или вне тела он восхищен был до третьего неба; то можем ли мы знать, как он был восхищен до третьего неба, в теле, или вне тела? Пред тайною, нераскрытою тайновидцем, остается только благоговеть. Но с этим чувством благоговения, можем мы впрочем размышлять, что это было за состояние, которое дивный Павел называет восхищением до третьего неба? Восхищенный видел третье небо, видел рай, слышал неизреченные слова. Явно, что он был в неземном состоянии, когда пред ним открылось небо, когда он был в раю, или жилище небожителей, и вместе с ними созерцал славу Божью, слышал неизъяснимые, несказанные глаголы. На пути к Дамаску, куда шел он, чтобы преследовать христиан, внезапно осиял Павла свет с неба; он упал на землю, и услышал голос говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Савл, после этой беседы с Господом, встал с земли, и открытыми глазами никого не видел, но был слеп, пока Анания, именем Господа, не освободил его от слепоты. Так свет небесный тяжело подействовал на Павла, когда он не был еще сосудом благодати Божией, а был врагом имени Христова! Но Савл, с освобождением от телесной слепоты, прозрел очами души, и увидел свет благодатный. С того времени ходил и действовал он во свете благодати Христовой. Его непрерывные подвиги во славу Христа Спасителя, без сомнения, постепенно у совершали и возвышали его в преданности Господу Иисусу и в единении с Ним. Поэтому, когда, чрез семь или восемь лет по обращении Павла, угодно было Господу, для укрепления его на предстоящие подвиги апостольского служения среди языческих народов, восхитить в область небесной славы. Павел теперь был уже сосудом благодати; свет небесный теперь преисполнил его; он весь проникся этим светом, весь погрузился или поднялся в область божественного света; небесный свет всецело объял его; он видел славу небесную, слышал вещания небесные, неизобразимые на человеческом языке, чувствовал блаженство небожителей, пламенел желаниями небесными. В этом состоянии вера его была видением, надежда – обладанием блаженства, любовь – неизобразимой стихией небесной жизни, душа Павла вся была во власти небесных впечатлений, и все силы его души были преисполнены чрезвычайным действием их. Пришедши потом в обыкновенное состояние, он естественно мог говорить: «в теле ли это было, не знаю, вне ли тела, не знаю, Бог знает». Этим небесным видением он был объят и проникнут весь; его ум не смотрел на что либо, кроме того, что созерцал; не размышлял о чем либо кроме того, что видел, в области неизреченных таинств. «В теле ли, не знаю, вне ли тела, не знаю, Бог знает», такое объяснение чрезвычайного состояния из уст самого Апостола показывает более благоговение его к величью события, нежели желание объяснить отношение своего тела к этому чудесному состоянию. Как бы так говорит Павел: Как совершилось это восхищение, в теле, или вне тела, не знаю; такое таинственное состояние известно одному всеведущему Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Именно – а) при Его появлении на землю, когда ангелы возвестили зачатие Его Предтечи ( Лук. 1:28 ), и Его собственное ( Матф. 1:20 ), возвестили и прославили Его рождение ( Лук. 2:9 ); б) при Его вступлении в общественную должность учителя, когда, после искушения Господа в пустыне от диавола, Ангелы приступили и служили Ему ( Матф. 4:11 ): в) перед Его крестной смертью, которою искупил Он нас от клятвы законной, в саду гефсиманском Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его ( Лук. 22:43 ); г) при Его вознесении на небо ( Деян. 1:11 ), откуда ниспослал Он на Апостолов Святого Духа. 2 . Ангелы служили и святым Апостолам, которым поручил Господь, возносясь на небо, докончить начатое Им самим устроение на земле Его благодатного царства. Так, ангел освободил Апостолов из темницы, куда заключили было их враги креста Христова ( Деян. 5:19 ); ангел же потом освободил из тем­ницы одного апостола Петра ( Деян. 12:7 ); ангел научил язычника Корнилия пригласить к себе этого апостола и принять от него крещение ( Деян. 10:3 ); ангел утешал святого апостола Павла во время страшной бури на море, угрожавшей ему и бывшим с ним смертью ( Деян. 27:23 ), и проч. § 107. Ангелы-хранители человеческих обществ. Ангелам вверяет Господь для хранены целые человеческие общества. 1 . Есть ангелы-хранители царств и народов. Основание для такого учения находим в книге пророка Даниила (гл. 10). Здесь повествуется, что однажды, когда Даниил усугубил свои мо­литвы к Богу об избавлении Иудеев от ига персидского, и молился в течение трех седмиц дней (3), к нему явился архангел (Гавриил), и сказал: от первого дне, как только ты начал молиться, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим ко престолу Всевышнего, чтобы ходатайство­вать за тебя. 1607 Но целые двадцать один день (т.