(Типикон, гл. 17) Вид Суббота Неделя Понедельник Вторник Четверг Пятница богослужения Утреня 2, 3, 17 10, 11, 12 19, 20, 1 1-й час 3-й, б-й, 9-й час 19, 20, – Вечерня Чтение кафизм в 5-ю седмицу св. Четыредесятницы Вид Суббота Неделя Понедельник Вторник Четверг Пятница богослужения Утреня 20, 1, 2 1-й час 3-й, 6-й, 9-й час Вечерня Порядок чтения великопостных часов 1-и час читается непосредственно за произнесением священником в конце утрени молитвы святого Ефрема Сирина . Чтец: «Приидите, поклонимся...» (3) и обычные псалмы: 5-й, 89-й, 100-й, затем чтец – «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (3), «Господи, помилуй» (3), «Слава», и читается рядовая кафизма, как обычно разделенная на три «Славы». 3-ю «Славу» кафизмы чтец заканчивает: «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (3), «Господи, помилуй» (3), после чего священник произносит тропарь часа 116 : «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». Хор повторяет. Священник – 1-й стих: «Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое». Хор: «Заутра услыши...». Священник – 2-й стих: «Яко к Тебе помолюся, Господи...». Хор: «Заутра услыши...». (Такой же порядок исполнения тропаря и на остальных часах.) Священник: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу». Чтец: «И ныне» – «Что Тя наречем, о Благодатная...». Хор: «Стопы моя направи по словеси Твоему...» и прочие стихи. Чтец: Трисвятое по «Отче наш», Богородичен дневной (в понедельник, вторник и четверг: «Преславную Божию Матерь...»; в среду и пятницу – «Скоро предвари...» 117 , «Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время...», «Честнейшую...». Священник: «Боже, ущедри ны» 118 и молитву св. Ефрема Сирина с поклонами (3 + 12 + 1). Чтец: Трисвятое по «Отче наш», «Господи, помилуй» (12). Священник: «Христе, Свете истинный...». Хор: «Взбранной воеводе...». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...», и бывает полный отпуст. 3-й, 6-й и 9-й часы: Служба 3-го часа начинается как обычно: по возгласе священника: «Благословен Бог наш...» чтец читает: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» и прочее. Часы же 6-й и 9-й начинаются чтением: «Приидите, поклонимся...».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

О поклонах при чтении Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Уставе сказано «Творим же на кийждо (каждый) тропарь метания три, глаголюще настоящий припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя». На Господи сил, с нами буди и прочих стихах полагается по одному поясному поклону. При произнесении священником великого отпуста – молитвы Владыко, Многомилостливе необходимо преклониться до земли, с сердечным умилением испрашивая у Господа прощения согрешений. После тропарей часов с их стихами (1го часа: Заутра услыши глас мой; 3го часа: Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа; 6го часа: Иже в шестый день же и час; 9го часа: Иже в девятый час) полагается по три земных поклона; на тропаре Пречистому образу Твоему – один поклон до земли; на всех часах по окончании Богородичнов (на 1ом часе: Что Тя наречем, о Благодатная; на 3м часе: Богородице, Ты еси лоза истинная; на 6ом часе: Яко не имамы дерзновения; на 9 м часе: Иже нас ради рождейся) совершаются три малых поклона. В чине изобразительных, во время пения Блаженн: Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, после каждого стиха с припевом полагается делать малый поклон, а при последнем трехкратном пении Помяни нас полагаются три поклона до земли; по молитве Ослаби, остави, хотя и нет указания в Уставе, но древним обычаем принято всегда полагать поклон (земной или поясной – по дню). На Литургии Преждеосвященных Даров на вечерне, во время чтения третьего антифона 18-ой кафизмы, когда Святые Дары переносятся с престола на жертвенник, а также при появлении священника со свечой и кадильницей в отверстых царских вратах, произносящего перед чтением второй паримии Свет Христов просвещает всех! полагается падать ниц до земли. Во время пения: Да исправится молитва моя моление всего народа совершается с преклонением колен; певцы и чтец встают на колени поочередно по исполнении положенного стиха; по окончании пения всех стихов молитвы положены три поклона до земли (по обычаю) с молитвой святого Ефрема Сирина). Во время великого входа при перенесении Преждеосвященных Даров с жертвенника на престол, народу и певцам следует припадать ниц до земли из благоговения к Святым Тайнам Тела и Крови Христовых. По окончании пения Ныне Силы Небесныя полагаются три поклона до земли, по обычаю, также с молитвой святого Ефрема Сирина. Заамвонную молитву священника надлежит слушать со вниманием, прилагая ее смысл к сердцу, и по окончании ее совершить поклон поясной.

http://azbyka.ru/nastavlenie-kak-vesti-s...

