Тогда двое будут на поле: один возьмется и один оставится. Две мелящих на мельнице: одна возьмется, другая оставится. Посему бодрствуйте, ибо не знаете, в какой час Господь ваш придет. Знайте же, что, если бы знал глава семейства, в кой час намеревается прийти вор, то, конечно, бодрствовал бы он и не позволил проникнуть в дом свой. Так и вы будьте готовы, ибо в час, коего не знаете, придет Сын человеческий. Кто, думаешь ты, тот верный и благоразумный раб, коего поставил господин его над семейством своим, чтобы он давал им пищу в срок? Блажен тот раб, коего господин его, придя, застанет так поступающим. Истинно говорю вам, что поставит он его над всем добром своим. Если же скажет злой раб тот в сердце своем: «Медлит господин мой прийти», и примется бить товарищей своих по рабству, и будет есть и пить с пьяницами, то придет господин раба того в день, когда тот не чает, и в час, которого не ведает, и рассечет его, и определит ему участь с лицемерами. Там будет плач и скрежет зубовный. Глава 25 Тогда подобно будет царство небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху и невесте. Пять же из них были глупыми, а пять – благоразумными. Пять глупых, однако же, взяв светильники, не принесли с собой масла, благоразумные же взяли масло в сосудах своих вместе со светильниками. И как медлил жених, всех стало клонить в сон, и они уснули. В середине же ночи раздался голос: «Се, жених пришел, выходите навстречу ему». Тогда встали все девы те и приготовили светильники свои. Глупые же сказали мудрым: «Дайте нам от масла вашего, ибо светильники наши погасли». Благоразумные ответили, говоря: «Дабы не получилось, что не хватает ни нам, ни вам, идите лучше к продающим и купите себе». Пока же те ходили покупать, пришел жених. И кто были готовы, вошли с ним на свадьбу, и двери закрылись. Наконец пришли и оставшиеся девы, говоря: «Господи, Господи, отвори нам». И он, отвечая, рек: «Истинно говорю вам, не знаю вас». Итак, бодрствуйте, ибо не знаете ни дня, ни часа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Толкование Евангелия на каждый день года. Вторник 26-й седмицы по Пятидесятнице Лк, 68 зач., 12, 42—48 Сказал Господь: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в свое время меру хлеба? Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так. Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, — то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными. Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше.   Господь говорит, что христиане всегда должны быть на страже в ожидании своего Господа. Он дает картину мудрого и неразумного домоправителя. На Востоке домоправитель обладал почти неограниченной властью. Он сам был рабом, но под его властью находились все другие рабы. Мудрый домоправитель верно управлял домом своего господина и его имением. А неблагоразумный раб сделал одну серьезную ошибку. Он думал, что в отсутствие своего господина он может вести себя так, будто его нет. Так свойственно нам разделять свою жизнь на две части. Одна — когда мы находимся в присутствии Божием, и другая — когда мы живем сами по себе. Между священным и профанным как бы проходит линия разделения. Но рано или поздно мы должны узнать, что такое на самом деле христианство. И что нет такой части жизни, где Бога нет. Что бы мы ни делали, это всегда происходит в присутствии Божием. «Кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в свое время меру хлеба?» — говорит Христос. И это относится особенно к служителям Церкви, которые являются домоправителями в доме Божием. Они поставлены Христом, их власть — от Христа. Их служение — раздавать чадам Божиим и рабам Божиим меру хлеба — слово Божие, молитву, таинства, в особенности евхаристию — в свое время, чтобы те не изнемогали от многих скорбей.

