Нет пользы от Крещения, если в сердце мерзостно (8, с.435–445). Хотя во святом Крещении человек и возрождается для жизни вечной, становится новой тварью, однако это еще не значит, что он стал святым – в святости надо утвердиться (7, с.306). Когда можно принимать святое Крещение Нужно походить в храм Господень, знать заповеди Божии и устроять свою жизнь согласно их требованиям, а также веровать в Бога от всего сердца, и только тогда креститься (3, с.93). Христос – Основатель нового благодатного Царства «Приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него» ( Мф.3,13 ). «Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» «Оставь теперь, – отвечал Господь Ио­анну, – ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» ( Мф.3,14–15 ). И Предтеча допускает Его. Как человек Христос был безгрешен. Он лично не нуждался в покаянии, но выступал пред людьми, как Основатель нового благодатного Царства. В это Царство, по Его учению, нельзя войти без Крещения ( Ин.3,3 ). Крестившись, Иисус молился. И вот «отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный, в Тебе Мое благоволение» ( Лк.3,21–22 ) (5, с.69). Крещение – видимый знак посвящения Христа на общественное служение В день Крещения Господня открылась людям истина о Триипостасном Боге. Отец глаголет, Возлюбленный Сын является в образе Сына Человеческого и Божественный Дух – в виде голубя. В Крещении Господь наш Иисус Христос выступил открыто на мессианское служение как Агнец Божий, пришедший взять на Себя грех мира ( Ин.1,29 ). Таково новозаветное Богоявление. Крещение Спасителя есть вместе с тем торжественное объявление о Его Божественном достоинстве. Оно, наконец, есть видимый знак посвящения Его на общественное служение (пастырство) и явления миру ( Ин.1,32 ). Христос, выступая на служение миру, являя Себя людям, показал Себя не в громе, молнии и землетрясении, не в славе Сына Божия в сопровождении сонма Ангелов, а как смиренный человек. И обращается Он к Крестителю Иоанну не как Бог, а со смирением просит совершить над Собою Крещение во исполнение «правды» Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

«Рожденное от плоти плоть есть, а рожденное от духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» ( Ин. 3, 6, 7 ). Это рождение будет благодатное, свыше приходящее, могущественное и быстрое, а не простое покаяние и постепенное упражнение в подвигах воздержания и милости, чего достигала проповедь Предтечи. «Дух дышет, где хочет, и голос слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от духа» ( Ин. 3, 8 ). Он чувствует в себе благодатное изменение, чувствует, что оно не от него самого произошло, но не может опознать той Божественной силы, которой действия он испытывает как веяние налетевшего ветра. Никодим опять прекрасно понимает, о чем говорит Господь, но он не мог еще опытно испытать такого мощного притока благодати и отвечает: «Как это может быть? Иисус отвечал и сказал ему: ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» Ты должен верить в осуществление благодатных возрождений, как знаток закона, ибо пророки и псалмопевцы обещали все это людям в будущем. Не думай, что Я передаю тебе только несбыточные мечты Своего сердца: Я не на земле произошел, а задолго раньше знал многое. «Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем и свидетельствуем о том, что видели (т. е. на небе), а вы свидетельства Нашего не принимаете» ( Ин. 3, 11 ). Не решаешься поверить тому, что здесь, на земле, будет происходить и уже поисходит с верующими в Меня и о чем предвещали пророки, т. е. все-таки о земном, человеческом, хотя и благодатном, даваемом человеку от Бога. «Если Я сказал вам о земном, и вы не поверите, – как поверите, если буду говорить о небесном?» ( Ин. 3, 12 ) Но я не скажу тебе пока, что основатель Царства Божия, или Мессия, есть не человек, но Богочеловек, по естеству равный Богу. А ты, почитая Его человеком, веришь Даниилу, что Он взойдет на небо; однако знай, что «никто не восходил на небо, как только сшедший с небес, Сын Человеческий, сущий на небесах» ( Ин. 3,13 ). Этот переход речи на восходящего к Небу как на Кого-то ожидаемого душою Никодима ясно показывает, что Спаситель имеет в виду то пророчество Даниила, а также напряженное ожидание его исполнения в личности Мессии со стороны Никодима.