Видишь безмерную благость, по которой Он явил такую любовь к нашему роду, что еще прежде создания мира уготовал нам наслаждение Царствием? Не будем же, прошу, непризнательны, не сделаем себя недостойными столь многих даров, но возлюбим, как подобает, Господа нашего и не станем делать ничего такого, что могло бы прекратить Его к нам благоволение. Разве мы предварили это дело? Он, предупредив нас, явил великую и неизреченную любовь к нам. Не странно ли же не любить и нам, сколько можем, Того, кто так возлюбил (нас)? Он (Господь Иисус Христос), из любви к нам, все претерпел с радостью: исшедши из самых, так сказать, недр отеческих, благоволил принять зрак раба, испытать все человеческие (нужды), потерпеть озлобления и бесчестие от иудеев, наконец, принял Крест и поносную смерть, чтобы посредством веры в Него избавить нас, пресмыкавшихся по земле и обремененных бесчисленным множеством тяжких грехов. Помышляя обо всем этом, блаженный Павел, пламенно любивший Христа, обтекший, как бы на крылах, всю вселенную, старавшийся в теле явить (совершенства) бестелесных существ, восклицал так: «Любы Христова обдержит нас» ( 2Кор.5:14 ). Смотри, какая признательность; смотри, какая высокая добродетель; смотри, какая горячая любовь! «Любы, – говорит, – Христова обдержит нас», т.е. возбуждает, нудит, увлекает. Потом, желая пояснить слова свои, он говорит: «суждших сие, яко аще един за всех умре, то убо вси умроша;... и за всех умре, да живущии не ктому себе живут, но умершему за них и воскресшему» ( 2Кор.5:14–15 ). Видишь ли, как справедливо сказал он, что «обдержит нас любовь» Христова? Если, говорит, (Христос) умер за всех нас, то умер для того, чтобы мы, живущие, не для себя уже жили, но для Него, умершего за нас и воскресшего. Примем же апостольское увещание и будем жить не для себя, но для умершего за нас и воскресшего. Но как, скажешь, можем мы жить не для себя? Послушай, опять, того же блаженного (Павла), который говорит: «Живу не ктому аз, но живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Во гробе плотью, а в аду душой, как Бог, в раю же с разбойником, и на престоле Ты был, Христос, с Отцом и Духом, всё Собою наполняя, не имеющий пределов. Яко живоносец, яко рая краснейший, воистинну и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения. Как живоносный, как более прекрасный, чем рай, Твой гроб – источник нашего воскресения – явился воистину блистательнее всякого царского дворца! Эти тропари заимствованы из богослужения Великой субботы и напоминают о погребении Иисуса Христа, о котором в Евангелии от Иоанна говорится: После сего Иосиф из Аримафеи – ученик Иисуса, но тайный из страха от иудеев, – просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, приходивший прежде к Иисусу ночью, и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко ( Ин.19:38–42 ). Чтение этих тропарей указывает на еще один аспект символизма великого входа: он служит напоминанием о погребении Иисуса Христа. Эта тема прослеживается в целом ряде комментариев, начиная с первой трети V века, когда Исидор Пелусиот говорит о том, что «простертие чистой плащаницы над Святыми Дарами означает служение Иосифа Аримафейского» 777 . Однако включение тропаря «Благообразный Иосиф» произошло достаточно поздно: о нем ничего не известно ранее XIV века 778 . Два других тропаря были добавлены еще позже. При чтении трех указанных тропарей с дискоса и чаши снимаются покровцы и кладутся по краям престола, а воздýх священник снимает с плеча диакона и, подержав его над дымом от кадила, которое держит диакон, возлагает на Святые Дары, вновь произнося тропарь «Благообразный Иосиф». Затем он трижды кадит Святые Дары, произнося окончание 50-го псалма: «Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая, тогда возложат на олтарь Твой тельцы» ( Пс.50:20–21 ). Чтение заключительных стихов 50-го псалма в данный момент Литургии впервые зафиксировано в XII веке и связано с тем, что в них упоминается алтарь (престол) и жертва 779 