Закрыть itemscope itemtype="" > «Пресвятая Владычице Богородице, Царице небесная, спаси и помилуй нас»! В столице Татарстана прошёл крестный ход к месту явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери… 23.07.2018 806 21 июля 2018 г. - в День явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани - в столице Татарстана прошли традиционные церковные торжества, приуроченные к престольному празднику богохранимой земли Казанской. Накануне главного события - 20 июля - в Крестовоздвиженском соборе Богородицкого монастыря, на территории которого в 1579 г. произошло явление чудотворного образа, было совершено всенощное бдение, которое, помимо митрополита Феофана (Ашуркова), возглавили епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий (Зайцев), епископ Краснослободский и Темниковский Климент (Родайкин) и епископ Волжский и Сернурский Феофан (Данченков). Утром следующего дня митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков), в сослужении многочисленных архиереев и сонма духовенства, отслужил Божественную литургию в Благовещенском соборе Казанского Кремля, куда заранее из Крестовоздвиженского собора Богородицкого монастыря был доставлен «Ватиканский» список Казанской иконы Божией Матери. В церковных торжествах, помимо представителей республиканской и муниципальной власти, принял участие заместитель Министра финансов Российской Федерации Андрей Иванов. С самого начала службы на территорию Кремля подходили и располагались рядом с Благовещенским собором крестные ходы из местных приходов, а также многочисленные паломники, в том числе из Малороссии. По её окончании - около одиннадцати часов дня - духовенство и верующие вышли из Благовещенского собора с «Ватиканским» образом Казанской иконы Богородицы и проследовали крестным ходом вокруг Кремля к месту обретения чудотворного образа, расположившись на площадке между Крестовоздвиженским собором и воссоздаваемым собором Казанской иконы Божией Матери. Следует отметить при этом, что нынешние торжества по случаю Дня явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани оказались более многолюдными, чем в прошлом году: участие в них приняли около пяти тысяч человек. Помимо православных верующих, в крестном ходе традиционно участвовали также представители духовенства, монашествующие и прихожане Римско-католического прихода «Воздвижение Святого Креста» города Казани во главе с его настоятелем о. Андреем (Старцевым).

http://ruskline.ru/news_rl/2018/07/23/pr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Спор об Исаакии Два взгляда на жизнь знакового для России храма 30.01.2017 854 Время на чтение 16 минут Исаакиевский собор: интересы верующих и туристов не должны пострадать. Фото: РИА Новости Спор об Исаакии - современной судьбе Исаакиевского собора, который государство по закону возвращает Церкви в полнокровное пользование, лишая управления храмом великолепнейший музей, один из лучших по экономическим и культурным показателям, неожиданно всколыхнуло общество и подтолкнуло к дискуссии. Сегодня мы даем слово человеку Церкви и человеку музея - чтобы понять эту историю. Наши главные спонсоры - " белые платочки " Епископ Назарий (Лавриненко), наместник Александро-Невской Лавры: Надеюсь, никто от меня не ждет, что я скажу: передача Исаакиевского собора Церкви это неверное действие. Я присоединяюсь к голосам тех, кто говорит, что церковь должна быть Церковью. Другое дело, что формы передачи, ее " дорожные карты " могут быть разными. У меня есть своя головная боль на эту " тему " - Благовещенская церковь Лавры, в которой по-прежнему находится музей, и которая должна быть возвращена Лавре. Уж не говоря о церквях некрополей монастыря Лазаревской и Тихвинской, они тоже подлежат передаче. Крики " Церковь не сможет содержать исторические соборы! " - чепуха. Конечно, сможет. Сколько раз мы видели, что Церкви передавались руины, а она все восстанавливала и хорошо содержала. Храмы - памятники архитектуры у нас не разваливаются. Сравните вид Благовещенской церкви, остающейся музеем и содержащейся за госсчет, и состояние Александро-Невской Лавры, это сравнение в пользу Лавры. Мне часто говорят: в реставрации Лавры помогал Газпром и Алексей Миллер. Да, помогал, и мы ему благодарны, без этой помощи мы не успели бы сделать все фасадные работы к 300-летию Лавры. Но основные работы мы сделали на свои средства. Взять, к примеру, Свято-Троицкий собор Лавры - только при моем наместничестве у нас было три внутренних реставрации и два внешних ремонта. И главными спонсорами нашими были (и будут) все те же " белые платочки " - обычные прихожане. Не назову их бабушками, потому что сегодня средний возраст прихожан 40 лет. И это в том числе и состоятельные люди. Родственники Александра Суворова не понимают, почему его захоронили в церкви, а лежит он в музее