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Слова эти в полной мере относятся ко второму пришествию Христову, «когда приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним и сядет на престоле славы Своей» ( Матф. 25, 31 ), тогда прежнее небо и прежняя земля минует и явится «святый Город Иерусалим новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный, как невеста, украшенная для мужа своего» и «тот город не будет иметь нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветит его и светильник его – Агнец» и «спасенные народы будут ходить во свете и цари земные принесут в него славу и честь свою»... «и не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни... и будут царствовать во веки веков» ( Откр. 21–22 ). Однако, прежде чем Господь приидет на землю для основания вечного царства славы, Он таинственно нисходит в наши сердца в Своей Церкви, овеянной Его благодатной любовью и особенно в дни Его великих праздников – Рождества Христова и Святой Пасхи. В эти святые дни в Церкви Божией ясно приоткрывается слава Христова, и все верующие в Него и любящие Его призываются стать сознательными участниками Его славы. В праздник Рождества Христова Св. Церковь благодатной силой Христовой любви приобщает нас к славе, которая открылась для современников и свидетелей Рождества Христова, удостоившись видеть своими глазами ликующих Ангелов, слышав их небесную песнь: «Слава в вышних Богу» и поклониться родившемуся Богомладенцу. Слава Божия тогда в высочайшей степени открылась в пречистом сердце Божией Матери. Пречистая Дева, став престолом Божиим, вознеслась в Своих святейших переживаниях превыше огненных Серафимов и страшных Херувимов. Она вошла тогда в мысленный рай и стала дверью рая для всего человеческого рода, который принес Ее в дар Богу. Открывается слава Божия и в жизни целых народов. Вся история нашей Родины – России, в той её части, которая была Святой Русью, была явлением славы Божией. Наши святые угодники, и безчисленные храмы Божии, и наша церковная жизнь, и хранители благочестия миропомазанные русские цари, и Христолюбивое воинство, и доброе русское сердце, овеянное лучами благодати Божией, и самый бытовой уклад благочестивой русской жизни, и современные мученики за веру Христову в порабощенной России, и все это – раскрытие славы Божией. Так воистину исполняется обетование Христово: «Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь» ( Матф. 28, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

Таким точно образом Милосердный Бог сохраняет и умиротворяет сердечно предавшегося Его святой воде всякого человека и теми же словами поддерживает и укрепляет его сердце не преступать воли Божьей, внушая ему таинственно: ты находишься всегда со Мной, пребываешь в моем разуме и памяти, безропотно повинуешься Моей воле. Я всегда с любовью смотрю на тебя и сохраняю тебя, чтобы ты не лишился моей благодати - все Мое есть твое: Мое Небо, Ангелы, а еще более Единородный Сын Мой твой есть и Сам Я есть твой, и буду твой, как обещал Я верному Аврааму: " Я твой щит; награда твоя будет весьма велика " (Быт. 15:1). Этим не ограничиваются дары Возлюбленного Отца Небесного верным его сынам и дочерям. Он через возлюбленного Сына Своего Господа нашего Иисуса Христа возвестил, что человек, вполне предавшийся воле Божьей, может, при известных обстоятельствах, получить особенную благодатную власть для совершения таких дел, которые могут быть произведены только непосредственно силой Божественной: это видно из слов Самого Иисуса Христа - " Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит " (Иоан. 14:12). Истинно, такую благодатную власть получают от Бога те, которые решились с ее помощью, раз и навсегда, управлять собой согласно Его воле и преодолевать противные Ей собственные вожделения. Это - Божья Держава, Божье Царство, это - любезное обетование, это - непрестанное общение с Богом, который есть любовь. Бог хочет иметь с человеком как бы нераздельное царство; ибо все, что есть Божье, то принадлежит и верующему человеку, и Сам Бог - его принадлежность, его вечная, непреоборимая сила и щит! Пространно об этом говорит святой апостол Павел: " Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят, а сей храм есть вы ... Никто не хвались людьми (достоинствами человеческими) ибо все ваше (все вы составляете одно человечество). Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, - все ваше (т.е. свойственно вам всем). Вы же - Христовы, а Христос - Божий " (1-е Коринф. 3:17-23).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2194...

