Закрыть «Так совершилось это событие, признательная память о котором будет переходить между жителями Казани из рода в род» Посещение в 1871 г. Императором Александром II Освободителем г. Казани Игорь Алексеев   01:03 15.03.2019 2035 Время на чтение 37 минут 27 августа 1871 г. губернский город Казань посетил путешествовавший по Волге (проездом на Кавказ и в Крым) на пароходе «Цесаревна Мария» Император Александр II (1818 - 1881), в сопровождении двух своих сыновей: старшего - Наследника Цесаревича Александра Александровича (будущего Императора Александра III) (1845 - 1894) и третьего сына - Великого князя Владимира Александровича (1847 - 1909). Сам Император Александр II приехал в г. Казань уже во второй раз: первый раз он был здесь в 1837 г. - в качестве Наследника Цесаревича, в сопровождении своих воспитателей и наставников - поэта В.А. Жуковского, генерал-лейтенанта А.А. Кавелина, флигель-адъютанта С.А. Юрьевича и др. Будущий Император Александр III посещал г. Казань трижды - в 1866, 1869 и 1871 гг.(1) «Государь Император, в сопровождении Их Императорских Высочеств, изволил прежде всего посетить кафедральный Благовещенский собор...» Пребывание Императора Александра II и его сыновей в г. Казани, хоть и длилось в общей сложности всего около девяти часов, оказалось весьма насыщенным важными, запоминающимися событиями. При этом особо торжественно выглядела «церковная встреча» высоких гостей и последовавшее вслед за этим посещение ими расположенного в Казанском Кремле («Крепости») Благовещенского кафедрального собора. В десять часов утра 27 августа 1871 г. на пароходной пристани на Волге, где причалил пароход Акционерного общества «Кавказ и Меркурий» «Цесаревна Мария», Его Императорское Величество с Их Императорскими Величествами были встречены Казанским губернатором Н.Я. Скарятиным, командующим войсками Казанского военного округа генерал-адъютантом Б.Г. Глинкою-Мавриным, попечителем Казанского учебного округа (КУО) тайным советником П.Д. Шестаковым, Казанским губернским предводителем дворянства, действительным статским советником П.Г. Осокиным, «прочими военными и гражданскими чинами» и Казанским городским головой К.И. Романовым «с купечеством», «который и удостоился тут поднести Его Величеству хлеб-соль».(2)

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/15/...

