Се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог 68 . Также праведная Елизавета, по внушению Духа Святого, называет Пресвятую Деву Матерью Господа. А это название равносильно наименованию «Богородица»: Откуда мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне? ( Лк.1:34 ). Откуда мне (такое счастье, такая радость), что пришла Матерь Господа моего ко мне? Как Матерь Господа, Пресвятая Мария дарами благодати и приближением к Богу, а, следовательно, и Своим нравственным достоинством превосходит всякое сотворенное существо, и потому православная Церковь почитает ее превыше херувимов и серафимов 69 . Признаки, по которым многие из людей узнали Спасителя, когда Он явился на землю. Ожидание Спасителя, всегда жившее в сердцах верующих Ветхого Завета, особенно усилилось среди евреев со времени покорения их римлянами. Веру евреев в близости пришествия Великого Посланника Божьего разделяли и многие лучшие люди из язычников. И когда Иисус Христос родился и жил на земле, тогда многие различными способами действительно узнали Его, как обетованного Спасителя мира. Так, восточные мудрецы узнали Его посредством звезды, которая перед рождением Его явилась на востоке; вифлеемские пастухи узнали о Нем от ангелов, которые сказали им, что родился Спаситель в городе Давидовом; Праведные Симеон и Анна узнали Его по особому откровению от Святого Духа, когда Господь Иисус через 40 дней после рождения был принесен в Иерусалимский храм; Иоанн Креститель на реке Иордане, во время крещения, узнал Его, по откровению, по сошествию на Него Святого Духа в виде голубя и по голосу с неба от Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих ( Мф.3:17 ). Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Моя любовь). Подобный же голос был о Нем апостолам Петру, Иакову и Иоанну во время преображения Его на горе: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте ( Мф.17:5 ). Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Се Отрок Мой, которого Я избрал, – говорит Господь чрез пророка Исаию об Иисусе Христе, как Спасителе мира: Возлюбленный Мой, которому благоволит душа Моя. Положу Дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, ни возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленнй не переломит и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы» ( Мф.12:18 ...21; Ис.42:1 ...4): в сем слове Божием о Лице Спасителя мира и о «деле» Его указаны в конечной причине и в последнем основании, с одной стороны, совершенство и достоинство человеческого естества, т. е. человеческой воли в Личности Богочеловека: к «Отроку Возлюбленному благоволит душа» Бога, – следовательно, определение человеческой воли Отрока равно абсолютному Божественному Изволению, и потому Дух Божий на Отроке; с другой стороны, совершенство и достоинство «суда, приведного Отроком в победу», а плодом сей победы «Отрока», по существу самого «суда, возвещенного Им народам», будет то, что «на имя Его будет уповать народы» (θνη). Если «благоволение души Бога к Отроку», как мы выше указали, адекватно равно самой идее Бога о правде и истине человеческого естества в Иисусе Христе, то какой же, спрашивается, «суд» Он имел «возвестить» и, действительно, «возвестил народам»? и в чем «суд приведен Им в победу» до такого конца и по такому существу содержания оного, что «на имя Его должны уповать народы»? Суд в человеческом роде есть один: суд этот есть суд добра и зла, суд истины и правды бытия человеков с Богом и в Боге и диавольской лжи и лести – неправды «якобожества», суд благочестия и нечестия, суд «до конца возлюбления Бога» и верности Божественной Воле и измены – неверности Богу от «прельщения диавола». Вот на сем именно суде стоял Сам Иисус Христос по человеческому Своему естеству, «осудив грех во плоти», как говорит Апостол ( Рим.8:3 ), и сей именно «суд», в его приговоре «осуждения греха», Он и возвестил народам! Начиная с крещения Своего от Иоанна и последовавшего за сим искушения Своего в пустыне от диавола, и кончая крестною смертию, все время Своего общественного служения Иисус Христос в Себе Самом и Собою судил зло мира сего и диавола, ибо, несмотря на все устремление «зла мира сего» лично на Иисуса Христа, несмотря на всю злобу и вражду людей лично к Нему, как к «Сыну человеческому», несмотря на присутствие Иуды в среде Его учеников, которого Он знал от начала, как «Своего предателя» ( Ин.6:70–71 ), несмотря на «Гефсиманское борение» (См.