Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОН (Дегтяренко Николай Федорович; 19.12.1884 (по др. данным, 4.12.1878), г. Глухов Черниговской губ. (ныне Сумской обл., Украина) - 21.08.1937, г. Барабинск Западно-Сибирского края (ныне Новосибирской обл.)), еп. Красноярский и Енисейский. В 1898 г. окончил церковноприходское уч-ще. В том же году поступил послушником в казанский в честь Преображения Господня мужской монастырь , где впосл. был пострижен в монашество с именем Никон. В 1906 г. окончил учительскую семинарию в с. Благовещенский Завод (ныне г. Благовещенск) Уфимского у. и губ. и в 1908 г.- миссионерские курсы при КазДА. В том же году Н. перешел в Таврическую епархию и был рукоположен во иерея при архиерейском доме в Симферополе. 24 нояб. 1911 г. назначен 3-м священником миссионерской Скорбященской ц. в с. Обдорск Берёзовского у. Тобольской губ. (ныне г. Салехард Ямало-Ненецкого автономного окр.) и 3-м миссионером Обдорской духовной миссии (Тобольские ЕВ. 1911. 24. Ч. офиц. С. 287). В 1915 г. перешел в томский во имя преподобного Алексия, человека Божия, мужской монастырь Томской епархии. В 1916 г. направлен в ардатовский в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь . В 1917 г. назначен настоятелем Селижаровского во имя Святой Троицы монастыря Тверской епархии. 23 дек. 1921 г. был арестован в Москве по обвинению в принадлежности к контрреволюционной организации, освобожден 31 дек. того же года. В 1922-1924 гг. являлся настоятелем Мефодиева Пешношского (Песношского) во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря Московской епархии. 6 дек. 1924 г. хиротонисан во епископа Могилёвского, также был назначен временно управляющим Гомельской епархией (до марта 1925). Был арестован вскоре после приезда в Могилёв, по адм. предписанию выслан в Киев. В марте 1925 г. переведен властями под наблюдение ОГПУ в Москву, продолжал управлять Могилёвской епархией. Патриаршим местоблюстителем Крутицким митр. сщмч. Петром (Полянским) был урегулирован вопрос о юрисдикции некоторых приходов между Н.

http://pravenc.ru/text/2577549.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить КОЧЕРГИНСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Вознесенский храм женского монастыря в с. Кочергино, нач. 2010-х годов Женский монастырь в честь Вознесения Господня в селе Кочергино Минусинской епархии 5 июля 2002 года по благословлению архиепископа Красноярского Антония (Черемисова) в село Кочергино прибыли первые три насельницы из Благовещенского монастыря города Красноярска для восстановления Вознесенского храма и создания женской обители при этом храме. Сестры разместились в здании бывшего детского сада. 20 июля того же года была отслужена первая праздничная служба Воскресению Христову и Казанской иконе Божией Матери с акафистом. Официально монастырь был учрежден в 2003 году . С 2005 года появилась традиция ежегодного совершения крестного хождения на праздник Вознесения от Минусинского Спасского собора до Вознесенского храма Кочергина. 1 июня 2006 года архиепископ Антоний возглавил торжественную праздничную Божественную литургию с чином освящения Вознесенского храма. В этот на небе явилось чудо - радуга вокруг облака. Монастырский храм осуществляет функцию приходского храма. Богослужения совершаются ежедневно. Вознесенский храм Вознесенский храм села Кочергино Минусинского уезда, 1910 год. Вознесенский приход в селе Кочергино Енисейской губернии был открыт в 1857 году. В состав прихода вошло население нескольких близлежащих деревень: Шошино, Мурино, Таскино, Жерлык и Белый Яр (по сведениям 1901 года в приходе числилось 4813 прихожан ). В этом же году в селе была заложена деревянная на каменном цоколе однопрестольная церковь в честь Вознесения Господня . Строительство церкви было завершено в 1862 году, а 8 января 1863 года храм был освящен. В 1879 году здание церкви ремонтировалось, эта церковь просуществовала по крайней мере до 1908 года, времени когда начала действовать настоящая каменная.

