Тут приходилось применять на деле выработанные им и вышеизложенные начала. Так одной корреспондентке, искавшей совета и указания относительно порядка своей ежедневной жизни, святитель пишет: «Ваше время только то, когда вы у себя в комнате. Его потрудитесь распределить так, чтоб оно все принадлежало Господу, – утренние часы особенно... от просонок до 12 час. Тут поместите вашу утреннюю молитву. Лишь проснетесь, вставайте. Не жалейте тела. Если оно блажить хочет, рассердитесь и сгоните себя с кровати. Хорошо, если б сей час же и на молитву, чтоб все думали, что вы еще спите. Вы уже знаете, что поклоны умиляют. Да, поклоны весьма важное дело. Ими надо начинать – три, пять, десять... пока посогреется сердце; ибо с просонок оно всегда бывает вяло и холодно. Потом прочтите утренние молитвы не спешно, со вниманием, зря Господа пред собой, чтение сопровождайте поклонами поясными или земными, смотря по движению сердца; но чем чаще, тем лучше... Заключите чтение опять поклонами, моля Господа о том, в чем чувствуете нужду, пока насытится сердце. Число поклонов, ежели нужно, определите себе сами, а то так, сколько душе угодно... хоть сотню. По совершении молитвословия, хорошо несколько времени провести в Богомыслии, или в творении молитвы Иисусовой. Сядьте, или стоя и ходя говорите: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий помилуй мя... говорите сию молитву побольше раз... уж не менее сотни. Потом и днем, сколько можно чаще, творите сию молитву. И к иконе днем-то хорошо почаще подходить и класть поклоны по усердию пять, десять, и более, с молитвой: Господи помилуй, Боже милостив буди... вот и все. И пред сном такой же порядок, т. е. несколько поклонов вначале, молитвы на сон грядущим, несколько поклонов опять, и по крайней мере сотню молитв Иисусовых. Как хорошо ходить в церковь для воспитания духа молитвенного! Устройте же себя бывать чаще в церкви за обедней, или вечерней, или как можете. Если б всякий день и все службы бывать в церкви, то скорее бы разверзся источник молитвы сердечной...

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Вот настаёт время подвигов для юной христианки. Здесь то должны открыться все внутренние доблести исповедницы Христовой. Наступает время борьбы, подвигов, страданий, Но невеста Христова радуется радостно о небесном своём Женихе. Она нимало не смущается предстоящими подвигами, тогда как другие трепетали при одной мысли о предстоящих мучениях; ибо знает, что Небесный Защититель. всех уповающих на него уверяет своих последователей, что сила Божия в немощи совершается, и претерпеый до конца, той спасен будет ( Мф.10:22 ). В такой уверенности она предстаёте на суд пред Правителя, потребовавшего её к ответу. Здесь-то исполнилось слово Господа глаголющего: дастбося вам, что возглаголете. Не вы бо будете глаголющии. но Дух Отца вашего, глаголяй в вас ( Мф.10:19,20 ). На вопрос правителя о её имени она неустрашимо ответствует, что она христианка. Можете вообразить, как ненавистен этот ответ для гонители христиан? История времён Апостольских и мученических представляет разительные примеры сего. Но за неё пред сластолюбивым и погрязшим в чувственность правителем ходатайствует её красота; она умеряет его гнев и ярость, – и он отсрочивает на несколько времени её страдания. Когда же начались опять её истязания, в сие время опытно подтвердилось, что немощное Божие, крепчае человек есть и буев Божие премудрее человек есть ( 1Кор.1:25 ). Вникните в дальнейшие вопросы судьи и ответы подсудимой! На вопрос Игемона о её имени, ответствует святая: «мне надобно сказать прежде имя жизни вечной, а потом уже и имя жизни временной; итак, я сказала тебе имя жизни вечной, что я христианка, раба Христова; имя же временной жизни наречено мне родителями Параскева, ибо я рождена в день пятничный» Параскева (это слово Греческое), у Греков значит то же, что по нашему Пятница. Известно всему свету, что в день пятка пострадал Господь наш Иисус Христос. Родители мои, почитая сей день, как такой день, который припоминает нам вольные и животворящие страсти Господа нашего Иисуса Христа, и нарекли мне имя по сему дню». Игемон, пленённый красотою её, прерывая сии и подобные её слова, говорит Святой: престани суетная словеса та глаголати, и пожри богом нашим, и пойму тя себе в жену, и будешь госпожа многому добру и мнози тя будут блажить на земли (Четьи-Мин. Окт. 28 д.). Тут-то святая ясно обнаружила свое отречение от мира, открыто явила презрение к нему: аз имею себе Жениха, на небеси Иисуса Христа, иного же мужа не требую (там же). Игемон, видя наконец её непреклонность – непоколебимость в вере, излил на неё всю ярость мучителя. Святая мучима была нещадно, Все роды мучений употреблены были над нею, какие только могла изобрести злоба и ярость гонителей; но святая, не боясь мучащих, убивающих тело, души же не могущих поеубити, всё претерпела благодушно и радостно преклонила свою главу под меч.