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня» ( Быт.4:13, 14 ). Первое слово этой фразы «наказание» заменено в греческой библии другим ατα «вина» (славян. перевод), в соответствии с чем стоит и другое сказуемое, вместо «снести» стоит φεθναι «оставится», благодаря этому вся фраза получает существенно иной смысл: «вящшая вина моя, еже оставитися ми» (славян. перевод.). Так что св. Иоанн Златоуст , держащийся греческого перевода Библии, имел полное право видеть в этих словах выражение «раскаяния Каина, вполне достаточного, хотя и несвоевременного» 702 . Но контекст речи совершенно не благоприятствует такому толкованию. Обращение к подлинному тексту открывает, что самим своим происхождением оно обязано недоразумению греческого переводчика, который Еврейский термин , означающий как самый «грех», так и «наказание» за него, принял в первом, а не во втором его значении, устанавливаемом здесь всем контекстом повествования 703 . При правильном же чтении текста, восклицание Каина получает значение не раскаяния, а вопля отчаяния и малодушия грешника, не желающего безропотным перенесением заслуженных страданий хотя бы отчасти искупить свою вину 704 . «Таким образом, Каин или показывает свое отчаяние в милосердии Господа, или укоряет жестокостью Его правосудие. И отчаяние, и хула проистекают из общего источника – закоснения во грехе и неверия» 705 . Развивая свою мысль подробнее, Каин указывает в божественном приговоре две особенно поразивших его черты, это удаление от лица земли, бывшей местом благодатного присутствия Божия, и страх смерти, как мщения за пролитую кровь. Каин трепещет изгнания из земли, где Бог благоволил открыть себя людям и дать им обетования, но трепещет не потому, чтобы ему дорого было само по себе божественное благоволение, а потому, что с ним соединялись различные преимущества и обетования, которые, как он чувствовал, навсегда отнимались от него.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/biblej...

Впрочем здесь говорится более, чем о равнодушии к Господу. Уже простое неисполнение заповедей Божиих разсматривается, как непослушание голосу воли Божией и в то же время как желание не знать никакой другой воли, кроме своей собственной, как «стропотство сердца» (см. Иер. 7:24, 11:8 ). Уже в этом названии отчасти заключается мысль о возмущении, о востании против воли Божией. Кто не со Мною, тот против Меня, сказал Спаситель ( Мф. 12:30 ). Народ, даже приносящий во храме Господнем заповеданные Господом жертвы, но вне храма живущий так, как бы заповедей Господних для него не существовало, этим самым оскорбляет Господа ( Иер. 7:18 ), становится Его врагом. Господь благоволил предназначить народ еврейский к святости ( Исх. 19:6 ), возлюбил его, как народ святой. Коль скоро Израиль становился недостойным этой любви, любвеобильный Господь страдал (говоря почеловечески) за народ, огорчался неисполнением собственных предопределений относительно народа. Так невнимание к заповедям Божиим, и без прямого и открытого богохульства, есть вражда против Бога, нанесение Ему оскорбления. И за это оскорбление Господь не может не переменить Своего благоволения на гнев: сег ради возненавидхъ е. Иер. 12:9 9. Не вертепъ ли енинъ мо мн, ил пещера окрестъ ег; идите, соберите вс сельны, и да снсти е. 9. Удел Мой стал у Меня, как разноцветная птица, на которую со всех сторон напали другия хищныя птицы. Идите, собирайтесь, все полевые звери, идите пожирать его. 9 . Первая половина стиха по переводу слав.-греч. заключала бы в себе мысль подобную мысли Иер. 7:11 : не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей? Господь спрашивал бы: «разве достояние Мое, страна, в которой поселил Я Мой возлюбленный народ, стала логовищем хищнаго зверя, жаждущаго насилия и крови?» Русский перевод: удел Мой стал у Меня, как разноцветная птица... близок к переводу блаж. Иеронима, который только в том отношении точнее следует евр. тексту, что выражает мысль пророка в форме вопроса: «неужели птица разноцветная удел Мой у Меня?»...

