Вязники. Благовещенский монастырь. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы с колокольней. Карта и ближайшие объекты Достаточно только взглянуть на Благовещенский храм и сразу понимаешь - смотришь не на рядовую церковь, а на событие в архитектуре. Событие с большой буквы. Это сейчас кажется, что Вязники - " провинция " . В далёком прошлом именно " провинциальные " зодческие школы делали русское искусство столь многогранным, ярким и самобытным! Вот что писал Алексей Алексеевич Тиц в своей книге из серии " дороги к прекрасному " - " По окраинным землям Владимирским " (1969 год): " Этот комплекс, оконченный в 1683 году, очень любопытен. В нём отразилась борьба двух художественных концепций - середины XVII века, с её безудержным стремлением к узорочью, и конца века, с тенденциями к геометрически строгой регулярности. Живописность и симметрия сосуществуют в этом памятнике, они уживаются и придают ему особое своеобразие. Ассиметричная композиция всего комплекса с колокольней на северной стороне, галереей на западной и сильно выдвинутыми на восток апсидами уравновешивается спокойным объёмом храма. Зодчий, уподобляясь скульптору, как бы лепит своё произведение из отдельных объёмов... Испокон веку каменодельцы, подражая природе, делали нижние части сооружения массивнее, крепче. Идея роста организма, его развитие по вертикали используется и в Благовещенском соборе... Группа дополняющих друг друга объёмов храма объединена общим основанием - подклетом, где размещалась тёплая церковь " . " Общее основание " многокомпонентного сооружения позволило зодчим применить очень интересный, нечасто встречающийся приём - сделать " двухуровневые " апсиды, когда алтарные части нижнего и верхнего храма располагаются не сплошной стеной, а ступенчато, причём нижние апсиды сильно вытянуты на восток! Этот приём был весьма популярен у каменных дел мастеров из соседнего Гороховца (Никольский собор). Особой функциональной подоплёки это решение не имеет, оно играет чисто на эстетическое восприятие - делает силуэт храма более сложным, облик - более живописным, позволяет при минимуме декора создать выразительный рисунок фасада... Ну и, конечно, это бросающаяяся в глаза, запоминающаяяся " визитная карточка " местной архитектурной школы. По храмам эпохи узорочья впору писать " энциклопедию русского наличника " : что ни храм - то глава. На северном фасаде Благовещенского собора насчитываем аж целых пять типов! Однако стоит обратить внимание - расположение окон подчинено строгим законам симметрии. А это уже - примета новой архитектурной эпохи...

http://sobory.ru/article/?object=03740

Городец. Городецкий Феодоровский мужской монастырь. Храмы монастыря: 1. Собор Феодоровской иконы Божией Матери Другие постройки и сооружения: 2. Восточный братский корпус с бывш. церковью Пантелеимона (1904-1905 гг.) 3. Южный братский корпус (1837-1838 гг.) 4. Ограда 5. Ворота ограды 6. Некрополь 7. Крест на месте захоронения останков, найденных при строительстве собора 8. Поклонный крест в память Александра Невского 9. Место монастырской колокольни (утрачена) 10. Место церкви Александра Невского (утрачена) 11. Здание районной больницы 12. Сквер Карта и ближайшие объекты Городецкий Федоровский мужской монастырь по своему первоначальному основанию является самым древним из монастырей Нижегородской епархии. Он более чем на 200 лет старше каждого из них (Крестовоздвиженского женского монастыря, Печерского и Благовещенского мужских монастырей в Нижнем Новгороде, Спасского в Арзамасе и Оранского в Богородске). Основание иноческой обители, как и самого Городца, приписывается князю Юрию (Георгию) Владимировичу Долгорукому. Предположительной датой основания называется 1154 год. По преданию, место для монастыря указала древняя даже по тем временам чудотворная икона Божией Матери Одигитрии, хранившаяся в часовне, расположенной с восточной стороны Городца, вне вала. Считалось, что икона была написана самим евангелистом Лукой. Православные особо чтили эту святыню и хотели перенести ее в новостроящийся храм Михаила Архангела. Но поднять иконописный образ не удалось – он удерживался на месте чудесным образом. Тогда по велению князя на месте часовни была построена иноческая обитель в честь Пресвятой Богородицы. За время своего существования монастырь дважды уничтожался татаро-монгольскими полчищами (в 1238 году ханом Батыем, в 1408 году – ханом Едигеем), один раз горел, но всегда отстраивался вновь. Знаменательно также, что в стенах этой обители завершил свой земной путь великий полководец и патриот земли Русской князь Александр Невский. С того времени монастырь особо почитался православными верующими.

