В словах же ап. Павла, сказанных язычникам-афинянам в их Ареопаге идет речь не об Иерусалимском храме и не о храмах христианских, которых тогда в Афинах и не было, а о храмах языческих, или капищах и находившихся в них идолах, о которых язычники думали, что они живут в храмах и помещаются в них, как люди в своих домах, и нуждаются в жертвах, как люди – в пище ( Дан. 14:6–11 ), за принесение которых дают людям всякие блага и самую жизнь. Желая научить афинян-язычников истинной вере в Бога и опровергнуть их заблуждение, будто Бог живет только в храме и нуждается в жертвах, ап. Павел и учит, что Бог «в нерукотворенных храмах живет, то есть, что Он живет во всем мире и прежде всего в душах людей, и что Он ни в чем не нуждается, а Сам дает всему жизнь, дыхание и все, что нужно. Соломон, конечно, лучше наших сектантов знал, что Бог не в одном только храме живет, однако построил храм «в жилище» Богу, по Его же повелению: «Поистине, молится Соломон, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил имени Твоему» ( 3Цар. 8:27 ). Далее Соломон молится, что бы Господь услышал молитвы всех молящихся в этом храме: грешных и обижаемых, теснимых врагами, нуждающихся в дожде и урожае, бедствующих от голода или моровой язвы, – чтобы услышал молитвы даже иноплеменников, когда они войдут в храм помолиться; чтобы Господь услышал и тех, которые, уйдя на войну и находясь вдали от родины, будут молиться, обратившись к храму, который построен имени Его. «Тогда, молится Соломон, услышь с неба, с места обитания Твоего, молитву и прошение их и сделай, что потребно для них» (3Цар. гл. 8-я). «И сказал ему Господь: Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня; (сделал все по молитве твоей). Я освятил сей храм, которой ты построил, чтобы пребывать имени Моему там во веки; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» ( 3Цар. 9:1–3 ). Но когда Сам Бог желает, чтобы Ему был построен храм, сектанты этого не хотят. Так и мы, православные христиане, верим, что Бог не только в рукотворенных храмах живет, как думали язычники, а живет во всем мире, но в храмах особенное Его благодатное присутствие, потому-то и само Св. Писание как Ветхого, так и Нового Завета, ясно говорит, что Бог «в храме живет»: «И устроят они, говорит Бог Моисею, Мне святилище, и буду обитать посреди их» ( Исх. 25:8 ). «И поставлю жилище Мое среди вас и душа Моя не возгнушается вами» ( Лев. 26:11 ). «Он (Соломон) построил дом имени Моему» ( 2Цар. 7:13 ). «Я, говорит Соломон, построил храм в жилище Тебе, место, чтобы пребывать Тебе во веки» ( 3Цар. 8:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Вместе с тем Он открыл чрез это славу божества своего, запечатлел истину своего учения и действительность искупительной жертвы своей за человека и потому принял от Отца своего небесного всякую власть на небе и на земле ( Матф. 25, 18 ). Тогда служение Его на земле исполнилось. Он являлся ученикам своим, чтобы уверить их в истине воскресения своего, преподать им наставления об устройстве благодатного царства своего на земле, то есть, новозаветной Церкви, и, так сказать, вознаградить их за скорби, перенесенные ими во дни Его страданий и смерти ( Иоан. 14, 18; 16, 22 ); но Он уже не обращался с ними постоянно, как это было прежде. Он и по человечеству своему был уже не от мира сего, Ему предлежало, как Богочеловеку, принял владычество над всем миром и, как сам Он предсказывал ( Иоан. 14, 2. 3 ), уготовать последователям своим обители небесные. Через сорок дней по воскресении своём Он вознёсся на небо, а верующим ниспослал потом от Отца своего Духа Утешителя, наставляющего их на всякую истину ( Иоан. 16, 7 ; Деян. 2, 1–4 ). Господь, говорит св. евангелист, вознесеся на небо и седе одесную Бога ( Марк. 16. 19 ): этим выражается полное царственное достоинство и власть Иисуса Христа по отношению к целому миру, полное равночестие Его, как Богочеловека, Богу Отцу и Духу Святому. В таком состоянии славы Искупитель наш продолжает своё служение спасению человека тем, что Он, по учению св. апостола, может до конца спасать приходящих чрез Него к Богу, всегда жив сый, еже ходатайствовати о них ( Евр. 7, 25 ). Как царь неба и земли, Он имеет все средства содействовать верующим в борьбе со врагами спасения их, и потому Ему подобает царствовати, дóндеже положит вся враги под ногами своими. Последний же враг испразднится смерть... И тогда сам Сын покорится покоршему Ему всяческая, да будет Бог всяческая во всех ( 1Кор. 15, 25–28 ). Часть четвертая. Об освящении человека 32. Сущность предмета Для того, чтобы участвовать в спасении, приобретённом человеческому роду Иисусом Христом, каждый из нас должен сделаться Христовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

