Нам нужно с благоговением размышлять о том, с какой попечительностью Бог в слове Своем внушает нам, что Он есть Отец наш, и нашим природным чувством любви к детям нашим объясняет нам, что и Сам Он желает видеть в нас любящих и признательных детей своих (Мат. 7. 10). Не напрасно Христос Спаситель в молитве, которой Сам научил нас, обращает взоры наши на небо и влагает в уста и дитяти, едва начинающему любить своего отца, и отцу, чувствующему сладость любви к детям, эти дивные слова: Отче наш , иже еси на небесех! И если родители с радостью принимают изъявления благодарности от детей своих, то, конечно, только потому, что видят, как дети ценят любовь отца и матери к ним, и как они сами начинают любить их. Без этого чувства взаимной любви не имели бы цены ни дары, ни благодарения. Перенесем эти мысли о любви разделяемой между нами и детьми на отношения Бога к нам и наши к Богу и нам будет понятно то, как Он желает любви нашей, как радуется ей и с какою благосклонностью встречает наши благодарственные чувства и молитвы. Кроме этих соображений, мы находим в Священном Писании и положительные повеления Божии о нашей обязанности памятовать Его благодеяния и питать к нему благодарные чувства. Моисей говорил Израильтянам пред вступлениям их в землю обетованную о благодеяниях Божиих, оказанных им в пустыне: „берегись, и тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои и чтобы они не выходили из сердца твоего во все дни жизни твоей, и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих» ( Втор. 4 9). Сам Иисус Христос заповедывал Апостолам хранить до времени в тайне некоторые события Своей жизни, также повелевал молчать и получавшим от Него исцеления в предупреждение излишней молвы между неверующими, но там, где это было возможно, повелевал возвещать о полученном благодеянии. Так Он сказал необычайно страдавшему и исцеленному Им бесноватому: „иди домой к своим, и расскажи им, что сотворил с тобою Господь, и как помиловал тебя» ( Мар. 5, 19 ). Из этих повелений Божиих видно, что цель заповеди о благодарности к Богу – утверждать людей чрез памятование благодеяний Божиих в послушании воле Божией, и чрез гласное исповедание являемых нам милостей Божиих распространять славу Божию между людьми верующими в Бога истинного.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

«Но воззвали ко Господу в скорби своей, и Он избавил их от нужды их " ( Пс.106:6 ). Из иудеев более благочестивые возносили молитвы Богу; об этом свидетельствует пророчество Даниила: и сам он, и Анания, Азария и Мисаил, молясь о всем, испросили себе божественную милость. Язычники же, подавляе­мые различными несчастьями, стонали и предавались воплям и безутеш­ному плачу, не имея надежды воскресения; конечно, они не просили у Бога всяческих избавлений от одолевавших их зол, тем не менее, Человеколюбец видел их воздыхания и простер им свою ми­лость. Ведь, конечно, когда язычники, как я сказал, бедствовали вслед­ствие лишения сказанных благ, предстоявшие за них ангелы Божии, по­добно пастырям человеческого стада, взывали к Богу о том, чтобы им был послан общий Спаситель. И человеколюбивый Бог наставил их на путь правый, который есть спасительное слово евангельское. Оно при­вело нас в небесный город, почему и повелевается нам проповедовать всем людям чудеса Божии, чтобы все, узнав о бывшей нам благо­дати, поспешили к тому же самому спасению. А может быть кто-ни­будь прибавит, что в древности иудеи, притесняемые в Египте, взывали к Богу; если и теперь они сделают это, то чрез то достиг­нут совершенной свободы во Христе. «И повел их прямым путем, чтобы во шли в город... обитаемый» ( Пс.106:7 ). Иудеям Господь даровал воз-вращение чрез Кира Персидского; чрез святых же апостолов Он наставил язычников и показал им вышний град, имеющий «основание, которого художник и строитель Бог» ( Евр.11:10 ). «Да исповеданы будут Господу милости Его и чудеса Его – сынам человеческим» ( Пс.106:8 ). Симмах перевел так: и «чудеса Его над сынами человеческими». Конечно, приносят Богу благодарственную песнь не милость, не чу­деса, но те, которые получили такие блага. Дивно и достойно удивле­ния освобождение иудеев, но еще удивительнее и замечательнее спасе­ние вселенной, перемена к лучшему, конец заблуждения и познание истины. Всего этого виновница