В истории распространения и утверждения православия в Японии имя высокопреосвященнейшего начальника Японской миссии Николая должно занять самое первое место. Назначенный, по окончании курса со степенью кандидата богословия в С.-Петербургской Духовной Академии 8 июня 1861 года настоятелем Консульской церкви в Японии, Николай Касаткин тогда же, 30 июня, был пострижен в монашество и рукоположён в иеромонаха. Через девять лет в 1870 году он был определён начальником Японской миссии и возведён в сан архимандрита. 22 марта 1880 года состоялось высочайшее повеление числиться архимандриту Николаю епископом Ревельским и, по возведении 30 марта в сан епископа, он оставлен начальником Японской миссии. Марта 24 1900 г. епископ Николай пожалован в сан архиепископа. Всецело посвятив себя делу христианской проповеди в далёкой Японии, архиепископ Николай в течение своего полувекового служения имел не только ревностных помощников и сотрудников своему апостольскому делу, но и искренне преданных друзей. В числе сих последних был скончавшийся в декабре 1907 г. настоятель Московского придворного Верхоспасского собора и благочинный Московских придворных соборов и церквей, протоиерей Николай Васильевич Благоразумов . Тесные узы дружбы покойного о. Благоразумова с Николаем не прерывались до самой кончины первого. В годы академического студенчества Н. В. Благоразумов и сам искренне желал посвятить себя миссионерской деятельности и именно в Японии. Только снисходя просьбам своего отца, священника в одном из селений Пензенской епархии, должен он был оставить это намерение. 8 апреля 1906 г. архиеп. Николай писал, между прочим, Благоразумову: «Вот ещё просьба: помощника шлите, т. е. молодого, доброго миссионера; просьба эта многие десятки лет повторяется мною в разные стороны и до сих пор остаётся мёртвою. Как быть? Мне 70 л., одна нога в гробу, ужель так и отправлюсь на тот свет, не дождавшись смены? А ведь правду говоря, друг Николай Васильевич, наше время куда как лучше было. Припомните: лишь только явился лист на столе с вызовом, да ещё на какой пост – настоятеля Консульской церкви, как этот лист забросали именами и какими ещё! Вы, М.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

LIV. Сущность сектантства (По учению слова Божия) Люди отпадают от истинной веры и общения с Церковью Христовой, т.е. становятся сектантами, раскольниками и еретиками, по различным побуждениям и причинам извращая и искажая истинный смысл Божественного Откровения. Неблагоразумная ревность как причина сектантства. Так, – одни оставили Святую Церковь Христову, в которой они были возрождены Духом Святым и освящены божественной благодатью, несомненно, по ревности о своём спасении, но их ревность не была управляема благоразумием и пониманием духа Христова учения. О таковых именно вожаках сектантства писал святой апостол Павел римским христианам: «Свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией» ( Рим.10:2–3 ). В наше время сказанное апостолом можно отнести, например, к скопцам. Оскопляя себя ужасным членовредительством, они едва ли чем иным руководствуются, кроме слепой и неразумной ревности о своём спасении и целомудренной жизни. Люди жалкие, достойные сострадания и скорби! Если они способны на такую жертву, как самооскопление, то, может быть, некоторые из них были бы способны и на великие подвиги христианские, если бы обладали благоразумием и пониманием духа Христова учения!.. Гордость и высокомерие сектантских лжеучителей. Таковы те вожаки сектантства, которые отпали от веры и единения с Церковью Христовой по своей гордости, высокомерию, тщеславию, чрезмерному самомнению, честолюбию, а нередко и ради корысти, по любостяжанию. «Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, – пишет апостол Павел ученику своему Тимофею ( 1Тим.6:3–5 ), – тот горд, ничего не знает, но заражён страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения, пустые споры между людьми повреждённого ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких». По гордости же, высокомерию и заносчивости многие уклонялись и уклоняются от истинного пути ко спасению, думая, что они знают и понимают учение Божественного Откровения лучше и вернее, чем изъяснившие его мужи апостольские, отцы и учители Церкви Христовой. От такого высокомерия и самомнения апостолы часто предостерегали своих христианских слушателей и читателей. «Кто думает, что он стоит, – пишет апостол Павел коринфским христианам ( 1Кор.10:12 ), – берегись, чтобы не упасть». И римлян он увещевает от заносчивости и самомнения: «По данной мне благодати, – пишет он ( Рим.12:3 ), – всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил». «Кто думает, что он знает что-нибудь, – наставляет святой апостол и коринфян ( 1Кор.8:2 ), – тот ничего ещё не знает так, как должно знать» («Вера и Раз.»).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Библия, изложенная для семейного чтения Завоевание и раздел Обетованной земли И народ переходил против Иерихона; священники же, несшие ковчег завета Господня, стояли на суше среди Иордана твердою ногою. Все сыны Израилевы переходили по суше, доколе весь народ не перешел чрез Иордан. Иис. 3:17 «По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву: Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым. Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею: от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата, всю землю Хеттеев; и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши. Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей; и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою: не отступлю от тебя и не оставлю тебя. Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им; только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих. Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно. Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь» (Нав. 1, 1—9). Земля обетованная, в которую должен был теперь Иисус Навин, по указанию Божию, ввести еврейский народ, была как бы приспособлена для поселения на ней народа, выделявшегося из народов того времени исповедуемой им верой в Единого Истинного Бога, народа, путеводимого и воспитываемого Самим Богом, с Которым сохранилось у него общение от начала веков. Палестина была центром тех стран, народы которых имели до Рождества Христова наибольшее влияние на ход истории. Здесь проходили важные торговые пути, соединявшие восток с западом и север с югом. На западе берега ее омывались Средиземным морем, наиболее посещаемым древними народами. Это служило евреям средством общения с Грецией, Римом и прочими народами. Так как еврейскому народу предстояло передать миру познание Истинного Бога и Его Откровения, то для них были открыты все пути проповеди истин, возвещенных впоследствии Христом.