Вместе с тем Он принял от Отца Своего небесного всякую власть на небе и на земле ( Мф. 28:18 ), и тогда служение Его на земле исполнилось. Он являлся ученикам своим, чтобы уверить их в истине воскресения своего, преподать им наставления об устройстве благодатного царства своего на земле, то есть, новозаветной церкви, и, так сказать, вознаградить их за скорби, перенесенные ими в дни Его страданий и смерти ( Ин. 14:18; 16:22 ); но Он уже не обращался с ними постоянно, как это было прежде, Он и по человечеству своему был теперь уже не от мира сего. Ему предлежало, как Богочеловеку, принять владычество над всем миром и, как Сам Он предсказывал, уготовить последователям своим обители небесные ( Ин. 14:2–3 ). Через сорок дней по воскресении своем Он вознесся на небо, а Апостолам ниспослал потом, согласно с обетованием своим ( Ин. 16:7 ; Лук. 25:49 ), Духа Утешителя, который имел наставить их на всякую истину ( Деян. 2:1–4 ). Господь, говорит св. Евангелист, вознесшись на небо, возсел одесную Бога ( Мк. 16:19 ): этим выражается полное царственное достоинство и власть Иисуса Христа по отношению к целому миру, полное равночестие Его, как Богочеловека, Богу Отцу и Духу Святому. В таком состоянии славы Он продолжает свое служение спасению людей тем, что, по выражению св. Апостола, может всегда спасать приходящих через Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них ( Евр. 7:25 ). Как царь неба и земли, Он имеет все средства содействовать верующим в борьбе с врагами их спасения, и потому Ему подобает царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги свои. Последний же враг истребится смерть. Когда же все покорено будет Ему тогда и сам Сын покорится покорившему все Ему, да будет Бог все во всем ( 1Кор. 15:25,26,28 ). Чтение четырнадцатое. Сущность предмета. Понятие о благодати Сила и пространство действий благодати. Отношение благодати к свободной воли человека. Что требуется от самого человека для его спасения. I. Для того, чтобы участвовать в спасении, прибретенном человеческому роду Иисусом Христом, каждый из нас должен сделаться Христовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

Вот почему апостолы имели полное право быть достоверными свидетелями об Иисусе Христе как о Мессии, о Сыне Божием: Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему. Возлюбленные о Господе братья и сестры! Из Апостольских чтений во время Богослужений мы узнаем все больше и больше подробностей о жизни и проповеди святых апостолов. Но не было ли в уме вашем вопроса о том, почему Спаситель наш Иисус Христос после преславного Своего Воскресения не остался на земле видимо вместе с апостолами, чтобы далее управлять Своей Церковью? Сегодня мы говорили о том, что земная жизнь Господа явилась временем намеренного уничижения. Спаситель очень много претерпел, пребывая как Человек в этом мире. Но страданиями, распятием и смертью на Кресте это время завершилось. Наступило время Божественного прославления. Сын Божий отныне пребывает во всей славе Своей. Господь воплотился для того, чтобы искупить людей от греха, примирить с Богом грешный род человеческий. Свершилось это потому, что Отец Небесный так возлюбил мир, что во искупление грехов человеческих отдал Единородного Своего Сына. Дух же Святой, сошедший на людей уже после Жертвы Спасителя, начал дело освящения и возрождения человечества. Церковь Христова получила свое начало и Таинства наитием Духа Святого. Вот почему мы говорим, что Господь вознесся на небо для нашего же блага и спасения. Без Его Вознесения не было бы сошествия Святого Духа. Господь взошел на небо, дабы уготовить там место всем верным христианам. Мы ведь с вами хорошо помним слова Спасителя: Никто не приходит к Отцу, как только через Меня ( Ин.14:6 ). Да, Господь наш Иисус Христос восседает ныне на Небесах. Но это не значит, что Возлюбленного Бога нет сегодня с нами. Ведь Сам Спаситель говорил: Се, Я с вами во все дни до скончания века ( Мф.28:20 ). Как пребывал Господь с апостолами, так пребывает Он теперь и с нами, братья и сестры. И особенно зримо присутствует Спас наш в храме Божием, в Церкви, где Он — Глава, в Церкви, которая является Его Телом, а мы же с вами — члены этого Тела. В благодатную жизнь христианскую наше возрождение совершилось посредством Таинства Святого Крещения. И теперь мы имеем уникальную возможность — причащаться Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, таинственно соединяясь с Самим Сыном Божим.