В.В. Виноградов Благой, блажить, древо и др. Благой, блажить, древо. «Современный русский язык владеет рядом слов, которых принадлежность к числу церковнославянизмов, несмотря на их церковнославянскую окраску, кажется сомнительною и которые нужно привести в известность и тщательно рассмотреть. Это – широко распространенные в русском языке слова: благой («капризный, плачущий»), блажить, древо (в северновеликорусских, белорусских, отчасти малорусских говорах при дерево, в некоторых сильно акающих южновеликорусских– бездерево), прилагательные на щий, вроде работящий, гулящий, непутящий, немудрящий, завалящий, завалющий, плодущий, встречающиеся в актах Московской Руси с XVI в. (где причастия на щий совершенно неизвестны). Наконец, история наполнения церковнославянизмами великорусского живого языка, прослеженная по актам, и определение отношения числа церковнославянизмов в одних русских говорах к числу их в других, сделанное, конечно, приблизительно, представляют большой интерес и значение для истории культуры» (Соболевский А. И. [Рецензия]//ЖМНП, 1894, май, с. 216. – Рец. на кн.: Булич  С. Церковнославянские элементы в современном литературном и народном [русском] языке. Ч. 1. – СПб., 1893). Даже и эти скромные задачи, выдвинутые А. И. Соболевским в конце XIX в., еще не разрешены и не изучены полностью. (См. некоторые наблюдения над славянизмами в русских народных говорах в «Истории древнерусского языка» Л. П. Якубинского (М., 1953), несколько работ о соотношении полногласных и неполногласных форм в русском литературном языке XVIII–XX вв. (Г. О. Винокура, Р. М. Цейтлин и др.) по типу исследований: Paschen A. Die semasiologische und stilistische Funktion der trat/torot-Alternationen in der altrussischen Literatursprache. Heidelberg, 1933; Kovaliv P. The Development of verbal Adjectives with the Formant on Slavonic Languages//The Slavonic and East European Review. Vol. 35, 85, June 1957, и нек. др.). (Основные проблемы изучения образования и развития древнерусского литературного языка//Виноградов. Избр. тр.: История русск. лит. яз., с. 69–70). Читать далее Источник: История слов : Ок.1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связ./В. В. Виноградов; Рос. акад. наук. Отд-ние лит. и яз. Науч. совет " Рус. яз. " . Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М., 1999. - 1138 с. ISBN 5-88744-033-3 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

И посемь бо б ко състарс Давидъ. И рече царь Давидъ: «призовте ми Садока и Нафана пророка и Ван, сына Надаин». И вшедше и сташа предъ царемъ. И рече имъ царь: «поимте съ собою вс рабы царевы и Соломона, сына въсажьше на мъща ведите и на требникъ (л.193г) и въструбите рогомь и речете: «да живеть царь Соломонъ!» и взидете вслдъ И взидеть Соломонъ и сдеть на престол и тъ царствовати имать въ мене мсто. И азъ заповдахе «â äà " ю, да будеть властелинъ надъ Израилемь и Июдою». Наконец Давид состарился. И сказал царь Давид: «Позовите ко мне священника Садока и пророка Нафана и Ванею, сына Иодаева». И тотчас они вошли и стали пред царём. И сказал им царь: «Возьмите с собой всех слуг царя и Соломона, сына моего, посадив на моего мула, ведите его к жертвеннику и затрубите в рог и возгласите: да живёт царь Соломон! – и ведите его назад. И взойдёт Соломон и сядет на престоле моем, и он будет царствовать вместо меня. Я завещаю, что он будет властелином Израиля и Иуды» (См. 3 Цар. 1:32–35). Си же по всему створиша тако и поставльше Соломона на требниц, и взтъ Садокъ рогъ масла скыни и помаза Соломона, и въструби рогомь, и рша вси «да живеть царь Соломонъ!» И внидоша вси раби царевы Давида, глаголюще: «да блажить Господь им Соломоне, сына паче имени И се Соломонъ поклонис къ одру Давидову, отцю и се Давидъ нача пакы Богу пти прорица. Они всё так и сделали: поставив Соломона на жертвенник, Садок взял рог с елеем из скинии и помазал Соломона, и затрубил трубою, и весь народ восклицал: «Да живёт царь Соломон!» И слуги царя приходили благословить Давида, говоря: «Да прославит Господь имя Соломона, сына твоего, более твоего имени!» (См. 3 Цар. 1:38–39, 47). И вот Соломон склонился к одру Давида, своего отца, и Давид снова начал, пророчествуя, воспевать Бога. Сий бо великый Давидъ, царь и пророкъ, иже по сердцю Господню бывъ, къ нему же Богъ, (л.194а) ко же при Аврам, обты створи, смени въ вкы пребывати общавъ. Понеже бо Аврамъ отечьство и родъ остави, къ нему рече Господь: «отца зыкомъ створю т, и о смени благословтьс зыци», иже о Спас. Таковому же обту и Давидъ сподобис, понеже царь б и годенъ Богу б. И тому обща см и престолъ царства непремньно пребывати, пакы о