божественная милость, потому что «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, – говорит божественный апостол, – а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего» ( Тит.3:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Но из самых слов молитвы можно уразуметь Божественное тайноводство. «Когда молитесь» ( Лк. 11:2 ), говорит Господь. Не сказал: когда изрекаете обет ( υχησθε), но говорит: «когда молитесь» ( προσυχησθε) потому что надлежащее по обету должно быть уже исполнено прежде, нежели приступаешь к Богу с молитвою. Какое же различие в значении сих наименований? То, что обет ( ευχη) есть объявление о чем-либо, по благочестию посвящаемом в дар Богу; а молитва ( προσευχη) есть прошение благ, уничижено обращенное к Богу. Итак, поскольку потребно нам дерзновение, когда приступаем к Богу, обращаясь с уничиженными прошениями о полезном для нас, то необходимо предшествовать исполнению того, что объявлено по обету, чтобы, совершив зависящее от нас, потом уже смелее изъявлять желание о получении воздаяния от Бога. Посему-то Пророк говорит: «воздам Тебе обеты ( τας ευχας – обеты) мои, которые произнесли уста мои и изрек язык мой в скорби моей» ( Пс. 65:13–14 ), и еще: «помолитеся ( υξασφε – дайте обет) и воздавайте обеты Господу Богу вашему» ( Пс. 75:12 ). И во многих местах Писания можно видеть подобное значение слова: « ευχη» (обет), и поэтому знать, что обет, как сказано, есть благодарственное возвещение о принесении дара, а молитва означает приближение к Богу, по исполнении обещанного Ему. Посему Господне слово научает нас не просить чего-либо у Бога прежде, нежели что либо угодное Ему принесем Ему в дар. Ибо прежде надлежит совершить обет, и потом молиться; как иной скажет, что сеяние должно предшествовать собиранию плодов. Посему надлежит сперва посеять семена обета, и когда этот залог семян возрастет, собирать плоды, молитвою восприемля благодать. Посему, так как не будет дерзновения просить, если приступим без предварительного какого-либо обета, или дара; то молитве по необходимости да предшествует обет. Посему, так как обет уже выполнен, Господь говорит ученикам: «когда молитесь, говорите: Отче наш , сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» ( Лк. 11:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Но мы просим, чтобы Он действовал в нас, пришел и поставил внутри нас шатер, как в древности Бог в Скинии действовал среди Израиля, так пускай и Дух Святой войдет в наше сердце и в нем поставит себе Скинию. И пускай мы с вами будем вместе певчими великого хора, у которого финансист, регент, управитель – Дух Святой, ведущий нас и дающий нам петь Богу Отцу и Его Сыну Иисусу Христу. В Святом Духе мы познали тайну Троицы, и благодаря Ему мы освящаемся, и причащаемся, и объединяемся с ангелами. Святой Дух — источник жизни и для ангелов, и для людей. Пускай никто из нас не будет мертвецом, пускай Дух Святой подует на нас и все мертвенное из души нашей и из тела выдует. И чтобы в день нашего великого сбора, в день, когда Господь придет собрать к Себе, Дух Святой вознес нас, преобразил, оживотворил, и чтобы мы жили вечно в Царстве Святого Духа, где царствует вечно Отец, Сын и Святой Дух – Троица Единосущная и Нераздельная, которой мы поем, которую мы благословляем, которую мы благодарим, которую мы величаем и утром, и днем, и вечером и, преклонив колена, возносим ей благодарственные молитвы. Да поможет нам в этом Господь Всемогущий! Храни вас Господь! Обрезание Господа Иисуса Христа Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Поздравляю вас с праздником Обрезания Господня! Многие не понимают. зачем этот праздник нужен, не понимают, каково значение этого праздника для нашей жизни. И действительно, этот обряд уже утратил свое значение. Со времен Авраама Господь дал повеление, что всякий младенец мужского пола в восьмой день рождения должен вступить в Завет с Богом. И знаком этого Завета, должно было быть обрезание крайней плоти. Этот обряд был связан не с какой-то гигиенической процедурой, а с тем, чтобы евреи выделялись из всех народов земли. Такой же обряд есть у нас, мы с вами знаем, что есть священное таинство Крещения, когда мы, погружаясь в воду, отделяемся от всех людей земли, становимся избранными людьми, избранными детьми Божьими. «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1 Пет.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

