Вернуться 166 Преподобный – святой, достигший высоты монашеского делания и являющийся образцом монашеской жизни. Вернуться 169 «Господи, неужели мне постель эта гробом станет?..» – начальные слова одной из молитв перед сном. Вернуться 171 «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» – Евангелие от Матфея 28:19–20. Вернуться 178 Церковные песнопения, которые поются во время причащения священников в алтаре до выноса Чаши и причащения мирян. Вернуться 180 Праздник святителя Николая Мирликийского, Чудотворца: 6 (19) декабря (Никола зимний), 9 (22) мая (Никола вешний), 29 июля (11 августа) (Никола летний). Вернуться 184 Духовно-исправительные меры, накладываемые священником или архиереем на исповедующегося. Епитимия может состоять в посте, усиленной молитве и т. п. Вернуться 185 Имеется в виду благоразумный разбойник, на кресте исповедавший распятого Иисуса Господом (Евангелие от Луки 23:39–43). Вернуться 186 Светилен (песнопение) на утрене Великой пятницы, в котором упоминается благоразумный разбойник. Вернуться 187 Одно из воскресений подготовительного периода перед Великим постом, в которое церковь вспоминает евангельскую притчу о блудном сыне (Евангелие от Луки 15:11–32). Вернуться 188 Покаянные тропари, исполняющиеся на воскресной утрене подготовительных недель перед Великим постом и в Великий пост. Вернуться 190 Ср. Евангелие от Матфея 18:21–22: «Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз». Вернуться 192 Суббота накануне Вербного воскресенья (Входа Господня в Иерусалим), в которую вспоминается чудо воскрешения Христом Лазаря. Вернуться 196 Покаянный канон Андрея Критского исполняется частями в первые четыре дня Великого поста и полностью на утрене четверга пятой седмицы (недели) Великого поста.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Вместе со Спасителем на Голгофе были сораспяты двое разбойников. «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас» (Лк. 23. 39). Так изливались боль, озлобление и безысходность разбойника неблагоразумного, распятого по левую руку Спасителя. Распятый же справа, «напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И, обращаясь к Спасителю, разбойник благоразумный произносит удивительные слова: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое». И сказал ему Иисус: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (см. Лк. 23. 40—43). Воистину поразительный эпизод: приговоренный к смерти разбойник видит рядом с собой такого же обреченного, страждущего, беззащитного, побежденного обстоятельствами и слабого человека из плоти и крови. И вдруг какой-то неведомой внутренней силой прозревает в Нем Того, Кто уже сегодня вступит в Царство Свое. Значит, Царство Его — Царство Небесное, и тогда это Сын Божий, внешне не отличимый от обычного человека. Когда следовавшие за Спасителем люди исповедовали Его Сыном Божиим, видя многие чудеса и слыша слово Его учения, то это представляется объяснимым. Исповедание же разбойника, случайно оказавшегося с уничиженным Христом в Его и свой последний час, лежит вне логического обоснования. В Евангельской истории это — проявление абсолютной, безусловной и самодостаточной веры. С этой верой умирающего разбойника не может сравниться ни вера апостолов, ни учеников, ни последователей Спасителя. Ибо разбойник исповедует в поверженном человеке, всецело находящемся во власти своих мучителей и палачей, Сына Божия. Чего требует от Бога наше маловерие, чтобы нам уверовать в Господа? Непременно — могущества, всесилия, чуда, знамений: «Помоги! Соверши! Яви Твою власть в моей жизни! Сделай то, о чем я прошу, здесь и теперь!» Ведь «Ты еси Бог, творяй чудеса» (Пс. 76. 15). А если нет чуда, то и Бога нет. Бог без чуда, устрояющего нашу жизнь согласно нашим же представлениям о благе, человеческому маловерию не нужен. Как это отличается от той великой и спасительной веры, с которой покидал этот мир благоразумный разбойник!

