Обыкновенно ни кому из учителей и в, голову не приходило разъяснить ученикам, что распевное чтение достойно изучения. Если же где (в духовных школах) и учили церковному чтению, то на манер чтенья светского. Так, в одном духовном училище следующим образом учили читать молитву: «Что Тя наречем, о благодатная» «Что» – ударенье и повышение голоса; «Тя наречем» – ровное, пониженное чтение: «о» – ударение и повышение голоса; «благодатная» – опять понижение голоса с вопросным оттенком и паузой; «небо» – сильное повышение голоса с вопросным оттенком и краткой паузой; «яко возсияла еси солнце правды» – ровное, разговорное чтение, имеющее характер ответа, на слово «небо»; остальные слова молитвы подобным же образом. Следствием указанного отношения к церковному чтенью в школах, было то, что псаломщики, вышедшие из таких школ, хотя бы и знали настоящее церковное чтение, стыдились его, будучи «дьячками» боялись названия «дьячка» и употребляли в церкви не иное, как речитативно-разговорное чтение. В органах духовной печати за последнее время приводится образец, того безобразия, до которого доходило иногда речитативно-разговорное чтение в церкви. С помощью грамматических и музыкальных знаков, чтение многих о. о. диаконов и псаломщиков петербургских изображают следующим образом на словах: «Господи, уста мои отверзаеши и уста моя возвестят хвалу твою. Господи!!! пауза, над слогом «Гос» forte, а над «поди» piano; «уста» – на последнем слоге fortissimo и значительное повышение тона и piano; слова «и уста моя возвестят, хвалу Твою» произносятся скороговоркой и с соблюдением diminuendo (постепенно затихая), и слово «Твою» едва слышно. После продолжительной паузы повторение приведённых слов произносится с еще большим отенением поставленных знаков. 1 Как невнятное и торопливое, так, и проникнутое светским характером церковное чтение обратило на себя особенное внимание наших архипастырей. Так, Киевский собор архипастырей, принимая во внимание великое значение православного богослужения в деле нравственно-воспитательного влияния его на духовную паству христиан, между прочим, требует от священно–церковно–служителей, чтобы все церковные службы и требы совершаемые были без извращения церковного чина и в установленные для каждой местности времена, применительно к церковному уставу, благоговейно и благообразно , а особенно, чтобы церковное пение и чтение было внятно и не спешно (10 пунк.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Господи, помилуй. ( Трижды.)   Слава: тропарь праздника или святаго .   И ныне: Богородичен: Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце правды; рай, яко прозябла еси цвет нетления; Деву, яко пребыла еси нетленна; чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога, Того моли спастися душам нашим.   [Если Великий пост, то вместо тропаря святого читаем: Тропарь часа, глас 6-й Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой. Стих 1: Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое. Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой. Стих 2: Яко к Тебе помолюся, Господи. Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой. Слава, и ныне: Богородичен: Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце правды; рай, яко прозябла еси цвет нетления; Деву, яко пребыла еси нетленна; чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога, Того моли спастися душам нашим.]   Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие. Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя. Лице Твое просвети на раба Твоего, и научи мя оправданием Твоим. Да исполнятся уста моя хваления Твоего, Господи, яко да воспою славу Твою, весь день великолепие Твое.   Трисвятое. Пресвятая Троице: Отче наш: Кондак праздника или святаго.     [Если Великий пост, читаем вместо кондака святого Богородичен:   В понедельник, вторник и четверг: Преславную Божию Матерь, и святых Ангел Святейшую, немолчно воспоем сердцем и усты, Богородицу Сию исповедающе, яко воистинну рождшую Бога воплощенна, и молящуюся непрестанно о душах наших. В среду и пятницу: Скоро предвари, прежде даже не поработимся врагом хулящим Тя, и претящим нам, Христе Боже наш, погуби Крестом Твоим борющия нас, да уразумеют, како может православных вера, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче. В субботу: Яко начатки естества, Насадителю твари, вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики. Тех молитвами в мире глубоце Церковь Твою, жительство Твое, Богородицею соблюди, Многомилостиве.]

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1730...

