истолкованию иконы «Церковь воинствующая» («Благословенно воинство Небесного Царя»)//ТОДРЛ. 1985. Т. 38. С. 185-209; Квливидзе Н. В. Икона «Благословенно воинство Небесного Царя» и ее лит. параллели//Искусство христ. мира. М., 1998. Вып. 2. С. 49-56; Сорокатый В. М. Икона «Благословенно воинство Небесного Царя»: Нек-рые аспекты содержания//ДРИ: Византия и Др. Русь: К 100-летию А. Н. Грабара (1896-1990). СПб., 1999. С. 399-417.

http://pravenc.ru/text/149329.html

Атрибуты мученического чина - крест и венец - постоянно встречаются в песнопениях. В текстах Октоиха имеются слова, прямо указывающие на изображение Христа, держащего венцы, и сонма ангелов, с венцами в руках летящих навстречу воинам. Крест прославляется как «оружие непобедимое», сокрушающее врагов. Возможно, на иконе с крестом изображен имп. Константин, к-рому перед битвой с имп. Максенцием, положившей основание христ. империи, был явлен в небе крест с надписью: «Сим побеждай!» Ближайшей аналогией является фреска ц. св. Креста в Пэтрэуци (Румыния), кон. XV в., с изображением имп. Константина и св. воинов на конях, следующих за арх. Михаилом, указывающим на крест в небесном сегменте. Столь же многочисленны и разнообразны в текстах Октоиха варианты темы «источника воды животней», воплощенной на иконе в изображении водоема с изливающимся из него потоком. В одном из песнопений Октоиха предстает почти вся иконографическая программа иконы: «                                    » (мученичен 6-й песни канона утрени среды 6-го гласа). Такое соотношение текста и изображения позволяет поместить икону в ряд произведений, в основе к-рых лежит литургическая поэзия. В сер. XVI в. были созданы новые иконографии, основанные на стихире Пятидесятницы «          », тропаре 1-й песни воскресного канона 4-го гласа «      », песнопениях «    », «    ». Процессия воинов. Фрагмент иконы “Благословенно воинство Небесного Царя”. Сер. XVI в. (ГТГ) Процессия воинов. Фрагмент иконы “Благословенно воинство Небесного Царя”. Сер. XVI в. (ГТГ) Название иконы перекликается с одной из центральных тем в послании в Свияжск митр. Московского и всея Руси Макария, в к-ром подвиг рус. воинов в борьбе с Казанским ханством уподобляется подвигу мучеников и исповедников христианства. В связи с этим основное направление в изучении произведения обусловил исторический контекст. Ряд исследователей рассматривают икону как аллегорическую картину победоносного возвращения рус. войска в Москву, представленную как «Небесный Иерусалим», из покоренной Казани, отождествляемой с изображенным на иконе горящим градом. В соответствии с текстом послания митр. Макария предпринимались также попытки отождествить изображенных на иконе персонажей с различными святыми и деятелями рус. истории. Однако икона является примером духовного осмысления всемирной истории в образе воинствующей Церкви. Символизм, свойственный этому произведению, в целом характерный для сознания эпохи, не сводим к аллегориям или иносказанию, тем более к такому, когда образ высшего, небесного, понимается как аллегория земного.

http://pravenc.ru/text/149329.html

В марте 1553 г., во время династического кризиса в связи с тяжелой болезнью царя, В. остался верен Иоанну IV. По указу царя дьяк участвовал в составлении завещания в пользу малолетнего царевича Димитрия Иоанновича. В 1-й пол. 80-х гг. XVI в. это событие было отражено в приписках к Летописному лицевому своду , к-рый ряд исследователей ранее ошибочно относили к творчеству В. В июле-авг. 1553 г. В. сопровождал оправившегося от тяжелой болезни царя в Коломну, где Иоанн IV руководил обороной против крымцев, в сент. выступил на заседании Боярской думы с изложением взглядов на новый документ, призванный регулировать отношения России с Великим княжеством Литовским. Позднее на одной из встреч со швед. послами Иоанн IV назвал В. «своим близким и верным думцем». 1553-1554 годы были периодом наибольшей дипломатической активности В. Во время пребывания в Москве литов. посольства (22 авг.- 14 сент. 1553) рус. сторона, представленная в т. ч. В., снова поставила вопрос о признании Речью Посполитой царского титула Иоанна Грозного, угрожая в противном случае возобновить военные действия. Попытка давления не удалась, царю пришлось вновь пригласить уже высланных из столицы послов и возобновить переговоры о перемирии. Однако упоминание в тексте перемирия о возобновлении переговоров по собственной инициативе царь считал умалением своей чести. В связи с этим В., выступивший на заседании Боярской думы 9 сент. 1553 г., просил ее членов представить заключение перемирия как акт милости царя по отношению к боярам, якобы просившим Иоанна IV об этом, что и было сделано. В окт. 1553 г. В. в качестве свидетеля, обличившего еретиков, принимал участие в Соборе против М. С. Башкина . На соборном заседании 25 окт., когда царь спросил митр. св. Макария об исполнении постановлений Стоглавого Собора 1551 г., в частности в отношении иконописания, В. выступил с критикой новописанных икон и росписей, к-рыми были украшены восстановленные после пожара 1547 г. кремлевские соборы и палаты. Иконы, созданные преимущественно псковичами и новгородцами, имели сложную и необычную для Москвы иконографию, зачастую они представляли собой иллюстрации к священным или литургическим текстам: «Верую во Единаго Бога» (иллюстрирует Символ веры), «Достойно есть», «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся», «Благословенно воинство Небесного Царя» и др.

