После этого коливо благословляется и раздается верующим. Празднование великомученику Феодору в субботу первой седмицы Великого Поста описывал патриарх Константинопольский Нектарий (381 — 397).     Настольная книга священнослужителя, Т. II Суббота первой седмицы Великого поста     Таинство Причещения — таинство, через которое мы делаемся причастниками Божества, соединяемся со Христом.     «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:53—54). Таинсво Святого Причащения питает нашу душу и тело, способствует нашему укреплению, возвышению, возрастанию в жизни духовной: «ядущий Меня жить будет Мною» (Ин. 6:58). Причащение служит для нас залогом будущего воскресения и вечно-блаженной жизни: ядущий хлеб сей жить будет вовек (Ин. 6:58).    Желающий приобщиться Святых Таин должен перед Причащением исповедаться и прочитать три канона: Спасителю, Пресвятой Богородице и Ангелу-Хранителю, а также Последование ко Святому Причащению. Желающие могут прочитать также акафист Иисусу Сладчайшему и (или) Божией Матери.    Таинство Причащения совершается во время Литургии. Все исповедавшиеся повторяют за священником молитву перед Причащением и делают земной поклон, а потом благоговейно подходят к Святой Чаше со сложенными крестообразно на груди руками, и причащаются Тела и Крови Христовых. После этого причастники выслушивают благодарственные молитвы. ПЕСНОПЕНИЯ СУББОТЫ ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА     Тело Христово приимите. Источника безсмертного вкусите.     Причастен     Душею и телом да освящуся, Владыко, да просвещуся, да спасуся, да буду дом Твой причащением священных Таин, Живущего Тя имея в себе со Отцем и Духом, Благодетелю Многомилостиве.    «Благодаря причащению Святых Таин, Владыка, да освящусь душой и телом, да просвещусь, да спасусь, да буду Твоим домом, в котором живешь Ты, многомилостивый Благодетель, со Отцом и Духом».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Примечательно, что 2 Кн. Царств в большей степени, чем предыдущие исторические книги, подчеркивает роль человеческой воли в земных событиях. Хотя Господь есть Владыка истории, она творится не без участия людей, которые свободно избирают путь зла или добра. Тем самым Библия указывает на богочеловеческий характер истории спасения. 7. Давид-псалмопевец. Псалтирь, или Книга Хвалений, слагалась веками (см. т. II, §13-14). Но основу ее заложил Давид — св. поэт Ветхого Завета. В Новом Завете он даже назван «пророком», ибо он слагал свои молитвы под действием вдохновения свыше. Псалмы, непосредственно принадлежащие Давиду (в частности, 17, 23, 50, 109 и др.), вводят нас в святая святых его души, в мир его личной веры. Одним из древнейших Давидовых псалмов экзегеты обычно считают 17-й. В нем сосредоточены основные темы, характерные и для других псалмов — он говорит о Боге, Который избавляет гонимого и протягивает руку страдающему избраннику. Вопль «из глубины» отчаяния завершается благодарственной хвалой и уверенностью в спасении. Не случайно на кресте Господь молился словами одного из таких псалмов (21). Псалом 17 начинается исповеданием веры в Господа — «твердыню и крепость» молящегося. Царь-поэт описывает свои бедствия и невзгоды, исторгшие из его сердца пламенную мольбу: В тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему воззвал. И Он услышал от святого чертога Своего голос мой, и вопль мой дошел до слуха Его. Далее рисуется величественная картина: Господь спешит на помощь Давиду. Среди бури и пламени шествует Он «на крыльях ветра», летит на херувиме. Он простирает руку и спасает погибающего. Не тем, однако, дорог Ему царь, что он владеет венцом и престолом, но тем, что любит справедливость: Воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих вознаградил меня; Ибо я хранил пути Господни и не был нечестивым пред Богом моим; Ибо все заповеди Его предо мною и от уставов Его я не отступал. Я был непорочен пред Ним и остерегался, чтобы не согрешить мне… С милостивым Ты поступаешь милостиво,