Господи, помилуй. (Трижды.) Слава: тропарь праздника или святаго. И ныне: Богородичен: Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце правды; рай, яко прозябла еси цвет нетления; Деву, яко пребыла еси нетленна; чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога, Того моли спастися душам нашим. [Если Великий пост, то вместо тропаря святого читаем: Тропарь часа, глас 6-й Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой. Стих 1: Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое. Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой. Стих 2: Яко к Тебе помолюся, Господи. Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой. Слава, и ныне: Богородичен: Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце правды; рай, яко прозябла еси цвет нетления; Деву, яко пребыла еси нетленна; чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога, Того моли спастися душам нашим.] Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие. Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя. Лице Твое просвети на раба Твоего, и научи мя оправданием Твоим. Да исполнятся уста моя хваления Твоего, Господи, яко да воспою славу Твою, весь день великолепие Твое. Трисвятое. Пресвятая Троице: Отче наш: Кондак праздника или святаго. [Если Великий пост, читаем вместо кондака святого Богородичен: В понедельник, вторник и четверг: Преславную Божию Матерь, и святых Ангел Святейшую, немолчно воспоем сердцем и усты, Богородицу Сию исповедающе, яко воистинну рождшую Бога воплощенна, и молящуюся непрестанно о душах наших. В среду и пятницу: Скоро предвари, прежде даже не поработимся врагом хулящим Тя, и претящим нам, Христе Боже наш, погуби Крестом Твоим борющия нас, да уразумеют, како может православных вера, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче. В субботу: Яко начатки естества, Насадителю твари, вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики. Тех молитвами в мире глубоце Церковь Твою, жительство Твое, Богородицею соблюди, Многомилостиве.]

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1730...

Псалом 100: Милость и суд воспою Тебе, Господи. Пою и разумею в пути непорочне, когда приидеши ко мне? Прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего. Не предлагах пред очима моима вещь законопреступную: творящыя преступление возненавидех. Не прильпе мне сердце строптиво, уклоняющагося от мене лукаваго не познах. Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях: гордым оком, и несытым сердцем, с сим не ядях. Очи мои на верныя земли, посаждати я со мною: ходяй по пути непорочну, сей ми служаше. Не живяше посреде дому моего творяй гордыню, глаголяй неправедная, не исправляше пред очима моима. Во утрия избивах вся грешныя земли, еже потребити от града Господня вся делающыя беззаконие. Слава: и Ныне: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды) Господи, помилуй. (Трижды) Слава: Тропарь праздника И ныне: Богородичен: Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды. Рай, яко прозябла еси цвет нетления. Деву, яко пребыла еси нетленна. Чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим. [Если Великий Пост тропарь, глас 6, ихами (Пс 5: 4А, 2, 3Б) и 3 земных поклона: Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой. Стих 1: Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое. Стих 2: Яко к Тебе помолюся, Господи. Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой. (Поклон) Слава: и Ныне: Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды. Рай, яко прозябла еси цвет нетления. Деву, яко пребыла еси нетленна. Чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим.] Стопы моя направи по словеси Твоему и да не обладает мною всякое беззаконие. Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя. Лице Твое просвети на раба Твоего и научи мя оправданием Твоим. Да исполнятся уста моя хваления Твоего, Господи, яко да воспою славу Твою, весь день великолепие Твое. Трисвятое Слава: и Ныне: Пресвятая Троице... Господи помилуй (3 раза) Слава: и Ныне:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2215...

