СТИХИРА УСПЕНИЮ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Безсмертным успением Божия Матере Ангельский собор радуется: и Сия отходящи, во обители вечныя вселяется, и к веселию Небесному преходящи, в Божественную радость и вечное наслаждение. Бессмертная смерть Божией Матери Ангельский сонм обрадовала; и Она, отходя, во обители вечные вселяется и к веселью небесному переходит, в Божественную радость и в вечное наслаждение. ТРОПАРЬ КАНОНА УСПЕНИЮ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Жизни присносущныя и лучшия смерть Твоя бысть прехождение, Чистая, от привременныя к Божественней воистину и непреходимей преставляя Тя, Чистая, в веселии Сына зрети Твоего и Господа. Переходом к жизни вечной и лучшей стала смерть Твоя, Чистая, от временного переводя Тебя, Непорочная, к поистине Божественному и непреходящему, чтобы в веселье лицезреть Тебе Сына Твоего и Господа. ИРМОС КАНОНА УСПЕНИЮ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево Чистая, девствует бо рождество и живот предобручает смерть. По рождестве Дева и по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое. Побеждаются законы природы в Тебе, Дева чистая: сохраняет девство рождество, и с жизнью преобручается смерть; после родов — Дева и по смерти жива, всегда спасаешь, Богородица, наследие Твое! ТРОПАРЬ ПЕРВОГО ЧАСА Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды. Рай, яко прозябла еси цвет нетления. Деву, яко пребыла еси нетленна. Чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим. Как назовем Тебя, о Благодатная? Небом! — Ибо от Тебя воссияло Солнце правды. Раем! — Ибо взрастила Ты Цвет нетления. Девой! — Ибо девство Твое сохранилось нетленным. Чистой Матерью! — Ибо держала во святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастись душам нашим! ДОСТОЙНО ЕСТЬ Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

http://azbyka.ru/carica-moya-preblagaya

В службе Рождества Христова Божия Матерь прославляется отдельно. Ей посвящен второй день праздника (26 декабря, 8 января по нов. стилю), именуемый Собором Пресвятой Богородицы. «Что Тя наречем, о Благодатная?» (Как назвать нам Тебя, о Благодатная?), – риторически вопрошает Церковь . Небом? Раем? «Из Тебя воссияло Солнце Правды», расцвел «Цвет нетления», – все эти, и другие эпитеты Рождественской службы стали основанием для появившихся в XVII–XVIII веках богородичных икон, таких как «Благодатное Небо», «Неувядаемый Цвет» и другие. Дионисий. «Светоприимная свеча» Фреска. 1502 г. Музей фресок Дионисия, Вологда Традиция писать художественные образы на темы церковных гимнов (подобная иконография так и называется – гимнографической) зародилась среди южных славян. Примерно с конца XIII века в монументальной живописи Балкан появляются первые художественные циклы, составленные на основе гимнов Богородице. Один из таких образов был написан на слова рождественской стихиры «Что Ти принесем, Христе». На основе этого образа, на Руси в XIV веке появляется новая иконография – «Собор Богоматери». Древнейший, дошедший до нас праздничный образ этой иконографии, был создан на рубеже XIV–XV веков в Пскове и сейчас хранится в Третьяковской галерее. Текст рождественской стихиры прей. Косьмы Маюмского, который лег в основу этой иконы, звучит так: " Что Tu принесем, Христе, яко явился ecu на земли, яко человек нас ради: каждого от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: ангели пение, небеса звезду, волсви дары, пастырие дивление, земля вертеп, пустыня ясли, мы же, Матерь Деву». Стихира посвящена Христу, однако икона посвящена Богородице. Почему? «Дети питаются молоком матери, а мы питаемся Телом и Кровью, которые от Пресвятой Девы Богородицы», – говорит святитель Феофан Затворник . Отделенный от Бога в грехопадении мир, весь, и земной, и ангельский, вновь получил возможность соединения с Богом только через Богородицу. В Лице Приснодевы Марии выражается вся божественная тайна Ипостаси Иисуса Христа, – учит Церковь , но, с другой стороны, утверждает, что Богородица в Своем Лице представляет перед Богом всех людей и все творенье. Все эти богословские построения святых отцов трудно пересказывать, их проще увидеть в иконе.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/rozhdest...