http://pravenc.ru/text/158752.html

Образ Константина использовался и в процессе формирования в конце 15 в. идеологии Московского княжества. Митрополит Зосима в предисловии к «Изложению пасхалии» в 1492 г. писал: «Прослави бог православнаго перваго царя Константина... И ныне же в последняя сиа лета... прослави Бог сродника его (Владимира) еще в православии просиавшаго благовернаго и христолюбиваго великого князя Ивана Василевича, государя и самодеръжца всея Руси, новаго царя Констянтина новому граду Констянтину - Москве , и всей Русской земли и иным многым землям государя». Обращает на себя внимание тот факт, что крест Константина во всех церемониях играет важную роль и зачастую упоминается прежде других святынь. Таким образом, можно говорить о существовании в Московской Руси культа не только идеального государя благоверного царя Константина, но и культа креста и символики Константина как символа победоносности. Как идеального правителя, Константина ставит в пример в своем сочинении серб Юрий Крижанич, пропагандист идеи «славянского единства», живший в России во второй половине 17 в.: «Меж христианских королей нет никого славнее Константина». Здесь следует отметить многозначность образа Константина. Это первый христианский государь, «силой креста» победивший язычников, и святой, прославившийся своим благочестием, покровитель и вдохновитель воинов, и правитель, «которого подданные любят больше, чем боятся». По словам Юрия Крижанича, «прозвище «Великий» он снискал не ратными подвигами и не битвами, а мирными деяниями». К 50-м годам 16 в. относится грандиозная четырехметровая икона «Благословенно воинство небесного Царя», более известная под названием «Церковь Воинствующая», в которой так же присутствует золотое трехцветие. Далее, итогом победы над польскими захватчиками и завершением смуты 1612 года явилась всенародная присяга на Соборе 1613 г. воцарившемуся Дому Романовых и, следовательно, монархическому знамени этого Дома - константиновскому золотому трехцвету, под которым, кстати, сражались дружины Минина и Пожарского. Известные прозападные симпатии Петра I отразились в привлечении красно-бело-голубого триколора (ныне государственного флага РФ), отражающего дух конституционной Голландии и республиканской Франции, но тем не менее государственным флагом оставался монархический штандарт, а триколор использовался на торговых судах, в основном внутреннего судоходства и для частного использования на домах, магазинах, лавках и т. д. Это была первая трещинка в общественном сознании о единстве царской символики и народной. К сожалению.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

