В.В. Виноградов Благой, блажить, древо и др. Благой, блажить, древо. «Современный русский язык владеет рядом слов, которых принадлежность к числу церковнославянизмов, несмотря на их церковнославянскую окраску, кажется сомнительною и которые нужно привести в известность и тщательно рассмотреть. Это – широко распространенные в русском языке слова: благой («капризный, плачущий»), блажить, древо (в северновеликорусских, белорусских, отчасти малорусских говорах при дерево, в некоторых сильно акающих южновеликорусских– бездерево), прилагательные на щий, вроде работящий, гулящий, непутящий, немудрящий, завалящий, завалющий, плодущий, встречающиеся в актах Московской Руси с XVI в. (где причастия на щий совершенно неизвестны). Наконец, история наполнения церковнославянизмами великорусского живого языка, прослеженная по актам, и определение отношения числа церковнославянизмов в одних русских говорах к числу их в других, сделанное, конечно, приблизительно, представляют большой интерес и значение для истории культуры» (Соболевский А. И. [Рецензия]//ЖМНП, 1894, май, с. 216. – Рец. на кн.: Булич  С. Церковнославянские элементы в современном литературном и народном [русском] языке. Ч. 1. – СПб., 1893). Даже и эти скромные задачи, выдвинутые А. И. Соболевским в конце XIX в., еще не разрешены и не изучены полностью. (См. некоторые наблюдения над славянизмами в русских народных говорах в «Истории древнерусского языка» Л. П. Якубинского (М., 1953), несколько работ о соотношении полногласных и неполногласных форм в русском литературном языке XVIII–XX вв. (Г. О. Винокура, Р. М. Цейтлин и др.) по типу исследований: Paschen A. Die semasiologische und stilistische Funktion der trat/torot-Alternationen in der altrussischen Literatursprache. Heidelberg, 1933; Kovaliv P. The Development of verbal Adjectives with the Formant on Slavonic Languages//The Slavonic and East European Review. Vol. 35, 85, June 1957, и нек. др.). (Основные проблемы изучения образования и развития древнерусского литературного языка//Виноградов. Избр. тр.: История русск. лит. яз., с. 69–70). Читать далее Источник: История слов : Ок.1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связ./В. В. Виноградов; Рос. акад. наук. Отд-ние лит. и яз. Науч. совет " Рус. яз. " . Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М., 1999. - 1138 с. ISBN 5-88744-033-3 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Дух Святой был всегда, и есть, и будет,/не начавшись, не будет иметь и конца,/но всегда поставляем вместе со Отцом и Сыном и причисляем к Ним:/Жизнь и Животворящий,/Свет и Податель света,/Сам благой и Источник благости./Чрез Него Отец познается и Сын прославляется,/и всеми постигается/одна сила, одно сочетание,/одно поклонение Святой Троице. (2) Дух Святой – свет и жизнь,/и живой разумный источник./Дух премудрости, Дух разума,/благой, правый, мыслящий, владычествующий,/очищающий согрешения;/Бог и боготворящий;/Огонь от Огня исходящий;/говорящий, действующий, распределяющий дарования./Чрез Него увенчались все пророки/и Божии Апостолы с мучениками./ Это – нечто, необычайное для слуха,/необычайное для созерцания:/Огонь, разделяющийся для сообщения дарований! (2) Слава, и ныне, глас 6: Царь Небесный,/Утешитель, Дух Истины,/везде пребывающий/и всё наполняющий,/Сокровищница благ/и жизни Податель,/приди и вселись в нас,/и очисти нас от всякой скверны,/и спаси, Благой, души наши. Славословие великое. Отпуст Ниспославший с неба в виде огненных языков пресвятого Духа на святых Своих учеников и Апостолов, Христос, истинный Бог наш, по молитвам пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных Апостолов и всех святых помилует и спасет нас, как благой и Человеколюбец. НА ЛИТУРГИИ Антифон 1, глас 2 Стих 1: Небеса проповедуют славу Божию,/о творении же рук Его возвещает твердь. Пс 18:2 По молитвам Богородицы, Спаситель,/спаси нас. Стих 2: День дню изливает речь,/и ночь ночи возвещает знание. Пс 18:3 По молитвам Богородицы, Спаситель,/спаси нас. Стих 3: Нет ни наречий, ни языков,/на которых не слышатся их голоса. Пс 18:4 По молитвами Богородицы, Спаситель,/спаси нас. Стих 4: Во всю землю вышел голос их,/и в концы вселенной речи их. Пс 18:5 По молитвам Богородицы, Спаситель,/спаси нас. Слава, и ныне: По молитвам Богородицы, Спаситель,/спаси нас. Антифон 2, глас тот же Стих 1: Да услышит тебя Господь в день печали,/да защитит тебя имя Бога Иакова. Пс 19:2 Спаси нас, Утешитель благой,/поющих Тебе: Аллилуия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=993...