http://pravoslavie.ru/3779.html

Только знайте и будьте уверены, что если умертвите меня, то невинную кровь вы предадите против себя самих и против города сего и жителей ею; ибо воистину Господь послал меня к вам сказать в уши ваши все слова сии. Когда, в присутствии народа, у ворот сидели князья города, и священники и пророки обвиняли Иеремию пророка и добивались осуждения его на смерть, то Иеремия князьям и всему народу, возбужденному заговором священников и лжепророков, говорит и благоразумно и вместе со смирением и твердостью. Благоразумно, – когда говорить, что он послан Господом говорить против храма и города и подать совет, что если они хотят послушаться его совета и принести покаяние, то и Господь изменит приговор Свой. Смиренно, – когда говорит: вот я в руках ваших; делайте со мною как кажется вам хорошим и справедливым. С твердостью, когда говорит: воистину Господь послал меня к вам сказать в уши ваши все слова сии. Иными словами он говорит: если вы гневаетесь на то, что я говорил против храма и города Господня и если вы заботитесь о спасении города и храма: то зачем вы умножаете грехи грехами и делаете виновными в крови моей и город и жителей его? Итак, если когда-либо, в тесных обстоятельствах, и нам нужно будет смирение, то будем принимать его на себя так, чтобы не оставлять истины и твердости. Ибо иное дело с гордостью оскорблять судию, что есть признак глупости, и иное дело так избегать грозящей опасности, чтобы ничего не укрывать из истины. Ст. 16. И сказали князья и весь народ священникам и пророкам: нельзя осуждать на смерть мужа сего, ибо во имя Господа Бога нашего он говорил нам Народ, сначала сбитый с толку священниками и лжепророками, присоединяется к князьям города и говорит за Иеремию, что он никоим образом не должен подлежать смерти, но что он проповедовал во имя Господа и от лица Его. Ибо простой народ, узнав сущность дела, скоро изменяет мнение. А стремление обвиняющих, особенно священников и лжепророков не может измениться; и тогда как они обвиняют и упорствуют в обвинении, народ изменяет мнение потому, что Господь по дал им надежду на отпущение грехов и изменение приговора, если они исправят пути свои и послушают голоса Господа Бога своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Учителю истины, Мудрый и Вседетельный Устроителю нашего спасения, Христе Спасителю! Божественною силою всенощной благодати Твоей, восстанови паки ниспадший, в нашем поведении, образ Твой, истлевающий страстьми, и нас, заблуждших, как горохищное овча, на рамо Твое восприимши, ко Отцу принеси и соделай сонаследниками невечернего Твоего Царствия. Аминь. Слово в неделю 16-ю по Пятидесятнице Добрый, рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего» ( Лк.25:21 ). Притчею ныне чтеннаго Евангелия о раздаянии некоторым Господином рабам своим талантов и употреблении теми рабами сих талантов Иисус Христос вразумляет нас, что для приобретения живота вечного нужно трудиться, по мере сил своих, благоразумно, рачительно пользуясь теми способностями и дарами, какими Господь наделил каждого из нас. Уясним для себя эту обязанность нашу повторением и подробным рассмотрением притчи Господней. Некоторый Господин, отправляясь в дальний путь, призвал рабов своих и разделил нм имение свое. Одному дал пять талантов, другому два, третьему один, – каждому по его силе. Рабы, в отсутствие Господина своего, разумеется, что хотели, то и сделали из порученного им имения. Получивший пять талантов так благоразумно распорядился ими, что умел приобресть на них ещё пять талантов. Тоже сделал получивший два таланта; он на эти два таланта приобрёл ещё два. Небрежным и ленивым оказался получивший один талант; он пошёл и закопал в землю и скрыл, без всякого употребления, сребро Господина своего. Чрез долгое время, возвращается Господин тот и требует отчёта у рабов, во вверенном им имении своём. Получивший пять талантов предоставляет ещё пять. Вот я, говорит, приобрёл на них другие пять талантов. Хорошо, сказал ему Господин, добрый и верный раб! в малом ты был верен; над многим тебя поставлю, войди в радость Господа своего. Получивший два таланта тоже представил с ними другие два таланта, сказав: Господин! ты дал мне два таланта, вот я на них приобрёл другие два таланта. B этому Господин сказал то же: хорошо, добрый и верный раб, в малом ты был верен, над многим тебя поставлю, войди в радость Господа своего. Наконец последний является с одним только талантом и говорит: Господин! я знал, что ты человек жестокий, жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не расточал, и убоясь пошёл и скрыл твой талант в землю; вот тебе твоё, Лукавый и ленивый раб, сказал ему в ответ Господин; когда ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не расточал, то надлежало тебе отдать сребро моё купцам, и я, возвратясь, получил бы моё с прибылью. Итак, возьмите у него таланта, сказал Господин рабам, и отдайте имеющему десять талантов; а его, как непотребного раба, бросьте во тьму кромешную, там будет плач и скрежет зубов. Вот содержание притчи ныне чтеннаго Евангелия. Что же означает эта притча?

http://azbyka.ru/otechnik/6/slova-i-pouc...

