Випускний акт в 2 липня 2020 р. 11:10 30 июня 2020 года в онлайн-формате состоялся выпускной акт Московской духовной академии , посвященный окончанию 2019/20 учебного года. Ведущим мероприятия стал доцент кафедры библеистики М.В. Ковшов. Праздничная программа началась с молитвы. Затем была показана видеозапись традиционного благодарственного молебна, который клир академического храма совершил 28 июня после Божественной литургии. К выпускникам обратился ректор Московской духовной академии епископ Звенигородский Питирим . «Сердечно поздравляю вас с окончанием очередного учебного года, который стал для кого-то завершающим, а для кого-то одним из этапов в получении богословского образования в стенах Московской духовной академии. Год этот оказался очень непростым: опасная пандемия нарушила течение привычной жизни в большинстве стран, влияя на многие политические, экономические, социальные и культурные процессы, в том числе и на систему духовного образования. Окончание учебного года, выпускные экзамены и защиты квалификационных работ проходили в дистанционном режиме. Однако, внешние, не зависящие от нас обстоятельства хотя и причинили нам скорбь, но и многому нас научили», — сказал архиерей. «Всечестные отцы, пастыри словесных овец, на вас лежит огромная ответственность за вверенные вам души — за каждую погубленную из них строго взыщет Господь, — подчеркнул епископ Питирим. — Святой апостол Петр обращается к вам со словами назидания: " …пасите Божие стадо… надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия " (1 Петр. 5:2). Другой первоверховный апостол — Павел — заклинает своего юного ученика апостола Тимофея: " …проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое " (2 Тим. 4:2-5). Свидетельствовать об Истине, быть ее провозвестником — значит положить всю свою жизнь без остатка на ее алтарь. Для пресвитера служение Истине вбирает в себя три главных направления деятельности: совершение Святых Таинств и обрядов, проповедь и душепопечение. Предстояние перед Престолом Божиим требует от предстоящего целомудрия, телесной чистоты и нравственной непорочности. Для проповедника важно быть образованным и гореть благодатным огнем евангельского благовестия. Для пастыря главная добродетель — жертвенность и сострадательная любовь к пасомым».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5658218...