http://drevo-info.ru/articles/24329.html

" . Образ царя-воителя Давида, располагавшийся на южной двери иконостаса, был призван увековечить в глазах народа черты бессмертного царя-спасителя, властелина Москвы — вечного города, возродившегося из пепла, подобно некогда разрушенному и ставшему местом избавления от вражеского нашествия " граду-Давидову " — Иерусалиму. Темы поединка Давида с Голиафом, его противоборства с царем Саулом, побега Аввесалома должны были в иносказательной форме напоминать зрителям о подвигах и величайших военных заслугах августейшей особы - императора Александра Павловича. Не забыли авторы иконостаса и о теме появления на свет российского императора, поместив на левом клиросе иконостаса икону-картину с изображением равноапостольной Марии Магдалины - святой, тезоименитной императрице Марии Федоровне — матери Александра I. Сегодня, спустя почти два столетия, трудно дать иконостасу придела Александра Невского — этому выразительному памятнику русского декоративно-прикладного искусства первой четверти XIX века настоящую смысловую интерпретацию, пытаясь понять время, породившее это произведение. Слишком далека от нас александровская эпоха с ее главным событием — Отечественной войной 1812 года, оказавшей огромное влияние на развитие героико-патриотической тематики в русской национальной культуре. Но не смотря на толщу лет, отделяющую нас от событий того времени, думается, что перед нами произведение, принципы построения которого оказались созвучными не только художественно-стилистическим идеалам времени, но и идейным устремлениям эпохи, проникнутым высоким гражданским пафосом, героикой освободительной войны, темой чествования царя-триумфатора, царя-миротворца. Пропорционально выдержанный в гармоническом равновесии " пропилей " и арки архитектурно-художественный облик иконостаса прекрасно передавал тему великого подвига русского народа, и по замыслу его создателей должен был в глазах современников служить выражением торжества России над поверженным неприятелем и олицетворением " чудесного спасения Руси от нашествия Галлов и с ними двунадесяти языков " .

http://sobory.ru/article/?object=00951

Среди живописного ряда алтарной преграды храма Александра Невского значительный художественный интерес представляли иконы местного чина: " Преображение " , " Взятие ангелами Божией Матери на небо " , образ " Марии Магдалины " и изображение Александра Невского, написанные известным красноярским иконописцем и позолотчиком Мартыном Михайловичем Хозяиновым в 1816-1817 годах. Этот мастер, происходивший из крестьян Абаканского острога, благодаря незаурядному дару живописца, унаследованному им от отца, снискал себе широкую известность далеко за пределами Красноярска. В период работы над иконостасом М.М. Хозяинов посылал свои картины в петербургскую Академию художеств, которая по свидетельству П.А.Словцова, " отзывом своим поощрила его к продолжению благородного занятия " . По свидетельству С.И. Дараган, " написанные в классической итальянской манере картины и иконы Хозяинова, на расстоянии дают красочное впечатление. " Преображение " и " Взятие на небо " соответствуют по компановке работам Тициана и Рафаэля " . Действительно, сравнение картин-икон местного чина иконостаса Александра Невского, видимых на сохранившемся снимке 1920 года, с произведениями великих итальянцев обнаруживает, например, полное сходство композиции картины-иконы " Преображение " с картиной Рафаэля одноименного названия, хранящейся в Ватикане. В соответствии с канонами классицизма, правила которого не требовали изображения конкретного события в его реальной обстановке, была подобрана сюжетика ряда живописных изображений алтарной преграды. Сюжеты икон, расположенных на клиросах, были связаны с событиями из жизни библейских героев: царей Соломона и Давида, один из которых прославился своей мудростью, а другой своими военными подвигами. Северную дверь иконостаса занимало изображение царя Соломона, над которым располагалась сцена помазания его на царство. Таким образом, авторы идейно-содержательной части иконостаса придела Александра Невского в аллегорической форме намекали на связь российского самодержца Александра I с величайшим мудрецом всех времен, воспевая ему хвалебный гимн: " Подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет...

