И вот, когда счастливая Анна прибыла в Силом, то опять благоговейно остановилась пред святилищем, но уже не удрученная горем, как это было два года тому назад, но сияющая радостью, которую она и изливала в благодарственной молитве. Она привела своего ребенка к первосвященнику Илие, и обратилась к нему с пламенными словами: «о, господин мой! Да живет душа твоя, господин мой! Я – та самая женщина, которая здесь при тебе стояла и молилась Господу: о сем дитяти молилась я; и исполнил мне Господь прошение мое, чего я просила у Него; и я отдаю его Господу, на все дни жизни его, служить Господу». Первосвященник благосклонно принял ее предложение; в память этого принесены были установленные торжественные жертвы, и юный Самуил сделался служителем святилища. При этом благодарственная молитва Анны выразилась в восторженной песне, замечательной тем, что отдельные звуки ее впоследствии с такою же восторженностью вырвались из уст благословенной Приснодевы, когда она возликовала о своей великой радости. Анна молилась и говорила: Эта восторженная песнь служить одним из тех проявлений внутренней религиозной ревности, какие не раз вырывались из вдохновеннейших уст в ветхом завете. Таковы именно были торжествующая песни Мартами при переходе чрез Чермное море, Моисея на границах земли обетованной и Деворы после торжества над врагами избранного народа. В виду особой восторженности этих песен, они заключают в себе вместе возвышенно-пророческий и мессианский смысл. Таков именно внутренней смысл и восторженной молитвы Анны. Своим духовным оком она видела далеко за пределы настоящего, и, в благодарность за оказанную ей милость, она признавала божественное домостроительство в управлении миром и обетование будущего благоволения не отдельным только лицам, но и всему ее народу. Тот, Кто имел попечение о бедных и нуждающихся и возводил униженных в высокое положение, будет покровителем Израиля и возвысит Свой подавленный в это время народ. Та милость, которая выпала ей лично на долю, послужит залогом милости Божией и для всего Израиля; ее собственное избавление от удручавшего ее горя было для нее прообразом спасения, совершаемого Богом в истории всего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Ибо Я хочу, чтобы познала ты еще глубже Меня в немощах твоих телесных, и не роптала бы за сие ниспосылаемое тебе испытание, и чтобы ты не старалась проникнуть в Мои планы спасения душ человеческих различными путями, а безропотно и покорно преклонила бы главу твою под благость Мою о тебе. Мечтала ли ты сотворить какое-либо особенное дело для Меня и вместо этого сама слегла на одр болезни и немощи – от Меня это было. Ибо тогда ты была бы погружена в дела свои, и Я не мог бы привлечь мысли твои к Себе, а Я хочу научить тебя самым глубоким мыслям и урокам Моим, чтобы ты была на службе у Меня. Я хочу научить тебя сознавать, что ты – ничто без Меня. Некоторые из лучших сынов Моих суть те, которые отрезаны от живой деятельности, чтобы им научиться владеть оружием непрестанной молитвы. Призвана ли ты неожиданно занять трудное и ответственное положение, полагаясь на Меня, Я вверяю тебе эти трудности, и за это благословит тебя Господь Бог твой во всех делах твоих, на всех путях твоих, во всем Руководителем и Наставником твоим будет Господь твой. В сей день в руки твои, дитя Мое, дал Я этот сосуд освященного елея, пользуйся им свободно. Помни всегда, что каждое возникающее затруднение, каждое оскорбляющее тебя слово, каждая напраслина и осуждение, каждая помеха в твоей работе, которая могла бы вызвать чувство досады, разочарования, каждое откровение немощи и неспособности твоей будет помазано этим елеем – от Меня это было. Помни, что всякая помеха есть Божие наставление, и потому положи в сердце свое слово, которое Я объявил тебе в сей день – от Меня это было. Храни их, знай и помни – всегда, где бы ты ни была, – что всякое жало притупится, когда ты научишься во всем видеть Меня. Все послано Мною для совершенствования души твоей, – все от Меня это было. Митрополит Трифон (Туркестанов) Акафист благодарственный «Слава Богу за всё» Кондак 1 Нетленный Царю веков, содержащий в деснице Своей все пути жизни человеческой силою спасительного Промысла Твоего, благодарим Тя за все ведомые и сокровенные благодеяния Твоя, за земную жизнь и за небесные радости Царства Твоего будущего. Простирай нам и впредь Твои милости, поющим:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Исповедавшись, необходимо