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Твердо знай и помни, что, где бы ты ни был: дома ли, в церкви ли, в школе ли, – везде на всякое время присутствует Сам Господь, Сущий, а ты или вы уже в Нем и Им существуете, Им мыслите, говорите, желаете, упокоеваетесь, просвещаетесь, радуетесь и делаете разные дела, добрые или просто житейские. К Нему и должно непрестанно возводить очи сердца, с упованием на Его милость. Также и Владычица Богородица, как Матерь Сущего, находится везде и во всякое время и нас, детей Своих, назирает, спасает и помогает во всяком добром деле, если мы на Нее уповаем и Ее призываем в помощь. Как природа человеческая возвеличена, досточтима, достолюбезна, достойна благоговения и как мы сами унижаем себя многоразличными страстями – гордостию, презорством, злобою, завистию, сребролюбием, скупостию, чревоугодием, леностию, нечистотою, лицемерием, лицезрением, земнолюбием, унынием, тоскою, забвением Бога, жестокосердием, обманом, ложью, хулою, лукавством и прочими грехами! Помни же, что человеческая природа величественна, досточтима и достолюбезна! Человек-христианин есть сын Божий и наследник Божий во Иисусе Христе. Если бы не скорби да болезни или труды и напасти и различные несчастия, тогда сердца наши одебелели и отолстели бы совсем, и Бога бы забыли, и пропитались бы всякою греховною нечистотою, и погибли бы мы навеки во грехах своих. А то благость Отца Небесного бережет нас, не хотя да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут ( 2Пет. 3, 9 ), и для этого наказует нас жезлом Своим, посылая на нас скорби, болезни и напасти, как очистительный огонь, попаляющий плотяность, земляность, нечистоту наших сердец, – больно, да здорово. Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает [ Евр. 12, 6 ]. Когда враг будет тебя соблазнять красотою плоти, говори в сердце: всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая (красота лица, драгоценных украшений, одежд, знатность, богатство) – как цвет на траве ( 1Пет. 1, 24 ). Желание излишних одежд – от диавола: он внушает нам пристрастие к этой суете, чтобы не иметь в сердце Бога, чтоб не любить Его, а этот тлен. О плоть ничтожная, о земля, о гной, о смрад, доколе стану тебя блажить, покоить, ласкать и наряжать?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Толкование с одной стороны заключает много очень хорошего – назидательного, умного и остроумного, а с другой стороны есть в нём перехитрённое, натянутое и неудоборазумеваемое. Впрочем, достоинства несомнительно преобладают в нём в значительной степени над недостатками 1495 . Из нравоучительных статей, обращённых к мирянам, Кириллу усвояется одна, которая надписывается «Наказание» и которая состоит из двух отдельных и особых частей 1496 . В первой части автор увещевает почитать святые книги, не извиняясь никакими предлогами и не говоря, что «не наше есть дело почитание книжное, но чернечьское». При этом говорящих: «аще и чту, но не разумею», наставляет очистить сердце и душу к приятию премудрости. О неведомом вопрошать мудрейших себя и с верой ждать вразумления от Бога. Во второй части преподаётся наставление, не блажить нечестивых, живущих в богатстве, а напротив блажить добре живущих и беды приемлющих в мире этом лестном. Всё наказание весьма невелико, и с какой стати речи о двух особых и отдельных материях соединены в одно, остаётся непонятным. Считать за действительное произведение Кирилла Туровского представляется весьма сомнительным. Из нравоучительных статей, обращённых к монахам, Кириллу усвояются три: Сказание о черноризчестем чину от Ветхого Закона и Нового, Слово к Василию, игумену Печерскому о мирском сану и о мнишеском чину, составлено притчею, и Послание к тому же игумену Василию 1497 . Сказание о черноризчестем чину имеет за свою принадлежность Кириллу свидетельства совершенно прямые и весьма авторитетные 1498 , так что со всей вероятностью должно быть усвояемо именно ему. Общая мысль его есть та, чтобы преподать наставления монахам, указывая поучающие образы в Ветхом и в Новом Завете и чуть ли вообще не представляя, что, впрочем, не ясно – Ветхий и Новый Завет образами монашества. Оно разделяется на три части: в первой части, которая состоит из случайно взятых примеров и не имеет настоящего единства, преподаются монахам наставления: чистоты от ветхозаветной жертвы (как эта жертва да не будешь коростав и хром и слеп), покорения от новозаветной жертвы – свечи (свеча ли еси, токмо до церковных дверей в своей воли буди и о том не рассматряй, како и чим тя потваряют) и т. д..