http://sobory.ru/article/?object=24204

Жизнь патриарха Никона в ссылке и заключении после осуждения его на московском соборе 1666 года Источник Историческое исследование по неизданным документам подлинного следственного дела патриарха Никона По приговору московского собора 1666 года всероссийский патриарх Никон за разные вины присужден был к низвержению из патриаршего сана и к ссылке в заточение в один из дальних монастырей России, чтобы здесь до самой своей кончины он беспрепятственно и безмолвно оплакивал свои грехи 1 . Но еще при самом объявлении этого приговора встретились большие затруднения к точному его выполнению. Патриарх Никон продолжал пользоваться любовью народа, не смотря на восьмилетнее удаление от дел церковного управления. Величие его имени поддерживалось не только величием его сана, но и величием дел, совершенных им в церкви и государстве, памятью о прежней близости его к государю, особенно же благодарною памятью об обширной благотворительности его бедным людям. Потому 12 декабря, когда Никон вызывался выслушать соборный приговор, толпы народа еще с утра наполняли кремлевскую площадь, желая может быть в последний раз видеть своего великого патриарха. Власти опасались при этом какой-либо демонстрации со стороны народа и против нее приняли строгие меры. Патриарх Никон ехал с архангельского подворья, где он жил во все время суда над ним, на санях под прикрытием усиленной стражи стрельцов; перед ним шли мстиславский епископ Мефодий и архимандрит печорского нижегородского монастыря Иосиф, посланные звать его на собор для выслушания приговора; сзади его шли приближенные к нему келейные его иноки Феодосий и Марк. Соборное заседание открыто не в столовой государевой палате, где прежде происходил суд над Никоном, но в маленькой Благовещенской церкви на задних воротах Чудова монастыря, где временно проживали восточные патриархи. Впечатлительный государь не мог присутствовать при низложении патриаршего достоинства с бывшего своего „собиннаго друга“ и вместо себя назначил быть при этом своим боярам; во главе их стоял князь Никита Иванович Одоевский, давний враг патриарха Никона.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

З. Барсукова Глава одиннадцатая Прибытие преосвященного Иннокентия на постоянное жительство в г. Благовещенск. – Память преосвященного о родном селе. – Плавание преосв. Иннокентия по Амуру для проповедания слова Божия. – Преосв. Иннокентий назначается членом Св. Синода. – В письме к митрополиту Филарету преосв. Иннокентий жалуется на ослабление зрения и просится на покой. – Письмо митрополита Филарета в ответ на просьбу преосв. Иннокентия устроиться на покое в Москве. – Кончина митрополита Филарета. Второго Сентября 1862 года преосвященный Иннокентий прибыл в г. Благовещенск на постоянное жительство, куда перевел и сына своего, уже протоиерея, о. Гавриила, пастырское служение которого с годами все более зрело и расширялось. Он был назначен ключарем Градо-Благовещенского собора и определен благочинным Средне-Амурских церквей. Среди своих многочисленных и разнообразных трудов, преосвященный не забывал и родного села Ангинского. 