http://pravoslavie.ru/2835.html

Благоразумие Чарли Гилмора Недавно один английский юноша, Чарли Гилмор, был осужден за то, что во время студенческой манифестации в Лондоне, среди прочих безобразий, пытался сорвать флаг с Кенотафа — памятника павшим британским воинам. Его поступок вызвал бурю возмущения, и Чарли публично попросил прощения за него. 16 августа, 2012 Недавно один английский юноша, Чарли Гилмор, был осужден за то, что во время студенческой манифестации в Лондоне, среди прочих безобразий, пытался сорвать флаг с Кенотафа — памятника павшим британским воинам. Его поступок вызвал бурю возмущения, и Чарли публично попросил прощения за него. Как сообщает Владимир Варфоломеев в своем ЖЖ, группа сторонников известной группы ворвалась в Кафедральный собор святителя Николая в Вене, и снялась с плакатом на фоне алтарных врат. Как пишет сам Варфоломеев, «Я не сторонник проведения в храмах каких-либо обрядов, кроме церковных. Но Московскому патриархату следует отчётливо осознавать, что такие выступления (дай Бог, чтобы не более радикальные) наверняка будут продолжаться и впредь, если девушек не освободят, и остановить волну протестов вряд ли удастся быстро и безболезненно. Уж слишком многих эта отнюдь не святочная история разочаровала и даже разозлила. А к каждому собору приставить для охраны по отряду ОМОНа уж точно не получится. Особенно в Европе». Комментарии — скорее одобрительные — к происшедшему заставляют меня предполагать, что наша прогрессивная общественность не понимает некоторых вещей, которые мне предоставляются достаточно очевидными. Люди так устроены, что они во многом определяют свое чувство достоинства и идентичности через принадлежность к тем или иным группам. “Русским” или “полякам”, “болельщикам Спартака” или “десантникам”, “социал-демократам” или “консерваторам”. Эти человеческие общности имеют свои символы — например, национальные флаги. Когда где-нибудь на Ближнем Востоке демонстранты сжигают, например, американские флаги, они хотят выразить крайнюю враждебность к соответствующей стране и свою решимость воевать против нее. Но символами общности могут быть не только флаги, но и те или иные почитаемые места — Яд Вашем в Израиле, Арлингтонское национальное кладбище в США, Аббатство Сен-Дени во Франции, и т.д.

http://pravmir.ru/blagorazumie-charli-gi...

