Павел, отталкиваясь от этих строк, делает своеобразный перифраз. И смысл слов его, согласно церковным толкователям, следующий. Как древнему Израилю не нужно было дожидаться какого-нибудь вестника с неба, где обитает Бог, или посылать за море, чтобы узнать волю Божию – ибо Бог уже изрек Свою волю в законе – так и ныне воля Божия явлена во Христе. Спрашивающий сегодня «Кто взойдет на небо?» этим самым «сводит с неба Христа», т. е. полагает, что Мессия еще не явился. А спрашивающий «Кто сойдет в бездну?» тоже неразумен, ибо Христос уже был в бездне (в преисподней) и вышел из нее. Христос уже пришел, умер и воскрес, и в Нем почивает благоволение Отца. Через Иисуса мы узнаем волю Божию и получаем благодатные силы жить по ней. Никуда не нужно ходить, чтоб обрести все это, ибо: «Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем». Если принял Евангелие сердцем, ты уже обладатель самого великого сокровища. Итак, вывод из апостольских слов: веруй в Иисуса Христа сердцем, исповедуй Его устами – и спасешься. Есть еще и такой оттенок понимания: не допытывайся, как именно произошло воплощение, смерть и воскресение Иисуса Христа. «Кто взойдет на небо?» или «кто сойдет в бездну?» – т. е. кто из людей до конца поймет домостроительство нашего спасения? Тайна сия велика, поэтому просто веруй, как дитя, отбросив всякие сомнения. Возможен и такой смысл: исторически Моисей говорил о законе, но апостол связывает его слова со Христом, идя от обратного: закон не был ни на небе, ни в преисподней, а Христос был. Человеку, имеющему в сердце Христа, закон уже не нужен, ибо Он есть Альфа и Омега, начало и конец; Он владычествует и на небе, и в преисподней. Попутно отметим, что Павел удостоверяет нас в Божественном вездесущии Христа. Для Богочеловека нет ничего неподвластного и закрытого. Пожалуй, самым важным для нас в практическом отношении является окончание мысли апостола: «Если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению». Кажется, эти слова более понятны, чем предыдущие, и в объяснении не нуждаются. Но точно ли мы понимаем, чего требует здесь от нас апостол Павел?

http://pravoslavie.ru/105049.html

Полагаем возможным согласиться с этим мнением. Не видим возможности и понимать это место иначе, так как Илия пророк стоит на великой высоте не только в Ветхом Завете, но и в Новом, сравненный с Моисеем на горе Фавор в день Преображения Господня. Елисею же не дано было воспарить до такой духовной высоты, а между тем очевидно, что он просимое им у Илии получил, так как он увидел телесными очами, как пророк Илия взят на небо (Ср. 4 Ц. II, 9 – 10 и 12). В том смысле, как мы понимаем вышеприведенный текст, просьба Елисея не могла назваться нескромной, но и она не вдруг удовлетворяется пророком Илиею, который указывает Елисею, что ее исполнение будет зависеть от того духовного состояния, в котором находится Елисей, и которое известно одному Богу, ведающему сердца. Он предупреждает еще Елисея, что он просит трудного: так велик, но и так страшен пророческий дар, требующий от человека великой чистоты, великих трудов и подвигов, чтобы быть достойным этого священного состояния, в котором человек подымается до состояния ангельского. И вот, во время этого разговора Илии с его учеником (ст. 11), внезапно совершается великое чудо. Мы знаем ( Быm. V, 24 ), что Енох был взят на небо, но не знаем, как это совершилось: «и ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его». Из этих слов мы можем только заключить, говоря словами митрополита Филарета (Зап. на кн. Бытия, стр. 172), что «в Енохе, по достижении внутреннего человека его в предопределенную меру благодатного возраста, смертное поглощено было жизнью ( 2Kop. V, 4 ) некоторым благороднейшим образом, нежели тот, который мы называем смертью телесною». И об Моисее мы не знаем, как совершился таинственный переход от жизни земной к жизни вечной; во Bmop. XXXIV сказано только, что на горе Нево, на вершине Фасги, что против Иерихона, Господь показал ему всю землю, назначенную в удел Израилю, «и умер там Моисей, раб Господень,... и погребен на долине... и никто не знает места погребения его, даже до сего дня» (ст. 1–6). Мы еще имеем таинственное указание в ст. 9 послания Иуды, из которого можно заключить, что тело Моисея, которое погребено «на долине» по Второзаконию, погребено Ангелами, причем Архангелу Михаилу поручено было блюсти это тело, дабы оно не сделалось предметом поклонения среди народа 882 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой день по смерти душа в третий раз возносится к Престолу Божию. Теперь решается ее участь – ей назначается определенное место, которого она удостоилась по делам своим. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими испрашивается прощение грехов и водворение души умершего в раю со святыми. В эти дни Церковь совершает панихиды и литии. Поминовение умершего в 3й день после его смерти Церковь совершает в честь тридневного Воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы. Поминовение в 9й день совершается в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему ходатайствуют о помиловании преставившегося. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и Предании Церкви как время, необходимое для приготовления, принятия особого Божественного дара, для получения благодатной помощи Отца Небесного. Так, пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали Закона лишь по прошествии сорокадневного поста. Пророк Илия достиг горы Хорив через сорок дней. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия по пустыне. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо в сороковой день по Воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение усопших в 40й день по их смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведниками. Во все эти дни очень важно заказывать поминание усопшего в Церкви, подавая записки для поминовения на Литургии и панихиде. 9.4. Какая душа не проходит мытарств после смерти? – Из Священного Предания известно, что даже Божия Матерь, получив извещение от архангела Гавриила о приближающемся часе Ее переселения на небо, повергшись пред Господом, со смирением умоляла Его, чтобы, в час исхода Ее души, не видать Ей князя тьмы и адских страшилищ, но чтобы Сам Господь принял душу Ее в Свои Божественные объятия. Тем более грешному роду человеческому полезнее думать не о том, кто не проходит мытарств, а о том, как их пройти, и все делать для очищения совести, исправления жизни по заповедям Божиим. «Сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» ( Еккл. 12:13–14 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