Что касается видимой стороны этого таинства, то она состоит в следующем: кающийся исповедует перед священником грехи свои, а последний, по выслушании исповеди, разрешает его от грехов, говоря: «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит ти чадо все согрешения твои, и аз, недостойный иерей, властию Его, мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь». В приведенных разрешительных словах священника указывается и невидимое благодатное действие таинства покаяния, состоящее в том, что кающийся разрешается Иисусом Христом от всех грехов своих. С ним бывает то же, что было с упоминаемым в Евангелии мытарем, который оправданным пошел из храма в дом свой. О нем бывает, по слову Спасителя, великая радость на небе у Ангелов Божиих и он становится любезным Богу, подобно возвратившемуся к отцу своему блудному сыну, о котором говорится: «увидел его отец его, и сжалился, и побежав, пал ему на шею и целовал его». Велико поэтому благодатное действие таинства покаяния; оно совершенно примиряет нас с Богом и очищает нас от всех грехов, как бы ни были важны они, если только мы приносим истинное раскаяние в них. Это приводит нас к вопросу: в чем состоит истинное раскаяние или что требуется от кающегося? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на примеры истинного, угодного Богу раскаяния, указываемые в слове Божием. О раскаянии мытаря мы знаем, что оно было угодно Богу. Каково же было это раскаяние? «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» – так повествуется об этом раскаянии в Евангелии. Таким образом, мытарь, войдя в храм, стал в нем вдали, позади всех, ибо считал себя греховнее всех. В этом выразилось его смирение перед людьми. Он не смел даже поднять глаз на небо, ибо стыдился перед Богом грехов своих. В этом выразилось его смирение перед Богом. Наконец, он ударял себя в грудь и взывал: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» Действием этим он выражал великое сокрушение свое о грехах, о прощении которых он умолял милосердие Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Что я сказал сейчас о подвигах духовных, то применимо и к подвигам всякого доброделания. Путь смирения один и тот же: и для монаха, и для мирянина. Будет ли то подвиг молитвы и поста, или же подвиг милостыни, храмоздательства, или же всякого служения ближнему - все будет ценно в очах Божиих только тогда, когда будет совершаться в смирении, в отсечении своего смышления, при проверке своего доброделания церковным о нем учением, дабы действовать так, как подобает члену Церкви - в единении с Церковью и Самим ее главою - Господом Иисусом Христом. В этой проверке себя, в этом искании единения, как я выше уже сказал, и заключается добродетель " рассуждения " , которая должна руководить всяким начинанием нашим, всяким нашим доброделанием. Скажи же нам, Господи, путь в онь же пойдем и научи нас непогрешительно творити волю Твою!.. Наше крещение и наш крест Скоро исполнится тысяча лет с того благодатного дня, как наша Русь просвещена святым крещением, все мы имели счастие сподобиться сего великого таинства еще в первые дни своего земного странствования; но многие ли вдумывались в глубокий смысл самого слова: крещение? Где корень этого слова? И в греческом, и во всех европейских языках это понятие обозначается словом погружение, омовение чрез погружение в воду. Но наши мудрые первоучители христианства, наши предки - славяне для обозначения благодатного таинства, вводящего человека в новую жизнь, избрали другое слово, корень которого есть слово крест. Мудрое избрание, знаменательное слово! В самом деле: что такое крещение для христианина? Это есть духовное возрождение в благодатную жизнь. Как оно совершается? Чрез смерть для греха и воскресение для Христа Господа. " Неужели не знаете,- говорит Апостол Павел,- что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни..; зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам уже не быть рабами греху, ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним " (Рим. 6, 3-8). Но Христос умер на кресте: следовательно, смерть со Христом есть крестная смерть, а крещение и есть сораспятие Христу, спогребение Ему. Вот почему при крещении иерей вопрошает крещаемого: отреклся ли еси сатаны? Сочетался ли еси Христу? Если же ты сочетался со Христом, ради тебя распятым, то и пребывай Ему верным, не отлучайся от Него, и тогда Он воскресит тебя с Собою, и твой крест, воспринятый тобою при святом крещении, обратит тебе в крылья, чтобы вознести тебя ими на небо и спосадить с Собою одесную Отца.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2424...