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Троицкий собор: как все начиналось... 23.05.2009 469 Время на чтение 5 минут Возрождение Троицкого собора в Вольске иначе как чудом не назовешь. Памятник вождю мирового пролетариата, водруженный на месте храма к концу 1930-х годов, казался незыблемым символом эпохи даже тем, кому сама эта эпоха была отвратительна и постыла… Все начиналось на рубеже 1995 и 1996 годов, когда ветер перемен, вовсю бушевавший в столицах, достиг глубоко провинциального Вольска. В это время в Благовещенской церкви, единственном храме, уцелевшем в городе, появились молодые прихожане, которые не только с благоговением вслушивались в каждое слово немногочисленного тогда духовенства, но хотели и чего-то большего: живого евангельского слова и общения, основанного не на общности интересов, а на общности веры; богослужения в красивом просторном храме с высоким куполом и незакопченными стенами. В начале было слово... К Рождеству 1996 года вышел первый номер «Вольской православной газеты». На логотипе этого издания немногочисленные знатоки истории родного города отчетливо увидели очертания разрушенного в 1930-е годы Троицкого собора. Финансировал издание предприниматель Сергей Иванович Опрышко, а редактором газеты стал только что уволившийся в запас преподаватель Вольского высшего военного училища тыла подполковник Константин Викторович Марков, и лучшего редактора найти было невозможно. Вторая половина 90-х годов в Вольске была временем широкой церковно-общественной активности. Именно в это время в большинстве школ города стали проводиться уроки «Нравственности на основе Православия». Такие же занятия проводились в детских садах с дошкольниками. Трижды организовывались курсы по подготовке педагогов по этому предмету с участием Саратовского института повышения квалификации работников образования — дипломы государственного образца, полученные слушателями курсов, делали преподавание предметов, ориентированных на православную культуру, вполне легальным. Атмосфера духовного подъема, связанного с обращением к традициям Православия, охватила весь город.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

кафедральный соборе Благовещения Пресвятой Богородицы в Воронеже ЦВ 24 (421) декабрь 2009 /  24 декабря 2009 г. Возрожденное сердце Воронежа В Воронеже прошли торжества по случаю первого соборного служения в новом главном храме епархии — кафедральном соборе Благовещения Пресвятой Богородицы. Этого долгожданного события верующие ждали много лет, и теперь в нем будут покоиться мощи Воронежских святителей: Митрофана, Тихона и Петра. Купола и кресты нового Благовещенского собора я увидела еще при въезде в город с железнодорожного вокзала. Встретивший меня сотрудник епархии отец Алексей Воронко не без гордости рассказал, что Благовещенский собор — один из крупнейших храмов России, третий по величине после столичного Храма Христа Спасителя и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Конечно, мне очень хотелось сразу осмотреть этот храм, однако сначала мы отправились в Покровской собор, где начались торжества. Последние годы именно Покровский собор имел статус кафедрального. В нем покоились мощи святителя Митрофана Воронежского. По случаю праздника сюда из домовой Знаменской церкви Архиерейского дома были перенесены мощи свт. Тихона Задонского, а из Алексеево-Акатового монастыря — мощи архиепископа Петра (Зверева), минувшим летом переданные из Соловецкой обители (см. «Журнал Московской Патриархии» 9, 2009). Теперь все три святыни крестным ходом будут перенесены в новый кафедральный собор. Перед началом крестного хода митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил торжественный молебен. Когда мощи крестным ходом несли по городу, казалось, что весь Воронеж вышел поклониться своим святыням. Улицы были заполнены верующими, горожане стояли с иконами, с зажженными свечами в руках, во многих окрестных домах, несмотря на прохладу, были открыты окна, люди стояли на балконах. Кто-то читал молитвы, слышалось пение акафиста. Это был не только церковный праздник, а по сути общенародный, а потому в шествии кроме духовенства епархии приняли участие губернатор Воронежской области Алексей Гордеев, представители исполнительной и законодательной власти региона.