Милость и суд воспою Тебе, Господи. Пою и разумею в пути непорочне, когда приидеши ко мне? Соблюдайте знаки препинания. В славянском языке точка с запятой означает вопросительный знак. Прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего. Не предлагах пред очима моима вещь законопреступную: творящыя преступление возненавидех. Не прильпе мне сердце строптиво, уклоняющагося от Мене лукаваго не познах… И так, до слов: Во утрия избивах вся грешныя земли, еже потребити от града Господня вся делающыя беззаконие. Смотрите, последняя строчка этогопсалма прямо указывает на время его чтения. Понятно, что под грешниками земли, которых необходимо избивать с раннего утра, дабы истребить их из града Господня, должно разуметь личные грехи и дела, нарушающие Закон Божий, от которых мы ежедневно очищаем свою домашнюю Церковь. Заканчивается псалмопение славословием — Слава, и ныне: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже. Трижды. Господи, помилуй, трижды. Если вы, присоединяя 1 Час к утренним молитвам, опускаете при этом псалмы, то можете начинать сразу со стиха «Часа», который с другими дополнительными стихами обязательно должен петься в будние и непраздничные дни. Петь его можно так же как и псалом, делая акценты в зависимости от настроения: Заутра услыши глас мой,/Царю мой и Боже мой. И делаем земной поклон. Стих 1: Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое. Припев: Заутра услыши глас мой…, и делаем земной поклон. Стих 2: Яко к Тебе помолюся, Господи. Припев: Заутра услыши глас мой…, и делаем земной поклон. Если вы хотите и можете приурочить воспоминание дня недели или памяти святого, то к нему добавляйте еще соответствующий тропарь (из Минеи, Октоиха или из Триоди). Слава: тропарь святаго или праздника. А так как песенная часть Часа оканчивается Богородичным, то на И ныне: Что Тя наречем, о Благодатная?/Небо, яко возсияла еси Солнце Правды./Рай, яко прозябла еси цвет нетления./Деву, яко пребыла еси нетленна./Чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога./Того моли спастися душам нашим. Этим Богородичным заканчивается песенная часть Часа.

http://azbyka.ru/video/86-bogosluzhenie-...

В арке западного портала написано «Успение», а в арках нижних окон - богородичные иконы, поддерживаемые ангелами. На откосах окон изображения князей-мучеников. Замковые арки девяти больших верхних окон впервые в Ярославле оформлены не полуфигурами, а сюжетными сценами. На южной стене написаны «Явление Неопалимой купины Моисею», «Недреманое око» и «Огненное восхождение пророка Илии», на северной - «Жертвоприношение Авраама», «Троица Ветхозаветная» и «Преполовение», на западной - «Что тя наречем благодатная», «Деисус», «Богородица Небесная дверь». Оригинален декор небольшого алтарного помещения. Его центральную конху занимает необычная в подобном месте композиция «София созда себе дом». В конхе жертвенника вместо традиционного Христа в потире, символизирующего таинство причастия, изображена Богоматерь, держащая киворий и потир с Христом. В своде жертвенника написана «Похвала Богоматери», в апсиде жертвенника архидиаконы, в апсиде центрального алтаря вселенские патриархи, на западной стене центрального алтаря «Тайная вечеря». В конхе диаконника, где находился придел царевича Димитрия Угличского, иллюстрирована церковная песнь «О тебе радуется», а в апсиде написаны преподобные. В своде и на западной стене написаны 15 сцен из жития Димитрия Угличского. Среди них интересна сцена перенесения мощей царевича из Углича в Москву. Процессию встречают в Московском кремле царь Василий Шуйский и патриарх Гермоген. На раскрытой реставраторами из-под густой побелки паперти находятся следующие сюжеты. В центре восточного свода - «Троица Новозаветная», в центре западного свода - «Достойно есть». На других участках сводов иллюстрированы новеллы из «Пролога», духовных сборников «Небо Новое» И. Галятовского и «Руно Орошенное» митрополита Димитрия Ростовского. На западной стене между окнами помещены шесть картин «Песни Песней». Оригинальность сюжетной программы, новая иконография, органичное размещение фресок в храмовом интерьере Благовещенской церкви свидетельствуют о том, что ярославская школа монументальной живописи к началу XVIII в. не утратила способности к творческому развитию.