Праведен Господь, и правды возлюби, правоты виде лице Его ( Пс.10:7 ). Господь праведен, – любит правду; лицо Его видит праведника 45 . д) Бог – всемогущ, то есть Он без всякого затруднения и препятствий может сделать все, что угодно Его святой воле, для Него нет ничего невозможного. Благовествуя Пресвятой Деве Марии тайну воплощения Сына Божия, архангел сказал ей: Не изнеможет у Бога всяк глагол ( Лк.1:37 ). У Бога не останется бессильным никакое слово. О всемогуществе Божием, проявившемся в сотворении мира единым словом из ничего, Псалмопевец говорит: Той рече, и быша: Той повеле, и создашася ( Пс.32:9 ). Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось. е) Бог – вездесущ: наполняя Собою все, Он везде находится. Давид так изображает вездесущие Божие: Камо пойду от Духа Твоего? и от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо еси: аще сниду во ад, тамо еси. Аще возму криле мои рано, и вселюся в последних моря, и там бо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя. И рех: еда тьма поперет мя? и нощь просвещение в сладости моей. Яко тьма не помрачится от Тебе, и нощь яко день просветится: яко тьма ея, тако и свет ея ( Пс.138:7–12 ). Куда пойду от духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо (то есть поднимусь ли насколько возможно выше), – Ты там, сойду ли в преисподнюю (то есть спущусь ли насколько возможно ниже, даже в глубины местоприбывания мертвых), – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря (то есть перенесусь ли с быстротой зари на самый дальний край вселенной), – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница (правая рука) Твоя. Скажу ли: может быть тьма сокроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет. Впрочем, хотя Бог – везде, но особенно присутствует Он на небе и в храмах. На небесах есть особенное присутствие Его, в вечной славе являемое блаженным духам; в храмах также Бог присутствует особенным образом – благодатно и таинственно, это присутствие Божие благоговейно познают и ощущают верующие, и оно проявляется иногда в особенных чудесных действиях. Поэтому и говорят, что Бог находится на небесах или в храме.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Придите, поклонимся: (3) И три поклона, и псалмы: Псалом 120 Возвёл я очи мои к горам, откуда придёт помощь моя. Помощь моя – от Господа, сотворившего небо и землю. Не давай поколебаться ноге твоей, и да не дремлет Хранящий тебя. Вот, не задремлет и не уснёт Хранящий Израиля. Господь сохранит тебя, Господь – твой покров на правую руку твою: днём солнце не сожжёт тебя, ни луна ночью. Господь сохранит тебя от всякого зла, сохранит душу твою Господь, Господь сохранит вход твой и выход твой отныне и до века. Псалом 133 Вот, благословляйте ныне Господа, все рабы Господни, стоящие во храме Господнем, во дворах дома Бога нашего. По ночам возносите руки ваши ко святыням и благословляйте Господа. Да благословит тебя Господь с Сиона, Сотворивший небо и землю. Слава, и ныне: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твое есть Царство: Чтец: Аминь. Тропари, глас 2 Помяни, Господи, как Благой, рабов Твоих/и всё, в чем они в жизни согрешили, прости:/ибо никто не безгрешен, кроме Тебя./Ты можешь и преставившимся дать покой. Глубочайшей мудростью человеколюбиво всем управляющий/и полезное всем подающий,/Единый Создатель, упокой, Господи, души рабов Твоих,/ибо на Тебя они надежду возложили,/Творца, и Промыслителя, и Бога нашего. Слава: Со святыми упокой,/Христе, души рабов Твоих,/там, где нет ни боли, ни скорби, ни стенания,/но жизнь бесконечная. И ныне: Блаженною именуем Тебя/мы, все роды, Богородица Дева,/ибо беспредельный Бог наш, Христос,/в Тебе вместиться благоволил./Блаженны и мы, имея в Тебе защиту,/ибо Ты день и ночь ходатайствуешь о нас,/и скипетры царства Твоими мольбами укрепляются./Потому, воспевая, взываем Тебе:/«Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!» 4 Господи, помилуй. (12) И молитва: Помяни, Господи, отцов и братьев наших, усопших с надеждою на воскресение и жизнь вечную, и всех во благочестии и вере скончавшихся, и прости им всякое согрешение, как вольное, так и невольное, словом или делом или помышлением совершенное ими. И всели их в места светлые, в места отрадные, в места покоя, откуда отошли всякая мука, скорбь и стенание, где светлый взор лица Твоего веселит всех от века святых Твоих. Даруй им и нам Царство Твоё, и причастие неизреченных и вечных Твоих благ, и Твоей бесконечной и блаженной жизни наслаждение. Ибо Ты – жизнь, и воскресение, и покой усопших рабов Твоих, Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем со безначальным Твоим Отцом и всесвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