20 Ноября 1862 года он писал к Г. М. Корнилову, известному московскому фабриканту золотых и серебряных вещей: «Я опять к вам с просьбою; закажите сделать сосуд серебряный, позолоченый, средней величины, украшенный стразами с эмалевыми иконами, и при нем звезду, дискос и лжицу серебряные и позолоченые. На поддоне сосуда прикажите вырезать следующую надпись: От преосвященного Иннокентия, на помин души его и его родных: Евсевия, Феклы, Екатерины; иереев Иоанна, Алексия, Георгия; иеромонахов Иоасафа, Давида и пр.» Все сии вещи отправить в Иркутский почтамт для передачи в церковь , находящуюся в селе Ангинском, близ Калуга, в 250 верстах от Иркутска». Г. М. Корнилов не замедлил исполнением заказа, и сосуд с пожертвованными им лично воздухами был получен в селе Ангинском к самому престольному празднику. В начале 1864 года, не взирая на свое старчество, преосвященный Иннокентий беспрерывно совершал из Благовещенска плавания по Амуру, проливая свет Евангельского учения юной своей пастве. Нельзя не удивляться тому терпению, с каким совершал он эти плавания по всему протяжению исполинской реки, поучая и крестя. Он отправлялся всегда на особом, собственно для него устроенном катере 32 , а не на пароходе, чтобы не стеснять себя ни местом, ни временем в остановках. На катере он всегда, по своему усмотрению, мог остановиться в любом месте или селении, и во всякое время, когда и где только найдет целесообразнее своему миссионерскому служению; а равно и оставаться мог там, сколько нужно для самого дела; катером всегда правил он сам.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Лавра начинает 301-й год своего бытия» Завершился юбилейный год Александро-Невской обители 07.12.2013 446 Время на чтение 4 минуты 6 декабря в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре торжественно завершилась череда мероприятий, которыми отмечался 300-летний юбилей этого старейшего монастыря Санкт-Петербурга. В этот день в Свято-Троицком соборе Лавры была отслужена Божественная Литургия в память 750-летия преставления святого благоверного князя Александра Невского, мощи которого покоятся в соборе. Множество мирян и духовенства собралось здесь поклониться главной святыне Санкт-Петербурга, принять участие в праздничном богослужении и Крестном ходе. Литургию возглавил наместник Лавры епископ Кронштадтский Назарий в сослужении епископа Гатчинского Амвросия и епископа Выборгского Игнатия. По завершении богослужения епископ Назарий от лица митрополита Санкт-Петербургского Владимира наградил некоторых прихожан за усердные труды в восстановлении благолепия Александро-Невской Лавры. Вручая награды, владыка Назарий отметил, что хотел бы наградить всех прихожан, «малых сих», кто трудом и молитвой способствовал возрождению Лавры, но это невозможно, так как в восстановлении участвовали тысячи людей. Медалью святого благоверного князя Александра Невского были награждены: Вячеслав Геннадьевич Колганов, Владимир Георгиевич Иванов, Вячеслав Анатольевич Кузин. Серебряной медалью святого первоверховного апостола Петра были удостоены Андрей Алексеевич Громов и Василий Иванович Смык Владыка Назарий торжественно вручил диплом лауреата литературной премии Александра Невского Александру Михайловичу Воловику за книгу «Сказание о государстве Российском». Затем состоялся Крестный ход, во время которого была освящена мозаика с изображением святой Троицы, недавно установленная на внешней стене алтарной апсиды Троицкого собора и памятная доска в честь 300-летия Лавры на стене Просфорного корпуса монастыря. Напротив Просфорного корпуса находится Благовещенская церковь, процесс возвращения которой в ведение обители до сих пор не завершен, о чем поведал епископ Назарий, предложив отслужить молебен у входа в здание. «Может быть, наше молебное стояние ускорит передачу Благовещенской церкви, верхний храм которой освящен во имя святого князя Александра Невского», - сказал отец наместник.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/12/07/la...