Восседает Он над керувами. (2) Колеблется земля. Г-сподь в Цийоне велик, и возвышен Он над всеми народами. (3) Славить будут имя Твое великое и страшное – свят Он! (4) И могущество царя (в) любви его к правосудию. Ты утвердил правоту, правосудие и справедливость в Йаакове Ты явил. (5) Превозносите Г-спода Б-га нашего и поклоняйтесь подножию Его – свят Он! (6) Мошэ и Аарон – священники Его, а Шемуэйль – среди призывающих имя Его; призывали они Г-спода, и Он ответил им. (7) В столпе облачном говорил Он к ним, соблюдали они заповеди Его и закон, (который) Он дал им. Г-сподь Б-г наш, (8) Ты ответил им. Б-гом прощающим был Ты для них и мстящим за деяния их. (9) Превозносите Г-спода Б-га нашего и поклоняйтесь горе святой Его, ибо свят Г-сподь Б-г наш. 100 (1) Псалом благодарственный. Радостно восклицайте Господу – вся земля! (2) Служите Г-споду в радости, предстаньте пред Ним с пением. (3) Узнайте, что Господь – это Б-г, Он сотворил нас, и мы – Его, народ Его и паства Его. (4) Придите во врата Его с благодарностью, во дворы Его – с хвалой, благодарите Его, благословите имя Его, (5) Ибо добр Г-сподь, вечна милость Его и навеки верность Его. 101 (1) Псалом Давида. Милость и правосудие петь буду, Тебе, Г-споди, воспою. (2) Присмотрюсь к пути непорочности – когда он придет ко мне? С сердцем непорочным ходить буду по дому своему. (3) Не положу пред глазами своими ничего нечестивого, дело неправедных ненавижу, не пристанет оно ко мне. (4) Сердце извращенное удалится от меня, злого не (хочу) знать. (5) Клевещущего втайне на ближнего своего – уничтожу его; того, чье око высокомерно и сердце надменно, не потерплю. (6) Глаза мои – к верным земли, (им-то) сидеть со мной, идущий по пути непорочности – он будет служить мне. (7) Не будет жить в доме моем поступающий лживо, изрекающий ложь не утвердится пред глазами моими. (8) По утрам истреблять буду всех нечестивых земли, чтобы искоренить из города Г-сподня всех творящих беззаконие. (1) Молитвы страдальца, когда ослабевает он и пред Господом изливает (душу) в жалобе своей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Восседает Он над керувами. (2) Колеблется земля. Гсподь в Цийоне велик, и возвышен Он над всеми народами. (3) Славить будут имя Твое великое и страшное – свят Он! (4) И могущество царя (в) любви его к правосудию. Ты утвердил правоту, правосудие и справедливость в Йаакове Ты явил. (5) Превозносите Гспода Бга нашего и поклоняйтесь подножию Его – свят Он! (6) Мошэ и Аарон – священники Его, а Шемуэйль – среди призывающих имя Его; призывали они Гспода, и Он ответил им. (7) В столпе облачном говорил Он к ним, соблюдали они заповеди Его и закон, (который) Он дал им. Гсподь Бг наш, (8) Ты ответил им. Бгом прощающим был Ты для них и мстящим за деяния их. (9) Превозносите Гспода Бга нашего и поклоняйтесь горе святой Его, ибо свят Гсподь Бг наш. 100 (1) Псалом благодарственный. Радостно восклицайте Господу – вся земля! (2) Служите Гсподу в радости, предстаньте пред Ним с пением. (3) Узнайте, что Господь – это Бг, Он сотворил нас, и мы – Его, народ Его и паства Его. (4) Придите во врата Его с благодарностью, во дворы Его – с хвалой, благодарите Его, благословите имя Его, (5) Ибо добр Гсподь, вечна милость Его и навеки верность Его. 101 (1) Псалом Давида. Милость и правосудие петь буду, Тебе, Гсподи, воспою. (2) Присмотрюсь к пути непорочности – когда он придет ко мне? С сердцем непорочным ходить буду по дому своему. (3) Не положу пред глазами своими ничего нечестивого, дело неправедных ненавижу, не пристанет оно ко мне. (4) Сердце извращенное удалится от меня, злого не (хочу) знать. (5) Клевещущего втайне на ближнего своего – уничтожу его; того, чье око высокомерно и сердце надменно, не потерплю. (6) Глаза мои – к верным земли, (им-то) сидеть со мной, идущий по пути непорочности – он будет служить мне. (7) Не будет жить в доме моем поступающий лживо, изрекающий ложь не утвердится пред глазами моими. (8) По утрам истреблять буду всех нечестивых земли, чтобы искоренить из города Гсподня всех творящих беззаконие. (1) Молитвы страдальца, когда ослабевает он и пред Господом изливает (душу) в жалобе своей.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

Вот отошла ты от аналоя – и вдруг кто-то тебя толкнул или сказал что-то неуместное; нет ли у тебя мысли поучить, как надо себя вести за литургией? и почему не возникло у тебя прежде всего мысли помолиться за этих людей, чтобы Сам Господь их управил? да и за себя тоже: спроси себя – почему именно тебе попустил Господь именно в этот миг такое искушение? Вот пошла ты к Святой Чаше со страхом Божиим и верою; но почему же ты стремишься подойти первой? почему ты считаешь именно себя достойной такой великой чести? почему ты, которой еще только надлежит стать, «как дети» ( Мф.18:3 ), вдруг оказываешься у Чаши впереди детей? почему старенькая монахиня, на замусоленных от долгих молитв четках которой не счесть узелков, оказалась позади тебя? Вот отошла ты от Чаши – и где благодарение твое? почему молитвенник – не тотчас у тебя в руках? почему, когда начинают читать для всех (для тебя! ведь ты не прочла еще их, да и дома не всякий раз соберешься!) благодарственные молитвы, ты – скорее к кресту и – домой? Вот вышла ты из церкви – неужели всё благоговение твое осталось там? почему ты сразу, не раздумывая, погружаешься в мирские дела? а если и не так – то почему же ты вновь и вновь, в размышлениях своих духовных, показываешь всем более «святость» свою фарисейскую, чем умиление мытарево? Спроси себя, душа моя: всегда ли ты готова противостать ухищрениям искусителя? Не о тебе ли сказано: «Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою», – и: «вымытая свинья идет валяться в грязи» ( Притч.26:11 ; 2Пет.2:22 )? Господи, «Спасе мой! Волны прегрешений моих, возвратившиеся, как в море Чермном, внезапно покрыли меня, как некогда египтян и военачальников» 1201 их. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Неразумное, душе, произволение имела еси, яко прежде Израиль: Божественныя бо манны предсудила еси безсловесно любосластное страстей объядение. «От горы Ор отправились они путем Чермного моря, чтобы миновать землю Едома. И стал малодушествовать народ на пути, и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть [нам] в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища» ( Чис.21:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