Целомудрен. Целомудрен. То есть поступать во всем благоразумно. Благочинен, честен (κσμον) [ 3 ]. То есть поступать во всем благоразумно. Благочинен, честен (κσμον) [ 3 ]. То есть благолепно-честен. Страннолюбив. Страннолюбив. Ибо если он к одним только местным жителям приветлив, радушен и милостив, то пристрастен. Но ему следует к странникам быть еще более щедрым; ибо это очевиднее свидетельствует о его братолюбии. Учителен. Учителен. Указанные пред сим качества требуют и от подчиненных, но более всего они должны принадлежать епископу. Не пьяница. Не пьяница. Не о том говорит здесь апостол, кто упивается вином, но о бранчивом и заносчивом. Не бийца. Не бийца. Здесь идет речь не о тех, которые бьют руками, но о тех, которые безвременно возмущают совесть братии. Не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив. Не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив. Научает, как можно быть не пьяницей и не бийцей. Кто кроток, тот не будет сварлив. Так как выше сказал, что ему должно быть страннолюбивым, то теперь прибавляет: не сребролюбив, показывая, что он будет страннолюбив, если не будет сребролюбив, и вместе научая, что под предлогом страннолюбия не должен он собирать сокровищ. Хорошо управляющий домом своим. Хорошо управляющий домом своим. Об этом говорят также и внешние писатели, что хороший домоправитель в скором времени может сделаться и хорошим правителем государства. Детей содержащий в послушании со всякою честностью. Детей содержащий в послушании со всякою честностью. В собственном доме он должен показывать пример, ибо кто поверит, что чужого покорит себе тот, кто сына своего не умел удержать в зависимости? Как сделает чужих честными, когда своим кровным попустит жить нечестно? Со всякой честностью значит — и в слове, и в деле, и в одежде, — и притом пред всеми и во всякое время. Ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? Ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Человек гордится иногда также силой и красотой. И не подумает, что «всякая плоть – трава, и вся красота ее, как цвет полевой: засыхает трава, увядает цвет» ( Ис.40:6–7 ). Неустранимое время приведет с собою недуги и быстро источит и силу, и красоту. Гораздо важнее и прочнее богатства и силы и красоты мудрость и благоразумие. Но и они ведут к суетному превозношению и не приносят величия истинного, потому что и мудрость и благоразумие ничего не стоят, когда человек не обладает премудростью от Бога. Благоразумный человек не будет превозноситься своей мудростью и кажущимся величием, а последует наставлению блаженной Анны и пророка Иеремии: «Да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим» ( Иер.9:23 ; 1Цар.2:10 ). Но в чем же истинная слава и чем человек может быть велик? Господь говорит чрез пророка Иеремию: «Хвалящийся, хвались тем, что разумеет и знает Меня» ( Иер.9:24 ). В этом высота человека, в этом слава и величие его: знать истинно великое, полюбить его и искать славы у Господа славы. Апостол говорит: «Хвалящийся, хвались Господом» – тем, что Христос «сделался для нас премудростью от Бога, праведностью, и освящением, и искуплением» ( 1Кор.1:30–31 ). Совершенная и истинная похвала о Боге состоит в том, что человек не превозносится своей праведностью, но знает, что он нуждается в праведности истинной и получает оправдание через веру во Христа. И апостол Павел хвалится тем, что презрел собственную свою праведность и ищет праведности во Христе, ищет «праведность от Бога по вере, чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых» ( Флп.3:9–11 ). Здесь падает всякая высота гордыни. Ничего не остается для высокомерия тебе, человек, если твоя слава и надежда в том, чтобы умертвить все свое и искать будущей жизни во Христе. И ныне мы имеем уже начатки этой жизни, достигая того, что всецело живем благодатью и даром Божиим: «Бог производит в нас и хотение, и действие по Своему благоволению» ( Флп.2:13 ). Бог Духом Своим открывает Свою премудрость, предназначенную к славе нашей ( 1Кор.2:7 ). Бог дает силу в трудах: «Я более всех их потрудился, – говорит апостол Павел, – не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» ( 1Кор.15:10 ). Бог избавляет и от опасностей, сверх всякого человеческого ожидания. Сказано апостолом: «Сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых, Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит» ( 2Кор.1:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