Закрыть itemscope itemtype="" > Последний бой Гордея Пальчикова В Казани разрушается надгробие героя " смутного времени " , пленившего атамана Ивана Заруцкого и Марину Мнишек... 27.07.2006 722 Время на чтение 6 минут Посетив в прошлом месяце с частным искусствоведческим визитом Казань, я, как человек неравнодушный к чтимым православным святыням и ктому же давно не бывавший в столице Татарии, не могла не заглянуть в тамошний Кремль, о масштабной реставрации которого была премного наслышана от коллег по музейному цеху. Действительно, масштаб восстановительно-строительных работ, приуроченных к прошлогоднему казанскому " миллениуму " , впечатляет: Кремль заметно преобразился, похорошел, " оброс " музеями, разноцветной брусчаткой и стилизованными под старину " новоделами " (благодаря самому масштабному из которых - довлеющей над всем его пространством мечети Кул Шариф - вернул себе утраченные четыре с половиной века назад мусульманские черты). В то же время, если так позволительно выразиться, " православная составляющая " исторического комплекса Казанского Кремля, за исключением реставрации бывшего Кафедрального Благовещенского собора (с некоторых из спешно " облагороженных " куполов которого зимой уже успела облететь позолота), подверглась весьма незначительному восстановлению. В частности, так и не были восстановлены Благовещенская колокольня и Спасская часовня, " не вписавшиеся " в современный кремлёвский архитектурный облик, отреставрирована, но " перепрофилирована " и по соображениям " толерантности " лишена креста бывшая Дворцовая Духосошественская церковь и т.д. Но особенно удручающе выглядят останки чтимого в своё время в России Казанского Спасо-Преображенского монастыря и его знаменитого некрополя, надёжно упрятанные от глаз туристов за штукатуренной, но уже успевшей пойти трещинами стеной. Справедливости ради следует заметить, что археологические и строительные работы на территории святой обители, основательно разорённой и практически под корень уничтоженной в 1920 - 1930-е годы богоборческой властью, ведутся здесь уже не первый год, что, по-видимому, предполагает и неплохое финансирование, и определённое понимание чиновниками от культуры исторической важности данного объекта. Облагораживается и обустраивается с внутренней стороны Кремлёвская стена, обрастают " свежим " кирпичом руины древней церкви Николы Ратного... Однако назвать эти работы восстановительными, при всём моём глубоком уважении к местным археологам и строителям, пока просто не поворачивается язык.

http://ruskline.ru/analitika/2006/07/27/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Риза златотканная 28.11.2016 584 Время на чтение 12 минут Батюшка-регент В редакцию зашёл молодой благожелательный священник и попросил последние номера «Веры». - Издалека приехали? - спрашиваю гостя, складывая в стопку газеты. - Из Йошкар-Олы, - ответил отец Евгений Самойлов и, сообщив, что читает «Веру» давно, сказал много добрых слов о газете. - В Сыктывкаре есть где остановиться? - интересуюсь. - Спаси Господи. У меня супруга отсюда родом. - Возможно, я знаком с нею. Как зовут вашу матушку? - В девичестве она Елена Шулепова. - Знаю, конечно! Помнится, познакомились мы во время восстановления Крестовоздвиженского Кылтовского монастыря. Будучи ещё студенткой СГУ, Елена и несколько её сокурсниц по благословению игуменьи Стефаниды (Запорощенко) решили помогать монахиням. Разбирали деревянные перекрытия в Зосимо-Савватиевском соборе, откапывали фундамент монастырской стены, взялись проводить в городе и монастыре благотворительные ярмарки, продавая свои изделия ручной работы. Вырученные средства шли на восстановление обители. Елена была