- Ангел благовестил великую радость, которая, - сказал, - будет для всех людей; собственно для людей Божиих. Ибо не все иудеи - народ Божий. Но воплощение Бога было радостью и для всего рода человеческого. - Что означает песнь Ангелов? Без сомнения, благодарность горних чинов и радость тому, что мы, живущие на земле, облагодетельствованы. Ибо говорят: слава Богу, на земле теперь настал мир. Прежде природа человеческая была во вражде с Богом, а теперь так примирилась, что стала в союзе с Богом и соединилась с Ним в воплощении. Итак, видишь ли мир Бога с человеком? Можно разуметь и иначе. Сам Сын Божий есть мир, как и говорит о себе (Ин. 14, 27; 16, 33). Итак, самый мир, Сын Божий, явился на земле. И " в человеках благоволение " , то есть упокоение Божие; ибо теперь Бог упокоился и обрел богоугождение в людях, тогда как прежде не благоволил и не находил в людях угождения Себе. Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи.  Пастыри сии суть образ духовных пастырей - архиереев. Итак, архиереям должно хранить свое стадо и играть, то есть петь нечто духовное и учить народ, и тогда они удостоятся божественных видений и слышаний. Вифлеем - значит дом хлеба. Какой же это иной дом хлеба, как не церковь, в которой отложен оный хлеб? Итак, дело словесных пастырей - искать небесный хлеб, и, когда увидят сей хлеб, долг их проповедовать и другим, подобно как пастыри, увидев Младенца, передавали о Нем и другим. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было.  Какие слова сохраняла Дева? Иные говорят, что те, кои сказал Ей Ангел, и те, кои сказали Ей пастыри. Она соблюдала их и слагала в сердце Своем, то есть обсуждала и во всех находила одну согласную мысль, что Сын Ее есть Бог.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