Записка о жизни Ивана Неронова 372 Лета 7161 (1653) августа в 4 день, при патриархе Никоне 373 , царствующаго града Москвы собора Пресвятая Богородицы, честнаго и славнаго ее явления чюдотворныя иконы, иже во граде Казани 374 , протопоп Иоанн Неронов сослан был в сылку от патриарха Никона , за Вологду, в Каменской монастырь. Во 162-м (1653) году, ноября в 6 день, ис Каменскаго монастыря писал послания ко государю царю и великому князю Алексею Михайловичю 375 всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, и к ево государеву духовнику благовещенскому протопопу Стефану 376 , такоже иерей писал за своею рукою 377 , за что от патриарха сослан и колко мучен. Того же лета, февраля в 27 день 378 , паки послания писал ко государю царю и к ево государеву духовнику, прося Церкви мира; плача, приписав же и своею рукою доволно. Того же лета, майя во 2 день и к государони царице и великой княгине Марье Ильиничьне 379 писал я со слезами, прося Церкви мира; такоже и к их государеву духовнику, к протопопу Стефану, с прещением 380 писал, моля того, да не умолчит государю царю и царице, известно же творя, яко и гнев Божий грядет неуправления ради Церкви; приписав же и своею рукою к посланию, приводя во свидетельство Божественное Писание. Июля в 1 день, клеветы ради Каменскаго монастыря архимарита Александра 381 , сослан за оток акияна моря, в Кандоложской монастырь 382 , и с Вологды писал ко государеву духовнику, к протопопу Стефану, плачевное моление, ясно сказуя быти хотящий гнев от Бога всей Росии за презрение вопля того и за еже оскорбляемым быти Божиим рабом, проповедующим истинну и просящим Церкви мира. Протопоп же Стефан, еще и внят, и молебное оно писание государю царю прочет, обаче в сомнении бяше, яко рукою протопопа Иоанна Неронова не приписано, сего ради писаше ему в Кандоложской монастырь. Во 163-м (1655) году, апреля в 4 день, то же моление закрепив рукою 383 , доволно писав позади моления, и что в соборной церкви говорил на Вологде, яко гнев Божий быти имать за молчание и за еже попусти мятежником церковным и суесловцем 384 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Зачем нужна художественная литература священникам и монахам Художественная литература часто помогает нам лучше уяснить – или, скорее, объяснить другим – церковные догматы. 9 февраля, 2015 Художественная литература часто помогает нам лучше уяснить – или, скорее, объяснить другим – церковные догматы. Существует известная история, анекдот о том, как наш знаменитый ученый Василий Осипович Ключевский, профессор Московской Духовной академии, приветствовал одного новопостриженного монаха такими словами: «Поздравляю вас с принятием ангельского образа, желаю вам не потерять облик человеческий». Думаю, что эти слова применимы ко всем родам духовного служения. Человек, становясь монахом или священником или принимая любой другой сан, призван не превращаться в небожителя, а прежде всего оставаться – или, скорее, становиться – человеком. Слово «человек», по-гречески anthropos, в буквальном переводе означает «повернутый вверх», или, руководствуясь внутренней формой русского термина, «чело, обращенное к вечности». Это звание, которое еще надо заслужить, это очень высокое имя. Другой наш знаменитый писатель Фазиль Искандер как-то сказал: «Цель искусства – очеловечивание человека». Действительно, «воспитание чувств», возделывание сердца (а слово «культура», как известно, и означает в переводе с латинского «возделывание») – необходимое условие становления личности. Во-первых, современному священнослужителю требуется широкий культурный кругозор – это необходимое условие его проповеди, необходимое условие доверия к нему со стороны его прихожан, со стороны людей образованных. Сегодня сельских пастырей насчитывается единицы, и Православие в современной России – это явно городская религия, в отличие от XIX века. И здесь тон задают именно образованные люди, интеллигенция, те, кто обретают веру уже в сознательном возрасте. Для них очень важен интеллектуальный и культурный багаж христианства. Да и для нас самих очень важно вписать себя в контекст мировой истории, почувствовать себя наследниками всего самого лучшего, созданного человечеством. «Все, что сказано кем-нибудь хорошего, принадлежит нам, христианам», – писал мученик Иустин Философ . И не случайно апостол Павел неоднократно апеллировал в своей проповеди к авторитетам языческого мира, приводя цитаты из поэтических произведений: «Мы Его и род» (Деян. 16, 28), – из сицилийского поэта Арота; «Худые сообщества развращают добрые нравы» (1Кор. 15, 33), – из греческого поэта Менандра и т.д. Не случайно и то, что на фресках Благовещенского собора в Кремле изображены Гомер, Плутарх и Вергилий.

http://pravmir.ru/zachem-nuzhna-hudozhes...