http://e-vestnik.ru/church/vozrozhdennoe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСАИЯ (Лукошков (Лукошко) Иван Трофимов; ок. 1555 - ок. 1621), архим. владимирского в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря , мастер усольской (строгановской) школы древнерус. церковнопевч. искусства (см. ст. Усольский распев ), автор распевов. Согласно «Предисловию, откуду и от какого времени начало быти в нашей Русской земли осмогласное пение» (XVII в.), И. «вельми много знаменного пения распространил и наполнил» (см. в изд.: Ундольский В. М. Замечания для истории церковного пения в России. М., 1846. С. 19-23). Рождественский монастырь во Владимире Рождественский монастырь во Владимире Род Лукошковых происходил из посадской среды г. Усолье (с кон. XVI в. Соль Вычегодская, с 1796 Сольвычегодск). Так, в писцовой книге по Соли Вычегодской 1620 г. в числе запустевших «на посаде» дворов горожан, которые «разбрелись» или «посечены от литовских людей», называется двор Девятки Лукошкова, который с женой «збрел в Березов, в Сибирь» (РГАДА. Ф. 1209. 15039. Л. 19). Не позднее нач. 70-х гг. XVI в. Лукошков, имевший способности к пению, был замечен купцами и промышленниками Строгановыми , к-рые приступили к формированию хора для почти отстроенного фамильного Благовещенского собора Усолья. Становление Лукошкова как распевщика произошло именно в Усолье, в поместье Строгановых. Здесь он стал учеником приглашенного новгородского мастера Стефана Голыша . Даже в XVII в., когда И. уже стоял во главе монастырей в центральных областях России, певцы и переписчики певческих книг подчеркивали связь его произведений со строгановской школой: «Перевод усолской, развод инока Исайя»; «Перевод Исайя Лукошки, усолского пения» (РГБ. Ф. 304. 429. Л. 195, 494 об., 1613-1645 гг.). Знание богослужебного пения позволило ему занять место, по-видимому, сначала диакона, а затем священника собора (согласно 25-й гл. Стоглава (1552), в диаконы ставились кандидаты, достигшие 25 лет, «в попы» - с 30-летнего возраста).