архимандрит Амвросий (Юрасов) О храме Божием Храмом, или церковью называется особое, посвященное Богу здание, предназначенное для общественных Богослужений и молитв. Храм освящается епископом или назначенными им пресвитерами, после чего становится местом постоянного благодатного присутствия Божия, домом Божиим. Протестанты считают, что храмы не нужны, при этом они ссылаются на Священное Писание: «Всевышний не в рукотворенных храмах живет» ( Деян.7:48; 17:24 ). Строительство храмов было не выдумкой человеческой, а благословением Божиим. Господь Сам повелел строить храмы и обещал пребывать в них: «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их», – сказал Он Моисею ( Исх. 25:8 ). «Взойдите на гору и носите дерева, и стройте храм; и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь», – говорил Господь ( Агг.1:8 ). Бог благословил строительство Соломонова Храма и выбрал его местом особого Своего пребывания. «Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моем и там вовек: и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни ( 3Цар.9:3 ), – сказал Он Соломону. Свое благоволение ко храму Господь ознаменовал явлением Своей славы: «и не могли священники стоять на служении по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень» ( 3Цар.8:11 ). Бог обитает не только на небе: «Я живу на высоте небес и во святилище» ( Ис.57:15 ), – значит храм освящен Богом, Который постоянно в нем присутствует; храм является Его домом – и потому великой святыней. Протестанты считают, что это было только в Ветхом Завете. Первые христиане молились в обыкновенных домах, значит так должны поступать и мы. . Сам Господь Иисус Христос: говорил о храме: «Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему» ( Лк.2:49 ). Он всегда воздавал храму честь, ходил туда в праздники и учил ( Лк.19:47; 20:1 ; Ин. 5:1; 7:14; 8:2; 10:23 ), о чем и сказал так: «каждый день с вами сидел Я, уча в храме» ( Мф.26:55 ). Ревнуя о святости храма Христос изгнал из него торговцев, не позволял проносить через него посторонние предметы ( Мк.11:15–16 ). Обличая фарисеев, он сказал: «Безумные и слепцы! что больше: золото, или храм, освящающий золото?., клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем» ( Мф.21 ). Господь ясно говорит: Бог живет в храме и освящает его.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Аще усумнится, не благоволит душа моя в нем: праведник же [мой] от веры жив будет. По-русски: Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет. Продолжая укреплять веру пророка в исполнение обещанного Откровения, Господь и утешает, и смиряет людей. Он проливает свет утешения в сердца верующих людей той истиной, что верующий человек, благодаря своей непоколебимой вере, всегда будет жить. Неверующих людей Господь смиряет той мыслью, что Он будет относиться неблагосклонно, не будет благоволить к людям малодушным и сомневающимся. Это общее положение пр. Аввакум должен был к себе приложить. Если он сам не поверит Откровению, которого ожидал, то и он не будет жив, и не будет иметь благоволения в очах Божиих 92 . Нельзя не остановиться на глубоко справедливом учении о значении веры. Это учение впоследствии подробно раскрыто ап. Павлом. Ап. Павел доказывал, что все ветхозаветные праведники были живы и спасались, благодаря своей вере. Одушевляемые ею, они побеждали царства, заграждали уста львам, угашали силу огня, избегали острия меча. Благодаря ей, они получали и обетования ( Евр. 11 ). Но не только ветхозаветные праведники жили верою, а и все лучшие люди из всех народов жили и живут при помощи веры. Она спасает людей не только среди опасностей, но и в спокойное время. Она бережет нравственные идеалы людей. Без веры в, какие бы то ни было, высшие нравственные принципы, нет жизни для человека. Скептицизм у народов – предвестник их политической и социальной смерти; скептицизм у отдельных лиц – предвестник самоубийства. Авв. 2:5 Презорливый же и обидливый муж и величавый ничесоже скончает: иже разшири аки ад душу свою, и сей яко смерть ненасыщен: и соберет к себе вся языки и приимет к себе вся люди. По-русски: Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою как ад, и как смерть он ненасытен, и собирает к себе все народы, и захватывает себе все племена. Как сам пророк Аввакум высказывал Божественные откровения только после того, как настраивал слушателей к восприятию их (cp.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Бог писал его и после Моисея, своим промыслительным учительством раскрывая, разъясняя сокровища его, так или иначе: или в истории, или в Божественных изречениях книги Псалмов, или в притчах, во множестве видений и поучений пророческих, разъясняя постоянно, смотря по свойству и наклонностям призванных к закону: «Я писал, говорит Он, ему полноту (множество, мириады) закона моего». К этому закону все сыны Израиля во всякое время должны были относиться со всем своим благоговейным вниманием, они должны были хранить его всегда пред своими глазами, должны были учить постановлениям его своих сынов и дщерей. – »Но они (постановления эти) считались чем-то чуждым у него», сыны Израиля думали, что, может быть, и хорош закон, но только, как говорится, в данное время, хорош он был и, следовательно, обязателен для времени напр. Моисея, теперь эти времена прошли; к ним, достигшим новых времен, поставленным в другие обстоятельства, он не относится, чужд их и, следовательно, не обязателен. Относясь так к закону, поступая во всем вопреки этому закону, вопреки ему умножая количество жертвенников, народ умножает вместе с тем и количество жертв, приносимых им в образе тельцов поклоняемому истинному Богу. Но эти жертвы, приносимые во всех отношениях противозаконно, – вовсе потому не есть жертвы, очищающие грехи народа и спасающие его, а просто есть мясо, которое они закалают и едят и к которому Иегова не имеет никакого благоволения: «Что касается до жертв, приносимых Мне, говорит Господь, они приносят в жертву мясо и едят его, Иегова не благоволит к ним». Он не оставит безнаказанным пренебрежительное отношение народа к его закону, к его множеству заповедей и постановлений, и то, чем народ хочет умилостивлять Бога, только еще более раздражает Его. «Он теперь же вспомнит беззаконие их и посетит грехи их», посетит своим наказанием. Господь сказал народу через Моисея (см. Втор.28:58–64, 65, 68 ): «Если не будешь стараться исполнять все слова закона сего, написанные в книге сей, и не будешь бояться сего славного и страшного имени Господа Бога твоего....