...Придя в Церковь ... встань сзади, в скромном углу или за столпом... устреми око ума к сердцу, а телесное око к земле и помолись Богу в сокрушении духа ( 109, 180 ). Церковные молитвословия содержат в себе пространное христианское догматическое и нравственное богословие; всегда посещающий церковь и тщательно внимающий ее чтению и песнопению может отчетливо изучить все нужное для православного христианина на поприще веры. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 109, 181–182 ). Отцы рассказывали об авве Маркелле Фиваидском, со слов ученика его, что, намереваясь идти в воскресенье к службе, он приуготовлял себя и часть Писания выучивал наизусть. А всю службу стоял со слезами. Он говорил, что, когда совершается служба, он видит всю церковь как бы огненной, а когда служба кончается, угасает и огонь. Древний Патерик ( 72, 404–405 ). «Всевышний не в рукотворенных храмах живет» ( Деян. 7, 48 ) Возвратимся к словам святого Стефана. «Соломон же построил Ему дом», – сказал он и тотчас добавил: «Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет» ( Деян. 7, 47–48 ). Какой внезапный оборот мыслей! Что говоришь, проповедник Божий? Как мы можем понять тебя или как согласовать тебя с самим тобою? Если Всевышний не живет в рукотворенных храмах, зачем же созидал Ему рукотворенный храм Соломон, зачем желал этого Давид, зачем благодать вдохнула Давиду это желание, зачем Сам Вышний назначил Соломона для исполнения его? Правда, и Соломон – создатель храма с неким недоумением говорит к Богу: «Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил» ( 3Цар. 8, 27 ). Почему просил он не обитания Божия во храме, но благодатного призрения на храм: «Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь» ( 3Цар. 8, 29 ). Но не больше ли того, на что дерзала смиренная молитва, даровал Бог, когда «слава Господня наполнила храм» ( 3Цар. 8, 11 ) и когда Бог изрек о нем это обетование: «...будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» ( 3Цар. 9 , З)? Там ли не живет Бог, где сердце Его во все дни?

