Когда мы узнали значения названий рек, давайте попробуем понять, на что они указывают в человеке. Именно такую цель поставил святитель Амвросий Медиоланский и прекрасно с ней справился в своем трактате «О рае». Поэтому умолкнем на время и выслушаем епископа Милана. Так как духовное толкование святитель переплетает с буквальным, то остановим внимание на первом, чтобы оно прозвучало отчетливей. Святитель начинает свое повествование с единого Едемского источника. «Но почему премудрость Божия называется источником? Потому, что, согласно Евангелию, подобен источнику Говорящий:  " Кто жаждет, иди ко Мне и пей "   (Иоан. 7:37). И потому, что, согласно пророку, подобен источнику Тот, Кто говорит:  " Идите, ешьте хлеб мой у и пейте вино, мною растворенное " (Притч. 9:5). Итак, премудрость – не только источник жизни, источник духовной благодати, но также источник прочих добродетелей ( прим.: здесь и далее подчеркнуто автором), направляющих нас на путь вечной жизни. Река эта берет начало не в той душе, которая не возделана, а в возделанной душе, чтобы оросить рай, то есть плодовые деревья различных добродетелей. У них четыре начала, на которые разделяется Премудрость. Каковы же эти четыре начала добродетелей? Одно – благоразумие, другое – умеренность, третье – сила, четвертое – справедливость. И мудрые люди мира сего, восприняв эти начала от нас, перенесли их в свои писания. Итак, если премудрость есть источник, то четыре реки, вытекающие из этого источника, суть потоки добродетели. Фисон означает благоразумие, и потому в нем есть хорошее золото, карбункул и камень оникс. Мы часто называем золотом найденные благоразумные решения. Потому и Господь речет через пророка:  " Я… умножил у нее серебро и золото " (Ос. 2:8), и Давид говорит о благоразумных:  " Расположившись в уделах своих, вы стали, как голубица, которой крылья покрыты серебром, а перья чистым золотом " (Пс. 67:14). Поэтому тот, кто глубоко вникнет в Ветхий и Новый Завет, сможет углубиться в тайную премудрость Божиего размышления. Так что золото означает благо, а отнюдь не денежное богатство, земное и тленное.

http://bogoslov.ru/article/5384448

Когда ощутишь в сердце порыв к жалению благ земных братии твоей, тогда вспомни о бесконечных щедротах Божиих к людям и к тебе: Якоже щедрит отец сыны, тако ущедри [рус.: милует] Господь всех людей, особенно боящихся Его [ Пс. 102, 13 ]; тебе же, как и другим, дал величайший, бесценный дар жизни и, как ты грешник, Сына Своего Единородного за тебя на смерть дал, да, веруя в Него, ты не погибнешь вовеки и получишь наследие жизни вечной; помяни еще, что ради бесконечной любви Своей к тебе Он до того простирает во всю жизнь твою щедроты Свои, что питает тебя не чем-либо другим для очищения и освящения и теснейшего соединения с Ним, как Плотию и Кровию Сына Своего Единородного. Какое же ты должен иметь тесное общение с людьми Божиими, если Бог так с тобою соединяется? А ведь и они – Его члены, ведь обо всех Он молился Отцу Своему: да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино [ Ин. 17, 21 ]. Так как Бог всё на земле покорил под ноги человека, то человек некоторым образом есть бог земной, или наместник Бога на земле, и чрез него-то или славится, или хулится имя Божие, как чрез образ Божий или как чрез подобие диавольское. Мудрость христианская и вместе житейская всякого человека состоит в том, чтобы твердо знать то, что оживляет нашу душу, а не то, что питает, услаждает и утучняет наше тело. Когда познано то, что оживляет душу, тогда простое благоразумие требует обращаться преимущественно к нему и его ставить выше всего за его животворность, начало жизни в человеке, и простое же благоразумие требует не обращать сильного внимания на те начала, которые поддерживают только тело, потому что усиленное к ним внимание или привязанность производит муку в душе. Я говорю в первом случае о Боге, о слове Его, о Кресте Его, о молитве, о вере и благочестии; во втором – о непривязанности ни к чему земному, о незаботливости излишней о пище и питии, одежде, жилище, потому что это последнее составляет только скорбь и крушение духа. Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека [ Еккл. 12, 13 ]. Итак, когда сердце будет в скорби и крушении из-за чего-либо...