http://azbyka.ru/otechnik/6/slova-i-pouc...

– Вот тебе целый мешок медных денег на церковь, – говорит она в заключение, – а за квартиру рассчитает Силка. Он и провизию для деревни закупит. После обеда сестрица, по обыкновению, удаляется в свою комнату, чтоб приготовить вечерний туалет. Сегодня балок у Хорошавиных, и «он» непременно там будет. Но матушка в самом начале прерывает ее приготовления, объявляя резко: – Не надо! Не поедем. – Это что за новости! – горячится сестрица, но, взглянув на лицо матушки, убеждается, что блажить больше не придется. – Сбирайте барышню; не всё укладывайте, а только что на неделю понадобится. Завтра утром едем в Малиновец! Сашка, ты останешься здесь и остальное уложишь, а за барышней в деревне Маришка походит. – Маменька! голубушка! ведь Масленица… что ж это такое! – Будет с меня. Довольно. Буря не заставила себя ждать и на этот раз сопровождалась несколькими, быть может, и настоящими обмороками. Но матушка уж не боится и совершенно хладнокровно говорит: – Расшнуруйте барышню. Отдышится. С вечера уложились и подкормили лошадей, а наутро Бог послал снежку, и возок благополучно вынырнул из ворот по направлению к заставе. Недолгий сестрицын роман кончился. Не могу с точностью определить, сколько зим сряду семейство наше ездило в Москву, но, во всяком случае, поездки эти, в матримониальном смысле, не принесли пользы. Женихи, с которыми я сейчас познакомил читателя, были единственными, заслуживавшими название серьезных; хотя же, кроме них, являлись и другие претенденты на руку сестрицы, но они принадлежали к той мелкотравчатой жениховской массе, на которую ни одна добрая мать для своей дочери не рассчитывает. Преимущественно сватались вдовцы и старики. Для них устроивались «смотрины», подобные тем, образчик которых я представил в предыдущей главе; но после непродолжительных переговоров матушка убеждалась, что в сравнении с этими «вдовцами» даже вдовец Стриженый мог почесться верхом приличия, воздержания и светскости. Приезжал смотреть на сестрицу и возвещенный Мутовкиною ростовский помещик, но тут случилось другого рода препятствие: не жених не понравился невесте, а невеста не понравилась жениху.

http://azbyka.ru/fiction/poshehonskaja-s...

