Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Благодатное Небо Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Благодатное Небо», находится в иконостасе Московского Архангельского собора Кремля по левую сторону от царских врат. Пресвятая Богородица, держащая на руках Предвечного Младенца, изображена в полный рост и в окружении ярко-красной мандорлы с исходящими от нее сияющими лучами. Этот образ имеет также наименование «Что Тя наречем?», происходящее из текста Богородична 1-го часа, начертанного по краю сияния, исходящего от Божией Матери: «Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко воссияла еси Солнце Правды; рай, яко прозябла еси нетления; Деву, яко пребыла еси нетленна; Чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим». Иконографическое изображение Пресвятой Богородицы, под ногами Которой первоначально был изображен лунный серп, иллюстрирует слова Откровения Иоанна Богослова: И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд... И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его (Откр. 12. 1, 5). Существует предание, что этот образ находился ранее в Смоленске и в XIV веке был перевезен в Москву дочерью литовского князя Витовта Софией, когда она стала супругой Московского князя Василия Дмитриевича (1389–1425), вместе со многими другими древними иконами, присланными из Константинополя (как следует из записи в Троицкой летописи за 1398 г.). Об этом стало известно в 1853 году, когда во время поновления иконостаса Архангельского собора митрополит Филарет (Дроздов) распорядился собрать исторические сведения о чудотворном образе. В несохранившейся описи XVII в. Архангельского собора указывалось, что образ является списком с находившейся в соборе древней иконы, сделанным мастерами Оружейной палаты по указу царя Феодора Алексеевича.

http://pravicon.com/info-17

Много веков потребовалось, чтобы подготовилось исполнение премудрого Божиего домостроительства и появилась Чистая Дева, достойная стать Матерью по плоти Того, через Которого сотворены небо и земля и через Которого должно было исполниться предначертание Премудрой Троицы о Спасении мира. Но когда пришла полнота времени ( Гал.4:4 ) и настало время воплотиться на земле Сыну Божию, тайна дивного Совета Пресвятой Троицы была открыта Богом архангелу Гавриилу, и он был послан в Назарет благовестить Деве Марии о имеющим быть от Нее рождении Спасителя мира. «Совет превечный открывая... Отроковице, Гавриил предста» 40 Пречистой Деве, вещая Ей: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами... родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего ( Лк.1:28, 31–32 ). Смутилась смиренная Отроковица, слыша сие приветствие. С трехлетнего возраста Она находилась при храме, будучи отдана туда родителями и постоянно пребывая там в молитве, воспиталась Она во Святое Святых, где слышала глаголы небожителей, однако не могла Она помыслить быть Матерью Искупителя, дав к тому же и обет пребывать Девой. Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим ( Лк.1:35 ), изрек Ангел, отвечая Ей на вопрос: как будет это, когда Я мужа не знаю? ( Лк.1:34 ). Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему ( Лк.1:38 ), – со смирением и покорностью воле Божией ответила Мария. Тогда Слово Божие, Единородный Сын Божий, вселился в Марию. Тот, Которого Небо и небо небес не вмещают ( 3Цар.8:27 ), Которому небо – престол, земля же подножие ног Его ( Деян.7:49 ), жилищем Своим избрал Деву, ложесна Ее престол сотворив и чрево Ее пространнее небес соделав. «Ширшая Небес» 41 явилась Дева Мария. Через девять месяцев Она родила Сына, Бога явившегося во плоти. «Еже от века утаенное и ангелом несведомое таинство, Тобою, Богородице, сущим на земли явися Бог, в неслитнем соединении воплощаемь» 42 . Девство Марии и Воплощение чрез Нее Сына Божия оставались, однако, тайной для диавола, пока Господь не совершил дело нашего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/ro...