Псалом 100: Милость и суд воспою Тебе, Господи. Пою и разумею в пути непорочне, когда приидеши ко мне? Прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего. Не предлагах пред очима моима вещь законопреступную: творящыя преступление возненавидех. Не прильпе мне сердце строптиво, уклоняющагося от мене лукаваго не познах. Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях: гордым оком, и несытым сердцем, с сим не ядях. Очи мои на верныя земли, посаждати я со мною: ходяй по пути непорочну, сей ми служаше. Не живяше посреде дому моего творяй гордыню, глаголяй неправедная, не исправляше пред очима моима. Во утрия избивах вся грешныя земли, еже потребити от града Господня вся делающыя беззаконие. Слава: и Ныне: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды) Господи, помилуй. (Трижды) Слава: Тропарь праздника И ныне: Богородичен: Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды. Рай, яко прозябла еси цвет нетления. Деву, яко пребыла еси нетленна. Чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим. [ Если Великий Пост – тропарь, глас 6, ихами (Пс 5: 4А, 2, 3Б) и 3 земных поклона: З аутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой. Стих 1 : Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое. Стих 2: Яко к Тебе помолюся, Господи. З аутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой. (Поклон) Слава: и Ныне: Ч то Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды. Рай, яко прозябла еси цвет нетления. Деву, яко пребыла еси нетленна. Чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим.] Стопы моя направи по словеси Твоему и да не обладает мною всякое беззаконие. Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя. Лице Твое просвети на раба Твоего и научи мя оправданием Твоим. Да исполнятся уста моя хваления Твоего, Господи, яко да воспою славу Твою, весь день великолепие Твое. Трисвятое Слава: и Ныне: Пресвятая Троице... Господи помилуй (3 раза) Слава: и Ныне:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

2) Образ Пресвятой Богородицы «Что тя наречем», размера, одинакового со Спасителевым, т. е. вышины 1 аршин 11 1 / 2 , вершков, ширины 1 аршин. Богоматерь изображена во весь рост, с Предвечным Младенцем на левой руке; в правой, покоящейся на персях, держит сложенный плат: у Спасителя в руке Евангелие. По обеим сторонам, против плеч – тропарь: «Что тя наречем, о Благодатная; небо, яко возсияла еси солнце правды: рай, яко прозябла еси цвет нетления: деву, яко пребыла еси нетленна: чистую матерь, яко имела еси на святых твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим». Вокруг всего изображения, вероятно, по точному смыслу слов тропаря: «яко возсияла еси солнце правды», было прежде золотое сияние, которое при обновлении, равно, как и прежнее белое поле, закрашены. Лик и одежда поновлены не были, и прежние краски на них сохранились еще весьма хорошо. Ныне образ сей помещен на левом столбе у входа в собор с красных дверей. На обе сии иконы в 1859 году сделаны медные позлащенные оклады, чеканной работы. 3) Образ преподобного Пафнутия Боровского чудотворца. Вышина 1 аршин 11 1 / 2 , вершков, ширина 14 1 / 2 вершков. Преподобный изображен во весь рост, в мантии и епитрахили; правая рука, благословляющая, в левой – хартия с словами: «Не скорбите убо братия, и не стужайте си. Бог , создавый нас, Той рабов своих утешит, и от всякия скорби избавит». На образе – риза медная, позлащенная. Ныне образ сей находится в Введенском храме, против настоятельского места 42 . 4) Образ Введения Пресвятой Богородицы, вышиной 2 арш., шириной 1 аршин 4 вершка; писан по белому полю красками с золотом. На главе Приснодевы венчик серебряный позлащенный с короною, работы современной иконе, весом 17 золотников. Икона сия поновлена не была и потому, более прочих свидетельствует об искусстве иконописца, писавшего ее. Ныне, она находится в трапезе. Из прочих икон, упоминаемых по старинным описям и доселе сохранившихся, замечателен. 5) Образ Владимирской Божией Матери, штилистовый, московского иконного письма; на оном риза и убрус низаны по голубой фольге, мелким жемчугом, цветами; вверху на венце вставлен сердолик в серебряной оправе; на убрусе и ризе вставлены две звездочки и восемнадцать белых простых камешков. Венец, поля и свет покрыты окладом серебряным, позлащенным, весом 1 фунт 13 золотников. Икона эта ныне помещена над жертвенником в главном Введенском храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Бахчисарайская, половина 15 века, 15 Августа, в Бахчисарайском Успенском скиту (Панагия), в пещерном храме. Белеградская, в Константинополе, близ врат Селиврийских, в церкви Пресвятой Богородицы. Белзская – ныне Ченстоховская. Бердичевская, (подобная Почаевской). По преданию явилась православному казаку Тышку, в хуторе его, ныне Бердичеве, и помещена была сначала в часовне, потом в церкви святого Архангела Михаила, построенной им же. Потом он начал было великолепный храм в честь Богоматери, но за смертью не окончил; брат его, ополяченный Тышкевич, сделал храм костёлом, поляки подожгли церковь православную и во время пожара похитили икону Богоматери и поставили её в монастыре кармелитов, потом обращённом в костёл, где она находится и доныне. Величественный образ Богоматери в золотой ризе, с драгоценными камнями, украшенный ещё венцом и короной с бриллиантами, присланными в дар от папы Пия IX. Икона стоит высоко, на горнем месте главного алтаря (Киевские Епархиальные Ведомости 1869, стр. 702). Бетлемская, см. Вифлеемская Благовещение, самоизобразившаяся, прославлена в XVI веке в Москве, в Успенском соборе. В церкви Благовещения, что на Житном дворе, в Московском Кремле. Празднование 25 Марта. См. Тиносская Благодатное Небо, в Московском Архангельском соборе. Богородица в рост, с Младенцем на левой руке. Подаренная Витивтом дочери своей Софии, вышедшей замуж за великого князя. Икону эту иные неправильно называют «Что Тя наречем». Празднование 6 Марта. Благоуханный цвет, в Воронеже, в Покровском женском монастыре. 15 Ноября. Блаженное чрево, см. Барловская Боголюбская, 1157, Марта 25 и 1771г., в монастыре Боголюбов, Владимирской епархии; крестный ход из монастыря во Владимире 21 Мая, оттуда возвращение в монастырь 16 Июня. Боголюбская – в Москве у Варварских ворот, прославилась во время моровой язвы, 1771г. (Русский Паломник 1889, стр. 437); в Угличе, Ярославской епархии, в церкви святого Димитрия Царевича, с 1654г; в селе Зимаров, Рязанской епахии, 1771 и 1848; в Козлове, Тамбовской епархии, с 1778, в новом Боголюбском соборе,– крестный ход 29 Октября, в память избавления от моровой язвы; в Усмане Тамбовской епархии, в соборной церкви с 1831г. Празднование 25 Марта и 18 Июня.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