Основой для подвига юродивого стало выражение апостола Павла о том, что христиане должны быть " безумны Христа ради " . За эти слова первоверховного апостола христиан часто упрекали в том, что они не ценят человеческий разум, но подобное обвинение не слишком справедливо. Еще Ориген в своем трактате " Против Цельса " писал: " Мы не говорим, что глупость хороша вообще... Гораздо лучше веровать в догмат с рассуждением и мудростью, чем с голой верой " . В церковном предании можно найти рассуждения о том, что христианин должен бегать от мудрости века сего (то есть, например, не должен уметь обманывать другого, не должен получать 2 рубля за вещь, которая стоит рубль), но быть мудрым в достижении Царствия Небесного. В Древней Руси именно юродивые иногда становились выразителями христианской мудрости с помощью игры или безумных поступков. Николай Кочанов часто дрался со своим собратом по подвигам блаженным Феодором и однажды запустил кочан капусты прямо ему в голову, за что и получил свое прозвище. Николай жил на Софийской стороне Великого Новгорода, а Феодор – на Торговой. Их поединки, как сообщает житие, пытались отучить новгородцев, живших на разных берегах Волхова, драться друг с другом. Публичная драка двух юродивых ради мира в городе не самый большой парадокс этого типа святости. Древнерусские памятники доносят до нас отношение Церкви и народа к блаженным. Как пишет Сергей Иванов, чаще всего их называли словом урод, которое в современном русском языке имеет четкую негативную окраску: " Именно слово оуродъ в конце концов стало наиболее употребительным обозначением специфического христианского подвига. Юродивый (по-древне-славянски – уродивый или просто урод) – это по первому своему смыслу тот, кто " родился неправильно " , будь то в физическом или умственном отношении... В XVII в. значения разделились " : " урод " стало обозначением врожденного калеки, а " юрод " – безумца, в том числе и притворного " . Иногда юродивых также называли блаженными, но этот эпитет мог применяться и к другим подвижникам. Так автор жития Феодосия Печерского очень часто называет его блаженным. Употребление этого слова восходит к Нагорной проповеди Христа, где праведники называются блаженными, счастливыми. По отношению к юродивым этот эпитет употребляется на стыке значений: в славянских языках можно найти глаголы блажить и слово соблазн, в современном русском языке словом " блаженный " может называться человек не от мира сего, дурачок. Поскольку натуральное безумие весьма сложно отличить от безумия притворного, показного, то Церковь неоднократно могла прямо запрещать юродство.

http://religare.ru/2_96226.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Зачем юродивые взрывали общественный покой? 11 мин., 06.06.2012 Для церковного человека юродство — одна из форм святости. Но как смотрит на юродство светский ученый, изучающий это явление не с богословско-церковных позиций, а как культурный феномен? Об этом мы беседуем с доктором исторических наук Сергеем Ивановым, который является автором нескольких книг о византийском и древнерусском юродстве. — Сразу оговорюсь по поводу той позиции, с которой я буду отвечать. Я не церковный историк. Я — историк культуры, и для меня святость — это одно из проявлений ментальности той или иной исторической эпохи. Поэтому как для историка культуры для меня, например, не имеет смысла вопрос, кто из исторических персонажей действительно юродивый или святой. Я не знаю, кто святой, как и не знаю, что такое святость. Это знает Церковь, но не светский историк. Я задаюсь вопросом, почему то или иное общество находит в скандальном, хулиганском, выходящем за все рамки приличия поведении признаки святости. Почему то общество, которое обычно считает святыми людей благочестивых и смиренных, начинает вдруг считать, что святыми являются также и люди совершенно иного поведения? Вот та загадка, с которой я имею дело. — И почему же общество находит в таком поведении признаки святости? — Общество создает юродивого, причем для меня совершенно не важно, является ли этот человек действительно святым, или он самозванец и просто городской сумасшедший, которому общество приписывает какие-то чудесные свойства. Независимо от этого люди хотят, чтобы такой человек был, потому что они ощущают проблему, связанную со статусом религии. Давайте скажем сначала, что юродивый не может возникнуть там, где есть место мученику. Это очень важно. Юродивый и мученик находятся в состоянии дополнительного распределения. Где есть юродивый, там нет мученика, где есть мученик, там нет юродивого. — Но ведь были юродивые в советское время. — Это как раз тот случай, когда юродивый немедленно превращается в мученика. Его скандальное поведение — это вызов и мученичество, и в этой ситуации он юродивым уже не является. Как говорила Мария Шудская, «Хорошо было блажить при Николае, а поблажи-ка при советской власти». Или Алексей Ворошин, который жил на севере, под Костромой. Когда он начал себя вести, как юродивый, его немедленно арестовали и он, как истинный мученик, действительно был замучен в тюрьме.

