Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ († после 1653, Астрахань), бывш. настоятель костромского Успенского собора, деятель раннего старообрядчества . По-видимому, Д. вышел из среды провинциального духовенства. Примерно с сер. 40-х гг. XVII в. служил в Москве, стал членом ревнителей благочестия кружка , возглавляемого настоятелем кремлевского Благовещенского собора и духовником царя Алексея Михайловича протопопом Стефаном Вонифатьевым . Члены кружка добивались устранения нарушений в богослужении (в первую очередь «многогласия», т. е. одновременного совершения неск. чинопоследований), введения проповеди после богослужения, повышения нравственного уровня духовенства. Д. сблизился с участниками кружка - настоятелем Казанского собора на Красной пл. Иоанном Нероновым , позднее с протопопом Аввакумом . Даниил Костромской. Икона. 2003 г. Иконописец И. В. Никольская (старообрядческая ц. Рождества Богородицы в с. Дурасове) Даниил Костромской. Икона. 2003 г. Иконописец И. В. Никольская (старообрядческая ц. Рождества Богородицы в с. Дурасове) По-видимому, в нач. 1649 г. Д. был назначен настоятелем Успенского собора в Костроме (собор, возведенный в сер. XVI в. в камне взамен деревянного, находился в Костромском кремле, в соборе пребывала особо чтимая первыми царями из династии Романовых главная святыня Костромы - Феодоровская икона Божией Матери ) и тогда же Д. был возведен в сан протопопа. Предположительно назначение в Кострому, почитаемую как «колыбель царской династии», состоялось благодаря поддержке кружка Вонифатьева. В Костроме Д. активно взялся за претворение в жизнь идеалов ревнителей благочестия. В проповедях в Успенском соборе он обличал пьянство и безнравственность среди мирян и духовенства, активно выступал против любимых народом скоморохов; по распоряжению настоятеля время от времени под замок в палату под собором сажали - «в смиренье» - нарушителей общественного порядка (в основном пьяных). Как и чуть позже протопоп Аввакум в г.

http://pravenc.ru/text/171228.html

Предисловие I. Священник А. В. Гумилевский, организатор приходской благотворительности в Петербурге II. Христорождественское Александро-Иосифовское братство на Песках III. Общество вспомоществования приходским бедным при Благовещенской, на Васильевском острове, церкви IV. Благотворительное общество для вспоможения приходским бедным при Владимирской церкви V. Общество вспоможения бедным в приходе Входоиерусалимской Знаменской церкви VI. Общество вспомоществования бедным Пантелеймоновского прихода. VII. Общество вспоможения бедным при Симеоновской церкви, что в Моховой улице VIII. Сергиевское братство IX. Общество вспоможения бедным в приходе Андреевского собора X. Общество вспомоществования бедным прихода Казанского собора XI. Общество попечения о бедных в приходе церкви Вознесения Господня. XII. Общество вспоможения бедным в приходе церкви Святой Троицы лейб-гвардии Измайловского полка XIII. Общество вспоможения бедным в приходе морского Богоявленского Николаевского собора XIV. Общество вспомоществования бедным в приходе церкви Воскресения Христова в Малой Коломне XV. Петровское общество вспоможения бедным (при Введенской церкви) XVI. Общество вспоможения бедным Спасобочазинского прихода XVII. Общество вспоможения бедным в приходе Екатерингофской Екатерининской церкви. XVIII. Благотворительное общество при Троицком соборе на Петербургской стороне XIX. Общество вспоможения приходским бедным при Спасосенновской церкви XX. Общество вспоможения бедным сампсоновского прихода XXI. Приходское благотворительное общество при с.-петербургской Крестововдвиженской, что в Ямской, церкви XXII. Благотворительное общество в приходе Кавалерского собора св. равноапостольного князя Владимира на Петербургской стороне XXIII. Общество вспомоществования бедным Екатерининского прихода на Васильевском острове XXIV. Николаевское православное братство XXV. Николаевское общество попечения о бедных в приходе Спасопреображенской церкви в Колтовской XXVI. Благотворительное общество Борисоглебского церковного прихода XXVII. Благотворительное общество в приходе Матфиевской церкви на Петербургской стороне XXVIII. Благотворительное общество при церкви святой равноапостольной Марии Магдалины, на Малой Охте XXIX. Общество вспоможения бедным в приходе Троицкой церкви, что в Суворовском участке (Галерная Гавань) XXX. Большеохтенское благотворительное общество XXXI. С.-Петербургское православное Исаакиевское братство XXXII. Дополнения  