е. три седмицы), пока я молился, вместе с тобой, об освобождении народа твоего от ига персидского, князь царства Персидского стоял против меня (13), и молил Бога удержать Иудеев под владычеством Персов. И не прежде, как Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне в молитвенном предстательстве за Иудеев, и я остался там при царях Персидских.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Как почерпать от источника благодати - Матери Божией? Как молиться и просить Ее? Должно молиться и просить Матерь Божию с верою истинною, твердою, непоколебимою, с искренним желанием употреблять все, подаваемое Ею, по воле Божией, во благо и спасение души своей, с искренним желанием быть истинными чадами Ее, подражать Ей в благоугождении Сыну Ее и Богу. Но помните, что только та молитва бывает действенна, которая соединена с истинною, живою верою в Господа Христа: вся, елика воспросите от Отца верующе, во имя Мое, приимете. Вера, соединяя нас в один дух с Господом, привлекает к нам любовь и благоволение и Пречистой Его Матери: напротив, неверие, маловерие и суеверие, отчуждая нас от жизни Божией, тем самым лишают нас участия в благодатных дарах, изливающихся на церковь Христову чрез облагодатствованную паче всех Матерь Божию. Но да просит с верою, - так учит молиться св. апостол, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа (Иак. 1, 6-7). Так, братие мои, Пресвятая Матерь Господа любит и принимает, предваряет на помощь и избавляет от всяких бед и зол только богонравные и богобоящиеся рабы Своя. Что знаменует собой пасхальный артос? (Пред раздачей его в Светлую Субботу) Сейчас вы, братие, будете принимать части освященного хлеба, называемого артосом. Спросите: Для чего это установлено? Так как Прав. Церковь ничего у себя не имеет такого, что не было бы передано нам св. Отцами или Апостолами, то и здесь не свое она выдумала и предлагает то, что вручили ей для передачи нам св. Апостолы. Поэтому спросим их об этом. И они ответят нам: Когда до страданий Спасителя мы трапезовали, среди нас всегда сидел Он, наш Божественный Наставник. А когда вознесся на небо, то место Его осталось пусто. И вот, чтобы всегда о Себе напоминать, что Он сидел с нами Своим вещественным Телом, мы поставили пред нашими очами вещественный хлеб. Этот вещественный хлеб, пребывающий с нами, напоминает нам, что с нами во все дни до скончания века (Матф. 28, 20) обещал пребывать духовный Хлеб, Господь наш Иисус Христос, хотя Он и вознесся на небо.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2094...

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с православной Церковью в учении о почитании святых мощей Мф.23:29 . «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников». Объяснение. Если взять во внимание ст.30–34 этой же главы, то легко понять истинный смысл этого текста. Здесь Спаситель обличает не за украшение гробниц праведников, «ибо сие надлежало делать» ( Мф.23:23 ), а за то, что это доброе дело не соединялось с внутренним настроением фарисеев: Мф.23:25 . Кости праведников чудодейственны: Сир.49:12 ; 4Цар.13:21 , и почёт им был оказан ещё Моисеем: Исх.13:19 ; 4Цар.23:17–18 . Деян.13:36–37 . «Давид, в своё время послужив изволению Божию, почил, и приложился к отцам своим, и увидел тление; а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления». Объяснение. Здесь, как видно из предыдущих 30–31 ст., говорится о воскресении Христа, а отнюдь не о почитании свят. мощей. Притом в ветхом завете всякий человек (след. и Давид) и телом и душой был под законом, был лишён благодати, и только в новом завете воплощение Сына Божия освятило наше бренное тело, соделав его храмом Святого Духа: 1Кор.6:14:19 , наконец, и Сам Иисус Христос говорил, что «верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит»: Ин.14:12:21–22 . Иуд.1:9 . «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: да запретит тебе Господь». Объясн. Божию произволению угодно было не только сокрыть гроб Моисея, но и взять живым на небо с телом пророков Илию и Эноха: Быт.5:24 ; 4Цар.2:11–12:13:20 ; а потому из этого не следует, что и все тела угодников Божиих должны бы быть взяты на небо, дабы не ввести людей в идолопоклонство. Чествование святых мощей есть не что иное, как чествование силы Христовой, воздвигающей новых светильников в христианском мире, следовательно, никакого идолопоклонства здесь нет, а что останки святых в ветхозаветной Церкви никогда не износились из недр земли для благоговейного почитания, на это были особые причины, ибо до совершённого Христом искупления не было ни одного праведника в состоянии прославления: Евр.11:39–40 ; ныне тот закон прошёл: Евр.10:1 ; наступили новые благодатные времена: Гал.4:4 . В Новом Завете тело облагодетельствованного христианина, вместе с душой, является обителью Святого Духа. Если душа снискала помилование на суде Божием, то и тело прославляется, и обратно: 2Кор.4:10 ; 2Тим.1:10 ; 1Кор.15:48–49 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Мир не борется за него, и он не волнует историю. Единственная историческая сила — это хлеб земной. Хлеб же небесный не вовлекается и не включается в историческое мировое действо. Так что же это такое — этот новый способ удовлетворения жажды? Что это такое — хлеб небесный? Каково его значение и смысл? Имеет ли инквизитор хоть какие-то основания для того, чтобы дар, который Христос принес людям, отодвигать куда-то на окраину их жизни, а в ее центре устанавливать хлеб земной? В христианском Откровении, на котором основывается вся легенда Достоевского, проблема хлеба присутствует постоянно. В самом первом благодатном состоянии человека мы находим символическое «дерево жизни», которое «произрастил Господь Бог» «посреди рая (Быт., 2, 9) и питаясь плодами которого, человек мог бы жить вечно (Быт., 3, 22). Это дерево жизни, «двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов» (Откр., 22, 2) вновь появится тогда, когда человек будет находиться в преображенном, окончательно довершенном и очищенном состоянии. Между этими двумя полюсами — между раем и небесами — стоит Христос, обещая хлеб небесный: «Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я — хлеб живый, сшедший с небес; ядущий сей будет жить вовек» (Иоанн, 6, 48-51). Таким образом, хлеб как условие человеческой жизненности неким загадочным способом тесно связан со всем христианским Откровением. Он появляется и в начале человеческого существования (рай), и в его процессе (история), и в его преображенном состоянии (небо). Символические образы Откровения отчетливо говорят нам о том, что человек постоянно нуждается в объективном, рядом с ним находящемся объекте, который он смог бы вобрать в себя и благодаря которому мог бы быть и раскрываться. Это содержание должно быть во всякой форме человеческого существования: будь то невинный первобытный рай, или тяжелой поступью ступающая история, или, наконец, непорочное небо. Первые люди, совершив преступление, утратили непорочную форму существования, тем самым утратив и то изначальное дерево жизни, которое гарантировало им бессмертие. Попав в историю, они обрели только хлеб земной, только материальное содержание, которое, правда, могло поддерживать их плотское существование, но обессмертить это существование оно не могло. Сверхприродное содержание, дающее бессмертие, было уже утрачено. История человечества превратилась в арену постоянно беснующейся смерти. Однако Христос пришел в мир для того, чтобы уничтожить первородный грех и выпрямить искаженную форму человеческого существования. Одной из главных задач Христа было возвращение людям того сверхприродного содержания, которое поддержало бы жизнеспособность их духа и сущностно защитило бы их от смерти. Поэтому проблема хлеба оказалась в центре подвига Христа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=844...

Мк, 62 зач., 13, 3–14, 2 Сказал Господь Своим ученикам: небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время. Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать. Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте. Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить; но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе. «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут», – говорит Господь. Все советы Божии исполнятся, слово, которое сказал Бог, станет делом. Мы подобны людям, знающим, что господин их придет, но не знающим, когда он придет. «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец». Мы живем, осеняемые вечностью. Потому нет причин для страха. Но это означает, что мы должны исполнять порученный нам труд день за днем. И мы должны жить так, чтобы для нас не имело значения, когда господин наш придет. Нам дано служение, каждый день которого мы должны посвящать Господу и быть достойными Его, с тем чтобы в любой момент оказаться готовыми к встрече с Ним. И вся жизнь наша становится предпразднством встречи с Царем Небесным. Мудр ли кто из вас, покажи на деле, что ты не забываешь никогда о том, куда все идет. «Мудрец отличается от глупца тем, что видит все до конца». Этой благодатной памятью конец становится не унынием, а вечной радостью. Мы должны всегда бодрствовать, в ожидании Его прихода. Наш Господь придет, и придет господин дома, и мы дадим Ему отчет о нашем служении. Мы не знаем, когда Он придет. Это относится и к часу нашей смерти, и к Страшному Суду. Наша