II. Святые мощи, праздники и посты К оглавлению Вместе с святыми иконами приносимы были к нам из Греции мощи угодников Божиих и другая святыня. В 1347 г. греческий император Иоанн Кантакузин прислал нашему великому князю Симеону Иоанновичу наперсный крест из Животворящего Древа с мощами святых мучеников: Феодора Стратилата, Прокопия, Кирика и Иоанна Калокимита. Дионисий Суздальский, возвращаясь в 1382 г. из Константинополя в сане архиепископа, принес с собою оттуда, по выражению летописей, Страсти Господни, именно: часть Крови Спасителя, часть от Гроба Его, терновый венец и подобное. Эти Страсти он приобрел там с великим трудом и за весьма высокую цену, и для помещения их великий князь нижегородский и суздальский Димитрий Константинович устроил (1383) крестообразный серебряный кивот с черневыми изображениями. Но неизвестно кем и почему — может быть, самим же Дионисием по случаю нового отъезда его в Константинополь, вскоре последовавшего,— кивот был сокрыт в каменной стене суздальского собора и совершенно заделан. Уже весной 1401 г. обретена была эта святыня и торжественно перенесена в Москву, где встретили ее весь город и все московское духовенство. Ныне она хранится в московском Благовещенском соборе. В 1397 г. греческий император Мануил Палеолог и патриарх в благодарность за полученную ими из России милостыню прислали русским князьям иконы и мощи святых. Чрез два года точно так же удостоился получить из Царьграда за свою милостыню икону с мощами святых Михаил Александрович, князь тверской . Но между тем как из Греции приносимы были к нам только частицы мощей, и притом угодников, давно живших и просиявших вне России, в самой Церкви Русской совершались открытия целых мощей новых угодников Божиих из среды ее собственных членов. В XIV в. открыты были мощи двух великих поборников земли Русской: святителя Петра, первого митрополита Московского, и благоверного князя Александра Невского. Прославление первого началось почти с самой его кончины. Еще когда несли его на одре в Успенский собор для погребения в приготовленном им для себя гробе, один иноверец, находившийся в толпе и сомневавшийся в его святости, внезапно поражен был видением, будто святитель восседит на одре живой и на обе стороны благословляет народ, его сопровождавший.

http://sedmitza.ru/lib/text/435903/

I. Рождение Петра. – Детские годы. – Первоначальное обучение. – Майский бунт 1682 г. В ночь на 30 мая 1672 г. у царя Алексея Михайловича и царицы Натальи Кирилловны, второй его жены, родился сын, царевич Петр. В субботу 29 июня, в день тезоименитства новорожденного царевича, в шестом часу утра, до обедни, в церкви св. Алексия митрополита в Чудове монастыре совершенно было над младенцем таинство крещения. Крестил царский духовник протопоп Благовещенского собора Андрей Савинов, восприемниками от купели были царевич Федор Алексеевич и сестра Алексея Михайловича, царевна Ирина Михайловна. К крещению выносила царевича назначенная к нему в «мамы» боярыня княгиня Ульяна Ивановна Голицына. С новорожденного царевича была снята мерка, и в тот же день 29 июня иконописцу Федору Козлову заказан был образ тезоименитого царевичу св. апостола Петра на кипарисовой доске мерою в рост царевича: длиною в 11 вершков, шириною в 3 вершка. Новорожденного царевича окружала та же царственная роскошь, в какой проходили младенческие годы всех царевичей XVII века. К младенцу приставлен был целый штат. При нем мы видим кормилицу, «маму», и помощницу «мамы». При детской царевича состояли еще шесть женщин: казначея, заведовавшая бельем и платьем, и пять постельниц. Царевич со своим штатом помещался в особых пристроенных к дворцу деревянных хоромах. По мере роста царевича детская его наполняется игрушками, описание которых нам также сохранили хозяйственные документы дворцовых приказов. В январе 1673 г. восьмимесячному царевичу были сделаны «два стульца деревянных потешных на колесах». В мае того же года внесена в хоромы царевича исполненная шестью костромскими иконописцами «потешная книга» (книга с картинками). Ко дню именин годовалого ребенка был сделан «конь деревянный потешный» на колесах железных прорезных, обтянутый жеребячьей кожей, с седлом, положенным на войлок, обитый серебряными гвоздиками, с прорезными железными позолоченными стременами и с уздечкой, украшенной изумрудцами. К тому же дню были сделаны царевичу игрушечные два «барабанца», размерами один в четверть аршина, другой в 3 вершка. В июле 1673 года в детской появляется музыкальный инструмент «цымбальцы маленькие» с золотым шнурком и кистями.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