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Тамбов. Церковь Рождества Христова (новая). Карта и ближайшие объекты Казанская часовня на Базарной площади, 1874-1875 гг. Часовня Богородице. Была построена в 1875 г. на Базарной площади недалеко от Христорождественского собора. Разрушена в годы Советской власти (1930-е гг.). http://ok.ru/tmbvedom/topic/66406677031714 В центральной части города Тамбова начато возрождение храма в честь Рождества Христово, который до революции 1917 года располагался на Центральном рынке областного центра. Первым шагом к восстановлению Христорождественского храма стало обустройство на месте строительства временного деревянного храма. 28 декабря 2015 года митрополитом Тамбовским и Рассказовским Феодосием был совершен чин освящения куполов и крестов храма. 7 января 2016 года в день Рождества Христова (престольный праздник) в Христорождественском храме по ул. Красная/Пятницкая города Тамбова было совершено первое богослужение. Чин молебна совершил ответственный за строительство храма священник Александр Неплюев. Дореволюционный Христорождественский собор города Тамбова был построен на средства потомственных почетных граждан города Тамбова: братьев Ашурковых, А.М. Носова и В.М. Аносова и освящен в 1873 году. Храм имел три придела: центральный в честь Рождества Христова, правый в честь святителя Николая Чудотворца, левый – преподобного Иоанна Лествичника. Собор в честь Рождества Христова являлся основной достопримечательностью города Тамбова середины XIX века. История собора началась с 1836 года, когда Тамбовский почетный гражданин купец I гильдии И.А. Суворов завещал своим душеприказчикам построить храм на базарной площади. С момента основания до момента освящения собора прошло 14 лет. В 1873 году последовало торжественное освящение всех трех приделов храма. Собор стал близкой копией Благовещенского храма конногвардейского полка в Петербурге. Через год после возведения храма представители городской думы обратились с ходатайством в Священный Синод о присвоении храму статуса городского собора, хотя никаких оснований для этого не было. Однако принимая во внимания усердие благотворителей и горожан, их обязательства построить в городе новый храм, Священный Синод счел возможным в 1876 году переименовать храм в Христорождественский городской собор.

http://sobory.ru/article/?object=39256

Тюмень. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы (утраченный). Благовещенский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Первый каменный храм Тюмени, до 1913 года - соборный храм города. Располагался на высоком берегу Туры напротив здания Городской думы. Строительство собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы началось в Тюмени по указу Петра I 31 мая 1700 года, осуществлялось за казенный счет под руководством святителя Филофея (Лещинского), митрополита Тобольского и Сибирского. Основное строительство было завершено в 1704 году. В этом же году митрополитом Филофеем был освящен главный придел собора. Стройка замерла из-за нехватки железа: как раз в это время Петр I вел войну со шведами, и в России не хватало металла. Дата завершения строительства Благовещенского собора не сохранилась, предположительно это произошло в 1708 году, когда в Тюмень доставили железо с Урала. В 1886 году при соборе была открыта женская церковная школа, помещавшаяся в наемном доме. В 1897 году в ней обучалось - 38 человек, в 1901 году - 36 человек, в 1903 году - 41 человек. На 1913 год при храме действовала церковно-приходская школа, помещавшаяся в собственном доме. По штату в причте было положено состоять настоятелю в сане протоиерея, диакону и двум псаломщикам. В приходе числилось две деревни. Собор имел пять маковок на главном куполе, колокольню, ризницу, а под своим фундаментом - казенные амбары, которые являлись первыми каменными строениями в городе. Стены собора снаружи украшали разноцветные керамические изразцы. Это был единственный в сибирской храмовой архитектуре случай украшения церкви керамикой. Из нее были созданы настенные панно, по углам храма вились керамические виноградные лозы. Кладку стен вели и тюменские каменщики, и помощники из Верхотурья. Под крышей на наружной стене была выложена  надпись об истории закладки и освящения храма. Размеры храма: длина - 24,5 м, ширина - 10 м, высота колокольни с крестом - 32,4 м. Лучшими иконописцами был расписан иконостас, особое внимание в котором привлекали образы Господа Саваофа, Господа Вседержителя и Трех Святителей (в медных ризах) никоновского периода. После капитального ремонта, осуществленного в 1889 году невежественными реставраторами, иконостас был поврежден, кроме того были уничтожены иконы Рождества и Благовещения Богородицы на фронтоне храма.