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Пробудившись от сна, ещё для нового дня в моей жизни, я с чувствами глубочайшей благодарности ценю Твои милости, Триединый Боже! Ты, исполненный благости и долготерпения, не только не излил на меня праведного гнева Твоего за леность мою к добрым делам и нарушение Твоих заповедей, и не погубил меня среди моих грехов, заграждающих вход в царствие Твоё; но, напротив, с обычным Тебе человеколюбием дал мне ещё время для исправления моего! Из области сна, в которую я был ввергнут немощами моего тела, без уверенности снова и бодро возвратиться к жизненной деятельности, и из которой я незаметно мог перейти в тёмную область смерти, — Ты воздвигл меня, как Лазаря, Христе Боже , и даровал мне возможность ещё от начала дня служить Тебе благодарственными молитвами, и прославлять Святое Имя и Царство Твоё добрыми делами, — благоугодными Тебе! Ибо Ты Сам, Господи, сказал: Так да светит свет ваш пред человеками, чтобы они видели ваши добрые дела, и прославили Отца вашего Небесного ( Мф.5:16 ): итак, уясни же, Владыко, с настоящей минуты, для ума моего все пути к моему спасению; сними с очей моих слепоту греховную, как у Вартимея, сына Тимеева , и просвети их светом истинной веры и благодатной жизни, как у слепорождённого . Вложи в уста мои дар слова и убеждения к сознанию непреложных истин Твоих, о Тебе, возвещённых Пророками и Тобой на земле проповеданных; отверзи их, после греховной немоты моей для славословия Твоего могущества, как Ты отверз их глухому косноязычному и соделай их, по обетованию Твоему, устами побудительной силы; ибо Ты сказал: Я дам вам уста и премудрость, которым не возмогут противоречить, ниже противостоять все противящиеся вам ( Лк.21:15 ). Умудри смысл мой вникать в сущность заповедей Твоих, и применяя их ко всем обстоятельствам жизни, относительно себя и ближнего моего, поступать по ним, согласно благой воле Твоей! Сподоби меня, как Св. Апостола Фому, взывать к Тебе: Господь мой и Бог мой ( Ин.20:28 ) и, исповедуя Тебя от всей души, — воссылать усердные молитвы, могущие, как благовонное кадило, вознестись к престолу величия Твоего! Да прославится и воспоётся в них, равно как и в благих делах моих, Всесвятое Имя Твоё: Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне, всегда и в бесконечных веках, истинно!

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

Произведенному во епископы пусть все предлагают лобзание мира, приветствуя его, ибо он удостоился этого. Диаконы же пусть приносят к нему жертву, и он, возлагая на нее руку вместе со всеми пресвитерами, пусть говорит, вознося благодарение: «Господь с вами». И все пусть отвечают: «И со духом твоим», «Горé имеем сердца», «Имамы ко Господу», «Благодарим Господа», «Достойно и праведно есть». И тотчас он пусть продолжает так: «Мы благодарим Тебя, Боже, через возлюбленного Отрока Твоего Иисуса Христа, Которого в последние времена Ты послал нам Спасителем, Искупителем и Вестником воли Твоей, Который есть Слово, неотделимое от Тебя, Которым все сотворено по желанию Твоему, Которого Ты послал с небес в утробу Девы и Который, будучи зачат во чреве, воплотился и явился Сыном Твоим, рожденным от Духа Святого и от Девы. Исполняя волю Твою и соделывая Тебе святой народ, Он простер руки, чтобы освободить от страданий тех, кто в Тебя верует. Он, добровольно предаваясь страданию, чтобы сокрушить смерть и разбить оковы диавола, упразднить ад и явить свет праздникам, пригвоздить приговор и объявить воскресение, взяв хлеб и возблагодарив Тебя, сказал: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое». Подобно и чашу, говоря: «Сия есть Кровь Моя, которая за вас проливается. Когда вы это делаете, делайте в Мое воспоминание». Итак, вспоминая Его смерть и воскресение, приносим Тебе хлеб и чашу, вознося Тебе благодарение за то, что Ты удостоил нас предстать пред Тобою и служить Тебе. И мы просим, чтобы Ты послал Духа Твоего Святого на приношение Святой Церкви. Воедино собирая, даруй всем причащающимся святыни исполнение Духа Святого к утверждению веры во истине, чтобы мы Тебя восхваляли и прославляли через Отрока Твоего Иисуса Христа, через Которого Тебе слава и честь, Отцу и Сыну со Святым Духом во Святой Церкви Твоей, и ныне и присно и во веки веков. Аминь». Несмотря на все последующее развитие евхаристического богослужения на христианском Востоке, главные элементы приведенного чина сохраняются в православной литургии до сего дня. К этим элементам относятся целование мира, начальные возгласы («Горé имеем сердца», «Имамы ко Господу», «Благодарим Господа», «Достойно и праведно есть»), обращение к Богу Отцу, произнесение «установительных» слов Христа («Приимите, ядите», «Сия есть Кровь Моя»), общий благодарственный характер молитвы и ее основное содержание, завершительное славословие. Таким образом, можно говорить о том, что основное ядро евхаристического богослужения Православной Церкви сформировано уже в III веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Скачать Акафист — это священная похвала Пресвятой Девы. Он состоит из 24 гимнов, или песней: Они расположены сообразно 24 буквам греческой азбуки. Каждая песнь начинается соответствующею ей по счету буквою, каждый кондак оканчивается псаломским «Аллилуйя», каждый икос — приветствием архангела «Радуйся…». Все творение оканчивается краткою молитвою к Пресвятой Деве о том, чтобы Она спасла христиан от бед и напастей. В таком виде акафист читается и в другие дни; но в субботу пятой седмицы Великого поста он входит в состав богослужения и поется на утрене (обычно накануне, в пятницу вечером) не весь вдруг, но раздельно, в промежутке других песней, в четыре разные выхода. Каждое отделение начинается и кончается пением первого кондака: «Взбранной Воеводе…» и пр. Фото: spbda.ru Акафист написан в VII веке, по мнению многих, диаконом великой Константинопольской церкви Георгием Писидийским. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу Акафиста, а некоторые другие лица прибавили к сему благодарственные молитвы в воспоминание того же всесильного воеводства Божией Матери. Наша Православная Церковь совершает это торжество для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную, которая, избавляя верных от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами невидимыми. Отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1, 48). Читайте также — Похвала Пресвятой Богородицы Эти слова Божией Матери читаются во время Божественной Литургии в дни Богородичных праздников. Слышатся они и за нашими вечерними богослужениями. В них заключен глубокий пророческий смысл. Фото: spbda.ru Похвала Пресвятой Богородицы. История праздника На заре христианских времен из небольшого города Назарет идет в другой малоизвестный город в нагорной области Иудеи бедная, незнатная Дева, чтобы приветствовать свою родственницу Елизавету. И когда Она вошла в дом и приветствовала ее, то, как повествует святой евангелист Лука, «когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк. 1, 41-43). Исполнившись того же пророческого духа, и Пресвятая Дева сказала о Себе: «Ибо отныне будут ублажать Меня все роды».

http://pravmir.ru/subbota-akafista-poxva...

Слав.-русск. (=лат. сирск.) пер. начала 7-го ст.: Враг скдша въ конецъ – следует пер. 70-ти, который предпоследнее слово евр. т. читал вероятно мн. от= меч, вообще острое орудие. Но масор. т. (=Акила, Симмах и бл. Иероним) имеет отъ= развалины, и значит: «врагов не стало; они – развалины навсегда». Гр.-лат.-слав. выражение: съ шмомъ (ср. Иов. 27:21–23 ) заставляет предполагать, что 70 соответствующее евр. слово (=с ними=халд. и бл. Иероним) производили от= шуметь, принимая его вероятно за причастие или же читая как Ис. 14:11 . Чтение: памть т. е. врага, в ед. ч. соответствует спискам Компл. и Альд. Библии, – во всех других греч. сп., в вульгате, сирск, и халд., также как и в русск. пер., сходно с евр.: память их. и. И гдь во вкъ пребываетъ, уготова на сдъ пртолъ свой: 8. Но Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой, . и той сдити имать вселеннй въ правд, сдити имать людемъ въ правот. 9. и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте. И бысть гдь прибжище убогом, помощникъ во въ скорбехъ. 10. И будет Господь прибежищем угнетенному, прибежищем во времена скорби; И да уповаютъ на т им тво, к не ставилъ взыскающихъ т, гди. 11. и будут уповать на Тебя знающие имя Твое, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи. 8–11. Господь всегда пребывает и пребудет праведным Судиею и защитником угнетённых, обращающихся к Нему с верою и упованием на помощь Его. Между тем как царства и народы гибнут по суду Божию, праведное владычество Божие в мире пребывает непоколебимо во век. Для суда утверждён престол его, т. е. в вечном владычестве Господа над миром, все пути Промысла Его, как в судьбах царств и народов, так и в жизни отдельных людей, направлены к откровению правды Его, к поощрению, возвышению и утверждению добра, и к наказанию, к ослаблению и к истреблению зла (ср. Быт.18:19, 25 и др.), и как Он поступил в недавних событиях в отношении к Израилю против язычников, так Он будет действовать всегда во всем мире в отношении ко всем народам: будет судить вселенную по правде, решать судьбы народов по справедливости. Он всегда являет и будет являть Себя защитником и благовременным Помощником страждущих и угнетённых (= убогом) почитателей Своих, которые потому и будут