И. род. в день памяти свт. Иоанна Златоуста, получил домашнее образование. 14 янв. 1789 г. еп. Архангельским и Олонецким Вениамином (Краснопевковым) посвящен в стихарь и определен дьячком на Шежемский приход, но остался жить в родительском доме. 30 апр. 1793 г. отправился на богомолье в Соловецкий в честь Преображения Господня мон-рь . 3 июня 1793 г. по благословению Архангельского еп. Вениамина поступил в число братии Каргопольского Преображенского монастыря, к-рый возглавлял иером. Варлаам (Плешаков), оказавший влияние на молодого послушника. И. изучал Свящ. Писание, «Добротолюбие», творения св. отцов: преподобных Ефрема Сирина, аввы Дорофея, Иоанна Лествичника, свт. Тихона Задонского, а также историю и с 1794 г. иконописание. Написал икону Сретения Господня для иконостаса теплой монастырской церкви. В 1797 г. ездил лечиться в С.-Петербург. В нач. 1799 г. посетил Новгород, 24 февр.- тихвинский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. По благословению Старорусского еп. Арсения (Москвина) поступил в Варлаамиев Хутынский мон-рь , вскоре посетил Валаамский мон-рь (общался с опытным духовником иером. Дамаскином (Васильевым)), о-в Коневец, С.-Петербург, где в то время пребывал с чудотворной Коневской иконой Божией Матери строитель иером. Варфоломей. В столице Кириллов лично подал прошение Новгородскому и С.-Петербургскому митр. Гавриилу (Петрову) о переводе его в Коневский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь, куда и был определен 19 сент. 1799 г. Здесь 20 мая 1800 г. Кириллов был облечен в рясофор, 9 сент. 1801 г. новым коневским строителем иером. Дамаскином (Васильевым) пострижен в монашество, 5 окт. 1801 г. в Благовещенской ц. Александро-Невской лавры рукоположен во диакона, 7 окт. в Крестовой ц. еп. Старорусским Антонием (Знаменским) - во иерея. Приняв 30 янв. 1802 г. на хранение монастырские книги, исполнял должность письмоводителя, с 16 июня 1803 г. был казначеем, с 6 нояб.- также ризничим. Проявил себя рачительным хозяйственником. 26 марта 1807 г. И. был определен строителем Коневской обители, в казне к-рой оставалось всего 70 р. Его сравнивали с игум. Валаамским прп. Назарием (Кондратьевым) и называли «вторым основателем» мон-ря. «Не имея верных доходов», когда «не только строиться, но и кормиться трудно, ибо землепашества очень мало, сенокосы самые худые, сбор благотворительного подаяния есть единственная подпора» ( Пимен (Гаврилов). 1899. С. 57-58), И. сумел собрать средства и возвести каменные здания. Обновил верхнюю церковь собора (1808-1809), возвел больничную и кладбищенскую ц. свт. Николая Чудотворца (1813-1815), 2 часовни, 3-ярусную колокольню со св. вратами (1808-1810), построил 2-этажную трапезную с кельями настоятеля и казначея и службами, больницу, библиотечную башню, келейные корпуса (1812-1817), др. здания, в т. ч. в Казанском скиту.

http://pravenc.ru/text/389185.html

Киржач. Благовещенский женский монастырь. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенский собор Собор. Действует.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы Год постройки:не позже 1564. Адрес: Россия, Владимирская область, город Киржач, улица Гагарина, д. 27. Координаты: 56.161893, 38.869312 Проезд:На территории монастыря Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Время первоначального основания Благовещенской церкви неизвестно, но она уже упомянута в летописи в 1564 году как каменная. Были ли какие-либо переделки за время её существования, сведений не сохранилось; известно только, что бывший придел в честь царя Константина теперь отсутствует, не упоминается он и в описи, сделанной в 1764 году. По архитектуре церковь сходна с Троицким собором в Сергиевой Лавре, каждая стена оканчивается вверху тремя полукружиями и разделена полуколоннами. Алтарь - с  тремя полукруглыми выступами. На сводах устроен восьмигранник, на котором утверждён круглый фонарь с узкими продолговатыми окнами, украшенными по сторонам лепными колонками. На фонаре глава, по её нижнему обрезу проведён медный вызолоченный подзор. Крест на главе восьмиконечный. С трёх сторон храма - западной, северной и южной - устроена каменная крытая галерея. Престол один - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Источник: О. Пэнэжко " Город Киржач, храмы Киржачского и Кольчугинского районов Владимирской области " . 2008. Все храмы монастыря обнесены сплошною каменною оградою с башнями на 3 углах. Святые ворота в ограде, с высоким верхом, украшены живописными изображениями, имеют надпись о времени основания монастыря. За оградою с северной стороны имеется каменная часовня, которая устроена над колодцем, ископанным, по преданию, преп. Сергием. Причта при церкви по штату положено: протоиерей, 2 священника, диакон и 3 псаломщика. Содержание свое причт получает: от процентного капитала, пожертвованного частью А.А. Соловьевым при открытии собора – 10 000 руб., частью другими благотворителями, от служб и требоисправлений. Причту принадлежит земля: пахотной 29 дес., сенокосной 3 дес. 310 кв. саж. Церковных домов для причта нет. Церкви принадлежит находящийся в ограде каменный двухэтажный дом, занятый церковно-приходской библиотекой. Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1798 г., исповедные росписи с 1824 г.