http://sobory.ru/article/?object=00951

Присутствие в прошлом в интерьере храма Александра Невского иконостаса с таким идейно-художественным содержанием позволяет рассматривать этот придел Благовещенской церкви как своеобразный храм-памятник, созданный жителями Красноярска в память о царствовании Александра I и главном событии александровской эпохи — Отечественной войне 1812 года. О памятном значении придела Александра Невского свидетельствовала не только архитектура иконостаса, но и другие элементы предметной среды интерьера храма, например, лампады при иконах местного чина, украшенные ампирной воинской атрибутикой — арматурой с вензелем Александра I — традиционным средством воплощения военно-мемориальной темы александровской эпохи. Многие из храмов-памятников, созданных в честь военных подвигов солдат и офицеров Русской армии, оказались разрушенными за годы Советской власти. Не избежал их участи и храм Благовещения в Краснярске. Бесследно исчезли элементы его внутреннего убранства и одна из его главных достопримечательностей — иконостас придела Александра Невского. Чудом сохранилась лишь икона с образом святого благоверного князя, написанная М.М. Хозяиновым. Она хранится в красноярском Покровском соборе. Сегодня, когда Благовещенская церковь возвращена верующим и восстанавливается усилиями многих людей и организаций, идея воссоздания иконостаса придела Александра Невского, возникшая в Центре по охране и использованию памятников истории и культуры, близка к воплощению. Благодаря сохранившимся подробным описаниям и уникальному фотоснимку 1920 года, сделанному С.И. Дараган, иконостас Александра Невского может быть воссоздан с достаточной степенью достоверности. Научно-проектная концепция воссоздания иконостаса, разработанная авторским коллективом красноярского института " Спецпроектреставрация " и специалистами Центра по охране памятников истории и культуры, получила одобрение Экспертного совета по охране культурного наследия при комитете по делам культуры и искусства администрации края. Эта концепция предполагает не только воссоздание архитектурно-художественного облика иконостаса придела Александра Невского и возвращение его прежнего военно-мемориального значения, но и придание всему придельному храму Александра Невского статуса храма-памятника.

http://sobory.ru/article/?object=00951

Источник: статья Шумова К.Ю. " История создания иконостаса придела Александра Невского Благовещенской церкви в Красноярске " , 1997г . Источник: Благовещенский приход открыт в 1801 г., ранее на месте Благовещенского собора стояла деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, которая в 1798 г. была перенесена на то место, где ныне находится Всехсвятская церковь. Ныне существующая каменная трехэтажная Благовещенская церковь была заложена 3 ноября 1804 г. по грамоте архиепископа Тобольского Варлаама, а окончена постройкой в 1812 г. Престолов в храме четыре: в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, во имя свят. благов. князя Александра Невского, во имя Иоанна Богослова и во имя пр. Зосимы и Савватия. В Благовещенской церкви имеется Всемилостивейше дарованный в нее в 1820 г. Государем Императором Александром Павловичем образ благ. князя Александра Невского (образ дарован по ходатайству купца Ивана Новикова). Рядом с церковью находится часовня в честь Иверской иконы Божией Матери, построенная в 1866 г. тогдашним старостой церкви Акуловым. При церкви имеется библиотека, состоящая из 74 томов книг и духовных журналов, и церковно-приходское попечительство. В районе прихода имеются три благоустроенных министерских одноклассных школы. Штатный причт в приходе состоит из священника и псаломщика. Жалования от казны причту не положено, а братских доходов получается на причт до 2000 руб. в год. Причтовых домов два, оба деревянные. Земель у церкви и причта нет. Капиталов церковных 300 руб., причтовых 5808 руб. 53 коп. В приходе 267 домов. Православного населения 1304 души обоего пола, католиков 38 чел., лютеран 5 чел., магометан 99 чел., евреев 53 чел., раскольников-беспоповцев 3 чел. Население прихода состоит из коренных сибиряков, казаков, мещан и крестьян, торговцев, ремесленников и разного рода служащих. «Краткое описание приходов Енисейской епархии» 1916 г. В центре Красноярска возвышается величественный храм жёлтого цвета. Это собор женского Благовещенского монастыря, единственной обители в центральной части Красноярска.