http://pravenc.ru/text/674838.html

Муром. Воскресенский монастырь. Собор Воскресения Христова. Карта и ближайшие объекты Собор во имя Воскресения Христова девичьего Воскресенского монастыря города Мурома Наиболее ранние упоминания о женском Воскресенском монастыре в Муроме относятся к 1566 году. Какие в то время в нем существовали церкви, нам неизвестно. Достоверное их описание впервые было сделано только в начале XVII века: «За ручьем на горе Воскресенский девичий монастырь, а в нем две церкви шатровых: а) Воскресения Господня деревянная на подклети, о трех верхах шатровых, с двумя приделами: святителя Николая Чудотворца и собора Архистратига Михаила; б) церковь деревянная теплая во имя Введения Божией Матери» (Опись Бориса Бартенева 1637 года) Каменным монастырский собор стал только в середине XVII столетия. В 1655-1658 годы на средства купца Семена Федоровича Черкасова в обители, располагавшейся на высоком берегу Оки, в Кожевенной слободе, возвели Георгиевскую церковь (она не сохранилась до нашего времени), собор во имя Воскресения Господня и храм Введения Пресвятой Богородицы с колокольней. Последние две церкви построили на месте более древних – деревянных Своим обликом Воскресенская церковь напоминает соборы других монастырей Мурома: Троицкого - возведенного немного раньше – в 1642 году и Благовещенского – несколько более позднего (1664 год). По композиции собор Воскресенского монастыря представляет собой пятиглавый храм с высоким кубом в основании. С западной стороны к нему примыкает трапезная с двускатным перекрытием. Кроме того, с северной и западной сторон его охватывает крытая галерея-гульбище с крыльцами, увенчанными четырехгранными шатрами Судить о первоначальном декоративном убранстве собора сейчас не представляется возможным, так как в 1792 году он пострадал от пожара, а в конце XIX века его оштукатурили, т.е. покрыли древнюю кладку толстым слоем цементного раствора. На рубеже столетий в соборе выполнили новые росписи. В это же время он получил четырехскатное перекрытие, окончательно исказившее его облик. Оно уничтожило очарование от ставшей традиционной в Муроме «горки» из двух рядов чередовавшихся больших и малых кокошников сложного профиля, дополненных небольшими кокошничками в основании барабанов. Кроме этого, барабаны с главками, очертания которых напоминают соборы ранее упомянутых монастырей, плохо согласуются с позднейшим перекрытием и создают впечатление «чужеродности». Следует отметить, что столь ярко выраженная разница в размерах кокошников верхнего и нижнего ряда, является отличительной особенностью именно этого храма. В убранстве соборов других муромских монастырей она отсутствует.

http://sobory.ru/article/?object=05785

Первым создателем его был сын и преемник Димитрия Донского Великий Князь Василий 1397–1416 года, а по сомнительному свидетельству одной летописи, Владимирский Князь Андрей Александрович 1291 г., соорудивший первую церковь Благовещения деревянную на мест Кучкова села 486 . Сперва сей храм назывался церковью Благовещенья на площади, на Великокняжеском, Государевом дворе, потом на Царских стенах, у Царской казны 487 , а в 1722 и 26 г. у Его Императорскаго Величества на сенях, потому что он на запад соединялся с набережными Государевыми палатами посредством сеней, а с востока стояла подле него кирпичная палата, построенная в 1483 году, или Казенный двор, замененный в 1758 году каменными галереями, в коих помещались Оружейная, Мастерская и Конюшенная палаты, сломанные 1770 года. В грамотах он именуется, подобно соседственному с ним Архангельскому, святою, великою, божественной соборною церковию 488 . Пресловутый в свой век иконописец Андрей Рублев с Гречином Феофаном и Прохором старцем расписал ее в 1405 году; тогда же у этого храма поставлены были первые в Москве боевые часы (часомерье) Лазарем Сербином. Пришедший в ветхость 1482 или 83 года, при Великом и Князе Иоанне III, он разобран был по казну и подклет Псковскими мастерами и вновь выведен, чрез шесть лет, был окончен, и 9 Августа 1489 года освящен Митрополитом Геронтием 489 . В 1508 г. Великий Князь Василий велел Феодору Едикееву с братией расписать по золоту стены его, Деисус, Праздники и Пророки иконостаса обложил драгоценными окладами, верх церковный покрыл и позолотил; с того времени церковь сия стала именоваться златоверхою. После великого пожара в Москве 1547 года, когда в златоверхой церкви сгорел Деисус Рублева письма, обложенный золотом и многоценные образа Греческого письма Царских прародителей 490 , тогда Царь Иоанн Васильевич, при возобновлении сего храма, Новгородским золотом позолотил верхи его 491 ; там, как видно из актов собора 1554 года, устроение жертвенника не у стены, новонаписанные иконы, библейское письмо и притчи были предметом спора и рассмотрения собора 492 , который утвердил то и другое, основываясь на древних образцах. К Благовещенской церкви в последствии, с южной стороны пристроена была с крыльцом паперть, где, по преданию, слушал божественную литургию Иоанн IV, как оглашенный, со времени вступление своего в четвертый брак; на лестнице с этой паперти, в 1584 году, Царь увидев комету с крестообразным знамением между Благовещенским собором и церковью С. Иоанна Лествичника , предсказал: «вот знамение моей смерти!» 493