г) выполнение епитимии, наложенной духовником. Верующие не могут причащаться без согласия своего духовника и выполнения епитимии, наложенной на них на исповеди, кроме случаев болезни и других тяжелых обстоятельств, когда оказавшиеся в них люди могут принимать Святыню, в какой бы ситуации они ни находились; д) молитва; верующие перед принятием Святого Причастия должны молиться особым образом: читать накануне Часослов, Псалтирь и Акафистник, класть по силам своим земные и поясные поклоны, подавать милостыню нищим и совершать другие добрые дела. Им особенно нужно прочитать вечером Акафист Спасителю, Канон Богородице , Канон покаянный, Канон Ангелу хранителю и Канон ко Святому Причащению, а утром — двенадцать молитв . После принятия Святыни верующие должны прочитать благодарственные молитвы. — Как полагается исповедоваться и причащаться монахам, по установлению святых отцов? Как часто могут причащаться монахи, схимонахи и больные монахи? — Всё, что я сказал до сих пор об этом Святом Таинстве, действительно и для монахов. Монахи и схимонахи должны причащаться Тела и Крови Господней чаще мирян, но с должным приготовлением, по священным канонам, и с разрешения их духовника. Монахи могут причащаться самое частое один раз в месяц или, как говорит святой Иоанн Златоуст, в двенадцать великих праздников . Схимонахи, в особенности больные, а также старики могут причащаться самое частое один раз в неделю, по нашей монастырской традиции. Этому учат нас и наставления из «Служебника», где говорится: «Священники же приходские пусть учат своих верующих, чтобы в чистой совести, мужеский пол и женский, причащались они, если будет возможно, в Господские праздники в течение года, а если нет, то хотя бы в четыре поста пусть готовятся к причащению Святых Таин, однако с должным приготовлением и с согласия своего духовника да делают это» . — Может ли спастись человек без духовника и исповеди? — Нет. Никто не может спастись — ни миряне, ни монахи, ни клирики — без исповедания грехов и разрешения их духовником, по слову Господа, гласящему: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 22–23). И в другом месте: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18, 18).

http://pravoslavie.ru/65550.html

Господь наш Иисус Христос принес в этот мир совершенно особый образ святости. Святые, которые на протяжении веков следовали по пути заповедей Господних, взирали на Его священный образ и подражали Ему, становились правилом веры и образом кротости. Они бесстрашно исповедовали православную веру. Если возникали ереси, они боролись с этими ересями. Если возникали трудные для Церкви обстоятельства или расколы, они все свои силы отдавали на то, чтобы защитить единство Церкви. Но при этом они сохраняли кротость и смирение по образу Того, Кто сказал о Себе: " Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим " (Мф. 11: 28-29). Когда мы приходим к Господу нашему Иисусу Христу с молитвой покаянной или благодарственной, когда мы приходим для того, чтобы причаститься Святых Христовых Таин за Божественной литургией, то мы внутрь себя принимаем Пречистое Тело и Честную Кровь Господа Спасителя и ощущаем, как этот Божественный мир входит в наши сердца и наполняет их. Когда мы молимся святителю и Чудотворцу Николаю, то мы особым образом ощущаем его присутствие в нашей жизни. Мы видим, как он, правило веры и образ кротости, воздержания учителя, помогает нам на нашем жизненном пути и в наших делах. Мы молимся святителю и Чудотворцу Николаю о себе и о наших близких. Мы молимся ему о наших народах и наших странах. А в эти трудные для наших стран дни и месяцы, когда многие люди болеют, когда некоторые, не в силах справиться с болезнью, умирают, когда особое испытание по попущению Божию постигло все человечество, весь мир, мы обращаем к святителю и Чудотворцу Николаю наши молитвы с просьбой о том, чтобы он исходатайствовал нам спасение и вечную жизнь, чтобы он умолил Господа и Он преклонил милость Свою, чтобы прекратилась эта напасть, которая попущением Божием постигла сегодня весь мир и все человечество. Мы молимся Господу и Его святому угоднику, и просим Его о том, чтобы Он сохранил нас в мире, благоговении и чистоте. Мы молимся Господу о упокоении всех тех, кто перешли в мир иной. Каждый день мы слышим новости о все новых и новых умерших, и мы молимся о том, чтобы Господь вселил их, идеже вси святии Твои упокоеваются, идеже несть ни болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная.

http://patriarchia.ru/db/text/5738043.ht...