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

В Евангелии мы читаем, как Апостолы плыли по морю и началась буря. И, подойдя, разбудили Его и сказали: Наставник! Наставник! погибаем. Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина (Лк 8:24) . Они оказались в опасности и боялись за свою жизнь, Христос пришел им на помощь. Господь посылает учеников на проповедь и говорит: не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц (Мф 10:31). Ученики недаром боялись апостольского служения. Распятия для мятежников люди видели очень часто и знали, что это реальная угроза, римских властей нужно бояться. Христос знает это и ободряет их удивительными словами: Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк 12:32) . Несовершенный совершенный страх Третий вид страха я назвал бы совершенным страхом . Реакцией на внутреннее состояние часто становится попытка выстроить с Богом отношения в таком ключе, чтобы Он никогда тебя не оставлял. Например, Тора для иудея — это рассказ о спасении, о том, что Бог не оставляет, Он приходит, избавляет от страха и страшных ситуаций. Если в моей жизни или в жизни нашего народа этого избавления пока не произошло, то нужно усилить исполнение той части Торы, которая отвечает за законы и установления. И тогда спасение придет. Божье благоволение можно заработать. А у нас в Евангелии говорится о том, как должно строиться взаимодействие с Богом. В любви нет страха, но совершенная любовь прогоняет его, потому что страх связан с наказанием, и кто боится, тот еще не достиг совершенства в любви (1 Ин 4:18) . С одной стороны, проявлять любовь — это признак, опознавательный знак, как эмблема у рыцаря на груди, которая говорит о том, что мы принадлежим Богу. С другой стороны, это отражение одного из качеств или свойств божественной природы, любви, которая была явлена во Христе. Бог сам дает нам пример. Каждый стих в четвертой главе этого послания друг друга дополняет: Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас (1 Ин 4:11–12) . В этой главе говорится, что узнать Бога опытно, приблизиться, почувствовать себя причастными Богу мы можем только увидев Христа, Его служение жертвенной любви. Даже необходимость исполнения заповедей трансформируется.

http://blog.predanie.ru/article/chego-my...

В продолжение своей долговечной жизни первые прародители, без сомнения, и словом и примером передавали свою веру потомству, и между потомками их в допотопном мире видим высокие образцы сей веры в Енохе и Ное. О праведном Енохе читаем в книге Бытия: и угоди Енох Богу, и необреташеся, зане преложи его Бог ( Быт. 5:24 ). «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его». «Ходил Енох пред Богом»: это значит: он благоугождал Богу; и Бог, в знак своего благоволения к нему и в подкрепление веры его современников, взял его на небо, подобно тому, как после пророк Илия был взят от земли на небо. Так благоугодил Енох Богу не иначе как чрез веру в обетованного Искупителя. Об этом свидетельствует апостол Павел, говоря: Верою Енох преселен был так, что не видел смерти; и не стало его: потому что Бог преселил его. Ибо прежде преселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу ( Евр. 11:5 ). Ной был проповедником веры в мире допотопном и послепотопном. Самое рождение его ознаменовано свидетельством веры. В книге Бытия об отце Ноя Ламехе написано: И роди сына, и нарече имя ему, Ное, глаголя: Сей упокоит нас от дел наших, и от печали рук наших, и от земли, юже прокля Господь Бог ( Быт. 5:29 ). Яснее повторю: Ламех «родил сына, и нарек имя ему: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей, и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь Бог». Ламех по вере ожидал от сына своего того же, чего надеялись первые прародители, назвав своего первенца Каином, то есть приобретением. Ной обрел благодать пред очами Господа Бога. Говорит бытописатель. «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем. Ной ходил пред Богом ( Быт. 6:8, 9 )». Ной удостоился многократных откровений Божиих; он проповедовал истину своим современникам и призывал их к обращению на путь истины, возвещая гнев и суд Божий. О нем апостол Павел пишет: «Верою Ной, будучи извещен свыше о том, что еще не было видимо, благоговея (пред Богом) устроил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он весь мир, и сделался наследником праведности по вере» ( Евр. 11:7 ). Ной перенес истинную веру в мир послепотопный: вышедши из ковчега, он поставил Богу жертвенник, принес на нем жертву, и жертва его так была угодна Богу, что Он дал обещание не поражать более землю таким всеобщим потопом (Быт. гл. 8). Вера Ноя так была совершенна, что Бог благоволил открыть ему судьбу отдаленного его потомства, и вместе с этим судьбу истинной церкви в то время, когда придет на землю обетованный Спаситель ( Быт. 9:26, 27 ). 3) Вера послепотопных патриархов в обетованного Спасителя