Милость и суд воспою Тебе, Господи. Пою и разумею в пути непорочне, когда приидеши ко мне? Соблюдайте знаки препинания. В славянском языке точка с запятой означает вопросительный знак. Прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего. Не предлагах пред очима моима вещь законопреступную: творящыя преступление возненавидех. Не прильпе мне сердце строптиво, уклоняющагося от Мене лукаваго не познах… И так, до слов: Во утрия избивах вся грешныя земли, еже потребити от града Господня вся делающыя беззаконие. Смотрите, последняя строчка этогопсалма прямо указывает на время его чтения. Понятно, что под грешниками земли, которых необходимо избивать с раннего утра, дабы истребить их из града Господня, должно разуметь личные грехи и дела, нарушающие Закон Божий, от которых мы ежедневно очищаем свою домашнюю Церковь. Заканчивается псалмопение славословием — Слава, и ныне: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже. Трижды. Господи, помилуй, трижды. Если вы, присоединяя 1 Час к утренним молитвам, опускаете при этом псалмы, то можете начинать сразу со стиха «Часа», который с другими дополнительными стихами обязательно должен петься в будние и непраздничные дни. Петь его можно так же как и псалом, делая акценты в зависимости от настроения: Заутра услыши глас мой,/Царю мой и Боже мой. И делаем земной поклон. Стих 1: Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое. Припев: Заутра услыши глас мой…, и делаем земной поклон. Стих 2: Яко к Тебе помолюся, Господи. Припев: Заутра услыши глас мой…, и делаем земной поклон. Если вы хотите и можете приурочить воспоминание дня недели или памяти святого, то к нему добавляйте еще соответствующий тропарь (из Минеи, Октоиха или из Триоди). Слава: тропарь святаго или праздника. А так как песенная часть Часа оканчивается Богородичным, то на И ныне: Что Тя наречем, о Благодатная?/Небо, яко возсияла еси Солнце Правды./Рай, яко прозябла еси цвет нетления./Деву, яко пребыла еси нетленна./Чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога./Того моли спастися душам нашим. Этим Богородичным заканчивается песенная часть Часа.

http://azbyka.ru/video/86-bogosluzhenie-...