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

«Приидите поклонимся…»(с поклонами). 120 псалом: «Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю. Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя. Не дремлет и не спит хранящий Израиля. Господь–хранитель твой; Господь–сень твоя с правой руки Твоей. Днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью. Господь сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою Господь. Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое от ныне и во век» 133 псалом: «Благословите ныне Господа, все рабы Господни, стоящие в доме Господнем, во дворах дома Бога нашего, во время ночи. Прострите руки ваши к святилищу и благословите Господа. Благословит тебя Господь с Сиона, сотворивший небо и землю». Слава и ныне. «Трисвятое»(с поклонами) по «Отче наш…». Тропари, гл. 2: 1. «Вспомни, Господи, как Благий, Твоих рабов и прости все, чем согрешили в жизни, ибо нет никого безгрешного, кроме Тебя, Могущего даровать и умершим успокоение». 2. «С глубочайшей мудростью по человеколюбию все устрояющий и всем полезное подающий. Единый Создатель, упокой, Господи, души рабов Твоих, возложивших надежду на Тебя, Творца и Промыслителя и Бога нашего». Слава, кондак: «Со святыми упокой, Христе, души рабов Твоих там, где нет ни болезней, ни печалей, ни душевных страданий, но жизнь бесконечная». И ныне. (Богородичен): «Прославляем Тебя, все роды, Богородица Дева, ибо в Тебя благоволил вместиться невместимый Христос Бог наш; блаженны мы, живущие и имеющие Тебя Ходатайницей, ибо Ты день и ночь молишься за нас и Твоими молитвами утверждаются силы царств. Поэтому, воспевая, восклицаем Тебе: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». «Господи, помилуй»(12 раз). Молитва: «Вспомни, Господи, умерших с надеждою» на воскресение и жизнь вечную отцев и братьев наших и всех скончавшихся в вере и благочестии, прости мм всякое согрешение, вольное и невольное, совершенное ими словом или делом или помышлением. Всели их: в места света, блаженства, покоя, где нет болезней, печалей и душевных страданий, но где сияет светлица Твоего и радует от вечности всех Твоих Святых; даруя им и нам царство Твое и участие в наслаждении Твоими неиз " яснимыми и вечными благами, и Твоей бесконечной блаженной жизнью. Ибо Ты жизнь, воскресение и покой скончавшихся рабов Твоих, Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем с Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым, Благим и Дающим жизнь Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=781...

Скачать epub pdf Вознесение Господне Господь, перед тем как Ему вознестись на Небо, благословил Своих учеников и скрылся на Небесах в облаке славы Своей. А перед этим Он сказал: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». Этот край земли есть мы с вами, потому что в то время, когда Господь возносился с горы Елеонской на небо, там, где мы сейчас стоим, люди, наверное, еще и не жили; воистину то был край земли. И вот с тех пор, как Господь взошел на Небеса и послал от Отца Духа Святаго, ученики – те, которые внимательно учились, внимали учению Господню, – постепенно в результате своей жизни стяжали Дух Святый и сами становились свидетелями истинности учения Христа. Много раз мы с вами убеждались, что когда нам хочется кого-то просветить светом Христова учения, то у нас ничего не получается. Человек, которого мы хотим просветить, не просвещается, несмотря на всю нашу часто к нему и любовь, и на нашу горячность. В чем тут дело? А дело в том, что мы не облеклись силою свыше. Ученики Христовы, три с половиной года Им обучаемые, стали подлинно апостолами только тогда, когда облеклись силою свыше, силою Духа Святаго. Вот и мы с вами пока являемся учениками, и только в ту меру, в которую мы сумеем стяжать Святый Дух, вокруг нас будут люди спасаться – не по слову нашему, но по силе Господней. После вознесения Господня Его ученики пребывали в Иерусалимском храме, ожидая, когда Господь даст им Духа Божия. И Господь дал им Духа в день Святой Пятидесятницы. Вот в этом и есть цель всей христианской жизни, в этом смысл посещения храма Божия, ради этого Господь и пришел на землю: чтобы открыть людям жизнь духовную, или, как еще говорится, жизнь вечную, или Царствие Небесное, или Царствие Божие, или святость. Какими синонимами ни называй, все говорится об одном: о благодатной жизни в Духе Святом, о соединении человека и Бога навсегда в любви. И начинается этот путь с веры: человек верует, что Иисус, ходивший две тысячи лет назад по Палестине, был воистину Сын Божий и каждое Его слово – истина. А раз истина, значит, надо этой истине покоряться, надо эту истину принимать, надо свою жизнь выправлять по этой истине.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Смущенная в совести своей – ты боишься Бога, ежеминутно оскорбляемого твоими грехопадениями. Взирай оком веры на всесильного ко Отцу Ходатая – Иисуса Христа, Праведника, Он есть очищение грехов не только твоих, но и всего мира. Преступник заповеди Божией, во всю жизнь работающий страху смерти! Ты страшишься, чтобы не постиг тебя внезапно час смертный, и, чтобы, низринув бренное твое тело в мрачную могилу, не предал тебя в руки вечного Судии: емлись всею крепостью веры и любви твоей Господа Иисуса, и внемли небесному гласу: сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих. И эти слова в сердце твое прольют святую радость, рассеют все ужасы смерти, как утренний туман рассевается лучом солнца. И ты в восторге с Апостолом исповедуешь: ни смерть, ни живот, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, словом, – ничто не возможет разлучить нас от любви Божией, яже о Христе Иисусе. Малодушное маловерие! В помышлении о грехах своих, как волна, ты колебавшей в уповании наследия жизни вечной с избранными Божиими. Но если мы, быв некогда врагами, примирились с Богом смертью Сына Его, то не паче ли, примирившись, спасемся в животе Его? Жалкий грешник! Ты не смеешь и очей возвести на небо и просить у Отца небесного благ необходимых для временной и вечной жизни: но с верою в крестный заслуги единородного, возлюбленного Сына Его взывай с дерзновением к Богу Отцу: Авва Отче! И Тот ли откажет тебе в сыновнем прошении твоем, Кто засвидетельствовал с неба и как бы десницею Своею указал тебе на Споручника твоего, глаголя: сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих! Здесь нет уже места ни сомнению, ни маловерию, ни дерзкому неверию; потому что свидетельство Божие непререкаемо, глагол Господень непреложен, вечен: небо и земля мимо идут, словеса же моя никогда не прейдут. Запечатлеем сладчайший сей глас Бога Отца в глубине сердца нашего и будем обносить его в душе нашей во всю жизнь нашу. Ибо нет и не может быть ничего утешительнее для нас, жителей юдоли слез, этого вожделеннейшего гласа Бога Отца. Этот Божественный глас будет для нас неисчерпаемым источником радости благодатной и в смерти, и по смерти нашей на суде Божием и в бесконечной вечности, если только мы всею душой, всем сердцем и всею крепостью нашею будем любить возлюбленного и возлюбившего им до конца – Сына Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