http://sobory.ru/article/?object=04331

Когда скончался патриарх Иосиф (15 – го апр. 1652 г.), все в Москве могли догадываться, что преемником его на патриаршей кафедре будет не кто другой, как Новгородский митрополит Никон, который и при жизни Иосифа был главным советником царя Алексея Михайловича в делах церковных и возвышался над всеми, сколько своими личными достоинствами, столько же или даже более неограниченною доверенностию и любовию к нему государя. Никону пророчили патриаршество еще в то время, лишь только он сделался митрополитом. Сохранилось сказание, что когда он, прибыв в Новгород, поехал в хутынский монастырь к проживавшему там на покое своему предместнику, митрополиту Афеонию, мужу святой жизни, но, по старости и безпамятству, добровольно оставившему свою кафедру, и начал просить у него себе благословения, то Афеоний отвечал: «ты меня благослови» и после долгого препирательства между ними об этом, сказал наконец: «благослови меня, патриарше». Никон заметил: «нет, отче святый, я грешный митрополит, а не патриарх»... «Будешь патриархом, и благослови меня», пояснил свою мысль Афеоний, и действительно первый принял благословение от Никона, а за тем благословил его. Для подобного предсказания о патриаршестве Никона было уже тогда достаточно оснований. Но случилось так, что после кончины патриарха Иосифа, довольно долго Никона не было в Москве: он путешествовал в соловецкий монастырь, чтобы перенести оттуда в столицу мощи святителя Филиппа. И нашлись люди, которые хотели воспользоваться отсутствием Никона и не допустить его до патриаршего престола. Известный протопоп Юрьевца – Повольского Аввакум разсказывает в своей автобиографии, что духовник государев, – тоже лицо, имевшее великую силу у Алексея Михайловича, – протопоп благовещенского собора Стефан Вонифатьев целую седмицу постился «с братиею» и молился Богу о даровании России нового патриарха. И, по окончании седмицы, братия, вместе с казанским митрополитом Корнилием, подали, за собственноручными подписями, царю и царице челобитную «о духовнике Стефане, чтоб ему быть в патриархах».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Кола. Церковь Троицы Живоначальной. Свято-Троицкая церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:не позже 1757. Год утраты:1931 (разобрана) Адрес: Россия, Мурманская область, Кольский район, г. Кола, кладбище Координаты: 68.883837, 33.026964 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Троицкая церковь в Коле, (во имя Пресвятой Троицы), православная церковь в г. Кола, на о. Монастырский в устье р. Кола. Коляне считали, что первоначальную церковь на острове поставил преподобный Трифон Печенгский (по другому преданию, преподобный Феодорит Кольский). О существовании ее свидетельствует надпись на потире (литургическом сосуде), пожертвованном 01.08.1683 стольником Василием Эверлаковым «в вечное поминовение рода своего». Сведения о новой одноименной церкви относятся к 1727: деревянная, холодная, о пяти главах, две придельные церкви (теплая Успенская и холодная Петропавловская). Отдельно стояла ветхая колокольня с 7 колоколами. В 1757 монахи КольскоПеченгского Троицкого монастыря частично обновили главную церковь, пристроили к ней трапезу и возвели над папертью «колокольню рубленую, шатровую». В храме появилась икона, изображающая «преподобного Трифона в молении святой Троице». После упразднения КольскоПеченгского монастыря в 1764 обращена в кладбищенскую. По уничтожению в 1854 Воскресенского собора англичанами богослужение происходило в этой церкви. Городской голова Григорий Харчев в одном из писем указывал, что церковь эта особая: она «по Провидению Божию уцелела при сожжении города Колы в 1854 году». В 1856 обветшавшее здание церкви обновлено силами кольских прихожан. До возобновления кольской Благовещенской церкви Т. ц. была приходской, в ней находилась (до 1880, когда богослужение было прекращено изза ветхости здания) чудотворная икона Божией Матери Иверской (утрачена). Ныне обе Т. ц. не существуют.