http://foma.ru/zachem-yurodivyie-vzryiva...

Изм. 1115, гл. 39); 2) Сл. И. Зл. яко оставити дело христианом и ити к церкви (гл. 40); 3) Сл. И. Зл. о не встающих на утренюю (гл. 72). 4) Сл. Григория Двоесловца (гл. 104); 5) О некую двою суседу шевцю (гл. 136); 6) Слово св. отец (о хождении в церковь , – гл. 152). В дополнение к напечатанным у нас двум поучениям 19 и 20) приводим здесь (по указан. Кирил. Измарагду) «Слово св. отец» и рассказ о «двою шевцю» (последний был уже напечатан Костомаровым в «Памятн. старин. рус. словесности», вып. I, стр. 87 и сл.). 1. «Еще вы се извещю ( ), любимии, по неже виждю вы уже приходяще к церькви, и ов рукоделие оставль, ин торгованиа и орудия лишися, да спасенаа словеса, евангельская же и апостольская, слышите, и святых отець житиа и учениа, и славных мученик страданиа и терпениа слышите, како ти сам Господь Бог блажить спеющая к Нему всегда, к церкви приходящаа с верою. Людие таковыи повеле в молитвах во святей службе поминати, – глаголет бо иерей после службы: «святи любящая благолепоту дому Твоего, тыя праслави я божественною силою Твоею». Се за те молба, иже всегда церкви не лишаються в час пениа: святити и прославити хощеть Бог славящая Его во святых церквах. Блажить сам Господь вашю любовь и потщание еже к церкви приходите неленостно. Сам Бог и на небеси, и на земли вся устроил есть и нам предав Божественный Образ Свой на иконе воображен; егда бо к церкви притецем и образ Его пресвятыи узрим, воздежем руце к Нему и взохнем, и прослезимся, грехы своя воспоминая, – кто же (каждый) свои, а чюжих не пытайте, – ни помышляйте что земленаго, ни беседуи в святеи церкви: глас ин да не слышится, разве молитвы и пениа и святого учениа, – и помышляйте, любимии, како пред Богом ответ дати имам о делех своих. И еже в святей церкви слышавше створити начнете, поможеть вы Господь и силу подасть вам волею Его деяти, в сердце си божественная учениа и внесете их в дом свои, еже слышите в церкви, да дом вашь церкви же сътворится оучением святым и молитвами; идеже Бог именуем есть, ту пробегают бесове, а идеже заповеди Его творими суть, ту ни приближатися может (могут).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Добрыя расположения: смирение, кротость, воздержание, милосердие и проч.; 3. Крепкую, как смерть решимость и усердие работать Господу всем, до положения живота. Все это вместе, совокупно. Первыя одни без вторых – плохо, и вторым без третьяго не так хорошо. – Есть? – Слава Богу. Нет? – Надобно приобресть, устроить и вести труд доброделания во всех видах. Труд молитвенный вот в чем состоит: умом в сердце пред Господом зреть выну Господа, ходить пред лицем Его, возносясь к Нему и падая пред Ним в самоунижении непрестанно, и сидя, и ходя и беседуя. – Трудно? – Да, – не легко. За то и называется сие трудом молитвенным. А иные говорят, что легко... И как услышат о сем, тотчас подумают: ах, да это ничего, я так буду делать. Не нужно ни поклонов, ни чтения молитв, ни хождения в церковь , ни другаго какого труда телеснаго при молитве. Ум и сердце – они в моих руках. Ими и буду молиться. Добрый час! Вот и начинают... Но ум разбегается и мечтает, сердце блажничает, – и ничего не выходит. Нет. При труде доброделания необходим труд подвига молитвеннаго, телесно совершаемаго со вниманием, – с умом и сердцем. И Бог , видя труд сей, дает молитву сердечную, легкую, сладостную, все услаждающую. Воодушевитесь терпением и понудьте себя на труд. То, что вы говорите о разленении тела, это у Исаака Станина называется покоем