В Апокалипсисе сражение Войска Небесного с антихристом и победа над диаволом предшествуют описанию Небесного Иерусалима. Композиция Красной площади, от входа через Воскресенские ворота с Иверской Вратарницей, открывалась Казанским собором и разворачивалась в направлении к Лобному месту – московскому образу Голгофы, символу победы Христа и завершалась образом Града Божия – храмом Покрова на Рву. Русское православное воинство сражалось с врагами России под защитой Божией Матери и готовилось с Ее помощью сражаться с антихристом, а Самозванец Лжедмитрий воспринимался в русском религиозном сознании как один из его предтеч. Отречение от своего настоящего имени, данного при крещении, означало отречение от своей личности и замену ее на «личину». Антихрист, лживо выдающий себя за мессию, будет последним Самозванцем на земле, и с Казанской иконой, спасшей Россию от Лжедмитрия, связывали надежду на спасение православной России и всех христиан от лжецаря мира в последние времена. Дважды в год, 8 июля и 22 октября – к Казанскому собору из Кремля устраивался торжественный крестный ход с участием царя. По благословению патриарха часть духовенства, отделившись у Лобного места от основного шествия, шла «по градам» – по крепостным стенам Китай-города, Белого и Земляного, окропляя их святой водой. В середине XVII века в Казанском соборе служили протопоп Иван Неронов и затем Аввакум, – «ревнители благочестия», не принявшие церковную реформу патриарха Никона, которая положила начало раскола русской православной Церкви на никониан и старообрядцев. Сюда Никон прислал свою первую грамоту с требованием заменить двуперстное крестное знамение на троеперстное и коленопреклонение на поясной поклон. Отсюда же Иван Неронов и Аввакум были отправлены в заточение. В петровское время по указу царя Казанскую икону доставили в новую столицу Санкт-Петербург, где позднее для нее построили Казанский собор на Невском проспекте. В здании Земского приказа, некогда стоявшего прямо напротив Казанского собора, на месте нынешнего Исторического музея, 26 апреля 1755 года состоялось торжественное открытие Московского университета и двух гимназий при нем. Поскольку собственной домовой церкви университет еще не имел, то праздничный молебен был совершен в Казанском соборе, и первое время студенты и преподаватели ходили на службу в этот храм. И хотя поиски собственной церкви университет начал незамедлительно, самые первые страницы его истории оказались связанными именно с Казанским собором. По мистическому совпадению первый настоятель вновь открытой в 1995 году Татианинской церкви МГУ прот. Максим Козлов был священником восстановленного незадолго до этого Казанского собора, и первые молебны о возвращении Московскому университету его домовой церкви на Моховой также совершались снова в Казанском соборе.

http://pravoslavie.ru/210.html

Обращаясь к воинам, святитель Филарет говорит: «Посвятить себя подвигам за Царя и Отечество на жизнь и на смерть – какое прекрасное, возвышенное призвание! Если приятен подвиг по воле отца, и тем более приятен, чем более дает упражнения сыновней преданности в преодолении трудностей: как должен быть радостен подвиг по воле Отца миллионов народа! И не тем ли более радостен, чем более соединен с самопожертвованием? Если приятно бодрствовать и трудиться для блага и спокойствия семейства, как должно быть вожделенно стоять на страже и в подвиге для спокойствия и безопасности Отечества! Земная жизнь дается человекам на время; и у многих время берет ее обратно даром. Какое же преимущество – обратить жизнь свою в талант для приобретения Царю и Царству спокойствия, победы, славы, – сделать жизнь свою священною жертвою верности и любви к Царю и Отечеству, – приближаться чрез самопожертвование к высшей степени святой любви, по суду Самого небесного Судии: больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя ( Ин. 15:13 )» 11 . «Благословение и слава побеждающим, благословение и блаженство приносящим в жертву жизнь свою с верою в Бога, с любовью к Царю и Отечеству! Сказано в Писании о древних подвижниках за Отечество: верою победиша царствия ( Евр. 11:33 ). Верою победоносны будете и вы» 12 . Святитель дает воинам такие драгоценные наставления, что руководимый ими православный воин становится идеалом воинской чести и доблести. «Честь воина, говорит он, не в одной пылкой храбрости, но также и в строгом повиновении Начальству, в единодушии с соратниками, в непоколебимой стойкости, в недремлющей осторожности от нападающего с оружием и от подкрадывающегося со смертоносным словом, в кротости к безоружным, в уважении к собственности, даже неприятельской, в умеренности, довольной, как учил Иоанн Креститель, своими оброки ( Лк. 3:14 ). Высшая же сила воина – в вере и уповании на Господа сил, Бога воинств небесных и земных, праведно подвизающихся для царствия земного и небесного» 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Спускаешься по ступенькам вниз, будто к роднику, и сразу же вот они – первые воины Руси, пешие и конные, вставшие на защиту нашей  Родины. «Благословенно воинство Небесного Царя» – первый мозаичный образ, встречающий нас в нижнем храме.  На нём русские воины идут на поле битвы, а ангелы с небес спускаются, приготовив для них мученические венцы. Вот  мы видим внизу двух воинов в седле на коне,  а вот – они уже святые  Борис и Глеб на небе. Вот князь Владимир Святославич у крещенской купели,  а вот, вверху, –  он уже святой равноапостольный князь. Стоишь, смотришь на мозаику благословенного воинства потрясённый мыслью о круговороте святых, ведь так же снизу вверх обыкновенные земные воины, проливая кровь, отдавая души за други своя, исполняя главный закон любви, живот свой за землю Русскую положив, – возносятся на небо, где из земных воинов уже созидается святое воинство Небесное. И получив мученические венцы, встав в дружину небесных воинов, они уже святыми покровителями спешат по молитвам на помощь к нам, на землю. И слова богослужебной стихиры, посвященной воинам-мученикам, тоже подтверждают удивительную мысль о круговороте святых: « Благословено воинство Небеснаго Царя: аще бо и земнороднии беша страстотерпцы, но ангельское достоинство потщашеся достигнути, о телесех нерадиша, и страданьми безплотных сподобишася чести. Темже молитвами их, Господи, низпосли нам велию милость».   Нижний Свято-Владимирский храм – это детство православной Руси: первые княжеские походы, объединение восточнославянских племён, Крещение княгини Ольги и князя Владимира, принятие Православия русским народом. Кроме настенных мозаик с историческими событиями здесь множество икон святых, особенно почитаемых сегодня. Надо отметить, что иконы нижнего Владимирского храма выполнены с таким мастерством, будто святые сами выходят нас встречать, и за такую милость к нам, грешным, хочется просто благодарить Бога. Без слов. Вообще ликующее безмолвие или безмолвное ликование – самое верное чувство от нахождения в победном храме Воскресения Христова.