http://sobory.ru/article/?object=00951

Из документов архива Благовещенской церкви следует, что в начале 1812 года взамен непонравившегося прихожанам иркутского каменных дел мастера Ивана Прохорова, под руководством которого кирпичная кладка здания была выведена до сводов третьего этажа, из Енисейска был приглашен зодчий Иван Ильич Огрысков, происходивший из семьи потомственных служителей енисейского Спасского монастыря. С этим мастером было заключено условие закончить постройку через два года " по имеющемуся у онаго строителя Ларионова плану... нимало не отступая... во всей точности и препорции вышины как церкви, так и колокольни... " . Однако, в процессе строительства здания в его проектные " чертежи " были внесены некоторые изменения, связанные с упрощением конструкций колокольни и заменой " глухого " барабана главы придела Александра Невского на световой. Наблюдаемый на старинных снимках здания разительный стилистический контраст между нижним трехэтажным объемом церкви, возведенным И. Прохоровым, и венчающими элементами здания, заставляет думать, что изменения, произошедшие в облике Благовещенской церкви, были связаны с полной заменой архитектурных форм колокольни и храмового завершения. Венчание храмовой части и колокольня Благовещенской церкви являют собой пример не совсем верного освоения народными зодчими новых для архитектуры Приенисейского края того времени классицистических форм и приемов, при отказе от глубоко укоренившихся традиций " сибирского барокко " . За отступление от привычных архитектурных мотивов, характерных для творчества представителей " енисейской школы " сибирской архитектуры XVIII века, строителям Благовещенского храма в стремлении к ампирной монументальности здания пришлось заплатить некоторой алогичностью тектонического построения объема здания, гипертрофированным масштабом сооружения, достигнутым значительным укрупнением относительных размеров его венчающих элементов, особенно колокольни. Вместе с тем кажущаяся монотонность и однообразие архитектурных элементов нижнего трехэтажного объема церкви при укрупненном, почти гигантском масштабе верхних ярусов колокольни и контрастном сочетании отдельных элементов архитектурной композиции здания создавали впечатление величественного, державно-торжественного образа православного храма.

http://sobory.ru/article/?object=00951

Церковь в честь Воскресения Христова в Красноярске. Нач. XXI в. Церковь в честь Воскресения Христова в Красноярске. Нач. XXI в. Возрождение епархии началось с создания приходов, реставрации возвращенных и со строительства новых церквей. Первыми были зарегистрированы приходы в Сосновоборске, Дивногорске, с. Шиле, Талнахе. 6 дек. 1990 г. в разрушенном соборе Спасского мон-ря Енисейска архиерей совершил 1-й молебен. Несмотря на социально-экономические трудности, в 1992 г. на территории епархии насчитывалось 27 храмов, часовен и молитвенных домов (на 1990 - 13), в 1995 г.- 85, в 1999 г.- 124, в 2005 г.- 209, в 2010 г.- 277. 18 июля 1991 г. начато возведение 3-престольного 5-главого собора в честь Живоначальной Троицы в Шарыпове, освященного 3 дек. 1999 г. патриархом Алексием II в дни Первосвятительского визита в Красноярский край. В 1995-2002 гг. в Лесосибирске по проекту А. В. Банникова возведен 3-престольный 13-купольный Крестовоздвиженский собор (освящен 12 окт. 2002), один из самых больших храмов за Уралом (вместимость 1 тыс. чел.); приходом открыт единственный в России Музей современного христианского искусства. 19 авг. 2001 г., в праздник Преображения Господня и день 375-летия со дня основания с. Хатанги Таймырского Долгано-Ненецкого р-на, освящен один из самых сев. правосл. храмов мира - Богоявленский. 5 мая 1995 г. открыт красноярский Благовещенский женский монастырь. 18 июля 1996 г. зарегистрирован устав возрожденного туруханского Свято-Троицкого мужского мон-ря. В апр. 2000 г. возвращен епархии красноярский Успенский муж. мон-рь. В 2003 г. открыт Вознесенский мон-рь в с. Кочергине Курагинского р-на (с 28 дек. 2018 г. в ведении Минусинской епархии). В 1998 г. началось восстановление енисейского Иверского жен. мон-ря. В условиях отсутствия ДС наиболее сложной для Красноярской епархии была кадровая проблема. Во 2-й пол. 1990-1991 гг. было совершено ок. 100 священнических и диаконских хиротоний, в 90-х гг. XX в. действовали 4-годичные епархиальные богословско-пастырские курсы, на 2010 г. в епархии насчитывалось 202 клирика.