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Вот упование пророка Иеремии: Тогда девица будет веселиться в хороводе, и юноши и старцы вместе; и изменю печаль их на радость и утешу их, и обрадую их после скорби их (Иер 31:13). А когда уже Христос обращается к народу, Он сдвигает временные рамки к настоящему: будущее совершилось, радость пришла, и никто больше не отнимет её у вас: радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас (Мф 5:12). Поэтому когда в Своей первой (Нагорной) проповеди Христос говорит о том, что ныне блаженны нищие духом, ныне блаженны изгнанные, Он свидетельствует, что пришёл Тот, в Ком исполнились все мессианские чаяния пророков. Он благовествует не о морали, а о Мессии, то есть о Себе. Отсюда и отклик на эту проповедь: И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи (Мф 7:28–29). Проповедь говорила о Проповеднике 1 . А стало быть, время пророчеств кончилось, эсхатологическая реальность приблизилась, остаётся лишь покаянным трудом войти в её благодатное измерение: закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него (Лк 16:16). Преодоление смерти в Библии Если систематизировать, то библейская традиция знает пять путей преодоления смерти — два ветхо- и три новозаветных: 1) Вознесение живых на небо, которое, однако, не отменяет смерти как таковой. Таким путём проследуют всего лишь двое праведников — Енох (см. Быт 5:24) и Илия (см. 4 Цар 2:11). Они явятся на земле в конце земной истории, чтобы свидетельствовать в царстве антихриста о Христе. За это они будут убиты, но воскреснут на четвёртый день и взойдут на небо. Святые Ветхого Завета станут свидетелями Нового Завета во Христе (см. подр. Откр 11:3–12). 2) Воскрешение умершего в земную жизнь. В Ветхом Завете это чудо совершают пророки, а в Новом — Христос и Апостолы. Однако и это было лишь временной отсрочкой неизбежного. Все воскрешённые впоследствии умерли. 3) Воскресение Христово. Это полная и окончательная победа над смертью. Сын Божий становится и Сыном Человеческим, чтобы исцелить человеческую природу от греха и умертвить смерть.

http://pravmir.ru/vtoraya-smert-i-evhari...

Впереди летит одна из ласточек, рассекая воздух и прокладывая путь, а за нею следует остальная стая. Когда закончится пища для души нашей в этом материальном мире и когда приблизится холод смертный - о, есть ли такая ласточка, которая поведет нас в теплые края, изобилующие теплом и пищею духовной? Есть ли такой край? Есть ли, есть ли такая ласточка? Вне ограды Церкви Христовой никто не сможет дать вам на вопрос сей достоверного ответа. Только Церковь знает это, и знает достоверно. Она видела Райский край сей, по коему душа наша томится в ледяном сумраке этого бытия на земле. Она видела и Сию благословенную Ласточку, Которая первой вознеслась в этот желанный край, рассекая Своими сильными крылами темную и тяжкую атмосферу между небом и землею и прокладывая за Собою путь стае. Кроме того, Церковь на земле может рассказать вам и о бесчисленной стае ласточек, кои последовали за Той, Первою Ласточкой и улетели за Нею в землю благую, обильную всяким добром, в землю вечной весны. Вы догадываетесь, что под Этою Спасительною Ласточкой мы подразумеваем Вознесшегося Господа нашего Иисуса Христа. Разве Он не сказал Сам о Себе, что Он есть начаток (начало), начаток и путь? И разве Сам Он не рек Своим апостолам: И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе (Ин.14:2-3)? И еще до того не говорил ли Он им: И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе (Ин.12:32)? Сказанное Им сразу же, спустя несколько недель, начало исполняться, продолжает исполняться доныне и будет исполняться до скончания века. То есть, являясь началом первого сотворения мира, Он стал началом и второму сотворению, или благодатному обновлению старого творения. Грех сломал крылья Адаму и всему потомству Адамову, и все они отпали от Бога, удалились от Него и прилепились к праху, из которого было сотворено их тело. Христос есть Новый Адам, Первый Человек, Первенец среди людей, Который на крылах духовных вознесся на небо, к престолу вечной славы и силы, проложив таким образом путь на небо и распахнув все врата небесные Своим духовно окрыленным последователям.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1132...