( 109 , 1) В этом смысле сказано, что «для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их, и совесть».   (2) По поводу же бесчинного угождения плоти высказывается он так: «Не обманывайтесь: ни развратники, ни идолопоклонники, ни прелюбодеи, ни педерасты, ни мужеложники, ни лихоимцы, ни воры, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники царства Божия не наследуют». И мы были такими, но «омылись».   Оставшись таковыми, они утопают в разврате, вместо благоразумия погружаясь в блуд, рассуждая об удовольствиях и угождении страстям, учат распущенности вместо самоконтроля, надеясь лишь на свои срамные части. Им подобные сами отлучают себя от царства Божия. Им не суждено стать верными учениками   . Через то, что они лживо называют гносисом   , они обеспечили себе дорогу во тьму внешнюю.  (3) «Наконец, братия, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте; и Бог мира будет с вами».   ( 110 , 1) Петр в своем послании говорит подобное же: «Чтобы вы имели веру и упование на Бога, послушанием истине очистивши души ваши»,   «как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но по примеру призвавшего вас святого, и сами будьте святы во всех поступках, ибо написано: будьте святы, потому что я свят».  (3) Однако критика пропагандистов того, что ложно зовется гносисом, как бы она ни была важна, завела нас гораздо далее, чем следовало, и слишком затянула наше повествование, поэтому на этом мы заканчиваем третью книгу Стромат, гностических заметок для памяти, посвященных истинной философии. КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ О мученичестве План дальнейшего изложения ( 1 , 1) Теперь следует перейти к обсуждению вопроса о мученичестве и поведать о том, кого можно назвать совершенным. Коснемся и всего остального, имеющего связь с предыдущим, и в частности, рассмотрим действительно ли и раб, и свободный в равной мере могут быть склонны к философии, вне зависимости от того, какого они пола, мужчины или женщины.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

10–11. Иисус Христос смертию Своею на земле спас все народы, какие только можно представить в великом Божием творении, или на земном шаре. 13. Всякое доброе дело как начинает, так и совершает в нас Бог ( Флп.1:6 ). Бог усовершает нас во всяком добром деле во исполнение воли Его ( 1Фес.4:3 ), производя в нас благоугодное Ему чрез Иисуса Христа ( Евр.13:21 ). Гл. 3. Ст. 2–3. Во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью ( Гал.5:6 ). 5, 8. Кто последует Иисусу Христу, тот отказывается внутренне от знатности рода и всех внешних пред другими преимуществ ( Мк.8:34 ). 12–15. Не почитай себя совершенным, доколе находишься в сем смертном теле; все совершенные забывают прежние свои добродетели и простираются вперед, доколе не соединятся со Христом в вечности. 16–17. Для Христианина главное правило подражать во всем Иисусу Христу ( Флп.2:5 ; Мк.8:34 ) и Его последователям. 18–19. Все лжеучители, которые вводят пагубные ереси, и отвергаются искупившего их Господа, готовят сами себе скорую погибель: они – враги креста Христова – полагают удовольствие во вседневной роскоши; сердце их приучено к многостяжанию. Это дети проклятия ( 2Пет.2:1, 13, 14 ). 19–20. Кто воскрес со Христом, тот не мыслит о земном; он ищет горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляет, а не о земном ( Кол.3:1–2 ). 20. Не для сей временной, но для будущей вечной жизни мы созданы. Жизнь наша на небесах есть истинное наше сокровище, а где сокровище наше, там должно быть и сердце наше ( Мф.6:21 ). Гл. 4. Ст. 6. Кто помышляет о смерти, или о близкой кончине мира, тот ни о чем не заботится, во всем поступает благоразумно, и бодрствует в молитвах ( Иак.5:7 – 2Пет.3:8, 9, 11–12 ). 7. Помышление о будущем блаженстве праведных утверждает сердца наши и мысли наши во Христе Иисусе ( Рим.8:35 ). Блаженное состояние (мир Божий) в будущем веке превышает всякое человеческое помышление ( 1Кор.2:9 ), и всякий имеющий сию надежду быть подобным Богу, очищает себя от грехов, так как Бог чист ( 1Ин.3:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