Есть праздники особые, которые установлены в некоторых селениях по особым случаям: в благодарность Господу Богу за избавление от мора, от язвы, от пожара, от скотского падежа. В такие дни берут святые иконы из сельской церкви, приглашают священника с причтом служить молебен на полях и в домах своих, а потом... потом начинают пировать и пьянствовать... Ужели и это Богу приятная жертва? Не обманывайте сами себя, все вы, таковые богомольцы: Бог не только не услышит ваших благодарственных молений, но и прогневается еще за таковое поругание молитвы, когда вы ее мешаете с пьянством!.. Но довольно. Может быть, жестоко покажется иным слово мое против гибельного порока пьянственного: что делать? Из наболевшей души вылилось оно... Разве не больно смотреть, как широким потоком разливается пьянство по Руси-матушке? Разве не горестно видеть, как оно еще даже ищет себе якобы законных оправданий каких-то, чтобы все шире, все беспрепятственнее разливаться по лицу бедной родной земли? О, да вразумит Господь всех пьющих и непьющих, как положить конец этому злу великому, как прекратить пьянство – окаянство на святой Руси! 620. Отеческие наставления святого апостола Павла (выписки из Священного Писания) Братие! Настал уже час пробудиться нам от сна. Ночь прошла, а день приблизился ( Рим. 13:11,12 ). Вот теперь время благоприятное, вот теперь день спасения ( 2Кор. 6:2 ). Итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружие света ( Рим. 13:12 ), чтобы нам можно было стать против козней дьявольских; потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных ( Еф. 6:12 ). Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям, ни пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти ( Рим. 13:13 ). Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием ( 2Кор. 7:1 ). По данной мне благодати всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Еще одно усилие — и мы наконец на вершине! Вот оно, то место, где стоял пророк Моисей и, трепеща от страха, слушал грозные раскаты грома, где сверкали ослепительные молнии, где раздавался трубный звук весьма сильный, где восходил от нее (горы. — Н. К.) дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась ( Исх. 19:16,18 ). Паломники, поднявшиеся на гору первыми, поделились своими впечатлениями о восходе солнца. Сначала небо на горизонте, над горами, посветлело, с каждой минутой становясь все ярче и ярче; лучи невидимого еще солнца били в небеса, делая их широкими и необъятными. Еще мгновение — и над горными вершинами показался алый краешек солнечного диска; он выплывал на глазах, делаясь все пурпурнее и ослепительнее; рядом с ним, приняв форму креста, играли солнечные лучи; вот диск величественно и важно выкатился из-за горизонта, и солнечный свет, Божие творение, осветил Синайскую пустыню. На вершине Синая — церковь в честь Преображения Господня. Горят свечи; их огоньки — символ нашей веры; по вере мы предприняли наше паломническое путешествие, по вере поднялись на эту библейскую гору, осиянную Божественной Славой, по вере возносим наши благодарственные молитвы Спасителю. Рядом с церковью — колокол; каждый из нас подходит к нему и звонит. Три удара — во имя Пресвятой Троицы. Звук колокола, тонкий и хрустально-чистый, разносится над песчано-красными скалами, над ущельями и расселинами, дрожит и вибрирует, постепенно затихая, теряясь в неприступных теснинах. Спускались с Синая мы уже другим путем — он вывел нас к мужскому греческому монастырю святой великомученицы Екатерины, где покоятся ее цельбоносные мощи. Нас тепло встретила братия во главе с настоятелем архиепископом Дамианом. Монастырь очень древний, его духовные богатства неисчислимы (среди них много даров русских государей); духовная библиотека по своему значению считается второй в мире после Ватиканской. На этом месте Господь явился некогда пророку Моисею в пламени Неопалимой Купины. Однажды провел он (Моисей. — Н. К.) стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, [Господи]! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая ( Исх. 3:1-5 ).

http://azbyka.ru/fiction/obruchenie-xris...