http://sobory.ru/article/?object=00598

Цикланская, 15 Августа, в Карталинии, в Цикланском храме (икона современна святой Нине, IV века). Цывильская, см. Тихвинская. Целительница, Сентябрь 18, прославлена в конце XVIII в., в Москве, в Алексеевском женском монастыре. Ченстоховская, по преданию, писана святым Евангелистом Лукой; с Х в. в Руссой Галиции; это старорусская икона, которой овладели Латины в XIV в., с переходом Галиции под власть Польши; с 1382г. она в Ченстоховском Латинском монастыре, на Ясной горе (в Варшавской епархии); древняя копия с неё в Киевской Кирилловской церкви, весьма чтимая; позднейшая копия с 1813г. в СПб, в Казанском соборе; празднование Марта 6 и Августа 27 (Киевская Старина, 1882г., стр. 572); с 1873г. в Кирилло-Мефодиевской церкви Ченстохова; в Кременецком (Волынской епархии) Николаевском соборе; в Вознесенской церкви Острогожска, Воронежской епархии, в Хорошевском женском монастыре, Харьковской епархии, копия XVI в.; в слободе Сыроватке, Сумского, уезда, Харьковской епархии, древняя копия. Черниговская-Гефсиманская. прославилась 1869г., Сент. 1, в Гефсиманском скиту близ Троице-Сергиевой Лавры (Русский Паломник 1888, стр. 65; Воскресный День 1892, Черниговская-Ильинская см. Ильинская. Черногорская (Владимирская), явилась 13 Августа 1603г. на Чёрной горе, близ р. Пинеги; находится в Архангельской епархии, в Красногорском монастыре. Чирская Псковская, 1420г., Июля 16, перенесена из Чирской волости в Пскове; на одной стороне её изображена Богоматерь-Одигитрия, а на другой – святой Евангелист Лука и преподобный Феодосий Печерский . Численская, Октября 30 (Кормчий, 1896, Чистительная, очищающая и исцеляющая глазную болезнь; на о. Кипре, 9 Июля. Что Тя наречем? это правильное название иконы «Благодатное Небо». Чубковская (Смоленская), в деревне Чубковичах, Стародубского уезда. Чудесно изобразившаяся, см. Молдавская в Яссах. Чухломская, см. Галичская. Шестоковская, явилась в половине XVIII в., 6 Марта, в Москве, в доме секунд-майора Н. Д. Скрипицына, на шестке печи, отчего на правой руке Божьей Матери находится чёрное пятно, как бы от ожога; перенесена потом в имение г. Скрипицына, село Шелтомежи, Кашинского уезда, Тверской епархии, где помещена в церкви Воскресения Христова, в приделе её имени, в женской Шестоковской общине (Русский Паломник 1892,

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. ( Трижды с поклонами. ) Господи, помилуй. ( Трижды. ) Тропарь воскресный. Глас 6 Слава: Ангельския силы на гробе Твоем, и стрегущия омертвеша, и стояше Мария во гробе ищущи Пречистаго Тела Твоего. Пленил еси ад, не искусився от него; сретил еси Деву, даруяй живот. Воскресый из мертвых, Господи, слава Тебе. И ныне: Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце правды; рай, яко прозябла еси цвет нетления; Деву, яко пребыла еси нетленна; Чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога, Того моли спастися душам нашим. Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие. Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя. Лице Твое просвети на раба Твоего, и научи мя оправданием Твоим. Да исполнятся уста моя хваления Твоего, Господи, яко да воспою славу Твою, весь день великолепие Твое. Трисвятое. Пресвятая Троице: Отче наш: Кондак воскресный. Глас 6 Живоначальною дланию умершия от мрачных удолий Жизнодавец воскресив всех Христос Бог, воскресение подаде человеческому роду: есть бо всех Спаситель, Воскресение и Живот, и Бог всех. Господи, помилуй. ( 40 раз ). Молитва свт. Василия Великого Иже на всякое время, и на всякий час, на Небеси и на земли покланяемый и славимый, Христе Боже, долготерпеливе, многомилостиве, многоблагоутробне, Иже праведныя любяй, и грешныя милуяй, Иже вся зовый ко спасению обещания ради будущих благ, Сам, Господи, приими и наша в час сей молитвы, и исправи живот наш к заповедем Твоим, души наша освяти, телеса очисти, помышления исправи, мысли очисти, и избави нас от всякия скорби, зол и болезней, огради нас святыми Твоими Ангелы, да ополчением их соблюдаеми и наставляеми, достигнем в соединение веры и в разум неприступныя Твоея славы, яко благословен еси во веки веков, аминь. Господи, помилуй. ( Трижды. ) Слава, и ныне: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. ( Поклон. )

http://azbyka.ru/voskresnaya-sluzhba-dly...

