Здесь указывается на Премудрость, как на «творение» Всевышнего, т. е. в духе арианизма. У приточника ( Прит. 8:23–30; 3:19 ) и Иова (28:12–28) иначе говорится о происхождении Ипостасной Премудрости. В 38:4 5 читаем: «Господь создал из земли врачевства и благоразумный не будет пренебрегать ими. Не от дерева ли вода сделалась сладкою, чтобы познана бала сила Его? Для того Он и дал людям знание»... Здесь, очевидно, вспоминается чудесное услаждение вод Мерры ( Исх.15:23–25 ), но изложено это событие так обоюдно, что как будто не Божественное чудо, а «целебная сила» дерева произвела перемену во вкусе воды, хотя, с другой стороны, отсюда еще далеко до вывода Ейхгорна, 326 будто Сирах старается «рационалистически» излагать библейские события и удалять чудеса. Напротив, в 44 49 главах Сирах точно воспроизводит древние библейские повествования о чудесах (напр. 46:5–7,21,23; 48:2–11,24). Встречаются и моральные воззрения отличные от канонических писаний. Так, в 12:1–7 читаем: «давай доброму и благочестивому и не давай грешнику». Слишком практично! В 25:9–10: «девять помышлений похвалил я в сердце моем: это человек при жизни видящий падение врагов». Не так учили богодухновенные писатели (ср. Иов.31:29 ; Пр.25:22–23). В 30:6: «благоразумный отец утешается при смерти мыслию о том, что в мудром своем сыне оставил мстителя врагам своим». 30:17: «лучше смерть, нежели горестная жизнь». 31:24: «если ты обременил себя яствами, то встань из-за стола и отдохни». Не таковы советы Приточника Соломона. В 31:32 «что за жизнь без вина»?.. Еще: «горький да будет плач (над умершим)... по достоинству его, день или два для избежания осуждения, и тогда утешься от печали» (38:17). На показ печаль! Опять и опять видны идеалы жизни иные, чем у канонических писателей. Слишком мелочные советы: «если что выдаешь (прислуге или жене), выдавай весом и по записи» (42:6–7)... Отцы Церкви очень часто пользовались писанием Сираха в своих творениях. Так, Апостол Варнава цитует ее изречение: «да не будет рука твоя простерта к принятию и сжата к даянию» ( Сир.4:35 =Посл.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

И будешь ты вместе с царицей в царских палатах, почитаемая всеми и проживешь в довольстве, свободная от всех, связанных с вдовством, бедствий. До нас дошла добрая слава о тебе и самое дело подтверждает это. Действительно, ты имеешь великие богатства, много всякого имущества, рабов и рабынь, почитаема всеми, молода и красива, но при всем благополучии, не пожелала вторично выйти замуж. Еще говорят о тебе, что ты добродетельна и благоразумна. Поступи и теперь, как следует: будь благоразумна до конца, послушайся моего здравого совета и не вздумай такую красоту и молодость свою, а равно невинность детей твоих, отдать в руки мучителей, которые доставят более стыда и бесчестия, нежели мучений. Перестань славить Распятого и, подчинившись законам нашим, избери полезное для себя и для детей своих. Блаженная и досточтимая женщина ответила царю такими словами: — Следовало бы тебе, царь, почитать Того, Кто дал тебе власть, и эту порфиру, и эту диадему [ 18 ], — даже более того: дал тебе самое бытие и жизнь. Это — Сын Божий и Бог. Ты же обнаружил неблагодарность за столь великое благодеяние Его, и дерзким языком злословил Благодетеля своего. Разве ты не боишься, что гром с высоты поразит тебя? Ты хочешь удостоить меня великих почестей, но я считаю ваши почести бесчестием для себя, и не хочу, чтобы меня хвалил тот язык, который хулит Бога моего. Не буду я и безумна настолько, чтобы жить с врагами Божиими в домах грешников. Услышав сие, царь исполнился гнева и, обратившись к своим вельможам, сказал: — Вы видите, как бесстыдно эта скверная женщина злословит нас! Затем он велел снять покрывало с головы Синклитикии и дочерей ее и с непокрытою головою и распущенными волосами водить ее по городу, подвергая издевательству и насмешкам. Когда ее водили с бесчестием по городским улицам, она увидела, что многие женщины плачут по поводу причиняемого ей издевательства и позора. Обратившись к ним, она сказала: — Я знаю, подруги мои, как вы скорбите обо мне, что позорят меня и моих дочерей! Но не скорбите, когда я радуюсь, и не плачьте, когда я веселюсь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