Благоразумный разбойник У меня словно земля ушла из-под ног, когда я узнал о смерти Петра Степановича. Пронзившая меня мысль, что именно я виновник его смерти так и осталась на душе тяжелым бременем запоздалого раскаяния. 11 февраля, 2010 У меня словно земля ушла из-под ног, когда я узнал о смерти Петра Степановича. Пронзившая меня мысль, что именно я виновник его смерти так и осталась на душе тяжелым бременем запоздалого раскаяния. У меня словно земля ушла из-под ног, когда я узнал о смерти Петра Степановича. Пронзившая меня мысль, что именно я виновник его смерти так и осталась на душе тяжелым бременем запоздалого раскаяния. И что бы мне не говорили, и как бы не пытались меня убедить, что смерть Петра Степановича наступила в результате прободения язвы желудка,  уверенность в собственной вине у меня не проходила, а только с каждым днем более утверждалась. Осознание непоправимости поступка еще более усугубляло мои страдания. Я стал ужасно рассеян, тон задавал на хоре невпопад и путал порядок песнопений. Настоятелю, в конце концов, это надоело, и он отправил меня во внеочередной отпуск на две недели, посоветовав съездить в монастырь. Раздумывать я долго не стал, тут же сел в поезд и отбыл в Оптину пустынь, надеясь там найти  облегчение своей изболевшейся душе. Глубокой ночью, когда все пассажиры в моем купе спали, я, измаявшись от бессонницы, тихонько слез со своей верхней полки и вышел в тамбур вагона. За окном мелькали мохнатые темные ели, а в неподвижно-черной небесной громаде равнодушным светом искрились звезды. Я прижался разгоряченным лбом к прохладному стеклу тамбурной двери и подумал: «Уж кому-кому, а этим звездам глубоко наплевать на все мои переживания». Петр Степанович был певцом моего хора. Из своих шестидесяти семи лет жизни, он, почитай, полвека пропел в нашем храме. Не одного регента на своем веку сменил. Ко мне, не смотря на мою молодость, относился уважительно и обращался только по имени-отчеству. Теперь таких певцов не сыщешь днем с огнем. Про Петра Степановича можно смело сказать, что он певец старинного склада, который непросто грамотно поет с листа по нотам, а поет душой, проникая в самый глубинный смысл церковного песнопения. Найти профессионального баса в нашем городке сложно, а чтобы еще церковным человеком был, вообще дело немыслимое.

http://pravmir.ru/blagorazumnyj-razbojni...