Красочная яркость подчеркивает радость воскресения к новой, вечной, жизни, переход в Царство Небесное, у раскрытых врат которого свою Царицу встречает сонм Ангелов. На диаконских дверях изображены в богато украшенных одеяниях святые архидиакон Лаврентий и диакон Авив. Эти иконы, вероятно, также написаны Федором Малыгановым. Над праздничным рядом находится пророческий: на двух иконах изображены ветхозаветные пророки, предрекавшие приход в мир Спасителя. Обычно в центре этого чина располагается образ Богородицы «Знамение» как символ этих пророчеств о грядущем Воплощении. Но устроители храма поместили среди икон пророков «Нерукотворенный образ Господень» как доказательство реальности исполнения предвидений, свидетельство яви Спасительного Воплощения. Икона эта заметно отличается по исполнению от всех образов Успенского придела. Вероятно, написана она еще в конце XVIII века одновременно с образами главного иконостаса. Выше находится круглая икона с образом благословляющего Господа Саваофа в сиянии «славы», окруженного Херувимами и Серафимами. Венчает иконостас Успенского придела овальной формы небольшой образ «Распятие Господа». Южный придел храма освящен в честь праздника Сретения Господня. Его иконостас с небольшими вариациями повторяет форму и орнаментику Успенского иконостаса. Написаны образа невьянским иконописцем Иваном Прохоровичем Чернобровиным. По сторонам Царских врат находятся ростовые иконы Господа Вседержителя со сферой в руке и Богородицы «Благодатное Небо». Иногда ее называют «Что Тя наречем, о, Обрадованная». Пречистая Дева, стоящая на солнце в окружении звездного неба, с Богомладенцем на левой руке, в драгоценном одеянии, короне и со скипетром, предстает здесь как Владычица, Царица Небесная. К главным образам по сторонам непосредственно примыкают иконы московских святителей – митрополитов Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. Иконописец мастерски декорировал узорочьем облачения святых, применяя разнообразные технические приемы, мягко, в свободной манере написал лики.

http://sobory.ru/article/?object=01239

Не имея возможности указать в священном Писании, какое либо место, могущее ясно и определенно подтвердить истину новоизобретенного догмата, Пий IX в своем апостольском послании (стр. 13. 15. 16. 17) прибегает к догадке, что будто и святые Отцы основывали это учение на слове Божьем, когда, в богослужебных книгах восписывая похвалы Богоматери, приводили и применяли к лицу ее из ветхозаветных Писаний много таких мест и вещей, которые, по его мнению, содержали мысль именно ту, что Дева Мария в самом зачатии своем была непричастна греху первородному; так напр. ее называли: Ноевым ковчегом, Иаковлевою лествицею, неопалимою купиною, Соломоновым храмом, чистою голубицею, вечною премудростью, Евою еще девственную и не прельщенною, лилией между тернием, землею неповрежденной, из коей вышел новый Адам, раем невинности, древом неувядаемым, процветшим жезлом Аароновым и проч. В этих образных выражениях, говорит Пий IX, не иное что намекается, как учение о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии. Вывод, очевидно, произволен и неверен. Православная Церковь еще более прославляет Пресвятую Деву Марию. Молебные каноны Богородице, догматики, поемые по гласам на вечерне, акафистное пение, чтения, ирмосы, молитвы, и вообще вся служба в Богородичные праздники, содержащаяся в наших богослужебных книгах, наполнены подобными величественными изображениями для прославления той, которая сподобилась быть Матерью Господа. Дивясь этому неизглаголанному таинству, православная Церковь называет Богородицу от всех родов избранною, всех тварей небесных и земных высшею являющеюся, в родах родов богоблаженною, Херувимов святейшею и Серафимов честнейшую сущею. 5 Но во всех подобных похвалах Божьей Матери, во всех применениях ветхозаветных преобразований к лицу ее, делаемых как римскою, так и православною Церковью , есть ли хоть малейший намек на то, что дева Мария в самом зачатии своем чиста была от греха прародительского? Решительно нет. Все эти венцы соплетаются христианским миром для Царицы небесной единственно потому, что она была Матерью Сына Божия, что в ней победились естества уставы, что она – приснодевственная – соделалась Матерью безмужнею, что ради ее, как выражается православная Церковь 6 , бысть Господь силь с нами, что она преславным своим рождеством соединила Бога-Слово человеком, и отринувшееся естество человеческое совокупила небесным (мол. на вел. повеч). Что тя наречем, о, благодатная? Небо: яко возсияла еси Солнце правды. Рай : яко прозябла еси цветы нетленные. Деву: яко пребыла еси нетленна. Чистую Матерь: яко имела еси на святых твоих объятьях Сына, всех Бога (Богородич. на 1-м часе). Вот сокращение православного учения о Божьей Матери! Где же здесь догмат о непорочном ее зачатии? Б