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Слава, и ныне: Аллилуиа: Таже Бог Господь: Тропарь святаго дважды, глас 1: Во всю землю изыде вещание твое, яко приемшую слово твое, имже боголепно научил еси, естество сущих уяснил еси, человеческия обычаи украсил еси, Царское священие, отче преподобне, моли Христа Бога спастися душам нашим. Слава, и ныне, Богородичен, глас тойже: Гавриилу вещавшу Тебе Дево, радуйся! Со гласом воплощашеся всех Владыка, в Тебе Святем Кивоте, якоже рече праведный Давид: явилася еси Ширшая Небес, поносивши Зиждителя Твоего. Слава Всельшемуся в Тя, слава Прошедшему из Тебе, слава Свободившему нас рождеством Твоим. Посем псалом 50. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя: яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих: яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя Мати моя. Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся: омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие: возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отими от Мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего: возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския: тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слава: поклон, И ныне: поклон. Господи, помилуй, трижды. Господи, благослови. 14 И поклон. 15 И глаголет Старший отпуст: Воскресый из мертвых, Господи Иисусе Христе, Боже наш, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, святых славных и всехвальных Апостол, преподобных и богоносных отец наших и святаго егоже есть храм, и святаго имярек, егоже и память ныне совершаем, и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Во ин же праздник кроме недели начало отпуста свое. Нецыи же глаголют, яко воскресный отпуст точию от полунощницы чтем. По отпусте же поем: Аминь, Господи помилуй, трижды. Малое повечерие Аще не бысть бдения, по велицей вечерни и трапезе поем малое повечерие. Аще же есть бдение, трапеза бывает после малой вечерни, повечерие же после трапезы; бдение же в свое ему время. Старший глаголет: Молитвами святых отец наших: Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный: Трисвятое по Отче наш: Старший глаголет молитву Иисусову. Господи помилуй, 12 раз . Слава, И ныне: Приидите, поклонимся, трижды. И псалмы: Псалом 50 : Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Яко беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших, и лукавая пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти. Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твой. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

http://azbyka.ru/chinoposledovanie-voskr...

Тебе единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих: яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши, внегда судити Ти. Се бо в беззакониих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя. Се бо истину возлюбил еси: безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся: омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие: возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от меня. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего: возрадуется язык мой правде Твоей. Господи устне мои отверзиши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношения и всесожегаемая: тогда возложат на алтарь Твой тельцы. Помилуй мя, Боже, по великой милости Твоей и по великому благоутробию Твоему изгладь преступления мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисть меня. Ибо преступления мои я знаю, и грех мой непрестанно предо мною. Пред Тобою, пред единым Тобою я согрешил и пред Твоими очами сделал зло, так что Ты праведен в слове Твоем и чист в суде Твоем. Вот в беззаконии я рожден и во грехе зачала меня мать моя. Но Ты любишь истину в сердце и внутренно открываешь мне мудрость. Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать радость и веселие, и воспрянут кости, Тобою пораженные. Отврати лице Твое от грехов моих, и изгладь все беззакония мои. Сотвори мне, Боже, чистое сердце, и дух правый обнови внутри меня. Не отринь меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Толкование Евангелия на каждый день года. Суббота по Рождестве Христовом. Суббота пред Богоявлением Мф, 46 зач., 12, 15—21 И последовало за Иисусом множество народа, и Он исцелил их всех и запретил им объявлять о Нем, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы. «И последовало за Иисусом множество народа, и Он исцелил их всех и запретил им объявлять о Нем». Время для главного сражения Господа еще не пришло. И Ему надо соблюдать святую осторожность. Он должен много потрудиться прежде принятия Своей Крестной смерти. Он знал, сколько лжемессий появилось в мире. Он знал, как легко может воспламениться народ. Если весть о том, что явился некто с чудодейственными силами, распространится повсюду, не избежать политического мятежа, и будет бессмысленно погублено много человеческих жизней. Ему надлежит научить людей, что Мессия должен придти не с сокрушительной мощью, а с жертвенным служением, не со скипетром власти, а с Крестом. Ныне — исполнение Писаний, пророчества Исаии, свидетельствующего, как смиренен и кроток наш Господь, и какой победы будет исполнено Его служение. И мы слышим глас Отца Небесного: «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя». Ради нашего спасения Господь принял зрак раба. «Среди вас Я Слуга», — говорит Он Своим ученикам, и Он пришел послужить многим. Он — Избранник Отчий. Никто, кроме Него, не мог бы совершить дело Искупителя и принять венец Божественной славы. Иисус Христос — Возлюбленный Сын Божий, в Котором — Отчее благоволение. И оно во всех, кто в Иисусе Христе. Все упование отпавшего от Бога человека может быть только в Отчем благоволении, во Христе. Все великие Божии обетования связаны с Его служением: «Положу дух Мой на Него», Дух премудрости и разума (Ис. 11, 2—3). Он принял Духа не мерою (Ин. 3, 34). И все, кому дается Христово служение, получают через Христа дар Духа Святого. Все, кому Бог сообщает Свою любовь, сподобляются Его подобия.

http://pravoslavie.ru/3911.html

4. Не будут уже называть тебя «оставленным», и землю твою не будут более называть «пустынею», но будут называть тебя: «Моё благоволение к нему», а землю твою – «замужнею», ибо Господь благоволит к тебе, и земля твоя сочетается. Ст. 4 ср. Ис.54:5–7 . Сион, или Церковь , прежде запустевший и оставленный, впоследствии будет населённым местом, Владыкой которого будет Сам Бог; благоволение Господа будет пребывать здесь. И коже живй юноша съ двою, так поживтъ сынове тво съ тобою: и бдетъ коже радетс женихъ невст, так возрадетс гдь теб. 5. Как юноша сочетается с девою, так сочетаются с тобою сыновья твои; и как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой. Ст. 5 ср. Ис.61:10 ; Пс.44:17 . Основанием жизни церкви будет служить любовь Бога и чад его, по чистоте и силе своей подобная любви жениха к невесте (ср. Еф.5:25 и далее). И на стнахъ твоихъ, приставихъ стражы весь день и всю нощь, иже до конца не премолкнтъ поминающе гда. 6. На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днём, ни ночью. О, вы, напоминающие о Господе! не умолкайте, – з. Нсть бо вамъ подобенъ: аще исправиши и сотвориши, на земл. 7. не умолкайте пред Ним, доколе Он не восстановит и доколе не сделает Иерусалима славою на земле. Ст. 6–7. Поставленные Господом, стражи Сиона будут неумолчно славить Господа, и Он сделает Иерусалим славой на земле. Под стражами Сиона, говорит бл. Иероним, мы можем разуметь или ангелов, или апостолов, всех начальников и учителей его, охраняющих церковь от проникновения в неё диавола. Эти стражи не должны умолкать ни днём, ни ночью, ни в радости, ни в печали, но должны всегда молить милосердие Божие, чтобы помощь Божия охраняла и ограждала стадо Христово и стены Иерусалима». Последняя сл. ст. 6 =в р.-с. не умолкайте, 70 читали: , почему: οκ στιν γρ μν μοιος, ср. слав., и отнесли их к началу ст. 7-го, а первые слова сего ст. по евр.-м. т. =в р.-с. не умолкайте пред Ним, совсем остав. без перев. Следующее за ними по греч. т. слова: ν διορϑσ κα ποισ ερουσαλμ, ср. слав., вернее должно перевести по слав.: аще исправитъ и сотворитъ (ср. Иероним: si correxerit et faciet).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