Аминь. Перевод: О всемилостивая Госпожа Царица Богородице, от всех родов избранная и всеми родами земными и небесными ублажаемая! Припадаем, поклоняемся Тебе и смиренно просим Тебя: взгляни милостиво на стоящих перед святым образом Твоим чудотворным, и прими молитвы, со слезами Тебе приносимые от нас, недостойных рабов Твоих, и к Твоему образу молебное пение воссылаемое с сокрушением, как Тебе Самой здесь пребывающей, выслушивающей и подающей с верою просящим каждому прошения исполнение. Ты, именуемая Всех скорбящих Радость, услышь нас, скорбных. Ты, называемая Утоли мои печали, облегчи нашу печаль. Ты, Купина Неопалимая, сохрани мир и всех нас от вредоносных огненных стрел врага. Ты, Взыскание погибших (отыскание пропавших), не допусти нам погибнуть в бездне грехов наших. Ты, Одигитрия (Путеводительница), укажи нам истинный путь к спасению. Ты, Неувядаемый цвет чистоты, окажи нам помощь, обессиленным плотской страстью, и приведи нас к воздержанию. Ты, исполненная любви к Богу Скоропослушница, услышь в час этот молитву нашу. Ты, Заступница усердная, Матерь Господа Всевышнего, Ты, наша Матерь и надежда, облегчи скорбь нашу, ослабленным здоровье подари, обессиленных и больных исцели и от одра болезни подними. От бесноватых бесов отгони, притесняемых от бед избави, вдов защити, грешных прости, прокаженных очисти, слепым зрение подари, старых укрепи, юных научи, малых детей помилуй, бесплодных от бесплодия избавь, в семьях мир укрепи, путешествующим сопутствуй, православным христианам даруй победу и преобладание над врагами, ереси и расколы искорени, отпавших от благочестивой веры на путь истинный верни, страну нашу миром огради, земле плодородие даруй, всех же нас от внезапной смерти сохрани и все многообразные страсти исцели, потому что всё сможешь посредничеством к Сыну Твоему Христу Богу нашему. Что Тя наречем, о, Благодатная Богомати Богоотроковице, Пренепорочная Марие? Киими песнопении возвеличим Тя, возвеличенную Небом и землею, Ангелами и человеки? Явися бо на Тебе неслышанное от века на земли и несведомое Ангелами на Небеси таинство, паче ума и слова, вочеловечения Бога Слова, рожденнаго съискони от Безначальнаго Отца без матери и воплощеннаго в Твоей утробе и с нетленною печатию девства Твоего родившагося.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-per...

и кто мя избавит тогдашния нужды, аще не Ты помилуеши мя, Христе Боже, яко Щедр и Человеколюбец?     Попечение жития изгна мя рая, и что сотворю, отчаянный Сего ради толку во врата и зову: Господи, Господи, отверзи ми покаянием и спаси мя.    И ныне: Кий наречем храм Твой, Богородице? Пристанище ли духовное? Или рай сладости Небесныя, ходатайствен жизни некончаемыя? Вся бо имаши добрая, всегда молися Христу спастися душам нашым.    Господи, помилуй (40) и молитва:    Боже Праведный и Хвальный, Боже Великий и Крепкий, Боже Превечный, услыши грешнаго мужа молитву в час сей: услыши мя, обещавый услышати во истине Тя призывающих, и не омерзи мя, нечистыя устне имуща и во гресех содержима, Упование всех концев земли и странствующих далече. Приими оружие и щит и востани в помощь мою: излей мечь и заключи сопротив гонящих мя. Запрети нечистым духовом от лица безумия моего, и да отлучится от моея мысли дух ненависти и злопомнения, дух зависти и лести, дух боязни и уныния, дух гордости и всякия иныя злобы; и да угаснет всякое разжжение и движение плоти моея, от диавольскаго действа составляемое, и да просветится моя душа и тело, и дух светом Твоего Божественнаго познания: да множеством щедрот Твоих достигну соединения веры, в мужа совершенна, в меру возраста, и прославлю со Ангелы и всеми святыми Твоими всечестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь. Кафисма шестая 37. Псалом Давида. В воспоминание. На субботу.    Господи! Не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня. Ибо стрелы Твои вонзились в меня и Ты утвердил на мне руку Свою. Нет исцеления в плоти моей от гнева Твоего, нет мира в костях моих от грехов моих. Ибо беззакония мои превысили голову мою, подобно тяжелому бремени отяготели на мне. Воссмердели и согнили раны мои от безумия моего. Пострадал я и согнулся до конца, весь день в печали ходил. Внутренность моя насыщена позором, нет исцеления плоти моей. Я много страдал и чрезмерно унижен, кричал от терзания сердца моего.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Хвалите, раби Господа, алилуиа, хвалите Господа, яко благ Господь, пойте имени его, яко добро... Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость его...» (см. Псалтирь). 3856 Хто по мере изопьет в славу Божию, яки в век доброму добрая и слава. – Ср.: «...ино бо пианство есть злое, а ино – питье в меру, и в закон, и в подобно время, и в славу Божию» («Поучение блаженного Феодосия, игумена Печерского о казнях Божиих»), См. npuмeч.mccliv: «Невинно бо есть нам вино...». 