XV. Св. Синод в царствование Павла I и Александра I Последний доклад, с которым Св. Синод 24 октября 1796 года обращался к государыне императрице, был подписан Гавриилом митрополитом новгородским, Амвросием архиепископом казанским, Иннокентием архиепископом псковским, Иринеем епископом тверским, духовником Саввой Исаевым и Лукианом протоиереем преображенским. В этом докладе, как сказано, Синод ходатайствовал о назначении членом новоспасского архимандрита Анастасия (Братановского) на место Амвросия (Орлина), назначенного епископом в Вятку. Доклад этот был разрешен императором Павлом резолюцией 12 ноября 1796 г. «быть по Сему». Вслед за сим 16 ноября государь дал Синоду указ: «Духовнику нашему придворной церкви протоиерею Исидору Петрову повелеваем присутствовать в нашем Синоде». Назначая в Синод Петрова, государь озаботился определить ему и содержание, -а потому указом придворной конторе повелел: «назначенному производить жалование и прочее довольствие против получаемого по ныне духовником Саввой Исаевым, а равно ему и оному Исаеву производить тоже все жалованье и прочее довольствие, что получал». При докладе сих высочайших указов Синоду, присутствовавший в оном протоиерей Савва Исаев объяснил Синоду «о слабости своего здоровья, не позволяющей ему продолжать более служения; поэтому просил исходатайствовать ему от должности увольнение». Синод, доклёвывая о сем государю, просил уволить Исаева «от всех его должностей с произвождением по смерь его тех же самых окладов, какие он получал». На сем докладе 18 ноября последовала высочайшая резолюция «быть по сему». Духовник Исидор Петров назначен «купно и протоиереем московского Благовещенского собора». Во время этих перемен Иринея тверского не было в Синоде и в С-Петербурге. По указу Екатерины, от 10 августа 1796 года он, ка сказано выше, был командирован к князю Репнину по случаю открытия Виленской и Слонимской губернии. По поводу вступления императора Павла на престол, Ириней приветствовал Его Величество, и в ответ на это приветствие получил следующий рескрипт: «Преосвященный архиепископ Ириней! Принесенное вами мне поздравление и изъявление чувствований ваших, усердия и преданности ко мне, приемлю с благоволением, и благодарю вас за оные, спешу известить вас, что по изменившимся обстоятельствам присутствие ваше в Вильно сделалось более ненужным, а потому и соизволяю, чтобы вы возвратились сюда.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

     Арсеньевская епархия на северо-востоке Приморья протянулась на тысячу километров, но городов больших здесь нет, жителей не так много. Как создаются в таких условиях новые приходы, какова главная проблема, с которой сталкивается молодая дальневосточная епархия, как прорастает на этой почве древнерусская культура, зачем в Арсеньеве музей церковной культуры, и почему для уроженца Подмосковья Приморье стало новой малой родиной, читайте в интервью, которое порталу «Приходы» дал епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий. Епархия таёжная, горная и сельская Ваше Преосвященство, в чем особенность жизни и служения в Арсеньевской епархии? – Из Приморского края, как, впрочем, и со всего Дальнего Востока люди уезжают на запад – в центральную Россию, так как жизнь там им кажется слаще и интересней. Хотя в последнее время государство старается улучшить ситуацию: появились новые программы поддержки – «Дальневосточный гектар», концепция опережающего развития для регионов Дальнего Востока и тому подобное. Что касается Православия, то в европейской части страны оно имеет многовековую традицию, связанную с самобытной культурой, древней историей. Почти в каждом городе, в каждом монастыре есть местночтимые святые, чудотворные иконы, множество других святынь. На Дальнем Востоке почти нет связанных с этой землей святынь, нет укоренившихся традиций, культура не имеет корней, так как русские люди поселились здесь сравнительно недавно – около века назад. На Камчатке, для сравнения, Православию уже 300 лет. В Арсеньевской епархии всего два небольших города, а всё остальное – деревни и сёла. Это таёжная, горная и сельская епархия. Люди здесь простые и искренние. Живут они очень бедно. Священник и епископ здесь гораздо ближе к пастве, чем в городе, тем более, в мегаполисе. В небольшой домик возле кафедрального Благовещенского собора, где временно расположено епархиальное управление, ко мне по любому вопросу может прийти любой человек. В русской глубинке всё на виду, и легко можно как потерять уважение, так и приобрести его. Если ты живёшь скромно, с любовью к людям, то они начинают тянуться к Богу, к Церкви. Это очень ценно.