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирила з головою церковних зв " та екзархом Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського   1 вересня 2005 р. 19:26 Евгений Крылов: «Сущность подвига Дмитрия Донского — готовность соотнести себя с Промыслом...» [Ihmepb " ю] С начала сентября на телеканалах «Культура» и «Россия» в эфир выходят несколько проектов, посвященных важнейшей памятной дате русской истории, — 625-летию Куликовской битвы. Мы публикуем интервью с Евгением Крыловым — вдохновителем и руководителем этих программ. 20 серпня 2005 р. 13:50 Сергей Катанандов: «Валаам станет прежним «Северным Афоном» [Ihmepb " ю] Участвовавший в торжествах в Валаамском монастыре глава республики Карелия и председатель Попечительского совета по возрождению Валаама С.Л. Катанандов в интервью Пресс-службе Московской Патриархии рассказал о планах Попечительского совета в деле восстановления древней монашеской обители. 16 серпня 2005 р. 14:25 «Пост актрисы». Журнал «Итоги» публикует интервью с Народной артисткой России Екатериной Васильевой. [Ihmepb " ю] Когда в начале 90-х известная актриса Екатерина Васильева объявила, что уходит со сцены и посвящает себя служению Богу, многие восприняли это как чудачество. Но, согласитесь, блажить пятнадцать лет кряду трудно. Сегодня Екатерина Сергеевна периодически играет в кино и антрепризах, постоянно подчеркивая, что делает это исключительно ради хлеба насущного. Вот и разрешение на интервью в канун собственного 60-летия казначей храма священномученика Антипы предварительно испросила у батюшки. 29 липня 2005 р. 12:13 Протоиерей Всеволод Чаплин: «Духовные академии и семинарии имеют особую традицию, которую государство могло бы уважать» [Ihmepb " ю] Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, протоиерей Всеволод Чаплин рассказал обозревателю Страны.ru Марии Свешниковой о положении учащихся богословских учебных заведений, отношении к проблеме госаккредитации духовных школ и перспективах в сфере богословского образования.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/23...