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

Глава 19 1–15. Притчи разнообразного содержания о богатстве и бедности, о благоразумии и глупости и т. д. 16–29. Притчи, по содержанию своему относящиеся к благотворительности, воспитанию и проч. Притч.19:1 .  Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели [богатый] со лживыми устами, и притом глупый. Притч.19:2 .  Нехорошо душе без знания, и торопливый ногами оступится. Притч.19:3 .  Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа. Притч.19:4 .  Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и другом своим. Притч.19:5 .  Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется. Притч.19:6 .  Многие заискивают у знатных, и всякий – друг человеку, делающему подарки. Притч.19:7 .  Бедного ненавидят все братья его, тем паче друзья его удаляются от него: гонится за ними, чтобы поговорить, но и этого нет. Притч.19:8 .  Кто приобретает разум, тот любит душу свою; кто наблюдает благоразумие, тот находит благо. Притч.19:9 .  Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, погибнет. Притч.19:10 .  Неприлична глупцу пышность, тем паче рабу господство над князьями. Притч.19:11 .  Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него – быть снисходительным к проступкам. Притч.19:12 .  Гнев царя – как рев льва, а благоволение его – как роса на траву. Притч.19:13 .  Глупый сын – сокрушение для отца своего, и сварливая жена – сточная труба. Притч.19:14 .  Дом и имение – наследство от родителей, а разумная жена – от Господа. Притч.19:15 .  Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод. Ст. 1 почти дословно повторяется в Притч 28.6 – с тем отличием, что в этом последнем месте во второй половине стиха стоит слово «богатый» – ашир, а не «глупый» – кесил, как здесь. Контексту речи соответствует только чтение Притч 28.6 , почему и чтение данного места Притч 19.1 должно быть исправлено соответственно ему, как и делают LXX, Vulg., слав. 2–3 ст. оттеняют ту мысль, что благосостояние возможно для человека лишь при благоразумии и рассудительности. Ст. 4, 6–7 отмечают всегда и везде имеющееся явление житейского опыта – факт всеобщего преклонения людей пред богатством и богатыми и пренебрежения к бедным (сн. Притч 14.20 ). Ст. 5 содержит вставочную мысль о преступности лжесвидетельства (ср. Притч 6.19, 14.5 ); о том же – и ст. 9. Ст. 10 имеет в виду нередкие, на древнем и новом востоке случаи мгновенного возвышения раба до положения властелина; такое явление Премудрый осуждает не само по себе, но постольку, поскольку рабство физическое легко может соединяться с рабством духа, в частности с глупостью; мысль та, что к обладанию благами – богатства, власти и подобного – необходимо должна быть подготовка в виде воспитания. Ст. 11–15 содержат ряд опытных наблюдений из области частной, общественной и политической жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Господь говорит: «Аминь, глаголю тебе, днесь со Мной будешь в раю». «Аминь», которое Спаситель употребляет в самые торжественные моменты, когда Он провозглашает самые существенные истины нашей жизни, в которых присутствует Его благодать сугубым образом. И Откровение говорит нам именно такими словами: «Так говорит Аминь, Свидетель верный и истинный». От имени Самого Господа взывает к нам Апокалипсис. «Днесь, сегодня, — говорит Христос, — ты будешь со Мной в раю». Мне не нужно хранить это в памяти, это будет сейчас. Мне не нужно будет тебя где-то искать, Я беру тебя с Собой, мы идем вместе. Что значит это «со Мной»? Святой Иоанн Златоуст говорит: великая честь войти в рай. Но есть еще большая честь — войти в него с Господом. Это «со Мной» означает разделенную вместе жизнь со Христом, участие в одной и той же судьбе до конца. Мы знаем, что так призывает Господь Своих апостолов, чтобы они всегда были с Ним, как Он говорит. Так на Тайной Вечери накануне Своих Страданий Он говорит: «Желанием восхотел Я есть с вами Пасху прежде Моего страдания». Это «со Мной» входит в Первосвященническую молитву Господа: «Отче, тех, которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мной». К этому шло человечество. Моисею, когда мужество оставляло его, и он стал искать возможность уклониться от посланничества Божия, Господь сказал: «Я буду с тобой». «С Тобой мне не нужно ничего на земле», — говорит Псалмопевец, видя соблазны мира и процветание нечестивых. И Сам Христос именуется Еммануил, «еже есть сказаемо: с нами Бог», как пророчествует Исаия и как возвестил об этом Ангел праведному Иосифу. То, что сделали некогда три отрока в печи вавилонской, когда отказались поклониться золотому истукану, которого поставил Навуходоносор на поле Деире и которому кланялись все народы, племена и языки, — совершил разбойник благоразумный. Он уверовал в Господа страждущего, исповедовал Его как своего Господа, подобно этим юношам. И прежде чем апостол Павел сможет сказать: «Имею желание разрешиться и быть со Христом», этот разбойник благоразумный исполняет своей жизнью и смертью слово апостольское.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/14/kt...