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

В основе изображения лежит текст из Откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение, жена, облеченная в солнце, под ногами ее луна… И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным» (гл. 12). Композиция, вероятно, восходит к западноевропейским образцам. С XIV века образ Девы Марии с Младенцем на руках, стоящей на луне или полумесяце, окруженной сиянием, был широко известен на он встречается в религиозной живописи, скульптуре, миниатюре, витражах. С XVII столетия подобные иконы получили распространение на Руси. Изображение Богородицы с младенцем Христом на толмачевской иконе отличается особой торжественностью и строгостью. Богоматерь с Младенцем представлены с атрибутами царской власти, в драгоценных одеждах. Цветовая гамма сдержанная, строится на сочетании контрастных цветов – темный мафорий с золотыми звездами и ярко-малиновая нижняя риза Богородицы, охристый гиматий с золотистым ассистом Христа. Эти особенности связаны с толкованием образа. Важнейшую роль в понимании изображенного играет «Толкование на Апокалипсис святого Андрея архиепископа Кесарийского»: «Жена, облеченная в солнце, есть Церковь; и что для нас одежда, то для нее свет; и что для нас золото и блестящие драгоценные камни, то для нея звезды, – звезды лучшия и светлейшия. Она взошла на луну. Так как от луны зависит влажность в природе, то иносказательно здесь под луною разумею веру банею очищаемых и освобождаемых от тления. Она болит, перерождая душевных в духовных и видом и образом преобразуя их по подобию В Апокалипсисе сказано о том, что жена-церковь бежала в пустыню от дракона-дьявола, желавшего «пожрать ее младенца». В XVI столетии инок Филофей писал о том, что под пустыней здесь следует понимать Русь: « " И даны были жене крылья великого орла, чтобы убежала в пустыню, и тогда змей из всех своих уст источил воду, словно реку, чтобы в реке ее утопить " . Водой называют неверие; видишь, избранник Божий, как все христианские царства затоплены неверными, и только одного государя нашего царство одно благодатью Христовой Во второй половине XVII века образ «жены, облеченной в солнце» был соединен с образом Богородицы, молящейся за весь

http://pravicon.com/image-33106

И по греховной порче, наследованной от прародителей, и по личным произвольным грехам все мы неоплатные должники перед Богом. С грехом пополам даже добрые дела наши, если совершаются неохотно, скрепи сердце, без любви к Богу, с побуждениями нечистыми, если в одном отношении человек хорош, в другом нехорош. Так иной милостив и щедр, но предается нетрезвости и ведет развратную жизнь. Иной благочестив, богомолен, изнуряет себя подвигами поста, продолжительными молитвами в церкви и дома, но в тоже время питает вражду и ненависть к ближним. Вообще нет у нас совершенств без недостатков, которыми умаляется значение совершенств, так что при существовании этих недостатков теряют всякую цену добрые дела. Самодовольный грешник близок к погибели. От сей погибели он может спастись только покаянием и смиренным сознанием своей виновности и безответное га перед Богом в соединении с ревностью к угождению Богу делами самоотвержения и горячностью в исполнении заповедей Господних. Горе тем, которые не имеют этой горячности, которые ни горячи, ни студены, а только тепловаты: Господь грозит извергнуть их из уст Своих. Похвальные церковные наименования Богоматери Поучение в день Благовещения, 25 марта Что тя наречем, о Благодатная? Небо, яко воссияла ecu Солнце правдырай, яко прозябла ecu цвет нетления; Деву, яко пребыла ecu нетленна; чистую Матерь, яко имела ecu на святых твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим (Тропарь службы 1-го часа). Святая Церковь научает нас прославлять Пресвятую Богородицу не только в праздники, каков, например, совершаемый сегодня праздник Благовещения, но и в будничные дни многочисленными песнопениями, в честь Ее составленными. В сих песнопениях Она нередко называется многоименитою на том основании, что ей усвоены многие похвальные имена, соответствующие Ее славе и достоинствам. Так, например, Она называется именами священных предметов, прообразовавших Ее в ветхом завете, например: Лествицею, юже Иаков виде; купиною неопалимою, виденною Моисеем; сосудом манны, хранившимся при ковчеге завета; очистилищем над кивотом завета; камнем, источившим обильную воду в пустыни и напоившим жаждущих евреев и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010