—394— от монастыря, – от чего возникали нередко крупные недоразумения. Жизнь учащихся также представляла немало интересных особенностей. В 50-х годах XVII стол. коллегия «умалилась, стала как малый Закхей». С 80-х годов начинается большое оживление, усиливается приток ищущей просвещения молодежи, а в начале XVIII в. число учащихся в академии достигло более 2000 человек. Состав их был самый разнообразный: наряду с сыновьями знати здесь воспитывались бедняки. Бедняков было большинство. Часть их жила в бурсе, другие размещались в домах при Киевских церквах с обязательством помогать причтам при богослужении; иные, обладавшие голосом, пристраивались в хор и жили в отведенном для него помещении. О прокормлении этой бедноты заботились студенческие конгрегации. Членами конгрегации были сами воспитанники. Поступление в нее было торжественное, давались присяга, клятвы и обеты: блажить святое место – Братский монастырь и памятовать о нем и по выходе из школы. Избирались пять должностных лиц под управлением префекта; они собирали пожертвования. На эти должности вероятно избирались студенты из состоятельных классов. Конгрегации пользовались правами юридически признанного учреждения: имели собственную печать, составляли акты, вступали в денежные сделки. Но несмотря на помощь конгрегаций бедноты оставалось много: она питалась чуть не Христовым именем – распевала концерты, давала комедии, на праздниках ходила по домам граждан. О киевских школьниках того времени есть известие, что «воруют много, попущено им от митрополита... нет на них суда». Изложив некоторые обычаи старой академии, проф. Голубев останавливается на вопросе, что в образовательном отношении давала академия своим питомцам, и видит ее значение в том, что она пробуждала в обществе любовь к просвещению, уничтожала ненависть ко всему иноземному и прокладывала тем дорогу к действительному просвещению, идущему с запада. Скоро старейшая из русских духовных академий будет праздновать 300-летний юбилей своего существования. —395—