http://pravenc.ru/text/2458967.html

25 июля 2004 г. в Москву по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Первоиерарха РПЦЗ митр. Лавра (Шкурлы) из мон-ря св. равноап. Марии Магдалины в Гефсимании (Иерусалим) был доставлен серебряный ковчег с десницей Е. Ф. и частицей мощей св. Варвары в сопровождении представителя РПЦЗ в России Бостонского еп. Михаила (Донскова). 6 дней св. мощи находились в храме Христа Спасителя в Москве, где им поклонились более 40 тыс. чел., и 6 дней - в Даниловом во имя преподобного Даниила Столпника московском мужском монастыре . По дороге в Марфо-Мариинскую обитель был совершен молебен, на к-ром присутствовали игумении всех жен. мон-рей Москвы. Авиаперелеты с мощами были осуществлены в Якутск, в Анадырь, в Магадан, в Петропавловск-Камчатский, в Южно-Сахалинск, на о-в Итуруп (Курильский архипелаг), во Владивосток, в Мирный, в Нов. Уренгой. Из Владивостока в храме-вагоне в честь Смоленской иконы Божией Матери, принадлежавшем Миссионерскому отделу РПЦ, св. мощи отправляли на поклонение в Уссурийск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Биробиджан, Благовещенск, Читу, Улан-Удэ, Иркутск, Красноярск, Абакан, Новокузнецк, Кемерово, Томск, Новосибирск, Барнаул, Омск, Тобольск, Тюмень, Кызыл, Таштагол, Бийск, Рубцовск, Горно-Алтайск, Ишим. В Екатеринбурге св. мощи находились в храме во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, возведенном на месте дома Ипатьева. Затем св. мощи доставили в Свято-Троицкую ц. Алапаевска. В здании Напольной школы мощи были на поклонении сначала в музейной комнате, а затем в Екатерининской ц., богослужения в к-рой посещали алапаевские узники, и в алапаевском во имя новомучеников Российских мужском монастыре . Мощи трижды обнесли вокруг ограждения старой шахты, места кончины Е. Ф. Далее мощи проделали путь по Юж. и Центр. России, через Ставрополь, Ростов-на-Дону, Волгодонск, Таганрог, Новочеркасск, Шахты, Азов, Батайск, Тамбов, Воронеж, Ст. Оскол, Губкин, Курск, Железногорск, Орёл, Мценск, Оптин болховский в честь Рождества Пресвятой Богородицы и Святой Троицы женский монастырь , Брянск. Св. мощам смогли поклониться жители Белоруссии, Латвии, Литвы, Казахстана, Киргизии, Азербайджана. Почти за 7 месяцев в 140 городах и в 61 епархии ок. 10 млн чел. поклонились святыне, в кон. февр. 2005 г. св. мощи вернулись в Москву, где Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий возглавил встречу мощей. В наст. время св. мощи возвращены в Иерусалим в Гефсиманию.

http://pravenc.ru/text/189843.html

В череде событий, связанных с возведением в Красноярске каменной церкви Благовещения, любопытна история возникновения и строительства ее придельного храма в честь благоверного князя Александра Невского. Первоначальный замысел о сооружении двухэтажной церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом Иоанна Богослова, созревший в среде жителей Красноярска к 1795 году, был после 1801 года изменен, в связи с восшествием на российский престол императора Александра I. Красноярцы, проявляя в духе времени и сообразно событиям всегосударственного масштаба верноподданнические чувства, решили дополнить предполагавшуюся к постройке церковь придельным храмом в честь благоверного князя Александра Невского. Идея строительства трехпрестольного храма нашла отражение в проектных " планах " здания, составленных по просьбе прихожан находившимися в Красноярске тобольскими мастерами иконостасных дел Григорием Бусыгиным и Алексеем Поспеловым. Авторами постройки за основу была взята композиция русской двухэтажной трапезной церкви, получившей широкое распространение в сибирской архитектуре на рубеже XVIII — XIX веков. Из-за нежелания нарушать симметрию избранного плана Г. Бусыгин и А. Поспелов дополнили здание третьим этажем, где разместили придельный храма Александра Невского. В результате такоого смелого решения церковь получила необычную трехэтажную композицию с отчетливым развитием архитектурных масс в высоту. Оригинальность архитектуры здания заключалась в том, что алтарь придельного храма Александра Невского в виде хоров выходил в подкупольное пространство храма Иоанна Богослова, располагавшегося на втором этаже церкви. По этому поводу генерал-губернатор Сибири граф М.М. Сперанский, побывавший в Красноярске в 1819 году, оставил в своем дневнике такую запись об осмотренной им Благовещенской церкви: " В верхнем этаже придел во имя Александра Невского... сама церковь довольно замысловата, ибо алтарь третьего этажа поставлен на хорах второго так, что со второго открывается весь вид алтаря " . Факт создания проектных планов Благовещенской церкви народными мастерами, а не академически обученными зодчими, заставляет, по словам московского искусствоведа С.С. Попадюка, изучавшего памятник в конце 1970-х годов, " отказаться от привычного распространенного мнения, будто " европеизация " сибирского зодчества на рубеже XVIII-XIX веков была связана исключительно с деятельностью профессиональных архитекторов " . 

http://sobory.ru/article/?object=00951

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010