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

В самом деле, какова причина слова и жизни и любви? Не умная [ли] душа? И что любимо в нас? Не слово [ли] из ума, которое желается более и любимейших детей? Ибо отец ненавидит детей, пренебрегающих его словом. Откуда же любовь к слову? Не из нашего [ли] ума? Остальное обнаруживается из какого–то темного образа, что причина Слова и Духа – только Отец. Если же ты скажешь, что Сын любит Отца, но как причину [бытия] Себя Самого и принимающего от Того [бытие] и любовь (to avgapa/n). И к тому же и Дух Святой [тогда] был бы любящим (agapa/n) и Отца, и Сына, если [бы] и сверх размышления Божественного как нами уже сказано и как возможно мы сие собираем от Святых Писаний. И сказал Исаия: «Се Отрок мой, Которого я избрал, возлюбленный Мой, к Которому благоволит душа Моя: положу Дух Мой на Него». Ты видишь, что и Отрок [здесь] возлюбленный, и Дух как будто бы от Отца идет к Сыну? Т.о. действительно, что [здесь] сказано относительно безначальной причины, потому что причина Сына и Духа – Отец. Но сие изречено и ради воплощения Слова, и, как нами уже сказано, [ради] телесного принятия всех энергий Духа, которых Он как Слово имеет с Отцом и Духом. Поэтому сказано: «и возвестит народам Суд», что и Евангелие подтверждает, говоря, что «весь суд отдан Сыну», и, очевидно, по плоти. Евангелие же и «возлюбление» возвещает: «Ты еси Сын Мой возлюбленный» от Отца Сыну сказанное в Крещении, и «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором благоволение, Его послушайте» на горе, и поэтому в первом случае Дух сходит на Него в виде голубя, а в преображении же – в виде облака. А [через] сияние, исходящее от тела и одежд Его, [Он] подавал благодать, которую послал к нам как разливающуюся из источника божественного тела Его, [которую] засвидетельствовал тогда же и явил в Себе с одной стороны присносущей как воссияние истинного света, с другой же – показал тогда ученикам по [мере их] возможности в соучастии и общении с ней. Поэтому [они] как ещё несовершенные, упали навзничь, не покрытые поверх себя ей самой, не способные к причастию; в последствии же совершенно приняли её; поэтому так и свет преображенного Христа, и после сего были явлены огненные языки Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

В храме Соломоновом были св. иконы: «Сделал Соломон в давире Святое Святых ( 3Цар. 8:6 ) – двух херувимов из масличного дерева... и обложил он херувимов золотом. И на всех стенах храма кругом сделал разные изображения херувимов... На двух половинах дверей (для входа в давир) из масличного дерева он сделал рзных херувимов». (Эти двери соответствуют царским вратам в православных храмах). На дверях (для входа в храм) «вырезал на них херувимов» ( 3Цар. 6:23,28,29,32,35 ). В день освящения храма Господь явил Свое благоволение к храму с его святынями: «облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень» ( 3Цар. 8:10,11 ; сн. 9:2,3). В храме, построенном Заровавелем ( 1Ездр. 5:2 ), были св. иконы. «Я буду показывать тебе... все, что увидишь, возвести дому Израилеву» ( Иез. 40:4 ). «Как внутри храма, такъ и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были разные изображения: сделаны были херувимы... у каждого херувима – два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны – к пальме лицо львиное; так сделано во всем храме кругом. От пола до верха дверей сделаны были херувимы и пальмы, также и по стенам храма... На дверях храма херувимы... такие же, какие сделаны постенам» ( Иез. 41:17–25 ). Как относились к св. иконам Иисус Христос и апостолы? В храме Господь Иисус Христос бывал часто (пред страданиями каждый день – Мф. 26:55), видел («осмотрев все» – Мк. 11:11 ) в нем изображения, но не сказал, чтобы их вынесли, как предметы, Богу неугодные (сн. Ин. 2:14–16 ; Мф. 21:12,13; Лк. 19:45,46 ); не осудил иудеев, устроивших храм со священ, изображениями и молившихся перед ними, а благоволил храм, украшенный изображениями, назвать Своим домом ( Мк. 11:17 ). Господь, несомненно, молился и совершал поклонение в храме, иначе фарисеи и первосвященники обвинили бы Его, но они такого обвинения не высказывали. Почитанием храма и священных изображений, в нем находившихся,