За пением канона, после стиха: «Всякое дыхание да хвалит Господа», священник воздает славу Господу Богу за появившийся свет дня: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» На его возглас певчие поют «великое славословье, или утреннюю песнь Богу при начале дня: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение. Славим Тебя, величаем Тебя, поклоняемся Тебе, превозносим Тебя, благодарим Тебя, потому что велика слава Твоя, Господи!... Всякий день славлю Тебя и превозношу имя Твое во веки, в вечные веки... Да будет на нас милость Твоя, Господи, так как мы надеялись на Тебя! Господи, Ты наше прибежище из рода в род. И потому я говорю: Господи, помилуй меня, исцели душу мою, потому что я грешен пред Тобою. Господи, к Тебе прибегаю, научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой, у Тебя источник жизни, во свете Твоем мы видим свет. Продли милость Твою к знающим Тебя». К великому славословию присоединяется славословие серафимов. «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас», чтобы показать, что и Ангелы вместе с людьми воспевают славу Божию. После «Слава в вышних Богу» поется тропарь, в котором прославляется спасение людей чрез воскресение Господа, и затем, после двух ектений, следует окончание утрени. Священник, обратившись к народу, говорит: «Христос, истинный Бог наш, молитвами пречистые Своея Матери и святого (память которого празднуется в тот день) и всех святых, помилует и спасет нас, потому что Он благ и человеколюбец». После утрени следует первый час. Он служить благодарением за наступление нового дня, который посылается нам от Господа. Сначала читаются три псалма Давида. В первом из них представлена молитва человека праведного, в которой он просит у Господа милости и наставления. Во втором сравнивается ничтожество и кратковременность нашей жизни с вечностью и славою Божией. В третьем выставлен для нас пример жизни праведного человека, которому мы должны стараться подражать для того, чтобы заслужить милости от Господа. Далее мы слышим чтение тропаря, т. е. песни, в которой рассказывается содержание предстоящего праздника и чтение молитв самых употребительных, которые по большей части известны даже детям: «Святый Боже», «Отче наш», «Честнейшую Херувим» и молитву «Иже на всякое время, и на всякий час на небеси и на земли поклоняемый и славимый Христе Боже», в которой мы просим, чтобы Господь Иисус Христос принял молитвы наши и направил жизнь нашу к исполнению заповедей Своих. Первый час оканчивается молитвой ко Пресвятой Богородице: «Тебе, Богородица, избранной воеводе (военачальнице) мы, рабы твои, за то, что избавились от несчатия, приносим благодарственные песни победы. А Ты, как имеющая неодолимую силу, избавляй нас от всяких бед, чтобы мы взывали Тебе: радуйся, невеста неневестная!». Эта песнь была, составлена греками, когда, с помощью Божией Матери, они победили врагов своих – персов и в благодарность Ей за эту помощь воспели Ее в этой хвалебной песни. ΙΙ. Божественная Литургия

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием. И воспела Мариам пред ними: пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море». ( Исх.14:21-15, 21 ) Под царством фараона в первой песни Церковь новозаветная разумеет царство диавола и греха, под Израилем — христиан, которых Господь Иисус Христос Своим воскресением перевел от смерти к жизни, от земли на небо. Таким образом, любой, даже самый сокрушенный и покаянный, канон своим первым ирмосом и первой песнью утверждает нас в пасхальном торжестве победы Христа над смертью и диаволом, напоминает нам о том, что мы изведены из рабства греха и искуплены Христовой Кровью, — то есть возводит нас к основам духовной жизни христианина, к тому фундаменту, на котором она строится. 2я песнь канона составлена по образцу другой песни пророка Моисея ( Втор.32:1-43 ), которую он воспел по повелению Божию, чтобы обличить неблагодарный свой народ и пробудить в нем раскаяние: «Вонми, небо, и возглаголю…». Эта песнь в большинстве канонов опускается; она есть в Великом покаянном каноне святителя Андрея Критского , который исполняется на первой и пятой седмицах Великого поста. Так как ни в одном из канонов, объясняемых в этой книге, второй песни нет, мы не приводим текст библейской песни. 3я песнь канона (которая поется вслед за первой) составлена под влиянием благодарственной песни святой Анны, матери пророкаСамуила: «Сердце мое в Господе, вознесеся рог мой в Бозе моем… несть свят яко Господь, и несть праведен яко Бог наш». Православные христиане славят и благодарят Господа, ибо нас озарил свет Христовой веры, без которой мы были бесплодны к добрым делам, подобно тому, как бесплодна была святая Анна. Вот песнь святой Анны в русском Синодальном переводе Библии (также с избранными фрагментами церковнославянского текста). Обратите внимание на ее сходство с песнью Пресвятой Богородицы, лежащей в основе 9й песни канона. «И молилась Анна и говорила: возрадовалось сердце мое в Господе; вознесся рог мой в Боге моем; широко разверзлись уста мои на врагов моих, ибо я радуюсь о спасении Твоем.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kak-nauchit...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010