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Нач. Впрос: каа художства обетованию нашему ключаема суть? л. 144. Слово 46. Како подобает кому продаати и купувати, яко да не приразится Богу, и яко се свойствно христианину, еже отщетеватися паче неже отщетевати в куплех, и проч. Нач. От Постных св. Василиа впрос: како подобает твориму быти, еже от деланиа проданию, и како отходити? л. 151. Слово 47. Каа художьства мирьскым подобна суть, и яко врачьбное художьство и в мирьскых и в инокых несть отметно, и како подобаеть то приемати, и проч. Нач. Есть земледелателное художьство, есть и тькателное и зиздательное, яже потребна суть зело, и паче сдржать наш живот. л. 161. Слово 48. О различии скопцем и откуду сии прияша начяло, и еще же и о некыих еже по естьству их, и когда могут быти причьтници, и яко не пременяются от страсти блудныя скоплениемь, но горшее прочиих брань имут, и проч. Нач. Суть скопци, иже скопиша себе царствиа ради небеснаго, и прочее. Не удовь отрезание глаголеть, ни убо, но лукавыим помыслом погубление. л. 166 об. Слово 49. О смерени, и яко не бывающя смерены некотораго ради лишения блажить, но ижс с волею и трепещущих словес Божиих, и которое смереномудрие слово учить, и проч. Нач. Иже смерениа сокровище сам Христос Бог нашь, делом и словом научил есть нас сему. л. 199. Слово 50. Яко Господня заповеди и предпочитати достоит, по второму же человечьская предания полагати, и яко иже заповеди Господня нетрудолюбьствующеи, в человечьска же убо преданиа упражняющеся, и то и самое по человекоугодию делають, и проч. Нач. Свршенейшее дело постничьскаго жителства се есть, еже безместныих дел отсвенетися и пещися о заповедех Господних. л. 222. Слово 51. О покаани и исповедани, от божественых писаний свидетельства, и како подобает исповедоватися и каатися нам от лютых деаних. Нач. Взлюбленый Господень ученик рече сице: яко се есть любовь Божиа да заповеди Его блюдем, и заповеди Его не суть тяжкы. л. 240. Слово 52. Показаниа о покаани и исповедании, и яко не подобает яже по нужди бывающаа или по смотрению некоему временну исповеданиа и прощениа грехом, и проч. Нач. Брат иде почрести воду от рекы, и обрете ту жену перущу ризы, и прилучися ему пасти с нею.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Тут приходилось применять на деле выработанные им и вышеизложенные начала. Так одной корреспондентке, искавшей совета и указания относительно порядка своей ежедневной жизни, святитель пишет: «Ваше время только то, когда вы у себя в комнате. Его потрудитесь распределить так, чтоб оно все принадлежало Господу, – утренние часы особенно... от просонок до 12 час. Тут поместите вашу утреннюю молитву. Лишь проснетесь, вставайте. Не жалейте тела. Если оно блажить хочет, рассердитесь и сгоните себя с кровати. Хорошо, если б сей час же и на молитву, чтоб все думали, что вы еще спите. Вы уже знаете, что поклоны умиляют. Да, поклоны весьма важное дело. Ими надо начинать – три, пять, десять... пока посогреется сердце; ибо с просонок оно всегда бывает вяло и холодно. Потом прочтите утренние молитвы не спешно, со вниманием, зря Господа пред собой, чтение сопровождайте поклонами поясными или земными, смотря по движению сердца; но чем чаще, тем лучше... Заключите чтение опять поклонами, моля Господа о том, в чем чувствуете нужду, пока насытится сердце. Число поклонов, ежели нужно, определите себе сами, а то так, сколько душе угодно... хоть сотню. По совершении молитвословия, хорошо несколько времени провести в Богомыслии, или в творении молитвы Иисусовой. Сядьте, или стоя и ходя говорите: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий помилуй мя... говорите сию молитву побольше раз... уж не менее сотни. Потом и днем, сколько можно чаще, творите сию молитву. И к иконе днем-то хорошо почаще подходить и класть поклоны по усердию пять, десять, и более, с молитвой: Господи помилуй, Боже милостив буди... вот и все. И пред сном такой же порядок, т. е. несколько поклонов вначале, молитвы на сон грядущим, несколько поклонов опять, и по крайней мере сотню молитв Иисусовых. Как хорошо ходить в церковь для воспитания духа молитвенного! Устройте же себя бывать чаще в церкви за обедней, или вечерней, или как можете. Если б всякий день и все службы бывать в церкви, то скорее бы разверзся источник молитвы сердечной...