возлагать ва Него свое упование в ожидании помощи и заступления, зная, что Он не оставляет тех, которые ищут Его, т. е. с верою и упованием прибегают к Его милосердию (ср. Мф.7:7–8; 21:22 ), не ослабевая в ревности и усердии молитвы своей к Нему ( Лк.18:1 и 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Слава неизреченному человеколюбию Божию! Слава Его щедротам! Говоря: «Господи, помилуй», мы должны каяться в грехах своих, должны бояться Господа как рабы непотребные, недостойные, повинные праведному Его гневу, должны жить праведно и свято, как сказано: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» [ 2Тим.2:19 ]. Какая отрадная, оживляющая сердце мысль, если представить, что все христиане православные составляют одно духовное Царство Божие как сыны Царства, одну Церковь Божию, одно тело, один дух, одна виноградная лоза с множеством рождий, что во всех царствует Бог во Христе Иисусе и во всех живет Дух Божий, как сказано: «вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них... и буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» [ 2Кор.6:16–18 ]; или: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» [ 1Кор.3:16 ]. О, если бы во всех царствовал Бог , как молимся: «да приидет Царствие Твое»; о, если бы все жили по воле Божией, отвергая свою, ложную, гибельную! Если бы все старались жить праведно и свято, как свят Господь Бог наш! Если бы во всех обитал Дух Святой, Коим все отрождены и запечатлены. Если бы во всех жил Христос! Если бы все духовно созревали на Божией ниве, как пшеница духовная! Если бы всюду царствовал мир, тишина, любовь, чистота, воздержание и прочие добродетели! Какое было бы восхитительное зрелище на земле! Как бы все были благополучны, довольны! Надо усердно молиться об этом, особенно за литургией. «Посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве» [ Ин.4:35 ]! Чудна, Божественна литургия Православной Церкви по той широкой любви, которою она объемлет весь мир, всех людей, особенно всех православных христиан. О, как должен быть чист сердцем и возвышен духом иерей, служащий литургию, как и прочие службы, и приносящий Богу такие общие и согласные молитвы о всем мире, о всех людях, о живых и умерших, и приносящий благодарственную Жертву Господу за всех святых и за Самую Пресвятую Богородицу! Он должен быть превыше всего земного, превыше всех пристрастий земных, превыше всех страхов бесовских! Он должен быть исполнен любви пламенной, серафимской к Богу и к возлюбленному от Него миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Ст. 3: «… Из чрева прежде денницы родих Тя» (слав.). Блаженный Феодорит так комментирует эти слова: «Здесь открыто велелепие Божества Его, и изрекший Ему Господь: седи одесную Мене, исповедует единосущие, и провозглашает тождество естества. Сказанное прежде денницы дает видеть, что бытие Его прежде времен и прежде веков. А слова из чрева показывают тождество сущности. Не из иного чего, говорит Бог, но от Моего естества рожден Ты. И слово чрево, очевидно, разумеется применительно. Как из чрева рождают люди и рожденные имеют одно естество с родившими, так Рожден Ты от Меня и показуешь в Себе сущность Родшего». 239 Важным мессианским местом псалма 109 являются слова: «Клялся Господь и не раскается Ты священник во век по чину Мелхиседека» ( Пс. 109, 4 ). Эти слова объясняет в мессианском смысле в Послании к Евреям апостол Павел. «Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: «Ты сын Мой, Я ныне родил Тебя» ( Пс. 2, 7 ): как и в другом месте говорит: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека» ( Псал 109, 4 ). Он во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение. Хотя Он и сын, однако, страданиями навык послушанию; и совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного, быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека». ( Евр. 5, 5–10 ). Более подробно апостол Павел рассуждает о священническом достоинстве Господа Иисуса Христа, по чину Мелхиседекову, в главе 7 Послания к Евреям. Псалом 114 Псалом 114 является благодарственным. «В этом псалме (псалмопевец) изображает подвиг проходящих евангельское житие, победу их по Богу и будущий за труды венец». 