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Ваше Императорское Величество! Светлый праздник Рождества Христова всегда уносит мысль нашу к началу христианства, к тем святым воспоминаниям, которыя соединяются с обстоятельствами Рождения Господа нашего. Живо предносятся пред нами Вифлеемская звезда и пещера, Иосиф и Мария, волхвы и пастыри, Богомладенец Иисус и ангелы, ппоющие и славословящие рождение Его сею священной песнью: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. В течение веков эта умилительная песнь ангельская с священным благоговейным трепетом повторяется миллионами уст христианских, как колыбельная песнь христианская, успокоивающая, нежная, сердцу драгоценная. В мире человеческом продолжают жить распри, вражда, убийства, кровопролития, которые то стихают, то усиливаются, как разрушительный ураган. А священная песнь ангельская о мире не перестает раздаваться при всех разнообразных направлениях жизни человеческой, постоянно всем напоминая, что не в распрях Господь, не во вражде Господь, но в мире Господь, в кротости и смирении. Было некогда великое нечестие во Израиле. Горько жаловался на беззакония людские пред Лицем Господа пророк Илия: возревновал я о Господе Саваофе, говорил он, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечем; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее. И сказал Господь: выйди и стань на горе пред Лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и сильная буря, горы раздирающая, и скалы разрушающая, но не в буре Господь; после бури землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь ( 3Цар. 19:10–11 ). Итак, в веянии тихого ветра Господь, в мире Господь. А где Господь, там свет, жизнь и всякая радость. Поэтому и песнь ангельская о мире, как драгоценное сокровище, с светлым чувством всегда нами воспринимается. Ныне, в сии светлые праздничные дни, благоволите, Ваше Императорское Величество, принять наше почтительнейшее Вам приветствие с светлым праздником Рождества Христова и наши молитвенные Вам пожелания мира и радостей, ангелами возвещаемых. Да благословит и да хранит Господь Вас и всю Семью Вашу в мире и здравии на многия лета!

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

Ветхий Завет был, конечно, временем сени и гаданий: светлую пору избавления ветхозаветный человек представлял себе более под видом восстановления царства еврейского в обетованной земле. Однако, лучшие люди не забывали, что речь идет, прежде всего о царстве Божьем, что Господь восстановлял это царство ради Себя Самого ( Uc. XLVIII, 11 ), а не ради благодушия собственно Израильтян. Поэтому, описывая будущего Спасителя и будущее царство, пророки не забывали указать, где это нужно было, что Спаситель приведет свой народ ни к чему иному, как к святости, что радость будущего будет сосредоточиваться в возможности быть всегда с Богом, угождать пред лицом Его и приносить Ему жертвы благоприятные. Вот, напр., св. царь и пророк Давид. „Блаженство» человека он видит в том, чтобы „не ходить на совет нечестивых и на пути грешников не стоять» Nc. I, 1 ); закон уст (Божьих) -был (для него) лучше тысяч злата и серебра (CXVIII, 72); „соблюдать слова (Божьи он считал) уделом своим», признаванием, целью и смыслом жизни (ст. 57), поэтому, и страдания ради Бога и закона Божия были вожделенны для него: „благо мне – говорит он, – что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим» (ст. 71). Зло для него, следовательно, скорее в грехе, чем в страдании. Отсюда, и основная мысль спасения – в избавлении от греха для святости. „Вывел (Господь) народ свой в радости, избранных своих в веселии. И дал им земли народов, и они наследовали труд иноплеменных (но все это затем), чтобы соблюдали уставы Его и хранили законы Его» ( Nc. CIV 43 – 45), чтобы утвердить среди них царство добра. Поэтому, прося Господа „ублажить благоволением Сиона и создать стены Иерусалимские», пророк немедленно же, как особенно заметную черту будущего благополучия, указывает в том, что „тогда благоволиши жертву правды, возношения и всесожигаемая, тогда возложат на алтарь твой тельцы» (L, 20 – 21), т. е. будущее царство должно быть царством благочестия, союза с Богом, который (союз) так часто нарушали грехолюбивые Израильтяне. Союз с Богом, как конец спасения, состоит не только в том, что человек здесь находит вечный покой своей душе, ничем ненарушаемое чувство безопасности, но и в том, что Господь „наставит его на •стезю правды», что соблюдает его не только от зла внешнего, но и нравственного ( Nc. XXII, 2. 5. 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010