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

«Как наш батюшка сударь На земле он ликовал, На святом кругу катил, В злату трубушку трубил». 2256 См. хлыстовско-скопческий стих: «Брат сестре говорил: Сестра моя, голубка, Поди в корабль, порадей, Богом-светом повладей. Святым Духом поблажи, По песенке всем скажи». (Чтения общ. ист. и древн. росс. 1873, ч. I, с. 122; Заря, 1871, май, с. 43) Ср. распевец у Надеждина, цит. соч., прилож., с 39, где встречается выражение «Дух в пророке разблажился». Слово «блажить» сектанты, по-видимому, употребляют в значении вопить, голосить, кричать (ср. народное выражение «блажью кричать», т. е. благим матом, изо всех сил, – по Далю, Толковый словарь жив. великорус. яз.). 2257 Дело Воронеж. окр. суда о В. Мокшине, обв. в распространении хлыстовства, 175, л. 19 (след. производство). 2260 Послание св. Игнатия Богоносца к Филадельфийцам, гл. 7. Ср. Мк.5:7 , где говорится о бесноватом, как он, приблизившись ко Христу, «вскричал громким голосом» (κρξας φων μεγλ). Другие параллельные места см. у H. Gunkel’я, Die Wirkungen des heiligen Geistes, nach der populären Anschauung der apostolischen Zeit und nach der Lehre des Apostels Paulus, Göttingen, 1 Aufl. 1888, S. 39. 2262 Norton, The restoration of apostles and prophets, p. 49; cp. Miller, The history and doctrines of irvingism, t. 1, p. 70: «Как только Ирвинг кончил свою речь, Таплин разразился голосом, который казался похожим на треск, настолько сильный, что мог взорвать крышу. Сначала он заговорил языками, а потом по-английски… Ужас был великий. Послышались вопли, а некоторые бросились к дверям». 2263 Jacobi, Die Lehre der Irvingiten, 2 Aufl., Berlin, 1868, S. 48; Н. Орлов, Ирвингизм (Правосл. Обозр. 1877, ч. 2, с. 284–285); Μ. Фивейский, Шотландский проповедник Эдвард Ирвинг и его последователи, Москва, 1887, с. 105–106. 2266 Ср. очерк «Божий человек» в «Самарском Вестнике» за 1894 год, 62: «Среди быстрого хождения старец громко выкрикивал какие-то отрывочные фразы, слова», что народ называл «прореканием». 2268 «Собрание писем святителя Феофана», изд. Афон. рус. Пантел. монастыря, т. 8, с. 175 (Письмо о хлыстах и скопцах).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Услышав слова: «мы оба со старичком», Ирина еще больше испугалась и переспросила снова. Тогда Родимая ответила уже совсем обычным ей тоном: «отвори же, Шалуха», отвори скорей, пусти». Отворив двери и впустив в келью Родимую, Ирина стала искать глазами старичка, о котором упоминала Родимая; а та, между тем, пробежала прямо в передний угол и стала ставить к иконам образ прп. Феодосия Тотемского, приговаривая: «Бедненький старичок! озяб, замерз; ишь Катька-то заморозила его, загрязнила; я насилу отняла». Ирина обиделась на нее, сказав: «тебе все шутить да блажить, Родимая; дождалась бы дня-то, чего полохать людей? ведь как ты меня напугала! я думала – пожар или что случилось; и к чему же ты наврала, что какой-то старичок с тобой? да и пищишь-то не своим голосом!» – «Не бранись, Шалуха», отвечала та, – «не видишь разве старичка-то, Федосья? он к тебе пришел от Катьки, не захотел больше у Катьки жить, больно уж ему там холодно». Оказалось, что Катя, Максимова дочь, имевшая особую веру к преподобному Феодосию Тотемскому, в то утро уехала на пароход, который и увез ее из обители навсегда. Однажды по ошибке она растворила теста больше потребного; усмотрев это, она вздумала испечь пирожок для певчих сестер, что и исполнила. Никто, конечно, этого не знал, и сама Татьяна должна была тщательно скрывать свою контрабанду, как запретное дело, совершенное без благословения начальницы. Она уложила его на полку в шкаф, покрыв большим блюдом, чтобы и не заметно было; управившись с делами, заперла келью на ключ, положив его на обычное место, и пошла в церковь к обедне. Вдруг, о, ужас! растворяется с шумом дверь паперти, входит в церковь Родимая, неся на обеих руках пирог, покрытый полотенцем, и направляется с ним прямо к столику для благословения хлебов. Татьяна, стоявшая у самой двери и видевшая все это, так растерялась, что не могла и с места сдвинуться, тем более что начальница монастыря Сергия уже стояла на своем обычном месте на левом клиросе (так как пели тогда лишь на одном). Заслышав шорох, она обернулась; но Родимая так ловко стала на стороне столика, что совсем заслонила его собою, так что мать Сергия не могла ничего разглядеть.

http://azbyka.ru/otechnik/Taisija_Solopo...