http://radonezh.ru/2021/02/24/glavnyy-hr...

2532. Щенникова Л. А. Благовещение «Устюжское»: Его происхождение и иконография//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 168–174. 2533. Щенникова Л. А. Икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская Иоасафовская» из Архангельского собора Московского Кремля//ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 69–74. См. также 2509. ...святых 2534. Горматюк А. Г. Икона «Святой Василий Великий и великий князь Василий III в молении»: Краткая история и реставрация памятника//ИХМ. 1998. Вып. 2. С. 131–138. 2535. Звездина Ю. Н. Тема времени и образы апостолов в культуре XVII в.//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 285–294. 2536. Красилин М. М. Две псковские иконы из Даугав-пилса: [Свт. Николай и св. Иоанн Предтеча]//ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 88–95. 2537. Меняйло В. А. Агиология вмц. Екатерины на Руси в XI-XVII вв.//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 92–107. 2538. Попова О. С. Образ Исаака Сирина в византийском искусстве XIV в.//ЦиВр. 2000. 4(13). С. 293–314. 2539. Садовская Ю. Н. «Очищение уст пророка Исайи» как ветхозаветный прообраз Евхаристии в храмовых росписях христианского Востока//АиО. 2000. 2(24). С. 321– 329. 2540. Салтыков А., прот. «Видение св. Евстафия Плакиды»: (Рельефная икона из Цебельды)//ИХМ. 1996. Вып. 1. С. 5–19. …Софии – Премудрости Божией и ангелов См. также: Софиология 1510–1514). 2541. Квливидзе Н. В. Икона «Благословенно воинство Небесного Царя» и ее литературные параллели//ИХМ. 1998. Вып. 2. С. 49–56. Гимнографическая основа сюжета. …Креста Господня 2542. Постернак О. П. «Крест живой» в западноевропейской и русской традиции//АиО. 1999. 1(19). 284–297. Анализ композиции «Плоды страданий Христовых». 2543. Филатов В. В. Поклонные кресты во фресках собора Успения-на-Городке в Звенигороде (попытка богословского истолкования росписей)//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 129–137. …Святой Земли 2544. Грибов Ю. А. Образ Святой Земли в лицевом рукописном «Хождении Трифона Коробейникова»//БТ. 1999. Сб. 35. С. 136–144. 2545. Данилова О. Е. Концепция «Москва – осуществленный Иерусалим» в программе монументальной живописи Успенского собора Московского Кремля: (К постановке проблемы)//ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 58–68.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вот, собрались все, – и в трепетном молчании ждут явления славы великого Бога-Судии ( Тит. 2, 13 ), нисшествие Которого откроется явлением знамения Сына человеческого ( Матф. 24, 30 ), явлением креста, сего скипетра великого Царя, узрев который все уразумеют, что вслед за ним явится и Сам Царь. – И точно, вскоре затем услышится с высот небесных: «се жених грядет» ( Мф. 25, 6 ); се приближается Судия, се является Царь, се Бог всяческих грядет судить живых и мертвых! Тогда, братие мои, от гласа сего содрогнутся основания земли; тогда на всякого человека нападет страх и ужас от чаяния того, что грядет на вселенную. Тогда потекут ангелы, соберутся лики архангелов, херувймов и серафимов, и все многоочитые с крепостию и силою воскликнут: «Свят, Свят, Свят Господь Бог Вседержитель, иже бе и сый и грядый» ( Апок. 4, 8 )! Тогда всякая тварь на небе и на земле и под землею с трепетом возопиет: «Благословен грядый во имя Господне» ( Матф. 21, 9 )! Тогда разверзутся небеса и откроется Царь царствующих, предивный и преславный Бог наш, подобно страшной молнии, с силою многою и несравнимою славою, как проповедал и Иоанн Богослов, говоря: «се грядет со облаки и узрит Его всяко око, и иже Его прободоша, и плач сотворят о Нем вся колена земная» ( Апок. 1, 7 )! Какой страх и трепет