Должно быть крайне осторожным в избрании того лица, с которым заключается супружеский союз: Церковь не допускает здесь никакого принуждения и прекращает совершение Таинства при изъявлении несогласия на брак женихом или невестою. Но как скоро добровольное согласие пред всеми объявлено, и Бог силою таинственной благодати скрепил брачный союз, – он должен пребыть ненарушимым. – «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» – сказал Господь Спаситель ( Мф. 19:6 ). «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно, – учит св. Апостол и присовокупляет: – блудников же и прелюбодеев судит Бог». ( Евр. 13:4 ). Строгость взаимной верности должна простираться до самых сокровенных движений сердца. Господь Иисус Христос называет прелюбодеяниям даже взгляд, брошенный мужем на чужую жену с нечистою мыслью. ( Мф. 5:28 ). 3) Супруги обязаны вместе заботиться о благоустроении своего дома, служить подпорою друг другу и, что бы ни случилось, не должны оставлять один другого до самой смерти. Частные обязанности мужа и жены – суть только более подробное развитие общих их обязанностей. Мужу слово Божие предоставляет первенство в брачном союзе, называя его главою жены. ( Еф. 5:23 ). Это значение мужа составляет сколько право, столько и еще более обязанность его: 1) он обязан сохранить эту власть, потому что она вручена ему не человеком, а Богом. Все, что делается в доме, должно делаться по его воле и с его ведома. На нем лежит пред Богом и людьми строгая ответственность за порядок и благоустроение семьи; и ничто не может извинить его, если он по слабости характера, по ложной уступчивости, из так называемой любви к миру, допустит в своем доме что-либо безрассудное или вредное. 2) Муж должен пользоваться своею властью над женою благоразумно. " Мужья, – говорит Св. Апостол Петр, – обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни» (Петр. 3:7). Муж должен помнить, что жена дана ему не в рабы, а в помощницы, должен обращаться с нею кротко и стараться, сколько позволят обстоятельства, доставить ей положение, подобающее матери семейства и хозяйке дома, Должен советоваться с нею в делах хозяйства и особенно в воспитании детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/o...

Древнеримский писатель Варрон характеризует раба как одушевленную собственность, вьючный скот (на языке римского права – res, то есть вещь). Таким образом, раб не мог являться субъектом права как личность, не пользовался никакой правовой защитой, и уж тем более для него было немыслимо стать регентом, или полноправным представителем своего господина. В Библии мы находим множество примеров удручающего положения рабов. Чаще всего речь идет о военных пленниках ветхозаветных времен, потерявших вместе с родиной и человеческое достоинство. Иисус Христос также упоминал о рабах в своих аллегориях. По иронии судьбы, одна из них стала базисом для удержания в абсолютной власти миллионов людей. Удивительно, но вполне заурядная и совершенно не претендующая на универсальное понимание притча, использовалась и продолжает настойчиво использоваться элитой Общества Сторожевой Башни для доказательства собственной привилегированности и практически мессианской природы, не имеющей ничего общего с реальным значением слова «раб». По сути, римскому рабу приписываются такие льготы и привилегии, о которых последний не смел помыслить даже в самых радужных снах! Эта притча записана в Матфея 24:45–47 : «Кто же верный и благоразумный раб, которого господин поставил над своими домашними, чтобы давать им пищу вовремя? Счастлив этот раб, если его господин, придя, увидит, что он так и поступает! Истинно говорю вам: он поставит его заботиться обо всем своем имуществе» (ПНМ). Если принять во внимание контекст этих слов, то не представляет труда понять простую и ясную мысль, выраженную Христом. В Матфея 24:42–44 говорится: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в какой день придет ваш Господь. Но знайте одно: если бы хозяин дома знал, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не позволил бы ему проникнуть в свой дом. Поэтому и вы будьте готовы, так как Сын человеческий придет в час, о котором вы не думаете». А затем звучит тот самый вопрос: «Кто же верный и благоразумный раб?» Далее, в стихах 48–51 Иисус продолжает притчу: «Но если этот злой раб скажет в своем сердце: „Мой господин задерживается» и начнет бить других рабов и есть и пить с пьяницами, то господин этого раба придет в день, в который он не ожидает, и в час, о котором он не знает, и накажет его со всей суровостью, и определит ему одну участь с лицемерами.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/svidetel...