И ученики Его приступивши просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. Ученики, тяготясь криком женщины, просили, чтобы Господь отпустил ее, то есть убеждали отослать ее. Это они делали не потому, что были чужды сожаления, но скорее по тому, что хотели убедить Господа помиловать ее. Он же говорит: Я послан не к кому-либо другому, но только к иудеям, овцам, которые погибли от порочности тех, кому они вверены. Этим еще более показывает всем веру женщины. А она подошедши кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: Не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Когда женщина увидела, что ее ходатаи - апостолы - не имели успеха, она снова с жаром приступает и называет Иисуса Господом. Когда же Христос назвал ее псом, потому что язычники имели нечистую жизнь и питались кровью идоложертвенною, иудеев же назвал чадами, то она разумно отвечает и очень мудро: хотя я и пес, и недостойна получить хлеб, то есть какую-либо силу и великое знамение, но дай мне это для Твоей силы малое, для меня же великое, ибо те, кто ест хлеб, не считают крох чем-то важным, для псов же он - большое, и ими они питаются. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час. Теперь Иисус открыл причину, по которой Он вначале отказывал женщине в исцелении: это сделано было для того, чтобы ясно открылась вера и благоразумие этой жены. Поэтому Христос не тотчас согласился, но и отсылал ее. Теперь же, когда открылась ее вера и благоразумие, она слышит похвалу: " велика вера твоя " . " Да будет тебе по желанию твоему " - эти слова показывают, что если бы она не имела веры, то не достигла бы просимого. Так и нам, если пожелаем, ничто не препятствует достичь того, чего мы желаем, если только имеем веру. Обрати внимание, что хотя и святые просят за нас, как за эту хананеянку апостолы, однако мы достигаем желаемого более тогда, когда сами за себя просим. Хананеянка - символ церкви из язычников, ибо и язычники, которые прежде были отвергнутыми, после вступили в число сыновей и удостоились хлеба, разумею, Тела Господня. Иудеи же сделались псами, начав питаться, по-видимому, крохами, то есть малыми, скудными крохами буквы. Тир означает страх, Сидон - ловцов, Хананея же - это " уготованная смирением " . Итак, язычники, которые заражены были злобою и в которых жили ловцы душ, демоны, уготованы были смирением, тогда как праведные уготованы высотою Царства Божия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1867...

И это по двум причинам. Во-первых, он проявляет к своей собственной плоти (т. е. к своей жене) любовь и сострадание, подражая Самому Владыке всех Богу, Который человеческую природу, хотя она и была ранее прелюбодейкой и блудила с идолами, благоволил сделать Своей невестой через домостроительство воплощения и спасти ее посредством покаяния и соединения с Ним. И как благоразумный муж при ранении какого-либо из членов тела не отрубает его, но старается вылечить, так тот же благоразумный муж, когда согрешит его собственный член тела, которым является жена, не разлучается с ним, но прилагает большее попечение о нем и врачует покаянием и вразумлением. И во-вторых, скверна в отношениях между супругами возникла по попущению Божию и по причине их прежних грехов. (Пусть каждый испытает свою совесть – он найдет, что слово наше истинно.) А потому и той и другой стороне следует терпеть друг друга и не разлучаться. И если апостол говорит, что верующему мужу следует жить с неверующей женой и, наоборот, верующей жене – с неверующим мужем ради надежды на спасение обоих (почему ты знаешь, муж, не спасешь ли жены? и почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? (см. 1Кор. 7:16 )), то тем более тогда, когда супругов не разделяет грех, худший всех грехов, – нечестие, им следует жить вместе и не разводиться, хотя бы и совершилось блудодеяние. То, что мы сказали о муже, относится точно так же и к жене. Если же Приточник и говорит: Содержащий прелюбодейку – безумен и нечестив ( Притч 18:23 ), то это изречение свойственно жесткости и суровости Ветхого Завета, а не кротости и благости сладчайшего закона Евангелия. Но, тем не менее, и Ветхий Завет устами прор. Малахии говорит: Жены юности своей (никто) не оставляй. И если, возненавидев, отпустишь ее... покроет нечестие помыслы твои, говорит Господь Вседержитель ( Мал. 2:15–16 ). Если же, наконец, нет никакого способа или средства для того, чтобы супружеская чета впоследствии соединилась, тогда невиновная сторона в случае крайней необходимости может вступить во второй брак.