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Крест изгладил грех, сделался очищением всего мира, примирением долговременной вражды; отверз врата небесные, людей ненавистных (Богу) сделал друзьями, возвел наше естество на небо, и посадил одесную Престола, доставил нам и другие бесчисленные блага. Итак, из-за всего этого должно не плакать и сокрушаться, а веселиться и радоваться. Поэтому и Павел говорит: а я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа (Гал. 6: 14). И опять: но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками (Рим. 5: 8). И Иоанн вот что говорит: ибо так возлюбил Бог мир (Ин. 3: 16). Как, скажи? Умолчав обо всем прочем, он указал на крест. Ибо сказав: ибо так возлюбил Бог мир, прибавил: что отдал Сына Своего Единородного на распятие, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Итак… крест есть предмет любви и похвалы. (2, с. 394.) Для чего Бог не пощадил и Единородного Сына Своего, но предал Его (Рим. 8: 32; Ин. 16)? Для того чтобы примирить с Собой людей, находившихся с Ним во вражде, и сделать их народом особенным (Тит. 2: 14). Для чего (Сын Божий) пролил кровь Свою? Для того чтобы приобрести тех овец, которых Он вверил Петру и его преемникам. Не без причины Христос говорил: кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими (Мф. 24: 45)? …слова имеют вид недоумения, но Произносивший их не имел недоумения; как спрашивая Петра, любим ли Он им, Он спрашивал не потому, чтобы имел нужду узнать любовь ученика, но чтобы показать чрезмерность Своей любви; так и здесь слова: кто верный и благоразумный раб, Он сказал не потому, что не знал верного и мудрого раба, но, желая показать, как редки такие рабы и как важно это управление. Смотри, какова и награда: над всем имением своим поставит его (Мф. 24: 47). (2, с. 263.) Христос к тем, которые жили во многих грехах, взывал: придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11: 28). (3, с. 667.) Самая вера произошла… по Его [Бога – С. М.] милости. Не потому, что я был достоин, я удостоился веры, говорит он [апостол Павел – С. М.], но только потому, что я был помилован; а милость – по благодати, а не по заслуге: так что если бы Бог не был в высшей степени милосердным, то я никогда не мог бы сделаться не только апостолом, но и верным. Видишь ли признательность и сокрушенное сердце раба, который не приписывает себе никакого преимущества перед прочими, но даже о том, что было общим у него с учениками, о вере, говорит, что она не его, а дар милости и благодати Божией? (1, с. 226–227.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Мф.24:42–44 . Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. «Бодрствуйте»: не спите духовно, не будьте беспечны, но будьте внимательны к признакам времен и всегда готовы к сретению Господа; а чтобы быть готовыми, нужно вести добродетельную жизнь. Не зная точно времени пришествия Господа, а равно и смерти своей (ср. Феофил.), должно быть готовым на всякий час. – «В какую стражу»: ср. прим. Мф.14:25 . – «Придет вор»: пришествие Господне нередко сравнивается с пришествием вора по неожиданности и внезапности (ср. 2Пет.3:10 ; 1Сол.5:2 ; Откр.3:3,16:15 ). – «Будьте готовы»: к сретению Господа во всякое время, хотя и не знаете, или именно потому что не знаете точно, когда именно, в какой день и час Он придет; Он может прийти в такое время, когда вы и не думаете. Мф.24:45–47 . Ктó же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Притча о верном и нерадивом приставниках или рабах ( Мф.24:45–51 ) имеет целью еще более напечатлеть в душе учеников мысль о необходимости бодрствования в ожидании пришествия Христова, указывая наглядно на следствие бдительности одного и нерадивости другого. – «Верный и благоразумный»: «от раба требуются две вещи – благоразумие и верность (ибо грех бывает также и от неразумия); он называется верным за то, что из достояния господина своего ничего не утаил себе и ничего не расточил напрасно и без цели, а благоразумным потому, что умел употребить вверенное ему достояние надлежащим образом. И нам нужны также верность и благоразумие, как для того, чтобы не присвоить себе, что принадлежит Господу, так и для того, чтобы сделать приличное употребление из дарованного.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

«Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение» (ст. 3). Далее апостол Павел оправдывает себя для того, чтобы показать, что он, как истинный апостол, ничего не сделал соблазнительного, препятствующего спасению своих духовных чад. Конечно, мы о себе такого сказать не можем (я имею в виду себя и других ваших духовных руководителей). К сожалению, мы иногда «полагаем претыкание», соблазняем вас своим страстным поведением и ошибками. Но вы должны понимать, что (если говорить о себе) я, отец Авраам, не являюсь собственно учителем. Учителем, по Евангелию, является прежде всего Господь Иисус Христос (см. Мф.23:10 ). И христианство насаждено не мною, а святыми апостолами. И если я, может быть, в чем-то и «положил претыкание», послужил соблазном, то апостол Павел такого не делал. Не осуждая тех людей, которые Промыслом Божиим в данный момент поставлены нашими руководителями, будем взирать на тех, кто положил основание христианской Церкви своей проповедью и сверхъестественным подвигом. Я имею в виду апостола Павла и других апостолов. «Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией» (ст. 3–7). Апостол Павел перечисляет иногда сходные, иногда противоположные обстоятельства: например, иное проповедовать «в нуждах», иное «в силе Божией». Но этим он показывает, что, несмотря на все препятствия, он проповедовал неискаженное слово истины и ничто не могло заставить его замолчать. О себе мы такого сказать, конечно, не можем, и, если бы у кого-то вдруг возникло желание проповедовать, он должен был бы трезво на себя посмотреть и рассудить, способен ли он проповедовать при таких скорбях и трудностях, какие были у апостола Павла, и пребывать при этом в таком душевном состоянии, в каком пребывал он? Иначе говоря, способен ли он, с одной стороны, быть «под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах», а с другой — «в чистоте, благоразумии, великодушии, благости, Духе Святом, нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке» (см. ст. 6–7)? Под оружием правды апостол Павел подразумевает, скорее всего, следующее: подобно воину, который сражается правой рукой и держит щит в левой, он поражает врагов истины и защищает истину от ложных учений.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

не испытав, способен ли он хорошо исправлять ее и имеет ли необходимые дарования, чтобы показывать другим, как должно, путь ко спасению. Хотя искать духовной должности не есть дело недостойное и в этом нет ничего худого, однако никто из искателей ее не должен навязывать себя другим, но должен ждать, пока его не призовут к тому, по установлению Церкви. Гораздо хуже искать такой должности ради пропитания, прибытка или обогащения. Избранный и поставленный на дело служения обязан все свои телесные и душевные силы посвятить тому, чтобы удовлетворительно исправлять свою должность, и словесное стадо Христово надлежащим образом пасти, усердно проповедуя слово Божие, благоразумно употребляя ключ царствия Божия и соблюдая различие между возрожденными и невозрожденными. А для этого он должен подробно узнать о своем словесном стаде. Он должен везде вести себя благоразумно и кротко, и самым делом доказывать, что не плотской, но духовной ревностью, не корыстной целью, но искренней любовью побуждается ко всевозможному исканию спасения для других, и таким образом должен доказать, что наставляет своих слушателей как словом, так и собственным примером. Обязанности же слушателей, или созидаемых в Тело Христово, следующие: молить Бога о том, чтобы Он послал им верных учителей и служителей Церкви; отличать лжеучителей от истинных учителей; первых избегать, а последних почитать, как строителей Божественных таинств, и принимать их слово со всяким смирением и послушанием, последовать их примеру и подражать их добродетелям, почитать их и доставлять им все нужное, чтобы они могли иметь пропитание без урона своей чести, прилично своему сану; прилежно за них молиться.     «Исчезло сердце мое и плоть моя, Бог — сердце мое и удел мой во век» (Пс.72:26).     «Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю» (Ин. 7:17). «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3).     «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Нести крест помог Господу Иисусу Христу Симон Киринеянин ( Лк.23:26 ). 241. Кто плакал о Господе Иисусе Христе, когда Он нес крест Свой на место казни? Когда Господь Иисус Христос нес крест Свой на место казни, плакали и рыдали о Нем многие иерусалимские женщины ( Лк.23:27 ). 