240 Некоторые толкователи полагают, что в псалме 114 содержится благодарение за возвращение еврейского народа из вавилонского плена. Псалом считается мессианским. Как мессианское место рассматриваются стихи 3 – 4: «Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь. Тогда призвал я имя Господне: Господи! Избави душу мою». Это место рассматривается как пророчество о крестных страданиях Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Старцу Фоме однажды сказали: – Отче, вы столько лет уже проживаете на Святой Горе! Это великое благословение и великая добродетель! Старец вдумчиво и премудро ответил: – Чадо мое, Бог не считает годы, а взвешивает их. Еще старец говорил: «На Святой Горе умирают и мулы. Значит, не многого стоить умереть на Афоне». То есть важно то, как уходит из сей жизни человек. Как-то раз некий мирянин посетил одного епископа и сказал: – Ваше преосвященство, такой-то священник в пятницу на городской улице ел мясо! Епископ, действуя необдуманно (необдуманность, наряду с нерассудительностью и надменностью, присущи власти), немедленно вызвал к себе священника и сказал ему: – Отец, я наложу на тебя епитимью, так как ты вкушал мясо в пятницу. Смышленый священник ответил: – Владыко, я ел зелень и редиску. – Как?! Мне сказали, что ты вкушал мясо! – Владыко, мы благословляем хлеб и вино – и они становятся Плотью и Кровью Христа. Подобно и я благословил мясо, и оно стало редиской и зеленью. Епископ говорит: – Ты сведешь нас с ума! Совсем обезумел? Что за чепуху ты несешь? А священник ему: – Владыко, безумие верить словам мирянина, что я могу есть мясо в пятницу, да еще на улице! Старец Фома, когда мы были в трапезной и ели нашу аскетическую скромную пищу, не позволял, чтобы кто-либо вставал из-за стола до того, как прочтем благодарственные молитвы и помолимся. Он настаивал, чтобы мы были очень внимательны во время еды, потому что, – говорил старец, – за трапезой стоят ангелы, точно так, как сказал Христос: «Там, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18: 20). Когда люди собираются во имя Христово, Христос находится там. Еще старец настаивал, что непозволительно игнорировать людей. Это евангельская заповедь: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного» (Мф. 18: 10). Нельзя презирать никого, ибо каждый человек – христианин он или нет – имеет своего ангела. И когда мы игнорируем, презираем человека, его ангел с негодованием, с печалью смотрит на лице Небесного Отца. Поэтому любой человек, наипаче же христианин, в каждом человеке должен видеть икону Бога. Каждый человек – это образ Божий. Посему большая ошибка презирать людей по причине цвета их кожи или национальности и высказываться о них необдуманно, безрассудно.

http://pravoslavie.ru/114312.html

сын погибели) и царей земных: и воинства их собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его». Это антихрист и с ним лжепророк, т.е. тот завоеватель, который, по пророчеству Даниила, «разрушит город и святилище, прекратит богослужение и на кровле святилища будет поставлена мерзость запустения (изображение антихриста, портрет или статуя его), и окончательная гибель постигнет опустошителя» ( Дан. 9:26–27 ). Как постигнет, видно из Откровения Иоаннова ( Откр. 19:20 ): «И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению. Оба живые брошены в озеро огненное, горящее серой». Какая же участь прочих участников восстания на Бога? «А прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами». Так совершится, еще до последнего суда; суд над сыном погибели и его оруженосцем лжепророком. Что же до сатаны, то и он разделит вскоре их участь ( Откр. 20:10 ). Конец первой части. 5 Заимствованы эти подробности об иезуитах из книги «Сборник документов, уясняющих отношения латино-польской пропаганды к русской вере и народности», Вильна, 1867г. 6 Воссоединение униатов на Волыни, Подолии, Могилевской, Витебской и Минской губерниях, а затем при Николае I в Литве. 8 Что так принимает это св. Греко-Российская Церковь и ее высшие предстоятели, видно из содержания благодарственной молитвы, читаемой с коленопреклонением на молебствии в день Рождества Христова, на воспоминание изгнания Галлов, и с ними двадесяти язык. 15 Внутри – глубокий внутренний смысл Откровения о последних судьбах мира и Церкви, а также открывающий суд, внутренних побуждений в деяниях человеческих. 16 Отвне – внешнее или иносказательное выражение таинственных судеб будущего для тех, которые видя не видят и слыша не разумеют; и суд над внешними деяниями лицемерного служения Богу. 17 Семь рогов и семь очей у Агнца – это провозвестники Его пришествий: патриархи, пророки, судьи и цари, первосвященники, апостолы, вселенские учители; так.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010