тела, и ему он много зла приписывает. Оно так и есть. Видали ли вы электрическую машину? Если цепь от цилиндра проведена к земле, то сколько ни верти колесо, электричество не будет ощутительно – все будет уходить въземлю. Такой же враг и покой тела. – Прогоните его. Разсердитесь на тело и помучьте его немного. Помолитесь о сем – и Господь поможет. А зла в этом покое много. – Ваше время только то, когда вы у себя в комнате. Его потрудитесь распределить так, чтоб оно все принадлежало Господу, – утренние часы особенно от просонок до 12 ч. – Тут поместите вашу утреннюю молитву. Лишь проснетесь, вставайте. Не жалейте тела. Если оно блажить хочет, разсердитесь и сгоните себя с кровати.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Иудеом бо обычаи бе, и вечер и заутра на койждо день жрети Богови, тем и жертва оная частость нарицашеся. Елма убо пришед Антиох, сей обычай разруши и премени его. Рече ангел: яко от времени пременения частости, сиречь от разрушения жертвы сея, дние тысяща и двести и девятьдесят, еже есть три лета и пол, мало что к сим. Таже являя, яко разрушение будет злым сим, и применение наведе: блажен терпяй и достигий во дни тысяща и триста и тридесять пять. И тысящу и двести и девятидесятим и пятим четыредесять пять приложив, понеже бо в месяцы и пол месяца случися быти сражению, всем и победа чиста бысть, и все совершенное от належащих злых применение. Рек бо: яко блажен претерпевый до дни тысящи и трехсот и тридесяти и пяти, пременение лютых прояви, и не просто рече достигий, но терпяй и достиг. Понеже бо мнози и от нечествующих видеша преложение, не оных блажить просто, но иже во временех злых свидетельствовавших, и не предавших свое благочестие, таже получивших ослабу. Сего ради не просто рече: достигий, но: терпяй и достиг. Убо что сего явственнейши будет? Зриши ли, како не точию даже до лет и месяц, но и даже до дне единого со опаством всяцем и пленение и освобождение от пленения провозгласи пророк» (Маргар. л. 110 и 112 на обор.). 60 На сии слова апостола, св. Златоуст в беседе 28, глаголет: «Кая убо мала толикого, рече, уповавия? Кое воздаяние? Велие, и тако велие, яко ниже словом мощи явленному быти. Яко бо, рече, око не виде, и ухо не слыша, ниже на сердце человечее взыйде, сия суть яже уготова Бог любящим его. Но не у всприяша, но еще ожидают и тако скончавшееся в толицей скорби. И они убо лета имут толикая победившеи, и не у всприяша: вы же в подвизе еще сущей, изнемогаете; помыслите (и вы что есть, и) елико есть Аврааму седети, и апостолу Павлу, ожидающим, когда ты совершенство приймеши, да взмогут тогда мзду прияти. Аще бо и мы не прибудем, предрече им Спас не дати: якоже отец любовный, детем благоискусным и дело свершившим глаголал бы не дати ясти, аще не приидут их братия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

– галактиона@). Одна стихира. В 589 нет, в печ. нет. Нач. (@Измлада господеви раитель. галактнои всеблажене@) 827 . – об. гури самона и авив@) Одна стихира, та же, что в 589. Л. 210. (@Мца. дек. въ. Одна стихира, та же, что в 589 стихира 5-я. – (без числа, д. б. 9-е) (@затию@). Одна стихира, та же, что в 589 стихира 2-я. – об. (@ка. (м)уца иоулиани@). Одна стихира. В 589 нет. В печ. нет. Нач. (@Оудобрени божьствьно, рожьствоу вис. муенице иоулиани@). – (@кв. анастаси@). Одна стихира, та же, что в 589. Между л.