Закрыть itemscope itemtype="" > Благоразумное богатство Имущественное положение человека само по себе не может рассматриваться как свидетельство того, угоден или неугоден он Богу 10.04.2003 930 Время на чтение 6 минут Сегодня, когда в нашем обществе вновь обретает силу голос Русской православной церкви, к ее мнению прислушиваются многие. И один из вопросов, волнующих верующих людей, таков: может ли христианин быть человеком состоятельным? Не случайно ему было уделено серьезное внимание и на состоявшемся в Москве VII Всемирном Русском народном соборе, участники которого всесторонне обсуждали злободневную для реформируемой России проблему " Вера и труд " . Итак, допустимо ли православному христианину быть состоятельным человеком, владеть собственностью? На первый взгляд здесь все просто. Сама жизнь свидетельствует, что Церковь, в том числе и в лице ее высших иерархов, поддерживает многих представителей российского бизнеса, а значительная часть предпринимателей в меру собственных сил и возможностей помогает Церкви. Однако вспомним евангельский эпизод с богатым юношей... Он приступает ко Христу с вопросом о том, что ему следует делать, чтобы унаследовать Вечную Жизнь, Спасение. Господь беседует с ним и убеждается, что этот юноша соблюл все основные нравственные заповеди ветхозаветного закона, что по образу жизни он вполне порядочный и благочестивый человек. И тогда Христос обращается к нему с неожиданным требованием: " Еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай, и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною " (Евангелие от Луки, 18,22). Юноша не находит в себе сил отказаться от богатства и, опечаленный, уходит. Из этого рассказа действительно очень легко сделать вывод, что имущественное благополучие препятствует Спасению Человека. Тем более что за требованием Христа к богатому юноше в евангельском тексте следуют знаменитые слова про " игольные уши " и верблюда: " удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие " (Евангелие от Луки, 18,24).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2003/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Карантин или пост? Проведем время вынужденного ограничения в посте и молитве, в покаянии и благоразумии, чтобы стать достойными наследниками Царствия Божия 28.03.2020 1281 Раньше на Руси во время Великого Поста закрывались все питейные увеселительные заведения. Народ всех сословий и социальных уровней уходил в молитву и самоограничение, дабы получить духовный опыт по очищению души тела от всякия скверны. Но современный человек не мыслит себя уже без «хлеба и зрелищ». Без потребления и праздного времяпрепровождения. Не хотите поститься добровольно по доброму разумению, будете поститься по попущению Божию принудительно. До кого-то, может, и дойдет. Тогда он со смирением и покаянием, взглянув на грешное житие свое как бы со стороны, открыв, кто Евангелие, кто Апостол, а кто просто молитвослов, скажет: «Господи, прости меня грешного и неразумного, ибо согрешил я пред небом и Тобою». И конечно получит прощение любящего Отца. А до кого не дойдет, кто будет требовать себе на дом ястие и питие, дабы продолжать насыщать свое ненасытное чрево, кричать и упорствовать, пытаться не лишать себя удовольствий, пытаться убежать от самоограничения на курорты или дачи, избегая как бы праведного наказания, тот будет вразумляться дальше, как нерадивые дети, которых любящий отец наказует дли их же собственного блага. Того постигнет еще пущее вразумление. Тот может стать хворым и прикованным к постели в карантинной больнице, мочиться под себя, став абсолютно немощным, и просить помощи у тех, кого он минуту ранее, будучи в здравии, горделиво презирал и гордо надмевался, как бы говоря: «Боже, благодарю Тебя, что я не такой, как этот мытарь». Станем же послушными чадами Отца своего небесного. Проведем сие время вынужденного ограничения в посте и молитве, в покаянии и благоразумии, чтобы стать достойными наследниками Царствия Божия! Николай Черных, публицист Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/03/28/ka...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Рассуждение (рассудительность) – 1) форма отношения верующего к проблематике, связанной с осуществлением христианского делания ,  выражаемая в том, что он, при содействии Божественной благодати , осуществляет его не слепо, но осмысленно, стремясь избежать самообмана и обмана (в том числе под воздействием лукавых демонических сил), ложного делания; 2) умозаключение; 3) процесс формирования умозаключения. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Рассуждение в общем смысле в том состоит и познается, чтобы точно и верно постигать божественную волю во всякое время, во всяком месте и во всякой вещи». Не вредно ли христианину быть рассудительным? Понятие «рассудительность» не следует путать с понятием «чрезмерная критичность, недоверчивость» . Рассуждение способствует правильному и осмысленному следованию христианина по пути спасения , по пути восхождения по лествице духовных совершенств. Апостол Петр, обращаясь к христианам, говорит: «Покажите в вере вашей добродетель , в добродетели рассудительность» ( 2Пет.1:5 ). Для чего нужно быть рассудительным? Рассудительность способствует осмыслению верующими значения и целей христианской жизни, благоразумному уклонению от впадения в греховные соблазны, в том числе связанные с ложным восприятием или отрицанием тех или иных церковных догматов . Кто приобретает дар/способность к здравому рассуждению, тот может способствовать спасению не только себя самого, но многих других людей, врачеванию их от страстей, и даже сохранению их телесного и душевного здоровья и решению житейских вопросов. Не случайно в Церкви всегда высоко ценятся духовничество и старчество. Как соотносятся рассудительность и благоразумие? Понятия «рассудительность» и «благоразумие» могут иметь различные оттенки значений. Нередко они используются как близкие по смыслу понятия, но не всегда. Так, например, Христа ради юродивых считали не благоразумными, а безумными, но они стоят гораздо выше благоразумных, потому что достигли высокого уровня общения с Богом и этим своим безумием прикрывают от людских и иных глаз свое истинное делание. Почему некоторые святые называли рассудительность одной из важнейших добродетелей?