" Нас зовет Небо " июня 2022 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме Вознесения Господня в Колпине " Мы праздновали сегодня отдание Пасхи, в течение сорока дней наслаждались пасхальной радостью, общением с воскресшим Христом, как бы ходили за Ним каждый день, - сказал владыка в проповеди. - И вот, сегодня, как Он привел апостолов на гору Елеонскую, чтобы вознестись на небо, так и нас собрал в храме, чтобы мы здесь еще раз поклонились воскресшему и вознесшемуся Христу. Он все совершил для нас, что было нужно на земле. Еще в течение сорока дней оставался, наставляя учеников, уча их тайнам Царства Небесного. И когда все исполнил, пошел в ту славу, которую имел до сошествия на землю. Сказал ученикам, что должен уйти от них. Они опечалились. Но Господь успокоил их: " Истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам " (Ин. 16:7). Христос возвестил, что уготовит ученикам обители небесные и пошлет Утешителя Духа Святого, который все восполнит, о чем они забыли, чему Он их учил, и будет вести их по жизни до скончания века. Господь показал, что вся Троица участвует в нашем спасении: Бог - Отец, Бог - Сын и Бог - Дух Святой. Мы верим в Святую Троицу и живем под Ее благодатным покровом " . " Христос, покидая этот мир, благословил всех жить по Его святым заповедям, - продолжил архипастырь. - Он учил тому, что ведет нас в Царствие Небесное. На земле мы странники-пришельцы, долго здесь не живем, редко кто дотягивает до ста лет. Земля - не наша родина. Наша родина - Отечество Небесное, где мы будем жить вечно. Поэтому надо больше думать о вечности. Праздник Вознесения Господня как раз поднимает нашу мысль от земли к небу, куда Спаситель вознесся. Мы созданы людьми, состоим из праха земного и души. Нас постоянно притягивает земля и зовет небо. Но нельзя разрываться между ними. Лучше угождать небесному Господу, нежели нашему праху земному. Если устремляемся к Богу, то отвязываемся от земли. А ведь всем нам предстоит рано или поздно покинуть этот мир " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

«Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти, – ответил им Христос. – Но вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святой и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян.1:7—8). Иными словами, не старайтесь предугадывать, когда и какие именно внешние перемены должны произойти в мире. Вашим делом будет подготовить нужные условия для их наступления, чтобы люди поверили в Меня, как Спасителя мира, и приняли Мое учение. Дело это будет большое и трудное, но Бог-Отец укрепит вас благодатной силой. Сказав это, Иисус Христос благословил их и стал отделяться от земли, поднимаясь на их глазах все выше и выше. Видя это, ученики поклонились Ему, а Господь, удаляясь, продолжал благословлять их. Апостолам не хотелось оторвать своих глаз от Христа и после того, как Он совсем скрылся за облаками. Тогда явились им два Ангела в белоснежных одеяниях и сказали: «Мужи Галилейские! Что стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся сейчас на небо, придет так же, как вы видели Его восходящим на небо!» (Деян.1:11) Обрадованные этим обещанием, апостолы спустились с горы и вернулись в Иерусалим. Здесь они ежедневно собирались в Сионской горнице, в молитве и чтении Деян. 1-я глава). С ними тут собирались и другие ученики Христовы и некоторые из жен-мироносиц. Очевидно это было то помещение, где месяца два тому назад, накануне Своих крестных страданий Господь Иисус Христос совершил Тайную вечерю. Так, Своим вознесением Спаситель закончил Свое земное служение, которое Он совершил для искупления грешных людей. Пребывание на земле было временем Его добровольного унижения, нищеты и скорбей, которые завершились позорной и мучительной смертью на кресте. Теперь Он вернулся в мир Своей вечной славы. Будучи всегда равным Отцу по Своей божественной природе, с вознесением на Небо Он «воссел одесную» Бога Отца – т.е. и как Человек воспринял ту власть, величие и славу, которые подобают Ему, как Сыну Божию. С этого времени Он, как Глава основанной им Церкви, управляет судьбами мира. Оттуда перед концом мира Он снова придет во всей Своей Божественной славе, окруженный ангелами и святыми, чтобы воскресить всех людей и каждому воздать по делам его. Тогда спасенные войдут в Его Царство славы, которому не будет конца.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2611...