л. 210 и 211 одного листа не достаёт. Л. 211. Две стихиры на Рождество Христово. Первая без начала. Нач. (@ръбь и пламю н коурении дъкиа@)...; 2-я нач. памть, и цьсаремъ дьржава. весели рожьствоу твомоу@). В 589 нет, в печ. нет, в 162 нет. 211 . (@Мца. генвар. въ. макари@)(а) Одна стихира, в 589 нет. В печ. на Госп. воззвах слава. В 163 нет. – об. (@въ. ка. максима@) (т.е. Исповедника). Одна стихира, в 589 нет, в печ. нет, в 163 нет. Нач. (@Въ црькъви христов архииереи врьноомоу кънзю нашемоу подава@). – (@въ. кг. климента@). Одна стихира, та же, что в 589. Л. 212. (@въ. к@) г(@. ксенефонта@). Одна стихира. В печ. нет. 589 нет. В 163 нет. Нач. (@Къто не блажить твого. всеьстьнаго нрава ксенефонте@). – Внизу листа приписана после скорописью (века XVI) стихира на Рождество Христово. В печ. нет; в 589 и 163 нет. Нач. (@Ега вре н на землю. пришестви – об. Без заглавия (Февр. 13 стихира св. Мартиниану). В печ. на стиховне вечерни слава; в 589 нет; в 164 нет. Л. 213. (@Еоуентию въ (т.е. Февраля) одна стихира. В печ. на (@Гди@) воззвах слава; в 589 нет, в 164 нет. – об. Четыре стихиры (без заглавия) св. Григорию Богослову (Янв. 25). В печ. нет; в 589 нет, в 163 нет. 1-я нач. (@Богослове григори. разоумнаго свта заре. цьрковьно свтило@). 2-я. (@Богослове григори свта невеществена свтомь равно ликостони@). 3-я. (@Богослове григори высото добродтелии. божи просвщени@). 4-я (@Богослове григори отье отьцемъ преподобьие. съ василимь моудрымь динодоушьн. за цьрьковь божию пострадаста@).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Преспвшу же Закону, уже преста завтное многоженство и единоя жены сочетание узаконися. Закон бо упраздни Завта. Благодать бо упраздни обое, завтное и законное, солнцу въсиавшу. Нужа есть всему миру пребывати под мраком, но освтитися подобает прсвтлами лучами. Тако и Христу, Богу нашему, солнцу праведному и озарившу нас божествеными зарями и освтившу нас святым крещениемь, и «се вся ветхаа низпадоша, и быша вся нова». 264 И уже не тснится в Закон человечьство, нъ въ Благодати пространно ходит. Законнаа бо вся стнь подаша и образ бяху будущих, а не сама та истинна. За умножение же словесъ не оставлю сказати о блаженнй Руф, яко и та потязана есть. Яже не потязаеть Божествное Писание, но и блажить, яко не прежде законнаго брака сочетася съ Вузом, но посагши законн, вдова сущи, моявитяныни, и тако, заченши, породи Овида, дда славьному царю Давыду. 265 Но да заградятся уста глаголющимь на Бога неправду. Тъй бо славный богоотець и пророкь глаголеть, «яко ни от въсхода, ни от запада, ни от пустъ горъ, яко Богъ судии есть и сего смряет, а сего возъносит. Чаша бо, – рече, – в руц Господни вина нерастворена исполнена есть растворениа». 266 «И кто бо, – рече Писание, – ислдить умъ Господень или кто бысть съвтникъ ему». 267 «Тъ бо взят грхи наша и безакониа наша тъ бо понесе; сего раною мы вси ицлхом», 268 но обаче не обрменися прегршении нашими, яко глаголют нции, ихже конець – стнаа пагуба, но паче сам облегчи от бремен тяжькых хребетъ нашь. Богъ бо ревнивь сый, не дасть славы своея иному, укланяющаяся от него въ разньствие, поженеть съ творящими безаконие. Нсть бо неправды у Бога, реку же, ни будет. Испытает сердца и утробы, 269 яко Богъ есть праведень. 270 Коли того увидти хощеши, почто груди взимают попове. 271 Почто груди повелно възимати попомъ. Яко се уже Богу съвдительствующю на отинудьное възвращение лукавыихь имъ даний та сожегаема яв бяху на жертовниц: лой же есть, се Закона, си же даема баху за грхи их, лой бо даем баше за чревное ласкосердьство, исти же – си же за чресленыа сласти, селезена – яростнаго ради, на золчьнм бо мст лежит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006