http://azbyka.ru/rassuzhdenie

Скачать epub pdf О расколе 1 В статье поднимается вопрос природы и смысла расколов и разногласий в Церкви, говорится о том, какие решения принимались и предлагались. Также даны ответы на ряд вопросов: допустимо ли богословское истолкование канонических указаний? Или это всего лишь образцы наставнического благоразумия и сдержанности? Проблема природы и смысла расколов и разногласий в Церкви возникла со всей остротой и определенностью с самого начала христианской истории, и сразу стали предлагаться и приниматься самые различные решения. Это породило новые противоречия. Все, кто изучает церковную историю, знакомы с разногласиями святого Киприана и папы Стефана. Строго говоря, этот спор так и не был разрешен. На Западе в конечном счете возобладало решение, которое предложила Римская Церковь . Это было обосновано, приняв богословскую форму, святым Августином в его сильном доводе против донатистов, тщетно посягавшим на авторитет самого святого Киприана. Римско-католическое богословие по-прежнему строго придерживается позиции святого Августина. Спор определенно касался экклезиологического истока, и поэтому это было нечто большее, чем просто диспут по вопросам дисциплины. К великой заслуге западных богословов, эта проблема дисциплины изначально рассматривалась и обсуждалась на богословской основе, в контексте вероучения Церкви. На Востоке многие века она никогда не ставилась в подлинно богословском изводе. Однако некоторые отцы Церкви, в том числе святитель Василий, а затем преподобный Феодор Студит , по-видимому, склонялись к позиции святого Киприана. То же отношение может быть выявлено и в некоторых канонических правилах и предписаниях, которые время от времени обнародуются Вселенскими и Поместными Соборами. Все эти древние каноны (все еще обязательные) затрагивают лишь конкретные случаи и не допускают всеобщего применения. Правда, некоторые другие каноны тех же самых Соборов, эскизно представляются ближе духу святого Августина. Более того, возникает еще один вопрос: допустимо ли богословское истолкование этих канонических указаний? Или это всего лишь образцы наставнического благоразумия и сдержанности? Между тем определенный богословский взгляд на эту проблему уже вызывает много сомнений и вопросов. Право постановки любых заключений по вопросам догмы или вероучения на основе канонических решений часто оспаривалось: утверждали, что каноны относятся к дисциплине, а не к вероучению. Это очень двусмысленное предположение. Разве дисциплина не зависима от вероучения? Быть может, такое утверждение предполагает, что канонические предписания могут направляться и вдохновляться более наставнической целесообразностью или умением, чем строгим вероучением? Могут ли эти дисциплинарные разногласия разрешаться без возврата к первоначалам вероучения? И по существу, речь идет не о заключениях; нас интересуют исходные предпосылки и скрытые смыслы. Каждое решение подразумевает некое вероучение. Поэтому лучше четко прояснить, в чем состоит исходная предпосылка вероучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Слово на пассии: Гефсиманские страдания, отречение Петра, благоразумные разбойник Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Евангельские чтения святой Четыредесятницы, и особенно служб, связанных с воспоминаниями о крестных страданиях нашего Господа и Спасителя, наполняют наши сердца благоговейным трепетом. Они говорят нам о страданиях и мучениях Невинного – за грешных, Чистого – за нечистых, Сына Божия – за падших людей. В этих страданиях, в этой борьбе со злом проявилось такое недосягаемое духовное величие, такая сила и мощь нравственного характера, которыми могла обладать только Богочеловеческая природа Спасителя мира. Мы слышали сейчас, дорогие мои, в евангельском чтении страшную повесть о страданиях Богочеловека. Знаем мы, до чего дошла и к чему привела злоба фарисеев. Учение Христа Спасителя, Его святость, даже самый вид Господа под конец Его общественного служения роду человеческому сделались тягостными для книжников и фарисеев. Они уже не могли спокойно ни видеть, ни слышать Его. Не могли они спокойно видеть в среде своей образ величайшего Наставника в мудрости, Который на то и родился, на то и пришел в мир, дабы свидетельствовать истину. Свидетельствовал Он ее всюду и перед всеми. Возвещал путь, ведущий в жизнь вечную, и в храмах, и на торжищах, среди городов и весей. Равно свидетельствовал пред римским прокуратором и пред женщиной-самарянкой, пред синедрионом и пред иерихонским слепцом. Пред мудрыми и пред людьми некнижными. Какие обетования жизни вечной не открыты были Им и не утверждены непоколебимо? Какие заповеди не преподал Он во всей силе?.. Все озарилось светом Его Божественного учения! Глас истины, проповедуемой Господом Иисусом Христом при Его земной жизни, в устах Его был так силен, что сами враги Его должны были умолкать пред Ним и говорить: “...никогда человек не говорил так, как этот Человек” ( Ин. 7, 46 ). Христос Спаситель явил нам образ величайшего Праведника и Подвижника благочестия. Обращаясь к врагам Своим, Господь спрашивает: “Кто из вас обличит Меня в неправде?” ( Ин. 8, 46 ). И никто не мог обличить Его ни в едином грехе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010