242. Что сказал Господь Иисус Христос плакавшим о Нем женщинам? Плакавшим о Нем женщинам Господь Иисус Христос сказал: «Дщери иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» ( Лк.23:28 ). 243. Где и в какой день недели был распят Господь Иисус Христос? Господь Иисус Христос был распят недалеко от Иерусалима на горе Голгофе, на которой было место казни, в пятницу. 244. Что значит слово «Голгофа»? Слово «Голгофа» значит лобное место. 245. Отчего это место было названо лобным? Это место было названо лобным оттого, что на нем лежало много черепов (лбов) и костей казненных, которых, если они не были евреями, не погребали, но оставляли их тела на съедение хищным зверям. 246. Что делали враги Господа Иисуса Христа в то время, когда Он в страшных муках висел на кресте? Когда Господь Иисус Христос в страшных муках висел на кресте, враги Его смеялись над Ним и богохульствовали. 247. Как отвечал распятый Спаситель на хуления Своих врагов? На хуления Своих врагов распятый Спаситель отвечал горячей молитвой за них: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк.23:34 ). 248. Как вели себя разбойники, распятые вместе с Господом Иисусом Христом? Распятые вместе с Господом Иисусом Христом разбойники вели себя так: висевший слева «злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас»; разбойник, висевший справа, упрекнул его за это словами: «или ты не боишься Бога?» – и просил Иисуса: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» ( Лк.23:39–42 ). 249. Что ответил Господь Иисус Христос на просьбу благоразумного разбойника? На просьбу благоразумного разбойника Господь Иисус Христос ответил: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк.23:43 ). 250. Что случилось в то время, когда Господь Иисус Христос умирал на кресте?

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Нет ведь ничего тяжелее подобного состояния; об этом послушай что говорит Соломон: " ревность – ярость мужа, и не пощадит он в день мщения, не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров " (Прит.6:34-35); и еще: " люта, как преисподняя, ревность " (Песн. песн.8:6).   5. Мы видим, как многие (в подобном положении) доходили до такого неистовства, что не только не щадили жен своих, но часто умерщвляли, вместе с обольстителем, и самих себя. Таково неистовство этой страсти, и так неукротима ревность, что доводит даже до небрежения о собственной жизни того, кто однажды увлекся этой страстью. Итак, из этого можно узнать мужество праведника; великое же благоразумие его видно в том, что, находясь в таком затруднительном положении и как бы опутан будучи сетями, он умел найти средство, по крайней мере, к тому, чтобы зло было меньше. В самом деле, если бы он сказал, что она была ему жена, если бы, вместо того, не назвал ее сестрой, то и ее отняли бы у праведника из-за красоты, которая увлекла бы невоздержанных египтян, и праведника убили бы, чтобы не было обличителя их беззакония. Итак, поелику надлежало ожидать, что эти два несчастья непременно случатся – по невоздержанности египтян и жестокости их правителя, то, чтобы можно было им [т.е. Аврааму и Сарре] найти хотя малое облегчение в таком затруднительном положении, он говорит: " скажи же, что ты мне сестра " : это, может быть, избавит меня от опасности. Что до тебя касается, то, назовешь ли себя сестрой или женой, нельзя сомневаться в том, что тебя тотчас отнимут у меня из-за телесной красоты; а что до меня, то можно полагать, что я избегну опасности, если ты назовешь себя моей сестрой. Видишь благоразумие праведника, как он, застигнутый опасностью, успел найти средство, которым и решился победить коварство египтян? Опять, посуди здесь и о терпении праведника, и о благонравии жены его. О терпении праведника: он не возроптал и не сказал: зачем я вожу ее с собой, когда она причиняет мне столько беспокойства? Что за польза мне жить с ней, когда из-за нее я должен подвергаться крайней опасности? Что за прибыль, когда она не только не доставляет мне никакого утешения, но причиняет даже смерть своей красотой? Ничего такого он и не сказал, и не подумал, но, отринув всякую подобную мысль и нимало не усомнившись в обетовании Божьем, об одном только и заботился, как бы ему избегнуть угрожавшей опасности.