и одной из устроительниц молодёжного лагеря «Добрые побуждения». Далее выясняется, что сам батюшка не из Йошкар-Олы, а из Петрозаводска, из семьи протодиакона Евгения Фёдоровича Самойлова. В школьные годы пел с отцом в хоре Крестовоздвиженского храма, затем, когда учился в Петрозаводском музыкальном училище, был уставщиком Александро-Невского кафедрального собора, певчим архиерейского хора. А потом, живя в Сергиевом Посаде, руководил братским будничным хором Лавры при старшем регенте отце Филиппе (Неседове). Сейчас отец Евгений служит в Благовещенском кафедральном соборе Йошкар-Олы. Стал я дальше расспрашивать отца Евгения о его жизни, и оказалось, что наши пути неоднократно пересекались, да и общих знакомых, кроме матушки Елены, немало. Петь всем храмом - Получается, что я прямиком пошёл по стопам своего отца, - отметил молодой батюшка. - Он учился в Московской духовной семинарии, затем в академии, а в 60-70-е годы пел в братском хоре под руководством «регента всея Руси» архимандрита Матфея (Мормыля), получил учёную степень кандидата богословия. Так что, учась в Лавре, частенько во время прогулок с отцом Матфеем вспоминали товарищей отца. Мы шли вместе и беседовали о прошлом Лавры, благо я благодаря воспоминаниям отца знал немало. Говорили о духовном пении. Я просил советов, которые отец Матфей охотно давал, пояснял мне, как с хором нужно работать, как снисходить к певчим, как правильнее исполнить ту или иную стихиру либо тропарь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/n...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сущность и значение иконостаса в эпоху Православного Возрождения XIV – первой половины XV вв. 28.01.2024 162 Время на чтение 33 минут Фото: Схема иконостаса Успенского собора г.Владимира, 1408 г. Появление высокого иконостаса на Руси связано с литургической реформой, проводимой Константинопольским патриархом Филофеем (1353 - 1355), который будучи игуменом Великой Лавры на Афоне, составил Диадаксис – новое литургическое чинопоследование для унификации богослужения в странах Византийского Содружества. Этими же вопросами богослужебной реформы занимался болгарский патриарх Евфимий Тырновский. Проводником реформы на Руси был митрополит Киприан, рукоположенный патриархом Филофеем 2 декабря 1375 г. в митрополита «киевского, русского и литовского», единомышленник патриаха, который ввел на Руси в конце XIV века новое чинопоследование, связанное с традициями исихазма для упорядочения богослужения Русской Церкви. Митрополит Киприан перевел Диадаксис патриарха Филофея на славянский язык, и творения Дионисия Ареопагита, начало переводам было положено, по мнению О.Г. Ульянова на Святой Горе Афон, где будущий митрополит находился вторично в 1385 году . В выдающемся иконном ансамбле конца XIV в. – деисусном чине, находящемся ныне в Благовещенском соборе Московского Кремля, но перенесенном туда в 1547 г. из другого, неизвестного храма после московского пожара, изображены не только семь центральных фигур, с апостолами Петром и Павлом, но также и два великих епископа – творцы литургий Василий Великий и Иоанн Златоуст, а вслед за ними – святые мученики Димитрий Солунский и Георгий. Спаситель, «Спас в Силах» изображен восседающим на престоле в многоцветном сиянии, в окружении небесных сил и четырех существ – Ангела, Орла, Льва и Тельца, т.е. в образе апокалипсического Пантократора. Происхождение иконографии «Спаса в Силах» связывается с появлением в русских служебниках XV века особого возгласа в чинопоследовании Великого входа с призыванием «Царя Славы», «Господа Сил», произносимыми перед Царскими вратами. Данное нововведение впервые появляется в новом уставе патриарха Филофея.