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Исполнение этого отчасти можно относить и к временам Маккавейским, когда не было царей, а управляли народом священники – ближайшие служители Божии, которых управление могло почитаться управлением Самого Бога. В те времена также было и большое изобилие земных благ, и спокойное наслаждение ими ( 1Мак. 14:8–15 ). Но это было только тень; а совершенное исполнение этого пророчества относится к временам новозаветным, когда царство Божие во всей славе проявилось в мире, и Сам Бог чрез Сына Своего Иисуса Христа стал управлять благодатным царством – церковью (Мат. 23:10). Ио ниспослании Святого Духа церкви в ней стали изобиловать все духовные блага, которые досыта питают, укрепляют и услаждают души верующих, которые спокойно наслаждаются ими под покровительством Богочеловека Иисуса Христа. Пятое благодеяние: ослабление царства, враждебного церкви Ст. 23. Ослабли веревки твои, не могут удержат мачты и натянут паруса. Тогда будет большой раздел добычи, так что и хромые пойдут на грабеж. Ст. 24. И ни один из жителей не скажет, «я болен»; народу, живущему там, будут отпущены согрешения. Пророк царство, враждебное народу Божию, представляя под образом корабля, колеблемого бурею бедствий, и обращаясь к нему, говорит, что веревки его ослабли, не могут поддерживать мачты и натянуть паруса. Этим он означает расстройство состояния и бедствие этого царства. По отношению к царству мачта означает правительство царства, или правительственное лице, поддерживающее состояние царства, как-то царя или правителя. Веревки, поддерживающие мачту, означают начальников разных ведомств, заботящихся о поддержании благосостояния государства; означают и вообще всякие пособия, поддерживающие общественное благосостояние, каковы особенно богатство, деньги, оружия, советы благоразумных сенаторов, и т. п. Парус означает войско, или вообще средство к успешному достижению целей существования царства, благоденствия, счастья. Говорится, что веревки корабля – царства, поддерживающие мачту, ослабли, когда граждане истощены, нет денег для содержания войска, недостает сильных воинов; когда бывает недостаток в благоразумных начальниках, которые бы своими советами, распоряжениями содействовали благоустроению царства, и в общественных учителях, которые бы истребляли невежество и образовали нравы; когда расстраивается согласие – связь гражданского общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Итак, первая функция благоразумия состоит в различении добра, зла и того, что не является ни тем ни другим 3099 . На высшем уровне оно является способностью четко различать, в особенности среди проявлений внутренней жизни, то, что исходит от Бога и Его ангелов, и то, что исходит от диавола и бесов 3100 . В этом случае оно очень точно соответствует «различению духов», о котором говорит апостол Павел 3101 . В более общем смысле роль благоразумия заключается в распознавании воли Божией во всех обстоятельствах. Во всех проявлениях своей первой функции благоразумие уподобляется добродетели рассудительности (δικρισις; discretio) и часто именно так обозначается святыми отцами 3102 . Как напоминает преподобный Иоанн Кассиан 3103 , именно эту добродетель Христос называет «оком и светильником тела», когда учит: Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно ( Мф. 6:22–23 ). «Действительно, рассудительность исследует все мысли и дела человека, обозревает и видит во свете, что нам подобает делать» 3104 . Преподобный Иоанн Лествичник пишет в том же ключе: «Рассудительность – это светильник во тьме... свет для тех, у кого слабое зрение... Если мы захотим в целом определить рассудительность, то можно сказать, что это внутренний свет, который дает нам с уверенностью познавать волю Божию во всякое время, во всяком месте и во всех действиях» 3105 . Это та добродетель, замечает он также, о которой напоминает Псалмопевец, когда просит у Бога: Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой ( Пс. 142:10 ), а также: Покажи мне, Господи, путь, по коему мне идти, ибо к Тебе вознесся я душою моею ( Пс. 142:8 ) 3106 . Итак, она – путеводитель, который позволяет восходящему по духовному пути не уклоняться от него и избегать падений. «О ней также написано, что она есть кормило нашей жизни», – замечает преподобный Иоанн Кассиан , вспоминая слова из Книги Притч: Для кого недостает попечения 3107 , те падают как трава (Притч, 11:14) 3108 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Итак, поскольку и тогда, при начале евангельской проповеди, нужны были многие доказательства силы Христовой, то и из числа недостойных многие получали дары. Впрочем, от таких чудес они никакой не получили для себя пользы, а только навлекли на себя еще большее наказание. Потому Спаситель и произнес к ним страшное это слово: «Никогда не знал вас»! Так, многих Он и здесь уже ненавидит, и до суда уже отвращается. Итак, возлюбленные, устрашимся, и приложим великое старание о жизни своей, и не станем думать, что мы, не производя теперь чудес, потому самому имеем менее благодати. От чудес никогда ничего не прибудет нам, равно как ничего не убудет и от того, что мы не творим их, если только заботимся о всякой добродетели. За чудеса мы сами остаемся должниками перед Богом, а за жизнь и дела имеем Бога должником. Итак, когда Спаситель все уже окончил, и, со всею подробностью предложив беседу о добродетели, вместе с тем показал различие между принимающими на себя ее личину, из которых одни для выказывания себя постятся и молятся, другие приходят в овечьих кожах, третьи, которых назвал свиньями и псами, чернят ее, то, показывая наконец, как полезна добродетель и в здешней жизни, и как вреден порок, говорит: «Всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному» ( Мф. 7:24 ). Вы слышали, какое понесут наказание те, которые не соблюдают слов Его, хотя бы и чудеса творили. Теперь вам должно знать и то, какими благами будут наслаждаться не только в грядущем веке, но и в настоящем те, которые повинуются всем словам Его: «Всякого, – :сказал Он,– кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному». Видишь ли, как Он разнообразит Свою речь? Прежде говорит: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи! " », и тем открывает Себя самого; потом говорит: «Но исполняющий волю Отца Моего», и опять представляет Себя Судиею: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали»? – и скажу: «не знал вас». Наконец здесь опять показывает, что Он имеет власть над всеми, почему и говорит: «Всякого, кто слушает слова Мои сии».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Итак, разумная часть, или способность, души, называемая отцами также господственной или первенствующей, наделена от Бога следующими добродетелями: благоразумием, верой (каковая есть врожденное некое благо), смирением, благочестием и противлением хульным помыслам. Против всех сих окаянный демон, супостат душ наших, вооружается через дух самомнения, действующий в неразумных и всеивающий им всевозможные хульные помыслы, суемудренное желание до конца постичь тайны Откровения и пути Бога Вышнего. Отчего и впадают те, влекомые потоком эгоизма и себялюбия, в различные ереси и учения нелепые. А ведОмые твердой волей, истинным благоразумием и должным смирением достоинство души своей от ядовитых помыслов невредимым соблюдают, шествуют неуклонно, разумными заслуженно именуются, будучи и на деле таковы. Раздражительная способность, наблюдаемая и у совершенных, дана от Бога, чтобы испытывать ненависть к самому диаволу, страстям и заблуждениям, но отнюдь не к ближнему или любому собрату по человечеству, хотя бы те и тысячекратно нам досадили. Ожидая такой победы нашей и желая явить нас победителями, Богочеловек Иисус наказал: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? ( Мф. 5, 44–46 ). Можно ли яснее сказать об одолении врага и хранении раздражительной части души? Равным образом дана душе часть пожелательная, чтобы алкать небесных благ, возвышать ум к «божественному желанию» и к горнему востекать. Но ненавистник добра через обольщение покушается уклонить пожелательную силу души в безрассудные порывы, развратные вожделения и богомерзкие дела. И увы! Не внимая себе, отрясают люди богообразие и богоподобие свое, уподобляются скотам бессловесным и, соделавшись хуже тех, повинны бывают вечному мучению.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Katunak...