состоит из 4-х пророческих речей, каждая из к-рых имеет точную датировку. В 1-й речи (1. 1-11) Господь через А. обличает народ, заботящийся о своих жилищах, а не о доме Божием. Как следствие этого люди живут в нищете, ибо, как говорит А., обращаясь к ним, «небо заключилось и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений» (1. 10). Речь пророка вдохновила преемника Шешбацара Зоровавеля, первосвящ. Иисуса, и весь остаток народа на восстановление храма (1. 12-15). Во 2-й речи (2. 1-9) А. от лица Божия говорит народу о неизменности Завета Господа: «...дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь!» (2. 5). Слава второго храма превзойдет славу прежнего, ибо «придет Желаемый всеми народами» (2. 7). Мессианский смысл 2-й речи усиливается предсказанием будущего мира, к-рый на этом месте Господь даст людям, «божественного мира, который принесет спасение душам» (Феодорит Кирский, блж. С. 63). В 3-й речи (2. 10-19) Господь устами пророка обличает высокомерие строителей храма, полагавших, что работа на святом месте уже делает их святыми. А. спрашивает об этом у священников и приходит к выводу, что нечистое, коснувшись чистого, не освящается, но само оскверняет чистое (2. 10-13). Пророк призывает народ к покаянию и в подтверждение своих слов приводит Божие обещание увеличения плодородия: «Доселе ни виноградная лоза, ни смоковница, ни гранатовое дерево, ни маслина не давали плода; а от сего дня Я благословлю их» (2. 14-19). 4-я речь (2. 20-23) обращена непосредственно к Зоровавелю и содержит Божие обетование: «Потрясу Я небо и землю; и ниспровергну престолы царств и истреблю силу царств языческих... В тот день... Я возьму тебя, Зоровавель... раб Мой, говорит Господь, и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя...» (2. 21-23). В этом пророчестве содержится двойной смысл: во-первых, обещание благодатного охранения Божественным Промыслом Зоровавеля как представителя избранного царского рода, из к-рого произойдет Мессия , и, во-вторых, по толкованию Кирилла Александрийского, «не к Зоровавелю во всей своей истинности относилось это слово, но, вернее, оно было к Господу нашему Иисусу Христу, как прекрасно предызображенному в лице Зоровавеля» (С. 447).

http://pravenc.ru/text/63282.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010