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Вспоминай то время, в которое Бог наш и Господь за нас, непотребных рабов Своих, страдал, и твердо держи, что Он как ради всех, так и ради тебя сию чашу страдания испил, так нам спасение сод еловая; и рассуждай, что Он не простой человек, но Сын Божий и Бог, Царь и Царев Сын есть, и думай, что ты ничего иного, как только вечного мучения достоин без Него, как враг и отступник Божий, но Он, жалея о тебе, как и обо всех, и желая тебя и всех в милость Богу привести и примирить, и так спасти, вознерадел о Себе, и Себя предал на страдание и смерть, чтобы так, то есть страданием и смертью Своей, тебя от вечного страдания и смерти избавить и ввести в вечное блаженство. Твердо же уверься, что Он твой Искупитель, Избавитель, Спаситель, Помощник, Защитник, надежда, и жизнь вечная, и все блаженство, и кроме Него и без Него нет тебе никакой надежды и спасения. Когда обо всем этом рассудишь и уверишься, непременно благодатью Святого Духа возбудится в сердце твоем живая вера в Него – вера, любовью, благодарением, терпением и прочими добродетелями действующая и живность свою показывающая. Когда таковая вера возбудится в сердце твоем, то непременно почувствуешь веру и в Небесного Его Отца. Ибо, познав, что Сын Божий пришел тебя спасти и пострадал за тебя, тотчас познаешь и любовь к тебе Небесного Отца, Который ради тебя Сына Своего не пощадил, но на страдание и смерть предал. Ибо благоволением Небесного Отца и Своей волей Иисус Сын Божий пострадал за нас. А оттуда последует несомненная надежда вечной жизни и блаженства и исполнения всех обещаний Божиих милостивых: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего» ( Рим 8:32 )? Такое великое и дивное дело сотворил Бог, что Сыну Своему ради нас воплотиться и пострадать благоволил, как всего обещанного нам ради Него не исполнит? «Верен Господь во всех словах Своих» ( Пс 144:13 ), «незыблема милость Его к нам, и истина Господня пребывает во век» ( Пс 116:2 ). 2) Писание Святое представляет нам, что Бог везде есть и все видит, и на все наши дела, помышления, начинания и намерения смотрит, и разумеет, и всякое слово слышит.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Всякий истинно верующий сын Церкви должен вспоминать смерть Христову, которую Он претерпел по плоти ради нас неповинно: «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» ( 1Петр. 2, 22 ). Да будешь ты, душа боголюбивая, благодарна Пострадавшему и Умершему ради тебя! Вспомни все, начиная с безлетного рождения Сына Божия. Размышляй только верой одной, как Он неисследованно, неизреченно и непостижимо прежде веков родился от Отца и как Слово Божие, родившееся прежде веков от Отца, неоцененное сокровище сердца Отчего, из чрева прежде денницы рожденный Отцом, – как Это Слово Божие, превозлюбленный Сын Бога Отца, благоволением Отца и содействием Пресвятого Духа соизволил, ради нашего спасения, воспринять человеческое естество и в нем устроить наше спасение. Вспомни, как Он родился от Пренепорочной Девы Марии во времени и воспринял человечество от Ее пречистой крови, как создал словесную душу этому человечеству, так что явился совершенным Человеком, и как в том человечестве Он пришел в совершенный возраст. Когда же пришло превожделенное время нашего искупления, тогда Христос, Спаситель и Бог наш, на Тайной Вечери ученикам Своим и апостолам, а через них и нам всем преподал дивную и страшную Тайну, ибо, приняв в Свои пресвятейшие и Божественные руки хлеб и благословив, преломил и дал ученикам Своим апостолам, говоря: «Прииидите, ядите: сие есть Тело Мое» ( Мф. 26, 26 ). Благодаря за это благодеяние, каждый должен произнести молитву Господню «Отче наш» с таким окончанием: «Яко Твое есть царство и сила, и слава со Безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь» (поклон). На той же Своей Тайной Вечери Христос, Сын Божий, приняв в Свои пребожественные и пресвятые руки Чашу, воздав хвалу, подал ученикам Своим, говоря: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26, 27–28 ). Благодари за это благодеяние, ибо Христос, Спаситель наш, сподобил нас таковых престрашных Тайн не по какой-либо нашей заслуге, но по Своей крайней и неизреченной милости и любви к роду человеческому. Он благоволил нашему истлевшему естеству, падшее возобновил на лучшее, воссоздал, примирил с Собой и сделал нас единокровными и единотелесными. Благодаря за это, произноси молитву «Отче наш» (поклон).