Я, Я похищу, – схвачу свою добычу, и пойду» в свое место, «понесу и никто не отнимет», никакая сила не спасет от Меня народ, определенный Мною на погибель. И как лев, схватив добычу, возвращается в свое логовище; так и Я, излив свою ярость над грешным народом, исполнив над, ним свою грозную волю, «пойду, возвращусь в свое место», возвращусь на небо, не буду обитать среди этого народа, как его по преимуществу Бог, избравший его в свой народ, особенно перед другими народами промышляющий о нем, спасавший его, и всегда защищавший его, – лишу этот народ своего благодатного, обильного милостями присутствия среди его, оставлю его беспомощного страдать среди тех врагов, во власть которых отдам его, и через то приведу его в самое безотрадное, самое несчастное положение. В таком положении мрака, тесноты, несчастья сыны израилевы будут находиться дотоле, «доколе они не признают вины своей» (это первая степень покаяния), – доколе не сознают грехов своих, как главной причины их погибели, и сознавши, не обратятся к Господу, «и не взыщут лица Моего», говорит Господь (это вторая степень покаяния). Это сердечное покаяние, это обновление духовное, – это нравственное пробуждение от сна греховного и греховной беспечности, это устремление к Богу с тем, чтобы ходить путем заповедей Божиих, будет произведено в них именно посланными на них Богом страданиями, их тесной, тяжелой скорбью: «в скорби своей», говорит Господь, в тесноте, пребывая в трудном положении, «скоро взыщут Меня», обратятся ко Мне с особенной стремительной силой, с особенной ревностью ( Ос.5:11–15 ). Таким образом Бог изливает ярость гнева своего над беззаконным Израилем, лишает его своего благодатного обитания среди его, – погружает его в беспомощное, мрачное состояние не с той целью, чтобы погубить его. Он хочет не смерти беззаконника, но того, чтобы беззаконник отстал от пути своего и жил ( Иез.33:11 ), – Он хочет путем крайних наказаний вразумить народ, привести его к сознанию вины своей, и обращению к Богу своему, как единственному подателю жизни и счастья.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

II. Св. царь и пророк Давид говорит о себе; всегда я видел пред собою Господа ( Nc. XV, 8 ). Это происходило от живого представления им вездеприсутствия Божия. В чувстве благоговейного восторга от благодатного вездеприсутствия Божия царственный пророк Восклицает: Господи! Ты знаешь, когда я сажусь, и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли, Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моем, Ты, Господи, уже знаешь его Совершенно. Сзади и спереди Ты объемлешь меня и полагаешь на мне руку Твою... Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там, сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари, и переселюсь на край моря; и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли, может быть, тьма сокроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью. Но и тма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день (CXXXVIII. 1 – 12). Как не видеть Бога, как не чувствовать Его близости, когда небо и землю Он наполняет (Иерем. XXIII, 24)? Посмотрим ли мы на великие светила вселенной, или на движение существ, едва заметных глазу, везде видны поразительные следы удивительной мудрости и неизреченного Скажи мне, кто выучился грамоте без страха? Кто сделался опытным в искусстве без страха? Если могущества Творца, везде возвещается слава Божия (Пс. По воззрению христианства природа есть великая книга откровения, и цель величественных явлений, видимых нами в мире, – возвещать присносущую силу божества и увлекать к Богу мысль разумных тварей ( Римл. 1, 20 ). По указанию ап. Павла Бог так устроил порядок природы, чтобы, смотря на него, люди искали Господа, и чтобы они чувствовали, что Он не далеко от каждого из нас, так как мы Им живем, движемся и существуем ( Дeяh. VII, 26 – 28 ). Кто имеет пред собою Бога, кто высочайшее благо, тот се всею готовностию и ревностию старается служить Ему, тот с благоговением чтит Его волю и считает для себя святым долгом исполнять Его заповеди. Аще кто любит Мя, говорит Господь, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбить его, и к нему приидем и обитель у него сотворим ( Uoah. XVI. 23 ). (Состав. по «Воскресн. чт.» за 1883 г., стр. 219 – 222). 3. Имей страх к Богу страх к Богу

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