http://sobory.ru/article/?object=35586

II. Соборы и церки в С.-Петербурге. Морской Богоявленский Николаевский собор (сведения, о соборе и его приходе) Часовня и церкви, бывшие при морском полковом дворе, в 1-й половине прошлого столетия, до построения настоящего собора Морские адмиралтейские служители с 1730-х годов были поселены на левом берегу реки Мойки, начиная от Синего моста, вниз по течению этой реки, в так называемых морских казармах или светлицах. Средоточение этих поселений, в административном отношении, был так называемый корабельный или морской полковой двор, близь Синего моста, на том месте, где ныне стоят дома американской компании и государственного контроля. На этом месте устроена была часовня, во имя св. Николая Чудотворца, в которой в 1730 г. служил присланный из св. Синода иеромонах Август 3 . В 1733 г., вместо этой часовни, построена была полотняная церковь , во имя того святителя. Вот что говорит о этой церкви свидетельствующий и освящающий её член св. Синода, московского Благовещенского собора протопресвитер, Иоанн Семенов: «по осмотру моему, в первой светлице, где быть алтарю и церкви, длины 4 саж. с аршином, в другой светлице, которая может быть за трапезу, две саж. с половиной, между ними (т. е. двумя светлицами) сени в одну саж. с аршином, а в поперечнике обе светлицы и сени имеют по 4 саж.» 4 Что было причиной устроения этой церкви, можно видеть из следующего донесения админ. коллегии в св. Синод: «При с.-петербургской корабельной команде обретается морских служителей всегда не менее 1000 человек иногда и 2000 и более, и, ради божественного служения, имеется при команде построенная в светлицах часовня, а для отправления этой службы и других потреб, были прежде определяемы от св. Синода по одному монаху, а ныне (т. е. в 1733 г.) определен был белый священник; в той часовне книги и прочая утварь имеется во всяком удовольствии; Так от подаяния служителей, денежный сбор бывает довольный, а церковнослужений не имеется. Того ради адмиралтейств коллегия, представляя, просит чтобы о имении, при показанной корабельной команде, и о полотняной церкви во имя св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Вертепы, концерты, скульптуры, поделки – Россия готовится к Рождеству (+фото) 5 января, 2016. Мария Строганова Как готовятся к Рождеству в регионах Рождество уже совсем близко, «пред дверьми», и по всей России началась подготовка к этому радостному празднику. Как это делается в епархиях Русской Православной Церкви – в нашей очередной подборке из регионов. В Калужской епархии у стен храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы состоялось торжественное открытие «Рождественского вертепа». Воспитанники воскресных школ встретили митрополита Калужского и Боровского Климента у вертепа и устроили концерт. Установили вертеп и в Тамбовской епархии на Центральной площади города Тамбова. Митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий совершил освящение вертепа. В Элистинской и Калмыцкой епархии был торжественно открыт вертеп при Казанском кафедральном соборе города Элисты. Главными героями праздника стали воспитанники Детского сада города Элисты. А в Якутии даже вертепы изо льда! Работа над ледяным вертепом ведется возле Градоякутского Преображенского кафедрального собора, а возле Покровского храма (город Покровск, Хангаласский улус) уже стоят ледяные фигуры. Работа над вертепом возле Градоякутского Преображенского кафедрального собора В Улан-Удэнской и Бурятской епархии в Сретенском Батуринском женском монастыре тоже установили ледяной вертеп. Украшаются и храмы Нерчинской и Краснокаменской епархии. Соборную площадь Нерчинска впервые украсил Рождественский вертеп, а в кафедральном соборе установлены и украшены ёлки. А в Казанской епархии открылась выставка «Свет Вифлеемской звезды», на которой можно познакомиться с историей возникновения вертепов. Выставка проходит в музее истории Благовещенского собора Казани. В Санкт-Петербургской митрополии прошел праздничный благотворительный концерт «Христорождественское приношение» для людей с ограниченными физическими возможностями, ветеранов, малообеспеченных семей, детей из приютов и детских домов, пациентов детского хосписа, воспитанников православных детских клубов и воскресных школ.