Он говорил Своим ученикам: Аз истину вам глаголю: уне есть вам, да Аз иду: аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: аще ли же иду, послю Его к вам ( Ин. 16:7 ). Иисус Христос вознесся на небо и для того, чтобы вечно ходатайствовать о нас пред Богом Отцом: ибо Он есть вечный Первосвященник, прошедший небеса ( Евр. 4:14 ). Апостол учит: Иисус Христос поскольку пребывает вечно, то и священство имеет непреходящее. Посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, дабы ходатайствовать за них ( Евр. 7:24, 25 ). Св. Иоанн Богослов пишет: аще кто согрешит, ходатая имамы ко Отцу Иисуса Христа праведника. И Той очищение есть о гресех наших, не о наших же точию, но и о всего мира ( 1Ин. 2:1–2 ). Хотя Господь Иисус вознесся на небо и сидит одесную Бога Отца в Его славе; но Он неотлучно пребывает и на земле, и особенно в Своей Церкви, или со всеми истинно верующими в Него, как обещал Он Своим ученикам пред вознесением на небо; и се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века ( Мф. 28:20 ). Особенно присутствует Господь Иисус в Своей Церкви, как её Глава, Духом Своим соединяющий всех верующих в одно тело, и всем подавающий благопотребные благодатные дары, по нужде и по достоинству каждого. Братия! Чаще размышляйте о вознесении Господа Иисуса Христа на небо, и утверждайтесь в вере, надежде и любви к Нему. Ибо Господь Иисус Своим вознесением запечатлел истину Своего учения, самым делом показав, что Ему дадеся всяка власть на небеси и на земли ( Мф. 28:18 ); и Он, как вестники небесные открыли, придет опять на землю, как Царь славы, судить живых и мертвых и воздать каждому по делам Его. Будем надеяться и уповать на Него, прибегая к Нему с молениями: ибо Он есть вечный Первосвященник и Ходатай наш пред Отцом Небесным; будем любить Его всем сердцем и всею душою: ибо Он наш Спаситель и Бог, податель всех даров благих. В Нем источник нашего истинного счастья и блаженства. Братия! «взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса, который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Будем помышлять и мы о претерпевшем от грешников такое над Собою поругание, – когда переносим разные трудности, скорби и болезни в этой жизни, – чтобы нам не унывать и не ослабевать в душах» своих ( Евр. 12:2, 3 ); но, одушевляясь верою надеждою и любовью, будем всегда прославлять Господа Иисуса, вознесшегося на небо и сидящего одесную Бога с превечным Его Отцом и Святым Духом, во веки веков. Аминь. Читать далее Источник: О православной вере : поучения, предложенные по порядку пространного катехизиса Православной Церкви/Евсевия, архиепископа Могилевского. - 3-е изд, в 2 кн. – С.-Петербург : Тип. Д-та Уделов, 1877./Кн. 1. – VI, 442, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Откуда происходит эта радость? Оттого, что Христос ушел к Отцу, но не ушел от нас. «Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ), – сказал Он Сам. Вторая причина радости заключается в том, что Он снова придет. Об этом сказали Ангелы Апостолам: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели его восходящим на небо» ( Деян.1:11 ). Это будет Второе Пришествие Христа во славе, о котором Он Сам предсказал в таких словах: «Придет Сын человеческий на престоле славы Своей» ( Мф.16:27; 19, 28 ). Третья причина для радости Апостолов – ожидание Святого Духа. Впрочем, Святого Духа они уже имели. Вспомним, что Воскресший Христос, явившись своим ученикам, «дунул, и говорит им: примите Духа Святаго» ( Ин.20:22 ). Благодаря этой благодати Апостолы в состоянии были узнать Воскресшего Господа, а сомневающийся Фома – уверовал. Но Апостолам предстояло принять еще большую благодать, получить дар знания всех языков земли и способность проповедовать народам Воскресшего Господа и призывать человечество к покаянию. Будем радоваться и мы в этот праздник Вознесения Господня и прославлять Воскресшего и Вознесшегося на Небеса Господа нашего Иисуса Христа. Аминь. Слово в Неделю 7ю по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора (325 г.) 30 мая 1982 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Воскресший Христос вознесся на Небо. Одним из благодатных даров Вознесения Христова было излияние на Церковь Святого Духа. Только через Духа Святого мы веруем в Иисуса Христа как в Господа и Сына Божия: «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» ( 1 Кор.12:3 ). Веруя во Христа Спасителя через действие Святого Духа, мы обращаемся к Богу, по заповеди Христа, как к Отцу, и говорим Ему: «Отче наше, сущий на небесах!» (Мф.6:9 ). Таким образом, находясь на земле, мы имеем общение со Святой Троицей. Жизнь с Богом и есть Небесная жизнь, и поэтому можно сказать, что, вознесясь на Небо, Христос Спаситель само Небо приблизил к нам. Однако жизнь на этом земном небе отличается от жизни на том Небе, куда вознесся Христос. На том Небе – блаженство; на земном небе – скорби. Поэтому наша земная жизнь нуждается в утешении. И для этого Христос послал от Отца Духа Святого. Его Он назвал Утешителем, потому что Он различными способами утешает нас.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