http://sobory.ru/article/?object=57061

Лекция 22 Через 2 года после Стоглава, в 1553 г., в Москве собирается новый Собор, который продолжает свою работу и в 1554 г. Собор 1553-1554 гг. известен как «Собор на еретиков». Заседания его имели преимущественно судебный характер. В это время усиливается приток западных идей, которые нередко находят благоприятную почву среди части русского общества, благодаря ослаблению традиционных духовных устоев. Отчасти появление новых еретических направлений на Руси было связано с развитием реформационного движения в Европе. Тем более, что протестантизм стал широко распространяться в соседней Литве. Бесспорно, сохранялись на Руси и какие-то отголоски ереси «жидовствующих». Среди причин того, что в середине XVI в. на Руси вновь появляются вольнодумство и ересь, можно видеть и отсутствие в Московском государстве должного уровня богословской мысли и духовного образования. Собор 1553-1554 гг. стал попыткой остановить начавшийся процесс духовного кризиса. Но, к сожалению, средствами, которыми пытались этого добиться, стали не богословский анализ и убеждение, а преимущественно обличение и принуждение. Дело о еретиках началось с того, что боярский сын Матвей Семенов Башкин (или Бакшин, по другим спискам) Великим Постом 1553 г. стал ходить на исповедь к священнику Благовещенского собора Кремля Симеону. Встречи Башкина и Симеона продолжались несколько месяцев и привели священника в немалое смущение. Поначалу Башкин просил Симеона как отца духовного учить и назидать его. При этом Башкин всячески восхвалял духовенство, говоря: «Ваше дело великое; больше сея любве никтоже имать, как написано, да кто душу свою положит за други своя; а вы полагаете за нас души свои, и бдите о душах наших». Или: «А все начало от вас: прежде вам, священникам, следует показать начало собою и нас научить...» Однако со временем Башкин стал задавать Симеону разного рода вопросы, которые духовнику показались довольно странными. Придя в смущения от общения со своим «чадом», Симеон пошел консультироваться на этот счет к Успенскому протопопу Сильвестру, царскому духовнику.