Обычно подразделяют молитвы на три категории: просительная, благодарственная и славословная. Просительная молитва – низшая степень богообщения, в которой человек осознает свое бессилие и просит у Бога исполнения своих нужд и потребностей, материальных и духовных. «Просите и дастся вам». Но не о всем должно просить Бога, Который, как любящий Отец, Сам знает наши нужды. Ищите прежде всего Царствия Божия, и все остальное приложится вам. Ревнуйте о дарах духовных, поскольку человек находится всегда в состоянии греховном, он постоянно нуждается в благодатной помощи Божией. В просительной молитве выражается также наша любовь к ближним, и она угодна Богу. В благодарственной молитве верующий стоит перед Богом, как сын перед Отцом, и уже ничего не просит, а помнит благодеяния Божии и воздает за них должное Богу. Внимание уже не обращено на свои нужды, а на Бога, Источника всех благ, Который не перестает их изливать на всех нас. Евхаристия есть церковная молитва «благодарения», в которой Церковь , вспоминая весь Христов подвиг искупления и спасения человечества: «крест, гроб, тридневное воскресение, одесную седение, второе и славное паки пришествие», – благодарит Бога. Непрестанно христианин должен благодарить Господа за Его ежедневные щедроты к нему. «Непрестанно благодарю за вас, вспоминая вас, в молитвах моих» ( Eф. I, 16 ). «Благодарю всегда за все Бога и Отца, во имя Господа Нашего Иисуса Христа» (- V, 20). Наконец, бывает молитва славословная, в которой человек находится в соприкосновении с неизреченной тайной Божественного величия. Здесь более нет речи об исполнении прошений, даже и бывшие благодеяния не воспоминаются: душа бескорыстно прославляет Бога, славословит Его Святость, исповедует Его величие, и тем самым забывает о мире, и сосредоточивается в созерцании Бога. Высшее выражение церковного славословия есть тоже литургия, когда вместе с ангельскими силами, окружающими престол Божий, мы воспеваем Трисвятую песнь: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, исполнь (полны) небо и земля славы Твоея».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Он же посылает дожди и благорастворение воздуха, урожай на полях и в садах; Он не только заботится о насущном для нас, но и дарит нам радость невинных удовольствий и наслаждений: красоту и многообразие природы, нежные ароматы цветов и чудесное пение птиц. Он любит и питает нас не только на земле и для земли, но с особенной Отеческой любовью ведет нас к блаженной вечности и царству, которое Он уготовал для нас на небесах. Он Сына Своего Единородного не пощадил, но ради нас и нашего спасения предал Его на смерть (Рим. 8, 32). Мало того, что в бесчисленных дарах и щедротах Своих проявляет Господь любовь Свою к человеку, но даже гневаясь и наказывая, Он показывает неизменную высочайшую Отеческую заботу и попечение о человеке, ибо цель Его наказаний — это всегда наше исправление для жизни вечной. Помимо этой естественной потребности человека благодарить своего Благодетеля, Творца и Промыслителя, мы, христиане, имеем и апостольскую заповедь относительно благодарственной молитвы. Апостол Павел ясно сказал: За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе (1 Фес. 5, 18). Вспомним также случай с десятью прокаженными, просившими у Господа исцеления. По промыслу Божию они очистились постепенно, пока шли показаться священникам. Когда же один из них, видя, что исцелен, вернулся к Иисусу, пал к ногам Его и благодарил, прославляя Бога, тогда Господь наш Иисус Христос сказал: Не десять ли очистились? Где же прочие девять? Как они не возвратились и не пришли воздать славу Богу? (Лк. 17, 12—18). Так, Сам Спаситель, обличая девять неблагодарных прокаженных, ясно указывает на необходимость благодарения Бога. К сожалению, многие забывают поблагодарить Бога за Его щедрую милость или за какое-либо конкретное благодеяние. А ведь надо благодарить Бога не только за приятное, но и за все скорбное, что бывает с нами, ибо все посылает нам Бог для нашей пользы и вразумления, для нашего блага и вечного спасения. Тот же, кто не только не благодарит, но еще и ропщет, сильно погрешает.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2323...