земная жизнь – ночь («даждь нам настоящего жития нощь прейти»), темная ночь – по сравнению с будущей жизнью. И мы не знаем, в какую стражу ночи наш Господь придет – во дни нашей юности, в зрелости или в старости. Но как только мы рождаемся, мы начинаем умирать, и с момента, когда мы делаемся способными что-то ждать, мы должны ждать смерти. Наша главная забота должна быть – чтобы Господь не застал нас спящими, уверенными в собственной безопасности, готовыми сказать: «Он не скоро придет» и неготовыми встретить Его. Его приход поистине будет внезапным. И потому неотъемлемый долг всех Христовых учеников – бдеть и бодрствовать. «То, что Я говорю вам, Я говорю всем в роде сем – всем, кто будет веровать в Меня во все века: бодрствуйте, ждите Моего Второго Пришествия, уготовляйтесь к нему, чтобы не было в вас пятна или порока». Если никто не знает ни дня, ни часа, это значит, что мы должны быть готовы каждый день и на всякий час.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Не отлучайтесь из Иерусалима, – говорил Он им пред Своим вознесением на небо, – но ждите обещанного от Отца… вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» ( Деян. 1, 4, 8 ). Обетованием Святого Духа Спаситель окончил Свои наставления апостолам относительно распространения и устройства Церкви и вознесся на небо. По вознесении Иисуса Христа апостолы, согласно Его повелению, основали свое местопребывание в Иерусалиме и ожидали здесь сошествия Святого Духа. Все они, вместе с Богоматерью и другими верующими, «единодушно пребывали в молитве и молении» ( Деян. 1, 14 ), для чего собирались в особом доме. В одном из собраний, на котором было 120 верующих, апостол Петр предложил на место предателя Иуды Искариотского избрать для апостольского служения другое лицо из числа тех верующих, которые все время находились при Спасителе и были свидетелями Его воскресения. Собрание поставило пред апостолами Иосифа и Матфия. После общей молитвы бросили о них жребий, жребий пал на Матфия, и он был причислен к одиннадцати апостолам. Наконец, по прошествии десяти дней от вознесения Господня, в еврейский праздник Пятидесятницы совершилось сошествие Святого Духа на апостолов. Благодатная сила Святого Духа, изливавшаяся на апостолов во всей полноте, обнаружилась в первый раз тем, что они получили способность говорить на разных языках. Со дня сошествия Святого Духа началась открытая проповедь апостолов об Иисусе Христе. Они проповедовали и в иерусалимском храме и в частных домах. Проповедь их обращала к вере во Христа Великое множество народа. § 8. Святой Павел – апостол народов и его апостольские труды Святой Павел, до начала проповеди язычникам называвшийся Савлом (Саулом), по особенному изволению Божию был присоединен к двенадцати апостолам. Он был родом из Тарса, главного города Киликии, славившегося греческою образованностью, и происходил из еврейского семейства, которое пользовалось правом римского гражданства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос ( 1Кор. 10:1–4 ). Казалось бы, сами упомянутые апостолом события вовсе не заставляют думать таким образом, но апостол Духом Святым воспринимает их именно так, мессиански. Далее апостол Павел дает общий принцип мессианской типологии, прообразовательности Ветхого Завета: А это были образы (τποι – типы) для нас, чтобы мы не были похотливы на злое... Всё, что происходило с ними, как образы (τποι – типы); а описано в наставление нам, достигшим последних веков ( 1Кор. 10, 6.11 ). Сам человек, участвовавший в ветхозаветные времена в преобразовательных действиях и событиях, как правило, не сознавал, что это прообраз чего-то в будущем, для него всё имело свой непосредственный исторический смысл. Так, было бы очень странно, если бы Иосиф Прекрасный осознавал себя прообразом грядущего Мессии. Прообразовательное значение событий благодатно раскрывается из будущего. В настоящем прообразы являются предметом надежды (чаяния) или вовсе не имеют такого значения. Нельзя, однако, вовсе исключать прообразовательное осмысление себя и своей истории в ветхозаветные времена, поскольку мессианским чаянием пронизано было всё. А еще есть Божественная телеология, когда прошлое создается по образу будущего, а не наоборот. Так, апостол Павел в Послании к Евреям сопоставляет Христа и ветхозаветного первосвященника, жертву Христа и жертву козла отпущения, небо и святилище Израиля. Ветхозаветное при этом – прообраз новозаветного. Но вот что интересно. Не ветхозаветное определяет, каким быть новозаветному, а наоборот. Ветхозаветное служение изначально устраивалось, как образ того, что только еще будет в будущем. Последнее причина первого. Последнее – истина, первое – ее прообраз. О том апостол: Итак, образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами. Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо... ( Евр. 9:23–24 ). Моисей, а потом Соломон, всё устраивали уже тогда по образу еще только имеющего произойти во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Обратимся опять к Евангелию. Ученики, попрощавшись с Христом, вдруг испытывают непонятные нам чувства: …возвратились в Иерусалим с великою радостью ( Лк.24:52 ). Они потеряли Учителя, но возвращаются в Иерусалим с радостью великой, потому что они за этим внешним видят духовное, видят большее. Апостолы знали, что на земле Он помогал только им, а теперь, вознесшись, будет всему миру помогать. Дух Святой сойдет на весь мир и изменит, оживотворит его. Вот и мы, теряя, должны понимать, что мы приобретаем. Теряя покой, сон, силы, здоровье, энергию на свое спасение, мы его приобретаем. Когда мы вместо того, чтобы в воскресный день спать до десяти часов, идем на раннюю службу, то мы теряем во сне. Потеряли мы что? Сон. А что приобрели? Небо. Когда можно было полежать, посмотреть телевизор, а мы поехали в больницу, навестили маму, папу, друга своего, посидели с внуком, казалось бы, потеряли время, но для души что-то хорошее приобрели. Проще было бы жить для самих себя, но тогда ничего не приобретаешь на Небе. Надо понимать, что ради Царствия Небесного надо чем-то поступаться, чем-то жертвовать. Потеря времени, сил, покоя, сна — это все видимое. Но только через это видимое и можно приобрести невидимое. Спаситель учил своих последователей: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам ( Мф.6:33 ). Апостол Павел нам объясняет: Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе ( Рим.14:17 ). Царствие Божие само ниоткуда сверху не свалится, обрести его можно, только если человек начнет созидать его в себе. А внутри чего? Не внешнего — дома, дачи, карьеры, а внутри своего сердца. Господь говорит: Царствие Божие внутрь вас есть ( Лк.7:21 ). Так вот, только в глубине своего сердца можно найти эту таинственную, благодатную, сокровенную жизнь с Богом. Ибо Бог не только где-то везде, но и в конкретном, маленьком, трепещущем сердце каждого из нас. Святой Исаак Сирин учит: «Войди внутрь твоего сердца и там найдешь ступени, возводящие на Небо».

http://azbyka.ru/propovedi/dorogoj-spase...

Он, как Дух, невидим, и как Дух высочайший, непостижим и неисследим. «Велий Господь и хвален зело, и величию Его несть конца» ( Пс.144:3 ), — говорит слово Божие. Пред Ним и Серафимы и Херувимы трепещут и служат Ему со страхом. Так и мы должны только благоговеть и повергаться пред неисповедимым Его величеством. Можно ли иметь какое-нибудь понятие о том, каков есть Бог? Да. Священное Писание ясно и определенно изображает нам Бога в Его Божественных свойствах и действиях. Оно говорит, что Бог вечен. Все имеет начало и конец, потому что все сотворено; но Бог не сотворен, а Им сотворено все, Он самосущ и самобытен, т. е. причину бытия Своего имеет в Самом Себе, и потому начала бытия Его не было, и конца не будет. Писание говорит, что Бог вездесущ. Действительно, нет места, где бы не было Бога; ибо все от Бога, и Бог больше всего. Он все сотворил, все содержит, и Сам везде есть и вся исполняет. Мы должны благоговейно взирать на небо — там невидимый престол величествия Его, с высоты взирает Он на нас смиренных и грешных; должны молитвенно предстоять в земном храме Его — здесь Его благодатное и таинственное присутствие; но должны благоразумно и благочестиво держать себя всегда и везде; ибо Бог везде, и где бы мы ни были, Он с нами, видит нас и все наши дела. Писание говорит, что Бог есть всемогущ. Иначе и быть не может. Ведь Бог и мир сотворил. Посмотрите на землю, на солнце, на все небо. Какая требовалась сила сотворить все это? А Бог сотворил, — да и как? Из ничего, одним Словом Своим. Рече, и быша; повеле, и создашася ( Пс.148:5 ). Повергнемся пред Ним мы, брение и персть, и низложим свою гордыню! Писание говорит, что Бог есть всеведущий. Так. Бог знает все; да и как Ему не знать всего, когда все от Него? Бог знает все, и знает прежде всего. Еще не было мира, а Бог знал его, ибо Он сотворил его, и как премудро сотворил! Не достанет нашего ума, чтобы постигнуть нам только самих себя. А прочие бесчисленные твари? А весь Мир? О, невольно скажешь с Давидом: велий Господь наш, и велия крепость Его, и разума Его несть числа ( Пс.146:5 )! Что мы должны подумать о себе, братие? Ежели Бог наш есть всеведущ, — значит, Он знает и нас всех, и всегда знает, что у нас на уме, на совести и в сердце, знает все, что мы делаем и при людях, и без людей, и днем, и ночью.

http://azbyka.ru/propovedi/gomiletika-te...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010