Господь говорит, что мы должны ждать событий, предваряющих конец света, и заранее готовиться к ним. Он уверяет нас в несомненности предсказанного Им. «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут». Слово Христово надежней и прочней, чем небо и земля. Мы можем строить на слове Христовом с большей уверенностью, чем на столпах небес или на крепких основаниях земли. Ибо когда их уже не будет, слово Христово останется. В Божие время, которое есть лучшее время, и Божиим путем, который есть Божий путь, оно с несомненностью исполнится. Каждое слово Христово надежно, потому что неложно. Господь говорит о временах и сроках. Все, о чем Он говорит, в особенности гибель Иерусалима – «не прейдет род сей, как все сие будет». Некоторые из живущих теперь увидят это. Поскольку пророчество Господа казалось невероятным, Он подкрепляет его торжественным утверждением: «Истинно говорю вам». Поверьте слову Христову, что все это – близ, при дверех. Но о дне же и часе, завершающих время, никто не знает. Есть некий день и час, определенный для грядущего Суда, он именуется днем Господним. Этот день и час – великая тайна. Ее не могут постигнуть – ни мудрейшие из сынов человеческих своею мудростью, ни благодатнейшие из Ангелов каким-либо Божественным Откровением. «Никто не знает, только Отец Мой один», – говорит Христос. Неопределенность времени Христова Пришествия – для тех, кто бдит, – запах живительный на жизнь, он побуждает их еще внимательней бдеть и молиться. А для беспечных – это запах смертоносный на смерть, который делает их еще более беспечными. Потому мы должны ждать эти события и готовиться к ним. Это будет внезапный день, и это будет день разделения. Кроме Первого пришествия ради спасения мира наступит Пришествие Суда. «На суд пришел Я в мир», – говорит Господь. И на суд Он придет. Суд Христов совершается во времени – в особенности тот, который надвигается на некогда избранный народ. Хотя они были предупреждены об этом, однако продолжают с неслыханной самоуверенностью возвещать: «Мир и безопасность». Человеческое неверие не может упразднить грозные предупреждения Бога. Но будет и вечный Суд, Суд великого дня. Христос сравнивает состояние мира накануне Его Второго Пришествия с тем, что было, когда пришел Потоп. Люди были всецело погружены в мирские заботы и радости. Они «ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег». В этом смысле наша жизнь всегда – «во дни Ноя». То, что было тогда, происходит и сегодня: работа, пища, брак. Ничего, кроме самого естественного. В книге Бытия ( Быт.6:5–13 ) Потоп изображен как наказание за развращенность людей того времени. «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их было зло во всякое время» ( Быт.6:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И вот он (пер. с евр.) говорит: «Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты». Ты не только наполняешь небеса ( Иер.23:24 ), но и не вмещаешься в них ( 3Цар.8:27 ). И самая преисподняя, несмотря на глубочайший мрак, господствующий в ней ( Иов.10:21–22 ), – она совершенно обнажена и открыта пред Ним ( Иов.26:6 ; Притч.15:11 ), так что никто и ничто не может укрыться здесь от Него, Он и здесь полный хозяин и неограниченный владыка, Он не только низводит людей в преисподнюю, но и выводит их из нее ( 1Цар.2:6 ). Господь, по словам блж. Феодорита, «все наполняет: и горнее, и дольнее. Небо есть край высоты, и ад – край глубины». В последующих стихах, по замечанию того же блж. Феодорита, к высоте неба и глубине ада, о которых говорит выше, пророк присовокупил восточную долготу и западную широту, именно: словом рано означил восток, а словами последняя моря запад, и таким образом продолжает и здесь раскрывать ту же необъятность и неописуемость существа Божия с. 651–652]. «И пророк Иона также испытал силу сию, – по словам того же Феодорита, – ибо, решившись бежать от Бога всяческих, он был уловлен и связан волнами и ввержен в кита, как бы в темницу, и поведен в тот город, куда был послан прежде; и оказалось истинным то, что сказано: если поселюсь и в бездны моря, то и там рука Твоя укажет мне путь и удержит меня десница Твоя» с. 1083]. Как в самых отдаленных высотах и глубинах вселенной не находится места, где бы можно было укрыться от лица Божия, так точно и на крайнем востоке, и на самом крайнем западе нельзя найти такого места, где бы не было Бога. «Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря; и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (пер. с евр.). Такому вездеприсутствию Божественного Существа не противоречит, однако, то, что Бог устраивает Себе обитель на небе, в св. храмах Божиих и в душах праведников. На небе Он являет свое блаженное присутствие ангелам, как ограниченным существам, а потому имеющим определенное место своего пребывания; в храме являет свое благодатное присутствие верующим, преимущественно в таинствах; в душах праведников обитают Его образ и подобие, дающие возможность чистым сердцем видеть Бога ( Мф.5:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