http://pravmir.ru/vertepyi-kontsertyi-sk...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПРЕДЛОЖЕНИЯ На Украине прошли торжества по случаю 10-летия исторического Харьковского Собора 03.06.2002, Православие в Украине Харьковский Собор архиереев Украинской Православной Церкви проходил 27 мая 1992 года. Его значение состоит в том, что впервые после десятилетий атеистических гонений и административных притеснений, несмотря на шантаж тогдашнего руководства страны, Собор православных епископов во весь голос заявил о праве Церкви быть свободной в свободном государстве, о недопустимости сохранения системы диктата и тотального контроля над жизнедеятельностью Церкви со стороны атеистических чиновников и спецслужб. Собор избрал митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодана) предстоятелем Украинской Православной Церкви. 1 июня на юбилейные торжества прибыли архиереи Украинской Православной Церкви, духовенство Харьковской епархии, гости со всей Украины. Празднование началось тожественной встречей Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира на Харьковском вокзале, продолжились в Благовещенском кафедральном соборе, где предстоятель Украинской Церкви совершил Божественную литургию в сослужении архиереев УПЦ и священников харьковской епархии. После литургии митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим произнес слово, в котором дал высокую оценку событиям десятилетней давности, как промыслительным и ведущим к единству Вселенского Православия. Владыка Никодим поздравил Блаженнейшего Владимира с десятилетием его избрания на кафедру Киевских митрополитов. Затем участники торжеств во главе с Митрополитом Владимиром отправились в Свято-Покровский монастырь, где расположено Харьковское епархиальное управления. Здесь их торжественно встретили братия монастыря, руководители города во главе с мэром Харькова Владимиром Шумилкиным. Блаженнейший Владимир освятил памятную доску в честь Харьковского собора, открытую на здании епархиального управления, где 27-28 мая 1992 года и проходило это историческое событие.

http://zavet.ru/news/0206/n03.htm

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Кирилл совершил панихиду у гробницы Святейшего Патриарха Алексия II 05.12.2022 355 Время на чтение 3 минуты Фото: Monasterium.ru Сегодня, 5 декабря, в четырнадцатую годовщину со дня кончины Святейшего Патриарха Алексия II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил панихиду у гробницы своего приснопамятного предшественника в Благовещенском приделе Богоявленского кафедрального собора в Елохове г. Москвы, сообщает Патриархия.ru. В этот день раннюю Божественную литургию в Богоявленском соборе возглавил заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Павлово-Посадский Силуан. Позднюю Литургию совершил управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря г. Москвы митрополит Воскресенский Дионисий в сослужении митрополита Липецкого и Задонского Арсения, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии, настоятеля Богоявленского собора архиепископа Одинцовского и Красногорского Фомы, столичного духовенства. За панихидой Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий; митрополит Липецкий и Задонский Арсений; архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома; епископ Луховицкий Евфимий, наместник Высоко-Петровского ставропигиального монастыря г. Москвы, председатель Синодального миссионерского отдела; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы; протоиерей Николай Балашов, советник Патриарха Московского и всея Руси; архимандрит Филарет (Булеков), заместитель председателя ОВЦС МП; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилл; духовенство г. Москвы. Богослужебные песнопения исполнил хор Богоявленского собора (регент — А.К. Майоров). Заупокойное богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас», а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru.