принять твердое решение не повторять прежних грехов. Есть добрый обычай — после исповеди и до Св. Причащения не есть, не пить и не курить. Безусловно запрещается это после полуночи. К воздержанию от пищи и питья надо приучать и детей, с самого раннего возраста. После пения «Отче наш» нужно приблизиться к ступенькам алтаря и ожидать выноса Св. Даров. При этом пропустите вперед детей, которые причащаются первыми. Подходя к Чаше, надо заблаговременно сделать земной поклон, крестообразно сложить руки на груди и перед самой Чашей не креститься, дабы нечаянно не толкнуть ее. Внятно произнести свое христианское имя, широко открыть рот, благоговейно принять Тело и Кровь Христову и тотчас проглотить. Приняв Св. Тайны, не крестясь, поцеловать низ Чаши и тотчас же отойти к столику с теплотой, чтобы запить Причастие. До окончания Богослужения из церкви не уходить, непременно выслушать благодарственные молитвы. В день причащения не плевать, не есть слишком много, не упиваться спиртными и вообще вести себя благопристойно, дабы «честно соблюсти в себе Христа приятого». Все это обязательно и для детей с 7 лет. Для молитвенной подготовки к Св. Причащению существует особое правило в более полных молитвословах. Оно состоит из чтения накануне с вечера трех канонов — Покаянного Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю и молитв на сон грядущим, а утром — молитв утренних, канона и особых молитв ко Св. Причащению. Брак Брак есть Таинство, в котором при свободном (пред священником и церковью) обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу благословляется их супружеский союз и испрашивается благодать Божия для взаимной помощи и благословенного рождения и христианского воспитания детей. Брак установлен Самим Богом еще в раю. По сотворении Адама и Евы он благословил их и сказал: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1, 28). Иисус Христос освятил Таинство своим присутствием на браке в Кане Галилейской и подтвердил его божественное установление: «Сотворивший в начале мужчину и женщину… сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 4-6).

http://pravmir.ru/tainstva-cerkvi/

Итак, Иисус сначала убедился в вере Марии и Марфы и лишь затем совершил чудо 154 . «Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с ней иудеев плачущих, возмутился духом и пришел в волнение и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи, иди и посмотри. Прослезился Иисус. Говорили тогда иудеи: вот, как Он любил его» (11:33 – 36). Воскрешение Лазаря Видя общий плач, Иисус тоже приходит в волнение и просит показать Ему место, где был погребён Лазарь. Он тоже плачет, как и те, кто Его окружают. Это не спокойнос осознание того, что должно произойти через несколько минут, когда Лазарь будет вызволен из уз смерти, а сопереживание человеческому горю. Слёзы Иисуса вызывают вопросу окружающих: что стало препятствием для исцеления? Почему оно не произошло? Ведь он мог бы это сделать: ...Не мог ли Он, открывший глаза слепому, сделать, что бы и этот не умер?» (11:37). «Иисус, снова возмущаясь в Себе, приходит к гробнице: это была пещера, и камень закрывал ее. Говорит Иисус: возьмите камень. Говорит ему сестра умершего, Марфа: Господи, уже смердит: ведь ему четвертый день» (11:38 – 39). Марфа думает, что Иисус хочет видеть Лазаря и для этого просит отодвинуть камень. «Говорит ей Иисус: не сказал ли Я тебе, что, если уверуешь, увидишь славу Божию? Тогда взяли камень. Иисус же поднял глаза ввысь и сказал: Отче, благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я знал, что Ты всегда Меня слышишь, но сказал ради народа, стоящего кругом, чтобы они уверовали, что Ты меня послал» (11:39 – 42). Смысл краткой благодарственной молитвы, которую Иисус во всеуслышание произносит перед открытой пещерой, – подчеркнуть, что совершающееся чудо есть дело Божие и что оно стало ответом на обращение Сына к Отцу. «И сказав это, воззвал громким голосом: Лазарь, выходи» (11:43). Громкий голос как будто будит спящего глубоким сном 155 . «И вышел умерший, связанный по рукам и ногам погребальными перевязями, и лицо его было обернуто платком 156 . Говорит им Иисус: развяжите его и пустите его идти» (11:44). «Почудись чуду в чуде», – так пишет об этом свт. Василий Великий . «Связанному выйти казалось не менее чудно, как и воскреснуть. Итак, к чуду воскресения присоединялось ещё чудо, – то, что совершенно связанный двигался» (блж. Феофилакт Болгарский ). Заседание синедриона