http://sedmitza.ru/lib/text/436293/

Летом 1919 г. в связи с угрозой наступления Красной Армии из Перми в Сибирь была эвакуирована значительная часть духовенства, а также временно управляющий Пермской епархией еп. Борис (Шипулин) . В кон. июня - нач. июля выехал с семьей в Омск и свящ. Л. Викторов. В сент. того же года он переехал в Томск, где оставил жену на попечение знакомых и поступил военным священником в армию адмирала А. В. Колчака. В янв.-февр. 1920 г. участвовал в т. н. Ледяном походе отряда ген. В. О. Каппеля на Иркутск и в Забайкалье. Получил в походе обморожение рук и ног. В 1921 г. прибыл во Владивосток, где узнал по сообщению из Томска о смерти жены от тифа. Перешел в подчинение Владивостокского еп. Михаила (Богданова) , был возведен в сан протоиерея. Летом 1922 г. стал главным военным священником сформированного в Приморье соединения белых войск («Земская Приамурская рать») под командованием ген. М. К. Дитерихса. В окт. того же года отступил с разгромленными белыми войсками и русскими беженцами на китайскую территорию. Самостоятельно, без благословения правящего архиерея («руководствовался иерейской совестью») организовал ок. 10 приходов в местах расселения русских беженцев в Китае и Корее. Служил в г. Хуньчунь (пров. Гирин, Китай). Весной 1923 г. переехал в Харбин, был принят в клир Харбинской епархии РПЦЗ. Стал проповедником в кафедральном Николаевском соборе Харбина. 24 сент. 1924 г. чрезвычайным Епархиальным собранием избран членом Епархиального совета, с окт. того же года занимал должность его секретаря. В 1925 г. перешел в клир Пекинской епархии РПЦЗ, был назначен и. о. настоятеля Александро-Невской ц. в г. Ханькоу (ныне в составе г. Ухань, пров. Хубэй). В 1927 г. вернулся в Харбин, служил в Алексеевской ц. на Зелёном базаре. В том же году переведен священником в кафедральный Николаевский собор. Согласно некоторым сведениям, в нач. 30-х гг. получал предложения от архиепископов Пекинского Симона (Виноградова) и Североамериканского Аполлинария (Кошевого) занять викарную кафедру в их епархиях, однако отказался, посчитав себя недостойным архиерейства. С 1927 г. читал лекции на богословско-пастырских курсах в Харбине. В 1934 г. стал преподавателем Свящ. истории ВЗ на богословском фак-те Харбинского ин-та св. Владимира. Также преподавал Закон Божий в различных учебных заведениях Харбина, в т. ч. в гимназии Христианского союза молодых людей. Участвовал в великопостных религиозно-нравственных чтениях при Благовещенской ц. Харбинского подворья Пекинской духовной миссии, был цензором церковных изданий. В 1937 г. назначен ключарем (и. о. настоятеля) кафедрального Николаевского собора. Избран членом Епархиального совета и членом Епархиальной комиссии законоучителей.

http://pravenc.ru/text/2565274.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНИАМИН (Смирнов Василий Никифорович; ок. 1782, с. Вонгуда Онежского у. Архангельской губ.- 1.09.1848, глуховский Петропавловский мон-рь Черниговской губ.), архим., просветитель ненцев (самоедов). Отец В.- свящ. Никифор Иларионович Смирнов, мать - Соломония Федосеевна (урожд. Никонова), встречающееся в лит-ре указание на то, что В. имел отчество «Галактионович», неверно. По окончании Архангельской ДС В. Н. Смирнов в дек. 1805 г. был определен учителем в начальный класс семинарии, преподавал грамматику (1806 ), синтаксис и арифметику (1807), пиитику и географию (1808), греч. язык, церковную и гражданскую историю (1809). 10 дек. 1811 г. пострижен в монашество Архангельским еп. Парфением (Петровым) в нижнем Богоявленском храме архангельского кафедрального собора, 25 дек. рукоположен во иеродиакона, 6 янв. следующего года - во иеромонаха. С 19 дек. 1811 по 1814 г. являлся префектом Архангельской ДС, преподавал в семинарии риторику, историю, евр. и греч. языки. 1 янв. 1813 г. возведен в сан игумена, 7 янв. назначен настоятелем Корельского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря. С 19 окт. 1814 г. определен присутствующим в Архангельской консистории. В 1815 г. участвовал вместе с др. преподавателями ДС и настоятелями мон-рей в составлении Симфонии на Пятикнижие, работа велась по благословению Архангельского еп. Парфения. 14 окт. 1817 г. в архангельском кафедральном соборе возведен в сан архимандрита с назначением настоятелем архангельского во имя арх. Михаила мон-ря , где благодаря усилиям В. был отремонтирован собор, построены новые каменные здания. В 1818 г. В. был назначен смотрителем архангельских духовных училищ. С 12 авг. 1819 г. исполняющий должность инспектора Архангельской ДС, с 22 авг. 1822 по 17 апр. 1824 г. инспектор. Активно способствовал строительству здания ДС и организации при ней бурсы. С 20 апр. (по др. данным, 18 марта) 1820 г. настоятель Антониева Сийского во имя Св. Троицы мон-ря, где также провел значительные строительные работы: были отремонтированы главы на соборной церкви (в 1821 в соборе вызолочены царские врата и поновлены иконы), построена гостиница, поправлены каменные шатры на Благовещенской ц. и колокольне и др.

http://pravenc.ru/text/150317.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010