10.2. Можно ли лечиться? –  «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего – врачевание… Господь создал из земли врачества, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими… Для того он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его» ( Сир. 38:1–2, 4, 6–7 ). Бог создал врачей и медицину. Если бы болезнь приветствовалась Господом, то Иисус Христос не исцелял бы больных. В Священном Писании читаем: «И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют» ( Лк. 7:22 ). Но Господь не просто избавляет от болезни. Он исцеляет людей. Это значит – восстанавливает целостность души и тела, потерянную в результате греха. Поэтому в болезни вместе с обращением к врачам надо идти в церковь и молить Бога, чтобы Он исцелил, то есть простил грехи, которые очень часто и бывают причиной болезни, и через это восстановил целостность души и тела. 10.3. Как исцелиться от болезни? –  «Бойся Господа и удаляйся от зла: это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих» ( Притч. 3:7–8 ). Причиной многих болезней тела являются болезни души – грехи. Поэтому прежде всего надо раскаяться в грехах, то есть исповедоваться и причаститься, с благословения священника пособороваться, заказать молебны о здравии. В болезни не следует также пренебрегать медицинской помощью. Но если все предпринятое не помогает, то к болезни надо относиться как к очистительному средству от грехов, как к своему кресту. 10.4. Можно ли в неизлечимой болезни решиться на предлагаемую операцию? – Если есть рекомендация врачей, то на нее можно согласиться. Но перед операцией желательно заказать молебен о здравии, помолиться за себя и за врача, исповедоваться, причаститься, можно обратиться к священнику за благословением на предстоящую операцию (он может прочесть «Молитву перед хирургическим действием») и положиться на волю Божию.

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

10.3 Доказательства ложности ОСБ Доказательство ложности на основе внешней логики: “Однако, пророка, который дерзнет говорить моим именем то, чего я не повелел ему говорить или которые будет говорить имением других богов, такого пророка предайте смерти. И если скажешь в сердце твоем” “Как мы узнаем слово, которое не Иегова говорил?” и слово то не сбудется и не исполнится, то не Иегова говорил это слово. Говорил пророк по дерзости своей” (ПНМ) Второзаконие 18:20–22. Здесь показан библейский способ определения ложных пророков. Если человек претендует на роль пророка и хотя бы одно пророчество этого человека не исполняется, — перед нами лжепророк. Такой человек не может иметь учительных полномочий от Бога, не может приводить людей к Богу, не может быть угодным Богу. Тексты Сторожевой Башни показывают, что организация считает себя “пророком Иеговы”. Кроме этого, мы можем продемонстрировать всем её неисполнившиеся пророчества. Доказательство ложности на основе внутренней логики: Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. ( Матф.24:45-47 ) Согласно специфическому толкованию, которое делают Свидетели Иеговы на это место Писания, Христос пришёл в 1914 году, а в 1919 году назначил Общество Сторожевой Башни Своим “верным благоразумным рабом”, имеющим полномочия учить от лица Иеговы все народы. Сами Свидетели говорят, что причиной этого назначения являлось “качество духовной пищи”. Это означает, что, по их убеждению, для Христа было главным то, насколько точно учение ОСБ отображало убеждения Самого Христа. С 1919 году и до сих пор Свидетели изменили около 50 учений. Если мы даже предположим, что иеговисты НА САМОМ ДЕЛЕ получили назначение от Христа в 1919 году, то сейчас они являются отступниками. Ведь они изменили именно те учения, которые рассматривал Христос в 1919 году, и которые Он определил как верные.

http://azbyka.ru/vefilskij-gambit

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010