К этому присоединяется еще то, что все великие дела Божии в Израиле служили одной великой цели, которая в слове откровения так ясно и внятно была выражена, что творческая фантазия поэта никак не могла уклониться от прямого смысла её и дать место свободе в определении этого смысла и воззрения и, таким образом, преобразовать представление об известном прошедшем ради искусственно-поэтической цели. Слово и дело Иеговы в истории Израиля идут рука об руку и уже самым законом выражающейся в них исторической истины устраняют эпическое представление их, основанное на законе изящного, – причем идеальной отвлеченной истине необходимо бывает жертвовать истинностью исторической. Так, например, не может быть вопроса о том, какой силой и по чьей мудрости Израиль так чудесно освобожден из Египта и введен в обетованную землю, или для какой цели все это случилось; творческой фантазии здесь нет свободы в созерцании этого события в эпической форме; ибо Бог Иегова ясно определил и выразил это народу чрез раба своего Моисея: все это сделал лишь один Иегова своей сильной мышцей и рукой высокой; и это записано в книге с неложных слов Иеговы посланником Божиим; – поэт, значит, не мог уже представить этого события в эпической форме. Притом же Еврею было предписано прямо и неуклонно одно известное положение в отношении к откровению или слову Божию: он должен был упражняться в законе Иеговы день и ночь, но не так, чтобы необузданно умствовать и фантазировать о существе Божием и отношении его к миру вообще и в частности к Израилю, но так, чтобы стараться делать по закону Господню, исполнять его заповеди. Вот как Сам Бог определяет отношение к писаному слову Своему одного из великих людей Израиля, – что может быть отнесено и ко всему Израилю: «только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо, ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих. Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» ( Нав.1:7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/u...

Казалось бы, чего страшиться, когда мы умираем? Какие еще могут случиться несчастья, если самое плохое уже произошло? Но в душе благоразумного разбойника, несмотря на совершенные им преступления, среди которых, возможно, были и убийства, все-таки жил страх Божий. Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал ( Лк.23:40–41 ) – так сказал разбойник о Спасителе. Я думаю, именно благодаря смирению, осознанию своего глубочайшего недостоинства и греховности, признанию того, что он страдает справедливо, в душе разбойника родилась непостижимая, непонятная при таких обстоятельствах вера. Уверовав в то, что умирающий Иисус придет когда-то в Царствие Свое, разбойник просит не спасения здесь и сейчас, как его безумный товарищ, и даже не прощения грехов, а с глубочайшим смирением просит только одного: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое – вспомни меня. Сейчас мы вкладываем в эти слова духовный смысл: если Господь вспомнит – значит, помилует. Но в тот момент разбойник едва ли осознавал, что Иисус может даровать ему спасение. Он лишь просил, чтобы его вспомнили. «Вспомни, как я страдал вместе с Тобой. В отличие от Тебя, я заслужил это страдание, но вспомни меня!» Канон преподобного Андрея Критского говорит нам о необходимости приобрести такое же смирение. Мы молимся этими словами за каждой Литургией Василия Великого и Иоанна Златоуста , потому что словами «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» начинается пение заповедей блаженств на малом входе. Если бы мы приобрели подобное смирение и покаяние, то есть осознали свое полное недостоинство и то, что терпим скорби заслуженно, – тогда бы и у нас родилась вера, подобная вере благоразумного разбойника. И если бы мы просили только о том, чтобы нас вспомнили, у нас родилось бы еще более глубокое смирение. Что же услышал разбойник в ответ на свои слова, исполненные превосходящих человеческий разум смирения и веры? Ныне же будешь со Мною в раю ( Лк.23:43 ). Ты думаешь, что когда-то, в Царствии Своем, Я, может быть, вспомню тебя. А Я говорю тебе здесь и сейчас: ныне же, сегодня же ты будешь со Мной в раю. Спустя немного времени разбойник разрешился от уз своей плоти: пришли стражники, перебили распятым голени, и они в судорогах задохнулись на кресте, потому что, виснув на руках, уже не могли ни вдохнуть, ни выдохнуть.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010