    Под властью Его премудрости и благости животворно солнце светит, ветер дышит, облака дождят, вода орошает и поит, земля износит благопотребные человеку прозябания. Под властью Его премудрости и благости рождается человек, возникает семейство, возрастает, укрепляется и цветет народ, созидается, утверждается и возвышается царство. Под властью оскорбленной благости и правды Его солнце опаляет, воздух дышит тлетворно, облако пускает смертоносные стрелы молний, вода потопляет, земля отказывает человеку в дарах своих. Под властью оскорбленной благости и правды Его невнимательный к этой власти человек лишается света и блуждает, семейство расстраивается, народ смущается, царство колеблется. Кроткую для кротких, а для людей, «замышляющих тщетное», грозную власть дал Отец Небесный Единородному Сыну Своему, Царю Христу, Своим предопределением: «проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе... Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника» (Пс. 2:1,8, 9). Теперь, когда Христос воскрес, и когда Ему, как Богочеловеку, дана всякая власть на небеси и на земли, не только небо сделалось досязаемым (достигаемым), но даже соединилось с землей так, что трудно найти между ними предел и различие; ибо и на земли является Божество, и на небеси человечество; Ангелы, которых Иаков видел восходящими и нисходящими по лестнице небесной (Быт. 28:12), теперь сонмами ходят по земли, как вестники Сына Человеческого, Который владычествует на небеси». Никогда еще апостолы не слышали таких властных слов из уст своего Учителя. Прежде Он говорил, что все предано Ему Отцом Его, но они понимали эти слова в смысле власти земной; теперь они слышат, что власть их Учителя простирается и на небо. Итак, — говорит Господь ученикам Своим, — поскольку теперь все в Моей власти, то идите в мир, Я буду вашим заступником и покровителем; ИТАК ИДИТЕ, НАУЧИТЕ ВСЕ НАРОДЫ, не Иудеев только, но и все народы, ибо весь мир искуплен Моей Кровью, для всех открыт вход в Царство Небесное Моей властью, — научите, КРЕСТЯ ИХ ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО ДУХА, возрождая всех людей для жизни новой, благодатной, вечной, посредством Таинства Крещения, которое будет служить образом (символом) смерти для греха, и рождения, воскресения для Бога. И не только вводите их в Церковь Мою в Таинстве Крещения, но и руководите их в жизни на пути к Царству Небесному, готовьте их к вечной жизни, УЧА ИХ СОБЛЮДАТЬ ВСЕ, ЧТО Я ПОВЕЛЕЛ ВАМ, все Мои заповеди и постановления, все, чему Я учил вас.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Апостол Иаков упоминает о том, что пророк Илия помолился – и три года не было дождя 223 в наказание израильскому народу за отступление от почитания истинного Бога и за уклонение в идолопоклонство. Тогда началась страшная засуха и голод. Потом он опять помолился: и небо дало дождь 224 . Апостол приводит это событие в доказательство силы молитвы, подчеркивая, что Илия был человек, подобный нам 225 , а помолился – и вот какое чудо произошло! Мы забываем, казалось бы, простую, совершенно очевидную, более того, подтвержденную прямыми высказываниями в Священном Писании истину: святые угодники Божии, какими бы великими они ни были, являлись людьми, подобными нам. Конечно, если Илия был подобен нам, то и прочие святые пророки, сами апостолы и святые отцы – все подобны нам. Однако они святые, а мы нерадивые, они сподобились благодатных дарований, а мы, к сожалению, часто не ощущаем благодати Божией и не понимаем, в чем состоит ее действие. В Евангелии от Луки приведены слова Спасителя, сказанные им для обличения назаретских иудеев, не веровавших в его избранничество и мессианство. Господь укорил их, приведя пример из Священной истории, и напомнил о том, что в древности израильтяне также отвращались от своих великих пророков, а пользу от них получали язычники. Этим Спаситель намекал на приближение времени, когда евреи окончательно лишатся благодати Божией и Ветхозаветная Церковь прекратит свое существование, а в Новозаветную Церковь войдут преимущественно язычники, то есть недавние идолопоклонники, жившие в нечестии. Для нас слова Спасителя имеют и еще одно, особенное, значение, хотя это, может быть, и неожиданный подход к ним: Господь подтверждает подлинность Священного Писания Ветхого Завета, его абсолютный, непререкаемый авторитет. Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую 226 . Вот то краткое изречение Господа, в котором упоминается пророк Илия.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010