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/28/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Церковь на распутье 18.12.2008 426 Время на чтение 8 минут Миновало уже 9 дней со дня кончины Святейшего Патриарха Алексия II. Теперь уже можно с горечью признать, что на похороны его съехались знаковые русофобы, а друзья Русской Церкви ограничились своими представителями. Возникает вопрос: а может быть, все так и было изначально задумано, чтобы нынешним административным тенденциям в РПЦ ничего даже потенциально «лишнее» не помешало? Русь простилась со своим Патриархом. Во вторник, 9 декабря, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялось отпевание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. После церемонии прощания с пятнадцатым Предстоятелем Русской Православной Церкви гроб с телом Патриарха на руках архиереев был вынесен из храма. В соответствии с собственным завещанием Предстоятель Русской церкви погребен в Благовещенском приделе собора недалеко от раки с мощами своего небесного покровителя — святителя Алексия, митрополита Московского. Прощание с Патриархом продолжалось с субботы до раннего утра вторника. Проститься со своим Предстоятелем пришла масса верующих. Огромная очередь, опоясывающая Храм Христа Спасителя, шла нескончаемым потоком, который прерывался на лишь на необходимые перерывы, связанные со временем служб. Простоять в этой очереди требовалось не менее 6-8 часов. И тем не менее, люди приходили и стояли. По данным начальника Управления информации и общественных связей ГУВД по Москве полковника милиции Виктора Бирюкова, свыше 100 000 человек пришли в эти дни проводить Патриарха в последний путь. Но на самом деле никто точно не знает, сколько именно человек пришло проститься с Алексием II. В храме присутствовали Владимир Путин и Дмитрий Медведев с супругами, а также президент Белоруссии Александр Лукашенко и президент Сербии Борис Тадич и ряд других политиков. Но на самом деле стало известно, что приглашения на церемонию прощания не отправляли ни одному из политиков, хотя этот вопрос обсуждался. Приехали только те, кто сам обратился с такой просьбой. От Украины с такой просьбой обратилась глава президентской канцелярии Раиса Богатырева.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Эту проблему надо решить как можно скорее» Александр Корольков считает, что здание Благовещенской церкви в Александро-Невской Лавре надо передать Церкви, а Музей городской скульптуры должен занять достойное место в черте Петербурга 03.08.2015 1333 Время на чтение 3 минуты Как сообщалось , бывший вице-губернатор Санкт-Петербурга Василий Кичеджи выразил возмущение в связи с тем, что Благовещенская церковь Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге до сих пор не возвращена Русской Православной Церкви. О причинах такой ситуации и о необходимости передачи церковного имущества верующим рассуждает в интервью «Русской народной линии» известный петербургский философ, заведующий кафедрой философской антропологии и истории философии РГПУ им. А.И.Герцена, академик Российской Академии образования, доктор философских наук, профессор, лауреат премии Президента РФ за книгу «Русская духовная философия» (2002 г.) Александр Аркадьевич Корольков . Александро-Невская Лавра – это духовный исток Петербурга, его сердце. Фактически, вся духовная жизнь Петербурга столетиями вращалась вокруг этого духовного очага, Лавра во многом определила духовную судьбу и Петербурга, и России. Понятно, что Благовещенская церковь занимает совершенно особое место в истории Лавры и это должно быть не просто прошлое: сердце должно биться, остаться живым. Напомню, что речь идет о старейшем из существующих двухэтажном храме Петербурга, построенном в 1717-1724 годах под руководством Д.Трезини. На нижнем этаже – Благовещенская церковь, а на втором этаже – церковь во имя святого князя Александра Невского. Верхний храм был освящен 30 августа 1724 года в день перенесения мощей из Владимира в Петербург. До 1790 года рака с мощами святого князя находилась в этом храме. Ныне возродилась традиция крестного хода от Казанского собора до Александро_Невской Лавры в память о великом русском воине и святом. Тем печальнее сознавать, что храму до сих пор отказано в праве быть местом молитвы и паломничества. Мне довелось участвовать в молебнах перед входом в Благовещенскую церковь. Это выглядит странно для Петербурга – собрались петербуржцы и гости города, владыка Назарий совершил молитву по поводу возрождения Благовещенского храма, но происходило моление перед запертыми дверьми храма.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/08/03/et...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010