Вот настаёт время подвигов для юной христианки. Здесь то должны открыться все внутренние доблести исповедницы Христовой. Наступает время борьбы, подвигов, страданий, Но невеста Христова радуется радостно о небесном своём Женихе. Она нимало не смущается предстоящими подвигами, тогда как другие трепетали при одной мысли о предстоящих мучениях; ибо знает, что Небесный Защититель. всех уповающих на него уверяет своих последователей, что сила Божия в немощи совершается, и претерпеый до конца, той спасен будет ( Мф.10:22 ). В такой уверенности она предстаёте на суд пред Правителя, потребовавшего её к ответу. Здесь-то исполнилось слово Господа глаголющего: дастбося вам, что возглаголете. Не вы бо будете глаголющии. но Дух Отца вашего, глаголяй в вас ( Мф.10:19,20 ). На вопрос правителя о её имени она неустрашимо ответствует, что она христианка. Можете вообразить, как ненавистен этот ответ для гонители христиан? История времён Апостольских и мученических представляет разительные примеры сего. Но за неё пред сластолюбивым и погрязшим в чувственность правителем ходатайствует её красота; она умеряет его гнев и ярость, – и он отсрочивает на несколько времени её страдания. Когда же начались опять её истязания, в сие время опытно подтвердилось, что немощное Божие, крепчае человек есть и буев Божие премудрее человек есть ( 1Кор.1:25 ). Вникните в дальнейшие вопросы судьи и ответы подсудимой! На вопрос Игемона о её имени, ответствует святая: «мне надобно сказать прежде имя жизни вечной, а потом уже и имя жизни временной; итак, я сказала тебе имя жизни вечной, что я христианка, раба Христова; имя же временной жизни наречено мне родителями Параскева, ибо я рождена в день пятничный» Параскева (это слово Греческое), у Греков значит то же, что по нашему Пятница. Известно всему свету, что в день пятка пострадал Господь наш Иисус Христос. Родители мои, почитая сей день, как такой день, который припоминает нам вольные и животворящие страсти Господа нашего Иисуса Христа, и нарекли мне имя по сему дню». Игемон, пленённый красотою её, прерывая сии и подобные её слова, говорит Святой: престани суетная словеса та глаголати, и пожри богом нашим, и пойму тя себе в жену, и будешь госпожа многому добру и мнози тя будут блажить на земли (Четьи-Мин. Окт. 28 д.). Тут-то святая ясно обнаружила свое отречение от мира, открыто явила презрение к нему: аз имею себе Жениха, на небеси Иисуса Христа, иного же мужа не требую (там же). Игемон, видя наконец её непреклонность – непоколебимость в вере, излил на неё всю ярость мучителя. Святая мучима была нещадно, Все роды мучений употреблены были над нею, какие только могла изобрести злоба и ярость гонителей; но святая, не боясь мучащих, убивающих тело, души же не могущих поеубити, всё претерпела благодушно и радостно преклонила свою главу под меч.

http://azbyka.ru/otechnik/6/slova-i-pouc...