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

Когда блаженный Евдикий отдыхал в монастыре, устроенном епископом, ему было ночью в сонном видении божественное откровение о том, что он скоро умрет, а сын его будет епископом, который уничтожит идолов во Врунтисиополе Италийском просветив эту страну святым крещением. При этом он слышал обращенный к нему голос: — Евдикий, Евдикий, верный раб Господа! отныне да будет имя тебе не Евдикий, а Евдиклий, то есть кроткий утешитель; сыну же твоему да будет имя не Евтропий, а Левкий, то есть «прииде на него Дух Господень». Пробудившись, Евдиклий сейчас же позвал сына и рассказал ему о видении, открывавшем волю Божию: — Смотри, сын мой, вот приближается время моего отшествия, — не будь прельщаем суетным миром; Господь открыл мне о тебе, что ты удостоишься епископского служения, ибо Господь хочет чрез тебя очистить от идольских капищ Врунтисиополь; и пусть не будет твое имя более Евтропий, но — Левкий; так переименовал тебя Господь, как и меня вместо Евдикия — Евдиклием. Услышав это, святой Левкий, — он же и Евтропий, — простершись крестообразно на земле поклонился Богу, вознося к Нему такую благодарственную молитву:Благословен Ты, Боже отцов наших, Авраама, Исаака и Иакова, ибо Ты не оставляешь без внимания надеющихся на Тебя и не отнимаешь милосердия Твоего от нищих рабов Твоих, милуя меня недостойного: посему я славлю и величаю Тебя, Господа неба и земли, ибо Ты Владыка, возлюбивший человека; да будет Тебе слава в бесконечные веки. Во время этой молитвы святого с неба над церковью послышался голос: — Левкий, Левкий! светлый душою и чистый сердцем, вот имя твое написано на небе и память твоя не изгладится из книги жизни. Этот голос слышали святой епископ Еллий и некоторые из братий, проводившие ночь без сна в молитве. Но никто не мог понять, к кому именно он обращен. С наступлением утра к епископу пришли братия Ермиева монастыря и сказали: — Знай, владыка, что мы более семи лет пребываем без игумена, причем каждый из нас живет так, как он хочет. Не раз просили мы честного Евтропия принять начальство над нами; он вырос в нашем монастыре, и жизнь его по святости превосходит жизнь каждого из нас; никто не может сравниться с ним в трудах послушания; он всегда пребывает в посте и молитве, чтении и писании книг; словом, мы видим его подвизающимся во всех добрых делах. Поэтому мы и хотели иметь его себе отцом, чтобы следовать по его стопам; он же не изъявляет на это согласия, пренебрегая нашей просьбой. Молим тебя, владыка, поставь его нам игуменом, хотя бы против его воли.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Когда жидовские начальники вывели Петра и Иоанна на суд, Петр решительно пред ними исповедал: Да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он пред вами здрав… Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (в серб., букв.: которым мы могли бы спастись. – Пер.) ( Деян.4:10,12 ). Следствием этого чуда была вера многих и смущение в среде старейшин. О том и другом свидетельствуют следующие слова: Что нам делать с этими людьми? [недоумевали иудейские вожди.] Ибо всем живущим в Иерусалиме известно, что ими сделано явное чудо, и мы не можем отвергнуть сего. И действительно, не посмели они им ничего сделать, по причине народа; потому что все прославляли Бога за происшедшее ( Деян.4:16–21 ). От христианской молитвы потряслась земля. Когда, совершив вышеназванное чудо, Петр и Иоанн были освобождены и пришли к своим, то все христиане в радости вознесли благодарственную молитву за то, что произошло. И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением ( Деян.4:31 ). Апостольская власть над жизнью и смертью. Апостол Петр, воскресивший Тавифу, умертвил Ананию и Сапфиру. В то время христиане в Иерусалиме сделали общим свое имущество, [причем] добровольно и свободно, без внешнего давления и принуждения. И в результате оказались очень довольными, так как не было среди них ни голодного, ни нуждающегося. Сей святой коммунизм первых христиан – полная противоположность современному коммунизму материалистическому, при котором царит безбожие и насилие. Ни один из тех христианских «коммунистов» даже под угрозой своей жизни не стал бы сторонником [букв.: товарищем, – Ред.] богоборствующего коммунизма наших дней. Ведь они были готовы пожертвовать всем ради спасения души, а нынешние коммунисты отвергают и Бога и душу