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Выслушай же, каким Адам был сначала: не было ни печали, ни заботы, которые присоединились потом, как наказания; ему следовало воздерживаться от зол, о которых он и не помышлял прежде. Подобным же образом, когда говорится: скорбью будешь питаться (Быт.3:17), то ясно, что человек прежде был подвержен радости; а также, когда говорится: в поте лица твоего (Быт.3:19), то ясно, что прежде он проводил жизнь без пота и труда; когда говорится: в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт.2:17), то отсюда следует, что прежде Адам был бессмертным. Потому Христос, желая показать нам, что Он восстановил нас в прежнее состояние, увидевши после Своего воскресения жен, которые были матерями печали, прежде всего произнес им слово, которое совершенно было противоположно печали, говоря: радуйтесь (Мф.28:9); если по вашей вине пришла печаль сначала, то теперь ради Меня приходит наконец радость. Точно также и Павел часто говорил: радуйтесь всегда в Господе (Флп.4:4). Древнее прошло (2Кор.5:17). Если смерть не есть более смерть, то и печаль не есть более печаль. Итак, если сокрушено жало смерти, то разрушены также и действия грехов, потому что печаль входит в душу вместе с грехами. Тогда, говорит, отбежат скорби и печали и воздыхания; отбежать же означает не что иное, как удалиться. 12. Я, Я Сам – Утешитель ваш . Я всегда один и тот же; хотя изменилось положение вещей, однако Я не изменился, но Тот же, Который был. Справедливо сказано: Я, Я Сам – Утешитель ваш , потому что все блага бывают ничем, когда нет Того, Кто утешает; поэтому и Павел говорит: утешающий нас во всякой скорби нашей (2Кор.1:4). Будем же всегда молиться Тому, Кто причиняет печаль и дает долготерпение для нетерпеливых; никогда не будем стремиться к тому, чтобы быть богатыми, но к тому, чтобы только Бог благоволил к нам. При Божием благоволении, мы, будучи и бедными, можем быть радостны; когда же Бог гневается, то хотя бы мы были богатыми и состоятельными, мы все будем томиться от печали. Когда Бог нам враг, то хотя бы у нас были и блага и друзья, от них не будет никакой пользы; когда же Бог к нам благорасположен, то ничто враждебное не может повредить нам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Глава 62. Благоустройство и слава Церкви Божией в Новом Завете 1–2. Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его и спасение его – как горящий светильник. И увидят народы правду твою и все цари – славу твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа. (Сиона ради не умолчу и Иерусалима ради не попущу, Дóндеже изыдет яко свет правда моя и спасение мое яко светило разжжется. И узрят языцы правду твою, и царие славу твою, и прозовут тя именем новым, имже Господь наименует е). Проникнутый чувством глубокой и живейшей радости в ожидании предстоящего спасения, Пророк продолжает благовествовать о нем своему народу. – Сиона ради не умолчу, возвещает он, и Иерусалима ради не попущу или не допущу, не позволю себе молчать, или иначе – не успокоюсь, доколе не изыдет как свет правда моя, т.е. оправдание Господне, возвещаемое Мною, и спасение мое как светило, точнее – светильник воспламенится: иначе говоря, Пророк будет благовествовать об оправдании и спасении прежде, пока о том все узнают. «И увидят народы правду твою (т.е. оправдание от Бога) и все цари славу твою, и назовут тебя новым именем, какое Сам Господь наименует»: соответственно новым свойствам, при новых и лучших отношениях народа к Богу, Господь даст ему и новое имя, знаменующее те свойства: «благожеланный», «избавленный», «святой» (ст.4,12). 3–5. И будешь венцом славы в руке Господа и царскою диадемою на длани Бога твоего. Не будут уже называть тебя «оставленным», и землю твою не будут более называть «пустынею», но будут называть тебя: «Мое благоволение к нему», а землю твою – «замужнею», ибо Господь благоволит к тебе, и земля твоя сочетается. Как юноша сочетается с девою, так сочетаются с тобою сыновья твои; и как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой. (И будеши венец доброты в руце Господни и диадима царствия в руце Бога твоего: и не прозовешися ктому оставлен, и земля твоя ктому не наречется пуста: тебе бо прозовется воля Моя, и земля твоя вселенная, яко благоволи Господь в тебе, и земля твоя вкупе населится. И якоже живяй юноша с девою, тако поживут сынове твои с тобою: и будешь якоже радуется жених о невесте, тако возрадуется Господь о тебе).