3858 Величаем тя, кабаче веселый, и чтем собину свою, ты бо лупиши с нас и велишь нам по миру скитатися – Ср., например, текст величаний святым, исполняемых при чтении избранного псалма во время полиелейного чинопоследования: «Величаем тя, пророче Божий, и чтем святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего» (Минея служебная). 3859 По сем псалом избранной. Терпя потерпех, на кабаке живучи, и протчее. – Ср. текст избранного псалма, читаемого во время полиелейного чинопоследования вслед за 134-м и 135-м псалмами: «Псалом избранной. Терпя потерпех Господа» (см. Псалтирь с восследованием). 3860 Спаси, Боже, с пропою люди своя и благослови дом достойныя воры своя. – Ср. текст тропаря Честному Кресту: «Спаси, Господи, люди Своя и благослови достояние Свое...» (см. Часослов). 3867 Избранному кабаку безумныя песни принесем... Да еси, Кабаче неблагодарна, зовем тебе: «Бесованию наставниче». – Ср.: «Взбранному и дивному чудотворцу нашея земли днесь притецем любовию, тебе плетуще песнь (...) но яко имея дерзновение ко Господу, многообразных нас избави обстояний, да зовем ти: „Радуйся, утверждение граду нашему!”» (см. Часослов). 3872 Мечюще одеяние свое, ходяще беспрестани на корчму... Видяще наготу кабацкую, текущее, яко слепи... – Текст восстановлен по двум спискам XVIII в. 3873 На хвалу на кабак потекл еси, малоумне человече... темже дерзновение и пропасть стяжал еси.– Ср. текст стихиры на литии св. Николаю Чудотворцу: «На хвалу потекл еси Господню, Николаю, во временней жизни и той тя прослави на небесней и истинней жизни, темже дерзновение стяжав к нему...» (см.: 9 мая, Минея служебная). 3881 На стиховне стихиры, глас пулной, подобен: Что тя наречем?... Кабаче мой, моли о пиющих на тебе з голянскими своими. – Ср. тропарь Богородице из службы первого часа: «Что тя наречем, о, обрадованная, небо, яко воссияла еси солнце правды, рай, яко возрастила еси цвет нетления (...) моли спастися душам нашим» (Часослов). 3883 Кто тя наречем, кабаче?... моли з голянскими своими о недостатках наших. – См. выше примеч.: «На стиховне стихиры, глас пулной, подобен: Что тя наречем?...». 3902 В нощи убо не усыпаху и не почиваху... ни красныя зрения, ни седин процветения. – Этот текст утрачен в старшем списке и восстановлен по двум спискам XVIII в. Читать далее Источник: Библиотека литературы Древней Руси/РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д. С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург : Наука, 1997-./Т. 16. - 2010. - 663 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Окончание утрени – по великопостному чину. Часы, изобразительны и вечерня совершаются по великопостному чину (подробное изложение общего порядка богослужения см. 5 марта). Примечание. Устав умалчивает об особенностях часов и изобразительных в отдание Благовещения в седмичный день св. Четыредесятницы, говоря только, что «прочее все поем с поклоны» . На 1м часе – кафизмы нет. На 3м часе – кафизма 7я. На 6м часе – кафизма 8я; тропарь пророчества (из Триоди), 1й прокимен Триоди, чтение паримии Триоди, 2й прокимен Триоди. На 9м часе – кафизма 9я. На вечерне – кафизма 18я. Примечание. В понедельник и среду Крестопоклонной седмицы на 1м часе после Богородична: «Что Тя наречем…» вместо «Стопы моя направи…» совершается поклонение Честному Кресту . В пятницу подобный чин совершается в конце изобразительных. Если аналой с Крестом находится на середине храма, то поклонение совершается следующим образом: из алтаря (обычно через царские врата ) исходит священник и кадит с четырех сторон лежащий на аналое Крест. Далее, по образцу Крестопоклонной Недели, поется: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко…», стихиры на поклонение Кресту, глас 2й и глас 8й: «Приидите, вернии…» и др., и совершается поклонение Кресту и целование его. В тех храмах, где Честной Крест после поклонения в Неделю пребывал «о десную страну царских дверей», «Настольная книга священнослужителя» (т. 4, с. 541) указывает следующий порядок действий: «Во время Богородична Что Тя наречем на середине храма ставят аналой для Креста. Иерей исходит из алтаря царскими вратами с кадилом и диакон со свечой ко Кресту и кадит святой Крест спереди, потом, отдав кадило диакону, подъемлет Крест на главу, несет его на середину и полагает на уготованный аналой. Иерей, положивши Крест на аналой, совершает каждение окрест его. Посем вместо Стопы моя иерей с диаконом поют Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и далее совершается все по тому же чину, как было и в Неделю на утрени. По окончании стихир и по целовании Креста всеми молящимися иерей таким же образом относит святой Крест на прежнее место».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010