И вот неожиданно что-то подобное молнии ударило в мраморную колонну, она рассеклась, и из нее вышел столп огня, который зажег свечи в руках у Патриарха. С тех пор никто из представителей многочисленных христианских конфессий не решается оспаривать у православных иерархов право молиться в этот день в Гробе Господнем. На левой от входа в храм колонне и сегодня можно увидеть расщелину, из которой появился в тот памятный день Святой огонь. Существует народное поверье, что в тот год, когда Благодатный огонь не сойдет на Гроб Господень, наступит конец света. Поэтому ежегодно миллионы христиан во всем мире, затаив дыхание, ждут радостной вести о том, что великое чудо свершилось. Несколько лет назад была возобновлена традиция без промедления доставлять в Россию Благодатный огонь. Его привозят специальным авиарейсом представители Фонда Андрея Первозванного, и уже в пасхальную ночь Святой огонь появляется в русских православных храмах. Верующие зажигают от него свои свечи и стараются до следующей Пасхи сохранить этот божественный огонь в своих домах. Как земля становится Небом Вознесение Господа нашего Иисуса Христа — это событие, которое связано самым тесным образом с участью каждого человека. Небо, как жилище Божие, разверзлось для сынов человеческих, о чем сказано Самим Господом: Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе ( Ин.12:32 ). Душа наполняется радостью о Боге нашем, Который ради нашего спасения принял человеческую плоть, родившись в этом грешном мире, научил нас жить свято, честно и дружно между собою, за каждого из нас претерпел распятие, вольную смерть и примирил нас с Богом. У апостола Луки это великое событие описано кратко: И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо ( Лк.24:50-51 ). Это праздник не только славы Божьей, но и славы человеческой природы, которую Спаситель вознес на Престол Своего Божественного Отца. Так воскресшее человеческое естество не только было введено в райские обители, из которых ниспало преступлением Адама, но и вошло в тайну бытия Святой Троицы.

http://azbyka.ru/propovedi/dorogoj-spase...

«Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его» ( Евр.11:5 ). Енох так угодил Богу своей верой в обетования Его, так был крепок в вере, что и среди всеобщего развращения остался верен Богу, за что и взят живым на небо. Также и пророк Илия взят живым на небо ( 4Цар.2:5 ). Енох и Илия были взяты на небо, потому что достигли предопределенной меры благодатного возраста и чистоты внутренней, так что смертное поглощено было жизнью ( 2Кор.5:4 ). Свт. И. Златоуст говорит: «Такое событие, разумею переселение Еноха (и Илии), произошло для того, чтобы человечество питало надежду на прекращение смерти... Авелем устрашил, а Енохом внушил ревность о благоугождении Богу» (еп. Никанор, Толк. Апостол, ч. III, стр. 317). Также и для Ноя вера была главным стимулом в его решимости строить ковчег. Она давала ему силу противостоять всеобщим насмешкам и строить ковчег в надежде на обетование о спасении в предстоящее грозное посещение Божие. Своей верой Ной «осудил весь мир», ибо доказал, что мир действительно заслужил наказания, потому что мог бы тоже спастись, подобно праведному Ною. б) Примеры веры Авраама и Сарры (Евр.11:8–19) О вере Авраама и Сарры Апостол говорит особенно пространно, так как Авраам есть отец всех по вере, а евреев и по происхождению от него ( Быт.12–22 гл.). В чём же высота веры Авраама? В том, что он, поверив и повинуясь призвавшему его Богу, оставил дом и последовал в совершенно неведомую страну. Да и пришедши в обетованную землю, он жил как пришелец, в палатках, как на чужбине; «ибо он ожидал города... которого художник и строитель Бог» ( Евр.11:10 ). Авраам ожидал не настоящего жилища, а будущего, нерукотворенного, имеющего вечное основание на небеси. Авраам и Сарра показали себя достойными высших благ -и получили их, низшие же приложились сами собой: они стали обладать и всей землей Ханаанской, стали отцами потомства столь великого; «как много звезд на небе, и как бесчислен песок на берегу морском» ( Евр.11:12 ). Но исполнение обетований они получили не при жизни, а «только издали видели оные и радовались» ( Евр.11:13 ). Сам Иисус Христос сказал, что Авраам видел Его пришествие и, видя, возрадовался ( Ин.8:56 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Две Земли, Богом избранные: территория Рая – колыбель человечества и Палестина Две Богоизбранные области известны в истории Ветхозаветной Церкви. Первая – территория вблизи Рая, где Бог неоднократно являлся Адаму и Еве и беседовал с ними. Эта территория стала колыбелью человечества, здесь жили великие собеседники Божии: Авель праведный, первый первосвященник Сиф, Энох, взятый живым на небо, праведный Ной – причисленные Церковью к лику святых. Они и погребены на указанной территории вместе с другими родоначальниками человечества. Там же Бог повелел Ною построить спасительный Ковчег и заключил с ним Свой Завет. На этой земле, вблизи великой реки Евфрат, пророк Божий Иезекииль сподобился видения Престола Божия и Сидящего на нем Подобного Сыну Человеческому, окруженному четырьмя Божественными Серафимами, и этот образ Божий был запечатленна все века (Иез. 1, 1-28). Именно здесь находился вожделенный Рай, куда сходил с Небесного Престола Господь Бог и беседовал с бессмертным Адамом. На этом же берегу великой реки Евфрат Авель праведный приносил свои жертвы Богу, здесь пролилась его первая невинная кровь. Христос Спаситель восхвалил Авеля, назвав его праведным. Первым небожителем стал Энох, взятый живым на небо, как впоследствии на огненной колеснице вознесся на небо и пророк Божий Илия. Искупительная жертва Христова открыла врата Рая и всю полноту благодатного Царствия Небесного для ветхозаветных праведников. Кроме территории вблизи Рая, существовала и вторая избранная земля – Палестина. Почему же Бог избрал эту, практически, неплодородную, за исключением небольшой долины Иордана, засушливую землю для Своего избранного народа и сделал ее местом пришествия на землю Сына Божия? Церковь дает ясный ответ – ведь там, на Голгофском холме была могила Адама. Действительно ли это так? Перейдем теперь к данному вопросу. В Библии об этом ничего не сказано, поэтому и нам необходимо проделать сложный путь, чтобы подойти к разрешению этого немаловажного вопроса. Рассмотрим его сначала с точки зрения судеб Божиих в Его Промыслительном Домостроительстве Божьего Царства на земле. " И сказал Бог Аврааму: возьми сына твоего единственного, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе " (Быт. 22, 2).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