«Радуется обитель, играет с нею и новое собрание 44 , обоим же единая веселия вина, всерадостное Вашего Императорского Величества пришествие: всемилостивейшая Государыня Императрица. Радуется обитель троицкая, третие уже великую приемля Монархиню. Радуяся же чудится пламенеющей твоей, к вечно нас Возлюбившему любви. Славить внутреннюю к благочестию ревность. Блажить истинное к вышняго угодником почитание. Удивляется достойным христианской души добродетелем. Проповедует в случаях адамантову крепость, в действиях прозорливый разум, бедствующим простерт покрове, к сиротам матернюю утробу, всем подданным горящую любовь и милосердие. Играет и новое собрание, в сретение тебе исходя. Играет: ибо твоим матерним благоволением основанное стоит. Высочайшею милостью согреваемое цветет. Монаршею десницею защищаемое не поколеблется. Но и иныя чувствительно радость нашу умножающие имеем вины: видим бо тя, о славо России, Россиян надеждо! аки денницу день нам вечного мира зажегшую 45 . Усмотряем в руках твоих мечь Петров прежде преславными победами, ныне торжественным всенародного безмятежия лавром красящийся. Слышим в народе не толь от должности, коль от внутреннего доброусердия громкое сие восклицание: Елисавет всемилостивейшая, Елисавет, мать благоутробная! Слышим в народе, на себе же явныя матерняго твоего благоутробия примеры имеем: зрим к обители нашей отверзтое сердце. Чувствуем собственнейшее о нас промышление. Исповедуем великая твоя щедроты. Не таим обильно и сильно изливаемых на нас благодеений: твердо уповая, яко и впредь нас, о матерняя утробо! покрыешь высочайшею десницею, призришь монаршим оком, напоишь радонежскую ниву нашу обильною благодати росою. Обитель же, и с нею новое собрание к Владеющему царством человеческим слово и сердце обратив, единого сего тебе, паче же себе и отечеству желать будет: яко же всеблагий Бог тебе, высокодержавнейшая Елисавет, действий Петровых, добродетелей Екатерининых живый миру оказал потрет: тако во избранном тобою, в возлюбленном тобою Петре, твоего духа, твоей веры, твоих нравов да покажет образе и вечно его, купно с диадемою, да увенчает благословением. Тако всемилостивейшая Государыня Императрица! Тако всеподданнейшии раби твои теплейшим желаем сердцем». 46

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Дедушка пребывал в задумчивости или спал, бабушка шерстила по деревне, неустанно черпая новости, мне высоко доставать заворину, открывать ворота не хотелось. Коровы, покорно стоявшие рогами в ворота, начали мычать. Мычали, мычали да и заблажили, заухали бунтарски, за что той и другой тут же попало от меня по хребту хворостиной. Старшая Пеструха покорно снесла привычное наказание, блажить перестала. Младшая глянула на меня строптиво, будто Танька левонтьевская, когда ее за волосы дернешь, на морде и в глазах Пеструхи-малой появилось выражение протеста: “Аах, так! В ворота не пускать! Да еще и хлестаться! Значит, если я скотина, то со мной обращаться можно, как с бесправным, угнетенным пролетарьятом?! Мироед ты! И элемент!..” Тут Пеструха-меньшая как задрала хвост, как хватанула по улице аллюром — рога в землю, зад вверх, ногами взбрыкивает, чье-то ведро у ворот подцепила на рога, куриц, в пыли дремавших, подняла на крыло; собаки за ней из подворотен метнулись; бобыль Ксенофонт, понуро несший из лесу дрова, бросил вязанку и соколом взлетел на заплот. Не умеющий креститься, он все же на всякий случай вознес дрожащий кулак к плечу. Народы, скот, птицу — все разметала забунтовавшая Пеструха-меньшая и скрылась за кладбищем. Я за ней. Бегом. Ласково уж зову: — Пеструшка! Пеструшка! Ты чЕ? Ни привета, ни отзвука. За речкой, в сосняке, мелькнуло раз-другой белое с рыжим и исчезло без следа. — Пестру-уушенька-а-аа! — заблажил я. — Где-ка ты? Я ить пошути-ыл… Все! Пропала скотина. Сгинула. И что теперь мне будет? А главная Пеструха как? Если и ей вздумается в бега? Ой, батюшки-светы! Надо бежать домой. А меньшую-то Пеструху на кого бросать? Подвывая на ходу, я кинулся во весь дух домой. Гляжу: бабушка впускает корову в ворота и на меня поглядывает, ждет. — А нетель где-ка? — спросила она вежливо. Хуже нет, когда бабушка так вот вежливо, почти печально спрашивает. Когда орет и грозится — легче. — Сбежала, — чуть слышно сообщил я. — Хорошоо, — сказала бабушка. — Тот партеец бока отлеживат, этот комунис скотину терят! Вы об чем думаете? Вы чЕ исти будете? На кой-то часок ушла — развал в хозяйстве, полное расстройство… Показывай чичас же, куда она убежала?

http://azbyka.ru/fiction/poslednij-poklo...