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Неужели, скажешь, называть себя самого грешником значит тщеславиться? Да; этим путём мы приобретаем славу людей смиренных, становимся предметом удивления, похвал; а если бы мы стали говорить о себе противное, то заслужили бы презрение. Так мы и это дело совершаем из тщеславия. В чём же состоит смирение? В том, чтобы переносить, когда кто-нибудь другой поносит нас, сознавать грех, свой, терпеть злословие. Впрочем и это было бы знаком не столько смирения, сколько благоразумия. Между тем мы теперь хотя сами себя называем грешными, недостойными, и говорим многое другое, но если кто-нибудь другой скажет об нас что-либо подобное, то мы раздражаемся, свирепеем. Видишь ли, что у нас нет исповедания грехов и даже благоразумия? Ты сам называешь себя таким; не досадуй же, когда слышишь то же от других, когда обличают тебя другие. Когда другие поносят тебя, тогда чрез это обличаются грехи твои; они на себя налагают бремя, а тебя приводят к любомудрию. Послушай, что говорил блаженный Давид, когда проклинал его Семей: " … оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему; может быть, Господь призрит на уничижение мое, и воздаст мне Господь благостью за теперешнее его злословие " (2 Цар. 16:11,12). А ты, сам о себе говоря много дурного, негодуешь, если не слышишь себе от других тех похвал, какие воздаются великим праведникам. Не видишь ли, что ты шутишь в делах нешуточных? Так мы отклоняем похвалы из желания других похвал, чтобы после получить большие похвалы, чтобы нам ещё более удивлялись. Так, не допуская  похвал, мы делаем это для увеличения их; и всё вообще делается у нас из тщеславия, а не по правде. Потому-то у нас все пусто, всё неверно. Итак, увещеваю вас, удержимся хотя ныне от источника зол - тщеславия, и станем жить богоугодно, чтобы нам сподобиться и будущих благ во Христе Иисусе, Господе нашем. 28. БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ВОСЬМАЯ " …Скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;  те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли " (Евр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Но вот приближается час смерти. Совершилось , – звучит с креста ( Ин.19:30 ). Звучит слово, вместившее в себя вечность! Совершилось дело искупления. Земные страдания Господа завершились, небесной славой Его озарился мир. Дабы свершилось спасение рода человеческого, Господь наш Иисус Христос был распят и умер на кресте. Но сама смерть Его явилась для всех людей пресветлой зарей спасения. Так свершилась всеблагая и премудрая воля Божия о спасении мира. А последние слова Господа на кресте были кротки и смиренны: Отче! в руки Твои предаю дух Мой ( Лк.23:46 ). Спаситель принял смерть в умиротворении, выразив в последнем вздохе Своем безграничную любовь и полное доверие к Небесному Отцу. В словах Его не было ни ропота, ни упрека. Только любовь. Возлюбленные о Господе братья и сестры! Мы вспоминали с вами сегодня Святые Страсти Христовы. Мы слышали последнюю крестную проповедь Спасителя. Постараемся уразуметь всю важность услышанных слов. Будем молиться не только за милующих нас, но и за ненавидящих нас. Будем каяться в своих прегрешениях с искренностью и верою благоразумного разбойника. Будем достойными детьми Матери Божией. Будем знать, что Бог никогда не оставит нас, что бы ни случилось с нами. Пусть же вера в это пребывает с нами во все дни земной жизни. А когда придет наш смертный час, вспомним слова Господа нашего Иисуса Христа, прозвучавшие с креста, чтобы отойти из сего мира с христианским терпением и смирением, умиротворенными, без ропота и обиды, простив от всей души даже несчастных, заблуждающихся в жёсткосердии врагов своих. Потому что, по словам апостола Павла, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения ( Рим.6:5 ). Аминь. Слово 109. О покаянии благоразумного разбойника. В Великий Пяток И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! ( Лк.23:42 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Вот и настал этот скорбный, насыщенный переживаниями день. Господь наш Иисус Христос распят на кресте, страдает и терпит муки за грешный род человеческий. И мы мысленно переносимся туда, на Голгофу, стоим среди насмехающейся и издевающейся толпы, преисполненные боли, сострадания и сознания собственного бессилия оттого, что ничего уже нельзя сделать…

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010