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

поиск:   разделы   рассылка Алексей Минкин Место на карте Источник:  Московская правда Одним из памятников, связанных со стариной и завидным числом ярких человеческих жизней, является древнейший в Москве Богоявленский мужской монастырь. Теперь уже бывший, поскольку события распорядились так, что единственный из уцелевших иноческих храмов обращен в приходской... Богоявленский переулок, 2, – вот современный адрес монастырского собора. В известные годы переулок в Китай-городе, обязанный именем обители, был и Блюхеровским, и Куйбышевским. Сама же обитель некогда простиралась и к Никольской улице, и к Ветошному переулку. Она и звалась: " что за Ветошным рядом " или " за торгом " . Что ж, " торгу " вчера и сегодня здесь подчинено многое. На Ветошный, 11, выходит здание Казанского подворья, отстроенное по новой для купеческих нужд к 1874 году архитектором Стратилатовым. А прежнее – возможно, основанное патриархом Адрианом, связанное с легендарной школой братьев Лихудов, исследованное историком Снегиревым, было продано монастырем в частные руки. Рядом (Ветошный, 13) находится поднятое к 1870-м для купцов Бубновых тем же Стратилатовым Мещаниново подворье, верхний этаж которого нынче занимает галерея " Систематизм-арт " . Виды на монастырь и Кремль гарантированы. А еще там выставляются художники-фантазеры, замахнувшиеся на новый стиль в искусстве – систематизм. По их мнению, все изображаемое в мире раскладывается на три систематические составные: круг, квадрат и крест. Все верно: из окон просматривается квадрат внутреннего двора, Китайгородская округа и кресты Богоявленского собора. Символично. Правда, содействовавший украшению монастыря патриарх Адриан и помыслить, видно, не мог, что выходившие в Ветошный переулок подворские строения обители будут распроданы. Дойдет и до худшего: в 1905-м священноначалие монастыря, невзирая на протесты Московского археологического общества, постановило разобрать стоявшую по Никольской надвратную церковь Иоанна Предтечи 1672 года, а освободившийся участок пустить в оборот. " Свято место " на Никольской, 6, займет доходный дом руки зодчего Н. Благовещенского. Тогда, в конце XIX – начале XX столетия, о духовном распаде говорили многие. Кто-то открыто клеймил церковное сребролюбие, лицемерие и ханжество, одним из тех был интеллектуал Валентин Павлович Свенцыцкий, позднее принявший священство и косвенным образом соприкоснувшийся с Богоявленской обителью.