И воздвиг руцы Свои, и благослови их. «И, подняв руки Свои, благословил их». В ветхом Завете было в обычае благословение чрез поднятие рук над благословляемыми. Так о первосвященнике Аароне написано: И воздвиг Аарон руцы к людям, благослови я ( Лев.9:22 ). А когда принимал благословение один или немногие, благословляющий возлагал руки на благословляемых ( Быт.48:14 ; Мк.10:16 ). И потому не без основания полагают, что так и Господь преподал благословение Своим ученикам, присоединив к древнему обычному благословенью знамение креста, так как обычай в Христовой Церкви преподавать благословение чрез крестное знамение есть всеобщий; а чрез это указывает на свое происхождение от святых Апостолов, которые ничего такого не вводили, чему не были наставлены от Самого Господа. И благослови их. Благословил их Иисус Христос, в котором Бог Отец, как учит Апостол, благословил нас всяким духовным благословением в небесах ( Еф.1:3 ). To есть, все духовные или благодатные дары получаем мы от Бога чрез Иисуса Христа. Он своими заслугами, страданиями и крестною смертью , примирил нас с Богом Отцем, дал нам возможность быть сынами Божиими и Его сонаследниками в обителях небесных, участниками вечной Его славы ( Рим.8:17 ). Иисус Христос благословил своих учеников и Апостолов пред вознесением своим на небо, и это Его благословение, без сомнения, имело на них благотворное, благодатное действие: оно сообщило им то великодушие, с каким они теперь расстались с Господом, и то благодушие, ту духовную радость, с какими они с Елеона возвратились в Иерусалим, и ожидали обещанного от Отца Всесвятого Духа. «Иногда благословлял их, Господь отступил от них, и возносился на небо, и они поклонились Ему». Зрящим им взятся, и облак подъят Его от очью их. Он поднялся в глазах их, то есть, приняв от Него благословение, и поклонившись Ему, они тотчас устремили на Него взоры, но облако взяло Его из вида их. Облако, без сомнения, было не обыкновенное, но облако Божественной славы. Так в облаке являл Бог славу в ветхом Завете, в пустыне ( Исх.16:10 ), на горе Синайской ( Исх.19:9.16;24:15–18 ); в светлом облаке явилась слава Господа Иисуса на горе Фаворе ( Мф.17:5 ), и при скончании мира «узрят Сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» ( Мф.24:30 ). Так, и при вознесении Господа Иисуса на небо, виденное Апостолами облако означало Божественную славу Господа Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010