будет в час тот! Кто перенесет видение Того, от лица Коего побежит небо и земля ( Апок. 20, 11 )? – Небо и земля побегут! Кто же, после сего, в состоянии устоять? И куда побежим мы грешные, когда увидим престолы поставленные и сидящего Вдадыку всех веков; когда увидим безчисленные воинства, со страхом стоящия окрест престола? Ибо тогда исполнится пророчество Даниила: «зрях, дóндеже престоли поставишася и Ветхий деньми седе... Тысяща тысящ служаху Ему и тмы тем предстояху Ему; судище седе, и книги отверзошася» ( Дан. 7, 9, 10 ). Отверзаются сии страшные книги, где написаны наши и слова и дела, и все, что мы сказали и сделали в сей жизни, и что думали скрыть от Бога, испытующего сердца и утробы ( Апок. 2, 23 ). – О, сколько слез нужно нам ради часа того! Тогда своими очами узрим мы с одной стороны – неизреченное небесное царство, а с другой – открывающияся страшные мучения; посреди же всякое дыхание человеческое, от прародителя Адама до рожденного после всех. Все будут в ожидании страшного судного часа, и никто никому не в состоянии будет помочь. Тогда всякий даст ответ за себя и за дом свой, за жену, за детей, за рабов и рабынь. Тогда вопрошены будут цари и князи, богатые и бедные, великие и малые, о всех делах, какие сделали: «вси предстанем судищу Христову» ( Римл. 14, 10 ), «да приимет кийждо яже с телом содела, или блага или зла» ( 2Кор. 5, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И что могло остановить сии быстрые успехи веры, когда такою дивною и неодолимою ревностью одушевлены были проповедовавшие ее святые апостолы, что, по слову апостола Павла ничто не могло разлучить их от любве Божия, яже о Христе Иисусе, – ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни глад ни, нагота, ни беда, ни меч, ни смерть, ни живот? Сия есть победа, победившая мир – вера наша! . В след за апостолами, другую славную победу над миром, или лучше, целый ряд побед одержала вера в лице святых мучеников. Это благословенное воинство Царя небесного целых три столетия крепко подвизалось за веру в тяжкие времена гонений, которые почти беспрерывно были воздвигаемы на нее повсюду народом, правителями и самыми кесарями римскими. Истощался ад в изобретении мучений, каким подвергали мучеников, – но терпение их было непоколебимо; утомлялись мучители мучить их, но вера их оставалась непобедимою, и целые сонмы их добровольно и радостно текли, как на пир, на костры, под мечи и другие бесчисленные орудия казней. Кровь лилась рекою во всех концах мира, но не погашала пламени веры, а еще более и более воспламеняла ее; растерзанные члены мучеников, разносимые повсюду, были как бы семенем, из которого возрождались во множестве новые чада веры. Заключаемые в темницы и рудокопни, мученики превращали их в храмы Божии и оглашали песнопениями веры; рассылаемые в ссылки, – приносили слово веры в самые отдаленные страны земли. И чем кончилась эта трехвековая кровавая борьба веры с миром? Решительным и совершенным торжеством ее над миром! В лице Константина Равноапостольного, она завладела самим престолом кесарей, и сделалась господствующею в империи римской и во всем тогда известном мире. Ее исповедниками наполнялись тогда и войска, и города, и веси. Еще одно столетие, – и мир языческий совершенно пал и исчез пред силою веры и никогда уже не восставал и не восстанет из своего праха. Сия есть победа, победившая мир – вера наша! Побежденный верою совне, мир покушался одолеть ее внутренними распрями и раздорами, какие князь мира – диавол посевал между самими верующими: это ереси и расколы, долго обуревавшие веру после времен гонений.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfite...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010