Он может произвести не только те блага, каких мы ожидаем и надеемся (получить), но и гораздо большие и бесконечно ценнейшие. Поэтому и Павел говорит: «а Тому, Кто... может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» ( Еф. 3:20 ). Разве Он не мог, в самом деле, сначала же не допустить трем отрокам подвергнуться искушению ( Дан. 3 )? Мог, но не пожелал, чтобы доставить им через это большую выгоду. С этой целью Он допустил и то, чтобы они были преданы в руки иноплеменников, и чтобы печь была разожжена до несказанной степени, и чтобы гнев царский пылал сильнее печи, и чтобы крепко связаны были их руки и ноги, и чтобы, наконец, ввергнуты они были в огонь; и когда все, созерцавши их, отчаялись в их спасении, тогда-то нежданно и вопреки всякой надежде проявилось чудное дело превосходнейшего Художника – Бога, и просияло с превосходною силою. Именно – огонь связывался, а узники разрешались; печь сделалась храмом молитвы, источником и росою, и стала почетнее царских дворцов – и над огнем, этой всепожирающей силой, которая преодолевает и железо, и камни, и побеждает всякое вещество, одержала верх природа волос. И здесь стоял согласный хор святых, призывавших всю тварь, и небесную и земную, к дивному песнопению: они пели, воссылая благодарственные гимны за то, что были связаны, за то, что – насколько это зависело от врагов – били сжигаемы, за то, что были изгнаны из отечества, за то, что стали пленниками, за то, что были лишены свободы, за то, что сделались не имеющими городов, бесприютными и переселенцами, за то, что жили в чужой и иноплеменной земле, – таково свойство благодарной души. И вот, когда и злодеяния врагов были кончены (что еще могли бы они предпринять после смерти?), и добродетель борцов проявилась во всей своей полноте, когда сплетен был для них венец, собраны были награды, и ничего уже не осталось больше для их прославления – тогда-то именно бедствия и устраняются, и тот, кто возжег печь и предал отроков столь великой муке, начинает дивно прославлять этих святых борцов и делается вестником необычайного чуда Божия, посылает во все стороны вселенной письма, полные хваления, повествуя в них о случившемся, и делается таким образом достоверным вестником чудес дивнотворца Бога, потому что если он сам (прежде) был врагом и неприятелем, то писанное им не возбуждало уже к себе подозрения и у врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Он сидел с утра до вечера, допрашивал, вникая во все подробности, и выносил приговор даже по самым незначительным делам. С удивлением приглядывался Иофор к тому, как тяжело трудится Моисей и как тратит время на решение мелочных споров. Человек, искушенный в искусстве управления, Иофор откровенно высказал зятю свои соображения: «Для чего ты сидишь один, а весь народ стоит перед тобою с утра до вечера?.. Ты измучишь и себя и народ сей, который с тобою, ибо слишком тяжело для тебя это дело: ты один не можешь исправлять его» ( Исх. 18:14; 18). Моисей спросил его, как же следует поступать, и тесть посоветовал ему разделить израильтян на группы, числом в тысячу, сто, пятьдесят и десять человек, и над каждой из этих групп поставить начальников, которые одновременно были бы судьями, разрешали мелкие тяжбы и сообщали Моисею только о наиболее важных делах. Совет мудрого Иофора был проведен в жизнь, — так израильские массы обрели первые ростки своего будущего общественного строя. Глава VII. У Горы Синай-Хорив  На третий месяц после исхода из Египта израильтяне расположились станом в пустыне напротив Горы Синай. Пред станом в грозном величии возвышалась священная гора, гранитные скалы которой отвесными утесами возносились к небу. Близлежащая местность была благоприятна для заселения ее многочисленным народом на длительный срок. Там было вдоволь воды, росли финиковые пальмы и деревья, годные на топливо и строительный материал. Стан зажил шумной жизнью. Новая система управления обеспечивала порядок. Заключение Завета  Расположив станом свой народ, Моисей взошел на гору, чтобы вознести благодарственную молитву Богу Авраама, Исаака и Иакова, Который избрал его с этой горы для спасения израильского народа. Он уже частично исполнил миссию, возложенную на него Иеговой, и вот теперь на вершине священной горы он с пламенной молитвой обратился в Богу. Во время молитвы Господь явился Моисею и сказал, что он желает заключить союз с израильским народом: «Так скажи дому Иаковлеву: вы видели, что Я сделал египтянинам, и как Я носил вас [как бы] на орлиных крыльях, и принес вас к Себе; итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым…» (Исх. 19:3–6). Моисей сошел с горы и передал эти слова народу. Евреи с радостью восприняли Божественную весть и ответили Моисею:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