http://pravoslavie.ru/113595.html

Афанасьевский приход, получивший своё начало в 1765 году, образовался из Афанасьевской пустыни, так названной по главной, прославившей её, святыне – мощам праведного Афанасия Новолоцкого Чудотворца, почивающим под спудом нынешнего каменного Афанасиево-Александрийского храма. К сожалению, сведения об этом угоднике Божием скудны и недостаточно определённы. По свидетельству рукописи, хранящейся в Афанасьевской церкви, “какого рода и веси имел рождение и воспитание блаженный и приснопамятный Афанасий и из какого происхождения и звания и каких родителей — сведений не имеется“. По устным-же преданиям старожилов, — читаем в той-же рукописи, — сей муж в давние времена пришел из Новгородских пределов и страны Каргопольской в Важские пределы, в Верхоледскую слободку; отошедши от неё на три версты, тяжко заболел и скончался. Спустя сорок дней он явился одновременно четырём больным, жившим в разных волостях, и велел им предать тело его земле на том месте, где оно лежало. Эти больные, получив исцеление, одновременно сошлись все вместе как-бы по соглашению, похоронили останки святого Афанасия и на могиле его поставили часовню. Когда это было, в рукописи не говорится. Со времени погребения угодника мощи его стали прославляться совершаемыми от них чудесами. По одному из сказаний о чудесах праведного Афанасия, “в лето 7155 от сотворения мира“ (или 1647 от Рождества Христова) священник Верхоледской слободки Флор со священниками Ледским и Сюмским видели много чудес, совершавшихся у гроба св. Афанасия и, взяв несколько благочестивых крестьян, задумали посмотреть тело его и приступили к раскопке могилы. Но вдруг напал на них ужас, руки их ослабели, все почувствовали себя больными и, отслужив молебен, должны были отказаться от своего намерения и разойтись по домам. Затем уже в 1725 году, согласно распоряжению Священного Синода и по указу преосвященного Варнавы от 1 декабря того-же года, игумену Богословского монастыря Евфимию, протопопу Шенкурского Благовещенского собора Алексию и другим ближайшим священникам велено было достовернее освидетельствовать мощи. По вырытии их, они оказались нетленными, хотя лежали не в гробе, а прямо на земле; после того „положили их в новую раку, покрыли чистыми поволоками, написали образ Святого Афанасия и поставили для поклонения всем приходящим с верою“.

http://sobory.ru/article/?object=60690

Брест. Кафедральный собор Симеона Столпника. Свято-Симеоновский кафедральный собор Карта и ближайшие объекты Прекрасный храм в центре Бреста – украшение города, сюда хочется зайти, чтобы подумать, разобраться в себе и своих чувствах. Этот храм – Брестский кафедральный собор св. Симеона Столпника, он является главным храмом города. Начало XIX века выдалось для города непростым – многочисленные пожары разрушали Брест-Литовск. В это время в городе существовала лишь одна православная церковь – церковь Свято-Симеоновского мужского монастыря. Она была деревянной, поэтому не раз горела во время пожаров. 8 ноября 1815 года в мужском монастыре был очередной пожар: тогда сгорели не только хозяйственные постройки, но и пострадала сама церковь. Через некоторое время здесь снова случился пожар, который завершил начатое – церковь была закрыта в 1824 году. Более двадцати лет богослужения проходили в домовой трапезной Свято-Благовещенской церкви, которая была основана на третьем этаже в здании бывшего базилианского монастыря. В 1830-40-е годы в Брест-Литовске начались глобальные перемены: по императорскому указу здесь стали возводить военную крепость, поэтому город перенесли на три километра восточнее. Монастырь и все его постройки были снесены. Каменный храм стал строиться только в 1862 году. Его проект разработал брестский архитектор В. Поликарпов, а строили храм мастера из разных стран: кирпичную кладку делали черниговские каменщики, брестские мастера занимались столярными, кровельными, штукатурными и малярными работами. Иконостас тоже изготовил местный мастер, а вот иконы, богослужебную утварь и колокол весом 100 пудов привезли из Москвы. Чугунные решетки были сделаны в Варшаве. Богослужения в новом храме начались в 1865 году, когда специальным крестным ходом в собор перенесли мощи мученика Афанасия и освятили его. Сохранились описания культового сооружения: собор располагался на возвышенном месте возле Московско-Варшавского шоссе, его окружала каменная ограда. Фундамент храма был изготовлен из булыжного камня, а цоколь и четыре крыльца – из гранита. Основную и шатровую крыши пяти куполов сделали деревянными, снабдили громоотводами. Центральная крыша была покрыта листовым железом и покрашена темно-красной масляной краской, а крыши куполов покрыли белой английской жестью. Двери собора были двойными, темно-желтого цвета. Чтобы в храме было тепло зимой, тут установили семь печей, а в ризнице сделали небольшой камин. В храме могло находиться 700 человек одновременно, внутреннее пространство составило 49,5 квадратных саженей.