Рассказ или высказывание об этой смешной грани и попытка ее отрефлектировать может быть попыткой, спародировать себя, свое восприятие. Если есть насмешка над чем-то или над кем-то, то дальше может быть насмешка над смеющимся, насмешка над самим сарказмом. Преодоление сарказма через пародирование сарказма — вторая производная. О. Д. Замкнутый круг не получится? Псой. Здесь всегда есть риск. Надо, чтоб не было замкнутого круга. Это вопрос серьезности намерений, честности и может быть, чувства юмора автора и его способности посмеяться над собой. Для зрителя – это во многом вопрос доверия. Здесь важно, конечно, пройти между крайностями – безответственной всеглядности и снобизма, элитизма – хорошего вкуса, за которым часто скрыта негативность. «Я не люблю это и не люблю то», — такое закрывание себя, бесконечная защита. Хотя, в то же время, нужны определенный стержень и определенная открытость. Юродство и сквернословие: отец Павел Груздев и блаженная Мария Дивеевская О.Д. Возвращаемся к теме юродства. Архимандрита Павла (Груздева) даже тогдашний архиепископ ярославский Никодим (Ротов) вызывал на ковер по доносу по поводу того, что батюшка матом ругается. Батюшка этого не отрицал. Батюшка действительно на язык был суров. Отец Павел не канонизирован, но из прославленных святых юродивая Мария Ивановна Дивеевская сквернословила так, что сестры, которые ухаживали за ней, тем более, келейницы, не выдерживали ее брани, бежали из кельи, указывая на портрет ее предшественницы, блаженной Паши Саровской, говорили: «Что же ты, Мария Ивановна, так ругаешься? Вот маменька-то так не ругалась». На что блаженная Мария говорила: «Хорошо было маменьке блажить при Николае. Поблажила бы она так при советской власти». Я эти примеры привожу не для того, чтобы оправдать сквернословие, отнюдь. Но так ли все однозначно? Опять-таки я не хочу уравнивать использование жесткой лексики в творчестве и использование ее в юродстве блаженных подвижников. Но можно ли провести некую параллель хотя бы в том, что и то, и другое – принципиально иной случай, нежели просто брань человека, невоздержанного на язык, который не умеет иначе выражать свои эмоции? О.

http://pravmir.ru/yurodstvo-v-pastyrstve...

Трясущимися руками тянулся к телефону: – Сынок, ты когда приедешь? – Приеду, бать! Дела пока… – Хорошо! Я буду ждать… Отключал телефон, и стекала по лицу слеза. У мужчин так тоже бывает… Когда старик становился совсем невыносимым, Сергей ехал. Закупал в дорогом продуктовом магазине всякой всячины, набивал багажник и ехал. – Да зачем столько-то? – удивлялся отец. – Я еще то не съел. Ты сам бы почаще… – Как не съел? Я когда был-то?!! – Да сколько мне одному надо-то? И Сергей выбрасывал с полок и из холодильника просроченные остатки продуктов. И набивал новой партией… Ну и с чувством выполненного долга уезжал обратно в Москву к своему бизнесу, довольству и друзьям. А вслед ему смотрели полинявшие слезящиеся старческие глаза… Только в последний раз перед отъездом зашел в местный храм. Старик его начал блажить: – Отнеси вот Генке. Сам-то я слабоват сегодня… И часть продуктов в пакет положил. – Что за Генка? – Там подскажут… Пошел, а то ведь не отстанет. – Кто тут Генка? – А вон, на паперти за воротами сидит. Бомж?!.. Но не тащить же продукты обратно. «Ты бы чаще старика своего навещал», – раздался из вонючих обносков пропитый голос. От такой наглости Сергей даже растерялся – Ты бы чаще старика своего навещал, – раздался из вонючих обносков хриплый пропитый голос. От такой наглости Сергей даже растерялся. Еще бомжи его жизни не учили. Не то чтобы он их за людей не считал… В его нынешнем автомобильно-офисном мире красивых людей их просто-напросто не было. Валялись где-то по окраинам спальных районов, ну и фу на них. И настолько растерялся, что со словами: «Рот закрой!» даже кинул поверх продуктов смятую пятисотенную купюру. Как будто этими деньгами вместе с бомжом пытался заткнуть свою совесть. А скоро вообще об этом забыл. – Сережа… Тут такое… Аркадий Игоревич… В общем, нет больше его. Сердце… Соседка… Морг… Надо же, какой маленький, оказывается, его отец. Или смерть его так скукожила? Или жизнь?.. Отпевание в том храме… Сергей в церковь не ходил, но – «так положено». Гроб посередине – самый дорогой, какой нашел в этом Подольске. Такой дорогой, что, казалось, и шикарному гробу тесно и брезгливо в простом маленьком храме, и маленькому отцу неуютно в этом огромном гробу. Не по чину… Не по жизни… Но нужно же хоть как-то заплатить своей совести…

http://pravoslavie.ru/151388.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010