http://religare.ru/2_93215.html

Прошел вечер памяти протоиерея Владимира Шамонина декабря 2023 Вечер памяти протоиерея Владимира Шамонина " Открыты Царские врата пред нами... " состоялся 3 декабря в духовно-просветительском центре Спасо-Парголовского храма . " Сегодня, в канун Введения во Храм Пресвятой Богородицы, мы чтим память подвижника веры и молитвенника протоиерея Владимира Шамонина, - обратился со вступительным словом к собравшимся настоятель протоиерей Роман Ковальский . - Он был клириком нашего храма в 1944-1961 годах. Жизнь отца Владимира поучительна и полна испытаний, которые он с Божией помощью смог пройти с верой и смирением. Множество людей искали у него духовной помощи, и сегодня перед его могилой служатся панихиды и звучат молитвы " . Ведущие Серафим Добровольский и Элина Рузиева, открывая мероприятие, отметили, что название вечера − это строки из пасхального стихотворения отца Владимира: " Открыты Царские врата пред нами,  Святой огонь сияет от свечи…  Кругом опять расставили во храме  Цветные яйца, пасхи, куличи.  Еще темно, но солнышко играет,  Играет всеми красками небес. И радостно друг другу повторяем:  " Христос воскрес! " - " Воистину воскрес! " Участница молодежного хора Исаакиевского собора Анна Разинкова рассказала о детстве и юности отца Владимира, отметив, что еще во время его учебы в Кадетском корпусе императора Александра II и в Павловском военном училище он испытывал интерес к предмету " Закон Божий " и жаждал духовной жизни. Потому не приходится удивляться, что в 1902 году Владимир Шамонин поступает в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую оканчивает с дипломом кандидата богословия. Педагог воскресной школы Исаакиевского собора София Синяя выступила с сообщением " Супружество и первые годы служения отца Владимира Шамонина " . По воспоминаниям самого батюшки, записанным его дочерью Зоей, известно, что в 1905 году студент академии Владимир Шамонин посещает Оптину пустынь и испрашивает благословение на монашество у иеросхимонаха Иосифа (Литовкина), однако в ответ получает благословение жениться. Из отметки на билете на законный брак из Санкт-Петербургской духовной консистории следует, что 28 мая 1908 года Владимир Шамонин обвенчался с дочерью диакона Благовещенской церкви на Васильевском острове Варварой Михайловной Ливановой. Он был рукоположен в священный сан в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры и по собственному прошению направлен на приход в селе Сари Новоладожского уезда.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Прощеные дни. – Действо страшного суда С давних пор Москва любила веселиться на масленице. Катанье с гор, различные забавы, пиво, мед, и блины исстари составляли необходимую принадлежность московской масленицы. Но мирское веселье отнюдь не исключало основного характера этой недели, последней перед Великим постом, – характера приготовления к подвигу и покаянию. Православные москвичи тогда чаще и внимательней заглядывали к себе в душу и различными благочестивыми упражнениями старались вселить в нее покаянное настроение, примиряющее страсти и тревоги житейские. И в этом, как и во всем, святая Церковь своими обрядами и священнодействиями руководила Москву и давала должное направление ее спасительным заботам. Сам царь и святейший патриарх всегда шли впереди всех и служили для всех примерами в этих приготовлениях к посту и покаянию. В «неделю мясопустную», то есть в воскресенье перед масленицей, начинались особые обряды, которыми старая Москва достойно заканчивала мясоед и которые вместе с тем напоминали ей о близости Великого поста – времени суда над всеми делами и помышлениями. Рано утром, еще часа за три до света, царь незаметно выходил из своих кремлевских палат и тайно обходил все тюрьмы, приказы и богадельни. Все узники и колодники, томившиеся в тюрьмах и приказах, удостаивались посещения государя и великого счастья лицезреть его светлые царские очи. Царь всем им жаловал свою милостыню, собственноручно раздавал деньги, а многих и отпускал на свободу. В богадельнях царь навешал раненых, больных, сирот, подкидышей и никого не оставлял без своей царской милости. После заутрени святейший патриарх выходил с торжественным крестным ходом на Ивановскую площадь и совершал здесь молебствие перед образом Страшного Суда. Это молебствие совершалось с некоторыми торжественными особенностями и называлось действом страшного Суда. Вместе с патриархом на действо выходил и царь. Для совершения этого действа на площади, перед алтарем Успенского собора, устраивали обширный помост для святынь и обивали его красным сукном. На помосте приготовляли несколько аналоев для образа Страшного Суда, для иконы Божией Матери, что писал чудотворец Петр, для святых евангелий и устраивали стол для освящения воды. Перед помостом приготовлялось место для патриарха и покрывалось ковром, а около патриаршего места ставилось особое место для царя, обитое бархатом. Из Архангельского собора или из Благовещенского ключарь приносил образ Страшного Суда и перед ним ставился подсвечник.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010