Вечером, у Сунцовых, матушка, как вошла в зал, уже ищет глазами. Так и есть, «шематон» стоит у самого входа и, сделавши матушке глубокий поклон, напоминает сестрице, что первая кадриль обещана ему. – Условились! – мысленно восклицает матушка. Она решается не видеть и удаляется в гостиную. Из залы доносятся звуки кадрили на мотив «Шли наши ребята»; около матушки сменяются дамы одна за другой и поздравляют ее с успехами дочери. Попадаются и совсем незнакомые, которые тоже говорят о сестрице. Чтоб не слышать пересудов и не сделать какой-нибудь истории, матушка вынуждена беспрерывно переходить с места на место. Хозяйка дома даже сочла нужным извиниться перед нею. – Представьте себе… Клещевинов! Совсем мы об нем и не думали – вдруг сегодня Обрящин привез его к нам… извините, бога ради! – Что ж передо мной извиняться! извиняйтесь сами перед собой! – холодно отвечает матушка. И в голову ее западает давным-давно покинутая мысль: «Вот если б у меня настоящий муж был, никто бы меня обидеть не смел! А ему и горя мало… замухрышке!» Ей кажется, что вечер тянется несносно долго. Несколько раз она не выдерживает, подходит к дочери и шепчет: «Не пора ли?» Но сестрица так весела и притом так мило при всех отвечает: «Ах, маменька!» – что нечего и думать о скором отъезде. «Хоть бы ужинать-то дали! – думает матушка, – а то отпотчуют, по-намеднишнему, бутербродами с колбасой да с мещерским сыром!» Наконец!! Сряду три дня матушка ездит с сестрицей по вечерам, и всякий раз «он» тут как тут. Самоуверенный, наглый. Бурные сцены сделались как бы обязательными и разыгрываются, начинаясь в возке и кончаясь дома. Но ни угрозы, ни убеждения – ничто не действует на «взбеленившуюся Надёху». Она точно с цепи сорвалась. «Не иначе, как они уж давно снюхались!» – убеждается матушка и, чтобы положить конец домашнему бунту, решается принять героическую меру. Никого не предупредивши, она шлет в Малиновец письмо с приказанием немедленно отапливать дом и с извещением, что вслед за сим приедет сама. Проходит еще три дня; сестрица продолжает «блажить», но так как матушка решилась молчать, то в доме царствует относительная тишина. На четвертый день утром она едет проститься с дедушкой и с дядей и объясняет им причину своего внезапного отъезда. Родные одобряют ее. Возвратившись, она перед обедом заходит к отцу и объявляет, что завтра с утра уезжает в Малиновец с дочерью, а за ним и за прочими вышлет лошадей через неделю.

http://azbyka.ru/fiction/poshehonskaja-s...