http://sobory.ru/article/?object=11051

В заседании приняли участие: викарии Астанайской епархии — епископ Талдыкорганский Нектарий и епископ Каскеленский Геннадий ; секретарь Казахстанского митрополичьего округа заслуженный деятель искусств России, член Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и вея Руси по развитию русского церковного пения  О.Н. Овчинников; благочинный приходов Алма-Аты, настоятель Никольского собора протоиерей Валерий Захаров; благочинный приходов города Нур-Султана архимандрит Сергий (Карамышев); члены епархиального суда — настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Евгений Воробьев, духовник Алма-Атинской епархии архимандрит Иоанн (Сазонов), первый проректор Алма-Атинской духовной семинарии протоиерей Александр Милованов, настоятель храма мучеников Космы и Дамиана протоиерей Георгий Чистяков, настоятель Крестовоздвиженского храма иеромонах Мелитон (Поротиков); благочинный Узун-Агашского церковного округа, настоятель Казанского храма села Узун-Агаш протоиерей Геннадий Кадников; председатель отдела Астанайской епархии по религиозному образованию и катехизации, настоятель Покровской церкви Южной столицы Казахстана протоиерей Евгений Бобылев; секретарь комиссии Митрополичьего округа по делам молодежи, благочинный Иссыкского церковного округа игумен Игнатий (Сидоренко); благочинный Отеген-Батырского церковного округа, настоятель Адриано-Наталиевского храма поселка Отеген-Батыр протоиерей Сергий Коноплев; благочинный Илийского церковного округа, настоятель Успенского храма микрорайона Первомайский протоиерей Александр Зырянов; благочинный Талдыкорганского церковного округа, настоятель Благовещенского храма иеромонах Клавдиан (Поляков); руководитель отдела Митрополичьего округа по связям с общественностью протоиерей Александр Суворов, секретарь Епархиального совета; руководитель информационного отдела Митрополичьего округа протоиерей Евгений Иванов; руководитель секретариата митрополита иеромонах Прохор (Ендовицкий); руководитель административного секретариата главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5733565...