Псалом 100 Милость и суд воспою Тебе, Господи, пою и разумею в пути непорочне; когда приидеши ко мне, прехождах в незлобии сердца моего, посреде дому моего. Не предлагах пред очима моима вещь законопреступную, творящия преступление возненавидех. Не прильпе мне сердце строптиво, уклоняющагося от Мене лукаваго не познах; оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях; гордым оком и несытым сердцем, с сим не ядях. Очи мои на верныя земли, посаждати я со мною; ходяй по пути непорочну, сей ми служаше. Не живяше посреде дому моего творяй гордыню; глаголяй неправедная, не исправляше пред очима моима. Во утрия избивах вся грешныя земли, еже потребити от града Господня вся делающия беззаконие. [«Милость и суд Твои, Господи, сделаю предметом песни, буду петь и разуметь, свершая путь жизни непорочно. Когда Ты придёшь ко мне? Ходил в чистоте моего сердца посреди дома моего. Не полагал пред очами моими вещи беззаконной; творящих преступление я ненавидел. Не соединялось со мной сердце развращённое. На уходящего от меня лукавого человека я не обращал внимания. Тайно клевещущего на ближнего своего изгонял; с человеком, имеющим гордые очи и ненасытное к стяжанию сердце, я даже не ел. Глаза мои обращены на верных земли, чтобы они пребывали при мне; кто ходит путём непорочности, тот служит мне. Не жил в доме моем поступающий гордо; говоривший неправедно не совершал того, что хотел пред глазами моими. С раннего утра истреблял всех грешников земли, чтобы искоренить из города Господня всех делающих беззаконие».] Слава, и ныне. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды.) Господи, помилуй. (Трижды.) Во вторник, среду и четверг святой Четыредесятницы читается кафизма Псалтири. Слава: в субботу и воскресенье тропарь дня. И ныне: Богородичен Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце правды; рай, яко прозябла еси цвет нетления; Деву, яко пребыла еси нетленна; чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога, Того моли спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое. Аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю. Едино просих от Господа, то взыщу, еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его. Яко скры мя в селении Своем в день зол моих, покры мя в тайне селения Своего, на камень вознесе мя. И ныне се, вознесе главу мою на враги моя, обыдох и пожрох в селении Его жертву хваления и воскликновения: пою и воспою Господеви. Услыши, Господи, глас мой, имже воззвах, помилуй мя и услыши мя. Тебе рече сердце мое: Господа взыщу, взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу. Не отврати лица Твоего от мене и не уклонися гневом от раба Твоего: помощник мой буди, не отрини мене и не остави мене, Боже, Спасителю мой. Яко отец мой и мати моя остависта мя: Господь же восприят мя. Законоположи ми, Господи, в пути Твоем, и настави мя на стезю правую враг моих ради. Не предаждь мене в души стужающих ми: яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе. Верую видети благая Господня на земли живых. Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа. Слава, и ныне, Аллилуиа, трижды. Господи помилуй, трижды. Слава, тропарь, глас 4: Возвращашеся иногда Иордан река милотию Елиссеевою вознесшуся Илии, и разделяхуся воды сюду и сюду, и бысть ему сух путь иже мокрый, во образ воистинну крещения, имже мы текущее жития преходим шествие: Христос явися во Иордане, освятити воды. И ныне, Богородичен: Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце правды. Рай, яко прозябла еси Цвет нетления. Деву, яко пребыла еси нетленна: Чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим. Таже тропари сия поем по дважды, глас 8. [Творение Софрониа патриарха Иерусалимскаго.] Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан, и своих вод возвращает струи, Владыку зря крещаема. И вторый лик тойже тропарь, без припева. И паки первый лик припев: Сего ради помянух Тя от земли Иордански и Ермониимски.

http://pravmir.ru/kreshhenskij-sochelnik...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010