– Можно, Юра! Он отправился к Сашеньке. Теперешняя детская помещалась в прежней его и Тониной классной. Мальчик в кроватке оказался совсем не таким красавчиком, каким его изображали снимки, зато это была вылитая мать Юрия Андреевича, покойная Мария Николаевна Живаго, разительная ее копия, похожая на нее больше всех сохранившихся после нее изображений. – Это папа, это твой папа, сделай папочке ручкой, – твердила Антонина Александровна, опуская сетку кроватки, чтобы отцу было удобнее обнять мальчика и взять его на руки. Сашенька близко подпустил незнакомого и небритого мужчину, который, может быть, пугал и отталкивал его, и когда тот наклонился, порывисто встал, ухватился за мамину кофточку и злобно с размаху шлепнул его по лицу. Собственная смелость так ужаснула Сашеньку, что он тут же бросился к матери на грудь, зарыл лицо в ее платье и заплакал навзрыд горькими и безутешными детскими слезами. – Фу, фу, – журила его Антонина Александровна. – Нельзя так, Сашенька. Папа подумает, Саша нехороший, Саша бяка. Покажи, как ты целуешься, поцелуй папу. Не плачь, не надо плакать, о чем ты, глупый? – Оставь его в покое, Тоня, – попросил доктор. – Не мучь его и не расстраивайся сама. Я знаю, какая дурь лезет тебе в голову. Что это неспроста, что это дурной знак. Это такие пустяки. И так естественно. Мальчик никогда не видал меня. Завтра присмотрится, водой не разольешь. Но он и сам вышел из комнаты как в воду опущенный, с чувством недоброго предзнаменования. В течение нескольких следующих дней обнаружилось, до какой степени он одинок. Он никого в этом не винил. Видно, сам он хотел этого и добился. Странно потускнели и обесцветились друзья. Ни у кого не осталось своего мира, своего мнения. Они были гораздо ярче в его воспоминаниях. По-видимому, он раньше их переоценивал. Пока порядок вещей позволял обеспеченным блажить и чудесить на счет необеспеченных, как легко было принять за настоящее лицо и самобытность эту блажь и право на праздность, которым пользовалось меньшинство, пока большинство терпело!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Именно в это время мы с ней и стали общаться достаточно плотно, а познакомились примерно за полгода до пострига. Матушку ввергало в недоумение сочетание во мне церковности (служил псаломщиком в одном из пригородных храмов) с интересом к светской литературе, музыке… Захожу к ней после очередного пересмотра моего любимого «Сталкера» в кинотеатре, упоминаю об этом, и мать Ангелина восклицает: не могу понять, как тебе это удается – типа сходил, посмотрел, и все нормально. По ее опыту, в результате такого тяжкого искушения бесы должны были меня расплющить в лепешку. Даже если не буквально, то как минимум на душевном уровне. А я тихо грустил, что мне еще далеко до той глубины духовной жизни, при которой невозможно пересматривать Тарковского или слушать Гребенщикова. Был даже период, когда под влиянием матушкиных рассказов про последние времена, в которые семьи создавать уже поздно, сам не на шутку задумался о постриге. Но если читатель еще помнит первые абзацы первой части, то он поймет, что монашество моё не сложилось. Да и времена постепенно оказались не до такой степени последние. С годами, смотрю, из пограничного состояния матушка начала постепенно выходить, здравомыслия прибавилось. Еще она стала избегать общения как с отцом Z, так и с теми, кого он представлял ей в качестве духовных авторитетов. Тому способствовал ряд обстоятельств. Например, один почитаемый блаженный раб Божий, прозорливец и чудотворец, начал как-то совсем уж странно блажить. Мать Ангелина долго объясняла странное поведение старца юродством, с помощью которого тот боролся с искушением человеческой славы. Но, видимо, слишком большим было искушение славы, и как-то радикально приходилось старцу юродствовать, так что у матушки объяснения этим странностям однажды иссякли. Были еще какие-то странные ситуации с кем-то из тех, кого она почитала для себя в качестве наставников, и в результате она решила ото всех авторитетов держаться подальше – голова, мол, целее будет. Я было радовался, что больше не слышу от нее ничего ни про последние времена, ни про бесов, которые всюду нас окружают… Потом радоваться перестал, потому что начавшаяся эволюция матушкиного мировоззрения не остановилась на той точке, которая виделась трезвостью мне. Эволюция продолжилась дальше. И когда на первой седмице Великого поста, будучи проездом в нашем городе и заехав к нам домой, мать Ангелина посмотрела на мой постный обед и заявила: «То, что ты голодаешь, нужно не Богу, а твоему правящему архиерею, потому что голодные люди более управляемы», я понял, что наши с Алей взгляды расходятся гораздо сильнее, чем тогда, когда я удивлял ее своими походами на «Сталкера».

http://pravmir.ru/uslyshat-ushedshix/

  001     002    003    004    005    006