В воскресные дни прибавляем дополнительные стихи: Стих: Восстань, Господи Боже мой, да возвысится рука Твоя,/не забудь бедных Твоих до конца. Пс 9:33 Стих: Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим,/повем вся чудеса Твоя. По стихирах, Слава, стихира Евангельская. Слава: Стихира Евангельская. И ныне, Богородичен, глас 2 Лик: Преблагословена еси, Богородице Дево,/Воплощшим бо ся из Тебе ад пленися,/Адам воззвася, клятва потребися, Ева свободися,/смерть умертвися, и мы ожихом./Тем воспевающе вопием:/благословен Христос Бог, благоволивый тако, слава Тебе. Хор: Преблагословенна Ты, Богородица Дева,/ибо Воплотившимся от Тебя ад пленен,/Адам из него возвращен,/проклятие лишилось силы,/Ева освобождена, смерть умерщвлена/и мы исполнились жизни./Потому, воспевая, взываем:/“Благословен Христос Бог, так благоволивший, слава Тебе!” Священник: Слава Тебе, показавшему нам свет. Священник: Слава Тебе, показавшему нам свет. Славословие великое Лик: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя великия ради славы Твоея. Господи, Царю Небесный, Боже, Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный, Иисусе Христе, и Святый Душе. Господи Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, вземляй грех мipa, помилуй нас. Вземляй грехи мipa, приими молитву нашу. Седяй одесную Отца, помилуй нас. Яко Ты еси Един Свят; Ты еси Един Господь, Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь. Хор: Слава в вышних Богу, и на земле мир, среди людей – благоволение. Восхваляем Тебя, благословляем Тебя, поклоняемся Тебе, славословим Тебя, благодарим Тебя ради великой славы Твоей. Господи, Царь Небесный, Боже Отче Вседержитель, Господи, Сын Единородный Иисусе Христе, и Дух Святой! Господи Боже, Агнец Божий, Сын Отчий, подъемлющий грех мipa, помилуй нас. Подъемлющий грехи мipa, прими молитву нашу, Сидящий справа от Отца, помилуй нас. Ибо Ты – один Свят, Ты один – Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь. На всяк день благословлю Тя и восхвалю имя Твое во веки, и в век века. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vsenoshhn...

Внутренняя жизнь Божия выражается во взаимной любви между Лицами Святые Троицы. В Священном Писании мы находим указание на существование этого внутреннего жизненного общения, этой взаимной любви между Лицами Святые Троицы. Прежде всего, в Св. Писании довольно ясно раскрывается учение о том, что отношение Бога Отца к Сыну есть отношение любви. Так, здесь говорится, что Бог Отец, имея жизнь в Самом Себе, дал и Сыну Своему иметь жизнь в Самом Себе ( Ин. 5:26 ). По связи речи видно, что основание для этого заключается в любви Бога Отца к Сыну. Именно Сын, получивший от Отца жизнь и имеющий ее в Себе, может оживлять и воскрешать мертвых так же, как и Отец (ст. 21, 25, 28), может судить (ст 22, 29, 30) и вообще творить все то, что творит Отец и что Он показывает Сыну (ст. 19, 20). Почему же Бог Отец все это, то есть, и самосущую жизнь, и власть судить, и власть сообщать жизнь, и вообще делать все, свойственное Богу, дал Сыну? Потому, отвечает евангелист Иоанн, что Отец любит Сына: ибо Отец любить Сына, и показывает Ему все, что творит Сам (ст. 20), – показывает с тою целью, чтобы и Сын творил то же, так как Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Он, то и Сыт творит так же (ст. 19). Таким образом, с одной стороны, внутренняя жизнедеятельность Отца, выражающаяся в рождении Им Сына, а с другой, внутренняя божественная самосущая жизнь Сына и внешняя творческая деятельность Его источником своим имеют любовь