ради своей плоти. Когда Анания и Сапфира солгали апостолу, что якобы и они отдали в общее пользование все, что у них было, хотя на самом деле внесли только часть, а остальное утаили, апостол Петр прозрел их ложь и умертвил обоих: сначала мужа, а затем жену ( Деян.5:1–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Когда Ной с семьей и всеми животными вышел из ковчега, то он принес Богу благодарственную жертву на новосооруженном жертвеннике. Бог обонял благоухание его молитвы и обещал больше не наводить на Землю водного потопа, повелев спасшимся людям вновь населить землю, плодиться и размножаться. Он разрешил вкушать не только растения, но и мясо, но запретил употреблять в пищу кровь. Бог обещал взыскать человеческую кровь со всех животных и людей, за убийство повелев наказывать смертью, ибо так оскверняется образ Божий. На основании этого повеления возникли государства, назначение которых – сохранять человечество от сползания в допотопную бездну зла. Так был поставлен завет между Богом и людьми, а свидетельством этого завета Господь положил на небесах радугу. Грех Хама (Быт. 9, 20–29) После Потопа Ной вместе с сыновьями стал возделывать землю. Он посадил виноградник, и когда плоды созрели, то сделал вино. Не зная еще свойств этого напитка, он напился допьяна и лежал обнаженным в своем шатре. Его увидел средний сын – Хам. Он вышел из шатра и со смехом рассказал на дворе своим братьям о состоянии отца. Но Сим с Иафетом поступили благородно: они взяли одежду, спиной вошли в шатер и покрыли наготу отца своего, не видя ее. Когда Ной проснулся и узнал, как посмеялся над ним Хам, то сказал: «Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих… благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему» ( Быт. 9, 25–27 ). Так был наказан Хам в лице своего сына Ханаана (который, по преданию, и сообщил своему отцу о проступке Ноя). Сам Хам не был проклят, потому что Ной не хотел проклинать того, кого уже благословил Бог: «И благословил Бог Ноя и сынов его» ( Быт. 9, 1 ). Потомки Ханаана (палестинцы и финикийцы) действительно в течение истории были в подчинении у потомков Сима (евреев) и Иафета (европейцев). Благословение Ноя было великим пророчеством о судьбах рас. Как и предсказывал праведник, потомки Сима отличались особой религиозной одаренностью, с ними-то и был заключен Завет, и, самое главное, именно от Сима по плоти произошел Спаситель.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Когда чадо получает просимое от родителей, то радуется и благодарит, будучи наученным таковому благодарению они них. «Спасибо» — то слово, которому непременно учат родители своего ребенка. Благодарение становится обычным и естественным делом в течение всей жизни. На всякое доброе дело человек обычно отвечает благодарностью. Так же должен он благодарить и Бога за все его благодеяния. Благодарность Богу – это не только «спасибо», когда попросил и Господь дал. «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе», — учит апостол Павел. За жизнь, за хлеб насущный, за родителей и детей, за добрых друзей, за то, что Бог промышляет о нас, даже когда грешим и грехами своими удаляемся от него – эти и многие другие причины побуждают благодарить Бога за все. Но главная благодарность Богу – за Его любовь. Настолько безгранична любовь Бога к человеку, что, по слову святителя Афанасия Великого , «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом». Апостол Иоанн Богослов пишет: «мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неё. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» ( 1Ин.4:16 ). Чтобы научиться любить Бога, нужно научиться видеть Его любовь во всем и благодарить Его за нее. Увы, часто человек привыкает пользоваться любовью Божией. Люди принимают подаваемое Богом как должное, воспринимают Его как какого-нибудь джина из бутылки. Я Тебе, Господи, свечку – а Ты мне дом, машину и хорошую работу. Такой подход в корне неверен, поскольку Бог – это не служебный дух, а если и подает нечто от Своих богатых милостей и щедрот, то делает это исключительно по любви к человеку. Благодарение же Богу за Его милости – это не только благодарственные молитвы, но, в первую очередь, соблюдение заповедей и жизнь по Евангелию. Любовь к ближнему «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею», – вот первая заповедь! Вторая подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Иной большей сих заповеди нет» ( Мк.12:30-31 ).