е. на внутреннего вашего человека, на ваше сердце, на вашу душу; об украшении вашей души заботьтесь, заботьтесь о нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Т. е. заботьтесь о нетленной, неувядающей, никогда неизменяющейся истинной красоте духа, которая проявляется в кротости и молчаливости, т. е. в умении все терпеливо переносить и не обижаться, и не обижать других. Вот это украшение драгоценно пред Богом, угодно Ему. 5 ст.      Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. 6 ст. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином; вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха. Примером в этом случае могут служить ветхозаветные жены, уповающие на Бога, повиновением мужьям украшавшие себя. Такова Сарра, повиновавшаяся Аврааму и всегда называвшая его господином. И подобно тому, как мы все дети Авраама по духу, так и Сарра мать наша. Мы дети ее по духу, когда подражаем ей в повиновении мужьям. И не смущайтесь ни от какого страха, т. е. не бойтесь ваших мужей язычников, хотя бы они и притесняли вас за веру. Бог – ваш помощник и заступник. 7 ст. Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах. Но и вы мужья, продолжает апостол, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом. Не злоупотребляйте своими преимуществами и правами над женою, а берегите ее, как хрупкий сосуд, относитесь к ней не свысока, а как к равной вам в правах сонаследнице благодатной жизни. Только при мире и согласии между мужем и женой возможно и единение их в молитвах. 8 ст. Наконец будьте единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры, 9 ст. не воздавайте злом за зло, или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. В 8 и 9 ст. идут наставления обязательные всем христианам.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Если она скажет: мое, то скажи ей: что ты называешь своим? Я не знаю, я не имею ничего своего. Как ты говоришь: мое, когда все твое? Приласкай ее этими словами. Не видишь ли, что мы так поступаем в отношении к детям? Когда дитя схватит что–нибудь, что мы держим, и захочет еще взять что–нибудь другое, мы ему уступаем и говорим: да, это и то твое. Также станем поступать с женой, — так как разум ее скорее детский, — и когда скажет: мое, говори: все твое и я твой. Эти слова — слова не лести, но великого благоразумия. Этим ты можешь угасить гнев ее и потушить досаду. Лесть состоит в том, когда кто поступает неблагородно по злому расположению; а это — величайшее любомудрие. Итак, говори: и я твой, детушка. В этом меня убедил Павел, который сказал: « Муж не властен над своим телом, но жена » (1 Кор. 7:4). Если же я не имею власти над собственным телом, но — ты, то тем более — над деньгами. Говоря так, ты успокоишь ее, угасишь огонь, посрамишь дьявола, сделаешь ее рабой, покорной более, чем купленная за деньги; этими словами свяжешь ее. Таким образом посредством того, что ты говоришь, научи ее никогда не говорит: мое, твое. И не просто зови ее, но с лаской, с честью, с большой любовью. Уважай ее, и она не будет нуждаться в уважении от других, не будет нуждаться в одобрении других, если будет пользоваться твоим (уважением и одобрением). Предпочитай ее всем, во всех отношениях, и в отношении красоты, и благоразумия, хвали ее. Таким образом, ты убедишь ее не внимать никому постороннему, но пренебрегать всеми чужими. Учи ее страху Божиему, и все потечет к тебе, как из источника, и дом твой будет исполнен многочисленных благ. Если станем искать нетленного, то придет и это тленное: « Ищите же », — сказано, — « прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам » (Мф. 6:33). Каковы будут дети от таких родителей? Каковы слуги у таких господ? Каковы все приближенные к ним? Не будут ли и они исполнены бесчисленных благ? Ведь и слуги, по большей части, воспринимают обычаи своих господ и подражают их стремлениям: то же любят, что и они; говорят о том, что узнали от них; тем же и занимаются.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