Василий (Кривошеин Всеволод Александрович), архп. Брюссельский и Бельгийский Родился в 1900 году в Петербурге. По окончании гимназии был студентом историко-филологического факультета Петроградского и Московского университетов. В 1921 году получил высшее богословское образование в Париже В ноябре 1925 года уехал на Афон и вступил там в число братии монастыря св. Пантелеймона. 24 марта 1926 года был пострижен в рясофор, а 5 марта 1927 года – в мантию, получив при постриге имя Василия. В 1937 году избран «соборным старцем», т.е. членом монастырского собора. В 1942–1945 гг. был представителем на многих святогорских собраниях в Киноте Святой Горы. Во время своего многолетнего пребывания на Афоне о. Василий занимался изучением творений святых отцов. В сентябре 1947 года уехал с Афона в Англию. В феврале 1951 года поселился в Оксфорде, где 21 мая 1951 года был рукоположен во иеродиакона, а на другой день – во иеромонаха к дом.церк.архм.Николая (Гиббза). 25 янв.1957 г. возведен в сан архимандрита. В марте 1959 года – настоятель Благовещенского храма в Оксфорде. 14 июня 1959 года хиротонисан во епископа Волоколамского, второго викария Экзарха Московской Патриархии в Западной Европе. Хиротонию совершали: Экзарх Московской Патриархии в Западной Европе Николай, архиепископ Клишийский, и епископ Сергиевский Антоний. В 1960 г. 31 мая назначен епископом Брюссельским и Бельгийским. 21 июля того же года возведен в сан архиепископа. В 1963 году II мая награжден правом ношения креста на клобуке. Состоял членом делегации на совещании на о. Родосе в 1961 и 1964 г.г. На IV Всемирной Конференции член комиссии З.С.Ц. «Вера и церковное устройство». Труды: «Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы ». 8, 1931, стр.83–116. «Братолюбивый нищий». Мистическая автобиография преп. Симеона Нового Богослова (949–1022). («Вестник Русск. западноевропейского патриаршего экзархата» 16, 1953, стр.223–236). «Неистовый ревнитель». Преп. Симеон Новый Богослов как игумен и духовный наставник. (Там же, 25, 1957, стр.30–53).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Вахитовский район. Церковь Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев Карта и ближайшие объекты Этот храм находится на Арском кладбище. Он был построен в 1796 году как двухпрестольный (придел был освящен во имя свт. Николая Чудотворца). В 1843 г. был построен левый придел во имя святителя Никифора, патриарха Цареградского (Константинопольского), а в 1844 г. - перестроен правый придел, освященный заново во имя трех святых: свт. Николая Чудотворца, свт. Льва папы Римского и св. праведной Марфы. В эти же годы была сооружена колокольня по проекту архитектора Фомы Ивановича Петонди. Постройка и реконструкция храма осуществлялись на средства городского общества. Сам храм, будучи кладбищенским и изначально сооружавшийся для отпевания православных христиан, не имел собственного прихода и был приписан к кафедральному Благовещенскому собору. Так продолжалось до 1925 года, когда, после закрытия Благовещенского собора, кладбищенская церковь стала приходской. В 1934 году, несмотря на протесты верующих и духовенства, храм был передан обновленческому епархиальному управлению. Именно в это время здесь оказалась незаконно присвоенная обновленцами гробница с мощами святителя Гурия Казанского. Однако вскоре православным удалось отстоять свой храм, и он был возвращен православной общине. К концу 30-х годов все монастыри и большинство городских храмов были закрыты, поэтому все святыни были перенесены в кладбищенский храм. Здесь хранились чудотворные иконы: Смоленско-Седмиозерная икона Божией Матери (из Седмиозерной пустыни), Раифская икона Божией Матери (из Раифской пустыни), икона преподобного Сергия Радонежского (из Свияжского Иоанно-Предтеченскогомонастыря), икона великомученицы Варвары (из Варваринской церкви г. Казани), Тихвинская икона Божией Матери (из Тихвинской церкви г. Казани) и др. Значение церкви Ярославских чудотворцев (мало чем прославившейся в прежние годы) в истории Казанской епархии XX века чрезвычайно велико. С 1938 по 1946 год кладбищенский храм являлся единственным во всей Казани и потому имел статус кафедрального. В годы войны здесь служил архиепископ Андрей (Комаров), известный тем, что благословил сбор средств и одежды в помощь Советской армии. Кладбищенская церковь в Казани — единственная не закрывавшаяся в советские годы.

http://sobory.ru/article/?object=08647

Вопрос о путях, которыми греко-итальянская живопись могла переходить на Русь, как представляет высокий исторический интерес, так отличается особенной сложностью. С одной стороны рамки иконографии Б. М. не допускают и не требуют его постановки, с другой – эта постановка требует очерка влияний и развития местных ветвей. Действительно, пути иконописного мастерства, сами по себе, предполагают существование в тех странах, по которым эти пути проходили, иконописных мастерских с родственным характером. Правда, что еще поныне иконы расходятся по Балканскому полуострову (где они не стеснены таможенными правилами, как, например, в Австрии), и обратно, – иконы мастерской Пантелеймоновского монастыря на Афоне рассылаются по России, как изделия православной мастерской. Таким образом, и в древности греческая иконопись Италии нашла себе путь прежде всего через Далмацию в Сербию. Предание говорит, что св. Савва принес в Хиландар на Афон образ Б. М. Млекопитательницы. Образ этот повторяет, как мы видели, Сиенский оригинал и распространился у нас в России очень рано. Сербские росписи церквей 118 , подобно скульптурным украшениям храмов, представляют такую же переработку византийских оригиналов, начиная, приблизительно, с XIV века, как и сама итало-критская иконопись. Не даром исторический анализ Сербской Лицевой Псалтыри представил для византинистов такие непреодолимые затруднения. Как велико и решительно было итальянское влияние на сербское искусство, можно судить по тому, что уже в XIV веке в сербских росписях (ц. села Люботина в Македонии) можно видеть ранний тип Вознесения Б. М.: внизу, под Вознесением, представлен пустой саркофаг, а сбоку его группа апостолов, созерцающих чудо. Затем и весь общий характер сербских росписей, сосредоточенный, по преимуществу, за этот ранний период в Македонии, представляет известную вариацию византийского стиля на основе итальянского влияния и местной разработки, но с удержанием наружного греческого облика 119 . Конечно, в Сербии были и мастера из греков, но кто, как не сербские иконописцы исполняли росписи Дечана, Грачаницы и пр. с сербскими надписями? Конечно, в основании легло греческое мастерство, но не только грекам принадлежало 120 его обновление в XIV и XV веках.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010