Бога Отца к Сыну. – Рассмотренное нами место показывает, что любовь Бога Отца и рождает Сына, и имеет Его своим предметом по рождении 15 . Но в Священном Писании есть много изречений, где указывается один только второй из этих актов. Так, при крещении воплотившийся Сын Божий назван от Отца возлюбленным Сыном ( Мф. 3:17 ; Марк 1:11 ; Лук. 3:22 ); тот же голос Отчий свидетельствовал об Иисусе Христе и при преображении, говоря: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ( Мф. 17:5 ; 1Петр. 1:17 ). Слова: в Котором Мое благоволение, в прибавлении к слову возлюбленный, указывают на особенное совершенство и полноту любви Отца к Сыну, это любовь абсолютная, совершенная. Но еще раньше, еще в Ветхом Завете, Бог Отец называет Сына Своего возлюбленным чрез пророка Исаию: Ce отрок Мой, Которого я избрал, возлюбленный Мой, к Которому благоволит душа Моя (Иса.42:1; сн. Мф. 12:18 ). В беседе с учениками Иисус Христос неоднократно повторял, что Отец Его любит (15, 9, 10). В первосвященнической молитве Иисус Христос три раза повторяет, что Отец возлюбил Его ( Ин. 17:23, 24, 26 ), – возлюбил прежде основания мира, то есть от вечности (ст. 24). И Иоанн Креститель засвидетельствовал, что Отец любит Сына, и все дал в руку Его ( Ин. 3:35 ). Это мы указали на любовь Бога Отца к Сыну.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Глава 5 Еккл.5:1–2 . Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги. Ибо, как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познается при множестве слов. Не торопись устами твоими, и сердце твое да не спешит произнести слово пред лицом Божиим, потому что Бог на небе, а ты на земле. Посему пусть не многи будут слова твои, поскольку придет сновидение во множестве заботы, и голос неразумного во множестве слов. Многие думают, что в настоящем месте внушается то, чтобы мы не обещали чего-нибудь пред Богом опрометчиво, и не взвесив своих сил, не давали таких обетов, которых не можем исполнить. Ибо при нас присутствует Бог, и хотя Он, по-видимому, на небе, а мы на земле, однако слышит, что мы говорим, и из множества слов обличается наше неразумие. Другие же, объясняя лучше, утверждают, что этим внушается то, чтобы мы ни словом, ни мыслью не размышляли о Боге больше, чем сколько можно, но сознавали слабость свою, – что насколько отстоит небо от земли, настолько наша мысль далека от естества Его, и что поэтому слова наши должны быть сдержанны. Ибо, как занятый многими заботами часто как в бреду представляет то, о чем думает: так желающий размышлять о Божестве слишком много, впадает в неразумие. Или так: слова наши потому должны быть не многочисленны, что и то, что мы, по нашему мнению, знаем, мы видим как бы чрез тусклое стекло, гадательно, и то, в чем уверены, представляем как в сновидении. Когда выскажем слишком многое, то для нас будет ясно, что конец нашего рассуждения – неразумие. Ибо от многоглаголания не избежим греха. Еккл.5:3–4 . Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить. Когда сделаешь обет Богу, не замедли отдать, поскольку нет благоволения к глупым. Все, что ни обещаешь – исполни. Лучше не давать обета, чем обещать и не исполнить. Простой смысл не требует объяснения. Лучше не обещать, чем не исполнять обещанного: ибо не исполняющие обетов неугодны Богу и считаются между неразумными. В словах: «нет благоволения к глупым» – подразумевается: «Божия», согласно с словом апостола: «не было воли, чтобы я ныне пришёл к вам» ( 1Кор.16:12 ). Если же хотим сказать нечто более важное, то здесь заповедуется христианину, чтобы он восполнял веру делом и не уподоблялся Иудеям, которые, давая обеты и говоря: «вся словеса, яже глагола Господь, сотворим» ( Исх.24:3 ), поклонялись идолам, и подвергши мучениям рабов и камнями побив их, наконец умертвили и самого Сына Домовладыки. Итак, лучше долго взвешивать сомнительное решение, чем, будучи лёгким на словах, быть тяжёлым на деле. Ибо раб, знающий волю господина своего и не исполнивший ее, «биен будет много» ( Лк.12:47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010