Освящение Даров начинается благодарением, т.е. прославлением Пресвятой Троицы. Подготовив верующих к присутствованию при совершении Евхаристии, священник возглашает: Благодарим Господа, т.е. станем совершать Евхаристию. На это приглашение христиане в древности отвечали: «Достойно и праведно». В последствии к этим отрывочным словам было присоединено исповедание славы и благодарения Триипостасному Богу, т.е. Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней. В это время священник в алтаре, благодаря Бога за все, тайно читает молитву Евхаристического канона. В ней священник вспоминает все благодеяния Божии, явленные роду человеческому от сотворения мира, особенно же в искуплении человека. В середине благодарственной молитвы, в связи с воспоминанием о благодеяниях Божиих, священник громко возвещает всему народу о славословии небесных служителей Божиих, восхваляющих Господа, возгласом: Победную 31 песнь поюще, вопиюще, взывающе, и глаголющее. Это возвещение делается для того, чтобы все знали, что наше благодарение соединяется со славословием святых Ангелов и всех небесных сил, которые непрестанно приносят Господу жертву хваления. Хор поет Серафимскую песнь: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф 32 исполнь небо и земля славы Твоея: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних. Конец песни дополнен словами, воспетыми детьми еврейскими Иисусу Христу при входе Его во Иерусалим, т.е. «осанна в вышних...». Форма возглашения священника объясняется из откровения Иоанна Богослова ( Апок.4:6–8 ). Он видел вокруг престола Божия четырех животных, исполненных очей спереди и сзади. Первое животное было подобно льву, второе – подобно тельцу, третье животное имело лицо, как человек, четвертое животное подобно орлу летящему. Они ни днем, ни ночью не имели покоя, взывая: «Свят, Свят, Свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет». В возгласе под словом «поюще» подразумевается Ангел в образе орла, «вопиюще» – Ангел в образе тельца, «взывающе» – Ангел в образе льва, «глаголюще» – Ангел в образе человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

После сего пасхальная вечеря пошла своим порядком: читали молитвы, пели благодарственные песни, вкушали агнца, пили пасхальное вино. По совершении ветхозаветной Пасхи, Господь Иисус Христос взял хлеб (квасный) и, возблагодарив Бога Отца, благословил его, преломил, дал ученикам и сказал: «приимите, ядите, сие есть тело Мое, за вас ломимое». Потом взял чашу с виноградным вином (растворенным водой) и, воздав хвалу Богу, подал ученикам, говоря: «пийте от нея вси; сия есть кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов». По причащении апостолов, Господь заповедал им совершать это таинство в воспоминание о Нем. Во время ветхозаветной Пасхи и Тайной вечери Господь несколько раз вразумлял Своего предателя. После намека о том, что не все ученики чисты, Он сказал: «истинно говорю вам: один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня». Все ученики пришли в ужас и начали с беспокойством спрашивать: «не я ли. Господи?» Но Иуда молчал. Тогда Господь, чтоб сильнее подействовать на ожесточенное его сердце, сказал: «Сын человеческий идет (на страдания), как написано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын человеческий предается; лучше было бы этому человеку не родиться». Снова началось волнение между апостолами и посыпались вопросы: «не я ли, Господи?» Пламенный Петр никак не мог выдержать неизвестности и дал знак Иоанну, который возлежал ближе всех к Иисусу Христу, чтоб спросил Его о предателе. Иоанн припал к груди Господа и тихо спросил: «кто это?» Господь открыл Своему другу тайну предателя, сказав: «тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам», и, обмакнув кусок, подал иуде Искариоту. Иоанн только понимал значение этого действия, но в глазах других оно было знаком особенного внимания Господа к иуде. Наконец, и Иуда решается прервать молчание и спрашивает Иисуса Христа вместе с другими: «Господи, не я ли?» – «Ты», отвечал ему Господь, но так тихо, что никто, кроме Иуды, не слыхал этого слова. В евангелии ясно не сказано – удостоен ли был Иуда причащения Святых Таин; но церковь верует, что Господь не лишил Своего предателя и этого высшего знака Своей любви и, по принятии хлеба (т. е. после недостойного причащения), вошел в Иуду сатана и окончательно овладел им. Видя его беспокойство, Господь сказал: «что хочешь делать, делай скорей». Иуда тотчас встал из-за стола и вышел вон, но и теперь никто, кроме Иоанна, не понимал слов Господних, а думали все, что Господь приказывал Иуде или купить что-нибудь к празднику, или подать бедным, так как у него находилась общая казна.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010