http://ruskline.ru/politnews/2022/12/05/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗВЕНИГОРОДСКИЙ ЧИН принятое в истории древнерус. искусства название 3 сохранившихся икон полуфигурного Деисуса - Спасителя, арх. Михаила, ап. Павла, составлявших часть 7- или 9-фигурного чина иконостаса. Иконы были найдены в 1918 г. Г. О. Чириковым в сарае возле ц. Успения на Городке в Звенигороде, раскрыты в Комиссии по сохранению и раскрытию древней живописи (с 1924 ЦГРМ) в 1918-1919 гг. и в 1929 г. переданы в ГТГ. В 1926 г. З. ч. опубликовал И. Э. Грабарь , отнесший его к творчеству прп. Андрея Рублёва на основании качества живописи, прежде всего колорита, и ряда др. особенностей, сопоставимых с главными памятниками рублёвского наследия - иконой «Св. Троица» и фресками Успенского собора во Владимире (1408). Абсолютное художественное качество икон, принадлежащих к выдающимся произведениям мирового искусства, способствовало тому, что, несмотря на краткость аргументации, атрибуция Грабаря была принята всеми последующими исследователями памятника. В лит-ре указаны аналогии между З. ч. и др. произведениями, автором к-рых считали прп. Андрея Рублёва (иконами «Ап. Павел» из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (ок. 1425), «Крещение» из Благовещенского собора Московского Кремля (нач. XV в., ГММК)), а также отмечается типологическое сходство с визант. Высоцким чином (ок. 1387-1395, ГТГ), который рассматривается как иконографический прототип З. ч. ( Лазарев. 1966. С. 33). Арх. Михаил. Икона из Звенигородского чина. Между 1400 и 1425 гг. Иконописец прп. Андрей Рублёв (ГТГ) Арх. Михаил. Икона из Звенигородского чина. Между 1400 и 1425 гг. Иконописец прп. Андрей Рублёв (ГТГ) К наст. времени реконструируются состав З. ч., иконографические типы несохранившихся икон, утраченные надписи на кодексе Христа ( Плугин. 1974. С. 79-101; Андреев. 1982), предлагаются различные гипотезы о первоначальном местонахождении и датировке З. ч. Создание памятника связывалось с реконструкциями исторических обстоятельств построения и украшения соборов, откуда мог происходить З.

http://pravenc.ru/text/182743.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИОНИСИЙ (ок. 1430/40 - между 1503 и 1508, Москва?), рус. художник, работал в области монументальной живописи, иконописи, книжной миниатюры. Распятие. Икона из праздничного чина собора Св. Троицы Павлова Обнорского мон-ря. 1500 г. Мастер Дионисий (ГТГ) Распятие. Икона из праздничного чина собора Св. Троицы Павлова Обнорского мон-ря. 1500 г. Мастер Дионисий (ГТГ) Документальные источники о деятельности Д. и созданных им произведениях разнообразны, особенно в сравнении со сведениями о мастерах предшествующего периода: летописи, житийная лит-ра, послание прп. Иосифа Волоцкого, описи Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря и др. источники, по большей части косвенные. Дата рождения Д. неизвестна. Она определяется на основании расчета возраста в период его работы в Пафнутиевом Боровском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре между 1467 и 1476 гг. в качестве 2-го художника или помощника при старце Симонова Старого московского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря Митрофане ( Кадлубовский. 1899. С. 125), когда Д. могло быть не более 25-30 лет. Необходимо учитывать участие сыновей Д., по крайней мере Феодосия, в следующих по времени (известных нам) работах по украшению интерьера Успенского собора Иосифова Волоколамского мон-ря в 1484-1485 гг. Время смерти Д. приходится на годы по возвращении из поездки по мон-рям Белоозера между 1499-1500 и 1502/03 гг. и определяется от даты (1503) создания и присылки по распоряжению вел. кн. Иоанна III из Москвы в Вологду образа «Прп. Димитрий Прилуцкий с житием» ( Богусевич. 1929. С. 17). 2 следующих крупных заказа - украшение Четвероевангелия великокняжеского казначея и печатника Ивана Ивановича Третьякова-Ховрина, 1507 г. (РНБ. Погод. 133), и работы в Благовещенском соборе Московского Кремля, 1508 г. (ПСРЛ. Т. 13. С. 8),- поручили Феодосию. К этому времени Д. либо скончался, либо отошел от дел. Можно предполагать, что Д.

http://pravenc.ru/text/178357.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010