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава LXII 1 . Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его, и спасение его – как горящий светильник. Все почти комментаторы 1788 согласны в том, что говорящий есть Отрок Господень, „за преступников сделавшийся ходатаем“ ( Ис. 53:12 ), который глаголет и в LXI главе. Но существует и другое мнение (см. напр. Еписк. Петра ч. II, стр. 301), что говорящий „доколе не взойдет правда“ есть совокупность предстоятелей и учителей Церкви, которые умолкнут, когда правда воцарится. Но обратим внимание на то, что Св. Иоанн Богослов говорит в 1Ин. 2что „мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа праведника“, Который Сам сказал ученикам Своим: „не оставлю вас сиротами“ ( Ин. 14:18 ) и „Я с вами во все дни до скончания века“ ( Мф. 28:20 ). Поэтому мы и понимаем ст. 1 главы 62-ой как обетование Мессии, Отрока Господня, не оставить нас сирыми, а ради горнего Сиона и нового Иерусалима (на которых должна проявиться слава Божия, свет и правда и спасение, как знамя для всех народов)-Он обещает нам не умолкнуть, а глаголать к нам до скончания века и в священных книгах Нового Завета и в таинствах и в чудесах, и в словах святых его, и в тайниках души тех, кои с верою вопиют к Нему. Умолкнет на исчезнувшей земле ( Евр. 1:11 ) глас Господа лишь тогда, когда, по выражению Апостола, „мы увидим Его лицем к лицу“ ( 1Кор. 13:12 ), и рабы Божии „узрят лице Его“ ( Откр. 22:4 ). Поэтому утешающий глас есть глас Самого Господа, обещающего глаголать нам чрез Утешителя Духа Святого, наставляющего на всякую истину ( Ин. 16:13 ). С 2-го стиха по 6-ой (кроме последних слов стиха 6-го) речь обращена к Иерусалиму. 2 . И увидят народы правду твою и все цари – славу твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа. 3 . И будешь венцом славы в руке Господа и царскою диадемою на длани Бога твоего. 4 . Не будут уже называть тебя „оставленным“, и землю твою не будут более называть „пустынею“, но будут называть тебя: „Мое благоволение к нему“, а землю твою – „замужнею“, ибо Господь благоволит к тебе, и земля твоя сочетается.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Господи, открой уста мои и уста мои возвестят хвалу Твою. Ибо жертвы Ты не желаешь, –я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу–дух сокрушенный; сердца сокру–лненного и смиренного Ты не презришь, Боже. Облагодетельствуй, Господи, по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима; тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение, тогда возложат на жертвнник Твой тельцов.» Слава и ныне. «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже»(трижды). «Господи, помилуй»(трижды). Слава: дневной тропарь, а в четыредесятницу тропарь со стихами, и. 6: «Господи, ниспославший Пресвятого Твоего Духа в третий час Твоим апостолам, Того, Благий, не отними от нас, но обнови нас, молящихся Тебе», Стих: 1, «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и Дух правый обнови внутри меня», 2. «Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня»(Пс. 50; 12–13). И ныне (Богородичен): «Богородица, Ты — лоза истинная, возрастившая нам Плод жизни; Тебе молимся: молись, Владычица, с Апостолами и всеми святыми о помиловании наших душ». «Благословен Господь всякий день. Бог возлагает на нас бремя, но Он же и спасает нас. Бог для нас–Бог во спасение»(Пс. 67; 20 — 21). «Святый Боже…» по «Отче наш…» Кондак праздника или святого; в Четыредесяттщу же тропарь, гл. 8: «Благословен Ты, Христе Боже наш, сделавший рыбарей мудрецами, ниспославши им Святого Духа и через них уловивший вселенную, Человеколюбец, слава Тебе». Слава: «Скорое и надежное утешение подай Твоим рабам, Иисусе, когда изнемогает дух наш; всегда нас предваряй, не оставляя наших душ в скорбях и не удаляясь от наших мыслей в напастях. Приблизься, Вездесущий! Будь близок к нам и, как всегда неразлучен Ты был с Твоими апостолами, соединись, Щедрый, и с любящими Тебя, чтобы мы, сочетавшись с Тобою, воспевали и прославляли Всесвятого Твоего Духа». И ныне: «Надежда, защита, прибежище и несокрушимая стена христиан, тихая пристань изнемогающих, Ты, Пречистая Богородица, как спасающая мир Твоею непрестанною молитвою, вспомни и нас, Дева, всеми воспеваемая».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=781...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010