И вот Он умер, был погребен, воскрес и, наконец, вознесся на небо, обещая пребывать с нами. Всю земную жизнь Господа Иисуса Христа надо внимательно рассмотреть, вспомнить, что все это Господь совершил для нашего спасения. Так же внимательно надо рассмотреть все обстоятельства, которые ведут нас ко спасению. Но это еще не все. Он оставил нам величайшее наследие – Таинство Причащения Тела и Крови Его под видом хлеба и вина. Но в нем, в этом Таинстве, заключается великая сила. В нем Господь соединяет нас с Собой, как и Сам Он сказал: Я есмь лоза, а вы ветви ( Ин.15:5 ). Как ветвь соединена с деревом или как лоза пользуется благодатным соком от дерева, точно так же и мы пользуемся таким соединением – живем с Господом. Это Таинство оживотворяет нас, обожает и возносит на небо. От Таинства этого обратим наш взор и на себя. Спросим себя: кто ты? Может быть, ты – миролюбец, рассеянный в глубине своей души? Может быть, ты, приступая к Таинству, только исполняешь гражданские обязанности? Может быть, ты расположен к гордости? Или прикрываешься внешнею святостью и входишь в храм только ради этого, думая, что тут место лишь толпе грешников? Может быть, ты чаще всего думаешь так, хромаешь на оба колена, отвергаешь примиримое, стараясь заменить непримиримым. Все это разобрав, приступим к Чаше завета. И тогда с верою, любовью и страхом Божиим причастимся Святых Христовых Таин. Ненавидящих нас простим В среду, после литургии Преждеосвященных Даров Итак, напомню вам еще раз, что необходимо нам, чтобы приготовиться к Таинствам Исповеди и Причащения. Сначала надо размыслить о самом себе, рассмотреть свою душу и сердце при свете Священного Писания. Затем надо размыслить хорошенько о Таинствах, к которым мы собираемся приступить, – в чем сила этих Таинств. И затем, кроме того, необходимы добрые дела и молитва. Но скажу вам, что на этой седмице единственным нашим делом должна быть молитва. Всякое житейское попечение ныне отлагается. Напомню вам слова Господа. В Евангелии Он Сам говорит: ...если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя... пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой... если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших ( Мф.5:23–24; 6:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Из Едема выходила река для орошения рая. Воды этой богозданной реки напояли деревья и цветы рая, Едемского сада, богоуготовленного места обитания первого человека. В тени райского древа жизни, орошаемого Божьей рекой, зачиналось Царство Божие в новосозданном мире. Там Бог являлся Адаму. Для падшего Адама, древо жизни расцвело на Голгофе. Древо жизни, древо крестное. И от прободенного ребра Распятого истекли кровь и вода ( Ин. 19:34 ). То заструилась река жизни, возрождающая водою и духом входящих в Царство Мессии. Открылся Источник воды, текущей в жизнь вечную ( Ин. 4:14 ). Раздался зов. Кто жаждет, иди ко Мне и пей... Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него ( Ин. 7:38–39 ). Эта река разделилась на четыре потока. Четвероевангелием благодать Духа Святого разлилась, вернула к жизни все концы земли. И во дне восьмом, в Новом Иерусалиме, сходящем с неба от Бога, один из семи ангелов показал Иоанну Богослову, тайнозрителю, чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту, и по другую сторону реки, древо жизни... ( Откр. 22:1–2 ). Как сад в Эдеме соединял новосозданные небо и землю, в нем Бог являлся Адаму, от него Царство Божие, струящимися четырьмя потоками, должно было благодатно оживить сотворенные небо и землю, так и Новый Иерусалим, скиния Бога с человеками, где Он будет обитать с ними ( Откр. 21:3 ), орошается светлой, как кристалл, рекой жизни – источником вечной жизни нового неба и новой земли. 4.4. Возделывание и хранение сада в Эдеме И взял Ягве Бог человека, (которого создал) и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его ( Быт. 2:15 ). Введенный Богом в рай человек, становится в особое отношение к земле, растениям и животным сада Эдемского. Землю и растения он должен был возделывать и хранить, а животным дать имена. В результате же, он должен был получить жену Еву. Так человек должен был пройти некий путь восхождения от земли, растений, животных к, подобному себе, человеку. И через все это, и во всем этом иметь Богообщение.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010