http://azbyka.ru/kak-ljubit-boga

Моисей помолился, и Господь прекратил казнь; но Фараон ожесточился против Господа и народа израильского не отпустил. 8 . Восьмая казнь была следкющая: налетела саранча и истребила всякую зелень, все посевы египтян. 9 . И после восьмой казни Фараон не отпустил народ израильский; тогда Бог поразил Египтян девятой казнью: сделалась густая тьма. Целые три дня египтяне не видели друг друга, а в жилищах у израильтян был свет. Тогда Фараон позвал Моисея и сказал ему: «поди от меня и не являйся более ко мне: если же явишься, я велю тебя казнить смертью». И после девятой казни Фараон не отпустил народ израильский. Теперь для повторения рассказанного, задаю следующие вопросы: 1) Что сделал Моисей, прийдя, по повелению Божию, в Египет из земли Мадиамской? 2) В чем состоял разговор Моисея с Фараоном, и что было последствием этого разговора? 3) Повторял ли просьбу свою Фараону Моисей еще раз? 4) Что Бог тогда сделал с Египтом? Потом заставлю детей повторить все казни: каждую отдельно и подробно. Скоро после чудесного изведения воды из скалы в Хориве, на евреев напали амаликитяне (кочевой народ, живший к югу от Палестины). Моисей сказал Иисусу Навину: «выбери сильных мужей, пойди и сразись с врагами. Я же стану на вершине холма и жезл Божий будет в руке моей». Иисус пошел и сражался, а Моисей, Аарон и Ор (это был муж Мариамн, сестры Моисея) взошли на гору и молились о победе над врагом. Аарон и Ор заметили, что когда Моисей поднимал руки к небу во время наиболее искренней мольбы к Господу, одолевали израильтяне, а когда утомленный, опускал руки побеждали амаликитяне. Спутники Моисея взяли камень, посадили на нем Моисея, а сами поддерживали руки его поднятыми до захождения солнца. Победа над амаликитянами была полная. Господь повелел Моисею написать об этом в память потомству. Моисей устроил на месте своей молитвы жертвенник и принес благодарственную жертву от лица всего народа. Поднимая руки, Моисей представлял образ распятого Иисуса Христа, почему в образе и оказывалась сила прообразуемого Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

На литургии. Антифон первый. Гл. 2. Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя. – Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещу все чудеса Твои. Припев: Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас (после каждого следующего стиха) . – За молитвы Богородицы, Спаситель, спаси нас. – В совете правых и сонме, велия дела Господня. – В совете праведных и в собрании, велики дела Господни, – Изыскана во всех волях Его. – вожделенны для всех любящих оные. – Исповедание и великолепие дело Его, и правда Его пребывает в век века. – Дело Его – слава и красота, и правда Его пребывает во век ( Пс. 110:1–3 ). Слава и ныне. – Припев. Антифон второй. Блажен муж бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. – Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Припев: Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы поющыя Ти: аллилуйя. – Сын Божий, родившийся от Девы, спаси нас, поющих Тебе: аллилуйя! – Сильно на земли будет семя его, род правых благословится. – Сильно будет на земле семя его: род правых благословится. – Слава и богатство в дому его, и правда его пребывает в век века. – Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает во век. – Возсия во тьме свет правым, милостив и щедр и праведен. – Во тьме восходит свет правым; благ он и милосерд и праведен ( Пс. 111:1–4 ). Слава и ныне. Единородный Сыне... (См. л. 40). Прокимен, гл. 8. Вся земля да поклонится Тебе, и поет Тебе, да поет же имени Твоему, Вышний. – Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет имени Твоему (Вышний) ( Пс. 65:4 )! Ап. чт. Гал. 4:4–7 . Ев. Мф. 2:1–12 . Вм. – Достойно есть – Ирмос 9 п. 2 канона: Любити убо нам (л. 137). Причастен. Избавление посла Господь людем Своим. Причастен. Избавление послал Он народу Своему ( Пс. 110:9 ). По окончании Литургии в праздник Рождества, Христова совершается благодарственное молебствие (с коленопреклонением) об избавлении России от нашествия галлов, т. е. французов в 1812 г. Дни после праздн. Р. Хр. до Крещения (6 янв.) называются святками (святыми, праздничными днями): во все, дни эти разрешено мясо, сыр и яйца. – Священнослужители в праздн. Р. Хр. ходят с крестом по домам верующих, изображая собою Ангелов, возвестивших о рождении Христа Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010