З. Пилат, по требованию евреев, присудил Иисуса Христа к распятию на кресте. Солдаты положили крест на плечи Христа и повели Его распинать на гору Голгофу. Здесь показывается картина этого скорбного шествия. Иисусу Христу трудно было нести крест, а солдаты били Его плетьми. Наконец Христос стал падать совсем, и солдаты заставили нести крест Его одного прохожего… Около полудня они распяли Христа: прибили Ему руки и ноги к кресту, а сам крест вкопали в землю. Вместе со Христом распяли еще двух разбойников и поставили их кресты по правую и левую сторону от креста Христова. Над головой Спасителя прибили надпись: «Иисус Назарянин Царь Иудейский». Назарянином Его назвали потому, что Он вырос в городе Назарете. Вот посмотрите на картину и укажите, где Иисус Христос и где разбойники? Гвозди раздирали руки и ноги нашего Спасителя. Ему было страшно больно, но Он все-таки молился за своих распинателей: «Отче! Прости им, они не знают, что делают!» Мимо Голгофы проходило много евреев. Они смеялись над Иисусом Христом и говорили: «Спаси Себя Самого и сойди со креста». Еврейские начальники тоже между собой насмехались: «Других Он спасал, а Себя не может спасти! Пусть теперь сойдет со креста, и мы уверуем в Него». Что сделали солдаты, когда Пилат осудил Христа на смерть? Куда Его повели? Что делали они дорогой? Кого и почему заставили потом нести крест? Когда распяли Христа? Как это сделали? Кого распяли еще? Как расставили кресты? Какую надпись сделали над головой Христа? Почему назвали Назарянином? Что чувствовал Христос? Что Он делал? Как молился? Что делали и говорили прохожие? Что – начальники? Над Иисусом Христом стал смеяться и один из распятых с Ним разбойников. Другой разбойник был умный или, по-другому говорится, благоразумный , запомните это слово. Благоразумный разбойник сказал другому: «Неужели ты не боишься Бога? Мы с тобой не напрасно распяты, а этот Человек ничего плохого не сделал». Потом повернул голову ко Христу и сказал: «Вспомни про меня, Господи, когда Ты придешь в Свое Царство» . На это Иисус Христос ответил: «Верно тебе говорю, что ты сегодня же со Мной будешь в раю».

http://azbyka.ru/deti/uroki-zakona-bozhi...

Закрыть itemscope itemtype="" > Благоразумное богатство Имущественное положение человека само по себе не может рассматриваться как свидетельство того, угоден или неугоден он Богу 10.04.2003 930 Время на чтение 6 минут Сегодня, когда в нашем обществе вновь обретает силу голос Русской православной церкви, к ее мнению прислушиваются многие. И один из вопросов, волнующих верующих людей, таков: может ли христианин быть человеком состоятельным? Не случайно ему было уделено серьезное внимание и на состоявшемся в Москве VII Всемирном Русском народном соборе, участники которого всесторонне обсуждали злободневную для реформируемой России проблему " Вера и труд " . Итак, допустимо ли православному христианину быть состоятельным человеком, владеть собственностью? На первый взгляд здесь все просто. Сама жизнь свидетельствует, что Церковь, в том числе и в лице ее высших иерархов, поддерживает многих представителей российского бизнеса, а значительная часть предпринимателей в меру собственных сил и возможностей помогает Церкви. Однако вспомним евангельский эпизод с богатым юношей... Он приступает ко Христу с вопросом о том, что ему следует делать, чтобы унаследовать Вечную Жизнь, Спасение. Господь беседует с ним и убеждается, что этот юноша соблюл все основные нравственные заповеди ветхозаветного закона, что по образу жизни он вполне порядочный и благочестивый человек. И тогда Христос обращается к нему с неожиданным требованием: " Еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай, и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною " (Евангелие от Луки, 18,22). Юноша не находит в себе сил отказаться от богатства и, опечаленный, уходит. Из этого рассказа действительно очень легко сделать вывод, что имущественное благополучие препятствует Спасению Человека. Тем более что за требованием Христа к богатому юноше в евангельском тексте следуют знаменитые слова про " игольные уши " и верблюда: " удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие " (Евангелие от Луки, 18,24).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2003/0...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010